Научные интересы смирновой о м. Детская психология. Дошкольная психология. (подборка книг). Специфика детского развития

Биография

Е. О. Смирнова является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Она является членом двух специализированных диссертационных учёных советов, а также экспертом научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт - республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Она участвует в деятельности редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» и «Дошкольное воспитание», редакционного совета журнала «Психологическая наука и образование» .

Е. О. Смирнова работает и в сфере практической психологии: как научный руководитель ДОУ № 2030 г. Москвы и методист ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».

Вехи биографии

1971 г. - окончила факультет психологии Московского государственного университета .

1977 г. - под руководством М. И. Лисиной защитила кандидатскую диссертацию на тему «Влияние общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников».

1984 г. - присвоено учёное звание старшего научного сотрудника по специальности «Педагогическая, детская и возрастная психология».

1992 г. - защитила докторскую диссертацию на тему «Условия и предпосылки становления произвольного поведения детей» и получила ученую степень доктора психологических наук. Назначена на должность заведующей лабораторией психологии детей дошкольного возраста .

2003 г. - присвоено учёное звание профессора по специальности «Возрастная психология».

2004 г. - стала научным руководителем Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете .

Научная деятельность

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений - агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

В течение ряда лет Е. О. Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка. Данная программа уже сейчас широко внедряется в детских учреждениях Москвы.

С 2004 года Е. О. Смирнова работает над проблемами игры и игрушки. Она является научным руководителем центра «Игра и игрушка» при Московском городском психолого-педагогическом университете. Под её руководством разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, на основе которой уже осуществляется конкретная практическая работа. В центре проводится цикл исследований, посвящённых анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру. Осуществляется программа повышения квалификации «Игра и игрушка в работе педагога и психолога».

Преподавательская деятельность

Е. О. Смирнова ведет активную педагогическую работу. Она является профессором кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ. Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Её учебник по детской психологии выдержал ряд переизданий и пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей.

Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

Награды и звания

Основные публикации

  1. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
  2. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах . - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка : Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
  4. Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  5. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. - СПб., «Питер», 2009.
  6. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция . - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  7. Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004.
  8. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006.
  9. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. - М.: ЭКСМО, 2009. Смирнова Е. О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. - М.: «Лосоносовъ», 2009.
  10. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. - М.: ЭКСМО, 2010.

Примечания

Ссылки

  • Страница Е. О. Смирновой на Портале психологических изданий PsyJournals.ru содержит медиа-материалы лекций и выступлений, статьи в открытом доступе.
  • Интервью с Еленой Олеговной : о выборе профессии, учителях и своей миссии в работе
  • Публичная лекция Е. О. Смирновой «Детская игра сегодня» - видео и презентация
  • Публичная лекция Е. О. Смирновой с коллегами «Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок» - видео и презентация
  • Надо жить играючи. Психология игрушки для разных возрастов . Дискуссия на радио «Эхо Москвы» с участием Е. О. Смирновой

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся в 1947 году
  • Родившиеся в Москве
  • Награждённые медалью К. Д. Ушинского
  • Лауреаты премии Правительства РФ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Смирнова, Елена Олеговна" в других словарях:

    Смирнова, Елена Олеговна - (1947 г.р.) Российский психолог. Окончила факультет психологии МГУ (1971) и поступила на работу в Психологический институт. Доктор психологических наук (1992), профессор, заведующий лабораторией психического развития детей дошкольного возраста … Кто есть кто в российской психологии

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Смирнова. Елена Смирнова: Смирнова, Елена Александровна (1888 1934) российская балерина, прима Мариинского театра. Прудникова (Смирнова), Елена Иосифовна (род. 1949) … … Википедия

Московского городского психолого-педагогического университета (с 2004 г. по настоящее время).
Елена Олеговна Смирнова
Дата рождения (1947 )
Место рождения Москва
Страна СССР СССР → Россия Россия
Научная сфера психология , возрастная психология
Место работы
  • Московский государственный психолого-педагогический университет
Альма-матер Московский государственный университет
Учёная степень доктор психологических наук
Учёное звание профессор
Научный руководитель М. И. Лисина
Награды и премии
Сайт psytoys.ru

Биография

Е. О. Смирнова является членом Российского психологического общества (РПО), членом Ассоциации детских психиатров и психологов (АПП), членом Международного общества исследователей развития поведения (International Society for Study Behavioral Development ISSBD). Она является членом двух специализированных диссертационных учёных советов, а также экспертом научно-технической сферы ФГБНУ НИИ «Научно-исследовательский институт - республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».

Она участвует в деятельности редколлегий журналов «Перинатальная психология и психология репродуктивной сферы» и «Дошкольное воспитание», редакционного совета журнала «Психологическая наука и образование» .

Е. О. Смирнова работает и в сфере практической психологии: как научный руководитель ДОУ № 2030 г. Москвы и методист ГОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «Малыш».

Вехи биографии

1971 г. - окончила факультет психологии Московского государственного университета .

2003 г. - присвоено учёное звание профессора по специальности «Возрастная психология ».

2004 г. - стала научным руководителем Московского городского Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек при Московском городском психолого-педагогическом университете .

Научная деятельность

Продолжая и развивая концепцию М. И. Лисиной, она активно разрабатывает проблемы развития общения детей со взрослыми и сверстниками. Её теоретический подход к пониманию межличностных отношений тесно связан с проблемой становления самосознания ребёнка и нравственного развития. Особое внимание в её работах уделяется проблемным формам межличностных отношений - агрессивности, обидчивости, демонстративности и пр. Разработанная ей (совместно с В. М. Холмогоровой) программа нравственного воспитания и коррекции межличностных отношений используется в детских дошкольных учреждениях.

В течение ряда лет Е. О. Смирнова являлась руководителем научно-практического эксперимента по разработке новых форм педагогической работы с детьми раннего возраста, осуществляемого при поддержке Московского комитета по образованию. Под её руководством была разработана инновационная комплексная программа воспитания и развития детей раннего возраста «Первые шаги», направленная на поддержку становления личности ребёнка. Данная программа уже сейчас широко внедряется в детских учреждениях Москвы.

С 2004 года Е. О. Смирнова работает над проблемами игры и игрушки. Она является научным руководителем центра «Игра и игрушка» при Московском городском психолого-педагогическом университете. Под её руководством разработана концепция и методика психолого-педагогической экспертизы игрушек и игровых материалов, на основе которой уже осуществляется конкретная практическая работа. В центре проводится цикл исследований, посвящённых анализу игровой деятельности современных детей и влиянию игрушек на детскую игру. Осуществляется программа повышения квалификации «Игра и игрушка в работе педагога и психолога».

Преподавательская деятельность

Е. О. Смирнова ведет активную педагогическую работу. Она является профессором кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета психологии образования МГППУ. Читает лекционные курсы по детской психологии, психологии развития, дошкольной педагогике, а также по развитию общения и межличностных отношений. Её учебник по детской психологии выдержал ряд переизданий и пользуется большой популярностью у студентов и преподавателей.

Под научным руководством Е. О. Смирновой подготовлено и успешно защищено 17 кандидатских диссертаций.

Награды и звания

Основные публикации

  1. Смирнова Е. О., Богуславская З. М. Развивающие игры для дошкольников. - М.: Просвещение, 1992.
  2. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах . - М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка : Учебник для педагогических училищ и вузов. - М.: Школа-Пресс, 1997.
  4. Смирнова Е. О. Детская психология : учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология». - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  5. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для пед.вузов. - СПб., «Питер», 2009.
  6. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция . - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
  7. Галигузова А. С., Смирнова Е. О. Искусство общения с ребёнком от года до шести лет: советы психолога. - М.: АРКТИ, 2004.
  8. Смирнова Е. О. Дошкольник в современном мире. - М.: Дрофа, 2006.
  9. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Конфликтные дети. - М.: ЭКСМО, 2009. Смирнова Е. О. Ползунки и ходунки. Три первых года в жизни малышей. - М.: «Лосоносовъ», 2009.
  10. Смирнова Е. О. Лучшие развивающие игры. - М.: ЭКСМО, 2010.

Раскрываются основные понятия, важные теоретические положения современной детской психологии, выявляются закономерности развития познавательных психических процессов ребенка от рождения до окончания дошкольного детства, становления ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Дается характеристика проблемы готовности ребенка к школе, которая является своеобразным итогом психического развития дошкольника.
Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю приобрести базовые психологические знания, необходимые для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.
Для студентов бакалавриата педагогических вузов, училищ и колледжей, работников дошкольных учреждений, повышающих свою квалификацию, а также для всех, кого волнуют проблемы развития и воспитания детей.

Понятия роста и развития.
Специфическая особенность маленьких детей заключается в том, что они быстро меняются, находятся в постоянном развитии. И чем млад-
ше ребенок, тем более интенсивен процесс развития. Ребенок не только растет, но и развивается. Здесь мы должны различать два важнейших понятия детской психологии - понятия роста и развития.

Рост - это количественное изменение или усовершенствование того, что уже существует в маленьком человеке - какой-либо конкретной функции или качества. Увеличивается вес, рост ребенка, он все лучше действует с предметами, говорит, ходит и пр. Это все явления роста, т.е. количественного накопления. Если мы будем рассматривать ребенка как маленького взрослого, то весь его жизненный путь сведется только к количественным изменениям, т.е. к увеличению и усилению того, что в нем изначально присутствует, и ничего принципиально нового при этом не образуется.

В отличие от этого развитие характеризуется прежде всего качественными изменениями, возникновением психических новообразований. Например, неделю назад младенец вовсе не интересовался игрушками и равнодушно скользил по ним взглядом, а сегодня тянется к ним и постоянно требует новые предметы. Или раньше он не обращал внимания на оценки окружающих, а теперь обижается на замечания и требует похвалы. Значит, произошли какие-то качественные изменения в его психической жизни и в отношении к окружающему, возникло что-то новое, а старое отошло на задний план, т.е. изменилась структура его психических процессов.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Детская психология, Смирнова Е.О., 2016 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Учебник для вузов. — 3-е изд., перераб. — СПб.: Питер, 2009. — 304 с.: ил. — (Серия "Учебник для вузов"). ISBN 978-5-388-00494-9.Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного возраста. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослыми, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.Издание предназначено в первую очередь для студентов педагогических и психологических специальностей, но может быть использовано в целях повышения квалификации работников образования специалистами дошкольных учреждений и всеми, кому интересны вопросы психического развития и воспитания детей.Введение в детскую психологию.
Предмет и задачи детской психологии.
Детская психология — наука о душе ребенка.
Понятия роста и развития.
Что дает ребенку природа?
Специфика развития человеческого ребенка.
Детство как социокультурный феномен.
Место детской психологии в системе смежных наук.
Методы детской психологии.
Метод наблюдения.
Метод эксперимента.
Вспомогательные методы детской психологии.
Основные теории детского развития.
Этологический подход к психическому развитию ребенка.
Психоаналитическая теория.
Развитие идей психоанализа. Периодизация Э. Эриксона.
Теория привязанности.
Теория когнитивного развития Жана Пиаже.
Бихевиоризм и теория социального научения.
Теория конвергенции двух факторов.
Движущие силы и условия психического развития ребенка.
Сознание как сущностная характеристика человека.
Знаковое опосредствование высших психических функций человека.
Основной закон развития высших психических функций.
Проблема обучения и развития.
Понятие ведущей деятельности.
Концепция генезиса общения ребенка со взрослым.
Периодизация психического развития в онтогенезе.
Рекомендуемая литература.Младенчество (Первый год жизни).
Общая характеристика младенчества.
Особенности социальной ситуации развития младенца.
Влияние общения со взрослым на развитие младенца.
Микропериоды младенческого возраста.
Характеристика периода новорожденности.
рождения.
Врожденные рефлексы новорожденного.
Сенсорные способности и «компетентность» новорожденного.
Становление потребности в общении со взрослым.
Первое полугодие жизни.
«Комплекс оживления» младенца.
Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца.
Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни.
Становление целенаправленных движений младенца.
Второе полугодие жизни.
Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым.
Развитие отношения к взрослому на первом году жизни.
Предпосылки развития речи.
Развитие манипулятивных действий младенца.
Развитие познавательной активности во втором полугодии.
Становление образа себя.
Кризис первого года жизни.
Рекомендуемая литература.Ранний возраст (От 1 года до 3 лет).
Предметная деятельность ребенка раннего возраста.
Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка.
Овладение орудийными действиями.
Познавательное развитие в раннем возрасте.
Развитие восприятия.
Особенности мышления в раннем возрасте.
Развитие обобщений в предметных действиях ребенка.
Развитие речи в раннем возрасте.
Роль речи в развитии ребенка.
Различные взгляды на природу речевой способности ребенка.
Феномен автономной детской речи.
Возникновение первых активных слов ребенка.
Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни.
Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка.
Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте.
Развитие игры в раннем возрасте.
Процессуальная игра ребенка второго года жизни.
Психологическое значение символических игровых замещений ребенка.
Становление игровых замещений в раннем возрасте.
Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста.
Становление потребности в общении со сверстником.
Отношение детей раннего возраста к сверстнику.
Специфика общения детей раннего возраста.
Роль взрослого в становлении общения со сверстником.
Предпосылки становления личности и кризис трех лет.
Ситуативность как главная характеристика раннего возраста.
Основные феномены кризиса трех лет.
Личностные новообразования в период кризиса трех лет.
Рекомендуемая литература.Дошкольный возраст.
Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
Новообразования дошкольного возраста и роль игры в их становлении.
Социальная природа ролевой игры дошкольника.
Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника.
Значение игры для развития произвольности.
Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте.
Виды игр и другие формы деятельности дошкольника.
Познавательная сфера дошкольника.
Особенности представлений дошкольника о мире.
Феномен эгоцентрической речи.
Опосредствованность познавательных процессов ребенка.
Взаимосвязь различных форм мышления ребенка.
Воображение дошкольника.
Общая характеристика детского воображения.
Формы проявления воображения дошкольника.
Методы формирования воображения и этапы его развития.
Функции воображения дошкольника.
Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками.
Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослыми.
Особенности общения дошкольников со сверстниками.
Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте.
Дифференциация детей в детском коллективе.
Развитие личности в дошкольном возрасте.
Становление личностных механизмов поведения.
Развитие воли и произвольности в дошкольном возрасте.
Становление этических инстанций и социальных чувств.
Развитие самосознания и самооценки дошкольника.
Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе.
Основные симптомы кризиса семи лет.
Психологические новообразования кризиса семи лет.
Проблема готовности к школьному обучению.
Рекомендуемая литература.

  • Возможность скачивания данного файла заблокирована по требованию правообладателя.
  • С условиями приобретения этих материалов можно ознакомиться

Известные деятели в области психологии и педагогики, описание научно-исследовательской и психолого-педагогической деятельности специалистов, основные труды ученых, библиографии, фрагменты работ, статьи

Полное имя:

Ученая степень: доктор психологических наук

Отправить на e-mail

Профессор, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психического развития дошкольников Психологического института Российской Академии Образования, научный руководитель УМЦ «Игры и игрушки» факультета «Психологии образования МГППУ, сотрудник Психологической консультации МГППУ .

Образовании и научная деятельность.

В 1971 г. Е.О.Смирнова закончила психологический факультет МГУ и поступила на работу в Психологический интитут. В 1977 г. она защитила кандидатскую диссертацию, а в 1992 - докторскую.

Е.О.Смирнова является высококвалифицированным специалистом в области возрастной психологии и психологии развития. Её имя широко известно как в нашей стране, так и за рубежом. Е.О. Смирнова в течение многих лет плодотворно ведёт научно-исследовательскую работу, продолжая и развивая подход,основанный её учителем - М.И. Лисиной.

С 1986 г. Е.О.Смирнова активно занимается научно-педагогической деятельностью. Она успешно реализовала и завершила диссертационные работы, задуманные и начатые под руководством М.И.Лисиной. За последние годы под её руководством было защищено 7 кандидатских диссертаций, каждая из которых является ярким, оригинальным исследованием, вносящим свой вклад в психологию развития. Работы, выполненные под руководством Смирновой, отличает оригинальность замысла и чёткость его реализации.

Кроме этого, Е.О.Смирнова активно ведёт преподавательскую работу среди студентов. Она читает курсы лекций и спецкурсы в МГУ, МГПУ, МГППУ, Еврейском университете и других ВУЗах. Разработанный ею курс лекций по детской психологии и её учебник пользуются большой популярностью у студентов.

Е.О.Смирнова является членом ряда учёных советов. Помимо Учёных советов Психологического института РАО, она является членом учёного совета НИИ Центра психического здоровья АМН РФ, Института дошкольного воспитания и др. Она является также членом редколлегии журнала «Дошкольное воспитание».

Смирнова ведёт большую научно-организационную работу. Она представляла нашу страну на ряде международных конференций - как в нашей стране, так и за рубежом, принимала активное участие в организации многих международных конференций. Она является активным членом международного общества исследователей развития поведения (ISSBD) и одним из основателей российского отделения этого общества.

Е.О. Смирнова имеет около 100 научных публикаций . Широко публикуется в научных и научно-популярных журналах.

Материалы публичных лекций Смирновой Е.О. в рамках Научного лектория МГППУ по проблемам современной психологии:

  • Игрушки детей Европы: исследования, экспертиза и рынок / 31 марта 2010, Россия, Москва
  • Детская игра сегодня / 17 ноября 2010, Россия, Москва

Публикации