Конспект занятия «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…. Поет зима аукает Сергей есенин идет зима аукает

Многие слова и выражения русского языка родились из природы. Образы в поэзии: всегда удивляешься, как поэт мог простыми словами выразить самую суть состояния природы! Видимо, тут важно всё: сочетание звуков, последовательность образов. И образы эти реальны! Но прочувствовать их вполне можно, лишь очутившись хотя бы приблизительно в той обстановке, которая и навеяла эти стихи поэту
Вот и недавно, в январе, прогуливаясь зимним лесом, я вполне ощутил силу образов одного стихотворения

Сергей Есенин

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Сед ые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижали сь у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Крас авица весна

Разберём последовательно эти образы:


Есенин вырос в деревне, среди природы, знал и чувствовал её не понаслышке. Есть в его биографии интересный факт, когда в январе 1910 года он сбежал из Спас-Клепиковской школы, где учился, домой, в Константиново. И шёл он пешком зимними лесами, а это около 80 километров. Обратите внимание, что стихотворение датируется именно этим годом

Стихотворение построено на контрастах, противопоставлениях, и идёт как бы волнами:

Поёт зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

Есенин часто придумывал новые, необычные слова. Есть такое слово и здесь: стозвон. Возникает вопрос: как можно баюкать стозвоном? Представляете "колыбельную", когда звенят вокруг сто колоколов! Но здесь другое: стозвон сосняка - это звенящая морозная тишина, когда любой малый звук: скрип снега под ногой или потрескивание деревьев от мороза раздаётся в абсолютной тишине стозвонным эхом

Мохнатый лес

Сосновый лес, покрытый изморозью, действительно мохнатый, но какой-то необычной, серебристой "мохнатостью"

Стозвон сосняка

Смотришь на эти сосны и явственно слышишь, как в абсолютной тишине они звенят

Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
С едые облака.

Взгляните на первый снимок! Зимой облака чаще всего такие и бывают: белёсые, седые, размытые

А дальше в стихотворении идёт резкий контраст: от звенящей тишины величественного соснового бора к обычному сельскому двору, по которому метёт метелица и жмутся к окну и друг к другу маленькие озябшие воробышки

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Н о больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Приж ались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.

А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится всё сильней.

И снова дремота:

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.

А завершается стихотворение светло, с надеждой:

И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна

Обратите здесь внимание на часто повторяющуюся солнечную букву С

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,

Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.

Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные

У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

Анализ стихотворения «Поет зима, аукает» Есенина

В раннем периоде творчества Есенина в наибольшей степени проявилась его чистая и светлая душа. Уже с самых первых произведений его интересовал удивительный и волшебный мир природы. Народные сказания и легенды, которые поэт слышал в детстве, одушевляли этот мир, придавали ему человеческие черты и качества. Стихотворение «Поет зима – аукает…» было написано Есениным в 1910 г. Он считал его детским и незрелым литературным опытом. Впервые оно было опубликовано только в 1914 г. под названием «Воробышки».

Стихотворение напоминает прекрасную детскую сказку. С первых же строк в нем появляются волшебные персонажи. Зима предстает в образе любящей матери, поющей колыбельную песню «мохнатому лесу». Завораживающая картина сна дополняется «тоской глубокою» облаков. Появляется традиционный сказочный образ «страны далекой», олицетворяющей волшебные надежды и мечты.

Метелицу можно сравнить со снежной королевой, которая невыносимо прекрасна, но «больно холодна». Любовь к ней может свести человека с ума и навсегда оставить в ледяном плену. Поэт вводит центральный образ стихотворения – «воробышков», которые напоминают «деток сиротливых». Все живые существа стремятся задолго до наступления зимы запастись припасами и обустроить жилище. Лишь для беззаботных воробьев каждый раз приход зимы – внезапная неожиданность. Им остается надеяться на милость и доброту человека. Очень трогательно выглядит картина прижавшихся у окна «пташек малых». Разошедшаяся вьюга, олицетворяющая злую волшебницу, стремится сорвать свою злость на беззащитных птичках. Спасение «воробышек» заключается в их взаимной поддержке. Сбившись в тесную кучку, они покорно переносят холод, голод и усталость. Во сне к ним приходит счастье в образе долгожданной «красавицы весны».

В целом в стихотворении явно прослеживаются черты народного творчества. Есенин употребляет традиционные эпитеты: «мохнатый лес», «седые облака». Главные образы-персонажи четко поделены на добрых и злых. В отношении самых слабых автор использует уменьшительно-ласкательные формы слов: «детки», «пташки». Они пользуются искренним расположением и участием автора. «Сказка», как и положено, имеет счастливый конец, но только во сне.

Стихотворение относится к лучшим произведениям литературы для детей. Оно способно научить ребенка понимать и ценить красоту родной природы, а также воспитать чувства добра и сострадания.

Есенин «Поет зима аукает» анализ стихотворения поможет подготовиться к уроку.

«Поет зима аукает» анализ

Год написания — 1910

«Поет зима аукает» размер — двухсложный четырехстопный ямб.

Рифма – парная кольцевая.

Главная мысль — о суровой зиме, о птицах, которым голодно и холодно

Художественные средства в стихотворении «Поет зима — аукает:

  • Эпитеты : мохнатый лес, тоскою глубокою, седые облака, в страну далекую, воробышки игривые, пташки малые, по ставням свешенным, пташки нежные, у мерзлого окна
  • Олицетворения : зима аукает, поет, мохнатый лес баюкает, вьюга злится,
  • Метафоры : метлица ковром шелковым стелется, пташки (детки малые) жмутся, вьюга стучит, стозвоном сосняка, с тоской глубокою плывут седые облака, в улыбках солнца ясного красавица весна
  • Сравнения : воробышки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.

«Поет зима — аукает: образы

Ключевой образ зимы, которая вначале как мать баюкает свое дитя «мохнатый лес».

Образы воробышек сравниваются с сиротливыми детками, которых холодно

Лирический герой стихотворения «Поет зима аукает» четко не описывается. Но можно предположить, что он наблюдает красоту зимнего времени года из окна. Лирический герой испытывает разнообразие чувств – умиротворение от заснеженного пейзажа, жалость к замерзшим птицам и радость ожидания весны.

Стихотворение написано с грустной интонацией. Есенин хотел показать, что зимой все будто засыпает мертвым сном. Но в природе ничего не вечно. Природа обновляется, а значит, скоро наступит весна. В отличие от природы человеческая жизнь не может обновиться, увядание и смерть происходят только один раз.

Стихотворение С. Есенина «Поет зима – аукает».

Поет зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

«Поет зима – аукает» Сергей Есенин

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мерзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.

Анализ стихотворения Есенина «Поет зима – аукает»

Одно из самых первых произведений Сергея Есенина, известное широкой публике под названием «Поет зима – аукает», было написано в 1910 году, когда автору едва исполнилось 15 лет. Опубликовал его поэт гораздо позже, так как считал это стихотворение по-детски наивным и лишенным сюжета. Тем не менее, образ зимы, который удалось воссоздать Есенину, получился настолько многогранным и запоминающимся, что сегодня это произведение является одним из ключевых в пейзажной лирике поэта.

Казалось бы, описание обычного снегопада – дело утомительное и лишенное всякого смысла. Однако поэт так мастерски сумел подобрать слова и представить метель в разных образах, что воображение сразу же рисует холодный зимний день, кружащийся снег и природу, уснувшую в ожидании весны.

Стихотворение начинается со строчки о том, что зима «поет» и «мохнатый лес баюкает». Поэтому создается ощущение некого умиротворения и спокойствия, которым веет от наряженных в снежные шапки деревьев и седых облаков, которые «плывут в страну далекую». Но погода обманчива, и вот уже «по двору метелица ковром шелковым стелется». Это – первый признак надвигающееся снежной бури, которая готова уничтожить все живое вокруг, превратив мир в бескрайнюю снежную пустыню. Предчувствуя ее, «воробышки игривые, как дети сиротливые, прижались у окна», рассчитывая таким образом пережить непогоду. Но подобное сопротивление лишь злит суровую зиму, надменную и холодную, которая, чувствуя свою власть над природой, вмиг превращается из нежной и заботливой властительницы полей и лесов в коварную ведьму, которая «с ревом бешеным стучит по ставням свешенным и злится все сильней».

Впрочем, внезапная вьюга совсем не пугает воробьев, которые, прижавшись друг к другу, не только спасаются от холода, но и сладко дремлют под завывания ветра. И даже видят сны, в которых на смену лютой зиме приходит «в улыбках солнца ясная красавица-весна».

Несмотря на то, что это стихотворение является одним из первых, написанных Сергеем Есениным, автор в нем осознанно применяет прием одушевления неживых предметов. Так, зиму он наделяет чертами властной и жестокой женщины, весна у него ассоциируется с юной девушкой. Даже воробьи, которых автор именует «пташками божьими», напоминают людей. Они спасаются от непогоды, ища защиты друг у друга и надеясь при этом на то, что смогут благополучно дожить до весны.

Галина Голикова
Конспект занятия «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…»

«Поет зима аукает , мохнатый лес баюкает… »

Цель : Познакомить с зимними явлениями в жизни природы : закреплять с детьми знания о деревьях : развивать способность наблюдать, описывать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи : воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе.

Задачи :

Образовательные :

Закрепить знания детей о признаках зимы, сезонных изменениях в природе;

Активизировать словарный запас детей;

Учить вести диалог со сверстниками, слушать друг-друга и высказывать свое мнение по теме.

Развивающие :

Развивать навыки общения;

Способствовать развитию чувства прекрасного.

Воспитательные :

Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово

Формировать у детей чувство прекрасного, сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.

Ход занятия:

(Экскурсия в зимний сад)

(По дороге в парк обращаем внимание на работу снегоочистительных машин, одежду людей, работу дворника. Пришли в парк.)

Слушаем тишину. Тишина, тишина, тишина…. Лес спит. Иногда слышно как охапками падает снег с веток.

Вопрос чем пахнет зима ? «Морозной свежестью, снегом, елкой» .

Как изменился лес?

Деревья голые все в снегу.

Давайте отыщем знакомые деревья. (Легче всего узнать березу)

У нее белый ствол и свисающие с тонких веток сережки.

А какие деревья украшают лес зимой?

Стоят дома высотные

Этажи несченые

Шпили колючие

Под тучами могучими

Это ель ее знают и любят все.

А это ее сестра

А на верху над мглою этой

Перерастая лес одна,

В лучах заката

В бликах света

Горела яркая сосна.

Ребята, в чем сходства ели и сосны?

Они покрыты иголками-хвоей.

Это те же листья, но покрыты они плотной корой, корочкой. Поэтому они не боятся мороза.

Давайте сравним иголки ели и сосны.

У елки они жесткие, короткие, а у сосны более мягкие и длинные.

Отгадайте еще одну загадку.

Дрозд, снегирь, другая птица,

Могут ею угоститься,

Как усилится мороз,

Возрастёт на пищу спрос.

(Рябина)

Правильно рябина. Давайте найдем рябину.

По каким признакам вы ее узнаете? (По гроздьям красных ягод)

Посмотрите, какой красивый зимний лес. Он похож на сказочный лес – чем покрыты ветви деревьев?

Подумайте, скажите, как можно назвать зиму, какая она?

Зимушка, чародейка, царица снегов, волшебница, снежная королева

Молодцы, много назвали, красивых слов о зиме вспомните, и скажите, какая зимой бывает погода?

Зимой погода бывает снежная, вьюжная, морозная, солнечная, холодная, теплая и т. д.

Давайте вспомним, какие пословицы о зиме вы знаете?

Зимой солнце светит, да не греет.

Береги нос в большой мороз.

Деревья в инее - небо будет синее.

Заковал мороз реки, но не навеки.

Как зима не злится , а весне покорится.

Мороз не велик, да стоять невелит.

Если мороз сильный, то снег пушистый, рассыпчатый.

Дидактическая игра «Где лежит снег?» Цель : отработать употребление предлога на в предложениях.

Можно ли лепить из рассыпчатого снега? Если не очень холодно, из снега можно лепить, и он падает хлопьями.

А какая погода сегодня и какой снег?

Рассмотрите снежинку на вашей варежке. Какая она красивая и маленькая!

Сравните снежинки. Одинаковые ли они?

Представьте сколько должно упасть с неба снежинок, чтоб образовались такие сугробы!

Какого цвета снег? Но он только кажется чистым и белым.

Наберите снег в ведерко. Мы возьмем его с собой в группу и понаблюдаем там за ним. (Обращаю внимание детей на то, что снег в группе растаял и вода нечистая, подвожу к тому, что снег в рот брать нельзя).

Снег бывает разный :

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный –

Липкий и тяжёлый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный,

Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

Для чего нужен снег деревьям?

В морозные дни ветки деревьев и кустарников очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не гнуть, не стучать по стволу, не наезжать на них санками.

Молодцы, много знаете примет о зиме и различных пословиц. Послушайте такую пословицу «В зимний холод всякий молод» Как вы это понимаете.

Зимой надо тепло одеваться, больше двигаться, если будешь стоять – озябнешь.

- Зима – время зимних забав игр для детей. Назовите, какие зимние забавы вы знаете?

Катание на санках, ледянках, катание на коньках и лыжах. Строят снежные постройки, лепят снеговиков, играют в снежки, хоккей.

Послушайте стихотворение о снеге.

Падал снег, сыпал снег, а потом устал…

Чем же снег, снег-снежок, на земле ты стал?

Для озимых стал ты теплою периною,

Для осинок – кружевною пелериною,

Для зайчишек стал подушкою пуховою,

Для детишек – их любимою игрой.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по сказке: «Крылатый, мохнатый да масляный» в старшей группе Разработала: Воспитатель.

Конспект занятия «Зима в лесу» Цель: Расширять представление детей о характерных особенностях зимней природы. Задачи: Формирующие: Закреплять знания детей о характерных.

Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…» Конспект виртуальной экскурсии в зимний лес в средней группе. Тема: «Зима засыпает снегом поля, зимой отдыхает и дремлет земля…». Интеграция.

Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» Конспект занятия по логоритмике «Лес осенний, лес грибной» в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. Составитель: учитель-логопед.

Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Конспект занятия по заучиванию наизусть стихотворения С. Есенина «Поёт зима - аукает…» Закурдаева Валентина Васильевна Конспект Программное.