Водятся ли черти в тихом омуте. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей Ассоциативный рисуночный тест арт

Психология занимается изучением природы человека и может объяснить различные формы его поведения. Такая возможность, как исследование характерных особенностей личности по рисункам, переросла в целую методику. Исследовательские тесты подходят как для детей, так и для взрослых. Методики крайне просты и не требуют особенной подготовки для проведения. Результаты же поражают своей точностью. Какие наибоее распространенные психологические тесты по неосознанным рисункам?

Рисуночный тест «Нарисуй дом»

Задание теста легко понять исходя из названия психологического теста. Интерпретировать результаты по рисункам также несложно, психология человека устроена таким образом, что он сам того не подразумевая расскажет о своём внутреннем мире.

Данный рисуночный тест может выступать как самостоятельное исследование, а может стать ключом к другим заданиям, в которых человек изобразил дом.

Рисуночный тест «Выбери фигуру»

На листе изображаются квадрат, треугольник, прямоугольник, круг и зигзаг . Человеку предлагают сначала выбрать одну фигуру, которую он ассоциирует с самим собой, а потом расположить оставшиеся элементы в порядке личного предпочтения. Психологический ответ складывается из двух составляющих: выбранная первой фигура характеризует доминирующие черты личности, остальные детали дополняют образ.

Неисправимые трудоголики на первое место ставят квадрат . Такие люди всегда с упорством и усердием доводят начатое до конца, они обладают прекрасной памятью и чувством ответственности. Идеалисты не упускают из виду никаких деталей и любят «раскладывать всё по полочкам». Несомненно, подобные качества оказываются полезными на работе, но очень мешают в личной жизни. Семейное счастье гарантировано в том случае удастся найти вторую половинку с таким же характером.

Треугольник выбирают истинные лидеры, сильные, смелые, энергичные, уверенные в себе, умеющие трезво оценивать ситуацию и здраво анализировать происходящее. Во всех сферах жизни эти люди право решающего голоса оставляют за собой, не меняют принятых решений и не умеют признавать собственные ошибки. Вся жизнь проходит в соперничестве и борьбе за первое место.

Личности - «прямоугольники » находятся в состоянии постоянного изменения. Они непоследовательны и непредсказуемы, всегда чем-то недовольны и всё время ищут что-то лучшее. Наивность и любознательность порождают не только живой интерес ко всему неизведанному, но и невероятную смелость. Поэтому такие люди редко бывают одиноки.

Выбравшие круг всегда стремятся к гармонии. Стараниями этих филантропов поддерживается дружеская обстановка в рабочем коллективе и благоприятная атмосфера в семейном союзе. Они умеют выслушать и поддержать, очень чувствительны и проницательны. Психология может стать для них делом всей жизни.

Разомкнутый зигзаг - предпочтение креативных творческих натур. Зачастую они бывают экспрессивны и эксцентричны, почти всегда наивны и непрактичны. Отменная интуиция, тонкое чувство юмора и умение со всеми найти общий язык компенсируют недостатки.

Рисуночный тест «Что таят в себе каракули?»

Непроизвольные вождения ручкой по листку бумаги могут многое рассказать о характере человека.

Эта психологическая проба считается одной из самых правдивых. Ведь та информация, которую человек выдаёт неосознанно, считается самой истинной. Все тайные мысли, скрытые переживания, неоправданные надежды проецируются на бумагу.

Рисуночный тест «Тайны внутреннего мира»

Очень интересный и простой в исполнении психологический тест, который в итоге может дать значительные ответы на многие жизненные вопросы. Для проведения понадобятся ручка (или карандаш), чистый листок и несколько минут свободного времени.

Для начала необходимо разделить лист на четыре равные части. В левом верхнем секторе нужно нарисовать точку, в правом верхнем секторе - прямоугольник, в левой нижней части изображается знак «=», а правая нижняя часть остаётся пустой. Теперь необходимо отбросить все посторонние мысли, успокоиться и приступить к выполнению теста. Для этого требуется дорисовать в первых трёх полях всё, что в первую очередь придёт в голову. Не стоит тратить усилия на шедевральные картины, пусть на одно изображение уходит не более 15 секунд. А в последнем квадрате следует нарисовать плывущую по волнам лодку. Вот и всё, можно приступать к расшифровке.

Ответы на психологический тест «Тайны внутреннего мира»

  1. Левый верхний рисунок рассказывает о взаимодействии с окружающим миром. Если были дорисованы ещё точки или другие мелкие разрозненные детали, значит, речь идёт о коммуникабельной открытой личности. А спирали, круги, овалы указывают на замкнутого отчуждённого человека.
  2. Правый верхний рисунок раскрывает внутреннее «я». Эгоистичные натуры стараются уменьшить площадь соприкосновения рисунка с прямоугольником либо вообще рисуют элементы в стороне от фигуры. Добродушные, общительные люди связывают своё изображение с предложенным. Чаще всего это стена, параллелепипед, кирпич. Альтруисты, как правило, вырисовывают дом.
  3. Третий рисунок отвечает за отношения с противоположным полом. Чем меньше деталей и чем дальше они от линий, тем легче и проще выстраивается нить общения. Неуверенные в себе личности рисуют нагромождённые пирамиды из различных символов и знаков.
  4. Последний рисунок - это любовь. Романтики пририсовывают много лишних деталей: паруса, звёзды, облака, вёсла, люди, животные. Практичные натуры с твёрдым характером и чуждые сентиментальности изображают упрощённую схему без изысков и замысловатостей. Бросающиеся в чувства как в омут с головой страстные мечтатели без сомнений нарисуют бушующее море, на волнах которого раскачивается лодка любви.

Каждый желает взглянуть на себя со стороны, оценить психологию внутреннего мира под другим углом. Определить психологический портрет можно с помощью рисунков. Человек самопроизвольно изложит на бумаге все особенности личности, даже те, в которых самому себе сложно признаться.

Инструкция к тесту: «Перед Вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что Вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности, подпишите, в какой последовательности Вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках».

Графический тест «Вартегг»

Тест Вартегга относится к категории экспрессивно-проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка.

Данный метод исследования помогает понять визуальные, символические смыслы, которые возникают у человека относительной той или иной стороны жизни (относительно себя самого, окружающих людей, своих планов и устремлений, способа действия, тревог и страхов и т.п.).

Тест позволяет измерить зрительно-духовные, смысловые отношения человека, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.

Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века, опубликован в 1953 году. Тест наиболее распространен в странах Европы. В России он малоизвестен, но последнее время с появлением русскоязычной монографии этого теста, написанного В.К. Калиненко, о нем стали больше говорить и использовать.

Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.

1 квадрат

Точка – мягкость, органичность, незаметность, неопределённость.

Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго- концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.

2 квадрат

Волнистая линия – эмоциональность, волнение, возбуждение.

Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. Окружающий мир - агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию. В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.

3 квадрат

Увеличивающиеся в размере штрихи – принцип усиления, возрастания, членения.

Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива, планы на будущее, карьерный рост.

4 квадрат

Квадрат – угловатость, темнота, тяжесть.

Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.

5 квадрат

Продольный и поперечный штрихи – динамичность, скачок.

Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.

6 квадрат

Горизонтальный и вертикальный штрихи – соединение, связывание и разъединение, разобщение форм.

Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.

7 квадрат

Полукруг, состоящий из точек – эмоциональная чуткость, отзывчивость, детальное членение.

Точки означают «восприятельность», утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям.

Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.

8 квадрат

Круговой сегмент – округлость, замкнутость.

Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты.

Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.

Большое значение придается выраженному в рисунках «отношению» к исходному знаку. Пренебрежение, игнорирование знака в рисунках – симптом сосредоточенности на собственном «Я». Диффузное внимание к знаку – симптом изобретательности, выдумки. Фиксированное внимание к знаку – симптом концентрации на конкретных, вещественных элементах. Стремление качественно оформить исходный знак – симптом творческого начала. Учитываются содержание рисунков и их графическое исполнение: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.

Э Вартегг в своей теории, на которой основана интерпретация теста, эклектически соединяет положения психоанализа, бихевиоризма и физиологии высшей нервной деятельности.

При составлении схем интерпретации ассоциативно-рисуночного теста нами использовался также и анализ рисунков, разработанный в советской психологии в связи с применением методики пиктограмм, предназначенной для изучения памяти, и теста «Несуществующее жи-вотное» М. 3. Дукаревич, предназначенного для выявления характеро-логических особенностей личности, ее направленности и самооценки. Тест крайне прост в применении, при его проведении испытуемому да-ют бумагу и карандаш с заданием придумать и нарисовать животное, которого не существует. При интерпретации учитывается расположе-ние рисунка, количество деталей, направленность и т.д.

Разработку интерпретации методики APT, ее основных положений мы осуществляли с позиций теории психомоторных связей И. М. Се-ченова . Он утверждал, что психическая деятельность человека всегда выражается внешними признаками, прежде всего мышечными (бук-вально — каждая мысль оканчивается движением). Каждое психологи-ческое явление, по Сеченову, представляет не феномен сознания, а це-лостный акт встречи организма с реальным миром.

Большое значение он придавал способности человека произвольно задерживать внешнее проявление своей психической деятельности . Это приводит, по его мне-нию, к тому, что психическая деятельность может оставаться без внеш-него проявления, в форме мысли, намерения, желания и пр. Если ре-альное движение или реальное поведение по какой-либо причине не осуществляется, то это вызовет определенное напряжение в соответст-вующих группах мышц и в психике человека, что найдет отражение в любых продуктах его деятельности, в частности и в рисунках.

При интерпретации рисунков, таким образом, необходимо исхо-дить из предположения, что и с их помощью человек может выразить ситуации и события, которые не всегда возможно передать устно и которые по тем или иным причинам не могут быть реализованы в по-ведении.

Ассоциативно-рисуночный тест апробировался нами как на законо-послушных гражданах (всего обследовано 200 человек), так и на ста-тистически достаточном количестве преступников, а результаты были обобщены и проанализированы. Поскольку APT применялся наряду с другими психодиагностическими методиками (тест Люшера, методика многостороннего исследования личности и шестнадцатифакторный оп-росник Кеттела), то тем самым мы получили возможность сопоставле-ния результатов, что повысило их достоверность и позволило провер-ить используемые нами схемы интерпретации рисунков.

Как показал опыт применения методики APT, с ее помощью мож-но выявить следующие свойства личности и повеления: специфику ориентировки в окружающей среде, агрессию, особенности поведения в группе и общения, особенности восприятия и оценки неоднозначных жизненных ситуаций, актуальные проблемы в сфере взаимоотношений с лицами противоположного пола, наиболее типичные формы поведе-ния в конфликтной ситуации, качественные характеристики представ-ления человека о самом себе.


Опишем подробно используемый нами тестовый материал вариан-та методики APT. Обследуемому предлагают лист бумаги, разделен-ный на восемь квадратов-плоскостей для рисунков. В шести квадратах находится исходный тестовый материал. В двух других рекомендуется сделать рисунок в соответствии с инструкцией.

В первом квадрате (исходный стимульный материал — точка в правом верхнем углу) предлагается нарисовать все, что захочется; во втором квадрате—нарисовать крокодила; в третьем квадрате (сти-мульный материал — прямоугольник) — нарисовать слона в прямо-угольнике; в четвертом — поставить свою подпись; в пятом (стимуль-ный материал — солнце в левом верхнем углу, луна — в правом верх-нем углу) — нарисовать все что угодно; в шестом (стимульный мате-риал — в левом нижнем углу берег, внизу вода, на берегу — дерево без листвы) —дорисовать по собственному усмотрению; в седьмом (стимульный материал — наклоненная фигура) — также нарисовать все что угодно; в восьмом (стимульный материал — по две вертикаль-ных и горизонтальных, направленных друг к другу, дуги) — дорисо-вать. Обследуемому указывается, что в каждом квадрате желательно использовать в своих рисунках исходный стимульный материал.

Рис. 1. Образец бланка методики АРТ

Последовательность заполнения квадратов и время не регламен-тируются. Все рисунки должны быть сделаны только карандашом, что-бы не нарушить характер графической линии. Лист бумаги для бланка следует брать неглянцевый и желательно белого цвета.

Когда обследуемый закончит работу с тестом, необходимо под-робно опросить его по каждому из рисунков, например, по таким воп-росам:

Что изображено на рисунке;

Какие события происходят;

Что им предшествовало, что будет потом;

Какие мысли и чувства у каждого из изображенных персонажей;

Если изображен одушевленный предмет, то надо попросить подробнейшим образом охарактеризовать его (мыс-ли, чувства, желания, стремления, надежды, проблемы и т.д.).

Если же изображен неодушевленный предмет, нужно попросить подробно описать и его.

Например, если обследуемый изобразил дом, следует выяснить, какой это дом; давно ли построен, живет ли кто-нибудь в нем; если живет, то какие мысли, чувства, проблемы беспокоят этих людей; чем они сейчас занимаются, чем они будут заниматься. Если же никто не живет в доме, то необходимо выяснить — почему, жил ли кто-нибудь раньше в этом доме, в связи с чем эти люди теперь не жи-вут, будет ли в этом доме жить кто-нибудь в будущем и т. и.

Результаты, полученные с помощью методики, целесообразно оце-нивать в контексте данных психодиагностической беседы, в ходе ко-торой можно проверить гипотезы, возникшие в результате тестиро-вания.

Далее, как показывает наш опыт, в любом случае оценка рисунка только по формальным признакам, без соотнесения его с описанием, не может дать достоверные результаты. При этом все восемь рисунков методики необходимо анализировать как одно целое; гипотеза, выдви-нутая по одному рисунку, должна найти подтверждение и в других рисунках.

При интерпретации показателей теста целесообразно исходить в первую очередь из общих закономерностей анализа рисунков. Прежде всего, надо обратить внимание на характер линий. По этому показа-телю можно оценить энергетический уровень обследуемого, тревож-ность, имеющиеся аффекты. Например, если линия рисунка имеет силь-ный нажим, жирно прорисована, то это говорит о наличии высокой тревоги. Слабая линия, множественность слабых штрихов, неровность линий («паутинообразный» характер) свидетельствуют о низком энер-гетическом уровне и наличии невротических расстройств .

Большое значение при анализе рисунка имеет и такой его пока-затель, как конкретность или абстрактность. Больные с органическим поражением мозга, как правило, не могут выполнить элементарное задание или же рисуют чрезвычайно непропорциональные части изоб-ражаемого предмета. Если же рисунки удивляют своим условно-симво-лическим характером (например, вместо слона в квадрате изображает-ся что-то большое и неоформленное, не имеющее никакого сходства с этим животным, или же сюжет дается с помощью графических сим-волических линий: стрелка, пунктиры), то, как показывают исследо-вания, это обычно встречается у больных шизофренией или у шизо-идных психопатов и свидетельствует о парадоксальности и выхолощенности мышления.

Необходимо подчеркнуть, что окончательный вывод можно сделать только на основании психиатрического обследования, данные же теста могут служить в таких случаях лишь исходным ма-териалом для построения клинической гипотезы. Ориентировочное значение рисуночных тестов в аспекте выявления психических анома-лий имеет, на наш взгляд, большое значение для исследований лич-ности преступников, поскольку, как показали исследования, лиц с пси-хическими аномалиями среди них относительно много.

Иногда рисунки носят эгоцентричный характер, что проявляется в оценке нарисованного полностью через призму своих личных вкусов и желаний. Например, обследуемый говорит, что крокодила он не на-рисует, потому что он ему не нравится. Или же в рисунках прослежи-вается чрезмерно личное участие в каждой изображаемой ситуации («я стою на берегу реки», «я смотрю на звезду», «так я провожу время ночью, а так днем» и т.п.). Такая эгоцентричность восприятия наибо-лее часто встречается у истероидных психопатов, иногда у эпилепти-ков. Но в последнем случае в рисунках обязательно находят проявле-ние такие их черты, как склонность к детализации и обстоятельность мышления. Рисунки эпилептиков отличаются обычно чрезмерным ко-личеством ненужных деталей, излишней тщательностью и замедлен-ностью исполнения. При анализе рисунков следует обращать внимание и на характер работы обследуемого с первоначальным тестовым материалом.

Здесь возможны следующие две крайние позиции. В первом случае обследуемый активно «работает» с исходным стимульным ма-териалом: изменяет, продолжает, перечеркивает и т. п. Во втором слу-чае он совершенно «не работает» с предложенными тестовыми стиму-лами, никак не соотносит свои рисунки с ними. Естественно, что встре-чается и множество отношений промежуточного типа. В первом рас-сматриваемом варианте активная позиция при работе с тестовым ма-териалом может рассматриваться как аналог активного поведения в реальной жизни, с максимальным привнесением своей личности в эле-менты окружающего мира, в общение и любые иные формы социаль-ного взаимодействия.

Вторая позиция свидетельствует о пассивном от-ношении к окружающему миру, погруженности в свой внутренний мир и личные переживания. Если встречается эмоциональное подчеркива-ние тех или иных деталей рисунков или их пропуск, то при опросе необходимо подробнейшим образом выяснять причины. Подчеркнем, что успешная интерпретация теста возможна только при оценке и анализе всех его восьми рисунков как единого целого. Информация, по-лученная по каждому из рисунков, должна быть объединена в единую целостную и непротиворечивую психологическую характеристику че-ловека.

Перейдем теперь к анализу интерпретаций по отдельным рисун-кам APT. Схемы интерпретации, предлагаемые ниже, составлены нами на основе обобщения данных как законопослушных граждан, так и преступников.

В первой позиции теста выявляются особенности ориентации индивида в среде и, в частности, то, в какой степени он учитывает элементы окружающего его мира в своем поведении (име-ется в виду не только внешняя деятельность, но и внутренняя, психо-логическая, т.е. поведение в широком смысле). Это надо знать, изучая, например, личность насильственного преступника или лица, совершив-шего неосторожное правонарушение. Полученные данные могут исполь-зоваться и при криминологическом прогнозировании.

При интерпретации рисунка в первой позиции нужно исходить из того, что она представляет собой модель пространства, а точка в ней является элементом этого пространства. Возможны следующие основ-ные варианты интерпретации первой позиции. Обследуемый может, например, не заметить точку и нарисовать что-то, никак не связанное с ней. В другом случае он замечает точку, но в своем рисунке ее не использует. В третьем варианте точка используется в рисунке, но как абсолютно самостоятельный элемент; в четвертом — используется не-посредственно в рисунке, но не несет центральной смысловой нагрузки; в пятом — как смысловой центр рисунка.

Если точка является смысловым центром рисунка (сердцевина цветка, центр мишени, солнце и т.п.), то это означает, что человек в максимальной степени стремится учесть элементы среды. Он активно стремится к полноценной ориентировке, пропуская окружающий мир через свои представления и понятия. По мере уменьшения смысловой центральной нагрузки — точки — изменяется и характер ориентировки. Противоположное значение имеет рисунок, когда обследуемый даже не замечает точки, что очень часто встречается у насильственных прес-тупников.

Это является прямым аналогом соответствующего поведе-ния в реальности: такой человек часто не замечает то, что его окружа-ет, не учитывает в поведении многие элементы среды, его поведение может протекать как бы вне ситуации. Естественно, что все остальные варианты занимают промежуточные места по своему значению и их следует интерпретировать, исходя из предложенной биполярной смыс-ловой шкалы видов ориентировки.

Особо обратим внимание на некоторые тонкости интерпретации рисунков но первой позиции. Обследуемый может превратить точку в центральный смысловой элемент рисунка, но занять по отношению к ней пассивную позицию (например, нарисовать человека, который рассматривает ее через подзорную трубу). Такой тип рисунка встреча-ется часто у лиц с психастеническими чертами характера. Они тща-тельнейшим образом стремятся учесть каждый элемент окружающего мира, но являются крайне нерешительными и тревожными, не верят в свои силы, что и приводит к детальной, но чисто созерцательной и пассивной ориентировке.

В другом варианте обследуемый может как бы «замаскировать» точку (например, нарисовать массу снежинок, капель дождя, звезд и т.п. в виде точек). Такие рисунки обычно встречаются у людей, ко-торые стремятся к получению максимально полной информации о среде, преувеличивая ее значение. Для них не бывает ненужной ин-формации, «мелочей», поэтому они собирают об окружающих любые сведения. Эту информацию они тщательно анализируют, накапливают и используют при социальном взаимодействии.

Во второй позиции теста выявляется наличие у человека агрес-сивных тенденций, что очень важно для криминологического исследо-вания. В представлении людей крокодил обычно ассоциируется с та-кой чертой, как агрессия. Поэтому его рисунок является проекцией аг-рессивных черт характера, установок, злопамятности, подозрительнос-ти. При анализе рисунка необходимо обратить внимание на наличие прямых символов агрессии: открытой пасти, зубов, когтей, агрессивной позы (особенно показательно, когда крокодил что-то или кого-нибудь поедает). О наличии агрессии будут также свидетельствовать заострен-ные элементы рисунка и большие размеры нарисованного крокодила.

Тщательное вырисовываниё крокодила, по сравнению с другими рисун-ками, также свидетельствует о наличии актуальной агрессии. Глаза в этом рисунке имеют информативное значение, их вырисовка говорит о повышенной восприимчивости, подозрительности и поиске проявле-ния агрессии со стороны окружающих. Хвост символизирует наличие такой черты, как злопамятность. Чем более он выражен в рисунке, тем сильнее проявляется эта черта. Иногда встречаются рисунки, в которых крокодил как бы маскируется (плывет в воде, скрывается в зарослях и т. п.), что свидетельствует о наличии латентной агрессии. Обычно это встречается, когда она по тем или иным причинам не может быть от-крыто реализована.

Возможен и такой вариант рисунка: крокодил нарисован крайне агрессивным (открытая пасть, множество зубов и т.п.), а в словесной характеристике обследуемый описывает его как доброго, мягкого, ле-нивого. Это встречается у людей, которые декларируют свое доброже-лательное отношение к окружающим, скрывая наличие агрессии. Та-кое впечатление иногда производят осужденные за насильственные преступления.

У многих насильственных преступников рисунок крокодила может не иметь прямых символов агрессии, что, очевидно, можно проинтер-претировать как отсутствие у них актуальной агрессии как черты лич-ности. Правда, у таких лиц в рисунках крокодила бывают тщательно вырисованы глаза, широко открытые и зачерненные, что может свиде-тельствовать, на наш взгляд, о наличии такой черты, как чрезмерная чувствительность в сфере межличностных отношений, что уже отмечалось в научной литературе как свойственное насильственным прес-тупникам.

В третьей позиции теста выявляются особенности поведения человека в социальной группе и то, в какой степени он придерживается конвенциальных норм. Бесспорно, такая информация имеет значение для прогнозирования поведения осужденного в ИТУ. Если рисунок слона выходит за рамки прямоугольника, как бы разрывает его, то обычно это свидетельствует о тенденции к нарушению норм. Объясняется это тем, что сам по себе прямоугольник является ограни-чением, символизирующим действие норм.

Естественно, что пренебре-жение этим ограничением, несмотря на инструкцию, которая также яв-ляется моделью императивного действия норм, свидетельствует о не-способности или нежелании человека придерживаться в своем пове-дении нормативных предписаний. Изучение преступников с помощью APT позволило предположить, что в этой позиции выявляется тенден-ция человека к нарушению не каких-то конкретных видов норм (пра-вовых, нравственных и т.д.), а скорее психологическая непереноси-мость любых внешних ограничений поведения, формальных и нефор-мальных. Чаще всего, как показали наши исследования, рисунок слона выходит за рамки прямоугольника у преступников, которые, находясь в местах лишения свободы, являются злостными и активными нару-шителями режима.

Поскольку слона большинство людей представляют как животное не одинокое, а живущее в группе, именно поэтому автором теста он был выбран в качестве стимульного материала для опосредованного выявления особенностей поведения человека в группе. Кроме того, на наш взгляд, имеет значение и тот факт, что для европейцев слон яв-ляется достаточно нейтральным понятием, не вызывающим личностных эмоций или ассоциаций, связанных с прошлым опытом взаимодействия, в отличие, например, от лошади, коровы и других стадных животных. Таким образом, рисунок слона является прямым аналогом пове-дения человека в группе. Агрессивное поведение в группе проявляется в тех случаях, когда у слона рисуются бивни, слон находится в угро-жающей позе. Значение такой детали, как уши, — прямое: заинтересо-ванность в информации, значимость мнения окружающих о себе.

Люди, у которых особенно выражена эта черта, рисуют слона с поднятыми ушами, слон как бы прислушивается. По другим деталям определяется, предпринимает ли обследуемый какие-либо действия для завоевания признания окружающих. Поднятый хобот — стремле-ние привлечь к себе окружение, быть в центре внимания. Глаза ин-терпретируются так же, как в рисунке крокодила. Ресницы — признак наличия истероидно-демонстративных черт (если встречаются у муж-чин, то свидетельствуют о наличии «женских» манер поведения). Хвост символизирует отношение к себе, к собственным действиям, самооцен-ку. Поднятый хвост — положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный вниз — недовольство собой, своими социальными действиями, положением в группе.

Большое информативное значение имеет расположение слона в прямоугольнике. Если рисунок занимает весь прямоугольник, слону как бы «тесно» в нем, это свидетельствует о стремлении к доминиро-ванию в группе. Незначительные размеры рисунка — отсутствие тен-денции к доминированию, заниженная оценка своего социального ста-туса. Чаще слон изображается сбоку, но встречаются и другие вари-анты: он нарисован анфас или сзади. Вид сбоку не имеет особой информативной нагрузки. Изображение его анфас интерпретируется как эгоцентризм в социальных взаимодействиях. Изображение сзади — пренебрежительное отношение к социальной группе. Иногда это может быть защитной реакцией или отражать реакцию ухода от социальных контактов.

Особый интерес вызывают рисунки, когда слон изображается в границах прямоугольника, но из самого прямоугольника делается кар-тина, фотография, литография и т. п. Такие рисунки чаще встречаются у лиц, воспринимающих социальную среду (или свою группу) как неч-то неизменное, застывшее, привычное. При социальном взаимодейст-вии они пассивны и не стремятся к изменению своей социально-психо-логической позиции, при этом их поведение стереотипно, его составля-ют одни и те же формы. Достаточно часто такие рисунки встречаются и у лиц, которых не принимает социальная группа или же они сами обычно не совсем обоснованно считают, что группа их не принимает. Но в любом случае поведение такого рода лиц будет состоять из оп-ределенных социальных штампов, являющихся защитными реакциями.

Наиболее типично подобное поведение для шизоидных личностей, которые стремятся к психологической изоляции от социальной среды. Такое поведение характерно и для многих осужденных, плохо адапти-рованных в ИТУ. Их поведение в группе лишено естественности, они замкнуты и стараются избегать любых обязательств и ответственности. Преступники, отбывающие наказание в ИТК, часто рисуют слона как бы за решеткой, тем самым отражая в своих рисунках невозможность желаемого социального поведения, проблемы отрыва от привычного окружения, социальную изоляцию.

Четвертая позиция теста предназначена для выявления особеннос-тей общения. Люди, придерживающиеся формализованного и регла-ментированного общения, обычно ставят свою подпись не в центре квадрата. Если подпись расположена в верхней части квадрата, то это интерпретируется как стремление подчеркнуть свой социальный (а иногда и социально-психологический) статус. Подпись, сделанная в нижней части, встречается у людей, строго придерживающихся соци-ально-ролевого общения. Общительные люди, легко устанавливающие контакты, ставят свою подпись в середине квадрата.

Наличие в подпи-си начальных букв имени и отчества свидетельствует о выраженной тенденции к самоутверждению. Чрезмерное увеличение длины подписи по сравнению с количеством букв, составляющих фамилию, имеет ана-логичное значение и встречается у людей, страдающих от недостатка социального признания. Например, у лиц, которые совершили преступ-ление по мотивам преодоления дистанции с референтной группой. Подпись может служить также и предметом для графологического ана-лиза почерка.

В пятой позиции теста выявляются особенности субъективного восприятия и оценки действительности. Поскольку пятая позиция со-держит реальное противоречие (луна и солнце), то рисунок в ней является моделью субъективного отношения человека к неодно-значности жизненных ситуаций. Возможны несколько основных вари-антов такого рода отношений. Есть люди, восприятие которых пол-ностью определяется полярными оценками (хорошее — плохое; доб-рое — злое; светлое — темное и т.д.), и в их рисунках также присут-ствует такое деление, особенно часто это встречается у преступников, совершивших убийство.

Они, например, проводят линию, делящую пополам пространство пятой позиции по принципу: день — ночь или аналогичному. Противоположный тип оценки и отношения к ситуации встречается у людей, которые стремятся в своих рисунках объединить или примирить это противоречие. Например, они рисуют состояние природы, которое бывает вечером или ранним утром, когда можно на небе увидеть одновременно и солнце и луну. Такие люди обладают гибкой системой оценок, не стремятся однозначно определить ситуа-цию (хорошее — плохое), их не смущает имеющееся противоречие, и они воспринимают жизнь такой, какая она существует в реальности, независимо от их субъективного отношения.

В этой позиции встречаются также рисунки, которые никак не связаны со стимульным материалом, т.е. исходное противоречие как бы не замечается. Такой рисунок, как показали наши исследования, встречается у людей с несформированным подходом к реальности, пассивных и не стремящихся к пониманию и осмыслению того, что происходит вокруг них.

Эгоцентризм, оценка и анализ реальности только с позиций соб-ственных потребностей и желаний находит проявление в рисунке в виде субъективного объединения исходного стимульного материала. Например, рисуется дом, в котором с утра до вечера происходят ка-кие-либо события, или рисуется собственное времяпрепровождение (например, «днем я загораю под солнцем», «вечером иду на сви-дание»).

При анализе рисунков по пятой позиции необходимо также учи-тывать, что в них могут быть спроецированы личные проблемы об-следуемого, его желания и стремления. В этом случае интерпретация помимо основного значения позиции (подход к оценке реальности) может также выявлять и наличие конкретной актуальной ситуации, ее субъективное значение для обследуемого.

Шестая позиция теста направлена на выявление актуальной лич-ной ситуации обследуемого в сфере отношений с лицами противопо-ложного пола. Понятно, что информация такого рода важна для по-нимания половых преступлений или иных" насильственных действий, имеющих сексуальный подтекст. В этой позиции исходный стимульный материал (см. рис.) выражает собой как бы две противополож-ные стихии: максимальную стабильность (земля, берег) и максималь-ную нестабильность (вода, море, река).

Поэтому вода символизирует собой, как правило, эмоционально-чувственный аспект отношений, постоянно меняющийся во времени и по степени интенсивности, а бе-рег олицетворяет стабильность, определенность, ограниченность, что можно условно соотнести со стабильностью семейных отношений. Как стимульный материал, дерево, растущее на берегу, направлено па выявление наличия тенденций бытового оформления взаимоотно-шений. Эти условные значения являются исходными для интерпрета-ции рисунков по шестой позиции. Но особое значение здесь имеет описание рисунка обследуемым. Как показал наш опыт, в рисунках этой позиции, особенно в их описании, действительно отражаются проблемы и особенности взаимоотношений с лицами противополож-ного пола. Ниже приводится интерпретация наиболее часто встречаю-щихся элементов рисунка.

Иногда обследуемый воспринимает изображение воды как твер-дую почву (поле, песок, пашня). Обычно это связано с отсутствием эмоционально-чувственного опыта взаимоотношений либо с крайней неудовлетворенностью ими. Изображение птиц, особенно летающих над волнами чаек, имеет значение надежды, мечтаний и т.п. Корабль, лодка, парусник предполагают наличие актуальной проблемы, которая решается тем или иным способом в зависимости от направления движення судна. Если корабль движется к берегу, то это означает стрем-ление к максимальной стабильности отношений; если от берега, — то это имеет противоположный смысл.

Очевидно, «корабль» приобретает такое значение потому, что это единственное средство передвижения в такой нестабильной стихии, как вода. И поэтому если возникает не-обходимость в смене эмоционально-чувственного аспекта отношений (сторону стабильности или, наоборот, нестабильности и неустойчи-вости, а также в случае нереализованного стремления в этой сфере), то в рисунке это можно передать с помощью корабля или какого-либо другого судна, поскольку исходным стимульным материалом является вода. В случае отсутствия проблем и трудностей в эмоционально-чув-ственном аспекте отношений, у обследуемого не возникает необходи-мости в смене личной ситуации. Корабль или какие-либо другие плавающие суда не рисуются, и актуальная ситуация полностью пе-редается в описании рисунка.

Такие дополнительные детали рисунка, как листва на дереве, кустарник на берегу и т.п., встречаются у людей, придающих боль-шое значение бытовому оформлению личных отношений. О напряжен-ности влечений в сфере отношений с противоположным полом у муж-чин, например, свидетельствуют рисунки с агрессивными проявления-ми (самолет, пикирующий на цель, пиратский или военный корабль и т.п.). Показательно, что такие рисунки чаще всего встречаются у лиц, длительное время находящихся в условиях изоляции от общества. Большое информативное значение имеет рисунок человека в этой по-зиции. Обследуемые при описании часто наделяют его своими пробле-мами, чертами и желаниями.

Седьмая позиция теста выявляет особенности поведения человека в конфликтной неустойчивой ситуации, что, как и предыдущие данные, имеет большое криминологическое и пенитенциарное значение. Накло-ненная фигура, являющаяся здесь стимульным материалом, уже в силу своего пространственного положения символизирует неус-тойчивость. В рисунках могут проявляться следующие варианты по-ведения. Люди, выбирающие для разрешения неустойчивых ситуаций агрессивный путь, идущие на конфликт, наклоненную фигуру прини-мают за елку и рисуют человека, который ее спиливает или рубит. Но в этом случае конфликтность человека ограничивается чаще всего сферой бытовых отношений. Например, в нашем исследовании такой тип рисунка встречался у лиц, совершивших насильственное преступ-ление на семейно-бытовой почве.

Если же человек конфликтен и агрессивен и в бытовой, и в со-циальной сферах, то в рисунке это проявляется следующим образом: рисуется несколько аналогичных наклоненных фигур, одна из которых поддерживается аналогичной наклоненной фигурой. Такие рисунки можно проинтерпретировать как стремление к разрешению конфликта путем его обострения. Противоположное значение имеют рисунки лиц, которые любым путем стараются стабилизировать неустойчивость фи-гуры.

Например, они могут нарисовать подпорку или человека, под-держивающего фигуру, пририсовать корневую систему и т. д. Люди, обнаруживающие стремление к рациональному разрешению неустой-чивой ситуации, обычно рядом с наклоненной фигурой рисуют прямые фигуры или деревья, тем самым как бы показывая образец того, что должно быть на самом деле. Иногда из наклоненной фигуры делается, например, ракета или стая журавлей, улетающих в небо, что обычно встречается у лиц, которые любую неустойчивую ситуацию пытаются психологически нейтрализовать путем вытеснения ее из своего созна-ния.

О крайне пассивном отношении к неустойчивой ситуации свиде-тельствуют рисунки типа: «грибы растут под елкой», «ежик убегает из-под елки», «рядом с елкой собирают грибы» и т.д. Иногда такие рисунки встречаются у инфантильных личностей, не способных к вос-приятию ситуации как неустойчивой или конфликтной для себя. Встречаются также рисунки, когда стабилизация наклоненной фи-гуры осуществляется путем того, что кто-то взваливает ее на плечи («дед Мороз несет елку») или несет ее в руках или иным способом.

Такие рисунки характерны для людей, которые, не пытаясь активно разрешить конфликтную ситуацию, максимально в нее включаются, надеясь таким способом ее нейтрализовать (буквально «вытягивают конфликт на своих плечах»). Иногда в рисунках проявляются пара-доксальные и необычные реакции на неустойчивую ситуацию. Напри-мер, наклоненная фигура превращается в елку и всячески украшается, или же она поджигается, или рисуется человек, собирающий с нее плоды.

Первый вариант рисунка может встречаться у людей, которые по-лучают своеобразное эмоциональное удовлетворение от нахождения в конфликтной неустойчивой ситуации. Во втором варианте человек разрешает конфликтные ситуации путем полного выхода из них, пси-хологически уничтожая источник конфликта. И в последнем случае рисунок символизирует собой использование конфликтной ситуации для получения тех или иных эмоциональных или материальных выгод. Все эти три варианта рисунка часто встречаются у различных катего-рий преступников, особенно у корыстных и корыстно-насильственных, что позволяет предположить, что так называемый «корыстный мотив» играет далеко не основную роль в генезисе этого вида преступ-лений.

Исходный тестовый материал в восьмой позиции стимулирует об-следуемого к изображению человека или только его лица. Интерпретация этой позиции основывается на том, что обследуемый создает в ней свой автопортрет или проецирует наиболее характерные черты своей личности. Если нарисован человек или лицо человека, необходимо попросить обследуемого как можно более полно охаракте-ризовать его, рассказать о проблемах этого человека, чертах харак-тера, привычках, склонностях и т.д. Выражение лица человека явля-ется характеристикой типа личности обследуемого.

Как показывает наш опыт, в этой позиции теста часто встреча-ются и рисунки животных или неодушевленных предметов. Такие ри-сунки также являются прямой характеристикой личности обследуемого и требуют тщательного дополнительного опроса. Например, могут быть нарисованы: кукла, снеговик, сказочный герой. Во всех этих случаях правильно построенный опрос обследуемого приведет к тому, что он наделит своими чертами и проблемами нарисованный им персонаж.

Но большое информативное значение может иметь и сам характер изображенного предмета. Например, снеговика в восьмой позиции ри-суют чаще всего люди, отличающиеся мягкостью, пассивностью, жен-ственностью. Куклы рисуют инфантильные личности с неустойчивым представлением о себе. Каким бы ни был парадоксальным рисунок в этой позиции в плане характеристики личности, его необходимо рас-сматривать как представление обследуемого о себе, причем не обяза-тельно осознанное. Но иногда имеют место случаи, когда обследуемый проецирует в своем рисунке только наиболее актуальную личную про-блему, что выясняется в процессе беседы.

Опыт применения нами методики APT показывает, что ее наибо-лее целесообразно, в силу крайне прикладного характера, использовать для исследования конкретного индивида, а не социальных групп, с целью получения о нем информации, позволяющей вскрыть некото-рые его характерологические особенности, а главное — личные пробле-мы и потребности, имеющие криминологическое и исправительно-тру-довое значение. По своей природе данный тест является ориентировоч-ным и как единственный метод исследования применяться не может, так как его валидность полностью определяется опытом исследовате-ля и его навыками интерпретации рисунков.

Поэтому при проведении научных исследований с применением данного теста необходимо иметь дополнительную информацию о личности, полученную путем примене-ния других психодиагностических методик, изучения материалов и т.д. Тестовый материал этой методики, как показал наш опыт, обла-дает высоким стимульным потенциалом для активизации механизмов проекции. Особая ценность методики, в том числе и в криминологи-ческом аспекте, на наш взгляд, заключается в том, что она дает воз-можность получения достаточно полной информации о тех аспектах личности и жизни человека, которые он, как правило, скрывает от ок-ружающих.

Методика проста в употреблении, относится к разряду эк-спресс-методов и позволяет в относительно короткий промежуток вре-мени (10-15 мин) составить представление о характере человека и его" актуальной жизненной ситуации. Методика достаточно надежна, поскольку инструкция и исходный стимульный материал не вызывают у обследуемого никаких опасений, реакций «ухода».

Ценность ее в аспекте изучения личности преступника, на наш взгляд, прежде всего в том, что она дает информацию, позволяющую строить вероятност-ную модель поведения человека в той или иной, особенно в критичес-кой, ситуации, а также позволяет оценить общее психологическое со-стояние, наличие патологических черт и влечений. Мотивацию конкрет-ного преступного поведения только с помощью предложенной методи-ки, на наш взгляд, раскрыть крайне затруднительно. Результаты, полученные с ее помощью, скорее должны использоваться как мате-риал для построения психологических гипотез о действительных при-чинах поведения как в период отбывания наказания, так и после его отбытия.

1. Антонян Ю. М. И др. Некоторые отличительные психологические черты личности преступника //Личность преступника и предупреждение преступлений.-М.,1987

2. Антонян Ю. М. Методика ТАТ в изучении личности преступника//Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия.-М.,1988

3. Кудряков Ю. Н., Голубев В. П. Ассоциативный рисуночный тест: основы интерпретации и опыт применения//Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия.-М.,1988

4. Антонян Ю. М. , Гульдан В. В. Использование теста Роршаха в криминологическом исследовании//Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия.-М.,1988

5. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М., 1980

Лабораторная работа 2. Акцентуации характера и их влияние на совершение преступления (2 ч).

Цель: провести диагностику акцентуаций характера личности преступников и выявить психологические особенности, совершаемых ими преступлений.

ТЕСТ на выявление акцентуированных черт личности

Инструкция: Прочитайте внимательно каждый из 100 вопросов. Ответьте на каждый из них утверждением «Да» или «Нет».

1. Люблю ярко одеваться.

2. Люблю поспать.

3. В детстве у меня было много мелких травм.

4. Нравится подражать известным актерам.

5. Я упрям.

6. Меня раздражают хмурые люди.

7. Я много времени трачу у зеркала.

8. Я нравлюсь противоположному полу.

9. Мне нравится черный цвет.

10. Мне нравится, когда меня опекают.

11. Я подозрителен.

12. Мне нравится ярко-красный цвет.

13. У меня плохое зрение.

14. Я больше откровенен с незнакомыми мне людьми.

15. Не люблю загадывать на будущее.

16. Я уверен в себе.

17. Могу заговорить и познакомиться с незнакомым человеком.

18. Мне нравится серый цвет.

19. Мне нравится, когда меня знакомят с кем-либо.

20. Не люблю, когда критикуют за мою работу.

21. Не люблю, когда критикуют мои организаторские способности.

22. Чаще всего я предпочитаю оставаться в тени.

23. Мне нравится, когда восхищаются моей одеждой.

24. Я часто влюбляюсь, но все проходит быстро.

25. Мне нравится коричневый цвет.

26. Люблю свободную одежду

27. У меня хорошо получается руководство людьми.

28. Если мне кто-либо мешает, то я стараюсь сразу уйти.

29. Не могу долго находиться в толпе людей.

30. Люблю одиночество.

31. Могу совмещать несколько занятий сразу.

32. Люблю появляться внезапно.

33. Я часто краснею.

34. Чаще всего меня раздражают близкие мне люди.

35. Большинство моих друзей старше меня.

36. Плохо запоминаю имена.

37. Я нетерпелив.

38. В отпуске я предпочитаю отдыхать в одном и том же месте

39. Люблю путешествовать.

40. Я нерешителен.

41. Я увлекаюсь одним видом спорта.

42. Я сменил много мест работы.

43. Я увлекался многими видами спорта, но ни на одном из них не остановился.

44. Меня раздражают многословные люди.

45. Когда я увлекаюсь, то часто повторяю слова.

46. Плохо запоминаю названия улиц.

47. У меня хорошая память на имена.

48. Хорошо запоминаю, кто во что одет.

49. Я мечтателен.

50. Закрыв глаза, могу ярко представить какую-либо сцену.

51. У меня был друг, с которым дружил много лет, но вдруг мы расстались.

52. В детстве я был очень непослушным.

53. Мне часто говорили, чтобы я был более спокоен.

54. Если я иду куда-либо, то предпочитаю брать кого-либо с собой из друзей.

55. У меня хорошие художественные способности.

56. В первой половине дня я более работоспособен.

57. Мне нравится наблюдать за людьми со стороны.

60. Вечером я более работоспособен.

61. В последнее время я очень раздражителен.

62. Мне кажется, меня плохо понимают.

63. У меня частые конфликты с соседями.

64. В юности мне часто делали замечания за неряшливую одежду.

65. Люблю гулять по улицам без цели.

67. Я усидчив.

68. Люблю водиться с малышами.

69. Я хорошо чувствую, когда нравлюсь кому-либо.

70. В детстве я часто плакал.

71. Мне нравится яркий макияж.

72. Нравится петь с друзьями.

73. Люблю танцевать.

74. Люблю ходить в гости.

75. Меня часто посещает страх.

76. Я неуверен в себе.

77. Люблю громко включать музыку.

78. Мне говорили, что у меня хорошая реакция.

79. Нравится одевать значки, броши и т. д.

80. Мне нравится, когда на меня обращают внимание.

81. У меня всегда хорошие отношения с родителями.

82. Я предпочитаю не говорить людям о неприятных для них вещах.

83. Мне трудно выступать перед людьми.

84. Я предпочитаю избегать ссоры.

85. Мне говорили, что я фантазер.

86. У меня лучше получается работа с бумагами, чем с людьми.

87. Всю жизнь меня преследуют травмы.

88. Мне нравится тишина.

89. У меня лучше получается работа с людьми, чем с документами.

90. Через несколько минут спора я начинаю кричать.

91. У меня очень много друзей и я хотел бы организовать их встречу.

92. Люблю готовить.

93. Мне нравится приглашать гостей.

94. Мне говорили, что я хвастун.

95. Мне нравится комбинировать.

96. У меня часто были конфликты в общественных местах.

97. Я хотел стать актером, художником и т. д.

98. Мне нравится подчинять себе людей.

99. Даже после ссоры я готов найти общий язык.

100. Мне правится, когда за мной наблюдают.

Обработка результатов:

I. 1, 4, 6, 7, 8, 23, 24, 48, 49, 50, 55, 60, 71, 73, 79, 80, 85, 94, 97, 100 Х 5.

II. 9, 10, 13, 28, 29, 30, 40, 56, 57, 66, 67, 70, 75, 76, 81, 82, 83, 84, 86, 88 Х 5.

III. 17, 21, 25, 26, 27, 31, 39, 47, 54, 58, 60, 67, 72, 89, 91, 92, 93, 95, 98, 99 Х 5.

IV. 3, 12, 15, 37, 42, 52, 53, 59, 61, 62, 63, 64, 65, 74, 77, 78, 87, 90, 96 Х 5.

V. 2, 5, 11, 1.1, 16, 18, 19, 20, 22, 32, 33, 34, 35, 36, 38, 41, 41, 45, 46, 51 Х 5.

Тестируемый отвечает на вопросы либо в утвердительной (да), либо в отрицательной форме (нет). Да — обозначается плюсом, нет — минусом. Ответив на все вопросы, он переходит к выполнению следующего задания. В конце теста указаны номера вопросов, которые распределены по цифрам I, II, III, IV, V. Испытуемый должен выбрать все положительные ответы (+), соответствующие указанным номерам. После этого сумму плюсов, получившихся под каждой римской цифрой, умножить на 5. В результате умножения получаются цифры, соответствующие процентному содержанию акцентуированных признаков. Отметим, каким признакам соответствует каждая римская цифра.

I — истероидность.

II — астения,

III — гипертимность,

IV — эмоционально-неустойчивость,

V — эпилептоидность.

Таким образом, формула акцентуированной личности тестируемого условно может выглядеть следующим образом:

ГЭИЭ/н А, где каждая акцентуация стремится к 100%.

Все буквенные значения акцентуаций располагаются в порядке убывания. На первом месте стоят акцентуации, чье процентное содержание самое большое. Их можно принять за доминанту. При этом остальные будут служить акцентуированным фоном.

Инструкция : Внимательно посмотрите на бланк. Вам необходимо в каждом квадрате нарисовать или дорисовать картинку. В некоторых квадратах указано что следует нарисовать (крокодил, слон, подпись), в остальных – рисуете то, что хотите, на что, по-вашему, похоже изображение.

Интерпретация:

1-й квадрат;

Если точка является смысловым центром, то такой человек стремиться к максимальной, полноценной ориентировке пропуская окружающий мир через свои представления и понятия.

Если точка не замечается, то человек в жизни не замечает, что его окружает, не учитывает многие элементы среды, его поведение протекает вне ситуации.

Если точка является частью чего-либо, такие люди стремятся учесть каждый элемент среды, но являются крайне нерешительными, они не верят в свои силы, что приводит к деятельной, но пассивной ориентировке.

Если точка замаскирована, человек стремиться к максимальной информации в среде, преувеличивая его значение.

2-й квадрат; Выявляет агрессивность . Прямые символы агрессии - открытая пасть, зу­бы, когти, большие размеры рисунка. Если крокодил что-то поедает, наличие ши­пов - защита от окружающих, если на него нападают.

Ярко прорисованные глаза - повышенная восприимчивость и подозритель­ность. Хвост - символизирует злопамятность.

Скрытая агрессия: если психологическая характеристика не соответствует рисунку, если он замаскирован он в зарослях или плывет в воде.

Если рисунок смотрит вправо - взгляд в будущее, если влево - в прошлое.

3-й квадрат; Поведение в социальной группе . Если рисунок выходит за рамки квадрата - это свидетельствует о нарушении норм поведения. Бивни - агрессивное поведение в группе.

Уши - прямая заинтересованность в информации, значимость мнения окру­жающих о себе. Поднятый хобот - стремление привлечь к себе внимания. Ресницы - наличие демонстративных черт в характере. Поднятый хвост - положительная оценка себя, своих действий в группе. Опущенный хвост - недовольство собой.

Большой слон - стремление к доминированию в группе, наличие лидерских качеств.

Если рисунок расположен лицом - эгоцентризм социального взаимодейст­вия, сзади - пренебрежительное отношение к социуму.

Если квадрат как-то оформлен - такие люди воспринимают социальную среду, как что-то застывшее, привычное их поведение стереотипно.

4-й квадрат: Выявляет особенности общения . Если роспись не в центре квадрата - эти люди придерживаются формализованного и регламентированного общения.

В верхней части - стремление подчеркнуть свой социальный статус.

В нижней части - люди придерживаются строгого социально-ролевого общения.

Общительные люди ставят свою роспись в середине квадрата.

Наличие начальных букв имени и отчества - стремление к самоутвержде­нию. Если поднимается вверх - высокая самооценка.

5-й квадрат: Субъективное восприятие действий, отношение к реальности.

Если рисунок делят пополам или противоречия пытаются объединить - та­кие люди не стремятся однозначно определить ситуацию, их не смущают имею­щиеся противоречия, воспринимают жизнь такой, какая она есть.

Если не замечают противоречия - это несформированный подход к реальности.

Субъективное объединение противоречий - рисуется человек, который загорает и спит - эгоцентризм в оценке реальности.

6-й квадрат: Выявляет актуально жизненную информацию с противоположным по­лом.

Если изображение воды принимается за почву - это связано с эмоционально чувствительным опытом взаимоотношений, либо с проблемой неудовлетворенности.

Наличие птиц - надежды и мечты.

Корабль - наличие актуальной проблемы (нет корабля, нет актуальной проблемы).

Дополнительные детали - большое значение бытовому оформлению личных отношений.

7-й квадрат: Поведение в конфликтной ситуации.

Если наклонная фигура принимается за елку и человек ее рубит или пилит - разрешение конфликтной ситуации с помощью агрессии.

Рисуется множество наклонных фигур - разрешение конфликтной ситуации путем его обострения.

Если с наклонной рядом рисуется прямостоящая фигура или она стабилизируется - это рациональное разрешение ситуации.

Если делается ракета или стая журавлей люди пытаются конфликт нейтрализовать путем вытеснения его из своего сознания.

Пеньки, звери, убегающие от елки - пассивное разрешение конфликтной ситуации.

Если из елки делается фейерверк - в конфликтной ситуации часто взрывает­ся.

8-й квадрат: Автопортрет.

Неодушевленный - человек не знает, какой он.

Замкнутые линии - человек замкнутый. Сильные нажимы - высокая тревожность, слабые линии - низкий энергетический уровень.

Хотите научиться расшифровывать знаки подсознания? С помощью графических проекций (ассоциативных рисунков) квадратов Вартегга вы узнаете о таких сторонах личности, проявляющихся в графических символах, как:

  • самооценка;
  • социальные навыки;
  • амбиции, активность и способы достижения цели;
  • внутренняя устойчивость;
  • особенности личных взаимоотношений;
  • отношение к страхам;
  • чувство безопасности;
  • и многое другое…

На первый взгляд может показаться, что каждый человек и так все про себя знает. На самом деле это не совсем правда. Мы часто находимся в плену субъективных заблуждений, не всегда понимаем самих себя и окружающих, игнорируем свое бессознательное и считаем, что все зависит только от наших сознательных усилий. Огромный пласт информации о себе и окружающих бывает просто недоступен нашему сознанию.

О методике Вартегга

Тест Вартегга относится к категории экспрессивно - проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка.

Для графолога - это частный, дополнительный метод исследования. Он помогает понять визуальные, символические смыслы, которые возникают у человека относительной той или иной стороны жизни (относительно себя самого, окружающих людей, своих планов и устремлений, способа действия, тревог и страхов и т. п.).

Тест позволяет измерить зрительно-духовные, смысловые отношения человека, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.

Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века. Тест наиболее распространен в странах Европы. У нас в стране он малоизвестен, но последнее время с появлением русскоязычной монографии этого теста, под редакцией В. Калиненко, о нем стали больше говорить и использовать.

Графический тест «Вартегг»

Стимульный материал (сам тест) - это стандартный бланк с 8-ю квадратами, в каждом из которых изображена простая фигура или линии.

Инструкция к тесту

Перед вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности, подпишите, в какой последовательности вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках.

Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.

Квадраты Вартегга

1 квадрат

Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго-концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.

2 квадрат

Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. Окружающий мир - агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию.

В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.

3 квадрат

Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива, планы на будущее, карьерный рост.

4 квадрат

Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.

5 квадрат

Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.

6 квадрат

Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.

7 квадрат

Точки означают восприятельность, утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям.

Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.

8 квадрат

Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты. Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.

Говоря об этом тесте, нельзя игнорировать графические признаки: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Все эти особенности будут повторяться и в почерке. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.

Рассматривая просто содержание рисунка можно иметь приблизительное представление о нормативности или проблемности изучаемого аспекта, восприятие и отношение человека к этой психологической области.

Рассматривая же графические признаки, и, особенно, почерк, можно получить информацию гораздо более информативную, касающуюся комплексного строения личности. Почерк дает понимание того, что происходит с человеком, почему это происходит, как давно это происходит, что заложено от природы и является неизменным, а что сформировалось под влиянием окружающих условий, воспитания, временных стрессов.

Интрепретации теста Вартегга

Тест выполняла Оксана Федорова, телеведущая, «мисс Вселенная»

1-й квадрат «Цветок любви»

Изображение - типично женское решение. Стоит обратить внимание на характер изображения этого цветка: точка (Эго, Я) является центром небольшой окружности, к которой примыкает множество лепестков. И окружность, и лепестки закрывают центральную точку от внешних воздействий, выступают своего рода щитами, защитными механизмами. Человек закрытый, избирательный скрывает истинные чувства и эмоции.

2-й квадрат «Кувшин - грация»

Кувшин напоминает силуэт человека. Акцент смещен на контур, причем он передан сильным нажимом и зачернениями. Сейчас человек испытывает некоторые трудности в социальной адаптации: его роль в обществе еще до конца не определена, многое отдается имиджу, внешней составляющей, тогда как глубина, сущность остаются скрытыми, неявными. Сильное напряжение в психомоторных проявлениях свидетельствует о неудовлетворенности таким положением вещей.

3-й квадрат «На вершине мира»

движение по нарастающей продолжено до пределов квадрата, что отражает амбициозность и высокие притязания рисующей. И само название рисунка указывает на то, что перед нами человек, стремящийся реализовываться по полной программе.

4-й квадрат «Точка притяжения»

Черный квадрат - точка притяжения элементов-квадратиков разнообразной величины и размеров. Графически линии и штрихи в этом квадрате выполнены схематически, со слабым нажимом. Продолжение и разрастание мотива черного квадрата указывает на разрастающуюся подспудную внутреннюю тревогу и страх. Местоположение квадрата указывает на частичное вытеснение этих состояний из сознания. Человек настраивает себя на более позитивный и оптимистический лад. Однако сам не до конца уверен в этом позитивном настрое.

5-й квадрат «Шпага»

Шпага имеет несколько бутафорский вид и не несет в себе мотива агрессии (что часто бывает в рисунках, изображающих оружие). Шпага используется скорее как некоторый атрибут самозащиты. Пересечение двух перпендикулярных прямых указывает на активность, развитую мотивацию преодоления трудностей.

6-й квадрат «Дом»

Типично женское решение. Интересен характер изображения дома: он закрыт от посторонних людей, есть забор.

Существует стремление к интеграции, соединению, выстраиванию личных отношений. Однако эти отношения не предаются широкой огласке, тщательно скрываются даже от близких людей.

7-й квадрат «Дуэт»

Рисунок отражает стремление скрыть свою внутреннюю уязвимость, чувствительность, внешне не показывать ранимость (точки обводятся). Сюжет рисунка указывает на внутреннее стремление к соединению, необходимость быть в паре, бессознательную потребность в безусловном приятии, поддержке со стороны.

8-й квадрат «Побег от дождя»

В рисунке видно желание человека найти убежище, место, где можно скрыться от внешних воздействий, негативного влияния окружающей среды. Необходим отдых, возможность ощутить себя в безопасности. Местоположение квадрата отражает суперактуальность этого намерения на сегодняшний день.

Резюме : Чувственная и чувствительная натура, женственность, мягкость, гибкость. При этом закрытая, избирательная, не показывающая свои истинные чувства и эмоции вовне, «себе на уме». Высокие притязания сочетаются с мотивом достижения целей, что свидетельствует об активной самореализации. Однако своего места в жизни человек еще не обрел, нет удовлетворенности и в своем социальном статусе. Бессознательная потребность в безусловном приятии, чувстве опоры и внутренней безопасности.

Тест выполняла женщина, 26 лет

Бросается в глаза скупость заполнения полей, лаконичность рисунков, акцент на геометрических фигурах. Такие решения не типичны для молодой женщины.

1-й квадрат : мишень. Мотив мишени в первом квадрате - типичный мужской вариант. Точка в центре (ЭГО): акцент на индивидуализации, своем Я. Однако, сама точка не увеличена, не пририсовывается, не обводится, с ней вообще не проводится никаких манипуляций. Ее «оставили в покое», окружив кругом. Пространство круга вокруг - зона личного пространства человека, причем в этом пространстве больше нет объектов, связей и пр. Точка в центре одинока - и это не просто интроверсия, а аутсайдерство, склонность к аутичности.

2-й квадрат : мало заполнен. Глаз - страхи, опасения контактов, замкнутость в общении. 2-й квадрат вытесняется на 7-е место, что является показателем вытеснения социальной области из-за ее фрустрированности. Человек рационализирует свои страхи по поводу отношений. Она закрыта, «приглядывается» к окружающему миру, старается избегать активных контактов, все время «на стороже».

3-й квадрат : нет продолжения восходящих линий, но также нет продолжения рисунка вправо вообще. Произошла остановка в саморазвитии, нет амбиций, устремленных в будущее, человек довольствуется тем, что имеет (исходя из интерпретации 1 и 2 квадратов, эта остановка продиктована страхами и неуверенностью как в отношении самой себя, так и отношений с людьми).

4-й квадрат : продолжение мотива исходного черного квадрата. Мотив страха и тревоги генерализуется. При этом, человек все свои страхи держит при себе (внутри домика), мало кому открывается, не показывает свои переживания. Повторяется мотив одиночества, погруженности в себя.

5-й квадрат : коррелирует с 3-им и показывает, что страх продвижения вперед, остановка в мотивации здесь также присутствует. Преодоление препятствий затруднено (линия не преодолевается, не пересекается). Фрустрация.

6-й квадрат : область личных отношений. Квадрат располагается на 2-ом месте, что показывает об актуальности этой сферы. Стремится к интеграции, соединению, но, обращая внимание на проблемность остальных квадратов, и учитывая сухость, безжизненность мотива самого квадрата (сухой прямоугольник, безжизненный, без деталей, геометрическая фигура), - это просто желание обрести уверенность и стабильность в личных отношениях без умения и понимания как это сделать. Ее сдержанность, закрытость, подавленная эмоциональность диктуют слишком прямолинейный и формальный стиль поведения и в личных отношениях. Квадрат также показывает стиль мышления. Присутствует связность, последовательность, рассудочность.

7-й квадрат : мордочка. Появляется единственное живое существо. Чувственность, чувствительность, эмотивность. Но, поскольку 7-й квадрат отражает бессознательное, внутреннее, то эта эмотивность и чувственность подавлена, существует глубоко и внешне никак не транслируется, зажимается запретами и табу.

8-й квадрат : окружность, без дополнительных деталей. Рационализация, внутренний мир герметичен, зациклен. Мотив 8-го квадрата перекликается с 1-ым квадратом.

Графические особенности : преобладают линии, углы, аркады, узкие, лаконичные формы, много незаполненного пространства, линия тонкая, со слабым нажимом.

Резюме : трудности во взаимоотношениях, самопроявлении, адаптации. Высокая степень рационализации, блокирующая выход непосредственных реакций даже в виде обычных эмоций (радости, грусти, интереса). Сильные табу, запреты. Мотивы одиночества и аутсайдерства. Не женственность, сухость, критичность, прямолинейность. Повышенный контроль и давлеющее Супер-Эго.

Тест выполняла женщина, 31 год

Порядок заполнения квадратов нормативный. Но, в данном случае такое заполнение- это дань формализму, стандартности мышления. На это указывают графические признаки: тщательная прорисовка деталей, сильный нажим, четкость линии, без схематизаций и упрощений. Рисунки выполнены в стиле перфект.

В 1-ом квадрате (квадрате Эго) - цветок. Для женщины это нормативное решение. Но зауженные лепестки, их закрытость, герметичность, замкнутость указывают на повышенную реакцию защиты своего Я. На это же указывает и листочек, выполненный угловатыми движениями.

Интересно, насколько лепестки похожи на формообразование букв в почерке. Такие же глубокие и узкие гирлянды и аркады.

Во 2-ом квадрате (квадрат социальности) чайка, парящая в небе, в стае таких же чаек над морем и парусником.

В этом мотиве есть оторванность от реальности (земли, активного стояния на ногах). Такая проекция указывает на потерю связи со своими истинными желаниями и потребностями. Акцент на зоне рацио (верх рисунка) говорит о повышенных процессах рационализации, подавлении чувств, непосредственного реагирования, естества.

3-й квадрат (квадрат амбиций и планов). Проблематичное решение. Нет поступательного движения вверх. Рисуется много ограничителей и препятствий на пути. Зачернения в рисунке указывают на психомоторное напряжение, вызванное предложенными стимулами.

Таких зачернений в целом по тесту очень много. Психологическое неблагополучие, фрустрация затрагивает уже различные плоскости психической активности человека.

4-й квадрат (квадрат неосознаваемых тревог, страхов). Очень необычное решение для этого квадрата. Фотография семьи, с дополняющими черными квадратами по углам рамки. Есть зачернения. Присутствует хроническая тревожность, возможно чувство вины, неудовлетворенность.

5-й квадрат (реализация амбиций и планов). Стрела, направленная на себя (в левый нижний угол). Мотив рисунка говорит об излишней рефлексии, страхе продвижения вперед, ступоре в активности.

6-й квадрат (квадрат личных отношений, интеграции). Линии соединяются друг с другом не сами по себе, а через дополнительную линию. Все зачернено, заштриховано. Зона личных отношений явно форустрирована, нет доверия к окружающим. Отношения складываются по типу: ты - мне, я - тебе, через выполнение каких-то условий, особенных правил и норм. Отсутствует непосредственное приятие окружающих, открытость.

7-й квадрат (квадрат сензетивности). Кошка выгнула спину. Можно сказать, что внутренне она очень чутко прислушивается, приглядывается и осязает окружающий мир. Находится в позе защиты. Сама поза кошки напоминает аркаду.

8-й квадрат (квадрат безусловного приятия, гармоничности). В этом квадрате впервые встречается динамичное решение. Внутренне человек ощущает необходимость двигаться вперед, решать свои проблемы. Но, при этом, необходима защита, гарантия безопасности такого движения (автомобиль).

Резюме : перфекционизм, критичность, нормативность, стандартность восприятия и мышления, мешающие самореализации, индивидуализации личности. Закрытость, отстраненность от социума, позиция защиты от мира, недоверчивость. Подавление истинных чувств, импульсов излишней рационализацией, запретами и табу. На этом фоне развитие тревожности, фрустрированности, внутренних конфликтов. Потребность в заботливых социальных условиях, безусловном приятии.

Анализ почерка показывает: преобладание психомоторного контроля над свободой, перфекционизм, стандартность, нормативность формы, наличие маски, размеренность движения, медленную скорость, сильный нажим, доминирование 7-й потенции по Одэму, психотип по Юнгу - интровертный этик с сенсорикой.