Презентация на тему "научный стиль". Презентация по русскому языку "стилеобразующие факторы и языковые особенности научной речи" Особенности языка научной речи презентация

  • Слайд 1. Научный стиль. Анализ особенностей стиля. Научный стиль речи — одна из функциональных разновидностей литературного языка, обслуживающая сферу науки и производства; он реализуется в книжных специализированных текстах разных жанров.
  • Слайд 2. Наука и научные тексты. Наука — своеобразная сфера человеческой деятельности. Она призвана дать истинную информацию об окружающем мире. И хотя постигать закономерности окружающего мира можно и иными (не только научными) способами, именно наука обращена к интеллекту, к логике. Научные тексты связаны с ориентацией на читателя-профессионала. Итак, основные черты языка науки — точность и объективность.
  • Слайд 3. Композиция научного текста. Композиция типичного научного текста отражает последовательность фаз научного исследования: осознание проблемы (вопроса, задачи) и постановка цели — «введение», поиск способов решения проблемы, перебор возможных вариантов и выдвижение гипотезы, доказательство идеи (гипотезы) — «основная часть», решение исследовательской задачи, получение ответа — «заключение».
  • Слайд 4. Языковые средства. В научном тексте по любой специальности можно без труда выделить языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование этого логического каркаса. Это, например, глаголы: обозначим, зададим, составим, определим, найдём, выберем, рассмотрим.
  • Слайд 5. Метатекст. Научный текст имеет сложную организацию. В нём можно условно выделить два пласта с точки зрения того, какую информацию получает читатель: фактическую, непосредственно об объекте исследования; информацию о том, как автор организует эту фактическую информацию. Информацию второго типа (и элементы, которые её вводят) принято называть метатекстом. Наличие метатекста — одно из существенных свойств научного текста.
  • Слайд 6. Объективность и точность. Закономерности употребления языковых средств в научном стиле определяют факторы, о которых уже говорилось, — объективность и точность.
  • Слайд 7. Объективность. Объективность подразумевает, что информация не зависит от прихоти конкретного лица, не является результатом его чувств и эмоций. В тексте научного произведения она проявляется и в присутствии некоторых обязательных компонентов содержания, и в форме — в манере повествования.
  • Слайд 8. «Объективность формы» научного стиля. «Объективность формы» научного стиля предполагает отказ от языковых средств, которые связаны с передачей эмоций: не используются междометия и частицы, передающие эмоции и чувства, эмоционально-окрашенная лексика и экспрессивные модели предложений; явное предпочтение отдаётся нейтральному порядку слов; для научной речи не характерна восклицательная интонация, ограниченно используется вопросительная.
  • Слайд 9. Точность. Важной чертой науки является точность. Научный стиль в сознании обычного человека, безусловно, прежде всего, ассоциируется с терминами.
  • Слайд 10. Термины. Термины существуют не поодиночке: устанавливая друг с другом связи — по типу общее/частное, род/вид, вид/разновидности, целое/часть, тождество, сходство, противоположности и др. — они образуют терминологические системы.
  • Слайд 11. Вариации научного стиля. В зависимости от того, как автор определяет для себя возможности и потребности своего «собеседника», он может использовать одну из вариаций научного стиля: собственно научный, научно-учебный или научно-популярный подстиль. Главная разновидность — собственно научный подстиль. На его основе возникает облегчённая разновидность, предназначенная для тех, кто только постигает новую область знания, научно-учебный подстиль. Малая степень компетенции читатели или слушателя приводит к появлению научно-популярного текста.
  • Слайд 12. Основные письменные жанры. В области науки основными письменными жанрами являются тезисы, статья и монография, так как именно с их помощью передаётся новая научная информация, другие жанры представляют либо переработку этих сведений, которые они дают, преподнося информацию в адаптированном, сжатом виде (реферат, аннотация), либо дают ей оценку (рецензия, отзыв).
  • Слайд 13. Строгость научного стиля. Строгость научного стиля достигает своего апогея в жанрах, которые являются документом, а потому испытывают на себе влияние официально-делового стиля. Жёсткие требования предъявляются к итоговым студенческим работам: регламентирована композиция работы (деление на главы или параграфы, наличие плана (оглавления), разделов «Введение», «Заключение» (или «Выводы»), «Библиография», а часто и «Приложение»), её оформление (указание на титульном листе реквизитов «Научный руководитель «, «Жанр» (курсовая, дипломная работа и т.п.), » Год», «Учебное заведение».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Особенности научного стиля речи Урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 10-11 классах Вершинина Л.В., учитель русского языка и литературы СОШ№2 г. Нерюнгри

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Стили речи Разговорный Книжный Научный Художественный Официально- деловой Публицистический

4 слайд

Описание слайда:

Научный стиль - один из книжных стилей речи, используется в научных трудах, учебных пособиях, в устных выступлениях на научные темы.

5 слайд

Описание слайда:

Задание: используя материалы учебника (стр…), заполните таблицу Сфера употребления Основные функции Разновидности научного стиля Жанры Общие стилевые черты Языковые средства

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Задание №1 Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, отметьте грамматические формы, характерные для научного стиля речи. Выполните синтаксический разбор предложения. Отростки нервных клеток окруже..ые (плазмо)лем…ой глиальных клеток называются нервными волокнами которые образуют в головном и спи…ом мозге проводящие пути а на пер…ф…рии нервы.

8 слайд

Описание слайда:

Отростки нервных клеток, окруженные плазмолеммой глиальных клеток, называются нервными волокнами, которые образуют в головном и спинном мозге проводящие пути, а на периферии - нервы.

9 слайд

Описание слайда:

Задание №2 Укажите словообразовательный элемент, с помощью которого образованы термины: Ультразвук, антивещество, бурение, сверление, антитело, облучение, систематизация.

10 слайд

Описание слайда:

Задание №3. Выполните анализ текста. Отрывок из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» Основной лексической и понятийной единицей специальной сферы языка является термин. Обладая рядом специфических особенностей, он может реализовать их только внутри терминологического поля. Термины, являясь смысловым ядром специального языка, обладают определенной самостоятельностью формирования и развития. Норма в терминологии должна соответствовать нормам общелитературного языка и удовлетворять особым требованиям, которые предъявляются к термину. Они таковы: системность термина, независимость от контекста, краткость и однозначность термина, а также определенная степень укоренения термина, его современность, интернациональность и благозвучность. Справочный материал: терминологическое поле – это искусственно очерченная и специально охраняемая от посторонних проникновений область существования термина.

11 слайд

Описание слайда:

План стилистического анализа текста: Охарактеризуйте ситуацию общения (условия и задачи речи), в которых может быть использован текст. Цель сообщения. Назовите основные стилевые черты, нашедшие отражение в этом тексте: официальность - непринужденность, точность – расплывчатость названия, бесстрастность - эмоциональность, конкретность - абстрактность, объективность - субъективность, отсутствие образности - образность, подчеркнутая логичность, призывность речи. Укажите языковые средства (лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические), с помощью которых раскрываются в данном тексте названные вами стилевые черты. Сделайте вывод, к какому стилю относится текст.

12 слайд

Описание слайда:

Возможный вариант ответа: В предложенном отрывке из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» преследуется цель объективного представления точной информации об основной понятийной единице специальной сферы языка - термине, доказательства ее истинности. Безусловно, в нем можно обозначить следующие основные стилевые черты: официальность, точность, конкретность, объективность, подчеркнутая логичность. Данный фрагмент связан с ориентацией читателя или слушателя-профессионала или человека, заинтересованного в получении подобной информации о смысловом ядре специального языка. Выделим языковые средства, при помощи которых осуществляется конструирование текста. На уровне лексики это термины и составные термины-фразеологизмы:терминологическое поле, системность термина; однозначность доминирующих слов; частая повторяемость ключевых слов: термин, норма; отсутствие образных (художественных) средств. На уровне словообразования обращает на себя внимание употребление отглагольных существительных с суффиксами –аний-, -ений-, придающими отвлеченное значение словам: укоренение, требование; существительных с суффиксом -ость- (однозначность, повторяемость, логичность, благозвучность). К морфологическим особенностям фрагмента относятся принцип экономии языковых средств, использование отглагольных существительных, глаголов 3 лица ед. и мн. числа, отсутствие местоимений я, ты, глаголов 1 и 2 лица ед. числа, отсутствие восклицательных частиц и междометий. Синтаксические особенности фрагмента: доминирует прямой порядок слов, преобладают простые предложения, осложненные обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. На основании краткого анализа можно сделать вывод о принадлежности отрывка из доклада «Термин как смысловое ядро специального языка» к научному стилю.

13 слайд

Описание слайда:

Домашнее задание 1.Опишите любой предмет в кабинете, соблюдая нормы научного стиля. 2.Напишите сочинение-миниатюру, используя в качестве темы русский фразеологизм. Например: Сесть в лужу. Один из вариантов выполненного задания: В чем же заключается суть высказывания? Возможно, дело в реакции голеностопного сустава на воду при резком ее охлаждении. Возьмем инерциальную систему отсчета, которая покажет, что фраза означает размеренное морально-этическое падение человека? Нравственную деградацию? Или деструкционное воздействие на лужу тела человека? Возможно, это вопрос для исследования группы перспективных ученых. 3. Упр.173 (стилистический анализ текста)

Научные доклады и лекции, выступления на научных конференциях и совещаниях являются образцами научного стиля речи. Также статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература. Сфера употребления.




1) Собственно научный – наиболее строгий, точный; им пишутся диссертации, монографии, статьи научных журналов, инструкции, ГОСТы, энциклопедии. 2) Научно – популярный (им пишутся научные статьи в газетах, научно – популярных журналах, научно – популярные книги; сюда относятся публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления ученых, специалистов перед массовой аудиторией) 3) Научно – учебный (учебная литература по разным предметам для разных типов учебных заведений; справочники, пособия) Подстили научного стиля:


Употребление слов в их прямом значении; Отсутствие образных средств 6 эпитетов, метафор, художественных сравнений, поэтических символов, гипербол; Широкое использование абстрактной лексики и терминов. Три пласта слов: 1) Общеупотребительные (он, пять, в, белый, идет и т. д.) 2) Общенаучные (величина, скорость, деталь, энергия и т. д.) 3) Узкоспециальные, т. е. термины той или иной науки. Термин – это слово или сочетание слов, обозначающее строго определенное научное, техническое, искусствоведческое или общественно – политическое понятие. Лексические особенности:


Редкое использование глаголов в 1- м и 2- м лице ед. числа. Глаголы в н. в. очень близки к отглагольным существительным. Например, приводняется – приводнение, перематываем – перемотка, заливает – заливка. В научном тексте употребляется мало прилагательных, а если употребляются, то имеют точное, узкоспециальное значение. Части речи и их грамматические формы используются не так, как в других стилях. Морфологические особенности научного стиля речи:


Предложения более сложные, чем в художественной речи, преобладают неопределенно – личные и безличные предложения; Широко используются причастные и деепричастные обороты, служащие средством логического уточнения или выделения того или иного предмета; Вводные слова чаще выражают логическую связь между частями текста; Преобладает прямой порядок слов; Используются цепочки род. падежей (присоединение к одному сущ - ому второго в род. падеже, ко второму – третьего); Практически отсутствуют обороты разговорной речи. Синтаксические особенности научного стиля речи:



Пример Большая часть массы объектов Солнечной системы приходится на Солнце; остальная часть содержится в восьми относительно уединённых планетах, имеющих почти круговые орбиты и располагающихся в пределах почти плоского диска плоскости эклиптики. Общая масса системы составляет около 1,0014 M. Отрывок из статьи о солнечной системе





Основные особенности Подчеркнутая информативность. Обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников. Отвлеченность и обобщенность. Точность, однозначность высказывания. Подчеркнутая логичность, последовательность повествования. Экономное использование образных средств.






Подстили научного стиля Адресат Цель Академический Ученый, специалист Выявление и описание новых фактов, закономерностей Научно- учебный Учащийся Обучение, описание фактов, необходимых для овладения материалом Научно- популярный Широкая аудитория Дать общее представление о науке, заинтересовать


Подстили научного стиля Отбор фактов Термины Академический Отбираются новые факты. Общеизвестные факты не объясняются Объясняются только новые термины, предлагаемые автором Научно- учебный Отбираются типовые факты Все термины объясняются Научно- популярный Отбираются интригующие, занимательные факты Минимум терминологии. Значение терминов объясняется через аналогию.


Подстили научного стиля Ведущий тип речи Заглавие Академический Рассуждение Отражает тему, проблему исследования Кожина М.Н. «О специфике художественной и научной речи» Научно- учебный Описание Отражает тип учебного материала Голуб И.Б. «Стилистика русского языка» Научно- популярный Повествование Интригует, вызывает интерес Розенталь Д.Э. «Секреты стилистики»


Основные жанры Монография – научный труд, посвященный глубокому и обстоятельному исследованию одной темы. Диссертация – научно-исследовательская работа, подготовленная для публичной защиты ее положений. Трактат – научный жанр, в котором рассматривается отдельный вопрос или проблема. Научная статья – статья, отличающаяся сугубо научным изложением информации, отсутствием эмоциональности.


Основные жанры Рецензия – отзыв на научную работу. Аннотация – краткая характеристика содержания научного произведения. Тезисы – кратко выраженные положения научного произведения. Дипломная работа – исследовательская работа студента-выпускника. Курсовая работа – учебный научный жанр, похожий на дипломную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы.




Языковые особенности. Лексика 1. Употребление абстрактной лексики: понятие, метод, условие, использование и т.п. Конкретная лексика в научном стиле также может употребляться в обобщенном значении: Дуб – порода светолюбивая; Ухо – анализатор звуков (сущ-е обозначает не конкретный предмет, а класс предметов).


Научный стиль Художественный стиль Рост дуба продолжается очень долго, лет и больше. Дуб развивает очень мощную крону. Летний дуб - порода довольно светолюбивая. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Дуб обладает большой побег- производительной (порослевой) способностью. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными давно, видно, суками и с обломанной кроной, заросшею старыми болячками. С огромными своими неуклюжими несимметричными растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым уродом стоял между улыбающимися березами (Л. Толстой).




Виды терминов Общенаучные - используются в различных отраслях знания и свойственны научному стилю в целом: адекватный, эквивалент, гипотеза, прогрессировать и т.п. Специальные – закреплены за определенными отраслями знания: Лингв. – аффикс, морфема, сказуемое. Мед. – перитонит, инфаркт, интубация.


Языковые особенности. Морфология 1. Частотное употребление сущ-х средн. рода с абстрактным значением: влияние, отношение, значение и т.п. 2. Только в научном стиле используются формы множ. числа абстрактных и вещественных существительных: теплоты, длины, величины, частоты; нефти, стали, масла, глины и т.п.








Языковые особенности. Морфология 6. Глаголы используются во вневременном значении – форма глагола настоящего времени выражает абстрактное значение (что-то вроде present simple): Азот соединяется с кислородом (т.е. способен соединяться). Сравните: На наших глазах соединяются стыкующиеся корабли. 80 % глаголов в научном стиле – несовершенного вида










Языковые особенности. Синтаксис 3. Возможны конструкции в виде цепочки существительных в род. падеже: « жена кучера брата дворника» (Д. Розенталь) выяснение структуры общественного производства; установление зависимости длины линии волны рентгеновских лучей атома (акад. Капица).






Использование односоставных предложений Безличные: 1) с модальными словами: Нужно найти кривую; Нельзя вывести формулу; 2) с безличными глаголами: Требуется определить силу тока; 3) с предикативными наречиями: Любую правильную рациональную дробь легко выразить через простейшие дроби.




Использование средств выразительности Обобщенность и отвлеченность научной речи не исключает выразительности. Ученые используют образные средства языка для выделения наиболее важных смысловых моментов, для убеждения аудитории. Сравнение – одна из форм логического мышления. Безо ׳ бразное (лишенное образности): Борофториды подобны хлоридам.


Использование средств выразительности Развернутое сравнение …В истории новой России нас встречает «избыток» фактического материала. Его становится невозможно включить в систему исследования целиком, так как тогда получится то, что в кибернетике называется «шумы». Представим себе следующее: в комнате сидят несколько человек, и вдруг все одновременно начинают говорить о своих семейных делах. В итоге мы ничего не узнаем. Обилие фактов требует избирательности. И точно так же, как акустики выбирают интересующий их звук, мы должны отобрать те факты, которые нужны для освещения избранной темы – этнической истории нашей страны. (Л.Н. Гумилев. От Руси до России).


Использование средств выразительности Образное сравнение Человеческое общество похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам, окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает… (П. Сорокин. Общая социология)


Использование средств выразительности Метафора Интуиция вспыхивает от случайной искры посторонних ассоциаций (В. Библер). Раненый зверь – раненный пулей зверь Глагольная сема, дремлющая в слове «раненый» в первом словосочетании, оживает во втором под влиянием распространения (В. Бабайцева).






Ограничения употребления языковых средств в научном стиле Недопустимость внелитературной лексики. Практически отсутствуют формы 2 лица глаголов и местоимения ты, вы. Ограниченно используются неполные предложения. Ограничено использование эмоционально-экспрессивной лексики и фразеологии.


Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. Когнитивная лингвистика В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).


Анализ текста. Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).




Анализ текста Попова З.Д., Стернин И.А. «Когнитивная лингвистика» В когнитивной лингвистике мы видим новый этап изучения сложных отношений языка и мышления, проблемы в значительной степени характерной именно для отечественного теоретического языкознания. Когнитивные исследования получили признание в России, как справедливо подчеркивает Е.С. Кубрякова, прежде всего потому, что они обращаются «к темам, всегда волновавшим отечественное языкознание: языку и мышлению, главным функциям языка, роли человека в языке и роли языка для человека (Кубрякова, 2004, с. 11).


План стилистического анализа текста I. Экстралингвистический анализ текста 1. Автор, название; адресат речи; предмет речи; цель автора. 2. Вид речи (монолог, диалог, полилог). 3. Форма речи (устная или письменная). 4. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). 5. Сфера общественной деятельности, которую обслуживает предполагаемый стиль.


План стилистического анализа текста II. Лингвистический анализ текста 1. Языковые особенности, обусловливающие стилевую принадлежность текста: а) лексические; б) морфологические; в) синтаксические. 2. Средства создания образности и экспрессивности текста. III. Вывод: функциональный стиль (подстиль, жанр).




Функциональные типы речи. Описание Описательные тексты предназначены для характеристики явлений природы, предметов, лиц и т.д. путем перечисления их признаков. В зависимости от предмета, который характеризуется, тексты делятся на пейзажные и портретные – с соответствующим лексическим наполнением. В пейзажных часто используются конкретные слова: лес, речка, усадьба, слова с пространственным значением: слева, справа, сбоку, на горизонте, внизу. В портретных текстах – слова, характеризующие рост, возраст, внешность, состояние и т.п.


Функциональные типы речи. Повествование В повествовательных текстах дается представление о развитии описываемых событий, об их последовательности. На первый план выдвигается порядок протекания действий. Каждое предложение выражает какой-либо этап, стадию в развитии действия, в движении сюжета к развязке. Повествовательные тексты редко встречаются в чистом виде. В художественных произведениях описательные и повествовательные тексты сочетаются.


Функциональные типы речи. Рассуждение В текстах типа рассуждения четко выделяются три части: 1) тезис; 2) доказательство (аргументация); 3) вывод (заключение, обобщение). Часто используются вводные слова: во-первых, во-вторых, в общем, в целом, итак, таким образом, наконец, следовательно; подчинительные союзы: так как, потому, что, если… то… и др. Примерами могут служить тексты из учебников и научных книг. В художественных произведениях фрагменты типа рассуждения часто состоят только из рассуждений и не содержат тезисов и заключений. Названные и другие признаки функциональных типов текстов следует приводить в качестве обоснования для отнесения анализируемого текста к тому или иному функциональному типу. Литература 1. Горшков А. И. Лекции по русской стилистике. М., Голуб И.Б. Стилистика русского языка. М., Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. М., 2003.