Парадигма глобального эволюционизма в современной науке. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. Эволюционная парадигма и Единая теория

1. Глобальный эволюционизм как основная парадигма современной естественной науки

Одна из важнейших идей европейской цивилизации - идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космогония) она начала проникать в естествознание еще в XVIII в.. Но уже XIX в. по праву может быть назван веком эволюции. Сначала в геологии, затем биологии и социологии теоретическому моделированию развивающихся объектов стали уделять все большее и большее внимание.

В науках физико-химического цикла идея развития пробивала себе дорогу очень сложно. Вплоть до второй половины XX в. в ней господствовала исходная абстракция закрытой обратимой системы, в которой фактор времени не играет роли. Даже переход от классической ньютоновской физики к неклассической (релятивистской и квантовой) в этом отношении ничего не изменил. Правда, в классической термодинамике был сделан некоторый робкий прорыв - введено понятие энтропии и представление о необратимых процессах, зависящих от времени. Этим самым в физические науки была введена «стрела времени». Но, в конечном счете, и классическая термодинамика изучала лишь закрытые равновесные системы, а неравновесные процессы рассматривались как возмущения, второстепенные отклонения, которыми следует пренебречь в окончательном описании познаваемого объекта.

Проникновение идеи развития в геологию, биологию, социологию, гуманитарные науки в XIX - первой половине XX в. происходило независимо в каждой из этих отраслей познания. Философский принцип развития мира (природы, общества, человека) не имел общего, стержневого для всего естествознания (а также для всей науки) выражения. В каждой отрасли естествознания он имел свои (независимые от другой отрасли) формы теоретико-методологической конкретизации.

Только к концу XX в. естествознание нашло теоретические и методологические средства для создания единой модели универсальной эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и, наконец, возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма.

В этой концепции Вселенная предстает как развивающееся во времени природное целое, а вся история Вселенной от Большого Взрыва до возникновения человечества рассматривается как единый процесс, в котором космический, химический, биологический и социальный типы эволюции преемственно и генетически связаны между собой. Космохимия, геохимия, биохимия отражают здесь фундаментальные переходы в эволюции молекулярных систем и неизбежности их превращения в органическую материю.

В концепции глобального эволюционизма подчеркивается важнейшая закономерность - направленность развития мирового целого на повышение своей структурной организации. Вся история Вселенной - от момента сингулярности до возникновения человека - предстает как единый процесс материальной эволюции, самоорганизации, саморазвития материи.

Важную роль в концепции универсального эволюционизма играет идея отбора: новое возникает как результат отбора наиболее эффективных формообразований, неэффективные же инновации отбраковываются историческим процессом; качественно новый уровень организации материи окончательно самоутверждается тогда, когда он оказывается способным впитать в себя предшествующий опыт исторического развития материи. Эта закономерность характерна не только для биологической формы движения, но и для всей эволюции материи. Принцип глобального эволюционизма требует не просто знания временного порядка образования уровней материи, а глубокого понимания внутренней логики развития космического порядка вещей, логики развития Вселенной как целого.

На этом пути очень важную роль играет так называемый антропный принцип. Содержание этого принципа в том, что возникновение человечества, познающего субъекта (а значит, и предваряющего социальную форму движения материи органического мира) было возможным в силу того, что крупномасштабные свойства нашей Вселенной (ее глубинная структура) именно таковы, какими они являются; если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы познавать. Данный принцип указывает на глубокое внутреннее единство закономерностей исторической эволюции Вселенной, Универсума и предпосылок возникновения и эволюции органического мира вплоть до антропосоциогенеза. Согласно этому принципу существует некоторый тип универсальных системных связей, определяющих целостный характер существования и развития нашей Вселенной, нашего мира как определенного системно организованного фрагмента бесконечно многообразной материальной природы. Понимание содержания таких универсальных связей, глубинного внутреннего единства структуры нашего мира (Вселенной) дает ключ к теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей космической деятельности человеческой цивилизации.

Непосредственное отношение к теориям эволюционизма имеют представления о возникновении и развитии Вселенной. Основываясь на теории расширяющейся Вселенной (появившейся еще в первой половине XX века), оказалось возможным проследить развитие Вселенной в «обратную сторону», т.е. попробовать вернуться возможно дальше назад. Хотя осуществить такую реконструкцию было далеко не просто, но все же она оказалась успешной.

По современным взглядам около 14 млрд. лет назад Вселенная представляла собой материальное образование, сосредоточенное в каком-то очень малом объеме с фантастически большой плотностью (на много порядков превосходящей плотность вещества внутри атомного ядра). Внезапно, по неизвестным пока науке причинам, произошел «Большой взрыв», который принято называть «рождением Вселенной» (ибо до этого «взрыва» материя имела совершенно иные, трудновообразимые свойства). Почти мгновенно (за 10 - 82 секунды) пространство раздулось в огромный раскаленный шар, значительно превосходивший размеры видимой нами части Вселенной. По новейшим расчетам американских ученых, это произошло 13 млрд 700 млн лет назад.

Начиная с 20-х годов XX века, модель расширения Вселенной, созданная А.А. Фридманом, считалась общепринятой. Но расчеты, сделанные им, говорили о равномерном расширении Вселенной, а новые, более точные вычисления указывают на фазу почти мгновенного ее раздувания. Новую теорию, созданную в 80-х годах XX века, в основном усилиями отечественных ученых, назвали теорией раздувающейся Вселенной. Согласно этой теории, в процессе раздувания первоначальная Вселенная (Правселенная) расщепилась на множество отдельных Вселенных, различающихся всеми фундаментальными константами, которые определяют физические свойства мира. Наша Вселенная - одна из них. Такого рода идеи отстаивают в настоящее время некоторые российские ученые (А.Д. Линде, С.С. Григорян и др.).

Каждая из Вселенных расширялась уже по фридмановскому сценарию. Вначале, когда наша Вселенная (как и все прочие) была еще очень горяча, в ней рождались тяжелые элементарные частицы, на которые идёт много массы и энергии. Они распадались и тут же воссоздавались заново, но скорость восстановления постепенно снижалась, и Вселенная обогащалась поколениями все более легких частиц. Согласно расчетам, протоны и нейтроны - «кирпичики», из которых сложены атомные ядра, - образовались примерно через тысячную долю секунды от «начала мира» или чуть раньше. Через несколько минут они «слиплись» в ядра. Вся последующая эволюция Вселенной - образование химических элементов, туманностей, звезд, галактик и так далее - не что иное, как медленное затухание, длинный «хвост» первичных процессов.

Область «начала мира» - предмет новейшего научного направления, получившего наименование квантовой космологии. До сих пор проверка теоретических выводов о процессах вблизи порога «рождения Вселенной» может основываться лишь на косвенных данных. Например, на изучении предсказываемых теорией свойств элементарных частиц и реакций между ними. Успехи физики частиц вселяют сегодня уверенность в правильности космологических построений ученых. Знаменательным стало то, что впервые в истории науки был «перекинут мост» между двумя, казалось бы, противоположными, полюсами научных знаний - космологией, изучающей Вселенную с ее фантастическими расстояниями, и квантовой физикой, исследующей явления в ультрамалом. Оказалось, что, по существу, - это два аспекта одного и того же научного знания. В природе все взаимосвязано: изучая свойства микрочастиц, физики уточняют свое представление о фазах эволюции Вселенной; космологические же данные используются для выбора между различными вариантами теории элементарных частиц.

Важным событием космологии последних десятилетий XX века стала разработка релятивистской теории гравитации (РТГ), в основе которой лежат труды ряда отечественных ученых (А.А. Логунова, Ю.М. Лоскутова, М.А. Мествиришвили и др.). Эта теория, по-новому осмысливающая физическую реальность, пришла к концу XX века на смену общепризнанной до недавнего времени общей теории относительности А.Эйнштейна, обнаружившей серьезные недостатки. Анализ общей теории относительности (ОТО) показывает, что принятие ее концепции ведет, во-первых, к отказу от законов сохранения энергии-импульса и момента количества движения вещества и гравитационного поля, вместе взятых, во-вторых, к отказу от представления гравитационного поля как классического поля типа Фарадея - Максвелла... Однако ни в макро-, ни в микромире нет ни одного экспериментального указания, прямо или косвенно ставящего под сомнение справедливость законов сохранения материи, поэтому для отказа от этих законов нет никаких физических оснований.

В силу этого, ОТО как теория, лишенная этих законов, с физической точки зрения не может считаться удовлетворительной. Отсутствие каких-либо экспериментальных указаний на нарушение законов сохранения дает основание утверждать, что физически приемлемой может быть только теория, согласующаяся с законами сохранения и объясняющая всю совокупность гравитационных эффектов.

Именно такой теорией и является РТГ, в которой гравитационное поле рассматривается «как любое другое физическое поле со всеми присущими физическим полям атрибутами».

Таким образом, в настоящее время идея глобального эволюционизма - это не только констатирующее положение, но и регулятивный принцип. С одной стороны, он дает представление о мире как о целостности, позволяет мыслить общие законы бытия в их единстве, а с другой - ориентирует современное естествознание на выявление конкретных закономерностей глобальной эволюции материи на всех ее структурных уровнях, на всех этапах ее самоорганизации.

Естественно-научная картина мира

Появление принципа глобального эволюционизма означает, что в современном естествознании утвердилось убеждение в том, что материя, Вселенная в целом и во всех ее элементах не могут существовать вне развития...

Значение эволюции

В современном понимании эволюция - это серия последовательных изменений с исторически значимым результатом. Мы не обязаны оговаривать, что изменяется (генотип, признак, популяция, вид), как (непрерывно, прерывисто, скачкообразно, направленно...

Значение эволюции

Направленность развития мирового целого на повышение структурной организации является существенной чертой идеи глобального эволюционизма. Вся история Вселенной от Большого взрыва до возникновения человечества, с этой точки зрения...

Концепции современного естествознания

Сегодня глобальный эволюционизм понимают как универсальный процесс необратимого изменения от простейших до наиболее сложных форм, и характеризуется генетической преемственностью четырех типов эволюции космической, химической...

Морфология и метаболизм дрожжей

Дрожжи как источник белка Использование микробной биомассы для обогащения кормов белком и незаменимыми аминокислотами в условиях интенсивного животноводства - одна из важных проблем будущего, так как человечество развивается таким образом...

Научная картина мира и синергетическая парадигма

Синергетика (от греч. ухн -- «совместно» и греч. есгпт -- «действующий») -- междисциплинарное направление научных исследований...

Природа биологического познания

У современной биологии появились новые стратегические направления развития исследовательской деятельности, а именно проектирование, конструирование биообъектов, управление живыми системами, прогнозирование...

Проблемы самоорганизации имеют существенное значение для понимания эволюции материи, развития живых организмов и преобразования социальных. Синергетика представляет собой процесс усложнения...

Самоорганизация в природе и в обществе

Космология - это астрофизическая теория структуры и динамики изменения Метагалактики, включающая в себя и определенное понимание свойств всей Вселенной...

Современные биотехнологии

Современная биотехнология включает ряд высоких технологий, которые базируются на последних достижениях экологии, генетики, микробиологии, цитологии, молекулярной биологии...

Одна из важнейших идей европейской цивилизации - идея развития мира. В своих простейших и неразвитых формах (преформизм, эпигенез, кантовская космология) она начала проникать в естествознание еще в XVIII в. но уже XIX в...

Универсальный эволюционизм

Представления об универсальности процессов эволюции во Вселенной реализуются в современной науке в концепции универсального эволюционизма. Его принципы позволяют единообразно описать огромное разнообразие процессов...

Научная картина мира (НКМ) – основа рационалистического мировоззрения, опирающаяся на совокупный потенциал науки той или иной эпохи. В НКМ систематизируются научные знания, полученные в различных дисциплинарных областях. НКМ – синтез знаний, соответствующих конкретно-историческому периоду развития человечества.

Эволюция современной научной картины мира предполагает движение от классической (достижения Галилея и Ньютона, однозначная причинно-следственная зависимость, объекты мира как бы существовали независимо, в строго заданной системе координат) кнеклассической (влияние первых теорий термодинамики, где жидкость и газы – не чисто механические системы. Развитие системы мыслится направленно, но ее состояние в каждый момент времени не детерминировано. Отсутствие детерминированности на уровне индивидов сочетается с детерминированностью на уровне системы в целом: «статистическая закономерность») ипостнеклассической (ПНК) ее стадии.

Образ ПНК НКМ: с самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. Достаточно лишь небольшого энергетического воздействия, чтобы система перестроилась и возник новый уровень организации. В современной НКМ анализ общественных структур предполагает исследование открытых нелинейных систем, в к-ых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, случайных факторов. Расширяется поле рефлексии над деятельностью, учитываются ее ценностно-целевые структуры. В центре внимания постнеклассики – осмысление процессов синергетики, весьма актуальных для последнего времени. Нелинейная наука привела к возникновениюсинергетического мышления.

В современной постнеклассической науке на воссоздание образа объективной реальности ориентированы весь потенциал описательных наук, дисциплинарное знание и проблемно-ориентированнные междисциплинарные исследования. Начало новой дисциплине, названной синергетикой, положило выступление Г.Хакена в 1973г. на первой конференции, посвященной проблемам самоорганизации.

Синергетику, т.е. теорию самоорганизации, характеризуют стихийно-спонтанный структурогенез, нелинейность, открытые системы. В синергетической картине мира царит становление, обремененное многовариативностью и необратимостью. Время выполняет конструктивную функцию. К нелинейным системам относят такие, свойства к-ых определяются происходящими в них процессами так, что результат каждого воздействия в присутствии другого оказывается иным, чем в случае отсутствия последнего.

Основные отличительные свойства мира, подчиняющегося нелинейным закономерностям:

    Необратимость эволюционных процессов

    Бифуркационный характер эволюции: в нелинейной системе происходит чередование периодов относительно монотонного самодвижения и зон бифуркации, где система утрачивает устойчивость по отношению к малым возмущениям

    Динамизм структуры саморазвивающихся систем

    Новое понимание будущего

Нелинейная наука ведет к эволюционной синергетической парадигме . Парадигмы, т.е. модели (образцы) постановки и решения научных проблем, по мнению Т.Куна, управляют группой ученых-исследователей и научным сообществом. Допарадигмальный период отличается хаотичным накоплением фактов. Выход из данного периода означает установление стандартов научной практики, теоретических постулатов, точной научной картины мира, соединение теории и метода.

Принятие эволюционной синергетической парадигмы означает отказ от базовых постулатов традиц.науки:*Принципа существования абсолютно достоверной истины и знания;*Принципа классической прочности;* Редукционизма;* Концепции линейности;* Гипотезы апостериорности, т.е. приобретения знаний исключительно на основе прошлого опыта.

ПНК этап НКМ поставил новые задачи. Разработка ведущей идеи синергетики о стихийно-спонтанном структурогенезе предполагает наличие адекватного категориального аппарата. Одной из важных идей постнеклассики является утверждение обутрате системной памяти. Система забывает свои прошлые состояния, действует спонтанно и непредсказуемо, прошлое почти не влияет на настоящее а настоящее не оказывает определяющего влияния на будущее.

Важной особенностью ПНК является применениепостаналитического способа мышления, соединяющего сразу 3 сферы анализа – историческую, критико-рефлексивную и теоретическую.

Вопрос 41. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки конца 20 - начала 21 веков. Экологическая этика.

Этика – это филос-я дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Вопрос об этике науки - это вопрос о том, может ли наука быть объектом моральной оценки. Острые споры по этому поводу происходили на протяжении всей истории развития науки и восходят ещё ко временам Сократа, к-ый 2,5 тыс. лет назад учил, что чел-к поступает дурно лишь по неведению и что познав, в чем состоит добро, он всегда будет стремиться к нему. Особенностью же нашего времени является то, что наряду с этими спорами ускоренными темпами идет создание спец. структур и механизмов, задачей к-ых явл-ся этическое регулирование научной деятельности.

Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки. По определению Мертона, этос науки – это эмоционально окрашенный комплекс правил, предписаний и обычаев, верований, ценностей и предрасположенностей, к-ые считаются обязательными для ученого. Современный мир – это во многом технологизированное пространство, человек окружил себя предметами техники, сущность человека трансформируется в направлении тяготения не к природе, гармонии и любви, а к технизации. Возникает противоречие между исконными нормами этики и необходимостью технического бытия человека, к-ое влечет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного. Многообразные этические проблемы в наиболее общем виде можно разделить на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники; особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее важной является проблема авторства научных открытий, плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. Для исследований, претендующих на научный статус, строго обязателен институт ссылок, «академическая составляющая науки», благодаря которому фиксируется авторство тех или иных идей и, кроме того, обеспечивается селекция того нового, к-ое свидетельствует о росте научного знания. В противном случае наука будет топтаться на месте, осуществлять бесконечные повторы.

Особое значение имеет проблема одержимости ученого, когда он, занимаясь научной деятельностью, отрывается от реального мира и становится подобием робота.

Этические проблемы, проистекающие из области биологии , указывают на опасность абсолютизирования биологизаторских тенденций, в рамках к-ых признаются врожденными многие отрицательные черты человека – насилие, агрессия, вражда, войны, а также стремление к карьерному росту, лидерству и т.д.

В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии различий полов на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями (проявления расизма и геноцида).

На стыке биологии и медицины возникли проблемы биоэтики (отношение к пациенту только как к объекту исследования или мед.практики).

Особое место занимают проблемы, обусловленные увеличением технизации медицины и появлением новых мед.технологий и препаратов, расширяющих возможности воздействия на человека. Исследователь биоэтики Б.Юдин обратил внимание на то, что современная биомедицина расширяет технологические возможности контроля и вмешательства в естественные проблемы зарождения, протекания и завершения челов.жизни. Различные методы искусственной репродукции человека, замены пораженных органов и тканей, активное воздействие на процессы старения приводят к тому, что во всех подобных случаях возникают пограничные ситуации, когда последствия достижений НТП непрогнозируемы. Возникает опасность разрушения исходной биологической основы. Стрессовые нагрузки, воздействие канцерогенов, засорение окружающей среды трансформируют человека, разрушают его здоровье, ухудшают генофонд.

Генная инженерия оказалась авангардом научно-экспериментальных исследований живого мира. Она дает возможность вмешиваться в генетический код человека и изменять его, что считается позитивным при лечении ряда наследственных болезней. Однако возникает соблазн планомерного совершенствования челов.природы с целью все большей его адаптации к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы.

Проблемы манипуляции над человеческой психикой , воздействия на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, к-ые, оказывая слабые электрические воздействия, препятствуют возникновению сонливости, способствуют снятию напряжения. Подобные манипуляции сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.

Острой проблемой современности является технология клонирования. Термин «клонирование» всегда имел отношение к процессам вегетативного размножения (клонирование растений черенками, почками, клубнями в с/х). Живые организмы, например, амеба, также размножаются, производя генетически идентичные клетки, к-ые называются клонами. В общем смысле клонированием может быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. До тех пор, пока речь шла о клонировании для обеспечения эффективности в с/х, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту, когда же речь зашла о кл. человека, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий такого шага. Решение данной проблемы связано с необходимостью четкого осознания многоаспектности феномена кл-я. Есть медицинский, экономический, этический, философский, религиозный аспекты этой проблемы. Кл-е как сложная экспериментальная технология может приводить к воспроизводству не только эталонов, но и уродцев. С методологической точки зрения речь идет о рассогласовании поставленных целей и полученных результатов, что в условиях кл. на человеке аморально и преступно.

Глобальные экологические проблемы сосредоточены в системе отношений «человек-общество-биосфера». Они требуют от ученых повышения ответственности за последствия и результаты их деятельности, а также усиления контроля со стороны государства за осуществление проектов и разработок. Анализ экологических бедствий последних десятилетий свидетельствует, что в большинстве случаев их причиной становится непродуманное техногенное воздействие, катастрофически влияющее на природу. Наука отреагировала созданием новой отрасли – социальной экологии. Её задачи – изучение экстремальных ситуаций, выяснение антропогенных, технологических, социальных факторов, обусловливающих экологический кризис и поиск оптимальных путей выхода их него.

Сегодня глобальный эволюционизм понимают как универсальный процесс необратимого изменения от простейших до наиболее сложных форм, и характеризуется генетической преемственностью четырех типов эволюции космической, химической, биологической и социальной. Это - "рассмотрение неживой, живой и социальной материи как единого универсального эволюционного процесса" . Проявляясь через эволюционные законы отдельных фрагментов реальности, глобальный эволюционизм обеспечивает "единство всей совокупности эволюционных процессов во Вселенной, в частности, преемственность процессов прогрессивной эволюции" . В.В. Казютинский считает, что этот процесс "включает не только биологические и социальные характеристики человека, но и его духовную сферу" . Идея универсального, направленного, необратимого развития создает возможность единого взгляда на бесконечное многообразие мира и ставит проблему обоснования идеи единства мира средствами современной науки.

С.Т. Мелюхин осознавал важность этой проблемы. Он сформулировал задачу: "…дать доказательство универсального характера известных в настоящее время всеобщих свойств и законов, необходимости их проявления на всех структурных уровнях и ступенях развития" . Мелюхин внес значительный вклад в решение этой задачи. В своей книге "Материя в ее единстве, бесконечности и развитии" (1966 г.), идею поступательного развития материи и ее единства он обосновывал фундаментальными данными космологии, биологии, социологии и других областей научного знания. Но задача, поставленная в 1966 году требует сегодня привлечения новых современных данных.

Очевидно, разработка идеи глобального эволюционизма имеет своей первоочередной задачей ликвидацию разрывов между разными областями бытия. Поэтому внимание сторонников идеи глобального эволюционизма обращено на те области знания, которые могли бы быть экстраполированы на весь универсум и были бы способны связать в некое единство разные фрагменты бытия. Такими дисциплинами оказываются термодинамика, эволюционная биология и в последнее время - синергетика. Мы рассмотрим универсалистские программы, исходящие из области биологических теорий эволюции и задающие биологическое видение универсалий мира.

Дарвинистский вариант глобального эволюционизма

Биологическая интерпретация идеи глобального эволюционизма может наполняться разным конкретным содержанием в зависимости от того, какая эволюционная теория будет положена в ее основание. Сравним концепцию глобального эволюционизма П.Тейяра де Шардена и дарвинизма. Согласно первой, законы усложнения имеют духовный характер и протекают в направлении к "точке Омега". А дарвинизм, с его знаменитой триадой "наследственность - изменчивость - естественный отбор", выстраивает совершенно другое представление об универсальном развитии. Так Н.Н. Моисеев утверждает, что вся картина развивающегося мира - единый процесс, который "развертывается в рамках дарвиновской триады" . Возникает представление о мире, как о грандиозном развертывании процессов селектогенеза (информационный, биологический отбор, отбор генофонда). Дарвинистски ориентированные исследователи, экстраполируя свои положения о случайном характере эволюции, настаивает на непредсказуемости природы внеземной жизни и разума. Представители других концепций решают эту проблему иначе. Сторонники номогенеза, например, рисуют конкретный образ инопланетянина , опираясь на свои представления о том, что развитие жизни носит необходимый и закономерный характер.

Какая же биологическая теория определяет сегодня тип глобального эволюционизма, транслируемый в современную научную картину мира? Она конструируется на основе дарвинизма и неодарвинизма (СТЭ). Почему же именно дарвинизм - одна из многочисленных эволюционных концепций, получил такой приоритет в общественном сознании? Рассмотрим этот вопрос подробнее, исходя из особенностей современного менталитета.

В последние десятилетия процессы, характеризуемые как "поворот к натурализму" все больше захватывают философское и научное пространство. Главной установкой здесь стал принцип: "все через естественнонаучные концепции". Мировоззренческие и философские проблемы решаются путем обращения к естественным наукам. В этом видят выход из тупика, когда столетия исследований философского и гносеологического характера не смогли привести к решению важнейших проблем, стоявших перед человечеством, в том числе, проблемы объективности знания . Отсюда стремление "рассматривать разнообразные проблемы философского порядка с конкретно-научных позиций и с помощью конкретно-научных знаний" .

Дарвинизм наиболее полно отвечает этим запросам современного менталитета, создавая возможность (или иллюзию возможности) решения как научных, так и философских вопросов. Он дал четкий механизм усложнения материи от клетки до человека, и, тем самым, объяснил эволюцию жизни естественными причинами, "показал несостоятельность телеологизма и утвердил телеономию, которая относится теперь к телеологии как химия к алхимии" . И хотя Дарвин не отрицал Творца, но его теория сделала Творца не нужным для объяснения сложности и целесообразности мира живого. Г. Фоллмер считает, например, что великие кантовские вопросы: "Что я могу знать?" "Что я должен делать", "На что я смею надеяться?" и "Что такое человек?" теперь решены путем применения принципа эволюционизма (который, по его мнению, был Канту недоступен). Решена и философская проблема связи мышления и бытия (через адаптацию к бытию в процессе эволюции). Вся сложность человеческого мышления, его самость, ответсвенность, творчество возникли так же, как лошадиное копыто, вследствие приспособления к среде (Куайн). Тайны сущности и происхождения жизни и сознания для дарвинистов нет. Ее объяснение дается с помощью естественного отбора.

"У идеи естественного отбора удивительная судьба, - пишет В.И. Назаров, - родившись в биологии, она захватила умы физиков, химиков, математиков, космологов - представителей всего естествознания в целом, составив важнейший элемент естественнонаучной картины мира. От естествознания она перекинулась на сферу гуманитарных наук (включая теорию познания), всюду демонстрируя свою продуктивность. В итоге, идея отбора стала настолько универсальной, что обрела статус аксиоматической категории и важнейшего завоевания науки классического периода" . Так, центральное понятие дарвинизма - естественный отбор приобрело статус важнейшей составляющей современного менталитета. Представление о естественном отборе вышло далеко за рамки биологии и относится теперь к числу мировоззренческих принципов незримо присутствующих в культуре. Это - "универсальные для всего общества обязательные понятия и представления". Мыслить о мире, не пользуясь этими категориями, невозможно. (А.Я. Гуревич) К этим категориям мы причисляем и идею естественного отбора , который вошел в систему общих представлений, настолько привычных и банальных, что их обычно не замечают и которые, вне всякой рефлексии, являются самоочевидными для современного человека. Он задает понимание природы человека, его деятельности и определяет сегодня "духовный климат" эпохи. Для большинства наших современников "дарвинизм" и "эволюция" сливаются в единое понятие, отождествляются. (А критика дарвинизма часто рассматривается как выступление против эволюции вообще). Дарвинизм задает и программу исследования для новых научных дисциплин (например, в когнитивных науках, биополитике и др.), т.е. это универсальная объяснительная программа, приложимая к самым различным областям мира.

Поэтому, дарвинизм, это не просто одна из многочисленных концепций эволюции, претендующая на объяснение механизмов эволюционного процесса. Это приоритетная теория, стала естественнонаучной базой для материалистического понимания мира. Она явилась мощным орудием борьбы с религией и утверждения материалистических взглядов на мир. В советское время дарвинизм рассматривался в качестве естественнонаучной основы диалектического материализма. Так же и западные ученые подчеркивали значимость дарвинизма, который произвел "замену креационистской догмы, открытие естественного механизма эволюции, превращение естественного отбора в универсальный принцип естествознания и переворот в мировоззрении философов, естествоиспытателей и всего культурного человечества" .

Тем самым, дарвинизм расщепляется на два аспекта - мировоззренческий (в научной картине мира и общественном менталитете) и естественнонаучный (в эволюционной биологии). В современном менталитете он играет двоякую роль. Во-первых - это универсальный объяснительный принцип и ядро современной научной картины мира, и, во-вторых, - это одна из многочисленных концепций в эволюционной биологии, которая хотя и доминирует сегодня, в виде синтетической теории эволюции (СТЭ), но подвергается серьезной критике.

Мировоззренчески дарвинизм исправно служит материалистическому пониманию бытия, играет определяющую роль в современной научной картине мира, задавая единый взгляд на механизм усложнения материи.

А вот по научным параметрам, дело обстоит гораздо сложнее. В этой области он не "тянет" на статус универсального объяснительного принципа. Если рассматривать дарвинизм не с мировоззренческих, а с естественнонаучных позиций, то мы можем отметить все более нарастающие возражения против его выводов.

Исследования эволюции показывают удивительную сложность и многообразие ее процессов. Сегодня для многих специалистов очевидно, что дарвинизм выглядит гипотезой сильно упрощающей действительное положение вещей. Факты, которые служат доводами против дарвинизма (существование неадаптивных направлений эволюции, "старение" филогенетических линий и вымирание, не связанное прямо с внешним воздействием, преадаптация, параллелизмы иили конвергенции, ограничения изменчивости или эволюционные запреты и др.), представляют большие трудности для объяснения в рамках этого учения.

Сами неодарвинисты вынуждены признать ограниченный характер действия естественного отбора на многих участках эволюционного развития (Л.П. Татаринов, Н.Н. Воронцов, Э.И. Колчинский и др.). Даже выдающийся биолог, один из создателей синтетической теории эволюции, Э. Майр вынужден был ограничить сферу действия естественного отбора и признать действие в определенных областях других, ведущих механизмов филогенеза. Также и соперничающие с СТЭ пунктуализм и неокатастрофизм выводят из сферы его действия целые области, тем самым лишая его статуса универсального объяснительного принципа эволюционных преобразований, происходящих в мире. Тем более это можно сказать про не принятый еще повсевместно, но неотвратимо надвигающейся системный подход к проблеме эволюции, который вводит новую установку в исследование мира живого и его законов, рассматривая эволюцию в целом как единый системогенез, а не как набор актов приспособления каждого вида к его собственной среде. (В.А. Красилов, В.И. Назаров, Ю.В. Чайковский, Г.А. Заварзин, В.И. Вернадский, В.И. Данилов-Данилян, Горшков, К.И. Лосев, С.Д. Хайтун и др.)

Споры о достоверности дарвинизма и роли естественного отбора в процессах видообразования - это споры не просто об истинности положений той или иной концепции, не выходящие за рамки интересов эволюционной биологии. Они имеют характер столкновения мировоззрений и нередко приобретают бурный характер. Ведь, дело идет не только о факторах механизма макроэволюции, но и о фундаментальных закономерностях всего мира!

Поэтому проблема достоверности дарвинизма и роли естественного отбора,как основного "мотора" эволюции, имеет не только научное, но и мировоззренческое значение. Именно здесь корни ожесточенной идеологической борьбы против инакомыслящих эволюционистов-антидарвинистов. Скандалы продолжаются и по сие время. Например, Э. Майр обвинял противников дарвинизма в "столь поразительном незнании основ генетики и всей современной литературы, что опровергать его было бы напрасной тратой времени", хотя среди этих "невежд" оказались крупнейшие авторитеты эволюционной биологии и, по мнению академика Л.П. Татаринова, эти обвинения являются совершенно необоснованными . Другая сторона также не стеснялась в выражениях: А.А. Любищев отвечал Майру в том же стиле: "Сознательное невежество Э. Майра в отношении неугодных ему фактов обнаруживает в нем слепо верующего в свои постулаты догматика, а не трезвого ученого" .

Тем не менее, несмотря на все споры, дарвинистские представления о природе универсального эволюционного процесса, с естественным отбором, как фактором усложнения мира, остаются господствующими в менталитете и составляют стержень современной научной картины мира. Для широкого круга научной интеллигенции дарвинизм остается непререкаемой истиной. (По Г. Фоллмеру, например, "причина эволюции полностью доказана". Это - окончательное знание). Так что на сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, безоговорочная вера в естественный отбор научной и околонаучной общественности, (что определяется его категориальным характером), а с другой стороны, у специалистов по теории эволюции, возрастает сомнение в его ведущей роли в филогенезе. Мировоззренческий приоритет понятия отбора незыблем, а в науке его значимость оспаривается.

Тогда можно поставить вопрос: как же, в такой ситуации естественный отбор может выполнять роль универсальной объяснительной причины эволюционных процессов во Вселенной? Как же может концепция, по многим основаниям спорная, во всяком случае, утратившая всеобщий характер, служить важнейшей составляющей современных онтологических представлений, а также служить методологическим принципом и программой для многих научных дисциплин?

Ответ на этот вопрос, по моему мнению, лежит в психологических особенностях человека. Е.А. Мамчур пишет, что апологеты определенной теории с трудом воспринимают противоречащие ей факты, которые как бы "выпадают" из сознания исследователя . По-видимому, в рассматриваемом случае сложилась подобная же ситуация. Именно здесь лежит ключ к разгадке нередкого замалчивания дарвинистами фактов, противоречащих их теории (На "стратегию умолчания" указывают многие критики СТЭ).

Мы же можем констатировать, что в роли универсальной теории развития сегодня выступает концепция, которая не способна объяснить полностью даже эволюцию одного фрагмента в процессе всеобщего усложнения мира - эволюцию жизни, но, тем не менее, претендует на роль основания идеи глобального эволюционизма. Ясно, что такое положение имеет временный характер, и что конкретное содержание современного глобального эволюционизма может вскоре измениться, вместе с изменением лидирующей эволюционной парадигмы.

Что же произойдет в случае признания научной несостоятельности дарвинизма? Это будет шок . Прежде всего, потому, что от дарвинизма зависит большое число научных дисциплин. Это учение является слоем предпосылочного знания, которое явно или неявно присутствует в основополагающих представлениях эпохи. Как отмечалось выше, он незримо присутствует в нашей культуре и создает самоочевидность общих представлений о природе. Мы не замечаем, что не только методология наша в обширных областях знаний ориентирована на дарвинизм, но и аксиоматика многих фундаментальных концепций есть не что иное, как перефразировка дарвиновских представлений об эволюционных процессах в мире живого. Сегодня с помощью понятий адаптации и отбора трактуется даже возникновение религии, искусства, морали. Они рассматриваются сквозь призму их селективной ценности во всеобщих процессах конкурентной борьбы, которые представляются сущностью антропогенеза и культурогенеза (Г. Фоллмер, Д. Деннет и др.) В случае девальвации дарвинизма рухнет основание множества наук. Это будет мировоззренческая катастрофа.

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира - тема, которой посвятили свои труды многие исследователи. В настоящее время она становится все более популярной, поскольку в ее рамках рассматриваются важнейшие вопросы науки.

Концепция глобального (универсального) эволюционизма предполагает, что устройство мира последовательно совершенствуется. Мир в ней рассматривается как целостность, которая позволяет говорить о единстве общих законов бытия и дает возможность сделать универсум "соразмерным" человеку, соотнести его с ним. Концепция глобального эволюционизма, ее история, основные принципы и понятия рассмотрены в этой статье.

Предыстория

Идея развития мира является одной из важнейших в европейской цивилизации. В простейших формах (кантовская космогония, эпигенез, преформизм) она еще в 18-м веке проникла в естествознание. Уже 19-й век может быть по праву назван веком эволюции. Теоретическому моделированию объектов, характеризующихся развитием, начали уделять большое внимание сначала в геологии, а потом в биологии и социологии.

Учение Ч. Дарвина, исследования Г. Спенсера

Чарльз Дарвин был первым, кто применил принцип эволюционизма к области действительности, таким образом заложив основы современной теоретической биологии. Герберт Спенсер сделал попытку проецирования его идей на социологию. Этот ученый доказал, что эволюционная концепция может быть применена к различным областям мира, которые не относятся к предмету биологии. Однако классическое естествознание в целом не восприняло эту идею. Эволюционирующие системы долгое время рассматривались учеными как случайное отклонение, появившееся в результате локальных возмущений. Физики предприняли первую попытку распространить эту концепцию за пределы социальных и биологических наук, выдвинув гипотезу о том, что Вселенная расширяется.

Концепция Большого взрыва

Данные, полученные астрономами, подтвердили несостоятельность мнения о стационарности Вселенной. Ученые выяснили, что она развивается со времен Большого взрыва, который, согласно предположению, обеспечил энергию для ее развития. Данная концепция появилась в 40-е годы прошлого века, а в 1970-е годы окончательно утвердилась. Таким образом, в космологию проникли Концепция Большого взрыва значительно изменила представления о том, как возникали вещества во Вселенной.

Лишь к концу 20-го столетия естествознание получило методологические и теоретические средства для формирования единой модели эволюции, открытия общих законов природы, которые связывают в одно целое появление Вселенной, Солнечной системы, планеты Земля, жизни и, наконец, человека и общества. Универсальный (глобальный) эволюционизм и является такой моделью.

Возникновение глобального эволюционизма

В начале 80-х годов прошлого века в современную философию вошло интересующее нас понятие. Глобальный эволюционизм начал впервые рассматриваться при исследовании интегративных явлений в науке, которые связаны с обобщением накопленных в различных отраслях естествознания эволюционных знаний. Этим термином стали впервые определять стремление таких дисциплин, как геология, биология, физика и астрономия к обобщению механизмов эволюции, к экстраполяции. По крайней мере, именно такой смысл вкладывался в интересующее нас понятие на первых порах.

Академик Н. Н. Моисеев указал на то, что глобальный эволюционизм может приблизить ученых к решению вопроса о встрече интересов биосферы и человечества с целью не допустить глобальной экологической катастрофы. Дискуссия велась не только в рамках методологической науки. Неудивительно, ведь идея глобального эволюционизма имеет особую мировоззренческую загруженность, в отличие от традиционного эволюционизма. Последний, как вы помните, был заложен в трудах Чарльза Дарвина.

Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира

В настоящее время многие оценки интересующей нас идеи в развитии являются альтернативными. В частности было высказано мнение о том, что глобальный эволюционизм должен лечь в основу поскольку он о человеке и природе. Другими словами, подчеркивалось, что эта концепция имеет фундаментальное значение в развитии современного естествознания. Глобальный эволюционизм сегодня является системным образованием. Как отмечает В. С. Степин, в современной науке его положения постепенно становятся доминантой синтеза знаний. Это стержневая идея, пронизывающая специальные картины мира. Глобальный эволюционизм, по мнению В. С. Степина, является глобальной исследовательской программой, задающей стратегию исследований. В настоящее время он существует во множестве версий и вариантов, характеризующихся разным уровнем концептуальной проработанности: от наполняющих обыденное сознание малообоснованных утверждений до развернутых концепций, которые рассматривают в подробностях весь ход эволюции мира.

Суть глобального эволюционизма

Появление данной концепции связано с расширением границ принятого в социальных и биологических науках эволюционного подхода. Факт существования качественных скачков к биологическому, а от него к социальному миру во многом является загадкой. Его можно постичь, лишь допустив необходимость таких переходов между иными видами движения. Другими словами, исходя из факта существования эволюции мира на поздних этапах истории, можно предположить, что он в целом является эволюционной системой. Это значит, что в результате последовательного изменения сформировались все остальные виды движения, помимо социального и биологического.

Данное высказывание можно рассматривать как самую общую формулировку того, что такое глобальный эволюционизм. Кратко изложим основные его принципы. Это поможет вам лучше понять, о чем идет речь.

Основные принципы

Интересующая нас парадигма дала о себе знать как оформившаяся концепция и важная составляющая современной картины мира в последней трети прошлого столетия в работах специалистов по космологии (А. Д. Урсула, Н. Н. Моисеева).

По мнению Н. Н. Моисеева, следующие основные принципы лежат в основе глобального эволюционизма:

  • Вселенная представляет собой единую саморазвивающуюся систему.
  • Развитие систем, их эволюция имеет направленный характер: она идет по пути роста их разнообразия, усложнения данных систем, а также уменьшения их стабильности.
  • Случайные факторы, которые влияют на развитие, неизбежно присутствуют во всех процессах эволюции.
  • Наследственность господствует во Вселенной: от прошлого зависят настоящее и будущее, однако однозначно они им не определяются.
  • Рассмотрение динамики мира как постоянного отбора, при котором система из множества различных виртуальных состояний выбирает самые реальные.
  • Наличие бифуркационных состояний не отрицается, в результате дальнейшая эволюция становится принципиально непредсказуемой, так как в период перехода действуют случайные факторы.

Вселенная в концепции глобального эволюционизма

Вселенная в ней предстает как природное целое, развивающееся во времени. Глобальный эволюционизм - это идея, согласно которой, в качестве единого процесса рассматривается вся история Вселенной. химический и социальный типы эволюции в нем связаны между собой преемственно и генетически.

Взаимодействие с различными областями знания

Эволюционизм является важнейшей составляющей эволюционно-синергетической парадигмы в современной науке. Он понимается не в традиционном смысле (дарвиновском), а через идею универсального (глобального) эволюционизма.

Первоочередная задача разработки интересующей нас концепции состоит в преодолении разрывов между различными областями бытия. Сторонники ее концентрируются на тех областях знания, которые можно экстраполировать на весь универсум и которые смогли бы связать разные фрагменты бытия в некое единство. Такими дисциплинами являются эволюционная биология, термодинамика, а в последнее время вносит большой вклад в глобальный эволюционизм и синергетика.

Однако интересующая нас концепция в то же время вскрывает противоречия между и эволюционной теорией Чарльза Дарвина. Последняя провозглашает отбор состояний и форм живого, усиление упорядоченности, а первая - рост меры хаотизации (энтропии).

Проблема антропного принципа

Глобальный эволюционизм подчеркивает, что развитие мирового целого направлено на повышение структурной организации. Согласно этой концепции, вся история Вселенной - единый процесс самоорганизации, эволюции, саморазвития материи. Глобальный эволюционизм - принцип, требующий глубокого понимания логики развития Вселенной, космического порядка вещей. Эта концепция в настоящее время имеет многостороннее освещение. Ученые рассматривают ее аксиологические, логико-методологические и мировоззренческие аспекты. Проблема антропного принципа представляет особый интерес. До сих пор продолжаются дискуссии по этому вопросу. Данный принцип имеет тесную связь с идеей глобального эволюционизма. Он часто рассматривается как самая современная ее версия.

Антропный принцип состоит в том, что возникновение человечества оказалось возможным благодаря определенным крупномасштабным свойствам Вселенной. Если бы они были другими, то некому было бы познавать мир. Данный принцип был выдвинут Б. Картером несколько десятилетий назад. Согласно ему, существует взаимосвязь между существованием разума во Вселенной и ее параметрами. Это привело к постановке вопроса о том, насколько параметры нашего мира являются случайными, насколько они связаны между собой. Что будет, если произойдет их незначительное изменение? Как показал анализ, даже небольшое изменение основных физических параметров приведет к тому, что жизнь, а значит, и разум просто не смогут существовать во Вселенной.

Картер выразил взаимосвязь между появлением разума во Вселенной и ее параметрами в сильной и слабой формулировке. Слабый антропный принцип только констатирует тот факт, что условия, имеющиеся в ней, не противоречат существованию человека. Сильный антропный принцип предполагает более жесткую взаимосвязь. Вселенная, согласно ему, должна быть такой, чтобы на определенном этапе развития в ней допускалось существование наблюдателей.

Коэволюция

В теории глобального эволюционизма очень важным является и такое понятие, как "коэволюция". Данный термин используется для обозначения нового этапа, при котором существование человека и природы является согласованным. Концепция коэволюции основана на том, что люди, изменяя биосферу, чтобы приспособить ее к своим нуждам, должны изменяться и сами, чтобы соответствовать объективным требованиям природы. Данная концепция в концентрированном виде выражает опыт человечества в ходе истории, который содержит в себе определенные императивы и регламентации социоприродного взаимодействия.

В заключение

Глобальный эволюционизм и современная картина мира - очень актуальная тема в естествознании. В данной статье были рассмотрены только основные вопросы и понятия. Проблемы глобального эволюционизма при желании можно изучать очень долго.

Термин «парадигма» происходит от древнегреческого слова «paradeigma», которое переводится как «пример, модель, образец». Существуют парадигмы абсолютные, научные, государственные, личные и общепринятые. В данной статье анализируется понятие «научная парадигма». Это понятие было введено в литературу в 1960-е годы американским философом и историком науки Т. Куном.

Научная парадигма это система нескольких фундаментальных теорий, которые в течение некоторого времени направляют развитие человеческой науки. Примерами таких теорий являются астрономия Птолемея, механика Ньютона, геометрия Евклида, теория эволюции Дарвина, теория атома Бора, теория относительности Эйнштейна и др. Подобные универсальные теории создаются талантливыми учёными, которые с их помощью доступно для всех образованных людей объясняют ранее непонятные явления окружающего мира. Проверенные практикой теории закрепляются в научных статьях, рефератах, диссертациях, научно-популярных изданиях, а затем вносятся в учебники всех уровней. Таким способом новая научная идеология – парадигма - распространяется и закрепляется в сознании людей. На протяжении какого-то времени она определяет круг наиболее важных для современной науки проблем и способы их решения. Все вопросы, не попадающие в сферу господствующей парадигмы, объявляются несущественными и рассмотрению не подлежат.

Любая научная парадигма зависит от уровня развития общества: низкий уровень общественного сознания не примет научную парадигму, разработанную мыслителем, опередившим своё время. Примером тому являются судьбы сербского электро- и радиотехника Н.Теслы (1856-1943) и русского учёного-космиста К.Э. Циолковского (1957-1935). Если же научная парадигма соответствует уровню развития общественного сознания, её признаёт большинство учёных, и тогда она становится официальной научной идеологией, объединяющей вокруг себя основную массу исследователей.

В каждом конкретном обществе существует только одна научная парадигма, которую принимают, развивают и защищают практически все входящие в научное сообщество учёные. Люди, которые по каким-либо причинам начинают исследовать несущественные, на взгляд научного сообщества, вопросы, как правило, теряют материальную поддержку государства и становятся в науке изгоями.

Современная научная парадигма

Существующая в настоящее время научная парадигма основывается на глобальных теоретических исследованиях выдающихся для своего времени философов и учёных – Юрия Лотмана (1922-1993), Барри Смита (р.1950), Чарльза Дарвина (1809-1882), Ивана Павлова (1849-1936) Нильса Бора (1985-1962), Альберта Эйнштейна (1879-1955) и многих других. В её основе лежат следующие основные идеологические принципы:

· Материя первична, сознание вторично.

· Мир познаваем.

· Вселенная и жизнь никем не созданы. Они возникли в результате случайного стечения обстоятельств.

· Физическая материя – единственная форма существования живой и неживой природы.

· Жизнь – уникальное явление, которое существует только на Земле.

· Человек произошёл от обезьяны.

Развитие человеческого знания

Человеческое общество развивается этапами. На каждом из этих этапов человек сталкивается с непонятными явлениями окружающего мира, изучает их и пытается объяснить. Попытки такого изучения и объяснения природы и общества могут основываться на донаучном, научном и вненаучном мировоззрениях.

Донаучный этап общественного развития включает в себя периоды донаучный и преднаучный, которые существовали на этапе первобытного общества. Донаучные знания о мире обычно отражаются в мифологии, которая объединяет в себе реальные знания и сказочные, нереальные попытки их интерпретации. На этапе донауки мир расчленён на физический и потусторонний. Между этими мирами существует тесная связь: человек может путешествовать как по земле, так и по уровням и пространствам потустороннего мира, где встречается с умершими предками, получает недоступные на земле знания и применяет их в земной практике. На этом этапе идёт сбор информации, её накопление и сохранение. Наука как таковая не существует.

Преднаучный этап – эпоха древних цивилизаций (Месопотамия; Древние Египет, Китай, Индия; античный мир). Накопленные и сохранённые к этому времени знания достигают значительного объёма, жизненный опыт человечества также достаточно велик; наступает момент, когда информация должна быть «разложена по полочкам» и обдуманна. Зарождаются и начинают развиваться научные дисциплины, и первой из них становится философия.

Вскоре от философии отпочковываются – медицина, математика, астрология и некоторые другие дисциплины. Преднаука ещё связана с религиозно-мифологическим мировоззрением, она не является самостоятельной и имеет прикладной характер, то есть развивается только в интересах практической деятельности человека. В этот период знания превращаются в предмет поклонения и становятся монополией жрецов. Реальные знания о мире смешиваются с магией и приобретают сакральный (тайный) характер.

Колыбелью современной науки считаются Древняя Греция, особенно этап её наивысшего развития (6-4 века до нашей эры), а также Древний Рим (Ш век до н. э. – 1 век н.э.). Греки заимствовали знания у египтян, вавилонян, учёных Древней Индии. Это позволило им обобщить огромный объём информации, систематизировать его и приступить к поискам научных доказательств. Не случайно именно в Древней Греции появились термины – лемма, теорема, аксиома.

Однако перейти к научному интерпретированию знаний античные учёные не смогли. Вплоть до ХУП века в преднаучном знании эксперимент и практический опыт не признавались и, за редким исключением, не использовались. Человеческие чувства и основанные на них представления считались грубой формой познания. Учёные опирались прежде всего на интуицию и божественное откровение, под которым мы понимаем сегодня связь с Информационным Полем Земли.

Кроме того, не было ещё чёткого разделения знаний по конкретным наукам, одно и то же явление изучалось и объяснялось с позиции нескольких дисциплин. В отличие от донаучного периода античная преднаука не связывала свои исследования с практической деятельностью человека, поэтому получаемые ею знания не проверялись на практике. В науке всё ещё преобладал интерес к государству, политике и праву.

Наука как одна из форм общественного сознания начала формироваться в эпоху Возрождения (ХУ1 век) и окончательно сложилась на протяжении ХУП века. У её истоков лежат труды английского философа-материалиста Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) и английского математика, физика и астронома Исаака Ньютона (1643-1727).

К этому времени научная работа постепенно превращается в профессиональную деятельность, в обществе возникает и начинает быстро расти слой научной интеллигенции. Латынь перестаёт считаться научным языком, её место занимают национальные языки. Основой любой исследовательской деятельности становится эксперимент, подтверждающий или опровергающий теоретические положения. И только эксперимент теперь считается мерилом правильности сделанных выводов.

В отличие от сакрального знания преднауки, все полученные знания достаточно широко распространяются среди образованной части общества. Кульминацией этого стремления к популяризации научного знания становится знаменитая «Энциклопедия», составленная и опубликованная французскими просветителями во второй половине ХУШ века (1751-1780). Этот труд собрал воедино всё знание, накопленное человечеством к тому времени.

Начиная с середины ХХ столетия, скорость научно-технического развития человеческой цивилизации по сравнению с предшествующими периодами резко возросла, а за последние 60 лет наука совершила настоящий прорыв в ряде областей научного знания. Возникли и начали быстро развиваться новые научные отрасли. В одной только физической науке их множество: астрофизика, математическая физика, медицинская физика, квантовая физика, физика плазмы…

В короткие сроки учёным удалось значительно расширить диапазон знаний о Космосе (открытие пульсаров и нейтронных звёзд, подтверждение существования антивещества, тёмной материи и тёмной энергии). Быстро совершенствуются методы изучения Вселенной (полёт человека на Луну, создание космических орбитальных и межпланетных станций).

Благодаря научным открытиям, совершён рывок в развитии и совершенствовании системы получения и обработки информации (Интернет, флешь-память). Впечатляют успехи науки в области связи (сотовый и видеотелефоны), в медицине (пересадка сердца и создание его искусственного заменителя, открытие эмбриональных стволовых клеток), в быту и сфере отдыха.

Однако в настоящее время земная наука столкнулась с целым рядом проблем, исследовать и объяснить которые на базе существующей сегодня научной парадигмы она не может. Как образовалась ячеистая структура Вселенной? Что такое «тёмная материя» и «тёмная энергия»? Существуют ли в действительности торсионные поля? Какова природа эфира? Научно обоснованных ответов на эти вопросы нет.

Вненаучное знание – это такой вид научной деятельности, в процессе которого учёные для получения новой информации используют не только методы и средства, допускаемые существующей в данный момент научной парадигмой, но и запрещённые ею возможности.

Вненаучное знание стремится изучать мир всеми доступными для человека способами. Так, в настоящее время основой любого академического исследования считается научный эксперимент с последующим наблюдением за полученными результатами. Учёный должен увидеть и потрогать руками результаты своего исследования. Но явления Тонкого Мира (ауру человека, биополя животных и растений) рядовой исследователь ни увидеть, ни потрогать не может, поэтому ясновидение, яснослышание и другие формы более развитого сознания в качестве методов исследования современной научной парадигмой запрещены.

Однако эти методы на практике всё активнее доказывают свою научную состоятельность, поскольку их исследования и выводы, при наличии специальной аппаратуры, подтверждаются самой же академической наукой. И нужно сказать, что техническое оснащение современного знания достигло такого высокого уровня, что позволяет приступить к исследованию ранее недоступных для человека уровней материального и нематериального мира.

Наиболее передовые представители академического сообщества начинают понимать необходимость объединения методов академического знания (научный эксперимент, наблюдение) с возможностями вненаучных способов исследования при условии чёткого контроля за полученными результатами с помощью новейшей аппаратуры.

Одновременно, учёные - энтузиасты убеждаются, что современная наука должна изучить весь предшествующий опыт человечества, объединяемый сегодня термином «Древние Знания », и активно использовать его в научном изучении мира, так как многие сведения этого ранее утерянного пласта информации начинают подтверждаться на практике.

Всё это вызывает резкий протест со стороны защитников существующей ныне научной парадигмы, и протест этот часто принимает формы открытой борьбы. Однако эволюционное развитие природы и человеческого общества остановить невозможно, поэтому в недрах старой академической науки сегодня формируется новая научная парадигма, базовым принципом которой должно стать единство эксперимента и вненаучных способов получения информации.

Продолжение следует.