Должностная инструкция учителя. FAQ: На что имеет право учитель? Что из перечисленного относится к обязанностям учителя

Общие обязанности педагогических работников. Общий круг основных общих обязанностей педагогических работников представлен в Законе РФ «Об образовании». Однако, в отличие от прав и свобод педагогических работников непосредственного перечня таких обязанностей закон не содержит. Их можно выделить лишь путем анализа содержания норм всего этого закона, прежде всего, текста ст.ст. 2 «Принципы государственной политики в области образования», 4 «Задачи законодательства Российской Федерации в области образования»,5«Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования», 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения», 56 «Трудовые отношения в системе образования» и др. Такой подход законодателя к установлению правового статуса одного из центральных субъектов образовательной системы и образовательных отношений в целом представляется не совсем удачным, поскольку обязанности субъектов права, наряду с их правами и свободами, являются ключевыми элементами такого статуса. В этом отношении правильно поступили авторы проекта Общей части Кодекса РФ об образовании, выделив в качестве самостоятельной ст. 60 «Основные обязанности педагогических работников образовательного учреждения (организации)», которые в целом соответствуют ныне закрепленным в законе. Комплексный анализ этих двух документов позволяет свести все основные (общие) обязанности педагогических работников в следующий перечень:

Обязанность соблюдать действующее российское законодательство, в том числе образовательное законодательство, Устав и локальные акты образовательного учреждения (организации):

Обязанность обеспечивать качественное проведение учебного и воспита­тельного процесса, высокую эффективность педагогической и мето­дической деятельности;

Обязанность соблюдать все требования, предъявляемые к педагогическим работникам в тарифно-квалификационных характеристиках, утвер­жденных в установленном порядке;

Обязанность обеспечивать качественное освоение обучающими образова­тельных программ и выполнение государственных образовательных стандартов в соответствии с учебным планом и графиком занятий;

Обязанность строго следовать профессиональной этике;

Обязанность систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

Обязанность развивать у обучающихся (воспитанников) самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также содействовать гражданам с отклонениями благоприятных психолого-педагогических условий для получения ими образования;

Обязанность формировать у обучающихся (воспитанников) здоровый образ жизни, вести профилактику вредных привычек;

Обязанность уважать, защищать и обеспечивать права, свободы и законные интересы обучающегося (воспитанника) в образовательном процессе, недопустимость произвольного ограничения этих прав, свобод и законных интересов;

Обязанность периодически обновлять образовательные программы, учебные планы;

Обязанность осуществления систематического текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии с его Уставом и требованиями образовательного законодательства;

Обязанность содействия формированию и подержанию благоприятного морально-психологического климата среди обучающихся (воспитанников) и в целом в коллективе работников образовательного учреждения.

Обязанности педагогических работников общеобразовательных учреждений. Анализ трудовых и образовательно-профессиональных обязанностей, конкретизирующие и уточняющие названные выше обязанности Трудовым кодексом РФ, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, их уставами и иными локальными актами, а также трудовыми договорами (контрактами) педагогических работников (учителей школы) позволяет выделить следующие их обязанности:

Добросовестно выполнять трудовые обязанности;

Соблюдать трудовую дисциплину;

Выполнять установленные нормы труда;

Стремиться к повышению качества выполняемой работы, проявлять творческую инициативу, направленную на до­стижение высоких результатов трудовой деятельности;

Соблюдать требования по охране труда, технике без­опасности, производственной санитарии (гигиене труда) и противопожарной охране;

Проходить один раз в пять лет аттестацию на соответствие занимаемой должности;

Систематически повышать свой теоретический и культурный уровень, профессиональную квалификацию;

Соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностей и документов;

Проходить периодически бесплатное медицинское обследование.

Осуществлять обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета;

Принимать меры к немедленному устранению причин и ус­ловий, препятствующих или затрудняющих осуществление педагогического процесса;

Формировать общую культуру личности учащихся, условия для осознанного выбора и последующего освоения профессио­нальных образовательных программ учащимися;

Реализовать образовательную программу и обеспечивать уровень подготовки учащихся, соответствующего Госу­дарственному образовательному стандарту;

Участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

Сотрудничать с коллегами, органами управления об­разования в интересах учащихся;

Постоянное проявлять внимание и вежливое отноше­ние к детям, родителям учащихся и членам коллектива;

Участвовать в мероприятиях с учащимися и их родителями, выходящими за рамки учебного плана образовательного учреждения.

Все учителя должны стремиться к достижению максимально высокого уровня всей своей профессиональной работы;

Учителя и учительские организации должны стремиться к установлению широкого сотрудничества с органами народного образования в интересах учащихся, развития образования и общества;

Учительскими организациями должен быть выработан кодекс этики учителя или кодекс поведения, ибо такое кодексы вносят значительный вклад в обеспечение престижа профессии учителя и выполнение профессионального долга в соответствии с согласованными принципами;

Учителя должны проявлять готовность к участию в мероприятиях с учащимися и взрослыми, выходящих за рамки учебного плана школы.

Обязанности педагогических работников педагогических работников высших учебных заведении не отличаются принципиально от обязанностей учителей общеобразовательных школ, хотя четкого перечня таких обязанностей ни ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», ни Типовое положение о высшем учебном заведении не приводят. Скажем, как и любому педагогическому работнику, преподавателю высшей школы запрещается использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения (п. 38 . Типового положении о высшем учебном заведении)

То же время в, уставах вузов ряд обязанностей актуализируются и уточняются, исходя из специфики высшей школы вообще и конкретного вуза, в частности. Так¸ из положений пунктов 45 и 46 Типового положения явно вытекают обязанности профессорско-преподавательского состава активно заниматься научной деятельностью, по результатам оценки которой дается характеристика как индивидуальной профессиональной научно-педагогической работы каждого преподавателя, но и всего учебного заведения в целом. Это, в частности, имеет отношение и к так называемой «грантовой» научной деятельности, удельный вес и значимость которой для оценки научно-педагогического профессионализма преподавателя и вуза в целом в современный период повышаются.

Пункт 49 Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Уральский университет предусматривает следующие, помимо общих, указанных выше, обязанности научно-педагогических работников Университета:

Всемерно своим трудом и поведением способствовать повышению престижа Университета как научно-образовательного, просветительного и культурного центра.

Обеспечивать высокую эффективность педагогического и научного процессов;

Формировать у обучающихся профессиональные качества по избранному направлению подготовки (специальности), гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

Выполнять требования по защите государственной, служебной и коммерческой тайны, сведений конфиденциального характера, а также правовой охране интеллектуальной собственности Университета.

Пункт 6.25 Устава Института дополнительного профессионального образования - негосударственного образовательного учреждения «Европейский университет в Санкт-Петербурге предусматривает также такие (кроме общих) обязанности своих преподавателей, как обязанности ответственно и творчески относиться к работе, а также соблюдать нормы профессионального поведения и этики.

Уместно вновь привести извлечение из «Рекомендации ЮНЕСКО/МОТо статусе преподавательских кадров учреждений высшего образования» (Париж, 1997г.) с перечислением обязанностей преподавателей высшей школы. Представляется, что этот перечень, признаваемый мировым сообществом, для российского законодателя и самих вузов страны, равно как и для самих преподавателей, имеет исключительно большое значение.


VII. ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИХ

КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


33. Необходимо, чтобы преподавательские кадры учреждений высшего образования признавали, что осуществление их прав влечет за собой особые обязанности и ответственность, включая обязанность уважать академическую свободу других членов академического сообщества и обеспечивать честное обсуждение противоположных мнений. Академической свободе сопутствует обязанность использовать ее в соответствии с долгом ученого, заключающимся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины. Необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и была нацелена, по возможности, на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивала сохранение исторического и культурного наследия мира.

34. Индивидуальные обязанности преподавательских кадров учреждений высшего образования, неразрывно связанные с их академической свободой, заключаются, в частности, в следующем:

1) эффективно обучать студентов в рамках средств, предоставляемых учебным заведением и государством, быть честным и справедливым к студентам мужского и женского пола и одинаково обращаться со студентами всех рас и религий, а также инвалидами, поощрять свободный обмен идеями между самими преподавателями и студентами и предоставлять себя в распоряжение последних, с тем, чтобы направлять учебу студентов.

Преподавательские кадры учреждений высшего образования должны, в случае необходимости, обеспечивать охват того минимума материала по каждому предмету, который предусмотрен в учебной программе;

2) проводить научно-исследовательскую деятельность и распространять ее результаты или, когда проведение оригинальных исследований не требуется, поддерживать и повышать уровень своих знаний по конкретному предмету с помощью учебных курсов и исследовательской деятельности, а также посредством разработки учебной методологии, нацеленной на совершенствование педагогических навыков:

3) осуществлять исследовательскую и научную деятельность на основе честного поиска знаний, должным образом обеспечивая доказательность, беспристрастность суждений и добросовестность при сообщении результатов;

4) соблюдать этику научных исследований, касающихся человека, животных, наследия или окружающей среды;

5) уважать и признавать научную работу своих коллег и студентов, и в частности обеспечивать, чтобы в число авторов публикуемых работ входили все, кто внес в них реальный вклад и разделяет ответственность за их содержание;

6) воздерживаться от использования новой информации, концепций или данных, изначально полученных вследствие доступа к конфиденциальным рукописям или запросам о предоставлении средств на исследовательскую деятельность или подготовку, ознакомиться с которыми можно было в результате такой деятельности, как, например, внешнее рецензирование, за исключением тех случаев; когда автор дал на это разрешение;

7) обеспечивать, чтобы исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с законами и нормами того государства, в котором она проводится, чтобы она не нарушала международных правовых актов в области прав человека и чтобы се результаты и данные, на которых она основывается, были реально доступными для ученых и исследователей в принимающем учреждении, за исключением тех случаев; когда информация могла бы поставить под угрозу респондентов или когда гарантируется анонимность;

8) избегать столкновения интересов и решать спорные вопросы на основе открытости и всесторонних консультаций с учреждением высшего образования, в котором они работают, с тем, чтобы получить поддержку этого заведения:

9) добросовестно использовать все предоставляемые в их распоряжение финансовые средства в интересах учреждений высшего образования, исследовательских и других профессиональных или научных органов;

10) быть честными и беспристрастными в профессиональной оценке своих коллег и студентов;

11) сознавать свою ответственность, выступая или публикуя вне научных каналов материалы по вопросам, не связанным со своими профессиональными знаниями, и не вводить общественность в заблуждение в отношении характера своих профессиональных знаний;

12) выполнять надлежащие обязанности, требующиеся для коллегиального управления учреждением высшего образования и профессиональными органами.

35. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует стремиться к достижению как можно более высоких стандартов в своей профессиональной работе, поскольку их статус в значительной мере зависит от них самих и качества их работы.

36. Преподавательским кадрам учреждений высшего образования следует вносить свой вклад в подотчетность учреждений высшего образования перед государственными органами, не поступаясь вместе с тем той степенью институциональной автономии, которая необходима для их работы, профессиональной свободы и продвижения знаний.

Итак, сегодня нашему с вами вниманию будут представлены обязанности учителя. Знать их должен и сам преподаватель, и родители учеников, и руководство. Ведь за нарушение или неисполнение обязанностей можно навлечь на себя беду. К сожалению, не всем известен закон об образовании, обязанности учителя в котором четко прописаны. И поэтому в учебных заведениях очень часто происходят разные "разборки" между преподавателями, руководством, учениками и родителями. Чтобы этого не было, давайте попробуем понять, какие у учителей есть в школе права и обязанности.

Защита

Начнем, пожалуй, с того, на что можно рассчитывать работнику учебного заведения. Об этом знают не все. И зачастую права и обязанности учителя попросту нарушаются. Следует обратить внимание, что, согласно закона об образовании, весь педагогический состав может быть защищен. Речь идет о профессиональной чести и достоинстве.

Кроме того, нужно также обратить внимание и на то, что любой учитель имеет право на защиту человеческой чести (не путайте ее с профессиональной), если его пытались оклеветать. Это касается и руководства, и учеников, и родителей. То есть если на вас регулярно и необоснованно жалуются учащиеся, как-то принижают или оскорбляют, вы имеете право на защиту. Вопрос в другом - мало кто будет заниматься в России подобными жалобами. Права и обязанности учителя прописаны в законе, но не все они соблюдаются.

Управление

Каждый преподаватель также может участвовать в управлении школой. И для этого не обязательно быть, скажем, директором. Правда, рассчитывать на то, что вам будут давать слово в решении каких-то школьных вопросов, не стоит.

Почему? Участие в управлении школой регламентируется уставом. И в каждом учебном заведении он отличается. Где-то учителю такое право дано, а где-то нет. Практика показывает, что зачастую управление школой доверяется только заслуженным педагогам и руководству. Главное - прописать это в уставе. Если ничего подобного нет, то любой учитель может участвовать в управлении школой.

Донесения

В обязанности учителя (а также его права) входит возможность написания жалобы на любого члена педагогического состава школы или ученика. Правда, тут есть важный пункт. Вся информация должна быть представлена в письменной форме и в деликатном виде. В устной форме донесения не приветствуются, но имеют место быть.

Кроме того, каждый педагог может составить жалобу и на систему образования, используемую в школе. Никакого наказания бояться не стоит - это нормальное явление. Но, как показывает практика, учителей часто запугивают. Если они напишут на кого-то "донос", то им угрожают увольнением. Это И бояться такого поведения не стоит.

Полная свобода

В учителя входит такой пункт, как составление учебного плана. И здесь педагог имеет право на полную свободу действий. То есть каждый может самостоятельно разрабатывать рабочий план на ближайший год на свое усмотрение. Главное, чтобы разработки соответствовали нормам обучения и не несли никакой опасности детям и обществу.

Помимо этого, любой учитель имеет право выдвигать свою кандидатуру на участие в педагогических советах. На разные должности. Запретить это вам не могут. Разве что просто провести голосование и не избрать туда, куда хотелось бы попасть.

Преподаватель имеет право и на соблюдение санитарно-гигиенических норм на рабочем месте. Так, учебное заведение обязано предоставить каждому учителю пригодное для обучения детей место. Если вам что-то требуется для организации процесса, можете попросить руководство школы предоставить вам данную вещь.

В обязанности учителя также входит еще и выбор методик оценки знаний. Здесь он имеет право тоже на полную свободу. Следует обратить внимание, что современный педагог также сам устанавливает правила поведения на уроке. Но здесь есть один нюанс - они не должны противоречить нравственности, а также ущемлять права учеников.

Обучение

Основные обязанности учителя - это осуществление деятельности, направленной на обучение детей школьного возраста, а также поставка нужного для развития ребенка материала в подходящей форме. Иными словами, каждый преподаватель в обязательном порядке должен обучать детей. И доносить до них информацию, которая служила бы "толчком" для их развития.

При всем этом стоит учитывать, что материал должен быть подан в удобной форме, а также не противоречить моральным принципам. Плюс ко всему, сейчас есть некоторые нормы составления учебного плана на год. И они регламентируют основные направления и правила обучения. Их педагогический состав обязан соблюдать.

Моральное воспитание

Ни для кого не секрет, что сейчас школу принято называть вторым домом. И поэтому должностные обязанности учителя включают в себя такой пункт, как моральное и учеников. Особенно это касается преподавателей начальных классов. Тут данному моменту уделяется больше всего внимания.

По правде сказать, в этом плане все не так уж и сложно. Ведь должностные обязанности учителя по ФГОС, включающие в себя нравственное развитие ребенка, как правило, имеют четкий список указаний, которые придется выполнять. То есть существуют нормы, согласно которым будет проходить моральное воспитание в тот или иной период обучения.

Дисциплина

(да и вообще, любых) входит и такой пункт, как поддержание дисциплины в учебном заведении. Кроме того, преподаватель обязан учить детей правилам поведения. Иными словами, вырабатывать дисциплину.

Особое внимание данному пункту уделяется в начальной школе. Таким детям еще можно объяснить, что делать можно, а что нет. А вот в старшей школе соблюдать данное правило крайне трудно. Тем не менее не стоит забывать - если ребенок нарушает дисциплину, вы обязаны прекратить это. Но таким образом, чтобы ваше поведение не ущемляло права учащегося.

Полный объем

В обязанности учителя начальных классов (точно так же, как и всех остальных) входит донесение учебного материала до учеников в полном объеме. То есть вы не имеете права изменять уже утвержденный план обучения, сокращать или "удлинять" уроки, посвященные тому или иному направлению. Умалчивать и утаивать важные для образовательного процесса моменты тоже запрещено.

К сожалению, сейчас не все соблюдают свои обязанности. Учителя довольно часто нарушают этот пункт. Но в классном журнале для контроля пишут все так, как и должно быть. Некоторый материал может вообще не освещаться в классе, а быть отдан для домашнего прочтения. Это неправильно. Родители имеют полное право пожаловаться на вас. Ведь, согласно закону, каждый учитель обязан в полном объеме донести учебный материал до ученика.

Патриотизм

Но это еще не все требования к педагогическому составу. Дело все в том, что должностные обязанности современного учителя заключаются в том, что вы должны воспитывать в детях любовь к Родине и патриотизм. И это все с учетом отсутствия навязывания религиозных взглядов.

По правде говоря, данному моменту нынче уделяется огромное время. Любовь к стране учителя стараются привить еще с начальной школы. И это многим удается. Учтите, что нельзя вести пропаганду против Родины, а также убеждать в том, что патриотизм - это плохо.

Следует также учесть, что должностные обязанности учителя начальных классов (и остальных тоже) включают в себя и такой пункт, как обучение детей толерантности. Когда вы возвышаете свою страну и стараетесь привить ученикам любовь к ней, нельзя принижать честь и достоинство прочих наций. Скорее, придется учить терпимости и уважению.

Ценности

В обязанности учителя в школе также включено воспитание у детей любви к семье и семейным ценностям. Таким образом, придется время от времени проводить беседы на данную тематику. Объяснять, как важна семья для современного человека. Главное, не "перегнуть" палку. Иногда дети воспринимают информацию как прямой сигнал к беспрекословному повиновению родителям и старшим членам семьи.

Физическое развитие

Не стоит забывать и о таком пункте, как учеников. Это тоже входит в обязанности учителя в школе. Нужно уметь донести до ребят, как вести здоровый образ жизни, а также то, как важнозаниматься спортом.

Практика показывает, что в большей степени на физическим развитием учащихся следят учителя физкультуры. А вот классные руководители и прочий педагогический состав должны, в свою очередь, просто объяснить пользу занятия спортом. Можно проводить разные викторины, эстафеты и "Веселые старты", чтобы привлечь учеников к физическим упражнениям.

Охрана

Это не только обучение чему-либо. В них имеется и упоминание об охране детей в учебное время. Вы в обязательном порядке должны обеспечить им безопасность. И отпускать домой только после окончания занятий.

Во время учебного процесса вся ответственность за жизнь и здоровье учеников лежит на плечах учителя. И поэтому важно следить, чтобы поблизости не было никакой опасности. Если во время урока ребенок получит травму, на вас могут пожаловаться родители. Разумеется, уследить за каждым ребенком нельзя, но вы обязаны как-то справляться с этим. За несоблюдение данной обязанности грозит наказание. Вплоть до суда и ареста. Исключение составляют только те случаи, когда вы сможете доказать, что ребенок самостоятельно подверг себя опасности и сделал это намерено.

И еще кое-что. Если ребенок отпрашивается с урока, вы не имеете права отпустить его без сопровождения. Только если при вас ученик позвонит родителям, и они разрешат вам сделать это. Этот пункт тоже относится к обеспечению безопасности. Ведь если по пути домой с учеником что-то случится, то виноваты в этом будете именно вы.

Квалификация и связь

Но есть и несколько нестандартные обязанности учителя. К примеру, постоянно повышение квалификации и самосовершенствование. Каждый педагог из года в год должен в обязательном порядке увеличивать свой "багаж знаний". И если вас направляют на повышение квалификации, отказываться не стоит. В противном случае вас могут обвинить в невыполнении своих обязанностей.

Кроме того, каждый педагог обязан поддерживать связь с родителями ученика. Или с его официальными представителями. Это может быть посредством звонков (телефонные разговоры), личных бесед или написания сообщений в дневнике у ребенка. Избегать общения с родителями нельзя.

Социализация и культура

Пожалуй, есть и еще одно направление, которое входит в должностные обязанности современного учителя. Особенно это касается младших классов. И случаев, когда к вам приходят новые ученики их других школ. О чем речь?

О Обучать ей придется педагогам. Ведь именно в школе дети должны учиться общаться, контактировать друг с другом, находить и так далее. А учитель обязан способствовать всему этому. Адаптация ребенка в новом классе и обществе - тоже ваша обязанность, согласно закону об образовании.

Как видите, прав у современного учителя не так много, как обязательных к исполнению пунктов. В принципе, это не значит, что вы будете бесправны. Достаточно просто знать, на что вы имеете право, а на что - нет. Не нарушайте и родителей, соблюдайте устав школы, а также воспитывайте нравственно и духовно своих учеников. Развивайтесь и совершенствуйтесь. Тогда никаких проблем у вас не возникнет. Если же ваши права регулярно нарушаются, смело обращайтесь в Министерство образования. Но для начала постарайтесь решить вопрос в пределах школы. И если этого сделать не удалось, запаситесь доказательством нарушения ваших прав и смело обращайтесь в соответствующие органы.

Но пока не упоминала о его правах и обязанностях. Обязанностей у него очень много, и описывают их обычно несколькими словами, например: «организация обучения и воспитания детей». А сколько всего стоит за этими четырьмя словами, вы не представляете.

Но всё же, несмотря на то, что я очень уважаю и постоянно защищаю учителей (мне не понаслышке знакома их работа), хочу написать и про неправильные действия, и запреты, и обязанности учителей. Своих детей ведь тоже буду в школу отправлять.

Права и обязанности учителей прописаны в законе «Об образовании в РФ» , в должностной инструкции учителя, поэтому я их не буду повторять в той форме, которую никто не читает (в официально-деловом стиле). Попробую описать своими словами, с комментариями и примерами из жизни.

Погружение в жизнь учителя

Представьте комнату. Посередине стоит учитель. Со всех сторон он кем-то окружён: детьми, родителями, администрацией школы, вышестоящими органами в сфере образования (Гороно, управление образования, министерство образования региона и государства). Всем от него что-то нужно:
1) детям – строгости (но в то же время свободы), интересных уроков, меньше домашней работы, доброты, понимания, современных взглядов, эрудированности во всех областях и т.д.
2) родителям – компетентности, мудрости, крепких знаний у детей, много свободного времени, чтобы решать проблемы их детей, быстро проверенных тетрадей и ежедневно выставляемых оценок, индивидуального подхода к их ребёнку и т.д.
3) администрации – точно и в срок заполненных отчётов по учебной и воспитательной работе, вовремя заполненных журналов, ежеминутной готовности выполнить любое поручение (провести собрание, концерт, свозить детей на олимпиаду, показать идеальный класс проверяющим органам), готовности заменять болеющих коллег (хоть у тебя своих 7 уроков, ну ничего, ещё 3 проведешь) и т.д.
4) вышестоящим органам – готовности представить развёрнутые отчёты об успеваемости в своих классах, умения «из ничего сделать конфетку» (из кабинета без ремонта, хорошей мебели, компьютера и пр. своими силами (гранты) или с помощью родителей сделать хорошо оборудованный учебный класс), ведь денег на школы в бюджете снова нет и пр.
Вот кроме всей вышеперечисленной «ерунды», у учителя есть ещё обязанности и запреты, о которых он должен постоянно думать.
Начну с того, что нельзя, не рекомендуется и т.д. Потому что запретов гораздо больше. Вот теперь вы имеете представление, как чувствует себя учитель, ежедневно приходя на работу.

Не должен делать, но пока не запрещено

Да, здесь вы прочтете, бесспорно, неправильные действия учителя. Но с другой стороны, это единственная возможность учителя хоть как-то установить дисциплину. Учитель сейчас самый незащищённый работник, но при этом на него возложена огромная ответственность (воспитание и обучение детей). Воспитывайте ребёнка уважать учителя, а самому нужно понимать, почему педагог совершает эти неправильные действия против вашего ребёнка.
Ставить в журнал оценки не за знания, а например: за поведение, неаккуратность, забывчивость, опоздания и т.д. (т.е. за всё то, за что обычно ставят «двойку»).
Распространённая практика. Пришла в нашу страну из советской школы, когда все вышеперечисленные «пороки» очень осуждались обществом, а к идеалу — отличнику стремились все (актуально ли сейчас такое стремление можно прочитать в ).
Почему учитель вынужден к этому прибегать, вы узнаете чуть ниже, прочитав о запретах в работе учителя.

Случай из чужой практики

Слышала историю, что одна учительница ставила двойки за то, что ребёнок забывал тетрадь или учебник. Ставила в журнал, ручкой. Ребёнок забывчивый и таких «лебедей» накопилось достаточно, что как бы он не старался в дальнейшем хорошо учиться, выше «3» не выходило. Учитель из добрых побуждений хотел искоренить в ребёнке привычку забывать школьные принадлежности, а в итоге напрочь убил в ребёнке интерес к русскому языку.

Не следует сильно винить учителя и обливать нехорошими словами в присутствии ребёнка этого учителя. Стоит попробовать вежливо поговорить с учителем об этой проблеме или обратиться к завучу.

Не вправе делать

Следующие же действия учитель точно не вправе делать, о чём написано и в законе «Об Образовании», да и вообще отмечается как неправомерное действие.

  • оскорблять (для определённой категории детей даже такие невинные слова, как: «дурачок», «тупой», «глупый» и т.п. могли оставить травму, понизить самооценку, привести к );
  • бить ребёнка (раньше можно было ударить и кулаком, и линейкой; считалось, что это даже и помогало. Спорить не буду, самой часто хотелось сделать что-то подобное, но приходилось сдерживаться, ничего хорошего из этого бы не вышло);
  • воздействовать на психику (такое редко, думаю, встречается, но оно гораздо опаснее, чем даже физическое; царапина или синяк заживут, а вот постоянные атаки на психику могут остаться чуть ли не на всю жизнь).

Стоит упомянуть ещё один пункт, о котором уже все родители знают

  • собирать деньги по собственной инициативе или по просьбе администрации школы (если в вашей школе собирают деньги и вы не знаете, что делать, то прочитайте ). Сбор денег возможен только по поручению родителей (для удобства через детей).

А как у них

Хорошо, что в нашей школе ещё можно поругать и прикрикнуть. Это единственное, что ещё осталось учителям. Например, в Германии, учитель если поднимет голос, то он совершит чуть ли не преступление против личности и понесет за это ответственность. Там уж точно у учителя совершенно нет никаких прав, кроме того, чтобы пытаться учить и воспитывать. А дети там не спокойнее наших.

Учитель обязан

  • учить (составлять качественные уроки каждый день, проверять тетради, работы и пр.);
  • воспитывать (в процессе урока);
  • следить за здоровьем детей (проветривать кабинет, следить за осанкой, при ухудшении состояния здоровья отправлять в медпункт или в больницу, домой и пр.);
  • соблюдать педагогическую этику (а сюда входит очень многое: быть всегда вежливым, открытым, быть примером для учеников в школе и в быту (были случаи, когда учителя выкладывали в соцсети фотографии с пьянок) и т.д.

Ещё стоит отметить ко всему вышесказанному, что, по сути, на любое, кажущееся ребёнку или родителю неправильное действие учителя, можно подать жалобу администрации школы. Она уже будет решать, действительно ли оно неправильное, или это фантазия ребёнка или прихоть родителя.

Совет мудрому родителю

Если возникает конфликт – всегда нужно разобраться подробно, выяснить мнения обеих сторон. В любом конфликте тем или иным образом виноваты оба. Только беспристрастное расследование поможет избежать больших проблем.

Вот теперь я и хочу вернуться к вышесказанному, сказав, почему учитель вынужден ставить двойки за поведение и некрасивый почерк. Просто это единственное, что ему остается после всех запретов, обязанностей и антирекомендаций для установления дисциплины в классе. Сейчас все качают права, но забывают, что в школу приходят учиться, а не отстаивать уникальность своей личности. Не спорю, учителя разные бывают, но большинство продолжает работать в адском стрессовом режиме, отражая атаки подростков вместо проведения интересных и полезных уроков.

На конец этой статьи я оставила права учителя, которые вроде есть, но их особо никто не соблюдает.

Права учителя

Учитель имеет право на сокращённый рабочий день (ведь нужно ещё тетради проверять, готовиться к урокам, встретиться с родителями, для себя в конце концов что-то должно остаться), а ему объявляют, что у него ненормированный рабочий день (чего не прописано в договоре – отсюда нарушение по трудовому кодексу) – ничего, терпим.
Учитель имеет право на охрану своей чести и достоинства, защиту – в итоге любой «сопляк» может послать учителя, но не получит за это никакого наказания.
Учитель имеет право на охрану своего здоровья во время работы – но один только стресс во время каждого урока (особенно в тяжёлых классах) постепенно приводит к очень тяжёлым болезням (вплоть до рака).
Учитель имеет право отказаться от административных поручений, которые не связаны с выполнением своих должностных обязанностей , например, проводить концерты, делать ремонты и т.д. Но как откажешься, потом к тебе будут придираться по полной программе со стороны администрации.

Учитель имеет право на НЕВМЕШАТЕЛЬСТВО в свою профессиональную деятельность со стороны родителей , но в то же время ему постоянно указывают, как учить их детей, как проверять их знания, как их оценивать и т.д.

Уважаемые родители!

Если вас что-то не устраивает, то скажите учителю в вежливой форме, ненавязчиво, в качестве рекомендации, расскажите, что вас не устраивает. Доброта и вежливость практически всегда располагают к вниманию, и мудрый учитель обязательно вас выслушает. Главное, не ругаться и не говорить в приказном тоне.

Какой можно сделать вывод? У учителя огромная ответственность, огромные обязанности, запреты, практически нет прав (они постоянно нарушаются). И единственное на что ему остается надеяться, когда так хочется учить детей, помогать в воспитании родителям, когда ты видишь в этом свое призвание – надеяться на понимание и доброту родителей, на воспитанность детей. Без вас, уважаемые родители, ему не справиться. Помогите учителю, начните воспитывать себя и детей, тогда нашу страну никто не победит.

2.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики требований стандарта, проводит уроки и другие занятия в соответствии с.....

Должностная инструкция учителя начальных классов (на время реализации проекта перехода на обучение в соответствии с ФГОС начального общего образования второго поколения)

1. Учитель начальных классов должен знать:

1.1. Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, СанПиНы.

1.2. Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач на начальной ступени общеобразовательного учреждения, педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену.

1.3. Требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования нового поколения (далее - стандарт) и рекомендации по их реализации в общеобразовательном учреждении.

1.4. Методики преподавания предметов и воспитательной работы, программы и учебники, отвечающие требованиям стандарта.

1.5. Требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений.

1.6. Средства обучения и их дидактические возможности.

1.7. Основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.

1.8. Основы права, научной организации труда, проектные технологии и эффективные средства делового общения.

1.9. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности учителя начальных классов

Учитель начальных классов выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики требований стандарта, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.

2.2. Обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям стандарта, несет ответственность за его реализацию.

2.3. Осуществляет поддержку и сопровождение личностного развития обучающихся. Выявляет их образовательные запросы и потребности. Ведет сбор данных о планах и намерениях школьников, их интересах, склонностях, мотивах, сильных и слабых сторонах. Помогает детям в выявлении и решении индивидуальных проблем, связанных с освоением образовательных программ.

2.4. Составляет тематические планы работы по учебным предметам и внеучебной деятельности на четверть и рабочий план на каждый урок и занятие.

2.5. Контролирует наличие у обучающихся тетрадей по учебным предметам, соблюдение установленного в школе порядка их оформления, ведения, соблюдение единого орфографического режима.

2.6. Соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4-х классах ежедневно проверяются все классные и домашние работы учащихся.

2.7. Своевременно в соответствии с графиком проводит установленное программой и учебным планом количество контрольных работ, а также необходимые учебные экскурсии и занятия.

2.8. Проверяет контрольные диктанты по русскому языку и контрольные работы по математике в 1-4-х классах к следующему уроку.

2.9. Проставляет в классный журнал все оценки за диктанты и контрольные работы за то число месяца, когда они проводились.

2.10. Проводит работу над ошибками после проверки диктантов и контрольных работ.

2.11. Хранит тетради для контрольных работ в течение учебного года.

2.12. Организует совместно с библиотекарем школы и родителями внеклассное чтение обучающихся.

2.13. Обеспечивает включение младших школьников в различные формы внеучебной деятельности.

2.14. Работает в тесном контакте с другими учителями, родителями (законными представителями).

2.15. Обеспечивает соответствие учебных программ по предметам, программ внеучебной деятельности стандарту.

2.16. Осваивает и реализует новые образовательные программы, использует разнообразные приемы, методы и средства обучения и воспитания, обеспечивающие достижение образовательных целей.

3. Права учителя начальных классов

3.1. Учитель начальных классов имеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ в ред. от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее - ТК РФ), Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”, постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 “Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении”, Уставом школы, коллективным договором, Правилами внутреннего трудового распорядка.

3.2. Учитель имеет право на принятие решений, обязательных для выполнения учащимися, и принятие мер дисциплинарного воздействия в соответствии с Уставом школы.

4. Ответственность учителя начальных классов

4.1. В установленном законодательством РФ порядке учитель несет ответственность:

  • за реализацию образовательных программ в полном объеме;
  • жизнь и здоровье учащихся во время образовательного процесса и внеклассных мероприятий, проводимых учителем;
  • соблюдение прав и свобод учащихся, определенных законодательством РФ, Уставом и локальными актами учреждения;
  • выполнение приказов “Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности” и “Об обеспечении пожарной безопасности”;
  • безопасное ведение образовательного процесса;
  • принятие мер по оказанию доврачебной помощи пострадавшему, оперативное извещение руководства о несчастном случае;
  • проведение инструктажа обучающихся (воспитанников) по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или Журнале инструктажа учащихся по охране и безопасности труда;
  • организацию изучения обучающимися (воспитанниками) правил по охране труда, дорожного движения, поведения в быту и т. п.;
  • осуществление контроля соблюдения правил (инструкций) по охране труда.

4.2. В случае нарушения Устава учреждения, условий коллективного договора, Правил внутреннего трудового распорядка, настоящей должностной инструкции, приказов директора учитель подвергается дисциплинарным взысканиям в соответствии со ст. 192 ТК РФ.

4.3. За применение методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, учитель может быть уволен в соответствии с п. 2 ст. 336 ТК РФ.

Права и обязанности учащихся

Права и обязанности учителя

Учитель имеет право:

1. На защиту профессиональной чести и достоинства.

2. На свободу совести.

3. Высказывать (устно или письменно) в корректной форме без нарушения правового пространства учителя критические замечания о деятельности любого работника школы или системы образования.

4. Обращаться индивидуально или в составе группы лиц в любые вышестоящие инстанции с заявлениями, предложениями, жалобами.

5. Требовать у администрации школы создания условий для осуществления учебно-воспитательного процесса, получение рабочего места, оборудованного в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и нормами охраны труда, снабженного необходимыми пособиями иными материалами

6. На защиту человеческого достоинства, если оно нарушено со стороны администрации, родителей учащегося или ученика.

7. Знать о замене уроков заранее.

8. На отгулы за работу в выходные дни (количество отгулов определяют директор школы и профсоюзный комитет).

9. Учитель не имеет права не допускать учащегося в аудиторию по причине отсутствия специальной формы и по любой другой причине.

10. Требовать от родителей создания нормальных условий для учебы ребенка дома (рабочее место, режим дня).

11. Требовать от родителей посещения родительских собраний.

12. На защиту от неоправданного вмешательства родителей в круг профессиональных обязанностей учителя.

13. На творчество, инициативу в освоении образовательных и развивающих программ.

14. Требовать от учащегося соблюдения Правил школьной жизни, уважения к традициям учебного учреждения.

15. Приобщать учащихся к ведению здорового образа жизни.

Учитель обязан:

1. Уважать человеческое достоинство всех участников образовательного процесса.

2. Быть нравственным примером для своих учеников.

3. Повышать свой профессиональный уровень.

4. Уважать право ребёнка на собственное мнение и убеждение.

5. Поддерживать дисциплину методами, исключающими физическое насилие, унижение и оскорбление личности учащегося.

6. Предупреждать возможный травматизм детей.

7. Осуществлять дежурство по школе в соответствии с графиком дежурства.

8. Нести ответственность за жизнь и здоровье учащихся на своём уроке.

9. Своевременно выставлять оценки в дневник.

10. Не выгонять ученика с урока, даже если он нарушает дисциплину.

11. При выставлении оценки учитывать прогресс в учебе данного ученика, не сравнивая его с другими.

12. Не опаздывать на урок.

14. Использовать современные методики обучения.

15. Учитель обязан отпускать класс со звонком с урока.

Права и обязанности родителей

Родители имеют право:

1. На прием детей в образовательное учреждение в соответствии с Уставом школы Законом об общем образовании.

2. На ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

3. На участие в управлении образовательном учреждением, в котором обучаются их дети (родительские комитеты классов).

4. На ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей.

5. На обсуждение возникающих спорных вопросов с учителями или администрацией школы.

6. Проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на посещение родительских собраний, а также на получение информации о своем ребенке, если это не противоречит закону и не наносит вреда ребенку.

7. С согласия администрации познакомиться с учителями, с расписанием уроков до начала учебного года.

8. Требовать соблюдения прав ребенка.

9. На полную информацию об учебном процессе.

10. На дополнительную встречу с учителем (после уроков), если родитель считает, что на то есть основания. (Предварительно договорившись с учителем).

11. Высказывать обоснованную критику в адрес школы на родительских собраниях, а также при встрече с директором школы.

12. На своевременную информацию о родительских собраниях, родительских днях и заседаниях родительского комитета школы.

Родители обязаны:

1. Обеспечивать и защищать права и интересы своих детей, не причиняя вред их физическому и психологическому здоровью, нравственному развитию, воспитывать детей, исключая пренебрежительное, грубое, жестокое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление, эксплуатацию.

2. Обеспечить детям до 15 лет получение основного общего образования в общеобразовательной школе или другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении.

3. Выполнять Устав образовательного учреждения.

4. В случае академической задолженности у обучающегося ответственность за ликвидацию ее в течение учебного года возлагается на родителей (законных представителей).

5. Не допускать неоправданного вмешательства в работу преподавателей по вопросам, которые по своему характеру входят в круг профессиональных обязанностей.

6. Обеспечить в меру своих способностей и финансовых возможностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка.

7. Обеспечить ребенка всем необходимым для посещения школы (канцелярские принадлежности, спортивная форма, дополнительные учебные пособия).

8. Регулярно посещать родительские собрания, посещать школу по вызову классного руководителя или администрации.

9. Отпускать ребенка на внеклассные школьные мероприятия, если ребенок здоров.

10. По возможности выделять материальные средства на посещение театров и музеев, если этого требует программа класса или школы.

11. Соблюдать внутренний распорядок школы (забирать ребенка только после окончания урока, не отвлекать учителя вопросами во время урока).

12. Предъявлять документы, подтверждающие личность, при посещении школы.

13. Контролировать посещаемость уроков, выполнение домашних заданий и результаты учебного процесса. Еженедельно проверять и подписывать дневник ребенка.

14. Получить письменное разрешение директора школы на пропуск учебных дней по семейным обстоятельствам.

15. Следить за внешним видом ребенка, соответствующим правилам поведения в школе.

Права и обязанности учеников

Общие права учащегося

Права и обязанности ребенка охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством Российской Федерации

Учащиеся имеют право:

1. На выражение собственных взглядов, убеждений и мнений.

2. На свободу получения информации.

4. Быть выслушанным.

5. На свободу мысли, совести и религии.

6. На уважение человеческого достоинства.

7. На получение бесплатного образования в соответствии с государственными образовательными стандартами; на развитие своей личности, своих талантов, умственных и физических способностей.

8. На обучение на дому (по медицинским показаниям) и на семейное обучение в рамках государственного образовательного стандарта.

9. На дополнительную помощь учителя на индивидульно-групповых занятиях, предусмотренных графиком работы школы.

10. На открытую оценку знаний и умений учащегося, получение оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.

11. На заблаговременное уведомление о сроках и объёме контрольных работ в соответствии с графиком

12. Знать о поставленных ему оценках как за устные, так и за письменные предметы.

13. На ходатайство о переносе сроков контрольных работ после пропусков по болезни, подтвержденных медицинскими документами.

14. Объем времени на выполнение домашнего задания не должен превышать 50% от аудиторной нагрузки по предмету.

15. На отдых в перерывах между уроками и в каникулярное время.

16. На участие в культурной жизни школы, организуемых в ней мероприятиях, соответствующих возрасту учащегося.

17. На участие в управлении образовательным учреждением в порядке, определяемым Уставом школы

Общие правила поведения

1. Учащийся приходит в школу за 15 - 20 минут до начала занятий, чистым, опрятным, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.

2. Нельзя приносить на территорию школы с любой целью и использовать любым способом оружие, взрывчатые и огнеопасные вещества, спиртные напитки, сигареты, наркотики, другие одурманивающие средства и яды.

3. Нельзя без разрешения классного руководителя или медицинской сестры уходить из школы в урочное время.

4. В случае пропуска занятий до трех дней, учащийся должен предъявить классному руководителю справку или записку от родителей (лиц, их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. В случае пропуска более 3-х дней без уважительных причин учащийся ставиться на внутри-школьный контроль. После болезни учащийся должен предъявить медицинскую справку классному руководителю.

5. Учащийся школы должен проявлять уважение к старшим, заботиться о младших. Школьники уступают дорогу взрослым, старшие - младшим, мальчики - девочкам.

6. Учащиеся школы должны уважать достоинство обучающихся и работников школы.

7. Вне школы учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя школы.

8. Учащиеся берегут имущество школы, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу, соблюдают чистоту и порядок на территории школы. В случае причинения ущерба имуществу школы родители (законные представители) обязаны возместить его.

9. Учащимся следует уважать чужие права собственности. Книги, куртки и прочие личные вещи, находящиеся в школе, принадлежат их владельцам.

10. Учащимся, нашедшим потерянные или забытые, по их мнению, вещи, следует сдать их администратору или дежурному учителю.

11. К учащимся, присвоившим чужие вещи, могут приниматься дисциплинарные меры, вплоть до привлечения правоохранительными органами к административной или уголовной ответственности.

12. Физическая конфронтация, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному или расовому признаку являются недопустимыми формами поведения. Школа категорически осуждает подобное поведение.

13. Учащиеся должны ежедневно вести запись домашних заданий в дневнике.

14.Ученик обязан выполнять домашнее задания в сроки, установленные школьной программой.

15. Учащиеся должны приносить на занятия все необходимые учебники, тетради, пособия, инструменты и письменные принадлежности.

16.По первому требованию учителя учащимся следует предъявлять дневник.

17. Учащимся не разрешается жевать жевательную резинку, пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.

Поведение на занятиях

1. Когда учитель входит в класс, учащиеся встают, приветствуют учителя. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий (кроме времени работы на компьютере).

2. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других товарищей от занятий посторонними разговорами, играми и другими, не относящимися к уроку делами, так как этим нарушаются права других на получение необходимых знаний.

3. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен попросить разрешения педагога.

4. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.

5. Во время урока ученик вправе задавать вопросы учителю, если не понял материал во время объяснения.

6. На уроке учащиеся имеют право пользоваться школьным инвентарем, который они возвращают учителю после занятия. Относиться к нему надо бережно и аккуратно.

7. Ученик имеет право апелляции по поводу оценки, если он не согласен с ней.

8. Во время уроков учащиеся обязаны отключить и убрать в сумки мобильные телефоны, плееры и игровые устройства.

Поведение учащихся до начала, в перерывах и после окончания занятии

1. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:

Навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;

Выйти из класса, если попросит учитель;

Подчинятся требованиям дежурного учителя.

2. Время перемены - личное время каждого учащегося.

3. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

4. Во время перемен учащимся запрещается бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах не приспособленных для игр.

7. На переменах школьники могут обратиться к своему классному руководителю, дежурному учителю, администратору за помощью, если против них совершаются противоправные действия.

Поведение учащихся в столовой

1. Все классы обедают в соответствии с расписанием.

2. Во время еды в столовой учащимся надлежит придерживаться хороших манер и вести себя пристойно.

3. Учащиеся должны уважительно относиться к работникам столовой.

4. Разговаривать во время еды следует негромко, чтобы не беспокоить тех, кто ест по соседству.

5. Употреблять еду и напитки, приобретенные в столовой, разрешается только в столовой.

6. Учащиеся убирают посуду после принятия пищи.

7. Дежурный класс проверяет чистоту столовой на каждой перемене.

8. Учащиеся бережно относятся к имуществу школьной столовой.

Обязанности дежурного по классу

1. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по классу.

2. Дежурные помогают педагогу подготовить класс для следующего урока, производят посильную уборку классного помещения.

3. Во время перемены дежурный ученик (ученики) проветривает класс, помогает учителю развесить учебный материал для следующего урока, раздает тетради по просьбе учителя.

4. Дежурный обязан предоставить учителю список отсутствующих в начале урока.

Обязанности дежурного класса по школе

1. В дежурстве по школе принимают участие учащиеся с 7 по 9 класс.

2. Дежурные назначаются в соответствии с графиком дежурства по школе.

3. Дежурный класс по школе приходит в школу в 8.00.

4. Дежурный класс занимает свои посты до начала рабочего дня в школе после проведения инструктажа классным руководителем.

5. Дежурный класс помогает дежурному учителю следить за соблюдением дисциплины во время перемен.

6. Дежурный класс проверяет чистоту столовой на каждой перемене, в конце дня помогает работникам столовой подготовить столовую к влажной уборке.