Система и непрерывность экологического образования. Система экологического образования Систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования

Система непрерывного экологического образования включает семь уровней: домашнее (семейное) экологическое воспитание, общее экологическое образование (период детства, школа), профессиональное образование (начальное, среднее, высшее), послевузовское, дополнительное экологическое образование на всех уровнях, профессионально-экологическая переподготовка, повышение квалификации руководителей всех типов учреждений, предприятий и организаций, специалистов и служащих, чья профессиональная деятельность связана с использованием природных ресурсов, прямым или косвенным влиянием на состояние городской природной среды и воспитанием личности. Уровневую структуру экологического образования дополняет организационноуправленческая структура, направленная на экологическое просвещение населения. Она охватывает все слои населения и позволяет реализовать информационные и практические интересы жителей в области экологии, экологической безопасности и качества окружающей природной среды мегаполиса.[ ...]

Ведущим направлением экологической политики должно стать формирование системы непрерывного экологического образования, охватывающей все структуры общества. Для этого на местах необходимо всячески содействовать гуманизации и экологизации сферы образования и воспитания детей. В системе профессионального образования необходимо объединять процессы приобретения профессиональных знаний и освоения экологических аспектов конкретной производственной деятельности.[ ...]

Назаренко В. М. Система непрерывного экологического образования в средней и высшей педагогической школе: Дис. д-ра пед. наук. - М., 1994.[ ...]

В силу жизненной важности экологической проблематики обязательным принципом методологии экологического образования Должен стать принцип его непрерывности. Экологическое образование в настоящее время принято рассматривать как единую систему, основными компонентами которой выступают формальное (дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее) образование и неформальное образование взрослого населения.[ ...]

Таким образом, преподавание экологического права осуществляется на стабильной основе и даже имеет тенденцию к расширению. Этого нельзя сказать о преподавании общего курса, экологии. В резолюции парламентских слушаний «Об экологической культуре» (ноябрь 2000 г.) подчеркивалось, что система непрерывного экологического образования в стране деформируется и фактически срывается. Из базисного учебного плана общеобразовательной школы исключен курс «Экология», не вошел данный курс в программу 12-летнего образования, а педагогические вузы прекращают подготовку преподавателей-экологов. Наконец, в Федеральном экспертном совете Министерства образования РФ упразднена секция по экологии1.[ ...]

Принятые подходы к развитию системы непрерывного экологического образования в условиях мегаполиса позволили более отчетливо структурировать содержание и уровни образования, формировать преемственность, горизонтальное и вертикальное взаимодействие учреждений образования, культуры, науки, общественных организаций и их некоммерческое сотрудничество с администрацией в области развития экологической культуры городского сообщества.[ ...]

Система обеспечивает всем студентам получение непрерывного экологического образования: на первом этапе - общего, формирующего мировоззрение; на втором этапе - общеинженерного, развивающего понимание экологических проблем различных отраслей промышленности; на третьем этапе - специального, формирующего у студентов способности и умения принимать рациональные, инженерные решения и анализировать последствия этих решений для состояния окружающей среды. При выполнении квалификационных работ студенты решают задачи по обоснованию и обеспечению экологической безопасности и эффективности проводимых исследований и разрабатываемых проектов.[ ...]

В. М. Назаренко доказывает, что создание системы непрерывного экологического образования требует новой парадигмы: экологическое образование - это не часть формального образования, а его новый смысл, его цель. Мировоззренческую основу экологического образования составляют два взаимосвязанных подхода: биоцентрический и антропоцентрический, которые позволяют сформировать представления о единстве природы и человека, о путях гармонизации их взаимодействия, о коэволюции природы и общества как единственно возможном пути развития современной цивилизации, а также о структуре личности, отвечающей требованиям экологической этики.[ ...]

Наиболее ответственная роль в этом процессе принадлежит науке и образованию, на основе которых в рамках Стратегического плана строится муниципальная система непрерывного экологического образования и просвещения. Для создания такой системы были проанализированы научно-образовательные ресурсы города, нор-мативно-правовая база, материально-технические возможности, информационные потоки, международный и местный опыт; проведены конкретные социологические исследования. Вопросы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования решались на нескольких научно-практических конференциях.[ ...]

В Уральском государственном техническом университете (УГТУ) система непрерывного экологического образования и воспитания включает обучение студентов и аспирантов, подготовку и повышение квалификации специалистов промышленности, государственных служащих и преподавателей по проблемам экологии и природопользования.[ ...]

Действующим законодательством провоза, „на всеобщность, комплексность и непрерывность экологического образования и воспитания. Принцип комплексности экологического образования и воспитания означает, что эти два процесса воздействия на сознание людей должны осуществляться совместно. Принцип непрерывности экологического образования обусловлен необходимостью постоянного овладения новыми сведениями по мере быстрого развития человеческой цивилизации.[ ...]

Анализ итогов реализации первой программы по развитию муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения показывает, что научно-педагогический потенциал мегаполиса позволил на принятых концептуальных основаниях приступить к формированию многоуровневой муниципальной системы непрерывного экологического образования и просвещения. Об этом свидетельствуют показатели успешности: призовые места екатеринбургских школьников и студентов на республиканских и международных олимпиадах и конкурсах в области экологии; престижные национальные премии; рост числа специальностей экологического профиля в вузах; появление на телевидении экологической передачи; более 500 (за последние три года) изданий учебной и методической литературы.[ ...]

Значительно увеличился объем научных исследований в области теории и практики экологического образования, утверждается принцип непрерывного экологического образования, разработана последовательность такого образования в школе, написаны учебники для школьников и методические пособия для учителей, идет экологизация всего дошкольного и школьного образования и воспитания. В итоге, наверное, можно сказать, что экологическое образование становится важным фактором реформирования, осовременивания российского образования в целом.[ ...]

Исходя из вышесказанного, в Нижегородской государственной медицинской академии разработана система непрерывного экологического образования, которая действует на трех этапах подготовки специалистов медицинского профиля: на уровне медицинского лицея и медицинского колледжа, в процессе обучения в вузе и на этапе последипломного образовательного процесса.[ ...]

В 1995 г. завершился период формирования научно обоснованных понятий и положений, определяющих место и роль экологического образования в системе мер по обеспечению национальной безопасности России. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» в стране устанавливается система всеобщего непрерывного экологического образования населения. Так, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1997 г. Госкомэкология и Минобразования России завершили доработку федеральной целевой программы «Экологическое образование населения России». Программа рассчитана на период до 2010 г.[ ...]

Чтобы быть настоящими реалистами, необходимо думать уже теперь о школе будущего. Интересные мысли о школе и образовании в XXI в. высказывает профессор Г.А. Ягодин в статье «Школа будущего - школа развития личности. Рекомендации по созданию непрерывного экологического образования»2.[ ...]

Немаловажное значение в формировании кадрового потенциала, реализующего все вышеуказанные функции и методы, составляет всеобщее непрерывное экологическое образование.[ ...]

Мы благодарим всех авторов за участие в подготовке материалов пособия и надеемся на дальнейшее сотрудничество по внедрению системы непрерывного экологического образования в вузе.[ ...]

Даже аргументированное изложение статьи Г.А. Ягодина дает представление о школе будущего как школе развития личности. Речь идет о создании системы непрерывного экологического образования и экологическом воспитании от младенчества до взрослого человека. Существо авторского кредо сводится к следующему.[ ...]

НЕОФИТЫ [от гр. neos новый и phyton растение] - растения-новички в местной флоре. Появление Н. в ряде случаев требует принятия мер по предупреждению их распространения (напр., новых видов сорняков в агроценозах). Неофитом [гр. neophyíos] называют также нового сторонника к.-л. учения, религии. НЕПРЕРЫВНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - см. Образование экологическое непрерывное. НЕРАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ - экономически малоэффективное и экологически необоснованное использование земельных ресурсов, приводящее к снижению плодородия почв и ухудшению состояния окружающей среды.[ ...]

Для осуществления координационных функций Г. РФ: согласовывает нормы, нормативы и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты и квоты на их изъятие; разрабатывает и утверждает перечень работ и услуг природоохранного назначения; аннулирует лицензии (разрешения) или дает представления об их аннулировании; организует работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере экологии; разрабатывает, согласовывает или утверждает нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению сертификации экологической и паспортизации производств, хоз. и иных объектов и территорий; участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания; публикует либо передает для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения.

Разделы: Внеклассная работа

В мире, где мы живем и трудимся, идет неизменный процесс интеграции знаний, охватывающий все науки о природе и человеке. Однако, знания, получаемые учащимися в школе на протяжении всех лет обучения, представляются в разобщенном виде, не связанные между собой общими законами. Отсюда неумение школьников соединять получаемые знания в сознании и сделать так, чтобы каждый момент получения знаний был одновременно формированием целостной картины представлений о природе. Вопрос обеспечения непрерывного экологического образования учащихся способствует реализации идей интегрированного подхода к преподаванию предметов естественно-математического цикла.

Вопросы, связанные с воспитанием экологически грамотной личности могут успешно решаться не усилиями отдельных педагогов-энтузиастов, а только систематической работой всего педагогического коллектива на межпредметной основе, органически включаясь во все элементы учебно-воспитательного процесса в школе. В связи с этим с 1997 года в школе создана творческая группа учителей естественно-математического цикла. Цели и задачи работы нашей творческой группы по развитию экологической культуры у школьников исходят из задач работы школы, в которой приоритетным является эколого-краеведческое направление в воспитании и обучении.

В условиях сельской школы актуальность данного опыта очевидна. Малокомплектность классов, более высокий коэффициент сплоченности коллектива сельских школьников по сравнению с городскими, большие возможности практических полевых исследований, удобство ведений фенологических наблюдений создают благоприятные условия для организации целенаправленного воспитательного воздействие на личность ученика с целью повышения уровня его экологической культуры.

Цель педагогической деятельности: формирование экологической грамотности и культуры личности, воспитание чувства ответственности у учащихся для решения экологических проблем через единство воспитательной и образовательной деятельности.

В организации работы по развитию экологической культуры, мы придерживаемся следующих определений этого понятия в методической литературе.

Экологическая культура проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека. Разные ученые (Л.Д. Бобылева, А.Н. Захлебный, А.В. Миронов, Л.П. Печко) выделяют разные компоненты этого качества.

Экологическая культура по мнению А.Н. Захлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей.

Л.П. Печко считает, что экологическая культура включает:

культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования; культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы.

Экологическая культура, указывает Л.Д. Бобылева, включает следующие основные компоненты:

  • интерес к природе;
  • знания о природе и ее охране;
  • эстетические и нравственные чувства к природе;
  • позитивная деятельность в природе;
  • мотивы, определяющие поступки детей в природе.

В своей работе творческая группа придерживается идеи того, что экологическая культура как качество личности должна формироваться в системе непрерывного экологического воспитания , основными звеньями которой, оказывающими существенное влияние на ребенка в школьном возрасте, являются:

  • семья;
  • детские дошкольные учреждения;
  • школа;
  • внешкольные воспитательные учреждения;
  • средства массовой информации;
  • самовоспитание.

Основные направления и виды деятельности.

Наши дети посещают детский сад «Солнышко», одним из направлений воспитательной работы – является экологическое.

  • Экологизация предметов естественно – математического цикла, на всех ступенях образования
  • Значимая часть в организации непрерывного экологического образования учащихся творческая группа отводит внеурочной и внеклассной работе по природоохранным мероприятиям. Работа строится на основе авторской программы «Экологического воспитания учащихся по внеклассной работе».

Основные этапы реализации данной программы:

Занятия в кружках:

1. Знатоки родного края – Гайтанова Н.Н.
На занятиях объединения «Знатоки родного края» реализуется программа География Гусь-Хрустального района, целью которой является развитие интереса учащихся к истории и географии и экологии своего района, города, деревни, формирование у них знаний об особенностях природы, хозяйства, населения, об антропогенном воздействии человека на природу.

2. Юный эколог – Крылова Т.В.
На занятиях объединения «Юный эколог» реализуется программа юные экологи родного края с целью воспитания у детей убежденности в необходимости изучения и охраны природы своего края; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамики и путях рационального использования.

3. Мой друг, компьютер – Русакова С.Л.
На занятиях объединения «Мой друг, компьютер» внедряется применение ИКТ в системе непрерывного экологического образования, что способствует быстрой адаптации учащихся к трудовой деятельности в условиях современного информационного общества.

4. БИГ (биология + информатика + география).
На занятиях объединения интегрируются знания учащихся, полученные на уроках географии, информатики и физики.
Руководители: Гайтанова Н.Н., Русакова С.Л., Крылова Т.В.

Некоторые формы проведения внеурочных занятий

1. Организация экскурсий для учащихся начальной школы.

Например. Экскурсия с целью знакомства с природой и жизнью леса, луга, пойма реки, населяющими их насекомыми, животными и птицами; пропаганды охраны природы;

Первая остановка. Руку дружбы – природе.
Вторая остановка. Дети – дозорные природы.
Третья остановка. Защитим пернатое племя.
Четвертая остановка. В лесу родилась елочка.
Пятая остановка. Золотой луг.

2. Организация экскурсий и занятий в школьной комнате боевой славы и краеведческого уголка.

3. Проводятся мероприятия под общим названием «Час открытых дверей в кабинете физики и химии». Это мероприятия, проводимые учителями или учащимися старших классов для учащихся среднего звена. Их содержание составляют занимательные истории, опыты, викторины, фокусы, стихи, сценки, связанный с физикой, химией, биологией, экологией (Зимняя сказка, В защиту природы, Путешествие по временам года).

4. Традиционное ежегодное проведение экологического марафона. Данный проект представляет собой комплексную программу – цикл творческой экологически-ориентированной деятельности учащихся. Проект решает такие задачи, как:

  • пробуждение в юных интереса к окружающему миру;
  • информирование школьников об экологической ситуации в районе;
  • распространение экологических связей;
  • объединение школьников для решения экологических проблем.

Заключительным этапом марафона является заседание КОАППа. (Приложение 1 )

5. Организация школьной экологической тропы. Цель создания – организация учебной и просветительской работы по вопросам охраны природы, создания условий для воспитания грамотной культуры поведения человека в окружающей среде. Остановки:
«Речка Гром-Платина», болотце, березовая роща, родники и источники чистой питьевой воды, лесопосадка, спас-Преображенский храм.

6. Работа по созданию школьного лесничества.
Немаловажным шагом в развитии экологической культуры являются наблюдения в природе. В процессе наблюдения у ребенка включены все анализаторы: зрительный – ребенок видит размеры, цвет исследуемого объекта: слуховой – ребенок слышит шум ветра, плеск воды в реке, стук капель дождя, шелест листвы, журчанье ручейка – все это приятно для слуха ребенка. Вкус позволяет тонко различать – сладкий вкус меда и соленый вкус морской воды, вкус родниковой воды и луговой клубники. Осязание – это вторые глаза ребенка. Ощупывая предметы природы, ребенок чувствует все шероховатости коры дерева, гладкости гальки, крупинки речного песка и чешуйки шишек. А запахи! Море запахов, которое волнует воображение ребенка. Запах тополиных почек после дождя, запах весны, запах теплой земли, нагретой от солнца. Недаром К.Д. Ушинский писал, что ребенок «мыслит формами, красками, звуками».
При организации наблюдений в природе мы пользуемся обобщенной схемой обследования предмета.

Примерная схема наблюдения животного

1) Особенности внешнего вида животного в целом и отдельных его частей. Выделить отличительные и сходные признаки внешнего вида наблюдаемого объекта сравнительно с другим хорошо известным им однотипным животным.
2) Особенности в поведении животного: повадки, движения, голос и другие жизненные проявления (образ жизни и питание на воле и в неволе). По этим признакам сравнить с уже известным однотипным животным, отличая и сходство, и различия.
3) Особенности и роль данного животного в жизни человека.
4) Интерпретировать воспринимаемого в свете имеющегося личного опыта и знаний.

7. Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, играет практическая, исследовательская работа в природных условиях. Теоретические знания, полученные учеником на уроках, должны стать базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщить результаты своих наблюдений, способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Темы исследовательских работ, выполненные учащимися.

  • Исследование погоды по народным приметам.
  • Флора и фауна НП «Мещера»
  • Презентация проекта «Птицы – краснокнижники НП «Мещера»
  • Зимородок – птица года.
  • Флаг, герб и гимн – гордость Российского народа.
  • Славься край своими сынами.
  • Есть женщины в русских селеньях.
  • История храма Преображенье.
  • НП «Мещера».
  • Исследование видов лекарственных растений в окрестности деревни Аксеново.
  • Устойчивость растений на биогумусе и гумистаре к химическим препаратам.
  • Исследование муравейников в окрестности деревень Маслиха, Красный Октябрь, Цикуль.
  • Антропогенное влияние на численность муравейников.

8. Изучение растительного и животного мира, почв, водоемов, ландшафтов родного края сочетается с практическими делами посадкой деревьев и кустарников, охраной уникальных и редких цветов, озеленением класса и разведение комнатных растений, уход за ними, уборка территории школы, перекопка газонов, посев семян цветочных и древесно-кустарниковых пород, уход за растениями на пришкольном участке (полив, прополка, сбор насекомых-вредителей), очистка родников, охраной муравейников, подкормкой птиц.

Участие в трудовых акциях:

  • Мусору – вторая жизнь.
  • Зеленая стрела.
  • Помоги птицам.
  • Сохраним нашу землю голубой и зеленой.

По-видимому, теперь уже никто не сомневается в том, что среди глобальных, жизненно важных проблем, стоящих перед человечеством, первостепенное значение приобрели в наши дни проблемы экологии. Химическое, физико-техническое загрязнение природы угрожает самому существованию человека. И тем не менее люди уже не могут отказаться от электростанций, железных дорог, самолетов, автомобилей… Так что задача сейчас в том, чтобы минимизировать вредные техногенные воздействия на окружающую среду и ознакомить общество с конкретной опасностью, угрожающей человеку в воздухе, воде, почве, жилище. Противоречия между обществом и природой сейчас достигли не просто большой остроты, но и перешли в качественно новую фазу: дальнейшее наращивание антропогенных нагрузок может подорвать естественную основу жизни на планете, привести к гибели человека как биологического вида. Только раннее формирование правильного, научно осознанного взаимоотношения человека и природы может предотвратить нарастание вредных факторов в окружающей среде и помочь нейтрализовать их. Очевидно, что в становлении экологического сознания велика роль школы, которая может и должна воспитывать у ребят чувство сопричастности к природе, ощущение ее красоты, не позволяющее относиться к ней потребительски, варварски, проявлять бездушную беспечность или жестокосердие.

Приложение 2 . Отчет о проведении «Марша парков-2008»

Исходя из многочисленных нормативных правовых актов, составляющих определенную подсистему российского административного законодательства (по мнению ряда специалистов, составляющую самостоятельную "образовательную" отрасль российского законодательства), под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде. Требуемая правом определенность и категоричность предполагает градацию этого процесса и классификацию его отдельных стадий и частей, увязку их с регулируемыми правом природоохранными действиями.

Экологическое образование включает экологическое воспитание – процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования нравственного, гуманного и бережного отношения к природе и морально-этических норм поведения в окружающей среде. По-видимому, как и во многих других случаях, правовые нормы, обеспечивающие надлежащее экологическое образование, представляют собой элемент формирования экологической культуры. Они, не покидая материка законодательства об образовании, становятся частью суперотрасли российского права – комплексного экологического права, нуждающегося в подпорках требований из других отраслей права, не вырывающего их оттуда, но использующих для решения проблемы охраны окружающей среды мирового масштаба.

Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование; среднее профессиональное и высшее профессиональное образование; послевузовское профессиональное образование; профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, подвергаемые как многосторонняя и распространенная образовательная деятельность соответствующему подробному правовому регулированию. Проблема заключается в том, является ли набор специфических экологических аспектов этой деятельности необходимым и достаточным для создания самостоятельных правовых требований, норм и содержащих их нормативных актов; при всей значимости этой темы нами не усматривается необходимого количества материала для них.

Немаловажное значение имеет семейное экологическое образование и воспитание, можно полагать, что при надлежащей его постановке и осуществлении оно может играть решающую роль в формировании экологической культуры. Праву принадлежит немного места в регулировании семейного экологического образования; его включение в общую систему экологического образования в большей степени зависит от нравственного климата и демографической обстановки в обществе, просвещения и экологического воспитания родителей, их взаимодействия со школой, с экологическими просветительскими организациями.

Главный акцент экологического образования должен быть сделан на общеобразовательной школе – обязательном социальном институте, через который проходит все население России, и не только дети, но и их родители, бабушки, дедушки. В ряде регионов работает узаконенная модель непрерывного экологического образования с I по 11 класс, в некоторых образовательных учреждениях экология излагается факультативно либо дополнительно. В семи субъектах РФ в школе введена экология в качестве обязательного регионального предмета. В школах Москвы изучается "Экология Москвы и устойчивое развитие", Татарстана – "Хартия Земли".

Отсутствие экологии в обязательном стандарте позволяет обеспечивать вариативность предмета, приспособление его к местным природным условиям, включение основ экологической культуры в биологию, географию, химию, основы безопасности жизнедеятельности. Экологическое образование в средней школе, не имея своего непосредственного базисного учебного предмета, обладает подвижностью и гибкостью, возможностью реагирования на изменения окружающей природной среды, носит междисциплинарный и комплексный характер, включает социальный и экономический компоненты.

В 11 субъектах РФ приняты законы об экологическом образовании, многочисленны региональные законы и нормативные правовые акты государственных органов исполнительной власти о целевых программах развития экологического образования. В соответствующих законах Ульяновской области, Республики Саха (Якутия), Республики Башкортостан вводится понятие "экологический образовательный минимум" как способ обеспечить государственные гарантии качества и содержания образования. В Законе Камчатской области от 15.10.2002 "Об экологическом образовании в Камчатской области" он определяется как обязательный минимум содержания основных образовательных программ по экологии, установленный в качестве компонентов государственных образовательных стандартов, включающий минимально необходимые для общества и человека знания об экосистемной организации окружающей среды и использовании ее ресурсов, взаимодействии природы, человека и общества, экологических проблемах, своевременности и устойчивом развитии сообщества людей на региональном, национальном и глобальном уровнях, опасности потери качества окружающей среды, пригодной для жизни человека, а также о природоохранном законодательстве.

Важны в этих законах не столько достаточно дискуссионные и не всегда полные определения понятий и терминов, отражающих закрепление в актах итогов научных споров, сколько установление новых правоотношений, включающих обязанности граждан по овладению экологическим минимумом, функции учреждений образования, государственных и муниципальных органов по его преподаванию .

Преподавание основ экологических знаний осуществляется, согласно ч. 1 ст. 72 ФЗ об охране окружающей среды, в дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм. Всеобщность и комплексность экологического образования, постоянное изменение экологической ситуации и средств научно-технического прогресса предполагают непрерывность преподавания экологических знаний.

Это законодательное положение не подкрепляется, как это требуется теорией права об обязательном делении каждой нормы на гипотезу, диспозицию и санкцию, правовыми отрицательными последствиями в случаях его неисполнения либо поощрительными мерами при надлежащей реализации законодательных предписаний, не предусматривает соответствующего механизма контроля и лишения образовательного учреждения аккредитации, лицензии при отсутствии преподавания основ экологических знаний.

При обсуждении указанного федерального законопроекта нами предлагалось усилить эту норму более категорическими предписаниями, в чем согласия не было достигнуто ввиду отсутствия подобных санкций относительно ряда аналогичных норм в законодательстве об образовании РФ. В самом экологическом праве, развивающемся в продолжение полувека, "мягком" по определению, по назначению

(что является его как положительной, так и отрицательной стороной), зачастую не совмещаются требуемые части каждой нормы права.

Нормативно-правовую базу преподавания основ экологических знаний наряду с указанными выше документами составляют Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утверждены Верховным Советом РФ от 09.10.1992 № 3612-1) , Закон "О средствах массовой информации", ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии, Указ Президента РФ от 04.02.1994 № 236 "О Государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития" . Концепция работы государственных природных заповедников и национальных парков Российской Федерации по экологическому просвещению населения (утверждена Госкомэкологии и Рослесхозом в 1998 г.), Федеральная целевая программа "Экологическое образование и просвещение населения России в 1997–2010 годах".

Проблемы современного преподавания основ экологических знаний как элемента формирования экологической культуры по-разному проявляются в различных социально-возрастных группах людей, что не может не отражаться на разном правовом, пусть и недостаточном, регулировании этого преподавания. Выделение отдельных фокусных (целевых) групп населения предполагает использование различных организационных, экономических и правовых механизмов, обусловленных психофизическими особенностями, условиями жизни, объемом предыдущего опыта и знаний. Принято видеть и определять специфику преподавания основ экологических знаний для политиков и управленцев, местного населения охраняемых территорий, предпринимателей и студентов, педагогов и ученых.

Социально-экономическое противоречие между местным населением и ООПТ заключается в традиции и желании первого жить по-прежнему, во многом архаично и стремлением администрации, сотрудников вторых к ограничениям привычного природопользования и к организации экологического туризма. Здесь важны воспитание патриотизма и ответственности, реализация программ занятости и экономического развития, сохранение биоразнообразия и редких видов животных и растений, модернизация жизни.

Состоятельные люди недооценивают перспективность природоохранного направления своей благотворительности, а внебюджетное финансирование экологии представляется достаточно актуальным, но не осуществляемым. Здесь важны показы авторитетными артистами, политиками, деятелями культуры своего положительного опыта в этой области и пропаганда зарубежных примеров экологического альтруизма, целенаправленной эколого-художественной деятельности. Право здесь мало чем может помочь, но должно как регулятор (главный, но не единственный – мораль!) общественных отношений.

Молодежь, студенчество обладают задором, решительностью, поиском приложения своих сил, и в природоохранных целях этому служат добровольные студенческие дружины по охране природы, по борьбе с браконьерством, особенно в отношении новогодних елок, экологические экспедиции, помощь зоопаркам, краеведческим музеям и ботаническим садам, студенческие и школьные лесничества, клубы по экологическим интересам. Молодые неиспорченные люди, воспитанные российской школой, не подвергнутые правовому нигилизму и беззаконию социальной практикой, склонны больше доверять официальным установлениям, и поэтому стремятся выполнять правовые требования в указанных областях.

Низкая социальная активность педагогов, ученых, служащих могут преодолеваться путем их обучения методам ведения занятий, снабжения доходчивой, талантливой и понятной литературой, повышения экологопедагогической квалификации при дополнительном профессиональном образовании на курсах, семинарах, в творческих мастерских, взаимных визитах по обмену опытом. Свой путь формирования экологической культуры проходят социально незащищенные дети – учащиеся корреляционных школ, инвалиды, сироты, которые понимают, что могут "как все" и даже лучше вносить свой вклад в сбережение природы

Экологическое образование связано с национальными, мировоззренческими, религиозными традициями, отражающимися в массовых изданиях. В Республике Мордовия разработаны свои учебники по экологии, в Ханты-Мансийске ежегодно проводятся экологические месячники на базе учебных заведений, промышленных предприятий, в скверах, жилых кварталах, на площадях; при этом учитываются местные особенности, вливающиеся в общероссийскую экологическую и правовую культуру.

Со времени начала преобразования страны заполнение пустоты в воспитательной работе классных руководителей может быть осуществлено с помощью экологического образования. Список классных и внеклассных мероприятий может включать массу разнообразных природоохранных практических и агитационных акций, за которые учителям и их подопечным никогда не будет стыдно. Экологически ориентированное преподавание таких предметов, как философия, культурология, этика, социология, педагогика, этнография непосредственно влияет на мировоззрение молодого поколения.

Проблемами экологического образования и преподавания основ экологических знаний являются экологические стереотипы о бесконечной неисчерпаемости и постоянном самовосстановлении природных ресурсов ("на наш век хватит"), безразличие к состоянию природной среды и судьбе последующих поколений ("после нас – хоть потоп"), правовой нигилизм ("все так делают"), переоценка возможности человека влиять на происходящие в окружающей среде явления ("человек – царь природы"), вызванные непониманием глубины собственной некомпетентности.

Трудности экологического образования как необходимого элемента формирования экологической культуры и разработка путей их преодоления выходят за рамки непосредственно экологического права, но требуют дальнейшего осмысления с целью поиска правовых средств воздействия на активизацию этих необходимых для охраны окружающей среды процессов.

  • На пути к устойчивому развитию России. 2007. № 38; Яблоков, А. Россия: здоровье природы и людей. М.: Яблоко, 2007.
  • Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 46. Ст. 2615.
  • Собр. актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 6. Ст. 436.

14 Высшее образование в России № 7, 2005

В. ПОПОВ, профессор, проректор В. ТОМАКОВ, доцент Курский государственный технический университет

Экологическая подготовка в вузе должна быть непрерывной. Требование непрерывности обусловлено сложностью современных экологических проблем. Поэтому необходимо вести как общую экологическую подготовку студентов, так и специально-ориентированную. Только тогда можно привить студентам - будущим специалистам - навык принимать соответствующие технические, управленческие, экономические решения не от случая к случаю, а постоянно.

Система общей подготовки, определенная ГОС, подразумевает, нарядус усилением в программах дисциплин гуманитарносоциально-экономического цикла, изучение методических, философскихи экономических аспектов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако, соблюдая принцип непрерывности экологического образования, нельзя ограничиваться одной теорией, т.е. дисциплиной «Экология» в том виде, в каком она предложена ГОС инженерных специальностей.

Необходимо соединение этой дисциплины с техническими, профессиональными предметами, т.е. следует вводить специально-ориентированную экологическую дисциплину.

Для достижения поставленной цели необходимо:

■ дать студентам цельное и прочное представление об окружающей среде, но не о мире в целом, а о той его части, которая связана с избранной специальностью;

■ научить студентов проектировать, создавать и применять щадящие природу (окружающую среду) технологии.

Выдвигались и продолжают выдвигаться идеи и мысли - распределить часть проблем специально-ориентированной экологической подготовки по профессиональным

Непрерывное

экологическое

образование

дисциплинам. Однако, если равномерно распределить материал по тем или иным учебным планам специальностей, может создаться впечатление второстепенности проблемы, и разделы сами собой исчезнут из рассмотрения. Задача непрерывности достигнута не будет.

Но главное заключается в том, что ны-нешнеевидениедисциплины «Экология» со стороны консервативного преподавательского корпуса выпускающих кафедр создало впечатление, что экологическая подготовка инженеров обеспечена. Это опасная иллюзия, осложняющаяся смешением экологических и природоохранных понятий и представлений: «Экология» и «Охрана окружающей среды» (или «Промышленная экология») отнюдь не синонимы. «Экология» - классическая естественная наука на биологической базе, а «Охрана окружающей среды» - инженерная дисциплина, определяющая решение экологических проблем путем внедрения в производство инженерных методов и средств защиты окружающей среды.

Суть состоит в том, что, преподавая экологические дисциплины, нельзя ограничиваться одной теорией. Их содержание должно быть увязано с реальными производственными, жизненными ситуациями.

Исходя из этой формулировки, роль высшей технической школы в вопросах охраны окружающей среды будет зависеть от того, насколько эффективно - с учетом интересов населения региона - решаются внутренние экологические проблемы, вытекающие из глобальных проблем и специфики их проявления в конкретных условиях. Стратегия экологизации технического образования в региональных технических вузах должна строиться на научных и образовательных программах местного

Обсуждаем проблему

уровня с практической реализацией результатов.

В КурскГТУ ведется как общая экологическая подготовка студентов, так и специально-ориентированная.

С 1995 года по 2002 год в рамках инженерных специальностей была введена модель образовательной программы, построенная на принципах непрерывности и ориентации. Задача программы - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.

Непрерывность в этой модели обеспечивалась тем, что базовые знания по общим вопросам закладывались в курсах «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», а развивались и углублялись в курсах «Промышленная экология», «Защита в чрезвычайных ситуациях»,ориентированных на каждую конкретную группу инженерных специальностей (строительство, машиностроение, транспорт и пр.). Они были введены в 8 и 9 семестрах параллельно с основными профилирующими дисциплинами, т.е. когда у студента сформировалось представление о технике и технологиях.

Нами было предложено строить преподавание экологии, базируясь на системноориентированном подходе. Это позволило уйти от описательного характера изложения основ экологии и поставить задачу формирования непротиворечивого мировоззрения относительно как глобальных, так и региональных проблем, а также процессов формирования условий жизнедеятельности человека как одного из участников жизни биосферы. Биологические аспекты при этом сохранились и широко используются в учебном процессе с учетом специфики специальности.

На кафедре «Охрана труда и окружающей среды» разработаны и реализованы различные варианты преподавания экологии, например, в инженерном аспекте дифференцированно по инженерным специаль-

ностям. Другой пример: для будущих менеджеров прежде всего интересен управленческий аспект применительно к решению проблем экологии. Поэтому разработан курс экологии, который дает будущему менеджеру представление о конкурентоспособности продукции предприятия, осуществляющего экологические мероприятия. Такой подход полностью согласуется с сертификационной системой продукции, которая в настоящее время разрабатывается рядом общеевропейских программ и организаций, например, в рамках Совета Европы.

В настоящее время нами реализуется вторая модель. Каким образом она появилась и в чем ее существенной отличие?

В результате наших социологических исследований выявлено: состояние окружающей среды в условиях проживания - лучший пример и средство формирования у студентов понимания существа экологических проблем и положительного отношения к окружающей среде.

Поэтому решением ученого совета была введена дисциплина «Экология Курского края». Задачи - рассмотреть состояние окружающей среды, источники негативного воздействия на нее и затем, на этой практической, жизненной базе определить существующие природоохранные мероприятия и те, которые могут быть использованы в тех или иных отраслях экономики. К примеру, основы «Промышленной экологии» преподаются через представление реальной картины экологического состояния среды жизнедеятельности нашей области.

Такой подход стал возможен благодаря тому, что нами был накоплен опыт преподавания экологии как прагматической науки, позволяющей привить определённые умения и навыки будущим специалистам, что требует от учебного процесса выделения тех типовых профессиональных задач, которые должен решать специалист в своей будущей деятельности.

В результате освоения материала курса «Экология Курского края» студенты раз-

16 Высшее образование в России № 7, 2005

ных специальностей должны в будущем обрести такие профессиональные умения:

■ проводить экспертную оценку жизнедеятельности экосистемы и оценивать экологический потенциал объекта исследования - как в ретроспективе, так и в перспективе, устанавливать моменты изменения в тенденциях развития и последствия этих изменений;

■ строить оптимальную модель объекта исследования техногенной экосистемы с выделением значимых связей, свойств и признаков;

■ оценивать варианты жизнедеятельности экосистемы в зависимости от различных факторов негативного воздействия;

■ разрабатывать экологический паспорт технической системы (в том числе технологического процесса), фирмы (предприятия), региона;

■ подбирать экобиозащитные технологии, назначать методы и средства защиты по видам воздействий.

Нами разработаны и апробированы рабочие программы дисциплины для всех специальностей университета, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды.

Однако этим не исчерпывается принцип ориентации. В дипломных проектах технических и технологических специальностей разрабатывается самостоятельный раздел -«Экологичность и безопасность производственного процесса». Экспертизе подвергается по существу весь проект, начиная с обоснования выбора того или иного вида технологии, техники, места строительства объекта, уязвимости окружающей среды и населения и пр. и заканчивая анализом безопасности процессов. После этого прорабатываются экобиозащитные решения, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды.

Например, кафедрой «Промышленное и гражданское строительство» с 2004 г. су-

щественно увеличился объем требований в дипломном проектировании к вопросам защиты окружающей среды. Так, начиная уже с первого раздела «Архитектурно-строительная часть», студенту необходимо обосновать выбор места строительства того или иного объекта с позиций защиты окружающей среды и функционирования объекта в будущем. В этом же разделе должны быть решены мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций техногенного характера, могущих оказать негативное влияние на людей, здания, сооружения и окружающую среду. Помимо того, в дипломных проектах этой специальности выпускающая кафедра предлагает выпускникам разработать вопросы охраны окружающей среды на период строительных работ. Для этой цели выделяется самостоятельный раздел проекта.

Вполне очевидно, что экологизация образования не позволит решить стоящих экологических проблем. Нужны специалисты, имеющие базовое инженерно-техническое образование в сфере защиты окружающей среды.

Начиная с 1995 года в КурскГТУ ведется подготовка инженеров-экологов по специальности «Инженерная защита окружающей среды». Первый выпуск состоялся в 1999 году. Ежегодно выпускается до двадцати профессионалов, спрос на которых на предприятиях области возрос. Они разрабатывают, проектируют, осуществляют наладку, эксплуатацию и совершенствование экобиозащитной техники и технологии, осуществляют организацию и управление природоохранной деятельностью предприятий, выполняют экспертизу проектов, технологий, производств, проводят сертификацию продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности региона.

Качественная подготовка специалистов по защите окружающей среды обязательно предусматривает участие студентов в научных исследованиях вуза. По их результатам в 2002 году были подготовлены и за-

Обсуждаем проблему

щищены такие работы практического плана, как «Проект оборотного водоснабжения гальванического цеха АО “Счетмаш” » (Громова О.В.), «Геоинформационная система для анализа выбросов в атмосферу от одиночных источников» (Некрасова И.С.). Два студенческих проекта участвовали в конкурсе природоохранных работ, проводимом Государственной академией нефти и газа (г. Москва). Из работ 2003 года можно отметить проект Тепляковой А.В. «Рациональное природопользование на кожевенном заводе на примере создания оборотной системы сточных вод после промывки кожсырья» и работу Ураева С.Е. «Разработка проекта нормативов ПДВ для ОАО «Курская подшипниковая компания». В 2004 году дипломная работа Ка-тельниковой В.А. «Внедрение системы управления окружающей среды на ОАО «Электроагрегат» рекомендована к внедрению.

Преподавателями кафедры были подготовлены и изданы учебные пособия: «Бе-

зопасное взаимодействие человека с техническими системами», «Радиационная безопасность в жизнедеятельности человека», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Основы экологических знаний инженера», «Надежность технических систем и управление риском», «Экологические проблемы устойчивого развития общества», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Малоотходные системы водоотведения в машиностроении» др. Ряд учебных пособий рекомендован Министерством образования РФ для технических вузов.

Таким образом, в КурскГТУ успешно реализуется образовательная программа, построенная на принципах непрерывности, задача которой - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты экологической безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.

ю. трофименко, профессор Экологическая

Н. ЕВСТИГНЕЕВА, доцент

Московский автомобильно- к°Мп°ненТа инЖенерн°г°

дорожный институт (ГТУ) образования

Необходимым элементом подготовки специалистов является экологическое образование. В ведущих технических вузах страны для студентов всех специальностей читается курс общей экологии. Однако для профессиональной деятельности инженеров этого недостаточно. В учебных программах необходимо предусмотреть занятия, где бы вырабатывались умения и закреплялись практические навыки по оценке негативного воздействия конкретного производства на окружающую среду.

Определенная работа в этом направлении проводится в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете). Экологическое образование студентов обеспечивается обязательным изучением дисциплин «Экология»и «Безопасность жизнедеятельности»,составлен-ных с учетом особенностей воздействия автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду и выполнения требований закона РФ «Об охране окружа-

г.Советский, ХМАО-Югра

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВИЗАЦИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Чащихина Е.Е., педагог дополнительного образования

МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И. Т.,

г.Советский, ХМАО-Югра

Желание каждого педагога воспитать компетентную, ответственную личность, это требование времени, подкрепленное законодательством. Формирование личности осуществляется, как минимум, посредством двух процессов: социализации и творческого саморазвития . Развиваясь, личность становится субъектом социальных отношений.

Моя педагогическая задача: воспитание экологически грамотного гражданина, знающего общие закономерности развития природы и общества, понимающего, что история общества непрерывно связана с историей природы, умеющего все виды своей деятельности подчинить требованиям рационального природопользования.

В рамках моей деятельности модель непрерывного экологического образования (далее нэо) подрастающего поколения имеет три ступени.

Первая ступень представлена одногодичной программой «Игровая экология» рассчитанная на детей дошкольного возраста и реализуемая на базе детского сада «Тополёк». Целью программы является: создание условий для формирования личности ребёнка, обладающей экологическим мировоззрением.

Вторая ступень – реализация программы «Ребятам о зверятах», направленная на развитие детей младшего школьного возраста, рассчитанная на 3 года и реализуемая на базе мини-зоопарка Центра «Созвездие». Цель программы: формирование экологической культуры детей посредством общения с животными мини-зоопарка.

Третья ступень представлена трехгодичной программой «Лесной патруль», рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, реализуется на базе Советского лесхоза. Цель данной программы: создание условий для воспитания у детей бережного, экологически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области экологии и лесного хозяйства, умение осуществлять на практике мероприятия, направленные на сбережение и приумножение лесных богатств.

Процесс активизации и социализации личности прослеживается от знакомства с ребенком и его родителем до профессионального самоопределения выпускника объединения.

Актуальность моей деятельности заключается в том, что:

1. В условиях дополнительного образования имеется больше возможностей для непрерывного подхода к рациональному сочетанию теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

2. В формирование и повышение уровня экологической культуры воспитанников осуществляется через нэо посредством использования современных педагогических технологий, усовершенствованных методов и форм обучения;

3. Развитие непрерывной системы экологических знаний и умений, эмоционально-ценностных ориентаций воспитанников протекает посредством постоянного совершенствования программно-методического сопровождения деятельности детей.

Активизация и социализация личности как и модель нэо трёхступенчата. На каждой ступени воспитанник должен обладать своими характерными признаками социализированности.

На первой ступени активизация и социализация личности осуществляется через образно-эмоциональное обучение. На второй ступени через проектное обучение. На третьей ступени через проблемное обучение. Обучением в сотрудничестве охвачены все ступени.

Основными показателями уровня социализации личности являются деятельность (образовательная, социально-значимая), общение и самосознание.

Рассмотрим социализацию личности на каждой ступени подробнее.

Дошкольный и младший школьный возраст рассматривается как период накопления знаний об окружающем мире на основе эмоционального восприятия природы. На занятиях первой ступени большее время уделяется различным видам деятельности, меньшее время на самосознание. Приоритетными технологиями в образовательной деятельности для младших воспитанников являются такие технологии как игровая, обучения ЗОЖ, ИКТ и технология сотрудничества. На данной ступени я организую экскурсии, игры, творческие задания, связанные с лепкой, рисованием, изготовлением поделок, сочинение сказок и рассказов на экологическую тему. Общение на данной ступени внутригрупповое, т.е. межличностное. Развитие самосознания реализуется через простейшие формы рефлексии. На данной ступени осуществляется реализация технологии сотрудничества: ребята проявляют активность при участии в массовых мероприятиях (в т.ч. природоохранных акциях), а родители им в этом помогают. Следующая используемая технология - игровая. Как вы знаете, игры бывают разные: активные и пассивные. Чаще для этого возраста я использую активные игры. ЗОЖ технология реализуется не только посредством активных форм деятельности, но и посредством практики. Например, на занятии по теме «Лекарственные растения» раскрывается польза для здоровья при их употреблении. На первой ступени используется также ролевая технология, где ребята примеряют на себя различные социальные роли, например роль педагога. Дети при помощи родителей готовят определенную информацию, а затем представляют её другим ребятам.

На второй ступени средством активизации личности является технология развивающего обучения. Основу активизации личности ребенка составляет умение учиться – познавать мир в сотрудничестве с другими воспитанниками. Использование метода проектов на данной ступени, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А также делает образовательную систему объединения открытой для активного участия родителей. На данной ступени я не только формирую знания о взаимодействии человека и природы, но и способствую развитию эмоциональной и волевой сферы ребенка. Воспитанники данной ступени закрепляют свои знания на практике и являются первыми помощниками сотрудников зоопарка. К концу уже второго года обучения каждый воспитанник знает, как найти подход к каждому животному, какое у него настроение и чем вкусным можно его угостить. На переменах и в свободное время большинство воспитанников навещает своих любимцев. На фоне такого общения у ребят рождаются мини проекты о своих питомцах. Игровая технология на данной ступени сохраняется, но меняется форма и содержание игр. Характеристикой социализированности воспитанников на данной ступени является: высказывание детьми своих идей; проявление доброжелательности в оценках работ других; осознание значимости посещения детского объединения; стремление исправить указанные ошибки. Преимуществом развивающей технологии с личностно-ориентированным подходом является развитие индивидуальных качеств. Ребята учатся выступать и защищать свою точку зрения. Что влечет за собой личностную самореализацию. При подготовке мероприятий мной используется интеграция развивающего обучения и проектной деятельности. Ребята выполняют несложные проекты. Например, участие воспитанницы с проектом «Особенности ухода за комнатным растением» в экомероприятии «Цветы – начало всей красы».

Нужно отметить, что на третьей ступени экологического образования неотъемлемым компонентом является проблемное обучение как основное средство активизации познавательной деятельности воспитанников и формирования экологического и критического мышления. Внедрение проблемного обучения, проектно-исследовательской работы в организацию учебной деятельности потребовало пересмотра содержания образовательной программы и упор сделан на практическую деятельность, в результате этого больше времени уделяется практическим занятиям, наблюдениям, проектной работе. Занятия на экологической тропе доставляют воспитанникам много эмоций, в тоже время часть тем для исследовательских проектов связано с экологической тропой. Именно систематическая и целенаправленная исследовательская деятельность воспитанников расширяет их кругозор, формирует практические навыки и развивает творческие умения, помогает лучше понять практическую значимость приобретаемых знаний, вызывает устойчивый интерес к занятиям, а так же значительно улучшает познавательную деятельность. При экологическом образовании и воспитании детей этого возраста осуществляется единство учебы, игры (деловой, ролевой) и труда. Это способствует выработке у воспитанников умений выражать свою точку зрения, отстаивать ее в дискуссии, приобретается опыт выступления перед различной аудиторией. На данном этапе расширяется общение с социальными партнерами, на занятия привлекаются специалисты лесхоза и природоохранных предприятий города. Воспитанники старшей группы самостоятельно разрабатывают театрализованные выступления для детских садов и начальной школы и выступают перед данной аудиторией. В проекте «Экотеатр» задействованы все воспитанники старшей ступени. У каждого своя роль (сценарист, актер, оформитель и т.д.). При подготовке к значимым экологическим мероприятиям применяю с подростками метод дебаты, мозговой штурм.

Посредством нэо у участников программ формируются такие компетенции как:

Умение планировать деятельность объединения в различных массовых мероприятиях;

Владение способами систематизации и получения информации;

Проявление творческого подхода к делу;

Умение анализировать свои достижения в процессе деятельности;

Предположение перспективы использования полученных знаний в своей жизнедеятельности;

Понимание значимости своей работы;

Демонстрировать навыки сотрудничества, приобретенные в объединении и переносить их в другие социальные группы; особенно ярко это выражено в ходе проведения окружных слетов, где ребятам приходится взаимодействовать не только между собой, но и с представителями школьных лесничеств из различных городов.

Результатами реализации программ является

- увеличение числа воспитанников;

- увеличение числа участников конкурсов, занявших призовые места. Особенно мы гордимся, тем, что уже три года подряд команда воспитанников старшей группы является победителями окружной сетевой имитационной игры «Глобальный вопрос», хочется отметить, что в прошлом году ребята смогли обойти команды из таких городов как Ханты-Мансийск, Нижневартовск, Сургут, проявив свои знания, сплоченность и находчивость. В этом году из 70 команд России, ребята заняли почетное 4 место;

Увеличение количества воспитанников принявших участие в мероприятиях учреждения, города, района, таких как: экомарафон, районный и окружной слет школьных лесничеств, международный молодежный экофорум, природоохранные акции «Кедросад», «Кормушка», «Елочка». К социально значимым делам, в которых принимают участие воспитанники относятся трудовые десанты, субботники, акции «Чистый лес».

Ежегодно мной ведется мониторинг приобретенных воспитанниками компетенций, заполняется карта участия в различных мероприятиях и достижений воспитанников.

В заключении подведу итог - социализация является одним из путей решения задачи ответственности человека перед природой, обществом и каждым конкретным человеком. Система нэо и внедрение инновационных форм:проектная деятельность, дебаты, совместная деятельность, тренинги по формированию социальных навыков, позволяют быстрее решать проблемы социализации воспитанников.

И хочется сказать, что активизация и социализация личности может осуществляться только в системе нэо с привлечением социальных партнеров.

Улучшая показатели социализации такие как: «деятельность», «общение», «самосознание» воспитанники приобретают определённую ценностную структуру, умение общаться, а значит, легко интегрируются в обществе.