Предшкольная подготовка в нужном формате. Презентация на тему "предшкольная подготовка детей". Какой предмет нужен, чтобы

Введение… …………………………………………………………………..

Глава I Подготовка детей к школе

……………………………………………

1.1.Теоретические аспекты подготовки детей к школе

1.2.Диагностические методики, определяющие готовность детей

к школьному обучению:

Фронтальное обследование………………………………………………

Индивидуальное обследование…………………………………………..

2..1.О готовности дошкольников к обучению в школе……………………..

2.2.Предшкольная подготовка: ее цели и задачи…………………………….

    Как готовить ребенка к школе (материалы к родительскому

собранию)……………………………………………………………………

2.3.Организация комфортного обучения в период адаптации

первоклассников……………………………………………………………

    Приложение 1. Диагностическая карта для записи детей в школу…….

Приложение 2. Тест для записи детей в школу…………………………..

Приложение 3. Анкета для родителей…………………………………….

Заключение

ВВЕДЕНИЕ.

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути ребенка. Каждый школьник, достигая определенного возраста, идет в школу. Каждый учитель начальных классов, набирая первый класс, начинает предшкольную подготовку детей и их родителей за год до поступления малыша в школу и, конечно же, каждый учитель сталкивается с проблемой обеспечения благополучной адаптации своих учеников. От того, насколько хорошо педагог сумеет решить проблемы предшкольной подготовки и адаптационного периода, зависит не только успешность обучения первоклассников, но и их эмоциональное отношение к школе, душевное и физическое здоровье.

«Первоклассник – это человек, который еще хочет ходить в школу» – написано в журнале « Начальная школа» №8 2005г. Как же следует организовать процесс подготовки к школе и обучению в ней, чтобы превратить любопытство малыша в стойкий познавательный интерес школьника? Ответ на этот вопрос ищут многие ученые-педагоги, психологи и учителя-практики. Следовательно, данную тему я выбрала, чтобы показать актуальность данной проблемы и необходимость продуманного подхода к организации предшкольной подготовки к обучению первоклассников.

Цель работы – показать, что возможна такая организация процесса подготовки и обучения, при которой начинающий ученик сможет успешно реализовать появившиеся у него в дошкольном детстве стремление к обретению нового статуса (нетерпеливое желание поскорее вырасти, мечта стать школьником).

Задачи:

Во-первых, изучить теоретический материал по теме «Предшкольная подготовка и адаптационный период первоклассника», во-вторых, изложить некоторые аспекты готовности и подготовки детей к школе; в-третьих, изучить опыт работы учителей начальных классов по данной проблеме, опираясь на статьи и журналы для учителей начальных классов.

Осознание актуальности данной проблемы позволит учителям скорректировать свою деятельность в подготовительный период.

КАК ГОТОВИТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ.

Крепкое здоровье ребенка - основа успешного обучения в школе. В настоящее время уже ни для кого не является секретом, что все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Конечно же, это не проходит бесследно и приводит в дальнейшем к целому комплексу школьных проблем.

Необходимо твердо понять, что ни от чего здоровье не ухудшается. Ведь школа - очень серьезный, переломный этап для ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, и новые нагрузки, напряженный умственный труд, ограничение движений.

Ребенок, привыкший много играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой, которая чаще всего не подходит под его рост, не имеет подножки. Резко сокращается время отдыха, прогулок, вырастают эмоциональные нагрузки. Первокласснику нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 6-7 лет это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей непосильный.

Как выглядит здоровый ребенок? Активный, веселый, с хорошим настроением, у него прекрасный аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться и минут двадцать может работать очень внимательно, не отвлекаясь.

Отдельно хотелось бы сказать о детях с нарушением нервно-психического здоровья. У них чаще всего возникают в школе различные проблемы, они выделяются уже в детском саду, доставляя много хлопот воспитателям, они чересчур живые, их невозможно удержать на одном месте, заставить внимательно слушать, усердно заниматься каким-то делом. Они плаксивы, раздражительны, суетливы, драчливы, постоянно кричат, при малейшей неудаче обижаются, плачут, даже пускают в ход кулаки.

Конечно, такие дети часто вызывают раздражение даже у любящих родителей. И прежде чем наказать ребёнка, обвинять его, строго требовать подчинения, необходимо разобраться, не связано ли его поведение с нарушением здоровья и не требуется ли помощь врача. Этот ребенок обречен на тяжелую адаптацию к школе, на целый комплекс проблем и в итоге, на серьезный срыв здоровья.

Особое внимание при подготовке ребенка к школе надо обратить на его речь. Речь маленьких детей в период формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Однако, все возрастные неправильности произношения исчезают к 4-5 годам. Этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия.

Дефекты в звукопроизношении могут быть разными по своей сложности и проявлениям, но их надо устранить еще до начала обучения в школе. И не теряйте времени, иначе дефекты закрепятся, и малыш будет писать слова так, как слышит и говорит. Поэтому необходимо прислушиваться, правильно ли говорит ваш ребенок. Очень часто родители, привыкнув к речи сына или дочери, слышат, какие звуки произносятся неправильно. Что же делать, если станет ясно, что не все звуки ребенок произносит правильно. Главное - не надейтесь на то, что эти речевые недостатки исчезнут сами собой. Самое разумное - обратиться за помощью к специалисту-логопеду. Ведь коррекция звукопроизношения – сложный длительный процесс и заняться им нужно как можно раньше.

На что еще в эти последние месяцы перед школой необходимо обратить особое внимание?

Прежде всего – постепенно приучить ребенка к новой организации жизни, в которой чередуются такие виды деятельности, как занятия, отдых, питание, игры, сон. Другими словами, чтобы облегчить переход к первому, наиболее тяжелому этапу школьной жизни, необходимо воспитать у ребенка привычку действовать по новому распорядку дня – уроки, домашние задания, прогулки и т.п.

Это необходимо для того, чтобы сформировать у ребенка выносливость, выработать такие навыки, аккуратность, организованность, проявление силы воли, которые пригодятся ему в будущем.

Малыша нужно научить быть самостоятельным – самостоятельно одеваться, уметь пользоваться приборами за столом, владеть гигиеническими навыками, в определенное время вставать и ложиться, завтракать, обедать, ужинать, гулять, играть.

Если вовремя не привить необходимые навыки, ребенок будет выглядеть среди будущих первоклассников неловким и неуклюжим, «неумехой», чем он рискует вызвать и насмешки детей и недовольство учителя. А главное, все это будет отягощать его, приведет к излишнему утомлению и в результате к ухудшению здоровья.

Также, стоит уделять 15-20 минут в день для занятий с ним (более продолжительные, еще трудны для него). Главное, надо стремиться к тому, чтобы малыш в течение этого времени научился внимательно, сосредоточенно работать. Это может быть - рисование, лепка, конструирование, мозаика, важно, чтобы он умел слушать взрослого. Понимать вопросы, выполнять задания. Необходимо помнить о временных интервалах занятий, т.к. через 10 минут ребенок уже может не слушать вас, крутиться, лезть под стол, зевать. Сразу же прервите занятие, отвлеките его, дайте отдохнуть. Ни в коем случае не досиживайте «обязательные» 20 минут. Уговоры, упреки, наказание здесь не помогут. Результатом будет утомление, негативная реакция и в итоге нежелание учиться. Будьте доброжелательны и терпеливы, не забывайте похвалить ребенок даже за самый маленький успех и труд. Еще хотелось бы уделить внимание тому, что часто родители очень мало читают детям. Желательно читать по 10-15 минут в день с обязательным рассматриванием картинок и беседой по прочитанному, задавать ребенку простые вопросы: « О чем читали?», «Кто из героев понравился почему?».Вы научите ребенка высказываться, любить книгу, думать, рассуждать.

Предлагайте ребенку рассказывать о делах в д/ саду, о прожитом дне, его открытость и доверительность вам помогут заметить едва намечающиеся проблемы, а поможет их вам избежать учитель начальных классов. Первый учитель- важный человек не только в жизни ребенка, но и всей семьи. Родителям хорошо бы установить тесный контакт с педагогом, согласовать требования, чтобы ребенок не пострадал от разногласий, прислушаться к советам, предложить помощь в организации праздников и общих дел - любое участие взрослых в школьной жизни пойдет на пользу ребенку, и тогда, сын, или, дочь будут иметь повод гордиться своими родителями. Если родителей не устраивает или не понятна методика обучения, то нужно попросить учителя разъяснить ее особенности и преимущества перед другими способами обучения. Любой учитель сделает это охотно, так как он заинтересован видеть в родителях помощников, а не критиков.

Многие родители, зная о том, что программа в школе сложная, стремятся научить детей читать. Их желание облегчить жизнь ребенку в школе, похвально, но не всегда правильно они это делают, а переучивать гораздо сложнее. Ребенок читает неправильно, нервничает, у него пропадает всякое желание учиться и возникает «школобоязнь».

Совсем не желательно учить ребенка писать. Лучше, если ребенок будет больше рисовать, печатать буквы, устно считать, сравнивать. Очень хорошо. Если ребенок будет знать имена всех членов семьи, профессию своих родителей, время суток, дни недели, времена года и их признаки, развивайте пространственные и количественные представления: больше, меньше. Равно, выше, ниже, длиннее, короче, дороже, дешевле. В общем, пусть малыш больше знает об окружающем его мире. Т.е. имеет широкий кругозор, будет любознательным, внимательным, усидчивым и тогда у него не будет проблем в этот трудный для него период. Многое зависит от вас, от вашего терпения и организованности, желания помочь своему ребенку. Только при этом условии вы сохраните и его здоровье, и интерес к учебе.

Что такое предшкольное образование «Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».




Аргументы против несозревшая мотивация шестилеток к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз % шестилеток являются зрелыми, более 49 % среднезрелыми, а 32,2 % незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.




Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности. Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.






Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы; ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ






Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми. А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре). Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития: 1 линия – формирование произвольного поведения; 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами); 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации; 4 линия – мотивационная готовность». Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».


Чему и как учить детей предшкольного возраста. ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе; ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников; ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника; НЕОБХОДИМО НЕОБХОДИМО:


Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе. школьной зрелостью под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.


Физическая готовность это состояние здоровья, определенный уровень морфо- функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.


Активность, инициативность, самостоятельность, ответственность; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия; руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе; это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной); Личностная готовность


Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр) Интеллектуальная готовность


Возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.






2. Проявление эмоциональных состояний в движении: свобода, непринуждённость движений, плечи расставлены, корпус прямой, походка естественная, упругая, естественность и разнообразие а позах, их сменяемость; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная, спокойная.


3. Развитие движений: перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку; сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой); бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой); подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее раз); прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).


4. Социальное развитие: Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми; Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам); Чувствует настроение близких и сверстников. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм. Имеет представление о себе и своих возможностях.


5. Развитие речи и речевого общения: Правильно произносит все звуки родного языка. Умеет выделить звуки в слове. Говорит простыми распространёнными предложениями. Правильно строит сложные предложения. Составляет связный рассказ по сюжетной картинке. Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью. Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).


6. Познавательное развитие: Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране. Знаком с культурой быта; Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи. Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.). Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.


6. Познавательное развитие. Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации). Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре. Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности. Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира. Осуществляет деятельность по образцам и по правилам. Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.


7. Эстетическое развитие: Знаком с литературными произведениями Может сочинить сказку. Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности; самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации; уверенно владеет техническими навыками и умениями; Эмоционально воспринимает музыку


Компетентности: социальная, коммуникативная интеллектуальная физическая. Черты характера: эмоциональность креативность произвольность инициативность самостоятельность ответственность самооценка свобода поведения рефлексивность Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста



  • МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
  • ТЕМПОВСКАЯ ООШ
«Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
  • Что такое предшкольное образование
  • «Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».
  • От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка.
  • Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности.
  • Актуальность проблемы
  • Аргументы против
  • несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению
  • ухудшение здоровья детей
  • преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей
  • Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % - “среднезрелыми”, а 32,2 % - незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.
  • Аргументы
  • В возрасте пяти лет дети получают «определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».
Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
  • Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности.
  • Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.
  • Это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в это общество (социализацию).
  • Предшкольное образование
  • социальная цель - обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников;
  • педагогическая цель - развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению.
  • ЦЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;
укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
Понятие «Готовность к школе»:
  • Понятие «Готовность к школе»:
  • предпосылки учебных умений;
  • новые социальные роли ученика;
  • познавательные интересы будущего школьника;
  • умственные операции (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.
  • Особенности предшкольного образования
  • Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми.
  • А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же - в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре).
  • Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития:
  • 1 линия – формирование произвольного поведения;
  • 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами);
  • 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации;
  • 4 линия – мотивационная готовность».
  • Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения».
  • Наука о готовности к
  • дошкольному образованию
  • Чему и как учить детей предшкольного возраста.
  • ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе;
  • ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников;
  • ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника;
  • НЕОБХОДИМО:
под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
  • Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе.
  • под школьной зрелостью подразумевается уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.
  • Физическая готовность
  • это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.
  • активность, инициативность, самостоятельность, ответственность;
  • умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия;
  • руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе;
  • это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);
  • Личностная готовность
  • Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления,
  • овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)
  • Интеллектуальная готовность
  • Интеллектуальная готовность
  • возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации);
  • выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.
  • Психологический портрет выпускника ДОУ
Группа здоровья
  • 1. Здоровье и физическое развитие
  • Группа здоровья
  • соответствие антропометрических показателям возрастной норме
  • 2. Проявление эмоциональных состояний в движении:
  • свобода,
  • непринуждённость движений,
  • плечи расставлены,
  • корпус прямой,
  • походка естественная, упругая,
  • естественность и разнообразие а позах, их сменяемость;
  • взгляд прямой, открытый, заинтересованный;
  • мимика живая, выразительная, спокойная.
  • 3. Развитие движений:
  • перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку;
  • сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой);
  • бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой);
  • подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее 10-20 раз);
  • прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).
  • 4. Социальное развитие:
  • Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми;
  • Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам);
  • Чувствует настроение близких и сверстников.
  • Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения.
  • Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм.
  • Имеет представление о себе и своих возможностях.
  • 5. Развитие речи и речевого общения:
  • Правильно произносит все звуки родного языка.
  • Умеет выделить звуки в слове.
  • Говорит простыми распространёнными предложениями.
  • Правильно строит сложные предложения.
  • Составляет связный рассказ по сюжетной картинке.
  • Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью.
  • Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).
  • 6. Познавательное развитие:
  • Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране.
  • Знаком с культурой быта;
  • Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи.
  • Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы.
  • Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.).
  • Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.
  • 6. Познавательное развитие.
  • Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации).
  • Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре.
  • Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности.
  • Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира.
  • Осуществляет деятельность по образцам и по правилам.
  • Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.
  • 7. Эстетическое развитие:
  • Знаком с литературными произведениями
  • Может сочинить сказку.
  • Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности;
  • самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации;
  • уверенно владеет техническими навыками и умениями;
  • Эмоционально воспринимает музыку
  • Компетентности:
  • социальная,
  • коммуникативная
  • интеллектуальная
  • физическая.
  • Черты характера:
  • эмоциональность
  • креативность
  • произвольность
  • инициативность
  • самостоятельность
  • ответственность
  • самооценка
  • свобода поведения
  • рефлексивность
  • Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста
  • Умение управлять своими эмоциями;
  • Проявление способности к учебным действиям;
  • умение принять учебную задачу
  • Адекватное отношение к самому себе.
  • кризис 7 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ г. РОСТОВА-НА-ДОНУ сайт

Слайд 2

Что такое предшкольное образование

«Предшкольное образование - старшая ступень дошкольного, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения (организации) или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание детей на материал первого класса».

Слайд 3

От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Предшкольное образование занимает третье место (после высшего и начального) по степени важности. Актуальность проблемы

Слайд 4

Аргументы против

несозревшая мотивация “шестилеток” к обучению ухудшение здоровья детей преимущество программ дошкольного образования для сохранения здоровья и эмоционального благополучия детей Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков: по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в 5 раз. 18.5 % шестилеток являются “зрелыми”, более 49 % - “среднезрелыми”, а 32,2 % - незрелыми в плане функциональной готовности к обучению.

Слайд 5

Аргументы ЗА В возрасте пяти лет дети получают «определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере».

Слайд 6

Что такое «Предшкольная подготовка»? Цели, задачи, особенности.

Главная цель предшкольной подготовки – выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы.

Слайд 8

социальная цель- обеспечение возможности единого старта шестилетних первоклассников; педагогическая цель- развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, формирование его готовности к систематическому обучению. ЦЕЛИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 9

ЗАДАЧИ ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста; отбор содержания образования детей на ступени предшкольного образования, которое обеспечит сохранение самоценности этого периода развития, отказ от дублирования содержания обучения в первом классе школы;

Слайд 10

укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться; формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Слайд 11

Особенности предшкольного образования

Понятие «Готовность к школе»: предпосылки учебных умений; новые социальные роли ученика; познавательные интересы будущего школьника; умственные операции (сравнение, классификация, анализ, обобщение и пр.

Слайд 12

Таким образом, готовность ребенка к школе предполагает развитие системы деятельности ребенка (выбор средств, способов, умение ставить перед собой цель и добиваться ее); расширение его кругозора и стимулирование познавательной активности; формирование произвольности и свободы поведения; самостоятельности, умения обслуживать себя, умения общаться со сверстниками и взрослыми. А.А. Леонтьев: С пяти до семи лет, как правило, происходит «выравнивание» резервов здоровья. Главное же - в появлении личностных новообразований, таких, как воображение, овладение своими эмоциями, наглядно-образное мышление (формируются в настоящей полноценной игре). Д.Б. Эльконин: «Готовность ребенка к школьному обучению определяется по четырем линиям его развития: 1 линия – формирование произвольного поведения; 2 линия – познавательная деятельность (овладение средствами и эталонами); 3 линия – переход от эгоцентризма к децентрации; 4 линия – мотивационная готовность». Л.С. Выготский: во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов, если не к школе, то, во всяком случае, к «деятельности учения». Наука о готовности к дошкольному образованию

Слайд 13

Чему и как учить детей предшкольного возраста.

ИЗУЧИТЬ психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе; ОПРЕДЕЛИТЬ основы организации успешного обучения и воспитания дошкольников и младших школьников; ВЫДЕЛИТЬ качества личности будущего первоклассника; НЕОБХОДИМО:

Слайд 14

Психологические и психофизиологические особенности детей, готовых к обучению в школе.

под школьной зрелостью подразумеваетсяуровень морфологического, функционального и интеллектуального развития ребенка, при котором требования систематического обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для него чрезмерно утомительными.

Слайд 15

Физическая готовность это состояние здоровья, определенный уровень морфо-функциональной зрелости организма ребенка, необходимый уровень развития двигательных навыков и качеств, в особенности тонких моторных координаций, физическая и умственная работоспособность.

Слайд 16

Личностная готовность

активность, инициативность, самостоятельность, ответственность; умение слушать другого и согласовывать с ним свои действия; руководствоваться установленными правилами, умение работать в группе; это определенный уровень произвольности поведения, сформированность общения, самооценки и мотивации учения (познавательной и социальной);

Слайд 17

Интеллектуальная готовность

Развитие образного мышления, воображения и творчества, основ словесно-логического мышления, овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); родным языком и основными формами речи (диалог, монолог); элементами учебной деятельности внутри других специфически детских видов деятельности (конструирования, рисования, лепки, различных игр)

Слайд 18

возникновениедецентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); выделение задачи из общего контекста деятельности, осознание и обобщение способов решения, планирование и контроль; наличие у детей представлений о мире людей, вещей, природе.

Слайд 19

Психологический портрет выпускника ДОУ

  • Слайд 20

    1. Здоровье и физическое развитие

    Группа здоровья соответствие антропометрических показателям возрастной норме

    Слайд 21

    2. Проявление эмоциональных состояний в движении: свобода, непринуждённость движений, плечи расставлены, корпус прямой, походка естественная, упругая, естественность и разнообразие а позах, их сменяемость; взгляд прямой, открытый, заинтересованный; мимика живая, выразительная, спокойная.

    Слайд 22

    3. Развитие движений: перекладывание двумя пальцами группы мелких предметов (спичек) по одному в коробку; сохранение статического равновесия, стоя на начерченной линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой); бег с преодолением препятствий (обегание предметов змейкой); подбрасывание мяча и ловля его (не прижимая к груди, не менее 10-20 раз); прыжок в длину с места (длина прыжка не менее 100 – 120 см).

    Слайд 23

    4. Социальное развитие: Способен вступать в общение со знакомыми взрослыми; Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входят в разнообразные объединения по интересам); Чувствует настроение близких и сверстников. Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднения. Регулирует своё поведение на основе усвоенных правил и норм. Имеет представление о себе и своих возможностях.

    Слайд 24

    5. Развитие речи и речевого общения: Правильно произносит все звуки родного языка. Умеет выделить звуки в слове. Говорит простыми распространёнными предложениями. Правильно строит сложные предложения. Составляет связный рассказ по сюжетной картинке. Поддерживает диалог, умет привлечь внимание своей речью. Речь лексически богата (обобщающие слова, синонимы, антонимы, сравнения).

    Слайд 25

    6. Познавательное развитие: Имеет представление о природе, о рукотворном мире, о своём городе, стране. Знаком с культурой быта; Задаёт вопросы, экспериментирует, устанавливает причинно-следственные связи. Раскладывает по величине десять и более предметов одинаковой формы. Может объединять предметы на основе общих понятий (одежда, обувь, посуда, транспорт и др.). Может запомнить в ситуации дидактической игры 6-7 названий предметов.

    Слайд 26

    6. Познавательное развитие. Использует незаконченную фигуру (неполное изображение или недостроенную конструкцию) как деталь сюжетной композиции (в конструировании, рисовании, аппликации). Может самостоятельно реализовать собственные замыслы в игре. Реализует замыслы в конструировании и других продуктивных видах деятельности. Использует наглядные модели и символические средства (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира. Осуществляет деятельность по образцам и по правилам. Может работать в едином темпе и ритме с другими детьми в группе.

    Слайд 27

    7. Эстетическое развитие: Знаком с литературными произведениями Может сочинить сказку. Создаёт индивидуальные художественные образы с помощью выразительных средств (цвет, композиция, форма, ритм и т.д.) в разных видах изобразительной деятельности; самостоятельно, творчески воплощает замысел в рисунке, лепке, аппликации; уверенно владеет техническими навыками и умениями; Эмоционально воспринимает музыку

    Слайд 28

    Критерии качества образования ЛИЧНОСТИ предшкольного возраста

    Компетентности: социальная, коммуникативная интеллектуальная физическая. Черты характера: эмоциональность креативность произвольность инициативность самостоятельность ответственность самооценка свобода поведения рефлексивность

    Слайд 29

    Умение управлять своими эмоциями; Проявление способности к учебным действиям; умение принять учебную задачу Адекватное отношение к самому себе. кризис 7 лет

    Посмотреть все слайды

    Начало обучения в школе - один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, педагогическом так и в физиологическом плане. Это новые условия жизни и деятельности человека - новые контакты, новые отношения, новые обязанности .

    В психолого-педагогической науке проблеме подготовки детей предшкольного возраста уделяли большое внимание психологи, педагоги, философы, и дидакты.

    Рассмотренные в отечественной психологии представления о психологической готовности ребенка к школе во многом основываются на сформулированной Л.С. Выготским идее о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе знаний и умений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Готовность к школе, связывалась автором прежде всего, со способностью обобщать, дифференцировать в соответствующих категориях предметы и явления окружающего мира, устанавливать причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы .

    Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Наблюдение физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой. При традиционной системой обучения из этих детей, как правило, формируются отстающие и второгодники .

    Отечественный психолог Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д." .

    Психологи Г.Г. Кравцов и Е.Е. Кравцова, говоря о готовности к школьному обучению, подчеркивают ее комплексный характер. Однако структурирование этой готовности идет не по пути дифференциации общего психического развития ребенка на интеллектуальную, эмоциональную и другие сферы, а виды готовности. Данные авторы рассматривают систему взаимоотношений ребенка с окружающим миром и выделяют показатели психологической готовности к школе, связанные с развитием различных видов отношений ребенка с окружающим миром. В таком случае основными сторонами психологической готовности детей к школе являются три сферы: отношение к взрослому, отношение к сверстнику, отношение к самому себе .

    Почти все авторы, исследующие психологическую готовность к школе, уделяют произвольности особое место в изучаемой проблеме. Д.Б. Эльконин считал, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем игра в одиночку. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно. "Функция контроля еще очень слаба, - пишет Д.Б. Эльконин, - и часто еще требует поддержки со стороны ситуации, со стороны участников игры. В этом слабость этой рождающейся функции, но значение игры в том, что эта функция здесь рождается. Именно поэтому игру можно считать школой произвольного поведения" .

    В исследованиях Л.А. Венгера и Л.И. Цеханской мерой и показателем готовности к школьному обучению выступило умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Данное умение связывалось со способностью овладения общим способом действования в ситуации задачи .

    Отечественный психолог Н.Г. Салмина в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет: 1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированности семиотической функции; 3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы и др. Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семиотической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребенка .

    В работах Е.Е. Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка. Выделяются три сферы - отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности .

    Предпосылки учебной деятельности, по данным А.П. Усовой, возникают только при специально организованном обучении, иначе у детей наблюдается своеобразная "необучаемость", когда они не могут выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать и оценить свою деятельность .

    Исследование Е.О. Смирновой, посвященное коммуникативной готовности шестилетних детей к школьному обучению, дает интересное объяснение, почему именно к концу дошкольного возраста у детей появляется потребность в общении со взрослым на новом уровне. Коммуникативная готовность к школе рассматривается как результат определенного уровня развития общения со взрослым .

    С физиологической точки зрения младший школьный возраст - это время бурного физического роста, когда дети быстро тянуться вверх, когда особенно очевидна дисгармония в физическом развитии, когда она явно опережает нервно-психическое развитие ребенка. Это сказывается в ослаблении нервной системы, что проявляется в повышенной утомляемости, беспокойстве, повышенной потребности в движениях. Все это усугубляет ситуацию для ребенка, истощает его силы, снижает возможности в опоре на ранее приобретенные психические образования. В связи с этим становится понятной тревога родителей и врачей за ход адаптации ребенка к школе.

    Следующим фактором успешности является состояние здоровья ребенка (физическая готовность к обучению) - один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее - часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений .

    Готовность ребенка к началу систематического обучения является следующим не менее важным фактором. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства . Готовность ребенка к школе определяется уровнем развития личности в интеллектуальном, мотивационном, коммуникативном и физическом отношениях.

    Важность личностной и интеллектуальной готовности к школе подчеркивала Л.И. Божович. Она считала, что эти аспекты важны как для успешного овладения учебной деятельностью, так и для скорейшей адаптации ребенка к новым условиям; успешность обучения во многом зависит и от уровня мотивационного развития, уровня произвольности поведения и развития интеллектуальной сферы .

    Таким образом, психологическая готовность ребенка к школьному обучению представляет собой структуру взаимосвязанных элементов: мотивационного (внутренняя позиция школьника), волевого (способность подчинять свои действия правилу), интеллектуального (наличие внутреннего плана действия, сформированность знаковой функции сознания и т.д.). Так же следует сказать, что высокие показатели психологической готовности, как правило, обеспечивают успешность адаптации ребенка к школе, однако не гарантируют, что в начальной школе у ребенка не возникнет проблем.

    Адаптация детей к школе в значительной степени определяется и такими факторами, как содержание обучения и методика преподавания. Рациональная организация учебных занятий и режима дня существенно облегчает процесс адаптации детей к школе. При этом важно учитывать, что расписание учебных занятий, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ, а также условия школьной среды должны соответствовать возрастным функциональным возможностям первоклассников.

    В известной степени облегчает адаптацию к школе предварительное пребывание детей в детском саду. На развитие и течение адаптационного процесса влияет характер воспитания в дошкольном возрасте. Быстрее адаптируются дети, посещавшие до школы детский сад, а у тех, кто воспитывался дома, чаще наблюдались двигательная расторможенность, нежелательные изменения в характере общения со сверстниками. "Незрелые" школьники, среди посещавших, детский сад встречаются вдвое реже, чем среди детей из домашних условий. В специальной литературе встречаются сведения о том, что для овладения каким-либо видом деятельности (игровой, учебной и т.д.) на предыдущем этапе развития должны быть сформированы определённые предпосылки, позволяющие перейти ребёнку к этой деятельности без особых затруднений. В то же время предпосылками не могут считаться структурные компоненты этой деятельности.

    Предпосылки учебной деятельности можно разделить на две основные группы:

    психологические (т.е. достаточный уровень развития познавательных процессов: внимания, памяти, наглядно-образного, логического мышления, воображения, произвольности психических процессов; умение усваивать и применять общие способы действия, находить самостоятельно способы решения новых задач и т.д.);

    коммуникативные или психосоциальные (умение слушать и слышать, подчинять свои действия инструкциям и замечаниям, понимать и принимать учебную задачу, свободно владеть вербальными средствами общения, целенаправленно и последовательно выполнять учебные действия и действия контроль и оценки) .

    Проблема психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе тесно связана с изменением ведущего вида деятельности в данном возрастном периоде, а именно с переходом от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. Согласно периодизации Д.Б. Эльконина, кризис семи лет знаменателен тем, что ребенок от ориентации на усвоение социальных норм и отношений между людьми обращается к усвоению способов действий с предметами.

    Анализ, проведенный в исследованиях Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, показал, что учебная деятельность имеет специфическую структуру, включающую:

    • · учебные задачи;
    • · учебные действия;
    • · контроль;
    • · оценку .

    Одной из задач подготовки детей к школьному обучению является формирование у ребенка некоторых знаний и вводных навыков, необходимых для усвоения программного материала. Без данных знаний и навыков дети с первых дней обучения в школе испытывают значительные трудности, требуют индивидуальной работы с ними. Успешность обучения детей, поступивших в 1 класс школы, во многом определяется наличием у них определенных элементов обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков).

    Вводные навыки:

    • 1. Речевые знания и умения:
      • - знание букв, умение читать;
      • - звуковой анализ слова;
      • - построение фразы;
      • - словарный запас;
      • - фонематический слух;
      • - звукопроизношение.
    • 2. Математические знания и представления:
      • - счет в пределах 10 (прямой и обратный);
      • - состав числа, решение арифметических задач с "+" и "-";
      • - представление о форме (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал);
      • - пространственные представления (верх - низ, право - лево).
    • 3. Навыки учебной работы:
      • - посадка за столом (партой);
      • - способ удерживания пишущего предмета;
      • - ориентация на странице в тетради, книге;
      • - умение слушать и выполнять задание педагога;
      • - знание и выполнение правил поведения на уроке (занятии).

    Умение слушать и выполнять задания педагога одно из обязательных условий успешного обучения по любой программе начальной школы. Определить, насколько сформировано это умение, можно, наблюдая за ребенком во время занятий в детском саду. При этом обращаем внимание на такие особенности поведения дошкольника:

    • - внимательно ли он слушает взрослого;
    • - выслушивает ли задание до конца, не перебивает и не начинает выполнять задание, не дослушав его;
    • - старается ли как можно точнее выполнить инструкции взрослого;
    • - задает ли вопросы, если не понял или что-то забыл в процессе выполнения;
    • - признает ли авторитет взрослого и положительно настроен на взаимодействие с ним.

    Обязательной задачей при подготовке детей к школьному обучению является формирование графического навыка.

    В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий недостаточно для подготовки руки к письму, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.

    В подготовительной группе перед детьми ставятся собственно графические задачи, сначала простые (обведение элемента буквы по точкам), затем более сложные (написание элемента буквы самостоятельно). При этом важно обращать внимание ребенка на то, что он уже многое умеет и у него получается значительно лучше, чем в начале. Обращая внимание на успехи в графической деятельности, тем самым взрослый стимулирует интерес ребенка к письменным упражнениям, к занятиям письмом.

    Зрелость мелкой моторики рук обеспечивает точность графических действий за счет мышечного контроля. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

    • - массаж кистей рук;
    • - пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры;
    • - лепка из глины;
    • - выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, завязывание веревочек, застегивание пуговиц, вырезание ножницами);
    • - выполнение "закручивающих" движений;
    • - специальные упражнения для подготовки руки к письму.
    • - арт-терапия.

    Опыт графических движений ребенок приобретает, выполняя различные виды штриховки, рисуя, копируя рисунки, обводя контуры по точкам и пунктирным линиям. При этом ведется обучение правильным приемам действий: вести линию сверху вниз и слева направо; штриховать ровно, без пробелов, не выезжая за контур .

    При подготовке детей к школе необходимо создать условия для формирования логического мышления.

    К концу дошкольного возраста в знакомых областях действительности дети могут делать логически правильные обобщения с опорой на наглядные признаки, начинают использовать также и словесные обобщения. Ребенок овладевает более высоким уровнем обобщений и использует их в общении и деятельности. Эти обобщения Л.С. Выготский назвал потенциальными понятиями, так как по своей форме они - понятия (дети употребляют те же обобщающие слова, что и взрослые, и правильно используют их), но по своему основанию это - комплексы, они включают внешние наглядные признаки и связи объектов, носят практический и функциональный характер. Для ребенка определить предмет или понятие - значит сказать, что можно делать с этим предметом. Потенциальные понятия (предпонятия) - это наиболее развитая форма комплексного мышления, которую Л.С. Выготский назвал "переходным мостом" к высшей ступени развития обобщений - истинным понятиям .

    Отечественные психологи, такие как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие показали, что мыслительные процессы проходят длительный путь развития. Вначале они формируются как внешние, практические действия с предметами или их изображениями, затем эти действия переносятся в речевой план, осуществляются в форме внешней речи, и лишь на основе, проходя ряд изменений и сокращений, они превращаются в умственные действия, совершающиеся в форме внутренней речи. Поэтому необходимо поэтапное формирование у детей умственных действий.

    В мыслительной деятельности старших дошкольников в различной степени представлены три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое (понятийное) .

    В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление, которое характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий. Ребенок может предвосхищать будущие изменения ситуации, наглядно представлять себе различные преобразования и изменения объектов, выявлять их взаимосвязи. Вначале разрозненные, неполные, конкретные, представления становятся все более полными, точными и обобщенными, формируются пока еще простые системы обобщенных представлений об окружающих вещах и явлениях.

    По мере накопления индивидуального опыта в результате практической и познавательной деятельности и общения ребенка с окружающими конкретные образы предметов приобретают все более обобщенный схематизированный характер. При этом наиболее существенные, значимые свойства и связи выступают на первый план и составляют основное содержание представления; несущественные, второстепенные свойства и случайные связи утрачиваются.

    Обобщенный и схематизированный характер представлений дошкольников позволяет широко использовать разнообразные модели и схемы для их обучения и формирования элементарных понятий.

    Специфика мышления старших дошкольников, его образно-схематический характер проявляется в том, что дети 6-7-летнего возраста достаточно легко понимают схематические изображения реальных объектов и явлений (например, план групповой комнаты или местности и т. д.) и активно используют их в игровой и изобразительной деятельности. На интуитивном уровне они уже могут находить сходства и различия сложных графических изображений, группировать их. Задача воспитателя на данном этапе - научить ребенка осознанному анализу графических изображений. Недостаточное развитие зрительного анализа впоследствии может явиться причиной ошибок при чтении и письме; замене букв, сходных по написанию, и других серьезных затруднений в усвоении математики .

    В процессе специально организованной детской деятельности и обучения зрительный анализ достаточно легко тренируется. Поэтому одной из важнейших задач учебно-воспитательной работы детского сада - организовать деятельность детей старшего дошкольного возраста таким образом, чтобы обеспечить полноценное развитие образного мышления и зрительного анализа.

    Большое значение в подготовке детей к школьному обучению придается развитию вербальной и механической памяти.

    Особенностью обучения в начальный период является то, что большая часть информации, получаемая первоклассниками в вербальной форме от учителя, внешне не имеет логической связи, представляет собой перечисление последовательности операций, которые нужно выполнить для решения той или иной задачи. Установлено, что одной из причин неудовлетворительного усвоения грамоты является неправильное или неточное вербальное воспроизведение детьми правил.

    Способность запоминания несвязанного вербального материала отражает функциональное состояние коры головного мозга. Поэтому уровень развития вербальной механической памяти является одним из важнейших показателей готовности к учению.

    Также при подготовке детей к школьному обучению нужно способствовать формированию произвольной регуляции деятельности.

    Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида деятельности является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами. Недостаточное развитие этого качества затрудняет процесс усвоения знаний и формирования учебной деятельности. Эти дети неорганизованны, невнимательны и неусидчивы; плохо понимают объяснения воспитателя, допускают ошибки при самостоятельной работе и не замечают их; нередко нарушают правила поведения; не успевают за темпом работы.

    Причины недостаточного развития произвольности поведения и деятельности у детей этого возраста могут быть разные. Это недостаточное развитие социальных мотивов и мотива долженствования, функциональные нарушения в работе центральной нервной системы и головного мозга, несформированность психологических (операционных) механизмов произвольной регуляции деятельности и отдельных действий. Поэтому формирование произвольности деятельности включает: развитие мотивов учения; обеспечение условий для нормального развития и функционирования нервной системы ребенка и укрепление его здоровья; формирование психологических механизмов произвольности через организацию детской деятельности и использование специальных игр и упражнений.

    В качестве важнейшего условия успешности обучения ребенка в школе выделяют обучаемость как общую способность к усвоению знаний и способов деятельности. В основе понятия "обучаемость" лежит положение Л.С. Выготского о "зоне ближайшего развития ребенка", которая определяет его возможности в сотрудничестве с взрослым усваивать новые знания, поднимаясь, таким образом, на новую ступень умственного развития .

    Обучение - это процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого. Целью обучающего является управление познавательной активностью обучаемого, в результате чего он усваивает знания и методы познания, накопленные человечеством, приобретает умения и навыки. Цель школьного обучения: выработать у обучаемого способность к самообучению, развить его индивидуальность, активное творческое мышление, способности. Еще К.Д. Ушинский указывал на то, что ученику следует не только передавать те или другие познания, "но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя приобретать новые познания" .

    Обучаемость - сложное интегральное психическое качество, которое развивается, прежде всего, в процессе общения ребенка с взрослым в ситуациях стихийного и организованного обучения и во многом определяется индивидуальными особенностями интеллектуального и личностного развития ребенка . Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, то есть мотивация к обучению. Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающими людьми, проигрывает различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. В сензитивные периоды развития дошкольник, постигает разнообразие социальных связей. Поэтому важнейшей предпосылкой готовности к школе является исчерпанность предыдущего периода развития: ребенок должен уметь играть.

    В дошкольном периоде развитие психофизиологических функций происходит одновременно по разным направлениям; их социализация носит множественный и разнокачественный характер. По соотношению двух основных параметров - произвольности и вербальности - в развитии указанных функций могут быть выделены соответствующие типы, которые определяются разным характером и различной степенью выраженности процесса социализации [Кравцова, 2004 г.: - стр. 110-111]. Индивидные естественные формы психики в этот период, подвергаясь социализации, сохраняют свою относительную самостоятельность и характеризуются своеобразием развития не только в дошкольном возрасте, но и в последующие годы жизни человека. Характерной чертой дошкольного периода является интенсивное развитие тех психических функций, которые складывались в раннем детстве (сенсорики, перцепции, образной памяти, внимания, практического мышления, моторики) и которые в то же время являются базовыми для построения новообразований в познавательной сфере и в формировании произвольного поведения.

    В современной научной литературе, посвященной проблемам дошкольного возраста , [Мухина, - 121-122], [Немов, с. 56-57] содержится обширный материал о возрастной динамике различных психофизиологических функций. При соотнесении образных и вербальных компонентов функций, а также их произвольных и непроизвольных видов отчетливо проявляется гетерохрония. При этом характерно то, что вербальные и произвольные виды по темпам своего развития опережают образные и непроизвольные компоненты психофизиологических функций . Вместе с тем в изменениях вербальных и произвольных компонентов функций в наибольшей степени выражена неравномерность и ускорение темпа нарастания их продуктивности с возрастом. Вывод: развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.