Как сделать урок интересным. Молодому учителю. Первый урок: как справиться с волнением? Оптимальные условия обучения

Новые времена ставят новые вопросы. Меняется общество - меняется отношение к изучаемым предметам. История в этом плане наиболее подвержена изменениям. Возрос объем изучаемой информации, расширилась источниковедческая база, в учебниках появились разные точки зрения на одни и те же события. В связи с этим возник закономерный вопрос, способен ли ребенок запомнить и усвоить весь этот объем информации? Сегодня учителя и методисты ищут пути, которые способствовали бы повышению эффективности обучения.

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. Можно ли избежать общей тенденции рассматривать преподавание истории как поглощение определенной суммы знаний? Как с помощью истории развить личность ученика, его творческое мышление, умение критически анализировать прошлое и настоящее, делать собственные выводы?

По всей видимости, основной целью преподавания истории в школе является саморазвитие школьника как личности, как культурно-исторического субъекта. История должна ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, показывая сложность и неоднозначность оценок исторического события. Ученики должны получить право на субъективность и пристрастность суждений, на обоснование своих решений нравственных проблем истории.

История - один из важнейших, стержневых гуманитарных предметов в школе, где формируются необходимые школьнику интеллектуальные умения. Чтобы написать реферат, скачать презентацию по истории или сделать доклад на заданную тему, надо научиться работать с любым текстом, уметь выбирать из него главное, выделять основную мысль, сопоставлять тексты, анализировать.

Всегда ли ученику интересно работать с учебником? Наверное, нет. Это зависит и от интереса к предмету, и от умения работать с книгой экономично и эффективно по результату. Вместе с тем следует помнить, что урок истории - один из немногих, где ученики приобретают навыки общения, где легко возникает атмосфера творчества, где можно организовать обсуждение прочитанного, познавательные игры, решение проблемных задач.

Учеников надо также научить слушать друг друга, задавать и отвечать на вопросы. Вряд ли здесь уместно применять одну-единственную технологию, только работать с источником или решать задачи. Нельзя забывать и о живом слове учителя, о его эмоциональном, ярком рассказе, который вызовет интерес к той или иной теме, проблеме. Современное обучение обязательно должно быть построено на интересе, с учетом психологических особенностей детей.

Все мы знаем, что есть дети, которым трудно даются устные выступления перед классом. А другие, наоборот, никогда не закрывают рта, чем порой очень сильно мешают учителю, потому что отвлекают все внимание только на себя. А есть еще и такие, которые давно уже прочитали весь учебник, с удовольствием читают дополнительную литературу и имеют устойчивый познавательный интерес.

Учитывая это, при изучении нового материала можно применить такую форму групповой работы, которая даст возможность дифференцированно подойти к каждому ребенку с учетом психологических особенностей и индивидуализации обучения.

Учащиеся делятся на три группы. Первая группа - редакторы . Они составляют краткие фактические статьи для энциклопедического словаря Им надо восстановить логику событий, используя только учебник. Для этой категории учащихся главными будут письменные задания.

Вторая группа - журналисты . Они будут создавать яркие образы событий, рассказывать о личностях. Как правило, они редко довольствуются одним учебником, у них возникает желание узнать как можно больше. В их работе будут преобладать устные ответы.

Третья группа - ученые-историки . Им предстоит объяснять наиболее трудные и спорные вопросы темы, термины, понятия. На них возложена обязанность подготовки диспута, «круглого стола» по заданной теме. Без дополнительной литературы этой группе никак не обойтись.

Интерес - это отношение ребенка к предмету, это проявление познавательных, мыслительных действий. Эти действия имеют эмоциональную окраску, которая выражена тем ярче и положительнее, чем успешнее идет познавательная деятельность.

Так, например, дети V - VI классов любят, когда на уроке присутствуют игровые моменты, эмоциональный рассказ учителя, ситуации воспринимаются через собственное «я» (например, «я в гостях у кого-то», «я у кого-то беру интервью» и т.п.).

Активизации мыслительной деятельности ученика будут способствовать такие приемы, как:

- игра вопрос-ответ (вопросы задаются друг другу по цепочке). Это проверка домашнего материала силами самих детей. Чтобы задать вопрос, надо хорошо знать прочитанное, уметь четко, понятно сформулировать свою мысль, отвечать логично;

- составление различных вариантов проверочных тестов по пройденной теме . Дети обращаются к тексту учебника, учатся выбирать главное и формулировать свои мысли;

- написание краткой статьи для энциклопедии, отбор основных событий, дат, личностей, суждений . Это один из приемов, который позволяет формировать умение самостоятельно написать статью, доклад, реферат;

- использование данных преподавателем слов для составления рассказа ;

- выделение в пройденной теме ключевых слов .

Варианты групповой работы на уроке:

- восстановление цепочки событий (один из учеников начинает рассказ, другой продолжает);

- текст с ошибками (формирует умение слушать и слышать);

Аукцион имен (определить, какое событие связано с историческим деятелем);

- рассказ о событии по иллюстрации .

Рассмотрим в качестве примера некоторые задания, используемые мною на итоговом занятии по теме «Раннее средневековье» (VI класс). Форма работы – групповая.

I. Используя данные преподавателем слова, составить рассказ.

1. Великое переселение народов (задание для первой группы): Цезарь, легионы, Герма-ния, лимес, гунны, вестготы, раздел Римской империи, битва при Адрианополе, Аларих, Гонорий, 410 г, Аттила, битва на Каталаунских полях, вандалы, Ромул Августул, 476 г, лангобарды, франки.

2. Франкское королевство (задание для второй группы): Галлия, франки, Хлодвиг, Су-ассонская чаша, майордом, обычное право, Салическая правда.

3. Империя Карла Великого (задание для третьей группы): Каролинги, Карл Мартелл, битва при Пуатье, бенефиций, Карл Великий, походы, император, империя, управление, дворцовая Академия, Алкуин, Каролингское возрождение.

Каждая группа рецензирует ответ предыдущей, учитывая правильное употребление терминов и понятий, логику событий, форму изложения.

II. Викторина.

А «О чем говорят при дворе Карла Великого».

1. В чем был смысл военной реформы Карла Мартелла?

2. Почему Карл Великий провозгласил себя императором?

3. Почему у государства Карла Великого не было постоянной столицы?

4. Какие народы входили в состав империи Карла Великого?

5. Что такое Каролингское возрождение?

6. Как звали ближайшего советника Карла Великого? Какую роль он сыграл при дворе?

7. Когда и почему распалась империя Карла Великого?

8. С какими угрозами столкнулось европейское общество в IХ-Х вв.?

9. Каким образом можно было противостоять новым опасностям?

10. Предположите, как внешние и внутренние угрозы изменят облик Европы.

Б. «О чем рассказала Шахерезада».

1. Как называется полуостров, являющийся родиной арабов?

2. Как называется главное святилище мусульман?

3. Как назывался высший чиновник, помогавший халифу в управлении государством?

4. Как называется искусство красивого и изящного письма?

5. Назовите основные религиозные предписания ислама.

6. Что такое мечеть, медресе?

7. Почему каллиграфия стала главным искусством мусульман?

8. Какие обязанности и запреты возложил ислам на мусульманина?

9. Какие научные открытия были сделаны на арабо-мусульманском Востоке?

10. Почему у арабов не получили развитие скульптура и живопись?

III. Индивидуальные, дифференцированные задания.

А. Согласны ли Вы с данными утверждениями?

1. IV-VII вв. - время Великого переселения народов.

2. Государство Хлодвига опиралось на четкий свод законов.

3. Верденский договор был подписан в ХII в.

4. При дворе Карла Великого возникло общество для научных знаний - Академия.

5. Самое крупное расширение границ Византийской империи было при императоре Василии II.

6. Время Карла Великого, когда начался подъем культуры, называют ранним Возрождением.

7. Великий ученый Ибн-Сина знаменит своими открытиями в области математики.

8. В юности Мухаммед был земледельцем.

9. Столицей халифата стал город Дамаск

Б. Составьте смысловые пары слов.

Первая группа слов: Хлодвиг, Карл Map-mew, Карл Великий, Юстиниан, Мухаммед, мечеть.

Вторая группа слов: Алкуин, Суассонская чаша, арабески, Медина, Святая София, битва при Пуатье.

В. Составьте тесты по истории раннего средневековья:

1) на хронологию событий;

2) на соотнесение даты и события;

3) на соотнесение личности и события;

4) на установление логической последовательности событий.

Г. Сравните королевство франков при Хлодвиге и империю Карла Великого:

Какой территорией владели;

Как было организовано управление государством;

Какие были законы.

Назовите принципиальные отличия империи от королевства.

IV. Вопросы для письменного ответа,

Что общего и в чем различия в образовании государства у франков и у арабов?

Какую роль играла религия в жизни франков, византийцев и арабов?

Что общего в причинах распада империи Карла Великого и Арабского халифата?

V. Творческие задания.

А. Составьте рассказ:

«Карл Великий глазами придворного биографа»;

«Один день при дворе халифа»;

«Византия глазами иностранцев».

Б. Напишите маленькое сочинение от лица путешественника «Что я увидел в Багдаде».

В. Составьте статью для энциклопедического словаря по теме.

«У истоков средневековой Европы».

«Тысяча лет Византийской империи».

«Новая вера арабов».

На уроках, как известно, весьма эффективно использование методов интерактивного обучения Основными среди них являются учебно-ролевые игры, дискуссии, совместное решение творческих задач. Психологическая причина активизации познавательной деятельности учащихся при интерактивных методах заложена в своеобразии учебной обстановки, в совместной деятельности учеников и учителя. Ниже приведена авторская разработка учебно-ролевой игры «Рыцарский турнир» (VI класс).

Цель: обобщение, повторение и закрепление знаний через погружение в эпоху в форме ролевой игры.

Действующие лица: король, королева, епископ, герольд, рыцари, прекрасные дамы.

Организационный момент желательно, чтобы все действующие лица игры сделали хотя бы один элемент средневекового костюма. «Рыцари» делают доспехи, щит с гербом, шлем, копье, кольчугу, меч, составляют свою родословную, «прекрасные дамы» изготавливают элемент головного убора или платья.

Ход игры

Король рассказывает о турнире, который должен сегодня состояться, приветствует рыцарей и прекрасных дам.

Король также рассказывает о своем замке, опираясь на соответствующий отрывок из романа В. Скотта «Квентин Дорвард»:

«Замок был обнесен тройной зубчатой стеной с укрепленными башнями по всей ее длине и по углам. Вторая стена была немного выше первой, а третья, внутренняя, выше второй, так что с внутренних стен можно было оборонять наружные, если неприятель завладел ими. Вокруг первой стены шел ров в двадцать футов глубиной, наполнявшийся при помощи шлюзов водой Точно такие же глубокие рвы гили и вокруг двух внутренних стен. Как внутренние, так и наружные берега этого тройного ряда рвов были обнесены частоколом из толстых железных прутьев, расщепленных на концах в острые зубья, которые торчали во все стороны и делали эти рвы совершенно неприступными; попытка перелезть через них была бы равносильна самоубийству.

В центре этого тройного кольца стен стоял сам замок, представлявший собой тесную группу зданий, окружавших древнейшую из этих построек - старинную мрачную башню (донжон).

В эту неприступную твердыню вел единственный вход - ворота, пробитые в первой наружной стене, с двумя высокими башнями по бокам, с опускавшейся решеткой и подъемным мостом. Такие же точно ворота с башнями были и в двух внутренних стенах. Для того чтобы проникнуть во внутренний двор, где стоял замок, надо было миновать два опасных узких прохода, обстреливаемых с двух сторон, и завладеть тремя сильно укрепленными и тщательно оберегаемыми воротами».

Королева представляет прекрасных дам, знакомит собравшихся с герольдами, рассказывает о посвящении в герольды.

Герольд в переводе с немецкого означает глашатай. Они следили за правильностью составления герба, поддерживали порядок на турнире, проверяли родословную участников турнира. Стать герольдом было непросто. Долгих семь лет надо было прослужить в помощниках, прежде чем заслужишь право на посвящение в герольды. Во время посвящения на голову кандидата выливали кубок вина, он приносил присягу и становился герольдом.

Король и королева рассказывают также о том, какой пир ждет победителей после турнира. Можно воспользоваться описанием пира в книге К.А. Иванова «Многоликое средневековье»:

«Загремели рога, призывают к парадному обеду. Все блестящее общество направляется к громадному столу, скрытому узорной белой скатертью. Бросая беглый взор на сервировку стола, мы с некоторым изумлением замечаем отсутствие предмета, по нашим понятиям, безусловно необходимого, - вилок. Последние стали входить в употребление только с самого конца ХIII века. Каждый прибор состоит из ножа, ложки и серебряного, кое-где и золотого, кубка. Есть кубки на две персоны. Для каждого присутствующего у его прибора заблаговременно положены на столе белые хлебы. Кроме того, на столе расставлены большие металлические кубки с вином, чаши с крышками и без крышек, солонки, соусники. Только расселись за столом гости нашего барона - в залу вошли прислужники; в их руках - кувшины с водой, на шеи накинуты полотенца. Умывание рук перед обедом при отсутствии вилок имеет, конечно, особенное знамение. Что касается самих кушаний, необходимо отметить, что в то время ни супа, ни бульона не существовало, начинали прямо с мяса. Сегодня на первое блюдо разносится жареный олень; он разрезан на куски и сильно приправлен горячим перцовым соусом. Второе блюдо также сытно, как и первое,- это жареный кабан под тем же соусом. За ним внесены жареные павлины и лебеди. В то время как одни прислужники и оруженосцы разносят кушанья, другие обходят стол с кувшинами и наливают в кубки вина. Потом подаются зайца и кролики, всевозможные птицы, пироги с мясной начинкой и рыба. Вот принесены яблоки, гранаты, финики.

Любопытны некоторые наставления для гостей, гости должны быть скромны и довольны тем, что им предложено; они не должны есть двумя руками; не следует ни пить, ни говорить с набитым ртом; не обращайся к соседу с просьбой об одолжении кубка, если видишь, что сам он еще не допил его».

Епископ говорит о союзе короля с церковью, об обряде посвящения в рыцари. Король опоясывает одного рыцаря мечом и ударяет его ладонью по затылку.

Герольды рассказывают о правилах турнира. Каждый рыцарь должен иметь хорошее вооружение: доспехи, кольчугу, латы, шлем с забралом, меч, копье. У каждого рыцаря на щите изображен герб - его отличительный знак. Кратко герольды рассказывают о правилах составления гербов, девизах на них.

Правила турнира: пять рыцарей-зачинщиков вызывают на бой всех желающих. Каждый рыцарь из числа участников имеет право выбрать себе противника из числа зачинщиков. Для этого он должен прикоснуться копьем к его щиту. Прикосновение тупым концом означает, что рыцарь желает состязаться тупым оружием. Если рыцарь прикоснулся к щиту острием копья, это значит, что он желает биться насмерть.

Герольды заканчивают чтение правил возгласами: Щедрость, щедрость, доблестные рыцари. Мы ведем летопись турниров, и вы не должны жалеть денег для историков своих подвигов. Затем герольды читают родословные рыцарей и просят каждого из них рассказать о своем гербе.

Рыцари демонстрируют свое искусство боя, сражаются друг с другом на мечах.

Герольды объявляют первых победителей турнира на основании поединка. Затем каждый рыцарь рассказывает о своем гербе. Оставшиеся после поединка рыцари должны ответить на вопросы, которые им задают король, королева, прекрасные дамы.

Дамы, в свою очередь, рассказывают о своих нарядах, читают подготовленные заранее дома наставления юному рыцарю, рассказывают о рыцаре-изменнике и о кодексе рыцарской чести. Оцениваются костюм, артистизм и манера рассказа.

В процессе подготовки учащиеся могут использовать два отрывка, которые приведены ниже.

НАСТАВЛЕНИЕ НОВОМУ РЫЦАРЮ

Они обязаны служить своему законному государю и защищать его и свое отечество.

Щит их да будет прибежищем слабого и угнетенного, мужество их да поддерживает везде и во всем правое дело того, кто к ним обратится.

Да не обидят они никогда никого и да убоятся более всего оскорблять злословием дружбу, непорочность, отсутствующих, скорбящих и бедных.

Жажда прибыли или благодарности, любовь к почестям, гордость и мщение да не руководят их поступками. Но да будут они везде и во всем вдохновляемы честью и правдой.

Да не вступают они в неравный бой: несколько против одного, и да избегают они всякого обмана и лжи».

Ж. Руа. «История рыцарства»

РЫЦАРЬ-ИЗМЕННИК

«На возведенном в центре площади помосте стоял "король гербов". Он был облачен в пышное церемониальное одеяние, представлявшее собой полный герб королевства. Гербовые поля благородных цветов с расположенными на них геральдическими фигурами равномерно скрывали одеяние "короля гербов", заполняя широкие, до локтя рукава, повторяясь и спереди и сзади. Он стоял прямо и достойно, как живое воплощение величия и чести королевства.

Рядом с ним на эшафоте стоял облаченный в полные боевые доспехи осужденный рыцарь. Перед ним на столе был закреплен в перевернутом виде щит с его родовым гербам.

Все стихло, и "король гербов" начал оглашение приговора. Оно длилось долго.

Двуличный, злой, неверный рыцарь, клятвопреступник и лжец, и в знак сего его гербы перевернуты верхом вниз. И он, и его потомки, навеки, - звучал голос герольда.

Хор запел псалмы. Когда отзвучал первый псалом, герольд снял с головы осужденного шлем и возгласил

Сие есть шлем предателя-рыцаря!

По толпе пронесся вздох. После второго псалма герольд освободил осужденного от меча, затем последовали пояс, шпоры. Хор отпевал осужденного, герольд провозглашал:

Сие есть меч предателя. Сие шпоры.

И с каждым псалмом герольд снимал с осужденного еще одну часть доспеха, позоря его.

Наконец очередь дошла до гербового шита, но не того, который висел на столбе перевернутым, а того, что был при доспехе рыцаря Звенящая тишина повисла над площадью. И в этой тишине герольд разбил молотом щит на три части.

Когда отзвучал последний псалом, осужденному облили голову теплой водой. Молчащего и обессиленного, его понесли в ближайшую церковь слушать заупокойную службу по себе самом. После того он будет предан королевскому судье, затем отдан в руки палача, который приведет смертный приговор в исполнение.

А по улицам города суровые герольды во всеуслышание объявляли о том, что потомки утратившего честь рыцаря отныне утратили право зваться благородными людьми, носить гербы и участвовать в турнирах. И сами его гербы будут неизвестны потомкам, как неизвестно то, чего никогда не было.

Итак, изменнику предстояло умереть как простолюдину. На его погребение не поведут покрытого гербовой попоной коня, не понесут шлема, увенчанного шлемовой эмблемой, меча с гравированными или эмалевыми изображениями гербов на рукояти или в основании лезвия или щита с родовыми гербами. У катафалка не пойдут герольды в длинных, до пят, траурных одеяниях, со свечами, на каждой из которых прикреплен герб покойного. И никакие гербы не украсят его надгробия и не защитят его могилу».

А.П.Черных. «Случай из герольдической практики»

Вопросы, которые задаются рыцарям в конце турнира.

Король.

1. Как называются реки, в бассейнах которых жили древние германцы? (Эльба, Рейн.)

2. Отличительный знак рыцарей. (Герб.)

3. Наследственное земельное владение за службу. (Феод.)

4. Настоятель монастыря. (Аббат.)

5. Работа крестьянина на поле сеньора. (Барщина.)

6. Римская провинция, завоеванная франками. (Галлия.)

Королева.

1. Рубашка, сплетенная из железных колец. (Кольчуга.)

2. Платежи крестьян сеньору продуктами и изделиями своего хозяйства. (Оброк.)

3. Главная башня феодального замка. (Донжон.)

4. Первый король франков (Хлодвиг.)

5. Искусство придворного поведения. (Куртуазность.)

6. Лицо, получившее феод. (Вассал.)

Епископ.

1. Конный воин. (Рыцарь.)

2. Имя первого франкского императора. (Карл.)

3. Искусство красивого, изящного письма у арабов. (Каллиграфия.)

4. Доспехи из железных пластин. (Латы.)

5. Священная книга мусульман. (Коран.)

6. Символ власти и господства сеньоров (Замок.)

Герольд.

1. Объясните выражение «Замки - символ средних веков».

2. Что такое рыцарская культура?

3. Перечислите повинности крестьян.

4. Что такое внутренняя колонизация?

5. В чем сходство турнира и битвы?

6. Почему в рыцарских романах щедрость выступает как истинно королевское свойство?

7. Сформулируйте кодекс рыцарской чести.

Дополнительные вопросы, которые задает учитель претендентам на звание победителя турнира:

1. В английской поговорке ХIII в. сказана «Сеньор не садится за стол один». Какую особенность поведения знатного сеньора она отражает?

2. Как Вы понимаете немецкую поговорку: «Кто до 12 лет остается в школе, не садясь верхом, годится только на то, чтобы стать священником»?

3. Найдите ошибку в тексте.

Замок был обнесен тройной стеной, с мощными башнями по всей ее длине и по углам. Однако в замок я прошел спокойно, никто не остановил меня. Построек на территории было множество, половина из них деревянные, так что не скоро отыскал нужное мне место. Окна были большие и широкие, полы устланы дорогими восточными коврами.

Тот, кто правильно ответит на большую часть вопросов, выиграет последний поединок и будет объявлен победителем. Он выбирает себе прекрасную даму из тех, кто получил наибольшее количество очков за правильно выполненное задание.


Нестандартные формы обучения в начальной школе

или как сделать урок интересным.

Во все времена педагоги постоянно искали способы оживления урока, стараясь разнообразить формы объяснения и обратной связи.

Использовать нестандартные формы надо правильно и умело. Эффективность учебного процесса в школе прежде всего зависит от правильного выбора форм организации обучения по предмету.

При выборе форм работы необходимо учитывать условия, в которых развертывается учебный процесс. Наличие разнообразного дидактического материала, специального оборудования позволяет индивидуализировать процесс обучения. Также много влияет содержание учебного материала, который может иметь разную трудность, разную новизну. Важно учитывать, как форма способствует проявлению активной позиции каждого ученика, которая выражается в защите своего мнения, умение доказывать, аргументировать соответствующее положение, отстаивать свою точку зрения, проявлять чувство коллективизма.

Считаю, что нестандартные уроки - одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания. Нестандартные формы уроков, которые я использовала в своей практике: урок-игра «Волшебный клубок», урок «брейн – ринг», урок – путешествие, урок – исследование, урок - творческая мастерская, урок - необычные растения, урок – сказка «Вихрь», урок – игра, урок – встреча, урок – соревнование, урок – конкурс, урок с элементами театрализации, урок – экскурсия в магазин, урок – строим новый дом, урок – праздник зимы.

У каждого учителя в «методической копилке» накоплены свои, «фирменные» методы и приёмы. Решению задач, поставленных мною на уроках способствуют «активные методы и приемы обучения».

В своей работе я использую такие методы :

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся.

Методы словесной передачи информации слухового восприятия информации.

Тема «Предложение, словосочетание, слово»

Сказочные гости пришли к нам в гости с вопросами. Петушка очень волнует, из чего состоит наша речь? Ответьте, дети.

Методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

Например, урок наглядная геометрия, 3 класс.

Тема «Площадь прямоугольного треугольника»

Дети рассматривают прямоугольный треугольник, высказывают предположения о нахождении его площади. После чего проводят эксперимент и доказывают, что треугольник можно достроить до прямоугольника. (См. приложение)

Методы передачи информации с помощью практической деятельности.

Например, урок русский язык, 3 класс.

Тема «Правописание суффиксов –ик, -ек»

Посмотрите на этот предмет и скажите в какой сказке мы оказались? («Золотой ключик или приключения Буратино»)

Запишите в тетради словосочетание золотой ключик.

Какие орфограммы встретились в словах?

Слово ключик разберите по составу.

Почему в нем пишется суффикс –ик?

Составьте предложение с этим словом.

Методы стимулирования и мотивации учащихся.

Эмоциональные методы

Например, на уроках математики дети решают разноуровневые задачи. На уроках русского языка выбирают из предложенных заданий то, которое им больше нравится.

Познавательные методы.

Например, урок русский язык, 3 класс.

Тема «Имя прилагательное»

После изучения нового материала, дети подбирают к словарным словам однокоренные прилагательные и придумывают с этими словами рассказ.

Сочинение сказок, рассказов, стихов на заданную тему.

Создание проблемной ситуации. Например, урок окружающий мир, 3 класс.

Тема «Живая и неживая природа»

В начале урока детям ставятся проблемные вопросы:

Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и то же?

Горшок с цветком - это объекты природы или предметы окружающего нас мира?

Социальные методы.

При работе в группе выбирается консультант, который осуществляет контроль. Такая форма работы ведет к созданию ситуации взаимопомощи.

Методы контроля и самоконтроля .

Устные

Например, урок русский язык 2 класс.

Тема «Закрепление знаний о проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова»

При повторении теоретического материала использую фронтальный опрос.

Объясните, что значит безударная гласная?

Почему безударные гласные нуждаются в прверке?

Как проверить написание безударной гласной в корне слова?

Всегда ли можно проверить написание безударной гласной в корне? Как поступают в этом случае?

Методические приемы: постановка проблемных вопросов, проблемные ситуации, работа с карточками, коммуникативная атака, игровой момент, подарок за работу на уроке, телеграмма, письмо, разговор по телефону, эстафета, фотоглаз, выборочное чтение, чтение пословиц «наоборот», кроссворды, нетрадиционное начало урока, начало урока с элементами театрализации и другие.

Также в своей практике я применяю не только нестандартные формы обучения, но и новые информационные технологи (НИТ). Знаю, что за новыми информационными технологиями – будущее. Использование НИТ может преобразить преподавание традиционных учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес детей к учебе.

Особенно мне нравится проводить уроки с использованием компьютерной презентации. На таких уроках значительно экономится время, материал представляется с большим объемом наглядности. Дети с интересом участвуют в учебном процессе. Причем больший интерес развивается в том случае, если дети сами участвуют в подготовке презентаций к урокам.

В 2006 году мы с детьми участвовали в городском конкурсе ученических проектов. Тема исследовательского проекта: «Три кита в экономике» (окружающий мир, 3 кл.).

Он направлен на воспитание и уважение к людям труда через знакомство с предприятиями города и профессиями родителей. Проект проводился в течение трех недель. Целью этого проекта является не только получение практических знаний по данной теме, но и привитие навыков работы с информацией и работа в команде.

Помимо этого дети научились пользоваться новыми компьютерными программами и кратко излагать свои мысли. Перед ребятами был поставлен вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Весь класс был разделён на три группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Каждая группа занималась исследованием определенной темы. Вы видите их на экране. Результатом работы детей стали:

Буклет «Что значит для человека труд?»;

Мультимедийная презентация о предприятиях нашего города;

Журнал: «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;

Плакаты по охране природных богатств.

В процессе работы у учащихся формировался опыт работы с компьютерной техникой, опыт работы в компьютерных программах, исследовательской деятельности.

В результате дети узнали о крупных предприятиях нашего города, таких, как ООО «Кроностар», ООО «Шарьинский ДОК», железнодорожная дорога, электросети, почта, банк. А так же о деятельности частных предпринимателей.

Ребята провели большую работу: сбор материала о предприятиях города, интервью с родителями, издание журнала «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны», создание буклета «Труд» и презентации «Что такое капитал?» Защита проекта прошла успешно. Проект «Три кита экономики» занял первое место.

Вывод. Сущность всех вышеперечисленных способов, форм и методов обучения состоит в том, чтобы получить на уроке высокий результат при наименьшей затрате сил и времени, чтобы урок поднял детей на очередную ступень в их умственном росте, развитии и воспитании.


Разделы: История и обществознание , Общепедагогические технологии

Как часто мы сталкиваемся с проблемой, как интересно и необыкновенно начать урок?! Ведь известно, что "хорошее начало урока - это половина его успеха". Каждому из нас необходима та копилка лучших идей и находок, которые помогли бы решить эти непростые задачи. Известные американские педагоги и тренеры Гордо Драйден и Джаннет Вос в своей книге "Революция в обучении" пишут о том, что существующую модель обучения необходимо заменить на индивидуальный подход к обучению каждого ученика. Она должна базироваться на принципах: обучение через самостоятельные открытия, осмысление понятий, активное участие в процессе обучения и адекватная оценка собственных достижений.

Главное задание, которое стоит перед обществом XXI столетия - научить их учиться и мыслить, как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы. Джаннет Вос пишет: "Обучение должно быть захватывающим, быстрым и наполненным. А еще одно должно охватывать релаксацию, действия, стимулы, эмоции и удовлетворение".

В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Новизна: - в интеграции хорошо знакомых элементов педагогических методик и приёмов, что в целом формирует интересный, эффективный подход.

Оптимальные условия обучения

Творческий учитель понимает, что огромное значение имеют условия, в которых учатся дети: ставим свежие цветы, вешаем на стену цветной плакат и таблицы, подчеркивая основные тезисы словесно или с помощью рисунков.

Многие учителя используют музыку в начале урока для создания соответствующего настроения. Выявлено, что именно музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг открыт для восприятия и информации. Можно использовать "Четыре времени года" Вивальди, "Музыка на воде" Генделя и т.п.

Методические приёмы, которые влияют на формирование мотивации

Удивляй. Удивление - начальная фаза развития познавательного интереса. "Что произойдёт, если:?" В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики сами могут предложить подобные ситуации для обсуждения.

Например.

- "Что было бы, если бы в 1920 г победили "белые", а не красные?".

- "Что было бы, если бы Россия не вступила в "Антанту" и не воевала бы в Первую Мировую войну?" и т.д.

Отсрочка отгадки

В начале урока учитель дает загадку, отгадку на неё можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример:

"Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты повторяли византийские образцы. Но единственным непохожим элементом храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храма имела форму полусферы, в Киевской Руси - форму "луковицы". Как объяснить такое отступление от архитектурных канонов?"

(Полусферические крыши не выдерживали натиска снега зимой).

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.

Пример. Рассмотреть историческую ситуацию глазами древнего грека или жителя Киевской Руси. Универсальный подход - написать фантастический рассказ ("Один день из жизни феодала", "Один день из жизни средневекового рыцаря" и т.д.), эссе, стихи, используя знания из предмета.

Кроссворды.

Можно предложить такие работы:

  1. Разгадать кроссворд.
  2. Составить вопросы к словам в заполненном кроссворде.
  3. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
  4. Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены раньше.

Читаем!

Отрывки из художественной и научно-популярной литературы можно использовать на наших этапах уроках и разной целью: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление полученного материала, на формирование мотивации.

Легко быть смелым:
Если разрешили.
А как же мы до этого все жили?
Рукоплескали глупостям не раз
И это так объединяло нас.
Кричали, что идём вперёд,
А думали совсем наоборот.

(Стихотворение к теме "Годы застоя" (1964-1985 год))

а) С 18 лет Александр Македонский участвовал в сражениях и прославился как воин, но всю жизнь он безуспешно пытался доказать свою непричастность лишь к одной смерти. Чьей?

(Своего отца).

б) Александр Македонский в юности был отличным бегуном, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. Какое условие не мог выполнить его отец, чтобы честолюбивый юноша принял его предложение.

(Александр согласен был состязаться только с царями .)

в) Собираясь в 22-х летнем возрасте на войну, Александр раздал друзьям и подданным всё своё имущество. На вопрос, что он оставил себе, по-царски, "скромно" ответил: "Мне будет достаточно:" Чего?

("Азии", по другой версии - "надежды". Многие его друзья отказались от подарков, вдохновленные его ответом и желая походить на полководца).

Творчеству учителя нет предела и поэтому надо стараться, чтобы уроки не просто обучали, но и увлекали.

Инструкция

Будет ли урок интересен детям, захотят ли они принимать в нем активное участие, зависит от того, насколько хорошо учителем была продумана каждая деталь занятия. При организации урока необходимо опираться на его цель. Четко определите, что должен унести с занятия ученик, какую задачу будет решать урок: будет ли это изучение нового материала или урок повторения, обобщения и систематизации знаний, контрольное занятие.

Достижение цели будет напрямую зависеть от мотивации учеников. Поэтому приложите максимум усилий, чтобы у появилось желание знать то, о чем вы им рассказываете. Активно используйте свой творческий , разнообразные методы, приемы и средства обучения.

Выберите форму урока. Она определяется в соответствии с его целями и возрастом учащихся.
Формы урока весьма разнообразны, каждый учитель привносит что-то свое. Уроки изучения нового материала могут быть в виде , приключения, урока- , урока-сюрприза и т.д. Для более старшего возраста это может быть , в том числе подготовленная самими учащимися. Урок закрепления материала может проводиться в виде конкурса, турнира. Это может быть как в пределах одного класса, так и нескольких классов параллели. Можно также организовать экскурсию, поход. Это будет способствовать не только проявлению интереса учащихся к уроку, но и сплочению класса. Контрольный урок можно провести в форме олимпиады, викторины. Урок применения знаний можно организовать как урок-репортаж, урок-суд, аукцион, урок-исследование. Для комбинированного урока подходит проведение его в форме мастерской, семинара, консультации. Полезны также семинары, уроки разновозрастного сотрудничества. Но следует помнить, что подобные уроки должны проводиться в системе, но не каждый день. Учащиеся, во-первых должны будут подготовиться, во-вторых, они будут знать, что их снова ожидает не просто интересный урок, а праздник. Это поднимает и авторитет учителя в глазах учеников. Компьютер, проектор, интерактивная доска, таблицы, иллюстрации – правильное и уместное использование этого только украсит ваш урок.

Опираясь на цели и форму урока, выберите методы и приемы обучения. Они классифицируются по различным основаниям и могут быть: словесные, наглядные, практические, объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический, метод, исследовательский метод и т.д. Большое значение для развития познавательного интереса школьников приобретают методы проблемного обучения, так как именно они в большей степени способны активизировать учащихся на уроке. Проблемный вопрос, проблемное задание, проблемная ситуация и т.д. - всё это позволяет сделать любой урок интересным, благодаря тому, что дети сами принимают участие поиске ответа. При частично-поисковом методе самостоятельному поиску учащихся уделяется большее значение, чем при проблемном методе. Учитель лишь направляет обучаемых в их действиях. Более сложным для организации учителем и для выполнения учащимися является исследовательский метод. Педагог лишь создает проблемную ситуацию, а учащиеся, для того, чтобы разрешить её, должны увидеть проблему, определить пути её решения и найти ответ.

Применение различных методов обучения способствует повышением познавательного интереса учащихся, а это неразрывно связано с лучшим усвоением изучаемого материала, развитию у них творческих способностей, внимания, памяти, мышления. Ученик будет с удовольствием посещать ваши уроки, зная, что на них всегда интересно.

Видео по теме

Обратите внимание

Обязательно обращайтесь к опыту учащихся, это поможет им ощутить себя частью изучаемого материала, а не простым слушателем.

Давайте ученику высказать свое мнение. Это означает, что он размышляет над материалом, усваивает его.

Не все дети спешат отвечать на уроке. Возможно, они просто стесняются. Выясните, чем интересуются такие ученики и попытайтесь установить с ними контакт через их увлечения. Они будут доверять вам, а значит, и начнут высказываться на занятиях. Также можно чаще давать таким детям индивидуальные задания.

Инструкция

Поставьте триединую задачу (цель) урока. Для этого просмотрите учебную программу, перечитайте объяснительную записку, изучите требования стандарта по данной теме. Сформулируйте цель и запишите в плане таким образом, чтобы она была понятна ученикам.Образовательная составляющая триединой цели должна вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.
Воспитательная - формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.Развивающая - при обучении развивать у учащихся интерес, творческие способности, волю, эмоции, речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Все элементы урока должны способствовать достижения этой цели.

Разбейте урок на основные компоненты.Организационный - организация в течение всего урока, готовность учащихся к , порядок и дисциплина.Целевой - постановка целей учения как на весь урок, так и на его отдельные этапы.Мотивационный - значимости изучаемого материала как в данном курсе, так и во всем курсе.Коммуникативный - уровень общения учителя с .Содержательный - подбор материала для изучения, закрепления, повторения, проверки знаний.Технологический - выброр форм, методов и приемов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока.Контрольно-оценочный - использование оценки деятельности учеников.Аналитический - подведение итогов урока, анализ результатов.

Напишите поурочный план. При этом учтите его примерное содержание:
- Тема урока, его цели и задачи, тип, структура урока, методы и приемы обучения, средства наглядности.
- Повторение в начале урока понятий, законов, проверка домашнего задания, формы контроля знаний.
- Усвоение нового материала: законов, понятий, решение проблемных вопросов.
- Формирование у учащихся конкретных умений и навыков, подбор видов устных и письменных работ.
- Разбор домашнего задания.При составлении конспекта учтите особенности класса: уровень подготовленности, темп работы, отношение к предмету, общую дисциплину, тип нервной системы, эмоциональность.

Подготовьтесь к уроку непосредственно перед звонком. Для этого мысленно воспроизведите основные этапы урока, оформите необходимый материал на доске, продумайте использование технических средств обучения. Определите, каких учащихся будете опрашивать. Эта работа позволит вам сэкономить время на уроке, сделать его более интенсивным и четким.

Для проведения хорошего урока выполните следующие немаловажные условия. Хорошо выучите материал урока. Если есть трудности, разберитесь с ними до начала урока. До мелочей продумайте план урока, правильно подберите разнообразные методы обучения. Старайтесь материал излагать занимательно. Используйте нетрадиционные уроки: путешествия, сказки, расследования. Следите за своей речью: она должна быть эмоциональной, богатой интонациями. Ваша мимика должна быть выразительной, а жестикуляция образной.Темп урока должен быть интенсивным, но посильным для ученика. Если ученики не успевают следить за изложением материала, измените темп. Задания давайте четко, кратко, с обязательным выяснением того, как ученики поняли требования.

Есть условия, которые затрудняют проведение хорошего урока и препятствуют достижению результатов. Неуверенность в своих знаниях и безразличное отношение ко всему происходящему на уроке приведут к потере внимания и ослабят дисциплину. Однообразные методы обучения и неумение с ними работать отрицательно скажутся на результате урока. Плохо воспринимается материал, если учитель излагает его сухо и монотонно. Никогда не отходите от темы урока, не увлекайтесь посторонними вопросами, не связанными с задачами урока.Не оскорбляйте учеников. Не перебивайте, дайте договорить во время ответа. Поддерживайте их инициативу, одобряйте активность.