Интересные научные факты для детей. Как рассказать детям о науке и технике без занудства и пыльных экспонатов Что рассказать деть о реальных науках

В этой подборке мы расскажем вам о пятёрке самых интересных музеев Москвы, куда обязательно надо сходить с ребёнком, чтобы привить ему интерес к науке и технике. Есть дети, которые с детства демонстрируют любопытство к каким-нибудь научным дисциплинам: приносят из пруда головастиков или выращивают на подоконнике кристаллы. Есть любители технических новинок. Таких детей надо в первую очередь познакомить с живой наукой и техническими секретами в доступной игровой форме, чтобы помочь развить их природное любопытство и направить на более глубокое погружение в любимую тему. Если же для вашего чада наука и техника ассоциируются с чем-то скучным и неинтересным, то самое время показать ему, что это далеко не так.

Конечно, в Москве есть много старых уважаемых естественно-научных музеев, которые многие годы выстраивали систему музейной работы со школьниками и малышами. Среди них, конечно, Политехнический музей, Государственный Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева, Московский планетарий и другие. Все эти музеи имеют в своем арсенале лучшие интерактивные экскурсии для детей и подростков. Надеемся, что вы там уже побывали со своими детьми. Сегодня мы дополним этот список площадками нового формата, чтобы спектр ваших возможностей был максимально широкий. Как же провести выходной день или День рождения ребёнка не только весело, но и с пользой? Об этом в нашей статье о трёх лучших интерактивных музейных площадках Москвы с естественно-научной тематикой, а также о двух уникальных музейных коллекциях компьютерной техники.

1. Музей занимательных наук «Экспериментаниум»

Начать, пожалуй, надо с «Экспериментаниума». Этот частный научный музей для детей и взрослых открылся в Москве в 2011 году. Основная «изюминка» этого проекта в его интерактивности, он был создан по образцу европейских музеев занимательных наук. Однако авторы не стремились к простому копированию: 80% экспонатов сделаны российскими мастерами. Все экспонаты (а их более 300) можно трогать и изучать. Площадка состоит из трёх этажей, все они поделены на 7 экспозиций: акустика, оптика, магнетизм, водная комната, головоломки, механика, космос. Каждый посетитель может поучаствовать более чем в 10 различных научных шоу и мастер-классах. Вот, например, как выглядит «Шоу мыльных пузырей»:

2. Музей Человека «Живые системы»

Интерактивный музей «Живые системы» называют ещё биоэкспериментаниумом. Действительно, к «Экспериментаниуму» этот проект имеет прямое отношение: именно из этого музея в 2015 году родились «Живые системы». Эта площадка – настоящее царство биологии. Здесь ваш ребёнок узнает, как устроено всё живое на Земле, что такое биологические системы. Поход в Музей Человека «Живые системы» — это для многих первый и значимый шаг к пониманию того, как устроен наш собственный организм. Большое внимание создатели интерактивной площадки уделяют медицинским знаниям. В музее более 130 любопытнейших интерактивных экспонатов и более 10 научных шоу и мастер-классов.

3. Детский научный антимузей «ИнноПарк»

Создатели «ИнноПарка» называют свои площадки центрами научных развлечений. А ещё они позиционируют себя как антимузей, так они заявляют о своём стремлении максимально уйти от формата скучных лекций в мир увлекательной игры с научными экспонатами. В Москве два «ИнноПарка»: один располагается в «Детском мире» на Лубянке, а второй – в парке Сокольники (летом 2018 года он закрыт на реконструкцию). Две площадки не дублируют друг друга, в каждой имеется своя экспозиция и свой набор экспонатов и экскурсий. Упор сделали на изучение законов физики, естественные науки и биологию. Философия антимузея «ИнноПарк» проста: ребёнок не должен оставаться один на один с экспонатами, ему обязательно нужно постараться объяснить, почему происходит именно так. Таким образом создатели выстроили свою собственную образовательную миссию и определили конкурентные преимущества. Каждого ребёнка обязательно сопровождает экскурсовод. А ещё в «ИнноПарках» есть любопытная зона самостоятельных исследований. Здесь нет экспонатов, зато полно конструкторов, пазлов и головоломок. Эта зона популярна у родителей не меньше, чем у детей.

4. Галерея компьютерной эволюции

Этот уникальный частный музей был открыт в 2012 году энтузиастами из компании OLDI Computers — старожила компьютерного рынка в России. В двух залах небольшого музея собраны прелюбопытнейшие экспонаты: деревянные счёты и арифмометр «Феликс», калькулятор Курта и 8-ми дюймовые дискеты, пейджер и тетрис… Во время экскурсии посетителям демонстрируют видеоролики, рассказывающие, как пользовались тем или иным устройством. После экскурсии каждый желающий может поиграть как в старые, так и в современные игровые приставки – в музее собрана большая коллекция компьютерных игр. Только здесь можно увидеть эволюцию компьютерной игры в танки, начиная от танчиков Dendy (Battle City) и заканчивая легендарным World of Tanks. Дети в полном восторге, а взрослые получают ещё и огромную порцию приятной ностальгии.

5. Музей техники Apple в Москве

Этот камерный и очень душевный частный музей был создан в 2012 году коллекционером Андреем Антоновым и бизнесменом Евгением Бутманом. Андрей Антонов 15 лет собирал экспонаты, и в итоге сегодня вы можете увидеть почти всё, что было произведено компанией Аpple c 1977 до начала 2000-х годов. Кстати, этот музей в Москве неоднократно посещал Стив Возняк. Сейчас многие экспонаты можно назвать винтажными. Но даже раритеты в рабочем состоянии, больше того – вы можете на них поработать и поиграть. Музей интерактивный, здесь никто не будет строго запрещать вам что-либо трогать. Хотя нет, кое-что всё-таки бережно убрали за стекло: это стеллажи с уникальными аксессуарами с известным логотипом. Фан-продукция представляет не меньшую ценность, ведь некоторые аксессуары были куплены на аукционах. Без преувеличения, московский музей Apple – это уникальное место с уникальной атмосферой. Вы просто обязаны сходить туда со своим ребёнком, если он искренний поклонник айфона, но ничего не знает о его истории создания.

Большая часть знаний, полученных в школе, нам никогда не пригодится. Большую часть от этой большей части мы даже никогда не вспомним. И всё же какие-то крохи «бесполезной» информации в памяти останутся. Парадоксально, но именно благодаря им мы и чувствуем себя образованными людьми. Роскошь держать в голове не только жизненно важные сведения, но и «информационные излишки» повышает самооценку и даёт ощущение интеллектуальной состоятельности.

А ещё «ненужные сведения» удивительным образом оказываются самыми интересными. Этот интерес может стать для детей волшебным ключиком от огромного мира науки, что частенько прячется за скучными формулами и непонятными определениями.

В этой статье мы собрали девять научных фактов, которые можно использовать на уроках математики, физики, географии, химия и биологии, чтобы наглядно показать: наука - это не что-то отвлечённое от реальной жизни, а ситуации, с которыми мы сталкиваемся каждый день.

Факт № 1. В среднем обычный человек за свою жизнь проходит расстояние, равное трём экваторам Земли

Длина экватора составляет примерно 40 075 км. Умножив эту цифру на три, получаем 120 225 км. При средней продолжительности жизни в 70 лет, получаем около 1717 км в год, что составляет немногим больше пяти километров в день. Не так уж много, но за жизнь набегает.

С одной стороны, практического применения эта информация не имеет. С другой - гораздо интересней измерять пройденное расстояние не в метрах, шагах или калориях, а в экваторах. А вычисление процента от длины экватора привлечёт внимание не только к географии, но и к математике.

На уроках математики могут пригодиться и следующие два факта. С помощью первого можно вычислить количество детей в параллели или даже во всей школе, родившихся в один день.

Факт № 2. Если в комнате находятся 23 случайных человека, то вероятность того, что у двоих из них день рождения окажется в один день, составляет более 50%.

А если собрать вместе 75 людей, то эта вероятность достигает уже 99%. 100% вероятность совпадения может быть в группе, состоящей из 367 человек. Вероятность совпадения определяется количеством пар, которые можно составить из всех людей группы. Так как порядок людей в парах не имеет значения, общее число таких пар равно числу сочетаний из 23 по 2, то есть (23 × 22)/2 = 253 пары. Таким образом, количество пар превышает количество дней в году. По той же формуле рассчитывается вероятность совпадений для любого количества людей. Так можно прикинуть количество родившихся в один день детей в параллели или даже во всей школе.

Факт № 3. Количество живых организмов в чайной ложке почвы больше, чем всё население нашей планеты

В одном квадратном сантиметре почвы содержатся миллиарды бактерий, грибков, водорослей и других организмов. Только в одном грамме сухой почвы живет около 60 миллионов бактерий. Нематодов, или круглых червей (самые известные из которых - аскариды и острицы) в этом же количестве почвы значительно меньше - всего 10 тысяч. Цифра, несоизмеримая с человеческой популяцией, но от этого не менее неприятная.

Практическое применение информации: Тщательно мойте руки после того, как позаботитесь о своих комнатных растениях, а также после работы в саду или огороде. Зона повышенной бактериальной опасности - песочница на любой детской площадке.

Факт № 4. Среднестатистическое сидение для унитаза гораздо чище, чем среднестатистическая зубная щетка

Бактерии на ваших зубах живут с плотностью около 10 миллионов на квадратный сантиметр. Количество бактерий на коже различается в зависимости от части тела, но в любом случае оно гораздо меньше, чем во рту.

А вот на коже лягушек бактерий нет совсем. Причиной этого является слизь, выделяемая лягушкой и содержащая сильнейшие антибиотики. Так лягушки защищаются от агрессивной бактериальной среды болот, в которых обитают.

Человек в этом плане приспособлен значительно меньше, поэтому зубные щётки советуют менять раз в пару месяцев.

Факт № 5. Вечером человек становится ниже на 1% по сравнению со своим «дневным» ростом

Под действием нагрузок наши суставы имеют особенность сжиматься. При обычном образе жизни к вечеру рост человека уменьшается на 1-2 см, что составляет примерно 1%. Уменьшение это непродолжительное.

Максимальное уменьшение роста происходит после занятий тяжелой атлетикой. Изменения в росте могут составить три и более сантиметров. Это связано с уплотнением позвонков.

Факт № 6. С помощью очень высокого давления алмазы можно производить из арахисового масла

Учёные из Баварского НИИ геофизики и геохимии пытались имитировать в лаборатории условия нижней мантии Земли, где на глубине 2 900 километров давление выше атмосферного в 1,3 миллиона раз. В ходе эксперимента были обнаружены некоторые инновационные способы производства алмазов. Согласно одной из гипотез, алмазы образуются из углерода под действием очень высокого давления. Углерод содержится почти во всех продуктах питания. А так как под рукой у исследователей оказалось лишь арахисовое масло, попробовали из него. К сожалению, водород, который в арахисовом масле связан с углеродом, значительно замедляет процесс: для производства даже маленького алмаза требуется несколько недель. Так научная мысль доказывает, что самые невероятные превращения вполне возможны.

Факт № 7. Высота Эйфелевой башни может меняться на 12 сантиметров в зависимости от температуры воздуха

Железный стержень длиной 300 метров удлиняется на 3 мм при повышении температуры окружающей среды на один градус.

Именно это и происходит с Эйфелевой башней, высота которой составляет приблизительно 324 метра.

В жаркую солнечную погоду железный материал башни может нагреться до +40 градусов, а зимой в Париже она остывает приблизительно до 0 градусов (большие морозы там бывают редко).

Таким образом, высота Эйфелевой башни может колебаться на 12 сантиметров (3 мм*40 = 120 мм).

Факт № 8. Обычная микроволновая печь потребляет гораздо больше энергии для поддержания работы встроенных часов, чем при разогреве пищи

Находясь в режиме ожидания, современная микроволновка расходует приблизительно 3 Вт в час. За сутки выходит уже 72 Вт, а если умножить это число на тридцать дней, получаем расход энергии 2160 Вт в месяц.

Если считать, что мы пользуемся микроволновой печкой ежедневно по 5 минут, в месяц мы получаем 150 минут или 2,5 часа. Современные печки потребляют около 0,8 кВт/час в режиме нагрева. Выходит, что при таком использовании расход энергии непосредственно на разогрев пищи составляет 2000 Вт. Если же вы приобретете более экономичную модель, потребляющую всего 0,7 кВт/час, мы получаем всего 1,75 кВт в месяц.

Факт № 9. Первая компьютерная мышь была сделана из дерева

Иногда просто любопытно узнать судьбу предметов, которыми мы ежедневно пользуемся.

Компьютерная мышь в привычном нам дизайне была представлена миру в 1984 году компанией Apple. Во многом благодаря ей компьютеры Macintosh стали невероятно популярны. Но свою истинную историю это маленькое, но такое нужное устройство начинает за 20 лет до этого.

В 1964 году инженер Дуглас Энгельбарт из Стэнфорда разработал манипулятор для работы с операционной системой oN-Line System (NLS). Первоначально устройство представляло собой деревянную коробочку ручной работы с двумя колесами внутри и кнопкой на корпусе. Через некоторое время у устройства появляется третья кнопка, а ещё через пару лет Энгельбарт получает патент на свое изобретение.

Дальше в дело вступает компания Xerox, но её модификация компьютерной мыши стоит порядка 700 долларов, что отнюдь не способствует её массовому распространению. И только компании Стива Джобса оказывается под силу разработать аналогичное устройство с себестоимостью 20-30 долларов, которое вошло в повседневную жизнь миллиардов человек.

Интересные опыты для детей в домашних условиях позволят вам завлечь малыша к интересному занятию, а также стимулировать его познавательность и желание узнавать новое. Проводить разнообразные эксперименты можно с того момента, когда ребенок способен воспринимать информацию или хотя бы внимательно наблюдать за процессом. Оптимальным вариантом для простейших опытов можно назвать возраст в 2 года, после чего, вслед за ростом ребенка, можно усложнять эксперименты и привлекать свое чадо на помощь.

Современная наука для детей и родителей позволяет использовать подручные материалы для проведения различных экспериментов в домашних условиях. Дети в мире науки смогут лучше узнать все особенности происходящего вокруг, а также узнать для себя много полезного и интересного. Наука глазами детей обретет совершенно иной вид, а простые и забавные манипуляции, проводимые во время всех процедур, наверняка заинтересуют вашего ребенка, и он с радостью будет принимать участие.

Простая наука: опыты и эксперименты для детей

Опыты и эксперименты для детей 5-7 лет станут оптимальным решением для отличного времяпрепровождения с малышом. Начинаются школьные годы и прививать с помощью различных интересных «трюков» будет хорошим решением. Занимательная наука, проводимая в домашних условиях, открывает для ребенка совершенно иной мир, в котором, казалось бы, простые вещи, превращаются в нечто невообразимое.

Простые научные занятия для детей разного возраста, позволят вашему чаду лучше понять особенности разных веществ, их сочетаний и вызовут здоровый интерес к изучению нового, а пока мы предлагаем вашему вниманию 6 опытов, провести которые можно в домашних условиях.

Химические опыты для детей – важный момент, ведь можно не только открыть что-то новое для чада, но и объяснить особенности поведения с разными веществами и меры предосторожности, которые следует при этом соблюдать. Вашему вниманию представлены 3 химических опыта, провести которые можно в домашних условиях.

Неньютоновская жидкость

Достаточно простой эксперимент, для проведения которого потребуется всего лишь вода и крахмал. Для придания красочности можно использовать пищевой краситель любого цвета. Необходимо смешать воду с крахмалом в соотношении 1 к 1. В результате получается вещество, которое в спокойном виде сохраняет все характеристики воды, однако при ударе или попытке разорвать приобретает показатели, более свойственные твердому телу.


Превращаем молоко в корову

Интересный эксперимент с использованием молока и уксуса. Молоко следует немного подогреть в микроволновке или на плите, не доводя до кипения. После этого добавляем в емкость с молоком уксус и начинаем активно перемешивать. Через некоторое время начинают образовываться сгустки, состоящие из казеина – белка, имеющегося в коровьем молоке. При большом скоплении этих сгустков следует процедить жидкость, а собранные казеиновые сгустки собрать в один, из которого можно вылепить фигурку коровы или любого другого предмета. Просушив изделие, через несколько дней вы получаете прочную игрушку из природного материала с гипоаллергенными характеристиками.


«Зубная паста для слона»

Впечатляющий эксперимент, вызывающий у ребенка море позитивных эмоций и восторга. Для его проведения потребуется перекись водорода (6%), сухие дрожжи, жидкое мыло, пищевой краситель и немного воды. Для получения эффекта необходимо в смесь воды, мыла и перекиси добавить дрожжи. Вызванная этим экзотермическая реакция приведет к мгновенному расширению полученной смести, которая тут же фонтаном ударит из емкости. Для сохранения чистоты дома лучше проводите этот эксперимент на улице, ведь высота струи может достигать нескольких метров.


Однако не одной химией можно порадовать своих детишек. Существуют и эксперименты для детей в такой сфере наук как физика. Специально для вас мы подготовили 3 простейших из них.

Дырявый пакет

Для проведения эксперимента достаточно обычного пакета, немного воды и несколько остро заточенных карандашей. Необходимо набрать воды в пакет и плотно его завязать. После этого приходит момент истинного удивления ваших детей, когда полностью проткнув карандашом пакет, вода с него не потечет. Это связано с тем, что полиэтилен достаточно эластический материал и способный обволакивать карандаш, не давая воде вытекать.


Замороженный мыльный пузырь

Для реализации этой идеи потребуется обычный мыльный пузырь и подходящие погодные условия (желательно -15 градусов). Ребенок сможет наблюдать за тем, как быстро обычный пузырь сменяет свое агрегатное состояния, замерзая и приобретая совершенно иной вид.


Цветная башня

Все что потребуется от вас – вода, сахар и различные пищевые красители. Смешивая воду с сахаром в различных пропорциях, вы получаете различные по плотности смеси, что позволяет им не смешиваться между собой в одном сосуде, создавая таким образом башенку разных цветов.


Также вы можете узнать много интересного, посмотрев передачу простая наука, увлекательные опыты для детей, видео которых мы уже приготовили для вас.

Детям про планеты и космос

Не стоит забывать и о том, что дети обычно интересуются и всем, что связанно с космосом и тема про планеты солнечной системы для них весьма заманчива. Легкие и понятные фильмы и познавательные передачи наверняка привлекут внимание вашего чада. Мультфильмы для детей про науку о космосе также будут пользоваться популярностью. Интересные фильмы, передачи и мультики станут отличным способом времяпрепровождения для вашего ребенка. Специально для вас мы подготовили несколько ярких примеров подобных видеороликов.

1. Театр увлекательной науки в Московском планетарии

м. Баррикадная
Ежедневно, в будни – группы, в выходные дни – индивидуальные посетители
5-8 лет
Билет — 500-600 руб.

Для детей 5-8 лет в холле Московского планетария открыт Театр увлекательной науки, который предлагает несколько интерактивных программ – можно отправиться в виртуальный космический полёт к планетам Солнечной системы и узнать, чем отличаются Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн от Земли. На курсе «Живые часы и компасы» дети учатся у птиц и растений определять время суток и ориентироваться в лесу, а с программой «Приключения капельки воды» исследуют свойства воды в научной лаборатории. Посещать программы Театра увлекательной науки можно по абонементам Планетария. По выходным здесь проводят научные представления для индивидуальных посетителей, для чего можно приобрести разовый билет.

2. Детский центр научных открытий «ИнноПарк»

м. Сокольники
Идет запись на курс «Научные приключения» , старт 6 декабря
5-12 лет
Курс (4 занятия) — 2 400 руб.

«Научные приключения» – это курс общего развития для дошкольников и учеников первого класса.
В игровой форме ребят познакомят с такими дисциплинами как география, биология, физика и химия. Также 15 ноября «ИнноПарк» запускает новый образовательный проект по физике и астрономии «Все по полочкам» для детей 9-12 лет. Каждый участник сам попробует смоделировать ряд экспериментов, чтобы не только узнать, но и понять ту или иную научную закономерность.

3. Учебная лаборатория в Дарвинском музее

м. Академическая
По субботам
От 6 лет
Билет — 200 руб., с родителем — 300 руб.

В новой Учебной лаборатории музея до конца ноября проходят занятия из цикла «Мир под микроскопом». Здесь дети погрузятся в загадочный мир одноклеточных и многоклеточных организмов, невидимых человеческому глазу. И узнают, как выглядит под большим увеличением окружающий нас мир (от клеток картофеля до живых обитателей подмосковных водоёмов); сравнят клетки растений и животных. Детям расскажут о том, как устроен современный микроскоп, и дадут понаблюдать за жизнью крошечных существ и их взаимоотношениями.

4. Центр «Эврика-Парк»
м. Академическая
По выходным
4-12 лет
Билет — от 400 руб.

Главной целью центра является популяризация науки и пробуждение у детей интереса к исследованиям. Достигают этого при помощи синтеза развлечения и знаний на занятиях «Жизнь под микроскопом», «Гениальный сыщик», «Химия: чудесные превращения», «Знакомьтесь - робот!» и «Электроробот для маленьких». На последнем занятии дети (от 4 лет) знакомятся с основами электричества и узнают, что такое ток, как устроена батарейка, почему крутится электродвигатель. Каждый ребенок собирает своего Робота, испытывает его и забирает домой. Родители принимают активное участие в процессе.

5. Детский лекторий и Университет детей Политехнического музея

м. Автозаводская, м.Лубянка, м.Октябрьская
По воскресеньям
7-13 лет
Посещение лектория – от 250 руб., семестр в Университете (11 уроков) — 3 000 руб.


Детский лекторий - это место, куда ученые и специалисты приходят рассказывать детям о сложном просто и увлекательно. Здесь проходят занятия по нейробиологии, анатомии, генетике, физике, экономике, архитектуре, антропологии, географии, истории музыки и многим другим дисциплинам. Лекторами уже выступали архитектор Юрий Григорян, астроном Владимир Сурдин, практический философ Оскар Бренифье, фотограф-натуралист Игорь Шпиленок, музыкант Петр Термен. Лекторий экспериментирует с разными форматами: видеоарт-лекция, научный марафон, или популярная тройная экскурсия «Как я стал ученым?» На ней ученый рассказывает о своей карьере, дети посещают места его учебы и работы, а в завершение - лекция ученого.

7. Цикл занятий «Зачем учиться» в Саду им. Баумана

м. Красные Ворота
По субботам, до 13 декабря
7-13 лет
Занятие – 1 100 руб.

Цикл занятий «Зачем учиться?» от проекта-разработчика научных квестов для детей «Праздник науки» рассказывает детям о естествознании, химии, физике, биологии, математике, географии и других предметах, изучаемых в школе. Каждое занятие проходит по возрастам (7-8 лет, 9-10 лет, 10-13) и включает 3 формата: наглядная теория, практика, домашнее задание. Занятия в цикле дополняют друг друга, но независимы, можно что-то пропустить, весной курс повторится.
Например, 15 ноября состоится занятие по математике. За полтора часа дети своими руками потрогают известные математические казусы и парадоксы. Пересчитают «прапрапрадедовскими» способами окружающие вещи. И узнают, почему мы считаем десятками, откуда в прямом углу 90º, а не 100, как учёные древности считали всё-всё во Вселенной.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ – НУЖНАЯ И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ

Химическая реакция – это процесс, в котором вещества подвергаются химическому изменению для того, чтобы образовать совершенно новое вещество .

Где происходят химические реакции?

Можно подумать, что химические реакции происходят только в научных лабораториях, но на самом деле они протекают всё время в окружающем нас мире. Каждый раз, когда мы едим, наше тело использует химические реакции, чтобы превратить пищу в энергию. Ржавеет металл, горит древесина, батарейки производят энергию, фотосинтез в растениях – это всё химические реакции.

Что такое реагент, реактант и конечный продукт?

Реактанты и реагенты – это вещества, которые участвуют в химической реакции. Реактант – это любое вещество, которое используется в процессе реакции. То вещество, которое получилось в результате химической реакции, называется конечным продуктом .

Скорость реакции

Не все химические реакции протекают с одинаковой скоростью. Некоторые происходят очень быстро, например, взрывы, а другие могут занять много времени, например, процесс покрытия металла ржавчиной. Скорость, с которой реактанты превращаются в конечный продукт, называется скоростью реакции . Скорость реакции можно значительно увеличить, добавив энергию, например, тепло, солнечный свет или электричество. Увеличение концентрации или давление реактантов также увеличивает скорость реакции.

Типы реакций

Существует множество типов химических реакций. Приведём несколько примеров:

  • Реакция синтеза. Реакция синтеза – это процесс слияния двух веществ для образования нового вещества. Это можно показать на примере А + В → А-В.

  • Реакция распада. Реакция распада – это такая реакция, при которой сложное вещество распадается на два отдельных вещества. Это можно показать на примере А-В → А + В.

  • Горение. Реакция горения происходит тогда, когда кислород соединяется с другим компонентом, в результате чего получается вода и углекислый газ. Реакция горения производит энергию в виде тепла.
  • Реакция одинарного замещения. Это такая реакция, в процессе которой один реагент забирает элемент у другого реагента. Это выглядит так: А + ВС → АС + В.
  • Реакция двойного замещения. Её ещё называют реакцией метатезиса . Представьте себе, как два реагента обмениваются элементами. Выглядит это так: АВ + СD → AD + CB.
  • Фотохимическая реакция. При такой реакции происходит поглощение фотонов из света. Одним из примеров такой реакции является фотосинтез.

Катализаторы и ингибиторы

Иногда в химической реакции участвует некое третье вещество для того, чтобы ускорить или замедлить реакцию. Катализаторы помогают увеличить скорость реакции, а ингибиторы , наоборот, её уменьшают.

Интересные факты о химических реакциях:

  • Когда тает лёд , происходит физическое превращение твёрдого вещества в жидкость. Тем не менее, это не химическая реакция, так как это всё то же вещество (Н2О – вода).
  • Смеси и растворы не являются химическими реакциями, так как молекулярный состав вещества остаётся неизменным.
  • Большинство автомобилей получают энергию от мотора, в котором происходит реакция горения.
  • Ракеты приводят в движение с помощью реакции слияния жидкого водорода и жидкого кислорода.
  • Когда одна реакция вызывает образование других реакций, это иногда называется цепной реакцией .

ЧАСТЬ ВТОРАЯ – ВЕСЁЛАЯ И НАГЛЯДНАЯ

А теперь предлагаем вам эксперименты, благодаря которым ребёнок воочию убедится, что химическая реакция – это здорово!

ВУЛКАН ИЗ СОДЫ

Простой эксперимент, для организации которого нужны самые обычные предметы и вещества, имеющиеся практически в каждом доме.

Вам понадобятся:

  • Пищевая сода;
  • Уксус;
  • Достаточно большой контейнер, чтобы избежать утечек;
  • Бумажные или тканевые полотенца (на всякий случай).

Инструкция:

  • Положите пищевую соду в контейнер.
  • Налейте немного уксуса.
  • Наблюдайте за реакцией!

Что происходит?

Раствор пищевой соды (натрия двууглекислого) – щелочная среда, а уксус – кислота. Когда эти два вещества вступают в реакцию, образуется угольная кислота , которая очень нестабильна и мгновенно распадается на воду и углекислый газ. Именно он, испаряясь, и создаёт шипение.

Дополнительно можно смастерить вулкан, похожий на настоящий. Это потребует от вас творческих способностей и навыков, но так опыт с уксусом и пищевой содой будет выглядеть ещё более впечатляющим!

ФОНТАН ИЗ ДИЕТИЧЕСКОЙ КОЛЫ И ДРАЖЕ «МЕНТОС»

Очень известный эксперимент, который интересно делать и в первый раз, и во второй, и в третий…

Гейзер из колы и конфет «Ментос» стал популярным благодаря Стиву Спенглеру (учитель, выступающий на телевидении с научными экспериментами, – прим. редакции), и он обязательно повеселит и удивит ваших детей, друзей и родных (конечно, если вы проведёте его во дворе, а не в гостиной).

Вам понадобятся:

  • Большая бутылка диетической колы;
  • Примерно половина пачки конфет «Ментос»;
  • Игрушка Geyser Tube (необязательно, но с этим устройством проводить опыт намного проще).

Инструкция:

  1. Найдите такое место для эксперимента, где ничто не пострадает, когда всё вокруг будет залито диетической колой. Идеальным местом станет площадка на траве, двор. Пожалуйста, даже не пробуйте сделать гейзер в гостиной!
  2. Поставьте бутылку с колой вертикально и отвинтите крышку. Установите воронку или трубку сверху так, чтобы вы смогли одновременно бросить нужное количество драже «Ментос» (примерно половина упаковки будет в самый раз). Это сделать достаточно сложно, если у вас нет специально разработанной игрушки Geyser Tube (можно купить в Интернете или поискать в магазинах), но вполне реально.
  3. А теперь самая весёлая часть: бросайте «Ментос» в диетическую колу и убегайте со всех ног! Если вы сделали всё правильно, из бутылки должен вылететь огромный гейзер – это очень впечатляющее зрелище. Рекорд высоты такого фонтана составил около 9 метров!

Что происходит?

Существует несколько теорий, почему происходит такая реакция, но самая правдоподобная версия – сочетание углекислого газа в диетической кока-коле и маленьких ямок, которые можно обнаружить на конфетах «Ментос».

Дело в том, что газированные напитки пенятся благодаря углекислому газу, который добавляют в бутылки с напитком при изготовлении. Углекислый газ не высвобождается из жидкости, пока вы не нальете её в стакан и не станете пить. Некоторое количество газа также выходит, когда вы открываете крышку (кстати, достаточно много, если заранее потрясти бутылку). Таким образом, большое количество углекислого газа в бутылке с газировкой просто ждёт не дождётся момента, когда можно будет выйти из жидкости в виде пузырьков.

Когда вы бросаете что-либо в диетическую колу, вы ускоряете этот процесс, так как ваши действия уменьшают поверхностное натяжение жидкости, а также позволяют пузырькам формироваться на поверхности «Ментос». Конфеты «Ментос» покрыты мелкими ямками (напоминает мяч для гольфа), что значительно увеличивает площадь их поверхности и позволяет образоваться огромному количеству пузырьков.

Эксперимент лучше проводить именно с диетической колой, а не с другими газированными напитками – у неё особый, подходящий состав, к тому же она не такая липкая. Так же опыт удаётся лучше с колой, которая была изгатовлена не так давно. Бутылка, которая уже давно стоит на полке магазина, теряет часть своей «шипучести», поэтому проверьте дату изготовления перед покупкой.

Надеемся, что и вам, и вашим детям было интересно – впереди ещё много увлекательного!