Ливанов министр образования и науки рф. Чем запомнился министр образования дмитрий ливанов и что ждать от его сменщицы. Конфликт с РАН и падение рейтинга

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов покинул свой пост, на его место назначена чиновник администрации президента. Ранее сегодня неподтвержденная информация об уходе в отставку министра, занимавшего этот пост с 2012 года, просочилась в СМИ. То, что отставку руководителя ведомства уже обсуждали накануне, «Газете.Ru» подтвердили сразу два источника в системе образования.

«В последние дни это витало в воздухе», — сообщил «Газете.Ru» источник в Министерстве образования.

Вскоре после этого отставка министра была официально подтверждена — ее принял президент Владимир Путин.

Решение об этом было оглашено президентом Владимиром Путиным в Крыму, куда он прибыл для встречи с членами Совбеза, а также для посещения Всероссийского молодежного форума «Таврида».

Владимир Путин согласился с предложением премьера Дмитрия Медведева назначить новым главой Министерства образования и науки сотрудницу администрации президента Ольгу Васильеву.

При этом стало известно и о новой должности бывшего министра: Ливанов станет спецпредставителем главы государства по торгово-экономическим связям с Украиной. «Хорошо, мы так и сделаем, согласен», — заявил Путин, отвечая на предложение Медведева в ходе встречи на военном аэродроме Бельбек под Севастополем.

Вместе с тем Путин освободил Михаила Зурабова от должности спецпредставителя по развитию торгово-экономических отношений с Украиной. Соответствующий указ опубликован на официальном портале правовой информации.

На встрече с главой государства Медведев отметил, что правительство интенсифицировало работу по приоритетным проектам, в том числе в сфере образования. «Для того чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, а в ряде случаев и новые люди», — отметил премьер. «На смену Дмитрию Ливанову я предложил бы назначить женщину, Ольгу Юрьевну Васильеву, которая имеет хороший послужной список», — подчеркнул глава правительства.

Он отметил, что Васильева начинала свою деятельность как учитель, после чего работала в системе Академии наук и имеет опыт в государственной службе — как в аппарате правительства, так и в администрации президента. «Мне кажется, она способна реализовать эти новые задачи», — считает Медведев.

Замначальника управления президента РФ Ольга Васильева

Ливанов пришел в правительство в 2012 году, на период его руководства министерством пришлась болезненная реформа Российской академии наук, в ходе которой РАН постепенно стала лишаться функций управления имуществом и финансами, для чего было создано Федеральное агентство научных организаций.

Известно, что 20 августа Ливанов должен был присутствовать на Всероссийском педагогическом собрании в Российской академии народного хозяйства и госслужбы, которое проходит в эти дни. В Минобрнауки так отреагировали на сообщение об отставке: «Перед Минобрнауки стоят задачи, направленные на развитие образования и науки в России, включая обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности, обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования, создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала. Министерство сосредоточено на выполнении поставленных задач и продолжает работать в штатном режиме, сконцентрировавшись на подготовке образовательных организаций к началу учебного года».

Новую должность Ливанова — спецпредставителя президента по торгово-экономическим связям с Украиной — ранее занимали бывшие послы на Украине: Михаил Зурабов и Виктор Черномырдин. После ухода Михаила Зурабова в отставку Россия предлагала на его место кандидатуру Михаила Бабича, и украинская сторона отказалась утверждать его фигуру. Поэтому в данный момент интересы России на Украине представляет временный поверенный Сергей Торопов, а вопрос с назначением нового посла подвешен. Теперь ввиду отсутствия посла часть его функционала по торгово-экономическому сотрудничеству будет возложена на спецпредставителя Ливанова.

«Что касается дипломатического представителя, посла (на Украине) — поговорим отдельно. Но развитие торгово-экономических связей должно быть в поле постоянного нашего внимания», — заявил в пятницу президент Владимир Путин. «Это не дипломатическая работа, и Ливанов теперь будет заниматься чисто экономическими связями, хотя и во взаимодействии с торговым представительством России», — объясняет собеседник «Газеты.Ru» в дипломатической среде. До крымского референдума и конфликта в Донбассе Украина была одним из ведущих экономических партнеров России. Однако на сегодня экономические отношения стран деградировали. Экспорт услуг с Украины в Россию в 2014 году по сравнению с 2013 годом упал более чем вдвое.

Известно, что, будучи министром образования, Ливанов продвигал квоты в вузах для беженцев с Украины.

В любом случае в этой стране Ливанову придется устанавливать новые связи. Большинство его знакомых на Украине — чиновники правительства Януковича, которые ушли с политической арены после революции. Украинский политолог Вадим Карасев предположил, что Ливанов станет неофициальным послом России на Украине, поскольку Украина не согласилась на кандидатуру Бабича. «Поэтому был выбран такой нейтральный вариант, посол-дублер, неофициальный, нелегитимный, нестатусный представитель президента, который фактически начнет прокладывать дорогу к посольским функциям и фактически во многом будет исполнять роль посла», — сказал эксперт «Интерфаксу-Украина».

Позиции Дмитрия Ливанова были одними из самых слабых среди членов правительства. Единороссы регулярно критиковали Ливанова в Думе, в начале года его партии «Единая Россия».

«Работа Ливанова не находит поддержки в партии. Мы неоднократно критиковали его деятельность, но никакой реакции не было», — объяснял в феврале негативное отношение партийцев собеседник, близкий к руководству ЕР.

Неофициально в академических и близких к Кремлю кругах ходили слухи о том, что новым министром образования может стать глава комитета Думы по коррупции Ирина Яровая или председатель думского комитета по образованию Вячеслав Никонов.

Критикуя выступление Ливанова на правительственном часе в начале года, Никонов говорил, что в своем докладе министр обошел реальные проблемы, которые волнуют учеников, студентов, ученых и педагогов, — например, понижение грамотности молодых людей, поступающих в вузы, задержки с выдачей зарплат в регионах. По его словам, «после того как запретили кошмарить бизнес, все бросились кошмарить школы, детские сады и вузы».

Отставка может сработать на повышение рейтинга ЕР, уверен политолог Аббас Галлямов. По его словам, многое зависит от официальной интерпретации отставки. «Не стоит надеяться на то, что мы, мол, отправили в отставку непопулярного министра и этого достаточно. Сам по себе факт отставки говорит не только о том, что власть самоочищается, но и о том, что в отрасли есть серьезные проблемы. Если не будет проведена серьезная разъяснительная работа, то доминирующей может стать точка зрения о том, что все реформы системы образования провалились и власть в отчаянии ищет стрелочника», — рассуждает Галлямов.

Между тем Ливанов последовательно отстаивал интересы министерства в плане финансирования.

Как выяснила «Газета.Ru», в конце июля на одном из совещаний у Дмитрия Медведева со стороны министерства , что в случае сокращения финансирования уже в 2017 году придется сократить 40% бюджетных мест в вузах, денег не хватит на стипендии студентам, а без работы к 2019 году останутся 10,3 тыс. научных сотрудников вузов, РАН и Курчатовского института.

На период правления Ливанова пришлась и критика министра со стороны научного сообщества, связанная не только с реформой РАН. Уже более трех лет в СМИ постоянно сообщается о скандалах, связанных со списанными диссертациями различных чиновников, однако борцы с плагиатом в диссертациях были недовольны действиями министерства по улучшению ситуации.

Вопреки просьбам активистов «Диссернета» с 1 января 2014 года срок давности по обжалованию кандидатских и докторских диссертаций в России стал составлять десять лет, при этом те, кто защитил диссертацию ранее 2011 года, теперь могут не волноваться за списанный научный труд.

«Я хочу задать Васильевой следующие вопросы: уволите ли вы ректоров-плагиаторов (более 70 штук), и если нет, то почему? Распустите ли вы те диссоветы, которые распространяли фальшивые диссертации (списки передавались в МОН и ВАК и публиковались на «Диссернете» много раз)? Выведете ли вы из экспертных советов ВАК тех лиц, которые способствовали защите фальшивых диссертаций?» — спрашивает сооснователь «Диссернета» Андрей Заякин.

Известно, что Ольга Васильева перешла на министерский пост с позиции замруководителя управления по общественным проектам администрации президента.

Это управление возглавляет Павел Зенькович, а работу структуры курирует первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин.

Ранее Васильева работала в департаменте культуры правительства. В 2013 году она выступила с закрытой лекцией о патриотизме перед «Единой Россией», писал «Коммерсантъ». На лекции чиновница рассказывала об объединении народа при Сталине во время войны, это произошло, по ее мнению, через популяризацию дореволюционной русской истории и литературы. Один из источников «Газеты.Ru» описывает ее как автора 160 статей и восьми монографий, выходца из школьной и научной среды.

По словам источника, она взаимодействовала с партией власти, читала лекции в рамках проекта «Кандидат», и ее «лекции были с оттенками нравоучения, выглядели пропагандой».

Первое время новому министру придется прикладывать большие усилия, чтобы добиться поддержки в этой среде и доказать свою эффективность, считает замглавы Центра политической конъюнктуры Олег Игнатов.

Социологи ВЦИОМ отмечали, что Ливанов является самым непопулярным министром российского правительства и его деятельность оценивают в два балла большинство респондентов.

Васильева в конце июня выступала на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов на Клязьме». Как сообщает сайт форума, своей темой она выбрала историю «формирования национальной идеи России — от периода становления до современности». «Наша страна — единственная страна в мире, которая после 1917 года в 1991-м пережила второй социально-политический кризис. Как в послереволюционный период до 1934 года, так и в промежуток времени с 1991 по 2002 год о патриотизме не говорили, сами понятия патриотизма, любви к Отечеству, героизма были искоренены, отсутствовали в общественном сознании», — говорила чиновница.

На Клязьме она рассказывала о патриотизме героев ВОВ. «Васильева, как педагог истории, отметила важность обращения в этом воспитании как к биографии отдельных личностей военной эпохи, так и к героям нашего времени, таким как Александр Прохоренко, который погиб 17 марта 2016 года при исполнении служебных обязанностей в ходе боев за город Пальмира в Сирии, или Сергей Солнечников — российский офицер, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты», — говорится на сайте форума.

Два разных источника «Газеты.Ru» сообщили, что Васильева глубоко верующая и лично знакома с патриархом Кириллом. Васильева занимает должность завкафедрой государственно-конфессиональных отношений в РАНХиГС. Сферой научных интересов Васильевой является история Русской православной церкви в ХХ веке, государственно-церковные отношения в советский период. Общий стаж работы в сфере образования составляет 36 лет. Васильева является доктором исторических наук и членом Международной ассоциации истории религий.

Первый заместитель председателя синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Александр Щипков заявил, что после назначения на пост министра образования и науки Ольги Васильевой диалог между государством и Русской православной церковью приобретет «более осмысленный» характер. «То, что диалог будет легче, продуктивнее, в этом я нисколько не сомневаюсь», — сказал Щипков.

В комитете Госдумы по образованию новость об отставке Ливанова встретили положительно. Член комитета от КПРФ Олег Смолин добавил, что хорошо лично знает Ольгу Васильеву

«как человека с позицией в защиту российского образования».

«Я понимаю, что министр человек отчасти подневольный, он обязан играть по тем правилам, которые предлагаются правительственной команде в целом. Но надеюсь, что Ольга Юрьевна будет использовать свои полномочия министра для того, чтобы сохранять лучшее, что еще осталось в нашей системе образования. Надеюсь, что курс образовательной политики будет если не изменен, то хотя бы существенно скорректирован», — подчеркнул парламентарий. Он пояснил, что КПРФ надеется, в частности, на то, что при Васильевой удастся «инициировать изменения в ФЦП развития образования» или как минимум приостановить темпы сокращения числа вузов, — по словам Смолина, пятилетний план по сокращению числа вузов и их филиалов уже «перевыполнен», и коммунисты надеются, что Минобразования как минимум притормозит. Глава комитета Вячеслав Никонов («Единая Россия») отметил, что Ливанов и Васильева «разные люди»: «Ливанов — жесткий технократический руководитель, который привык, ломая через колено, продавливать свои решения. А Васильева — человек смыслов, человек диалога, разговора, который будет налаживать диалог с педагогическим сообществом».

В стране праздник. Этот человек переведен на другую работу. В правительстве его должность считалась «расстрельной». Нам говорили, что «министр - не рубль, чтобы всем нравиться».

Звучало хлестко, но странно. Жаждой наживы у нас в стране охвачены образованцы. Интеллигенция хочет просто жить достойно и заниматься своим делом. Учителей, врачей, инженеров рубль начинает волновать только тогда, когда правительство не может наладить экономику и превращает их в нищих.

Почему страна любит Лаврова и Шойгу? Да потому, что они любят страну и хорошо делают свое дело. А уж участки у обоих посложнее, чем Минобр. От Ливанова требовалось быть профессионалом и заботиться о школах, вузах, научных учреждениях. Прилично относиться к людям, которые честно трудятся и оказались от него зависимы. Увы, этого мы от Дмитрия Викторовича не дождались.

Интересный парадокс: руководство страны считает образование важнейшим государственным приоритетом. Объем затрат только на вузовскую сферу за последние 15 лет увеличился чуть ли не в 20 раз. А образование разваливается. Реформами довольны чиновники и псевдоученые их осуществляющие, да группа грантополучателей, сформированная в результате весьма своеобразных конкурсов.

Родители хватаются за головы, видя, чему и как учат с малолетства их детей. А руководители фирм и учреждений практически во всех сферах жизни страны уже не один год пребывают в глубокой тревоге в связи с недостаточной квалификацией вступающих в жизнь новых поколений. И перемен к лучшему не видно. На что в реальности потрачены огромные государственные деньги? На глупости, очевидные профессионалам. На вещи, совершенно не связанные с реальным образовательным процессом, вроде закупки оборудования для университетов, на котором там некому работать, мегагрантов зарубежным ученым и конвейеров по подготовке статей в западные журналы.

Насильно, вопреки мнению вузовского сообщества ввели бакалавриат. По сути сократили обучение специалиста на один год. Выбросили 20 процентов аудиторных занятий из учебных планов. Огромные деньги выплачены наемникам, коверкавшим учебные планы. Существенные усилия потребовались вузам для перехода на это безобразие. И что, качество подготовки выиграло? А магистратура - пародия на аспирантуру, намного короче и со значительно более слабым выходным результатом. В результате шесть лет обучения дают куда худший результат по сравнению с пятилетним специалитетом. Аспирантуру же превратили из формы научной деятельности в учебную, и тяжелые последствия этой трансформации наша наука ощутит уже в самое ближайшее время.

Про ЕГЭ не говорит только ленивый. В старших классах наши дети вместо развития креативных качеств вынуждены натаскиваться на решение тестов. Важнейшие для развития творческих начал годы тратятся на вредные по сути занятия. Неужели современной России, в отличие от СССР, творческий тип личности не нужен? Следует добавить, что введение ЕГЭ разрушило традиционные и очень важные механизмы взаимодействия школ и вузов, а заодно и работу по профориентации старшеклассников. Искоренить злоупотребления при приеме в вузы было несложно - просто посадить пять-десять взяточников из «элитных» вузов. Вместо этого взаимодействие всех вузов с абитуриентами ориентировано теперь не на добросовестные педагогические коллективы, а на какое-то жулье. Злоупотреблений же меньше не стало, только вместо укрепления вузов в провинции - перетягивание талантливых детей в центр. Правда, необеспеченные семьи их там в период учебы содержать не могут. Превращаем провинцию в отстойник для нищих и бездарных? Хорошее будущее для страны...

Перечень пагубных перемен огромен. Не только для вузов, разумеется. Школам еще труднее. Работаю ректором 25 лет, есть с чем сравнивать происходящее. А вот порадоваться ни одной министерской новации периода Ливанова не могу. Смешно и горько: сегодняшнее Министерство науки и образования не научилось оценивать ни результаты научных исследований, ни качество образования. Даже не знает, что это такое. Весь пар уходит в собирание бумажек, подчинение себе несогласных и самопиар. Административный ресурс систематически используется во вред делу: разгром академической науки, избиение квалифицированных руководящих кадров, насаждение «своих» на ключевые посты, покупка союзников необоснованным по сути финансированием, формирование псевдоэкспертного сообщества, взаимоотношения по принципу «поддерживай нас или уходи».

Справедливости ради следует сказать, что многие ливановские реформы были намечены еще до Ливанова. Однако уже тогда специалистам была очевидна их вредоносность. Дмитрий Викторович сделал спорное неотвратимым. При нем министерство превратилось в абсолютно идеологический и диктаторский орган, не обремененный здравым смыслом. Со стороны могло показаться, что это реформы ради реформ. Когда каждый шаг вызывает тяжелые последствия, а устранение последствий порождает еще худшие результаты. И смысл лишь в том, что на этом кошмарном процессе кто-то зарабатывает. Но идеологический аспект прослеживался абсолютно четко: уничтожить все достижения времен СССР и добиться хотя бы отдаленной похожести на Запад. Все, кто не согласен с этим вектором перемен, - враги. А враг либо сдается, либо его уничтожают.

Ливанов - фанатик идеи бездумного копирования Запада. Назвать его бездарностью было бы несправедливо. Яркая личность, талантливейший организатор, прирожденный чиновник, человек с железной силой воли. Масштаб этих качеств сопоставим только с глубиной его невежества в сфере науки и образования.

Министр оказался абсолютно невосприимчив к любым идеям, кроме рожденных в своем идеологическом кругу, пусть даже свои идеи были бредовыми. Уничтожал все доставшееся в наследство от СССР. Но то, что строил, оказывалось мертворожденным. Он не понимал, что образование - часть культуры народа, неразрывно связанная с ней тысячами невидимых нитей. Думал, что можно его сменить, как костюм в гардеробе. О западном же образовании представление имел весьма смутное. Удивительно, но проработав столько лет министром, Дмитрий Викторович до сих пор не в курсе истин, известных древним грекам, - к примеру, что образование состоит из обучения и воспитания. То есть без воспитания его просто быть не может. В результате функция воспитания государством передана средствам массовых коммуникаций, а обучение в школах и вузах проваливается.

В основе мировоззрения Ливанова содержится идея, что деньги - не средство, а цель жизни человека. Отсюда и его понимание образования как услуги, стремление превратить его в бизнес. Он всерьез полагал, что школы и вузы резко улучшат качество работы, если их сделать коммерческими структурами. Но этого не произошло - просто потому, что не могло произойти. Непонимание сути образования не позволило Ливанову организовать без скандалов мониторинг работы вузов. Оно же заставило обратиться к рейтингам - шарлатанству, широко распространенному за рубежом. Когда не можешь разработать критерии качества, логично отдать его оценку на откуп западным кудесникам. Ничем не обоснованы утверждения реформаторов, что университетская наука в России перспективнее академической, что большие вузы в принципе работают лучше, чем небольшие. И т.д. и т.п.

Один из самых негативных процессов нашего времени - тотальное подчинение ученых и педагогов чиновникам, распространение властной вертикали на академическую сферу. В России XXI века понятие академической автономии стремительно растворилось. Обладание чиновной властью теперь оказывается важнее знаний и профессионализма. Под флагом демократического переустройства насаждается тупой командно-административный дух, какого не было ни при царе, ни в эпоху воинствующего коммунизма. И канцелярия все больше заменяет реальное дело. Ведь государство контролирует нашу работу только по бумагам, что реально происходит в аудиториях и научных лабораториях - никого не волнует.

С кем сравнить министра, освободившего кресло в минувшую пятницу? В нем есть, и не понемногу, от разных исторических и литературных персонажей. От пламенных соратников Дзержинского до барона Мюнхгаузена. Вспоминается и волшебник из песни Пугачевой: «Сделать хотел грозу, а получил козу». Но ближе всего, пожалуй, Трофим Лысенко. Времена меняются, а лысенковщина не уходит с исторической арены. Только теперь антинаучность, дремучее невежество рядятся в одежды «реформ», «прогресса», «повышения конкурентоспособности в глобальном мире».

Что будет дальше? Вот вопрос. Ливанов ведь - представитель целого слоя управленцев, исповедующих пресловутую «неолиберальную» идеологию. И этот слой доказал на практике свою деловую несостоятельность. Видимо, на повестке дня - смена вектора развития. Несмотря на все невзгоды минувших лет, российские образование и наука все еще обладают огромным потенциалом. Вопрос лишь в разумном его использовании на благо страны.

ТАСС-ДОСЬЕ. 19 августа 2016 г. президент России Владимир Путин согласился с предложением премьер-министра Дмитрия Медведева об отставке Дмитрия Ливанова с поста министра образования и науки РФ и назначением его на пост спецпредставителя главы государства по торгово- экономическим связям с Украиной.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о министрах образования в РФ с 1990 г.

Эдуард Днепров

Первым министром образования в России 14 июля 1990 г. стал Эдуард Днепров (1936-2015). Выпускник Ленинградского Нахимовского военно-морского и Высшего военно-морского училища им. М.В. Фрунзе, в 1958-1971 гг. служил на боевых кораблях Северного и Балтийских флотов. Одновременно окончил филологический факультет Ленинградского университета. После увольнения с военной службы в 1971 г. работал в НИИ Общей педагогики Академии педагогических наук СССР, был главным редактором издательства "Педагогика".

В 1988 г. возглавил временный научно-исследовательский коллектив "Школа" при Госкомитете по народному образованию СССР. В 1990 г. был избран на пост главы Минобразования Верховным советом РСФСР (первый и единственный избранный министр образования). При его участии была разработана концепция новой реформы образования, принят закон "Об образовании" 1992 г., открыты первые негосударственные образовательные учреждения.

На посту главы министерства находился 874 дня. 4 декабря 1992 г. Днепров покинул ведомство, был назначен советником президента РФ Бориса Ельцина по вопросам образования, затем перешел на научную работу. Занимал пост директора Федерального института планирования образования, был профессором Высшей школы экономики. Доктор педагогических наук, академик Российской академии образования. Скончался 6 февраля 2015 г.

Евгений Ткаченко

С 23 декабря 1992 г. по 14 августа 1996 г. министерство возглавлял Евгений Ткаченко. До назначения занимал должность ректора Свердловского инженерно-педагогического института. В годы его руководства ведомством в России был введен мораторий на приватизацию образовательных учреждений; частные издательства получили возможность выпускать учебники с грифом Минобразования РФ.

Занимал пост министра 1330 дней. После ухода из правительства занимается научной деятельностью. Входит в состав президиума Российской академии образования и экспертный совет Высшей аттестационной комиссии. Доктор химических наук, профессор, действительный член Российской академии образования.

Владимир Кинелев

14 августа 1996 г. министром общего и профессионального образования был назначен Владимир Кинелев, бывший председатель Государственного комитета РФ по высшему образованию (1993-1996) и заместитель председателя правительства РФ (январь-август 1996 г.). Под его руководством были разработаны государственные образовательные стандарты, введены новая классификация высших учебных заведений, создана единая система общего и профессионального образования.

Занимал пост 563 дня, 28 февраля 1998 г. ушел в отставку. Затем возглавлял Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Москва). С 2008 г. - научный руководитель Российского нового университета по информационным технологиям и дистанционному образованию, заведующий кафедрой ЮНЕСКО. Академик Российской академии образования, заслуженный инженер Российской Федерации.

Александр Тихонов

Наименьший срок - 212 дней - во главе министерства общего и профессионального образования находился Александр Тихонов, бывший первый заместитель главы ведомства. Он был назначен на пост министра 2 марта 1998 г. Инициировал разработку программы переподготовки директоров школ, реформы профессионального образования, выступал за введение социального кредитования и страхования в системе образования. 30 сентября 1998 г., после отставки правительства Сергея Кириенко, покинул пост.

До 2013 г. возглавлял Государственный НИИ информационных технологий и телекоммуникаций, заведовал кафедрой "Материаловедение электронной техники" Московского института электроники и математики (МИЭМ). После того как в 2012 г. МИЭМ вошел в структуру Высшей школы экономики, Тихонов был назначен научным руководителем - директором МИЭМ НИУ ВШЭ. Доктор технических наук, профессор, академик Российской академии образования.

Владимир Филиппов

30 сентября 1998 г. министром общего и профессионального образования РФ был назначен Владимир Филиппов (с 25 мая 1999 г. - министр образования), ректор Российского университета дружбы народов. Под его руководством была принята программа по модернизации российского образования до 2010 г. Среди ее основных положений - введение ЕГЭ, разработка новых стандартов общего среднего образования, введение многобалльной системы оценок учащихся, введение целевого приема в вузы, сертификация учреждений высшего образования, разработка нового поколения стандартов всех уровней профессионального образования, внедрение государственных именных финансовых обязательств и др.

Возглавлял министерство 1987 дней, 9 марта 2004 г. покинул пост. Вновь возглавил Российский университет дружбы народов. В 2013 г. назначен председателем Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки РФ. Академик Российской академии образования, доктор физико-математических наук, профессор.

Андрей Фурсенко

9 марта 2004 г. Владимира Филиппова сменил Андрей Фурсенко, бывший первый заместитель министра, врио министра промышленности, науки и технологий РФ. На посту главы Министерства образования и науки продолжил внедрение в практику общеобразовательной школы ЕГЭ, разработку новых стандартов школьного образования, проведение мер по присоединению РФ к Болонской декларации, согласно которой стандарты отечественного высшего образования должны быть приведены в соответствии с европейскими.

Фурсенко установил рекорд по пребыванию на посту главы ведомства - 2995 дней. После ухода из правительства был назначен помощником президента РФ Владимира Путина, курирует вопросы научных фондов и грантов для ученых. С 2013 г. возглавляет попечительский совет Российского научного фонда. Доктор физико-математических наук. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса.

Дмитрий Ливанов

Новым руководителем ведомства 21 мая 2012 г. стал бывший заместитель Андрея Фурсенко, ректор Московского института стали и сплавов, доктор физико-математических наук Дмитрий Ливанов.

На посту главы ведомства инициировал проведение реформы РАН, принятие нового закона об образовании. Выступал за активное развитие среднего профессионального образования, слияние вузов, оптимизацию их работы и сокращение доли бюджетных мест, модернизацию дошкольного образования, введение электронных версий учебников, повышение зарплат работникам образования и др.

19 августа 2016 г. во главе министерства его сменила Ольга Васильева, заместитель начальника управления по общественным проекта Администрации президента РФ.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Ливанова Дмитрия Викторовича

Происхождение и образование

Дмитрий Викторович Ливанов родился в Москве 15-го числа в феврале месяце 1967 года. Отец – авиаконструктор Виктор Ливанов – один из создателей аэроплана ИЛ-96-300, генеральный директор Авиационного комплекса имени Сергея Владимировича Ильюшина. Дед Дмитрия Ливанова – Владимир Борисович Ливанов – полковник КГБ. Дмитрий Ливанов с отличием закончил в 1990 году Институт стали и сплавов в Москве (МИСиС), специальность "физика металлов". В 1992 году Ливанов защитил кандидатскую диссертацию и получил степень к.ф.-м.н. Два года, по словам самого Ливанова, работал за границей. В это же время учился в аспирантуре.

Начало карьеры

После защиты Ливанов работал в научно-исследовательской лаборатории МИСиС, начав с должности сотрудника. Вскоре он стал старшим научным сотрудником, затем доцентом на кафедре теор. физики МИСиСа. В 1997 году Дмитрий Ливанов защитил докторскую диссертацию и занимал должность заместителя проректора по научной работе МИСиС до 2000 года. В этом же году Ливанов стал проректором родного института по международному сотрудничеству и работал профессором на кафедре теор. физики МИСиС.

Юридическое образование

Продолжив образование (во время работы в МИСиС), Ливанов поступил в Московскую государственную юридическую академию на заочное отделение и закончил ее в 2003 году, став юристом, специалистом в области гражданского права.

Работа в Министерстве образования

В 2004 году Ливанов получил должность директора департамента в Министерстве образования и науки РФ. Департамент, который возглавил Ливанов, занимался научно-технической и инновационной политикой. Одновременно Ливанов перешел работать по совместительству профессором на кафедру металловедения по цветным металлам МИСиС (эта ставка сохранялась за ним до 2012 года). В ноябре 2005 года Ливанов стал заместителем Андрея Фурсенко, получив должность статс-секретаря – заместителя министра науки и образования РФ.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Ректор МИСиС

В 2007 году, в апреле, Ливанова избрали ректором МИСиС. В 2012 году он был снова переизбран на этот пост. МИСиС стал первым ВУЗом, который разработал самостоятельную стратегию развития и перешел на чисто западную систему, состоящую из бакалавриата и магистратуры. С 2009 года Ливанов состоит в списке "первой сотни" резерва управленческих кадров.

Министр образования

После вступления в должность президента РФ и назначения премьер-министром Ливанов стал министром образования и науки (назначен на должность 21-го числа в мае месяце 2012 года). В сентябре 2012 года заявил о своём недовольстве деятельностью Ливанова и некоторых других глав министерств по реализации его поручений. Был объявлен выговор Ливанову, Говоруну и Топилину. Осенью этого же года ведомство Ливанова снова стало объектом критики после объявления списков неэффективных ВУЗов. Было признано, что критерии оценки неэффективности и выбранная методика оценки работы ВУЗов несовершенны. В частности, не принималась в расчёт востребованность учеников работодателями и другие критерии.

Награды

Ливанова наградили золотой медалью РАН, специально учреждённой для молодых учёных. В 2011 году Ливанов был награждён премией Правительства России в области образования.

Научные работы

Личная жизнь

Ливанов женился на дочери ректора МИСиС Карабасова, с которой встречался ещё в студенческие годы. Карабасов Ю.С. был также его научным руководителем. В семье Ливанова родилось двое детей – дочь и сын, ещё один мальчик был усыновлён в годовалом возрасте.

Из увлечений Ливанова – театр, чтение английской литературы, в частности, детективов, изучение итальянского языка.

Министром образования и науки России назначена Ольга Васильева, сотрудница администрации президента РФ. Она сменила на этой должности Дмитрия Ливанова, который возглавлял Минобрнауки с 21 мая 2012 года.

По социологическим опросам он считался одним из самых непопулярных министров. В том числе и потому, что некоторые меры, которые предпринимало министерство, были болезнено восприняты многими педагогами. Среди недостатков отмечали низкие заработки, высокие нагрузки, бумажную волокиту, отсутствие в некоторых школах условий для выполнения новых федеральных стандартов. Еще одна ощутимая сфера, где так и не удалось навести порядок, - обеспечение учебниками. По закону они должны быть бесплатными, но в некоторых регионах продолжают собирать с родителей деньги на книги.

При Дмитрии Ливанове остановилось закрытие сельских школ, многие из них получили деньги на ремонт и новые спортзалы, но нормативно-подушевое финансирование привело к тому, что классы оказались переполненными. Кроме того, добавились сложности, связанные с инклюзивом, когда от учителя требовали заниматься в одном классе и с обычным учеником, и с учеником с синдромом Дауна или аутистом. В итоге введение стандарта для инклюзивных школ пришлось отложить, и он не вступит в силу с 1 сентября 2016 года, как предполагалось.

В последнее время активно шло закрытие вузов и филиалов, которые по сути торгуют дипломами, но этот процесс был очень ощутимым для студентов, которые иногда за неделю до защиты выпускных работ узнавали, что останутся без дипломов гособразца. Не все были довольны объединениями вузов в регионах, где появляются опорные университеты. Логика недовольных понятна: если взять три плохих вуза, хороший не получится.

Наконец-то в этом году министерству и Рособрнадзору удалось провести ЕГЭ без ЧП, массовых списываний и "туризма", выросло число отличников и уменьшилось количество двоечников. Тем не менее ректоры в один голос говорят о том, что в вузы приходят слабые студенты, которые просто научились заполнять тесты и давать ответы, которые от них ждут. А экономике нужна креативная молодежь, которая мыслит не шаблонами и стандартами. Таких помогают выявлять олимпиады, список которых с каждым последующим годом сокращался.

Пожалуй, меньше всего проблем будет у Ольги Васильевой с системой дошкольного образования и инженерным направлением в вузах. Очередей в детские сады сейчас действительно нет, а технические вузы получают дополнительные средства на продвижение и развитие и показывают хорошие результаты. В том числе, в международных рейтингах.

Что касается науки, на период руководства Дмитрия Ливанова приходится радикальная реформа Российской академии наук. Впервые за 300 лет существования академии из ее состава были выведены институты и переданы в специально созданное Федеральное агентство научных организаций. Практически за все время, когда Дмитрий Ливанов возглавлял Минобрнауки, у него сложились непростые отношения с руководством РАН. Так, 24 марта 2013 года, в интервью "Эху Москвы" он назвал Российскую академию наук" неэффективной, недружелюбной к людям, которые там работают". В ответ ученые потребовали отставки министра.

Комментарий

Владимир Иванов, заместитель президента РАН:

Исполняется три года с начала реформы РАН, инициатором которой был Дмитрий Ливанов. Реформой был предусмотрен переходный период, который сейчас истекает. На общем собрании РАН была дана оценка этим реформам. Ученые отмечали, что реформа РАН пошла не по тому пути. И более того, не выполнены самые главные направления, ради которых все и затевалось. Так было декларировано, что наукой будут заниматься ученые, а академическим хозяйством чиновники ФАНО. Однако этого не произошло. Вполне очевидно, что в такой ситуации инициатор обязан уйти в отставку. Считаю, что ничего неожиданного в ней нет, так принято во всех цивилизованных странах.

Что касается нового министра, то хорошо, что Ольга Васильева работала в системе РАН. Сейчас в министерстве нет ни одного руководителя, который бы работал в научной организации. Так что придет человек, который знает специфику академической среды, а значит есть надежда, что некоторые перекосы будут поправлены.

Справка "РГ"

Ольга Юрьевна Васильева (родилась в 1960 году) - профессор истории, доктор исторических наук. Первое образование - дирижерско-хоровое отделение Московского государственного института культуры, затем окончила исторический факультет Московского педагогического института и факультет "Международные отношения" Дипломатической академии. В 1987-1990 гг училась в аспирантуре Института российской истории РАН.

В 1990 году защитила кандидатскую диссертацию