Четвертая редакция шкалы Стэнфорд—Бине (SB-IV): Общая характеристика. Диагностическое обследование по шкале умственного развития А. Бине - Т. Симона методическая разработка на тему Пересмотр шкалы Стэнфорд-Бине разведки

Попытки выразить человеческий интеллект числовым значением известны с начала ХХ столетия. В 1912 году немецкий ученый Уильям Штерн впервые ввел такое понятие, как коэффициент интеллекта. Эта идея оказалась весьма своевременной и уже 1916 году была использована в более ранней системе интеллектуального исчисления, известной, как шкала Стенфорда-Бине.

В наши дни IQ тесты стали очень популярны и актуальны. Сама аббревиатура IQ правильно расшифровывается как intelligence quotient, что в переводе с английского означает коэффициент интеллекта. Соответственно IQ тест определяет уровень интеллекта человека, исходя из полученного коэффициента, при вычислении которого также учитывается и его возраст. Наиболее популярным является тест Гaнcа Юpгeна Айзенка.

Математическая формула IQ представляет собой умноженную на 100 дробь, в числителе которой - умственный возраст человека, а в знаменателе - его хронологический возраст. В настоящее время в психодиагностике используется уже четвертая редакция шкалы измерения IQ.

Сегодня IQ-тестированием занимаются многие компании, проверяя сотрудников, претендующих на ту или иную вакансию. Проходить интеллектуальный тест могут даже дети. Таким образом, IQ тест помогает определить возможность выполнения тех или иных задач людьми, прошедшими тестирование.

Интересен тот факт, что данный тест не является каким-либо экзаменом на эрудицию и не требует специальных знаний, а скорее выявляет смекалку и сообразительность человека, коей и является интеллект по сути.

Предлагаемый тест состоит из сорока вопросов, на которые нужно ответить ровно за тридцать минут. При этом нет никаких пауз, тайм-аутов и перерывов. Так, как IQ тест является важным показателем, то для его чистоты условия у всех испытуемых совершенно одинаковые. При этом более невнимательные люди будут иметь меньше шансов на высокие показатели интеллекта, что, собственно, является вполне справедливым.

Проходя тестирование, лучше всего пропускать вопросы которые не решаются сходу. Не трудно подсчитать, что в среднем на каждый вопрос программа выделяет 45 секунд. Это время конечно условно, так как редко кому удается решить правильно все сорок задач, однако, если слишком долго задерживаться на трудных вопросах, то увеличивается шанс не успеть дойти до заданий, потенциально решаемых, испытуемым.

Бывает так, что более простая задача решается дольше сложной. Это может происходить в результате индивидуальных особенностей человека проходящего тестирование, и будет отражено впоследствии его IQ. Пропуская трудноразрешимые задачи, тестируемый возвращается к ним вновь, но, уже ответив на все "легкие" вопросы. Такой подход является более рациональным, а следовательно - эффективным.

Это интересно! Оказывается, тесты на сообразительность и выявления умственных способностей впервые были разработаны... в 7 веке китайскими работодателями. В то время, исходя из результатов, чиновники делились на три класса: чиновник службы общества (одни из сотни конкурсантов), мандарин - (один из ста чиновников общественной службы) и, наконец - инспектор (один из ста мандаринов).

Психодиагностика Лучинин Алексей Сергеевич

4. Шкала Бине-Симона. Понятие «умственного возраста». Шкала Стэнфорд-Бине. Понятие об «интеллектуальном коэффициенте» (IQ). Работы В. Штерна

Первая шкала (серия тестов) Бине-Симона появилась в 1905 г. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.

Шкала А. Бине в редакциях (1908 и 1911) была переведена на немецкий и английский языки, отличалась тем, что в ней был расширен возрастной диапазон детей – до 13 лет, увеличено число задач и введено понятие умственного возраста.

Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Детям до 6 лет предлагалось по четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).

Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

Вторая редакция шкалы Бине послужила основой работы по проверке и стандартизации, проведенной в Стэнфордском университете (США) коллективом сотрудников под руководством Л. М. Термена. Этот вариант был предложен в 1916 г., имел много серьезных изменений по сравнению с основным и был назван шкалой Стэнфорд-Бине. Основных отличий от тестов Бине было два: введение в качестве показателя по тесту коэффициента интеллектуальности (IQ), определяющегося отношением между умственным и хронологическим возрастом, и применение критерия оценки тестирования, для чего вводилось понятие статистической нормы.

Коэффициент IQ был предложен В. Штерном, считавшим существенным недостатком показателя умственного возраста то, что одна и та же разность между умственным и хронологическим возрастом для различных возрастных ступеней имеет неодинаковое значение. Штерн предложил определять частное, получаемое при делении умственного возраста на хронологический. Этот показатель, умноженный на 100, он и назвал коэффициентом интеллектуальности. Так можно классифицировать нормальных детей по степени умственного развития.

Другим нововведением стэнфордских психологов явилось использование понятия «статистической нормы». Норма стала тем критерием, по которому можно было сравнивать индивидуальные тестовые показатели и тем самым оценивать их, давать им психологическую интерпретацию.

Шкала Стэнфорд-Бине была рассчитана на детей в возрасте от 2,5 до 18 лет. Она состояла из заданий разной трудности, сгруппированных по возрастным критериям.

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

3. Бихевиоризм как теоретическая основа тестирования. Поведение как совокупность реакций организма на стимулы. Работы Дж. М. Кеттела, А. Бине Тестовые методы принято связывать с бихевиоризмом. Бихевиоризм ввел в психологию в качестве ведущей категорию поведения.

Из книги Психодиагностика автора Лучинин Алексей Сергеевич

7. Тесты достижений. Опросники. Интроспекционизм как теоретическая основа метода. Работы Ф. Гальтона, А. Бине, Р. Вудвортса Тесты достижений в отличие от тестов интеллекта отражают влияние специальных программ обучения на эффективность решения тестовых заданий. В Америке

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Шкала диспозиционного эгоизма Автор: К. Муздыбаев (2000).Инструкция. Вам предлагается ряд суждений. Оцените свое отношение к ним по семибалльной шкале: 7 - полностью согласен, 4 - верно нечто среднее, 1 - совсем не согласен.В суждениях 2, 3 и 6 шкала обратная (полное согласие

Из книги Лечение алкоголизма автора Штайнер Клод

Шкала Эмоциональной Осознанности А теперь позвольте мне ввести шкалу эмоциональной грамотности, чтобы проиллюстрировать эту концепцию. На рис. 2 представлен гипотетический континуум между двумя крайними, не встречающимися в реальной жизни состояниями; от 0 до 100%

автора Прусова Н В

1. Понятие работы. Плюсы и минусы работы. Понятие безработицы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Наличие или отсутствие работы влияет на статусные характеристики личности, возможность реализации

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

29. Понятие трудовой мобильности. Виды мобильности. Понятие физиологии труда. Факторы производственной среды Под трудовой мобильностью понимается изменение профессионального статуса и роли, которое отражает динамику профессионального роста. Элементами трудовой

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

1. Понятие работы Работа – материально вознаграждаемая деятельность человека, направленная на создание определенных благ. Работа – это труд человека, а под трудом понимается сознательная, целенаправленная деятельность, приложение людьми умственных или физических

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Десятибалльная шкала Как бы вы оценили свою текущую проблему по шкале от одного до десяти баллов? Если вы чувствуете подавленность, печаль, если у вас разыгрались нервы, или вас мучает депрессия, или же вы по какой-то другой причине выбились из колеи, отвечая на вопрос, вы,

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика «Шкала совестливости» Приводимая ниже шкала взята из «Психодиагностического теста», разработанного В. М. Мельниковым и Л. Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (MMPI и 16-факторный опросник Р. Кеттелла)."Шкала совестливости" предназначена для измерения

Из книги Зависимость. Семейная болезнь автора Москаленко Валентина Дмитриевна

Шкала созависимости 1. Мне трудно принимать решения.2. Мне трудно сказать "нет".3. Мне трудно принимать комплименты как что-то заслуженное.4. Иногда я почти скучаю, если нет проблем, на которых следует сосредоточиться.5. Я обычно не делаю для других то, что они сами могут для

автора Стернберг Роберт

Альфред Бине: выявление способностей к обучению В 1904 году министр народного образования в Париже создал комиссию для выработки методов отличия действительно умственно «дефективных» детей от тех, кто не успевал в школе по другим причинам. Какая задача ставилась перед

Из книги Интеллект успеха автора Стернберг Роберт

Тесты, основанные на теории Бине Какие же вопросы включают в тесты для определения IQ? Многие из нас слышали о таких тестах, тестировались в свое время раз или два, но едва ли вспомнят конкретное содержание вопросов. В действительности слишком многие любят порассуждать об

Из книги Аз Есьм Человек автора Сухов Дмитрий Михайлович

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

автора Щеголев Илья Владимирович

Из книги Графология XXI века автора Щеголев Илья Владимирович

А. Бине - Т. Симона

Диагностика детей 3-4 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-14. С помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты: «+» - задание выполнено, «+?» -задание выполнено не полностью, «-» - задание не выполнено. Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи, результаты которой также фиксируются в таблице.

Уровень развития внимания и речи педагог-психолог оценивает через наблюдение за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.

Для исследования внимания используется игра Что изменилось? . Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняется, и ребенку предлагается определить, что изменилось.

Также уровень развития внимания диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства» . Перед ребенком выкладывается картинка с 4-6 почти одинаковыми изображениями (например, снеговиками). Инструкция следующая: «Посмотри на этих снеговиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро». Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Необходимо замерить время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончании зафиксировать результаты. Время работы - не более 5 минут на один стимульный бланк. Общий показатель развития наблюдательности S o6 подсчитывается по формуле:

S o6 =∑С/∑t,

где С - количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t - время, затраченное на выполнение задания.

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка - разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. Педагог-психолог раскладывает перед ребенком семь картинок с изображением знакомых предметов и предлагает ему внимательно на них посмотреть. Спустя некоторое время он убирает картинки и просит назвать те из них, которые ребенок запомнил.

Диагностику мышления (умения производить анализ, синтез, делать обобщения) удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний». В качестве стимульного материала можно использовать картинки из пособия «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей» (авторы С.Д. Забрамная, О.В. Боровик) или материал дидактической игры «Найди четвертый лишний - 2. Развивающая игра для дошкольников» (2012 г.). Ребенку предлагают картинку, на которой изображены предметы. Инструкция следующая: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый - лишний. Какой предмет лишний и почему?»

Для оценки уровня речевого развития можно использовать методику «Времена года» . Ребенку показывают рисунки и просят, внимательно посмотрев, сказать, какое время года изображено на каждом из них (из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик). Ребенок должен назвать соответствующее время года и объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Если ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, то это говорит о высоком уровне развития речи. Если правильно определил времена года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение, то это свидетельствует о среднем уровне . Низкий уровень наблюдается, когда ребенок правильно определил времена года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения. Если ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака, то можно сделать вывод об очень низком уровне развития речи.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине - Т. Симона

Диагностика детей 4-5 лет

Для начала ребенку предлагается выполнить задания, отмеченные в колонках 3-12. Также с помощью условных обозначений в таблице фиксируются результаты, после чего проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Особенности внимания исследуются с помощью игр «Найди одинаковые стаканчики» и «Что изменилось?» Например, перед ребенком выставляют четыре цветных пластмассовых стаканчика (или игрушки), два из которых совпадают по цвету, размеру и форме, и предлагают найти одинаковые предметы. Затем эти же предметы ставят в ряд и просят ребенка запомнить их расположение. После чего местоположение стаканчиков меняют и задают вопрос «Что изменилось?».

Можно использовать методики «Нахождение различий в парных картинках», «Корректурные пробы» (сейчас можно найти в Интернете много интересных вариантов корректурных проб для детей дошкольного возраста).

При изучении особенностей восприятия используется игровое задание «Сложи картинку» с использованием разрезных картинок из трех-четырех частей (материал из пособия С.Д. Забрамной и О.В. Боровик).

Восприятие цвета исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам ». Инструкция: ребенку предлагается набор кружочков диаметром примерно 3 см основных цветов (по два на каждый цвет) и коробочек соответствующего цвета. Задача ребенка - разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. Важно, чтобы в процессе игры взрослый не называл цвет кружочков.

Восприятие формы проверяется с помощью игры -

Диагностику восприятия величины удобно проводить в ходе игры «Расставь матрешек по росту»

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью. пробы «Понимания текста» . Педагог-психолог зачитывает ребенку предложение: «Витя умылся, сделал зарядку, позавтракал, взял игрушечную машину и пошел в детский сад», - а затем спрашивает о порядке действий Вити.

При исследовании слуховой памяти используют вариант ме тодики «10 слов», предъявляя ребенку восемь слов.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью предметных картинок (вариант с геометрическими фигурами).

Для диагностики мышления используется вариант методики «Классификация по заданному принципу». Педагог-психолог раскладывает набор картинок, на половине из которых изображено несколько предметов, на других - всего один. Задача ребенка - разложить картинки в две стопки, исходя из количества изображенных предметов.

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Дополнение фраз». Инструкция педагога-психолога следующая: «Давай сочиним рассказ. Я буду начинать, а ты заканчивать мои фразы. Итак, девочка взяла кубик и...» Затем последовательно предъявляются другие предложения:

«Мальчик весело смеялся, потому что...»,

«Если пойдет дождь, то...» и т. д.

Диагностическое обследование по шкале умственного развития

А. Бине - Т. Симона

Диагностика детей 5-6 лет

Ребенку предлагается для начала выполнить задания, отображенные в колонках 3-8. В задании на сравнение предлагается сравнить детей группы с этической и моральной точек зрения (Кто самый аккуратный в группе? Почему? Кто самый добрый? Почему? И т. п.).

Для диагностики внимания используется игровое задание «Сравни картинки» Перед ребенком кладут две картинки, отличающиеся незначительными деталями, и дают инструкцию «Внимательно рассмотри картинки, сравни их и найди отличия»

Диагностика особенностей восприятия начинается с восприятия цвета , которое исследуется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам» (усложненный вариант). Перед ребенком расставляют коробочки, окрашенные в основные и оттеночные цвета (красный, синий, желтый, зеленый, коричневый, черный, белый, серый, розовый, голубой, фиолетовый, оранжевый, салатовый, бежевый), и раскладывают набор разноцветных кружочков, соответствующих коробочкам. Педагог-психолог предлагает ребенку разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом.

Восприятие формы проверяется с помощью классификации «Разложи геометрические фигуры» Ребенку дают табличку, в ячейках которой изображены различные геометрические фигуры одного определенного цвета и одинаковой величины: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Затем перед ребенком раскладывают набор геометрических фигур (того же цвета и величины, что в табличке) и предлагают разложить фигуры в ячейки таблички в соответствии с их формой.

Диагностика восприятия величины проводится с помощью задания «Разложи полоски» . Перед ребенком раскладываются 5-7 полосок одного цвета, но отличающихся друг от друга по длине на 2 см. Педагог-психолог предлагает разложить их слева направо сначала по убыванию, а затем по возрастанию.

Оценка слухового восприятия осуществляется с помощью пробы «Понимание текста». Ребенку предлагают послушать небольшой текст, состоящий из нескольких предложений, например: «Таня встала утром, умылась, почистила зубы, сделала зарядку, оделась, позавтракала, взяла альбом и краски и пошла в детский сад. Днем в детском саду Таня играла, рисовала, гуляла, обедала. Вечером за Таней пришла мама, и они пошли домой. Дома Таня поужинала и легла спать». После прочтения текста педагог-психолог спрашивает о том, что делала Таня в разное время суток.

Для исследования слуховой памяти используется методика «Десять слов»

Педагог-психолог дает следующую инструкцию: «Я буду говорить слова, а ты их внимательно слушай и старайся запомнить. Когда я закончу, ты повторишь слова, которые запомнил, в любом порядке. Слушай: часы, утюг, слон, кошка, пятно, солома, яблоко, лото, солнце, дорога». При повторном предъявлении дается следующая установка: «Сейчас я проговорю те же слова еще раз. Ты снова повторишь их за мной, причем будешь говорить и те слова, которые назвал в прошлый раз, и новые, которые запомнишь». При третьем и четвертом предъявлениях звучит инструкция: «Слушай еще раз». При пятом, последнем предъявлении: «Сейчас я проговорю слова в последний раз, а ты постарайся запомнить и повторить как можно больше слов». На обследование слуховой памяти отводится 5-7 минут. Хорошим результатом является повторение ребенком 5-6 слов после первого предъявления и 8-10 слов после пятого предъявления.

Уровень развития зрительной памяти определяется с помощью «Вариативной методики» Л.А. Ясюковой. Ребенку предлагается взглянуть на табличку с изображением различных предметов, цифр, букв, геометрических фигур, знакомых обследуемому. Педагог-психолог дает инструкцию: «Здесь нарисованы картинки. Посмотри и запомни. Потом ты мне назовешь всё, что запомнил, в любом порядке». Время предъявления 20-30 секунд, затем табличка убирается, и ребенка просят назвать те картинки, которые он запомнил. Когда ребенок замолчит, нужно сказать ему: «Попробуй представить мысленно картинку, может быть, ты еще что-нибудь увидишь». За одинаковые по смыслу слова в назывании картинок дается 1 балл (например, корабль или яхта, или лодка). За неполные или ошибочные ответы - 0,5 балла. Хорошим результатом будет называние более 7 картинок.

Для исследования умственной работоспособности детей можно использовать тест Тулуз - Пьерона (модификация Л.А. Ясюковой для детей дошкольного возраста).

Оценить уровень речевого развития и процессов мышления позволяет методика «Последовательность событий» А.Н. Бернштейна . Подготавливается серия из 3-5 картинок, отражающих обычные ситуации из жизни детей (можно взять сюжетные картинки из детских книжек В. Сутеева). Все рисунки на один сюжет, выполненные на отдельных карточках, предъявляются ребенку одновременно. Педагог-психолог объясняет, что на картинках изображено какое-то событие, и предлагает разложить картинки по порядку так, чтобы было видно, где начало, где конец, и придумать по ним рассказ.

Для получения целостной картины можно использовать методики, исследующие эмоционально-волевую и личностную сферы , например: «Тест тревожности» (авторы - Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен), «Детский апперцептивный тест», методику «Крокодилы» Н. Акимовой и Л. Лебедевой, тест «Рисунок человека» (авторы - К. Маховер, Ф. Гудинаф), методику «Несуществующее животное» и другие.

Вторичная диагностика готовности к школе

Для обследования используются следующие методики:

  • методика психолого-педагогической оценки готовности ребенка к началу школьного обучения, включающая субтесты «Продолжи узор», «Сосчитай и сравни», «Слова», «Шифровка», «Рисунок человека» Н. и М. Семаго;
  • тест социальной информированности;
  • методика «Выделение четвертого лишнего», «Классификация», «Последовательность событий»;
  • диагностика зрительной и слуховой памяти («Вариативная методика» Л.А. Ясюковой и «10 слов»);
  • диагностика учебной мотивации «ДУМ-1» Н.Н. Мельниковой и Д.М. Полева.

После анализа результатов итоговой диагностики детей подготовительных к школе групп, составляется аналитическая справка. С результатами знакомятся воспитатели и родители детей «группы риска», даются рекомендации по преодолению имеющихся трудностей.


1. Лови шарик

1 балл – ребенок не начал сотрудничать даже после обучения и ведет себя неадекватно (бросает шарик, берет в рот и т. д.).

2 балла – ребенок обучился и начал сотрудничать, пытается катить шарик и ловить шарик, но это не всегда удается практически.

3 балла – ребенок самостоятельно начал сотрудничать, но поймать шарик не всегда удается из‑за моторных трудностей; после обучения результат положительный.

4 балла – ребенок сразу начал сотрудничать со взрослым, успешно ловит и катит шарик.

2. Спрячь шарики

1 балл – ребенок не понял задания, не стремится к цели; после обучения задание не понял.

2 балла – ребенок не понял задания; после обучения стремится к достижению цели, но у него нет соотносящих действий; к конечному результату безразличен; самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу понял задание, но трудности возникли при выполнении соотносящих действий (не мог соотнести уголки крышки с коробочкой); заинтересован в результате своей деятельности; после обучения задание выполняет.

4 балла – ребенок сразу понял задание; выполнил задание и при этом использовал соотносящие действия; заинтересован в конечном результате.

3. Разборка и складывание матрешки

1 балл – ребенок не научился складывать матрешку; после обучения самостоятельно действует неадекватно: берет в рот, кидает, стучит, зажимает ее в руке и т. д.

2 балла – ребенок выполняет задание в условиях подражания действиям взрослого, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок принял и понял задание, но выполняет его после помощи взрослого (указательный жест или речевая инструкция); понимает, что конечный результат достигнут; после обучения самостоятельно складывает матрешку.

4 балла – ребенок сразу понял и принял задание; выполняет его самостоятельно; отмечается наличие соотносящих действий; заинтересован в конечном результате.

4. Разборка и складывание пирамидки

1 балл – ребенок действует неадекватно: даже после обучения пытается надеть колечки на стержень, закрытый колпачком, разбрасывает колечки, зажимает их в руке и т. п.

2 балла – ребенок принял задание; при сборке не учитывает размеры колец. После обучения нанизывает все кольца, но размер колец по‑прежнему не учитывает; не определена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук; к конечному результату своих действий безразличен.

3 балла – ребенок сразу принимает задание, понимает его, но нанизывает колечки на стержень без учета их размера; после обучения задание выполняет безошибочно; определена ведущая рука, но согласованность действий рук не выражена; адекватно оценивает результат.

4 балла – ребенок сразу самостоятельно разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колец; определена ведущая рука; имеется четкая согласованность действий обеих рук; заинтересован в конечном результате.

5. Парные картинки

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: переворачивает картинки, не фиксирует взгляд на картинке, пытается взять картинку у взрослого и т. д.

2 балла – ребенок понимает задание, но выполнить сразу не может; в процессе обучения сличает парные картинки; к оценке своей деятельности безразличен, самостоятельно задание не выполняет.

3 балла – ребенок сразу понимает условие задания; допускает одну ошибку, после обучения действует уверенно; понимает, что конечный результат достигнут.

4 балла – ребенок сразу понимает задание и уверенно сличает парные картинки; заинтересован в конечном результате.

6. Цветные кубики

1 балл – ребенок не различает цвета даже после обучения.

2 балла – ребенок сличает цвета, но не выделяет цвет по слову даже после обучения; безразличен к конечному результату.

3 балла – ребенок сличает и выделяет цвет по слову; проявляет интерес к результату.

4 балла – ребенок сличает цвета, выделяет их по слову, называет основные цвета; заинтересован в конечном результате.

7. Разрезные картинки

1 балл – ребенок после обучения действует неадекватно: не пытается соотнести части разрезной картинки друг с другом.

2 балла – ребенок складывает разрезную картинку при помощи взрослого; к конечному результату безразличен, самостоятельно сложить картинку не может.

3 балла – ребенок сразу понимает задание, но складывает картинку при помощи взрослого; после обучения складывает картинку самостоятельно; понимает, что конечный результат положительный.

4 балла – ребенок понимает задание; самостоятельно складывает разрезную картинку; заинтересован в конечном результате.

8. Конструирование из палочек

1 балл – ребенок после обучения продолжает действовать неадекватно: бросает палочки, кладет их рядом, машет ими; безразличен к результату.

2 балла – ребенок после обучения пытается строить фигуру, но соответствие образцу не достигается; к конечному результату безразличен.

3 балла – ребенок правильно понимает задание, но строит «молоточек» только после подражания действиям взрослого; заинтересован в конечном результате.

4 балла – ребенок правильно выполняет предложенное задание по образцу; заинтересован в конечном результате.

9. Достань тележку

1 балл – ребенок не понимает задания; не стремится достичь цели.

2 балла – ребенок пытается достать рукой цель; после нескольких неудачных попыток отказывается от выполнения задания.

3 балла – ребенок пытается достать тележку за один конец тесемки; после двух‑трех попыток достигает результата; понимает конечный результат своих действий.

4 балла – ребенок сразу находит правильное решение и выполняет задание; заинтересован в конечном результате.

10. Нарисуй

1 балл – ребенок не использует карандаш для черкания по бумаге; ведет себя неадекватно заданию; речевую инструкцию не выполняет.

2 балла – у ребенка есть стремление что‑то изобразить (черкание); к конечному изображению безразличен; не выделена ведущая рука; нет согласованности действий обеих рук.

3 балла – ребенок понимает инструкцию; пытается нарисовать дорожку, изображая ее многократными прерывистыми линиями без определенного направления; понимает конечный результат своих действий; определена ведущая рука, но нет согласованности действий обеих рук.

4 балла – ребенок выполняет задание соответственно речевой инструкции; заинтересован в конечном результате (в большинстве случаев это прямая непрерывная линия); четко определена ведущая рука, наблюдается согласованность действий обеих рук.

По сумме баллов обследованного ребенка можно отнести к одной из четырех групп.

Первая группа (10–12 баллов) – это дети, которые в своих действиях не руководствуются инструкцией, не понимают цели задания, а поэтому не стремятся его выполнить. Они не готовы к сотрудничеству со взрослым; не понимая цели задания, действуют неадекватно. Более того, эта группа детей не готова даже в условиях подражания действовать адекватно.

Показатели детей этой группы свидетельствуют о глубоком неблагополучии в их интеллектуальном развитии. Эти дети нуждаются в формировании эмоционального контакта со взрослым. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом. Взрослый должен ласково прикоснуться к ребенку, погладить его, взять за руку и т. п.

Этих детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо учить детей понимать цель действия; развивать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, слежение взглядом за перемещающимся предметом.

Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины, координацию движений, развитие равновесия.

При обучении детей этой группы основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражание действиям взрослого.

Во вторую группу (13–23 балла) входят дети, которые не могут самостоятельно выполнить задание. Они с трудом вступают в контакт со взрослыми, действуют без учета свойств предметов. В характере их действий отмечается стремление достичь определенного результата, поэтому для них характерными оказываются хаотические действия, а в дальнейшем – отказ от выполнения задания.

В условиях обучения, когда взрослый просит выполнить задание по подражанию, многие из них справляются. Однако после обучения самостоятельно выполнить задание дети этой группы не могут, что свидетельствует о том, что принцип действия остался ими не осознан. При этом они безразличны к результату своей деятельности.

У этой группы детей необходимо формировать способы усвоения общественного опыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой – правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно‑воспитательных задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого, умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест, умение работать по образцу и по словесной инструкции.

Особое место в коррекционной работе с этими детьми должно занимать физическое воспитание. Оно направлено на своевременное развитие двигательных навыков, умений и физических качеств, на развитие интереса к различным доступным ребенку видам двигательной деятельности.

При этом надо уделять внимание совершенствованию ручной моторики, развитию ведущей руки, согласованности действий обеих рук, а также развитию мелких движений кистей рук.

Центральной задачей работы с этой группой детей оказывается формирование ориентиров очно‑познавательной деятельности: развитие практического ориентирования на свойства и качества предметов, формирование целенаправленных проб, практического при‑меривания, а затем и зрительного соотнесения. Главное при этом – помнить, что развитие восприятия идет от способности различать предметы, их свойства, отношения к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове, то есть к появлению образа‑представления.

В дальнейшем коррекционная работа по развитию ориентировочно‑познавательной деятельности должна быть направлена на формирование взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом и образом.

Одним из основных направлений в работе с этими детьми является развитие речи. Оно проводится в процессе всей жизнедеятельности ребенка и на специальных занятиях, где решаются специфические задачи: развитие общения, познавательной и регулирующей функций.

Кроме того, основной коррекционной задачей в работе с этими детьми является формирование игровой деятельности и предпосылок к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию).

У детей надо сформировать интерес к дидактическим и сюжетным игрушкам, игровые действия с этими игрушками, умение играть рядом со сверстниками, а в дальнейшем вместе.

Учитывая все вышесказанное, необходимо помнить, что у всех этих детей надо формировать правильное поведение с учетом определенной ситуации, а также некоторые качества личности каждого ребенка, где главное внимание уделяется таким качествам, как взаимопомощь и отзывчивость. Возможность эта обеспечивается созданием положительного микроклимата как в дошкольном учреждении, так и в семье ребенка.

Третью группу (24–33 балла) составляют дети, которые заинтересованно сотрудничают со взрослыми. Они сразу же принимают задания, понимают условия этих заданий и стремятся к их выполнению. Однако самостоятельно во многих случаях они не могут найти адекватный способ выполнения и часто обращаются за помощью к взрослому. После показа способа выполнения задания многие из них могут самостоятельно справиться с заданием, проявив большую заинтересованность в результате своей деятельности.

У детей этой группы необходимо уточнить первичные нарушения. Независимо от первичного нарушения у всех детей необходимо формировать активный интерес к свойствам и качествам предметов, развивать перцептивные действия (пробы, примеривание). При этом надо развивать продуктивные виды деятельности: лепку, аппликацию, рисование, конструирование.

Важным направлением в коррекционной работе с этими детьми является формирование целостного представления об окружающей действительности, о человеке и о взаимодействиях между людьми, ознакомление с различными видами деятельности.

Во всех случаях с этими детьми проводится коррекционная работа по развитию речи. В зависимости от первичного нарушения создается своя специфическая система включения речи ребенка в процесс чувственного познания окружающей действительности.

Четвертую группу (34–40 баллов) составляют дети, которые с интересом принимают все задания, выполняют их самостоятельно, действуя на уровне практического ориентирования, а в некоторых случаях и на уровне зрительного ориентирования. При этом они очень заинтересованы в результате своей деятельности. Эти дети, как правило, достигают хорошего уровня психического развития.

Таким образом, предложенное психолого‑педагогическое обследование позволяет выявить у детей раннего возраста отклонения в умственном развитии и помогает психологам и педагогам‑дефекто‑логам наметить пути коррекционной работы с каждым из обследуемых детей с учетом их индивидуальной структуры нарушения.

Тест Стэнфорд‑Бине для детей с 3 лет

Среди многочисленных переводов и адаптации тестов Бине самым жизнеспособным оказался тест Стэнфорд‑Бине (рестандартизация 1972 г.). Он предназначен для измерения IQ с 3 лет и до взрослого возраста. Однако, по мнению западных психологов, шкала Стэнфорд‑Бине не пригодна для тестирования взрослых, и в первую очередь тех, чье интеллектуальное развитие находится в пределах и выше нормы.

Основываясь на собственном опыте, можно сказать, что эта шкала наиболее применима для обследования детей от 3 до 5 лет, поэтому здесь приводятся субтесты только для этих возрастов, а обследование детей с 4 лет и старше лучше проводить с использованием тестов Векслера WPPSI и WISC.

Батарея тестов для каждого возрастного уровня состоит из шести тестов.

Тесты внутри каждого возрастного уровня примерно одинаковы по трудности и расположены без учета сложности заданий. Для каждого возрастного уровня предусмотрен запасной тест этой же степени трудности, применяющийся по мере необходимости вместо любого из тестов этого уровня, например когда один из основных тестов нельзя использовать, поскольку он не подходит данному индивиду или что‑то мешает его предъявить.

Четыре теста из каждого уровня в соответствии с их валидностью и репрезентативностью отбираются для сокращенной шкалы, которой пользуются в тех случаях, когда время не позволяет предъявить шкалу полностью. Сравнения IQ, полученных по полной и сокращенным шкалам на разных группах испытуемых, проведенные западными психологами, установили достаточно полное соответствие между ними, корреляция приблизительно так же высока, как коэффициент надежности полной шкалы. Среднее значение IQ, однако, слегка снижается на короткой шкале. Это расхождение проявляется и при сравнении числа испытуемых, показавших в каждом из вариантов шкалы более высокие результаты. Свыше 50 % из них в коротком варианте по сравнению с полным получают более низкие значения IQ и только у 30 % значение IQ выше.

Так же как и большинство тестов интеллекта, тест Стэнфорд‑Бине требует хорошо подготовленных экспериментаторов, так как предъявление и обработка многих тестов достаточно сложны. Поэтому четкое проведение теста невозможно без достаточного знакомства и опыта работы со шкалой. Нерешительность и неумелость могут губительно сказаться на взаимопонимании с ребенком. Незначительные изменения в словесных формулировках могут изменить трудность заданий. Проведение теста усложняет также необходимость его обработки сразу же после предъявления, поскольку последующее проведение испытания зависит от того, как выполнил ребенок задания предыдущих уровней.

Многие клиницисты относятся к тесту Стэнфорд‑Бине не только как к стандартизованному тесту, но и как к диагностическому интервью. Тест Стэнфорд‑Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах, таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд‑Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.

В тесте Стэнфорд‑Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.

Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.

Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком‑то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд‑Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.

Например, обследуется ребенок 3 лет и 2 месяцев (38 месяцев – это календарный возраст). Ребенок справился со всеми заданиями для трех лет; значит, его базовый возраст равен 36 месяцам. А далее он справился с двумя заданиями для четырехлетнего возраста. Следовательно, ему прибавляется еще четыре месяца (за каждое задание по два месяца). Так как ни с одним заданием для детей пяти лет он не справился, его умственный возраст равен 40 месяцам. IQ высчи‑тывается по формуле:

то есть (40:34) × 100 = 110.

Для возраста 3 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).

2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).

3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):

а) «Мать и дочь»;

б) «На реке»;

в) «У почты».

4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).

6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):

а) «У нас есть котенок»;

б) «Петя дал мне игрушку»;

Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6‑4‑1; 3‑5‑2; 8‑3‑7.

Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему‑либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.

Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?

___________________________________________________________

_________________________________________

2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________

4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.

5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):

а) Когда тебе захочется спать________________________;

б) Когда тебе холодно________________________;

в) Когда тебе захочется есть________________________.

6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4‑7‑3‑9; 2‑8‑5‑4; 7‑2‑6‑1.

Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):

а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;

б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;

в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».

Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение тяжестей (2 из 3): 3‑15 г________ 15‑3 г_______ 3‑15 г _________.

2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.

3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):

Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.

4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?

Стул______________? Кукла______________?

Автомобиль______________? Карандаш______________?

Вилка______________? Стол______________?

5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):

6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.

Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________

Дополнительный тест. Назвать свой возраст.

Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (знаменитый IQ-тест) широко распространена в странах Европы и США. Применяется для оценивания подготовки ребенка к школе, в том числе с профильным уклоном, и готовности поступления абитуриента в вуз. Уровень развития интеллектуальных способностей в количественных показателях наиболее часто измеряется методом Стэнфорда-Бине.

Тест Стэнфорд-Бине применяется в следующих случаях:

  • Оценивание способностей нормально развивающихся испытуемых и с особенностями.
  • Диагностирование аутизма.
  • Распознание детей, одаренных способностями.
  • Диагностика профессиональной пригодности.
  • Исследование уровня креативности.
  • Составление независимого от IQ портрета личности ребенка: показатели активности, концентрации, старания, уверенности.

Краткая историческая справка

Первичный тест разработан в 1905 году Альфредом Бине и Теодором Симоном по приказу Министерства образования Франции для того, чтобы отсеивать недостаточно развитых детей перед поступлением в школу. Тест Бине-Симона выявлял соответствие интеллектуальных способностей физическому развитию ребенка, а количество решенных заданий определяло его умственный возраст.

В 1916 году тест прошел модификацию Льюиса Термена из Стэндфордского университета (США). Именно поэтому тест стал называться «Стэнфорд-Бине» и широко используется по сей день. В центре методики лежит коэффициент IQ (Intelligence quotient) – количественная оценка интеллекта в численном показателе. В пятой версии теста, созданной в 2003 году, изменен метод подсчета баллов, их интерпретация, а также полностью автоматизированы все процессы. Может применяться для детей от 2 лет.

Структура и применение теста

Тест Стэнфорд-Бине в редакции 2003 года включает пять частей:

  1. Определение подвижного (свободного) интеллекта, зависимого от биологических факторов.
  2. Вербальное исследование (проверка знаний).
  3. Вычислительные задачи (количественный интеллект).
  4. Визуальное восприятие и пространственное мышление.
  5. Изучение рабочей кратковременной памяти.

Эти 5 факторов интеллектуальных способностей взяты из теории Кэттелла-Хорна-Кэрролла.

Временные ограничения – 15-75 минут (в зависимости от возрастных и интеллектуальных способностей испытуемого).

Интерпретация результатов: коэффициент IQ 70-79 – пограничный, 80-89 – ниже среднего, 90-109 – средний, 110-119 – выше среднего, выше 130 – показатель одаренного человека.

Тест Стэнфорд-Бине не может быть использован при диагностировании психологических нарушений и прогнозировании развития интеллектуальных способностей, поскольку не раскрывает природу данных, а лишь констатирует их наличие.