История ургпу. Уральский государственный педагогический университет Уральский государственный педагогический университет кафедры педагогики

На основании Постановления Совета Министров СССР от 2 июня 1978 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбурге) был создан и 1 сентября 1979 года открыт первый в стране инженерно-педагогический институт для подготовки педагогических кадров системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Ректором назначен Блюхер Василий Васильевич, кандидат технических наук, профессор.

Подготовка инженеров-педагогов осуществлялась на машиностроительном и электроэнергетическом факультетах, в состав которых входили 12 кафедр, на которых обучались 300 студентов дневной формы.

Первый выпуск состоялся в 1984 году и было выпущено 232 специалиста, из которых 20 выпускников получили дипломы с отличием.

1985 год - ректором Свердловского инженерно - педагогического института назначен д-р хим. наук, проф. Ткаченко Е.В.

С самого начала им был взят курс на существенное развитие всех направлений деятельности института. В качестве магистральных направлений были определены открытие аспирантуры и диссертационного совета, повышение ведущей роли института в системе инженерно - педагогического образования (ИПО), координация научных исследований в сфере ИПО, развитие международной деятельности, компьютеризация учебного процесса.

1992 год - распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.92 № 2029 - р ректор Свердловского инженерно - педагогического института Е.В. Ткаченко назначен первым заместителем министра, а затем министром образования Российской Федерации.

Важную роль в развитии института и инженерно-педагогического образования страны сыграло совместное заседание коллегий Минобразования и Госпрофобра СССР в 1987 году. Институт был утвержден ведущим вузом страны в области инженерно педагогического образования. Была открыта специальность 030100 - Профессиональное обучение.

На базе института было создано учебно-методическое объединение с целью разработки учебных планов и программ, другой учебно-методической документации, обобщения и распространения передового опыта подготовки кадров по инженерно-педагогическим специальностям.

Институту были поручены координация научно-исследовательской работы в области инженерно-педагогического образования и обеспечение постоянного совершенствования и развития этого вида образования в стране.

С 1990 года Свердловский инженерно-педагогический институт постоянно входил в число пяти лучших педагогических вузов страны. 1992 год - и.о. ректора института назначен проректор по научной работе Г.М. Романцев.

В декабре 1993 года решением коллегий Госкомвуза и Минобразования России приказом Министра образования России был преобразован в Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ), а учебно-методическое объединение по инженерно-педагогическим специальностям было реорганизовано в учебно-методическое объединение высших и средних учебных заведений Российской Федерации по профессионально-педагогическому образованию (УМО по ППО).

1993 год - впервые на альтернативной основе из 5 кандидатур ректором вуза избран Г.М. Романцев.

В 2004 г. был юбилей - исполнилось 25 лет со дня создания Свердловского инженерно-педагогического института и 75 лет профессионально-педагогическому образованию на Урале.

За 25 лет вуз значительно вырос и повысил свой академический статус: 1979 г. - Свердловский инженерно-педагогический институт (СИПИ), 1993 г. - Уральский государственный профессионально-педагогический университет (УГППУ), 2001 г. - Российский государственный профессионально-педагогический университет (РГППУ).

В честь 25-летия РГППУ 6 сотрудников университета представлены к государственным наградам, 139 чел. отмечены наградами отраслевого, областного и городского уровня, 165 чел. награждены почетными грамотами РГППУ и 38 сотрудникам объявлена благодарность.

В дни юбилейных мероприятий университет поздравили первый Президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин; заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе В. Ф. Басаргин; начальник Управления учреждений образования Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации Е. Я. Бутко; губернатор Свердловской области Э. Э. Россель; председатель правительства Свердловской области А. П. Воробьев; Комитет по образованию и науке Государственной думы Российской Федерации; Палата представителей и Областная дума Законодательного собрания Свердловской области; ряд министерств и ведомств Свердловской области; администрации Екатеринбурга и Орджоникидзевского района; десятки предприятий, организаций, банков, учреждений; более сотни вузов, колледжей (техникумов) и училищ; выпускники университета и т. д.

Знаменательным событием стало открытие в главном корпусе университета компьютерного класса им. Б. Н. Ельцина на 12 терминалов, оснащенного подаренным первым Президентом России компьютерным оборудованием.

В 2004 г. завершены капитальный ремонт, реконструкция и оснащение современным оборудованием культурно-спортивного комплекса университета. Общая стоимость затраченных средств составила около 30 млн. р.

Университет - это более 17 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и слушателей, осваивающих образовательные программы высшего и послевузовского, среднего и дополнительного профессионального образования. В составе университета 10 институтов, факультет повышения квалификации, докторантура, аспирантура, 6 филиалов в городах Свердловской области и за ее пределами. В 2005 г. открыты: два новых отделения и две кафедры – звукорежиссуры, продюсерства кино и телевидения и музыкально-компьютерных технологий, Научно-исследовательский институт информатизации профессионального образования, а также новая кафедра – правового и документационного обеспечения управления - в составе Института педагогической юриспруденции.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года № 1053 - р принято решение о реорганизации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Российский государственный профессионально - педагогический университет" путём присоединения к нему в качестве обособленных структурных подразделений государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Екатеринбургский машиностроительный колледж и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования Екатеринбургский электромеханический колледж. Университет - это 10 институтов, 2 отделения, ФПК, докторантура, аспирантура, 2 колледжа, 8 филиалов, 18 представительств.

Учебно-методическое объединение по ППО под руководством РГППУ включает 212 учебных заведений: 126 вузов и 89 колледжей (техникумов).

К 2007 году РГППУ выпустил 25 тысяч студентов, структуру вуза пополнил Центр содействия трудоустройству выпускников (ЦСТВ), также в Первоуральске на базе Уральского трубного завода открылся восьмой филиал РГППУ (кроме того, у вуза есть 20 представительств).

В г. Брно (Чехия) в ходе IX Международного конкурса молодых дизайнеров и модельеров «Подиум-2007» коллекция, представленная студентками РГППУ, стала одной из лучших.

Приёмная кампания показала, что в РГППУ самый высокий конкурс на специальности «дизайн и интерьер» (14,8 человек), следом - «иностранный язык» (9,37).

В 2008 году начал работу Институт социологии и права, объединивший Институт социологии и Институт педагогической юриспруденции; на базе инженерно-педагогического института созданы Машиностроительный институт, включающий ЕМК, и Электроэнергетический институт, включающий ЕЭМК. Первого февраля 2008 г. открыта Школа Конфуция на основании меморандума, подписанного правительством КНР, Международным радио Китая и лабораторией исследования проблем межэтнических коммуникаций Уральского научно-образовательного центра РАО.

Успешно пройдена третья аттестация вуза.

По итогам совещания с представителями органов государственной власти, образования, промышленно-хозяйственного комплекса Свердловской области было подписано трёхстороннее соглашение о взаимодействии по проблемам подготовки квалифицированных кадров между Правительством Свердловской области, Свердловским областным союзом промышленников и предпринимателей и Российским государственным профессионально-педагогическим университетом.

РГППУ первым среди вузов города в 2009 г. получил статус автономного ОУ (распоряжение Правительства РФ от 16.11.2009 № 1732-р). К этому времени стены вуза покинули уже 30 тысяч выпускников. При поддержке Фонда Первого Президента России Б.Н. Ельцина оборудована современной мультимедийной техникой и открыта аудитория имени первого Президента России, а также
впервые состоялось вручение стипендии им. Б.Н. Ельцина.

Развитие отметившего 30-летний юбилей университета направлено на переход к двухуровневой системе высшего образования (бакалавр-магистр), создание высокотехнологичной базы для практики: в 2010 г. создан учебно-демонстрационный центр «Пумори-СИЗ», запущена система телекоммуникационного образования для студентов РГППУ, в научной библиотеке открыт медиазал, состоялась вторая международная конференция «Профессиональное образование специалистов ремесленного профиля». Согласно рейтингу РИА Новости и ГУ Высшая школа экономики РГППУ занимает первое место среди педагогических и технических вузов УрФО по показателю научной и публикационной активности.

Факультет кино и телевидения Института искусств РГППУ выпустил первых специалистов.

По результатам мониторинга российских государственных и вузов «Качество приёма в вузы 2011 : средние и минимальные баллы ЕГЭ по направлениям подготовки» РГППУ занял 1 место среди российских вузов, ведущих набор на направления в группе «Педагогическое образование». В структуре РГППУ 8 институтов, 1 отделение, 3 колледжа, 19 филиалов и представительств, также открыт образовательный центр безопасности дорожного движения «ЭлИн-Авто», оснащённый уникальным современным обучающим оборудованием. РГППУ выиграл наибольшее количество грантов Российского гуманитарного научного фонда среди организаций Свердловской области.

Университет закрепляется на флагманской позиции: занял 1-е место по популярности среди выпускников екатеринбургских школ 2012 года, получив 62% их голосов (опрос Всероссийского центра изучения общественного мнения); аккредитационной комиссией дано заключение о соответствии РГППУ требованиям, предъявляемым к современному высшему учебному заведению; возглавляемое вузом УМО по ППО отметило своё 25-летие. Создан Уральский центр тестирования по русскому языку как иностранному граждан зарубежных стран (приказ ректора № 394 от 31 июля 2012 г.), сертификаты которого признаны ALTE (Европейской ассоциацией по лингвистическому тестированию).

В 2013 году РГППУ вошёл в число вузов, которые Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства отобрал для организации обучения предпринимателей. Университет не только готовит профессионалов в девяти институтах, но и налаживает продуктивные контакты с работодателями: согласно всероссийскому рейтингу высших учебных заведений, демонстрирующему уровень работы служб содействия трудоустройству выпускников, университет занял третье место среди вузов Свердловской области. Ещё в процессе обучения студенты получают возможность попробовать свои силы, например, ССО «Энергетик» РГППУ принимает участие в строительстве новой электрической подстанции «Енисей» в г.Красноярске.

Весной 2013 г. в связи с истечением полномочий действующего ректора Г.М.Романцева подавляющим большинством голосов представителей трудового коллектива на должность ректора избран первый проректор РГППУ Дорожкин Евгений Михайлович.

Е.М.Дорожкин

Приказом Министерства образования и науки России от 28 августа 2013 г. № 1002 федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия» реорганизованы в форме присоединения НТГСПА к РГППУ в качестве обособленного структурного подразделения (филиала).

Юбилейный, 2014 год РГППУ отметил успешным прохождением мониторинга по оценке эффективности вузов России, осуществляемым Министерством образования и науки РФ, а также членством в Международной ассоциации профессионального образования и обучения (IVETA), деятельность которой направлена на улучшение и совершенствование высококачественного профессионального образования и подписанием договора о сетевом взаимодействии по вопросам подготовки кадров для экономики Республики Татарстан силами интегрированной базовой кафедры РГППУ, созданной при негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Университет управления «ТИСБИ» (г.Казань). Вуз занимает второе место в Свердловской области по числу обучающихся, которым назначена стипендия Губернатора Свердловской области (24 человека), кроме того с целью реализации программы развития студенческих объединений РГППУ выигран грант, так студенческий театр «Люди Т» получил 100 тыс.руб. на осуществление социального проекта.

В этом же году был объявлен конкурс, в результате которого был разработан и введён в использование фирменный знак РГППУ (логотип).
Главным вектором развития в следующем, 2015 году, стала международная деятельность вуза: РГППУ и Российско-Таджикский (славянский) университет подписали соглашение о сотрудничестве; в Русском центре Печского университета (Венгрия) были обсуждены планы совместных мероприятий, проектов и научных исследований; РГППУ вошёл в Ассоциацию высших учебных заведений Азербайджана и России; в ходе Международного форума-конференции, прошедшего в Шанхае (Китай) Школа Конфуция РГППУ была награждена как лучшая Школа Конфуция в мире.

В соответствии с новым уставом изменилось название вуза: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (РГППУ). Изменилась и структура: девять факультетов были объединены в три института (Институт инженерно-педагогического образования, Институт психолого-педагогического образования, Институт гуманитарного и социально-экономического образования). Родившееся на базе СИПИ-УГППУ-РГППУ Учебно-методическое объединение по ППО выросло до рамок Федерального УМО ВО «Профессиональное педагогическое образование», экспертный совет которого возглавил ректор РГППУ Евгений Михайлович Дорожкин.

Вторым по значимости вектором стало повышение уровня профессионализма студентов вуза: по результатам национального чемпионата мастерства по стандартам WorldSkills завоёвано два «золота», два «серебра» и «бронза»; двое учащихся стали лауреатами регионального этапа ежегодной премии «Студент года».

Работа в этих направлениях дала свои результаты. В 2016 году РГППУ был принят в состав консорциума Международной ассоциации профессионального дополнительного образования, а также получил два проекта в рамках программы Еrasmus+ «Развитие потенциала высшего образования» (партнёры – вузы Кипра, Мальты, Словакии, России и Узбекистана). Впервые в России на базе РГППУ стартовал проект, направленный на обмен опытом в области европейских практик обучения на рабочем месте (Work-Based Learning) в среднем профессиональном образовании.

Журнал «Образование и наука» был включён в European Reference Index for the Humanities and Social Sciences (ERIH PLUS), Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и средств массовой информации (Роскомнадзор) расширила территорию его распространения на зарубежные страны.

Высокую оценку работе университета дало Законодательное Собрание Свердловской области - Российский государственный профессионально-педагогический университет награждён почётным дипломом за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов (постановление от 29.06.2016 № 3031-ПЗС). В этом же году стены РГППУ покинул 50-тысячный выпускник.

Внеучебная деятельность студентов также дала положительные эффект. Студенческая газета «Профи» стала лауреатом XXIII Московского открытого фестиваля студенческого творчества «Фестос-2016». Студенты-волонтёры, участвуя в вузовских и международных проектах, добились высокой награды: состоялась церемония передачи СООО ветеранов и пенсионеров (приказ № 5 от 27.04.2016) на вечное хранение РГППУ копии знамени Победы.

Не успокаиваясь на достигнутом, РГППУ продолжает совершенствовать свою структуру в соответствии с требованиями времени. Открыт Научный центр РАО (НЦ РАО РГППУ), ориентированный на исследование проблем развития профессионально-педагогического и профессионального образования (на основании соглашения № 06–15/11 от 22.12.2016 о научном сотрудничестве с Российской академией образования). Колледжи (ЕМК и ЕЭМК), входящие в состав вуза, приказом ректора РГППУ от 30.03.2016 года № 223 объединены в Колледж электроэнергетики и машиностроения (КЭМ).

В следующем, 2017 году РГППУ становится экспериментальной площадкой Института развития образования Российской академии образования «Инновационные модели образовательных систем в условиях преемственности непрерывного образования», а на базе факультета повышения квалификации и отдела развития информационных сетей и технического сопровождения создаётся Институт непрерывного образования (ИНО). Согласно результатам масштабного исследования научной продуктивности университетов, проведённого аналитическим центром «Эксперт», РГППУ входит в число 15 лучших вузов России в области социальных наук. РГППУ становится проводником миссии расширения социальной вовлеченности (social engagement) университетов: представитель вуза стал участником семинара экспертов по реформе высшего образования «Университеты и социальная вовлеченность», прошедшего в университете Никосии (Республика Кипр).

Гармонично развиваются и гуманитарные, и технические направления. На площадке «Ельцин Центра» совместно с Министерством общего и профессионального образования Свердловской области университет провёл первую областную конференцию по развитию профессиональных компетенций «WorldSkills of RSVPU», а Нижнетагильский филиал РГППУ (НТГСПИ) стал площадкой для первого национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы (Worldskills Russia)» по компетенциям «учитель технологии» и «учитель основной и средней школы». Проект «Новые ремесленники России: возрождение социального слоя ремесленников-предпринимателей» получил поддержку и включён в портфель проектов Научного центра РАО на базе РГППУ.

В целях развития сотрудничества с организациями высшего образования Казахстана, Киргизии, Таджикистана и других стран РГППУ провёл международную онлайн-конференцию «Языковое образование как основа формирования готовности выпускников вуза к межкультурной коммуникации».

С такими результатами вуз подошёл к очередным выборам ректора, объявленным на внеочередном заседании учёного совета РГППУ.

Знаковый для вуза 2018 год был наполнен важными событиями. Коллектив РГППУ проголосовал за переизбрание на должность ректора Евгения Михайловича Дорожкина. Успешно пройдена аккредитационная экспертиза по основным образовательным программам, реализуемым в университете и в его филиале в Нижнем Тагиле.

Выросла популярность РГППУ среди абитуриентов: университет вошёл в топ-5 педагогических вузов России по результатам мониторинга качества приёма в вузы за 2018 и 2017 г. Этому способствовало и то, что по числу губернаторских стипендиатов университет занял второе место в городе, уступив лишь УрФУ. И то, что победа в конкурсе и наличие федеральной грантовой поддержки позволили студентам масштабно реализовать проекты WorldSkills of RSVPU, «Имена Героев», провести всероссийский семинар для организаторов школ студенческого актива и МедиаШколу РГППУ. Репутацию вуза укрепляло и то, что уровень подготовки обеспечивал студентам участие в международных событиях в Екатеринбурге в качестве переводчиков, в частности, в Чемпионате мира по футболу.

РГППУ продолжал работу по углублению интеграции вуза в экономическую и социальную структуру РФ, начав реализацию программы целевой подготовки педагогического персонала для предприятий региона. Дипломы магистров вручены преподавателям образовательного центра группы предприятий Челябинского трубопрокатного завода (ЧТПЗ), участвующим в корпоративной образовательной программе «Будущее белой металлургии».

Успехи команды учёных вуза, задействованных в международном проекте «RU Ecvet», привели к открытию в Институте непрерывного образования РГППУ Национального тренингового центра «ECVET РГППУ». Университет включился в эксперимент по реализации концепции экспорта российского образования в части профессионального образования и обучения.

Состоялось множество событий, посвящённых подготовке к 40-летию СИПИ-УГППУ-РГППУ.

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter

О ВУЗе

Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ) основан в 1930 году. Это один из старейших вузов Урала.

УрГПУ является одним из 100 ведущих педагогических вузов Российской Федерации, лучшим педагогическим вузом Уральского федерального округа. В настоящее время УрГПУ – основной поставщик педагогических кадров для Свердловской области, а по отдельным педагогическим специальностям – и для Уральского региона.
Уральский государственный педагогический университет – центр науки, образования и культуры, ведущий фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру психолого-педагогических, гуманитарных, естественнонаучных направлений науки

За свою многолетнюю историю УрГПУ подготовил свыше 100 тысяч специалистов высшей квалификации. В числе его выпускников и сегодняшних студентов? герои России, победители ежегодных российских и региональных конкурсов «Учитель года», общественные деятели, мастера спорта международного класса, заслуженные мастера спорта, чемпионы мира и Европы, Олимпийских игр, солисты ведущих театров России, руководители и активные деятели общественных организаций и объединений.

Уральский государственный педагогический университет – центр науки, образования и культуры, ведущий фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру психолого-педагогических, гуманитарных, естественнонаучных направлений науки. Обучение в университете ведется на всех ступенях высшего профессионального образования (бакалавриат, специалитет), послевузовского профессионального (магистратура, аспирантура) и дополнительного образования. УрГПУ осуществляет многоплановое научное и учебно-методическое сотрудничество по организации академических обменов, проведению совместных научных исследований и публикации их результатов, обмену опытом в организации учебного процесса, написанию и изданию учебных пособий, организации и участию в международных конференциях, семинарах, выставках.

В университете работают свыше 100 докторов наук и профессоров, около 500 кандидатов наук и доцентов, многие из них являются действительными членами и членами-корреспондентами государственных и общественных академий наукМиссия УрГПУ – воспитание и развитие социально и профессионально компетентной личности, подготовка творчески мыслящих специалистов, способных пополнить и повысить интеллектуальный потенциал России на основе оптимального сочетания фундаментального университетского образования и практикоориентированной профильной подготовки с учетом требований времени.

Образовательный процесс, научно-исследовательская и инновационная деятельность, воспитательная работа обеспечиваются в УрГПУ коллективом высококвалифицированных преподавателей.

В университете работают свыше 100 докторов наук и профессоров, около 500 кандидатов наук и доцентов, многие из них являются действительными членами и членами-корреспондентами государственных и общественных академий наук: Российской академии наук, Российской академии естественных наук, Международной академии педагогических наук, Академии информатизации образования, Академии социальных наук, Международной академии наук педагогического образования, Нью-Йоркской академии наук, Академии военно-исторических наук, Российской экологической академии, Уральского отделения Российского общества психолингвистов и др.

В университете сложились и успешно функционируют более 15 научных школ, получивших известность не только российского, но и мирового уровня. Большим авторитетом в научных кругах пользуются школы А. С. Белкина, Н. Л. Лейдермана, П. С. Попеля, Л. Я. Рубиной, Т. Н. Шамало и др.

В УрГПУ действуют различные студенческие объединения: органы студенческого самоуправления (профсоюзная организация обучающихся УрГПУ, студенческий совет вуза и студенческие советы общежитий), студенческие отряды, творческие коллективыСоставной частью подготовки специалистов в университете является студенческая научно-исследовательская работа. Ежегодно студенты УрГПУ становятся победителями и призерами научных конференций, олимпиад и конкурсов международного, всероссийского и регионального уровня. Более 50 студентов вуза являются стипендиатами Президента РФ, Правительства РФ, Губернатора Свердловской области, а также Ученого совета УрГПУ.

С 2007 года Уральском государственном педагогическом университете реализует целевую университетскую программу «Подготовка студентов к инновационной деятельности», интенсивно готовит работников и руководителей образовательных учреждений Свердловской области к внедрению инновационных технологий.

Действующая в УрГПУ система управления качеством соответствует требованиям международного стандарта ИСО-9001:2000, что подтверждается сертификатами соответствия, выданными четырем учебным подразделениям вуза: Институту социального образования, Институту специального образования, факультету психологии, факультету менеджмента, повышения квалификации и переподготовки кадров. Сертификацию осуществляли известные международные сертификационные центры Cro Cert (Хорватия) и TUV-NORD CERT GmbH (г. Эссен, Германия).

В настоящее время УрГПУ – основной поставщик педагогических кадров для Свердловской области, а по отдельным педагогическим специальностям – и для Уральского региона.В УрГПУ действуют различные студенческие объединения: органы студенческого самоуправления (профсоюзная организация обучающихся УрГПУ, студенческий совет вуза и студенческие советы общежитий), студенческие отряды, творческие коллективы: Студия современного танца, Эстрадная студия, Театр мод, Школа брейк-данса, Студия рок-групп и многие другие.

Уральский государственный педагогический университет активно расширяет контакты с зарубежными вузами, международными организациями и фондами, участвует в крупных международных проектах и образовательных программах, сотрудничает с вузами США, Франции, Германии, Израиля, Италии и Японии.

Я окончила Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ), путь к которому оказался не очень легок. Много лет потратила на другое обучение, которое нужно было не мне, а моим родителям. Да и этот вуз стал, скорее всего, переходным этапом для дальнейшего достижения своей цели.

Крах первой надежды

Я с детства мечтала быть врачом, т.к. часто болела и видела этих специалистов и в больнице, и дома. Я ставила куклам уколы, все мои и соседские плюшевые медведи всегда были в зеленке, а арсенал игрушек состоял из медицинских принадлежностей: шпатели, шприцы, термометры. Но когда настало время определиться с профессией, мои родители сказали категорическое «нет», не позволив мне даже закончить старшие классы школы и указав направление обучения – политехнический техникум. Сходив на день открытых дверей в это учреждение, я тоже в ответ сказала категорическое «нет». Далее они выбрали другую тактику: соблазнения и уговоров, и я не заметила, как оказалась в радиотехническом техникуме Свердловска, ныне Екатеринбурга, (Свердловский радиотехнический техникум им. А.С.Попова, ныне Уральский радиотехнический колледж им. А.С. Попова), где осваивала непонятную мне профессию «гироскопические приборы и устройства».

Попытки сопротивления обучению

Мое сопротивление в виде двоек и пропусков занятий было быстро устранено усилиями родителей и педагогов, т.к. я изначально была старательной ученицей и до этого училась почти на одни пятерки. Единственное, что меня удерживало в этом учреждении, это мой парень, который пожертвовав своим стремлением учиться в автомобильном техникуме, поступил со мной на эту непонятную специальность. Он заражал меня своим интересом к технике, к электронике. Ребята в группе мне тоже понравились, но я по-прежнему часто болела (теперь это мне было на руку, я могла не посещать учебу), и не могла вместе с ними поехать в колхоз «на картошку» или пойти в поход. Не дожидаясь окончания учебы, которая длилась долгие 4 года, я вышла замуж. Это была первая свадьба в нашей группе, поэтому праздновали по молодежному, с большим размахом, с розыгрышами, поздравлениями. Учеба стала восприниматься как нечто второстепенное. Диплом мне помогли написать мой муж с его другом, а я только, при защите дипломного проекта, нажимала кнопочки, демонстрируя качество работы гирокомпаса.

Реализация потребности в гуманитарном образовании

Последующие пять лет мы с мужем жили в Пензе, где он служил, а я пыталась реализоваться в качестве жены, матери, воспитателя в детском саду. Моя работа по прежней специальности стала невозможной, и я все чаще возвращалась к мыслям получить гуманитарное образование. Работая в садиках, как в Пензе, так и в Свердловске, я поняла, что без образования, лучше вообще там не работать. Я не знала, как проводить с детьми занятия, как научиться понимать детей. Я высказывала много идей по организации работы с дошколятами, в результате чего заведующая в садике начала на меня сердиться: «Садись на мое место и управляй!». Я подумала, а почему бы и нет.

Поступление в педагогический институт (ныне УрГПУ)

В 1989 году это, действительно, был только институт, где готовили учителей, воспитателей, преподавателей. Я решила поступать на отделение ПиМНО (Педагогики и методики начального образования). Но с ужасом узнала, что вступительные экзамены включают как обязательную дисциплину – биологию, которую в техникуме не преподавали и мои знания остановились на уровне ботаники и анатомии человека. Да и было это более 15-ти лет назад, т.е. мне самостоятельно придется изучить весь курс. Оставался месяц до экзамена, и я усиленно начала штудировать учебники по биологии, анатомии, ботанике. Формулы химических составов веществ давались с трудом: я шла на работу и про себя проговаривала эти непроизносимые названия, их состав, формулы.


Экзамен по биологии

Именно этот экзамен мне запомнился больше всего. Я помню свой шок, когда увидела вопрос о составе и структуре кожи, ее функциях. Кажется, что тут не знать, но, вдруг я поняла, что ничего не знаю по этому вопросу. Я рисовала всплывающие в голове рисунки строения кожи, которые видела в учебнике, но больше ничего не приходило в голову.

Я удивлялась, что помню страницу в учебнике, номер параграфа, иллюстрацию и даже свое действие – переворачивание страницы с четким мысленным комментарием – это ерунда, потом прочитаю. Я видела, как расположен текст в учебнике, но что в нем написано? И вдруг я вспомнила преподавателя электроники из техникума, который на своих занятиях любил рассказывать смешные истории. Вспомнились его анекдоты про нестиранные носки, которые могли стоять и его дальнейшие рассуждения по поводу их стирки, желательно без мыла и необходимости тщательного полоскания, чтобы кожа ног дышала. Я насобирала кучу фактов из жизни о качестве стирки белья, об ухаживании за кожей, о кремах, о погружении тела в воду и возможности тела получать кислород из воды с помощью «дырочек» на коже. Все это я рассказала экзаменаторам и приложила рисунок структуры кожи, объяснить который научно не смогла бы. Меня похвалили за богатый жизненный опыт и спросили «А все-таки, какова структура кожи?». Все! Я опять в ужасе, что нужны конкретные знания и прокомментировала свой рисунок, но не полностью. Экзаменатор поправила меня, на что я парировала, что так и изображено на рисунке. Там, действительно, было нарисовано мной три слоя кожи, а не два, как я рассказывала. Поправка была принята, т.к. была зафиксирована документально на бланке с печатью.


Я получила отметку «отлично», но не предполагала, что для такого вопроса мне придется задействовать такие глубокие и забытые тайники моей памяти. Видимо, очень уж хотелось поступить в вуз (а потом стать заведующей детским садом)!

Процесс обучения в УрГПУ

Я поступила учиться в возрасте 29 лет, имея детей-школьников и работу в детском саду в качестве воспитателя. Я училась заочно, выходя на сессии 2 раза в год и посещая вечерние занятия по вторникам в межсессионный период. Одновременно, я работала с детьми на группе, получая ставку воспитателя 100 рублей, и успевала подрабатывать еще дополнительно на других группах, когда не хватало педагогов, увеличивая свой заработок до 120-130 рублей в месяц. Это было не очень много, но мне нравилось работать, и я окончательно приняла решение остаться в этой структуре.

Больше всего мне понравился предмет психологии, который вела молоденькая преподавательница. Удивляли ее знания, опыт. Сам предмет казался каким-то чудом, с помощью которого можно познавать человека, планировать занятия с учетом знаний об индивидуальных особенностях человека, подбирать кадры для работы. Когда предложили нам пополнить свои знания по психологии за счет дополнительных занятий по 6-ти предметам, я согласилась и в результате получила удостоверение на право вести практическую психологическую работу с детьми.

Как ни странно, я ни разу не болела за 5 лет обучения, не пропустила ни одного занятия.

Вуз как начало последующих этапов обучения

Занятия психологией привели меня в последствии в специализированное обучение психоанализу. С помощью психологии я смогла немного приблизиться к детской мечте стать врачом, т.к. многие болезни, как оказалось, носят психосоматический характер и могут быть излечены с помощью психотерапии.

Именно в педагогическом вузе мне встретился очень требовательный и в то же время очень внимательный к студентам профессор психологии Яковлев Василий Иванович, под руководством которого я написала вначале курсовую работу по психогигиене, а затем и дипломную работу по предупреждению тревожных состояний у дошкольников. С его подачи, эта работа стала основой для кандидатской диссертации. Диссертация была написана в течение года, когда я одновременно сдавала кандидатский минимум. Второй мой научный руководитель – Белкин Август Соломонович – профессор, доктор наук, академик, помог сделать эту работу пригодной для практического использования в детских садах. Т.о., через год после окончания института, я вернулась в него, чтобы защитить диссертацию и остаться там работать в качестве преподавателя.

Профессиональное становление

Еще в процессе обучения я передумала быть заведующей детским садом. Мне захотелось внести изменения в систему образования на более глобальном уровне, поэтому на последнем курсе обучения я ушла с должности методиста, которым уже работала 2 года на должность специалиста по работе с дошкольными учреждениями (тогда – инспектор) в районный отдел образования. Но мне не понравилась «бумажная» работа, поэтому, получив предложение перейти на работу вуз, я не задумываясь, согласилась. Меня удивил график работы – много свободного времени, которое постепенно заполнила обучением психоанализу и практической работой с детьми и родителями. На протяжении 15 лет работы в вузе, я получила звание доцента, должность профессора, продвигалась к защите докторской диссертации, прошла предзащиту и… внезапно заболела, да так тяжело, что уже не смогла выйти на работу в вуз. Мои знания как психолога подсказывали мне, что это не случайность, и ушла из вуза в один день, уволившись и продолжая работу с детьми как психолог-психоаналитик. Тем более, что и заработок мой, в основном, был результатом психологической, а не педагогической работы. Так, например, ставка профессора составляет в нашем вузе 13 тысяч рублей.