Налогово бюджетная политика государства и ее виды. Налогово-бюджетная политика и ее направления. Целями фискальной политики являются обеспечение

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика (англ.Fiscal policy) - правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Фискальную политику в стране проводит правительство государства. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть:налоги,трансфертыи государственные закупки товаров и услуг.

Фискальная политика, помимо монетарной политики, является исключительно важной составляющей работы государства как распределителя в экономике. Будучи инструментом правительства, фискальная политика имеет несколько целей. Первая цель - стабилизация уровнявалового внутреннего продуктаи, соответственно, совокупного спроса. Затем, необходимо государству поддерживатьмакроэкономическое равновесие, что может быть успешным только в том случае, когда все ресурсы в экономике эффективно использованы. В итоге, вместе со сглаживанием параметров государственного бюджета, стабилизируется и общий уровень цен. Под влияние фискальной политики попадает каксовокупный спрос, так исовокупное предложение[

Фискальная (бюджетно-налоговая) политика - это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов (влияние на национальный доход и ВВП). К фискальной (налогово-бюджетной) политике относятся только такие манипуляции с государственным бюджетом, которые не сопровождаются изменением количества находящихся в обращении денег.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения реальных социальных задач.

Фискальная политика включает:

1) дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

2) недискреционную (автоматическую) политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Дискреционную политику называют активной фискальной политикой, она означает законодательное (официальное) изменение правительством величины государственных закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Она может осуществляться с помощью как прямых, так и косвенных инструментов. К первым относят изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. Ко вторым – изменения в налогообложении (ставок налогов, налоговых льгот, базы налогообложения), политику ускоренной амортизации.

Выделяют два вида дискреционной политики (в зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика):

1. Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии. Имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Она приводит к дефициту бюджета.

2. Рестриктивная (сдерживающая) фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции (при перегреве экономики). Имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Она приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической (стабилизационной).

Автоматическая фискальная политика - это пассивная фискальная политика, при которой необходимые изменения в уровнях государственных расходов и налогов вводятся автоматически.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Встроенные (или автоматические) стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве.

К автоматическим стабилизаторам относятся:

1) подоходный налог (включающий в себя налог на доходы домохозяйств и налог на прибыль корпораций);

2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость);

3) пособия по безработице;

4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид:

где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, Y – величина совокупного дохода (выпуска), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются.

Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны.

Таким образом, из-за наличия налогов экономика как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии.

Что касается пособий по безработице и по бедности, то общая сумма их выплат увеличивается при спаде (по мере того, как люди начинают терять работу и нищать) и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Очевидно, что для того, чтобы получать пособие по безработице, нужно быть безработным, а чтобы получать пособие по бедности, нужно быть очень бедным. Эти пособия являются трансфертами, т.е. инъекциями в экономику. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

Главное достоинство недискреционной фискальной политики в том, что ее инструменты (встроенные стабилизаторы) включаются немедленно при малейшем изменении экономических условий, т.е. здесь практически отсутствует временной лаг.

Недостаток автоматической фискальной политики в том, что она только помогает сглаживать циклические колебания, но не может их устранить. Следует отметить, чем выше ставки налогов, чем больше трансфертные платежи, тем более действенна недискреционная политика.

Бюджетный дефицит - сумма, на которую ежегодные расходы бюджета превышают его доходы.

Государственный долг - сумма задолженности государства своим или иностранным физическим и юридическим лицам (внутренний и внешний гос. долг соответственно).

Эти два понятия являются тесно взаимосвязанными - дефицит может покрываться за счет увеличения долга, долг может гаситься за счет увеличения дефицита. Следовательно, нужна какая-то балансировка между ними.

Концепции балансировки:

Ежегодное балансирование

Балансирование в ходе экономических циклов

Функциональных финансов

Ежегодное балансирование - малоэффективно , т.к. экономические процессы идут в своем темпе и явно не попадают по времени в ежегодный цикл. Балансирование в ходе эк. циклов - уже лучше, гос-во следит за циклами и проводит антициклические меры, балансируя бюджет; проблема - в неравномерности чередования периодов спада и подъема экономики. Концепция функциональных финансов предлагает государству заботиться не о балансировке бюджета, а о макроэкономической стабильности экономики в целом, что, в конечнорм итоге, приводит к автоматической балансировке; работает такой подход, в основном, в эконормически развитых странах. На практике применяются все три концепции вместе.

В целом, невозможно полностью избавиться ни от дефицита, ни от долга, но это и не надо, т.к. в умеренных количествах они оказываются стимулирующее воздействие на экономику. Однако при превышении определенных границ начинаются проблемы: снижение экономической активности, инфляция, безработица и др.

Бюджетно-налоговая политика (фискальная) - политика государства в области налогообложения и государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Целями фискальной политики являются обеспечение:

1) стабильного экономического роста ;

2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы);

3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

1) государственные закупки;

2) налоги;

3) трансферты.

Выделяют два вида фискальной политики:

1) стимулирующую

2) сдерживающую.

Если страна переживает депрессию или находится в стадии экономического кризиса, то государство может принять решение о проведении стимулирующей фискальной политики . В данном случае правительству необходимо стимулировать или совокупный спрос, или предложение или оба параметра сразу. Для этого, при прочих равных условиях, государство повышает размер своих закупок товаров и услуг, снижает налоги и повышает трансферты, если это возможно.


Любое из данных изменений приведет к увеличению совокупного выпуска, что автоматически увеличивает совокупный спрос и параметры системы национальных счетов. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению объемов выпуска в большинстве случаев. Власти проводят сдерживающую фискальную политику в случае краткосрочного «перегрева экономики»(чрезмерное финансирование экономического роста, "перекредитование", избыточное вложение государственных средств в экономику, угрожающее чрезмерным дефицитом государственного бюджета и инфляцией).

В этом случае правительство проводит меры, прямо противоположные тем, что осуществляются при стимулирующей экономической политике. Государство сокращает свои расходы и трансферты и увеличивает налоги, что приводит к сокращению как совокупного спроса, так и, возможно, совокупного предложения. Подобная политика регулярно проводится правительствами ряда стран с целью замедлить темпы инфляции или избежать ее высоких темпов в случае экономического Фискальную политику экономисты также подразделяют на очередные два типа: дискреционную и автоматическую .

Дискреционная политика официально объявляется государством. При этом государство изменяет значения параметров фискальной политики: увеличиваются или уменьшаются государственные закупки, изменяются налоговая ставка, размеры трансфертных выплат и тому подобные переменные. Под автоматической политикой понимают работу «встроенных стабилизаторов». Данными стабилизаторами являются такие как процент подоходного налога, косвенные налоги, различные трансфертные пособия . Размеры выплат автоматически изменяются в случае любой ситуации в экономике.

8.1 Бюджетно-налоговая политика и ее виды

Экономическую основу функционирования современного государства составляют огромные денежные средства, взимаемые с хозяйствующих субъектов в виде налогов и перераспределяемые через государственный бюджет. Политика регулирования доходов и расходов государства, называемая фискальной, оказывает большое воздействие на всю жизнь современного общества. Мероприятия фискальной политики определяются стоящими перед правительством экономическими целями - борьбой с инфляцией, сглаживанием циклических колебаний экономики и др. Государство регулирует совокупный спрос, структуру, распределение и использование национального дохода государственными расходами, трансфертными выплатами и налогообложением.

Инструментом проведения такой политики является государственный бюджет: налоговая политика формирует его доходную часть, а политика государственных расходов - расходную. Формирование и использование бюджетных средств отражает цикличность развития экономики и нацелено на достижение экономической стабильности.

Фискальная политика подразделяется на недискреционную политику (политику автоматических стабилизаторов), регулирующую доходы и расходы независимо от оперативных действий правительства, и дискреционную, подразумевающую осуществление государством фискальной политики принятием мер по регулированию своих доходов и расходов.

Дискреционная фискальная политика бывает двух видов - фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

Фискальная политика, направленная на стимулирование хозяйственной жизни увеличением совокупного спроса, государственных расходов и (или) снижения налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновение дефицита госбюджета могут породить инфляцию.

Другой вид фискальной политики, направленной на ограничение экономического бума и применяемый для борьбы с инфляцией, называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает снижение государственных расходов и (или) увеличение налогов. Это позволяет снизить вызванную бумом инфляцию за счет падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы.

При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции между государством и частным сектором (домашними хозяйствами и предприятиями), ведущей к перераспределению факторов производства в пользу государства. Увеличение государственных закупок при неизменном предложении денег повышает процентную ставку, что ведет к сокращению частных инвестиций. А это в свою очередь влияет на темпы роста и уровень жизни. Эффективность экономики достигается оптимальным ограничением государственных расходов.

Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на уровень и динамику национального производства. При оценке влияния изменения налогов и государственных расходов на объем национального производства правительство должно учитывать:

1) действие трех мультипликаторов (налогового, государственных расходов и сбалансированного бюджета);

2) эффект Лаффера;

3) кривую Филлипса, согласно которой снижение уровня инфляции обычно сопровождается ростом безработицы.

В модели Дж.М. Кейнса в качестве основного средства макроэкономического регулирования, достижения стабильности экономики и роста занятости выступают государственные расходы. Важную роль играет концепция мультипликатора (множителя). В макроэкономической теории известно несколько типов мультипликаторов: мультипликатор расходов, денежный, налоговый мультипликаторы. Последний множит, усиливает спрос в результате воздействия налогов на равновесный объем чистый внутренний продукт (ЧВП). Изменение налогов (повышение или понижение) непосредственно влияет на потребление. Налоги хотя и обладают мультипликационным эффектом, но их воздействие на равновесный объем производства сказывается опосредованно через потребление. Графически эффект налогового мультипликатора изображен на рис. 8.1.

Рис. 8.1. Налоговый мультипликатор

В кейнсианской модели «доходы - расходы» уменьшение налогов на ДГ увеличивает планируемые расходы на МРС х ДТ. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 (на величину, равную ΔY).


Таким образом, налоговый мультипликатор показывает, на сколько рублей увеличится объем национального производства при снижении суммы налогов на один рубль. И наоборот, насколько снизится объем национального производства при росте суммы налогов на один дополнительный рубль.

Дискреционная фискальная политика имеет существенный недостаток. Для принятия и реализации ее мер необходимо время, в течение которого ситуация в экономике может измениться и принятые решения могут оказаться бесполезными или даже вредными.

Другой вид фискальной политики, получивший название недискреционной политики, или политики «автоматических стабилизаторов», означает автоматическое изменение величин государственных расходов, налоговых поступлений и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода.

Автоматический (встроенный) стабилизатор - это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний экономики, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. Обычно применяется два таких стабилизатора: прогрессивная ставка налогообложения и система государственных трансфертов. Встроенные стабилизаторы «включаются» без непосредственного вмешательства регулирующих органов , в результате чего относительно смягчается проблема продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики.

Так, на стадии перегрева экономики рост доходов при прогрессивной ставке налогообложения автоматически увеличивает налоговое бремя. Вместе с тем государственные расходы на трансферты автоматически снижаются, появляется профицит бюджета. Это тормозит экономику. На стадии спада, напротив, сокращение производства и доходов хозяйствующих субъектов приводит к снижению налогового бремени, увеличению трансфертных платежей, росту дефицита бюджета, что с совокупности оживляет экономику. Действие автоматических стабилизаторов влияет на изменение объема производства, уровня цен и ставок процента . Стабилизаторы при изменении спроса обеспечивают более плавное изменение выпуска продукции.


(Материалы приведены на основании: Е.А. Марыганова, С.А. Шапиро. Макроэкономика. Экспресс-курс: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2010. ISBN 978-5-406-00716-7)

Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.

Бюджетно-налоговая политика государства

Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.

Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.

Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.

Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?

  • стабильный экономический рост в стране;
  • занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
  • стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).

Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:

  1. Стимулирующая.

Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:

  • повышение государственных закупок товаров и услуг;
  • снижение налогового бремени на предприятия;
  • повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).

Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.

  1. Сдерживающая.

А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:

  • сокращение государственных расходов;
  • увеличение налогов;
  • сокращение трансфертов.

Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.

Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.

Подробно о дискреционной политике можно прочитать в нашей статье .

Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики

Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.

НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.

Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно .

А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.

Основные инструменты налогово-бюджетной политики

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:

  • государственные закупки;
  • налоги;
  • трансферты.

Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:

  1. Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
  2. Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
  1. Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.

Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.

Плюсы и минусы фискальной политики

У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:

  1. Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
  2. Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
  3. Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).

При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:

  1. Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
  2. Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
  3. Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.

Итоги

Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.

1) Понятие и виды фискальной политики. Мультипликаторы государственных расходов с учётом изменения налоговых ставок и импорта.

2) Мультипликаторы налоговые и мультипликатор сбалансированного бюджета. Теорема Хаавельмо.

3) Бюджетный дефицит и его финансирование. Теорема Тикардо-Барро.

4) Концепции сбалансирования государственного бюджета

Важность, необходимость фискальной политики

Этот анализ позволяет определить насколько широка степень государственного вмешательства в экономическую систему. Например: какова доля национального дохода, перераспределяемого через гос бюджет. Какова оптимальная налоговая нагрузка. Мы можем определить как изменение гос расходов и гос налогов повлияют на экономическую конъюнктуру. Мы получаем ответ должен ли быть гос бюджет сбалансирован или нет.

Степень гос влияния экономики связана с теми функциями, которые берет на себя государство.

В странах плановой экономики доля дохода, перераспределяемого через гос бюджет 75%. Воздействие государства на уровень деловой активности для достижения полной занятости ресурсов на основе изменения государственных расходов: налогов и состояния государственного бюджета. Если рассматривать в исторической перспективе.

Виды фискальной политики. Стимулирующая и сдерживающая фискальная политики. В коротком периоде её цель – вывести экономику из циклического спада и уменьшить циклическую безработицу. Методы её:

· увеличение гос расходов

· Снижение налогов

· Сочетание

Долгосрочная цель – увеличение экономического потенциала – увеличение предложения факторов производства.

Стимулирующая фискальная политика сопровождается накоплением бюджетного дефицита.



Рестрикционная политика – сдерживание циклического подъёма. Методы:

· снижение гос расходов

· увеличение налогов

· сочетание этих мер

В долгосрочном периоде – снижение экономического потенциала, стокфляция долговременная и налоговый клин.

В краткосрочном периоде фискальная политика сопровождается действием нескольких мультипликаторов:

1) мультипликатор гос расходов. допустим в рамках кейнсианского креста происходит увеличение гос расходов. Рис 1. (31.10) в результате происходит увеличение планируемых расходов и сдвиг линии планируемых расходов вверх на величину ΔG. Равновесный объём увеличился на величину большую чем ΔG. M(g)=1/(1-MPC). Формула мультипликатора гос расходов можно вывести из системы уравнений.

y= C+I+G , C = _C+MPC*y (подстановка второг в первое - система)

y=1/(1-MPC) * (C+I+G)

2) следующий мультипликатор: y= C+I+G , C = _C+MPC*y(1-t)

t – предельная налоговая ставка – ставка обложения налогом дополнительной единицы дохода.

С=_С+MPC(y-Тполное)=_C+MPC(y-(_T+y*t)) Tn=_T+y*t

y=1/(1-MPC(1-t)) *(_C+_I+_G)

m(gt)=1/(1-MPC(1-t))

Прогрессивная система налогообложения способствует ослбалению эффекта мультипликатора, а значит стабилизации занятости и выпуска. Чем ниже t – тем сильнее мультипликатор

3) третий мультипликатор:

Y=C+I+G+Xn & C=_C+MPC*y(1-t) & Xn=_Xn-MPIM*y

Y=1/(1-MPC(1-t) + MPIM) * (_C+_I+_G+_Xn)

Первый множитель – мультипликатор госрасходов в открытой экономике

M(gxn)= 1/(1-MPC(1-t) + MPIM)

Эффект мультипликатора гос расходов в открытой экономике ниже чем в закрытой.

Наклоны линий планируемых расходов Е зависит от величиный МРС. Более высокая МРС соответствует более крутой линии Е, что даёт больший объём равновесного дохода У. (рис 2 от 31.10). Чем больше налоговая ставка t, тем более пологой будет линия планируемых расходов Е. Дело в том, что рост налогов снижает уровень планируемых расходов при каждом уровне дохода. Рост предельной склонности к импортированию ведёт к уменьшению наклона линии Е, так как большая часть расходов будет приходиться на покупку импортных товаров.

ΔД – аккордный(паушальный налог) – налог, который имеет постоянную величину и даёт одну и туже сумму налоговых поступлений при любой величине налога.

Допустим происходит снижение налогов в рамках фискальной политики на величину ΔД, тогда располагаемый доход (y-T) возрастает на величину ΔТ. В результате происходит увеличение потребительских расходов на величину MPC*ΔT. Тогда линия планируемых расходов Е сдвигается вверх на величину ΔТ, при этом равновесный объём выпуска увеличивается на величину Δу, которая равна Δу=- ΔТ*(MPC/(1-MPC)) => Δy/ ΔT=-MPC/(1-MPC)

M T =-MPC/(1-MPC)=-MPC/MPS

Рис1 от 7.11

Δy=- ΔT*(MPC/(1-MPC*(1-t))

Δу/ΔT=-MPC/(1-MPC*(1-t))

Мультипликатор трансферт работает аналогично мультипликатору налогов, но только в противоположных налогах.

Супер мультипликатор государственных расходов Кейнса.

M g-super =1/(1-MPC(1-t)-MPI+MPIM)

Супер мультипликатор налоговый Кейнса

M T-super =-MPC/(1-MPC(1-t)-MPI+MPIM)

y=C+MPC*y+I+MPI*y

y-MPC*y-MPI*y…

y(1-MPC)-MPI*y=_c+_I

y=1/((1-MPC)-MPI) *_C+_I

В рамках фискальной политики при манипулировании всеми её инструментами Δу=ΔG*(1/(1-MPC(1-t)+MPIM)) – ΔT*(MPC/(1-MPC(1-t)+MPIM)) + ΔTR*(MPC/(1-MPC(1-t)+MPIM))

Для управления экономической системой важно знать какой инструмент в борьбе с экономическими спадами сильнее, эффективнее и результативнее.

мультипликационный эффект от увеличения гос расходов сильнее, чем от налогов

Дело в том, что изменения гос расходов оказывают прямое непосредственное влияние на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает влияние косвенное. Налоги сначала повлияют на располагаемый доход, а потом на потребление.

Различия в масштабах влияния ΔG и Δt обсулавливают несколько вариантов фискальной политики. Если цель фискальной политики увеличить государственный сектор, то тогда во время преодоления циклического спада посредством проведения стимулирующей фискальной политики следует увеличивать гос расходы, а при сдерживании инфляционного подъёма в рамках ограничительной политики следует увеличивать налоги, что является относительно мягкой ограничительной мерой. Если же цель фискальной политики уменьшить государственный сектор, то во время спада нужно снижвать налоги, что даст небольшой стимулирующй эффект, а во время подъёма снижать госрасходы, что позволит быстро снизить уровень инфляции. что происходит в экономике, если одновременно с увеличением гос расходов на такую же величину повысить налоги дл сбалансировывания гос бюджета.

ΔG= ΔT=40, MPC=0,8

Δу Δ G - ? за счёт измения гос расходов = ΔG*Mg=40/(1-0,8)=200

Δу Δ T = ΔT*(-MPC/(1-MPC))=40*-0,8/(1-0,8)=-160

Δy Δ g Δ T =200-160=40

Теореме беххаавельма (рис 2)

увеличение госрасходов при равном увеличении налогов для сбалансирования бюджета вызывает рост дохода на туже самую величину. Таким образом мультипликатор сбалансированного бюджета равен 1 независимо от величины MPC. Он получен сложением мультипликатора госрасходов и мультипликатора налогов.

M G = Δу/ΔG=200/40=5

M T =Δу/T=-160/40=-4

M G + M T =1/(1-MPC)-(MPC)/(1-MPC)=1

Теорема Рикардо-вальна

Дискреционная фискальная политика (гибкая или активная) – сознательное и целенаправленное мунипулирвоание со стороны законодательной власти налогобложением, госрасходами и состояние бюджета в результате решения правительством.

Недискреционная фискальная политика – автоматическая или пассивная – это автоматические изменения в уровне чистых налоговых поступлений независимо от решений правительства. Эта политика предполагает автоматические изменения доходов занятости безработицы и инфляции в результате циклических колебаний.

Дискреционная политика – при стимулирующей дискреционной политики во время циклического спада, для увеличения АД целенаправленно создаётся дефицит госбюджета. В результате увеличения гос расходов или снижения налогов. В периоды подъёма при ограничительной дискреционный политики государство осознано идёт на создание профицита бюджета. Проводя дискреционную политику правительство должно быть точно уверено в какой фазе цикла находится экономика и что ожидает + учесть временные лаги. Статистическая информация, которая позволяет определить фазу цикла.Статистическая информация может быть с опозданием и государство опирается на прогнозы, поэтому трудно определить действительно в экономике намечается спад или это видимость. даже если достоверно установлено наличие спада, то всё равно в этом случае государству потребуется время на разработку мер, стимулирующей фискальной политики (это время называется лаг принятия решения). Может случиться, что пока разрабатываются новые меры, а спад пройдёт, то будет нанесён вред. Лаг принятия решения – внутренний лаг – промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия выработки мер дискреционной политики. Есть ещё внешние лаги – время между моментом выработки мер и моментом проявления результатов от этих мероприятий.

Автоматическая политика – недескриционная – результат действия автомаьтическихили встроеных в систему стабилзаторов.

Стабилизаторы –механизмы, которые позволяют снизить амплитуду циклических колебаний занятости и выпуска не прибегая к изменениям политики правительства к частым обсуждениям и изменениям законов в пардламенте. стабилизаторы уменьшают реакцию реального ввп на изменение АД. В роли стабилизаторов выступают: прогрессивное налогообложение, государственные трансферты, система страхования безработицы, ситсемы участия в прибылях. экономические стабилизаторы ведут к автоматическому появлению дефицитов и профицитов бюджета

рис3 Влияние на экономику

Наклон ломаной линии Т на каждом из участков зависит от изменяющейся предельной налоговой ставки. налоговые поступления в бюджет равны произведению T=у*t. При каждом более высоком уровне дохода повышается налоговая ставка, а кривая Т становится более крутой. Е – точка ситуации сбалансированного бюджета, когда поступления в бюджет равны гос расходам. По мере экономического спада в экономике выпуск снижается и тогда поступления от налогов в бюджет тоже снижаются. Таким образом уменьшается налоговое бремя и тем самым экономический спад смягчается. Иначе говоря во время спадов происходят как бы «приросты доходов» и колебания АД становятся не столь сильными. По мере экономического подъёма выпуск растёт и налоговое бремя растёт. При этом образующиеся циклические бюджетные дефициты помогают бороться со спадом. Ну а профициты помогают сдерживать подъёмы. Стабилизаторы способны сократить размах колебаний примерно на 1/3.

Циклический дефицит – такой дифицит, который вызван автоматическим снижением налоговых поступлений или увеличением госрасходов, гострансфертов во время спада цикла.

Первичный дефицит – общий дефицит госбюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по госдолгу.

Фактический дефецит – разность между фактическими расходами и доходами.

BDфакт=G-y*t

дефицит структурный – разность между расходами и доходами государственного бюджета, расчитанная для состояния полной занятости ресурсов.

BDстр=G-y * *t

Циклический дефицит бюджета = фактический – структурный

BDцикл=BDфакт-BDструкт =t(y* - y)

увеличение степени встроеной стабильности экономики противоречит другой важной долгосрочной цели фискальной политики. А именно такой цели как увеличение стимулов к увеличению роста производства, экономического потенциала.

Стимулы к инвестированию в бизнесе, к предпринимательскому риску, к инициативе сильнее на более пологих участках линии T. Но с другой стороны государству стоит выбирать между краткосрочными и долгосрочными перспективами.

Анализ фискальной политики и бюджетного дефицита по принципу утечки-инъекции.

Экономика не включается экспортные и импортныео тношения, S и T – утечки из экономического кругооборота. I и G – это инъекции. В условиях равновесия сумма утечек должна быть равна сумме инъекций. S+T=I+G

S-I=G-T. Превышение сбережений над инвестициями вызывает ситуацию дефицита госбюджета.

S=I+G-T. Увеличение бюджетного дифицита при неизменном объёме сбережений будет вести к снижению инвестиций, т.е. к эффекту вытесненния.

Финансирование бюджетного дифицита. Степень стабилизирующего воздействия бюджетного дефицита на экономику зависит от способа его финансирования.

денежно-кредитная эмиссия – монетизация дефицита –

1. сеньорож возникает у государства, но он возникает при превышении темпа роста массы денег на темп роста реального ВВП. Агенты в этом случае платят инфляционный налог. Все эти негативные последствия вызываются сверх эмиссией

2. Заимствование у ЦБ – мин фин берёт у ЦБ в долг продав ему ценные бумаги, тогда ЦБ увеличивает сумму на текущем счёте минфина и тогда эти деньги поступают на счета коммерческих денег.

3. расширение кредитов ЦБ госпредприятием по льготным процентным ставкам.

4. отсроченные платежи – ситуация, когда правительство делает закупки, но вовремя не расплачивается. Если закупки такие у частного сектора, то тогда частный сектор накручивает цены заранее, чтобы застроховатьяся от неплатежей правительства. Может быть так, что неплатежи могут накапливаться внути самого госсектора, то они часто финансируются ЦБ и поэтому

Монетизации: увеличение денежной массы: в результате процентная ставка падает, то тогда возрастают инвестици, растёт АД и есть предпосылки для роста ВВП, относительная недолгость.

минусы: эффект Оливера-Тонзи – в случае монетизации дефицита и в условиях роста инфляции возникает ситуация, когда поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться за время с момента получения дохода до уплаты налога. Эффект Оливера-Тонзи возникает из-за сознательного затягивания экономическими субъектами ситуации с уплатой налогов. Такие эффекты наблюдаются при гиперинфляции – в 92 и 93 годах России такое было, Латинская Америка 1970х годов. результат эффекта – рост бюджетного дифицита.

Выпуск гос займов – операции на рынке

1) выпуск гос займов у населения и у коммерческих банков (+: быстрота, - : государство например продаёт свои ценные бумаги, тем самым предъявляя дополнительный спрос на кредитные ресурсы. в результате общий спрос на кредитные ресурсы возрастает. Значит в этих условиях при неизменной денежной массе будет происходить рост процентной ставки, а значит частные инвестиции сократятся и сократятся потребительские расходы, связанные с потребительским кредитом. Этот эффект снижает эффективность стимулирующей фискальной политики ради успешного проведения которой создавался финансируемый займами дефецит гос бюджета. При данном эффекте гос-во вытесняет с кредитного рынка частных заёмщиков, а значит происходит снижение производственного потенциала страны, так как идёт вымываниеи капитала из реального сектора. при неполной занятости ресурса эффект вытеснения не может быть полным. конечно займы государства на кредитном рынке увеличат процентую ставку, но одновременно гос расходы, увеличиваемые при стиумлирующей фискальной политике и вызывающие дифицит бюджета, эти госсраходы благодаря мультипликтаору вызовут рост равновесного дохода, а значит создастся основа для увеличения сбережений. И тогда полного вытеснения не произойдёт.

2) состояние полной занятости - если произойдёт увеличение гос расходов, то тогда увеличивается АД, а значит и рост уровня цен, тогда реальная денежная масса сократится, произойдёт рост процента и наступит полное вытеснение частных инвестиций с кредитного рынка, т.е. все потенциальные кредиты будут недоступны частным инвесторам, а достанутся государству. дело в том чт при полной занятости нет мультипликатора, а значит у не приростёт, и сбережения не прирастут (при прч равных условиях) минус2 – долговое финансирвоание дефицита считается формально неинфляционной политикй. Угроза инфляции полностью не устраняется, а создаётся отсрочка для инфляции. Центральный банк рано или может скупить свои бумаги на вторичном рынке и всё равно усилется инфляция. теоремя Сарджента-Уолеса. накопление гос долга. 4 минус – дефицит платёжного баланса.

3) увеличение налоговых поступлений в бюджет – комплексная налоговая реформа, направленная на снижение налоговых ставок и повышение налогово облагаемой ставок

Продажа государственных активов.

Стабилизирующее влияние бюджетного излишка.

Наибольшее стабилизрующее его воздействие бюджетного излишка наступает при его полном изъятии, препятствующем выплате процентов по гос долгу, увеличению соц трансфертов и увеличению фин других гос расходов.

Рост циклического и бюджетного излишка бывает в фазе подъёма и любые выплаты государства ввиде процентов по госдолгу именно в данной фазе цикла усилят АД.

Теорема Рикардо-Барро. под влияние кейнсианства до 70-80гг в экономическом мире считалось, что бюджетные дефициты не так страшны, но именно на рубеже указанных десятилетий начались дискуссии по поводу того, насколько допустимы долги и бюдж дефициты. В 1974 г – теорема эквивалентности Барро.

Финансирование гос расходов за счёт долга равно финансированию гос расходов за счёт налогов.

Стандартная логика экономистов до Барро: происходит снижение налогов в рамках стимулирующей фискальной политики, финансируемая за счёт гос займов и за счёт накопления гос долга. При неизменности компонента G. Тогда этим самым стимулируется рост потребительских расходов и сокращение нац сбережений. В итоге растёт процентная ставка, а значит наблюдается снижение инвестиционной активности. Исходя из фиксируемого роста потребления предполагается увеличение АД и соответственно дохода в коротком периоде, но в долгом периоде происходит снижение объёмов накопленного капитала и замедление экономического роста.

Роберт Барро сделал допущения:

· люди настолько рациональны, что обладают абсолютным предвидением будующего налогового бремени

· люди принимают решения в условиях бесконечного периода горизонта планирования

· существуют только паушальные налоги

Барро рассуждал так: если происходит снижение налогов, финансируемые за сёт увеличения гос долга, финансируемое увеличением гос долга, но не происходит роста S, а налоговое бремя распределяется с настоящего поколения на будующее.

Потребление по логике барро зависит не только от текущего дохода, но и от различных ожиданий экономических субъектов. Люди понимают, что сегодняшнее снижение налогов превратится в их повышение завтра. И эк субъекты предвидя это будут снижать потребление и увеличивать сбережения.

Если рассмотреть эту расширительную политику с другой стороны через изменение гос расходов при постоянство налогов последствия будут аналогичными.

Во первых можно упрекнуть модель, люди не всегда рациональны. Люди имеют горизонт планирования не бесконечный.

Эта теорема легла в основу положения о том, что фискальная полтика не может влиять на уровень выпуска и уровень занятости.