Жизненный путь Пьера Безухова в романе “Война и мир”: духовный путь исканий, история жизни, этапы биографии. Пьер Безухов: характеристика персонажа. Жизненный путь, путь исканий Пьера Безухова Безухов п

ПЬЕР БЕЗУХОВ

ПЬЕР БЕЗУХОВ - герой романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» (1863-1869). Прототипами образа П.Б. служили вернувшиеся из Сибири декабристы, жизнь которых дала Толстому материал для первоначального замысла, преобразовавшегося постепенно в эпопею об Отечественной войне 1812 года. Подобный П.Б. персонаж есть уже в первоначальном замысле повести о вернувшемся из Сибири декабристе, Петре Ивановиче Лабазо-ве. В ходе работы над набросками и ранней редакцией романа Толстой сменил много имен будущему П.Б. (князь Кушнев, Аркадий Безухий, Петр Иванович Медынский). Почти без изменений (по сравнению с замыслом романа) осталась основная сюжетная линия героя: от юношеской беззаботности до зрелой умудренности.

Петр Кириллович Безухое - незаконнорожденный сын богатого и знатного екатерининского вельможи, признанный законным наследником лишь после смерти отца. До 20 лет он воспитывался за границей, появившись в свете, обращал на себя внимание нелепостью поведения и одновременно естественностью, отличавшей его от окружения. Как и его друг Андрей Болконский, П.Б. поклоняется Наполеону, считая его истинно великим деятелем своего времени.

П.Б. - увлекающаяся натура, человек, наделенный мягким и слабым характером, добротой и доверчивостью, но в то же время подверженный бурным вспышкам гнева (эпизоды ссоры и объяснения с Элен после дуэли; объяснение с Анатолем Курагиным после его попытки увезти Наташу). Добрые и разумные намерения постоянно приходят в противоречие со страстями, одолевающими П.Б., и часто приводят к большим неприятностям, как в случае с кутежом в компании Долохова и Ку-рагина, после которого он был выслан из Петербурга.

Став после смерти отца одним из самых богатых людей, наследником титула, П.Б. вновь подвергается серьезнейшим испытаниям и искушениям, в результате интриг князя Василия женившись на его дочери Элен, светской красавице, неумной и распутной женщине. Этот брак делает героя глубоко несчастным, приводя к дуэли с Долоховым, к разрыву с женой. Склонность к философским рассуждениям сводит П.Б. с видным масоном Баздеевым и способствует увлечению масонством. П.Б. начинает верить в возможность достижения совершенства, в братскую любовь между людьми. Он пытается под влиянием новых для него мыслей заниматься улучшением быта своих крестьян, видя счастье жизни в заботе о других. Однако из-за своей непрактичности терпит неудачи, разочаровываясь в самой идее переустройства крестьянской жизни.

Поиски содержания и смысла бытия сопровождаются у П.Б. символическими сновидениями (сон о собаках-страстях, терзающих его; сон, увиденный после Бородинского боя под впечатлением последнего разговора с князем Андреем и самого сражения). Свойство психики П.Б. преобразовывать еще недостаточно уясненные им мысли в образы сновидений вполне объяснимо эмоциональным состоянием героя, а также его подверженностью (под влиянием масонства) философско-мистическим настроениям. Так, например, П.Б., принявший решение убить Наполеона, высчитывает мистическое число его и своего имен.

В 1808 году П.Б. становится во главе петербургского масонства и постепенно, осознав фальшь этого движения, приходит к разочарованию в его идеалах и участниках. Самый напряженный период жизни героя - накануне и во время войны 1812 года. Глазами П.Б. читатели романа наблюдают за знаменитой кометой 12-го года, предвещавшей необыкновенные и страшные, по общему убеждению, события. Канун войны осложняется для героя ясно осознанным им чувством глубокой любви к Наташе Ростовой, в разговоре с которой он проговаривается о своем чувстве.

Приняв близко к сердцу события войны, разочаровавшись в своем прежнем кумире Наполеоне, П.Б. отправляется на Бородинское поле наблюдать за сражением. Он видит единение защитников Москвы, желающих «навалиться» на врага «всем народом». Там же П.Б. становится свидетелем общего молебна перед иконой Смоленской Божьей матери. Возле Бородина происходит и последняя встреча П.Б. с князем Андреем, высказывающим ему заветную мысль о том, что истинное понимание жизни там, где «они», простые русские солдаты. Именно на Бородинском поле П.Б. впервые испытывает чувство единства с окружающими, помогая им во время боя.

В опустевшей и горящей Москве, где герой остается, чтобы убить злейшего врага своего и человечества, Наполеона, он становится свидетелем многих ужасов войны; пытаясь по возможности помогать людям (защищает женщину, спасает из огня ребенка), попадает в плен как «поджигатель» и переживает там ужасные минуты ожидания смерти, наблюдая за казнью пленных.

В плену для П.Б. открывается новый мир и новый смысл существования: вначале он осознает невозможность пленения не тела, но живой, бессмертной души человека. Там же герой встречается с Платоном Каратаевым, в результате общения с которым постигает, сначала интуитивно, а затем и разумом, народное мироощущение: любовь к жизни, осознание себя частью целого мира. Настоящее сближение с народом происходит у героя именно в плену, когда он меньше всего об этом думает, но оказывается поставленным судьбой в общее со всем народом положение. Формирование неясного ощущения в понятную мысль происходит у П.Б. также во сне (о мире - живом шаре, покрытом каплями воды), после пробуждения от которого его освобождают из плена, и он вновь вливается в общий поток народной жизни как ее активный участник. Под впечатлением встречи с Каратаевым П.Б., который раньше «не видел вечного и бесконечного ни в чем», научился «видеть вечное и бесконечное во всем. И это вечное и бесконечное был Бог».

После окончания войны, смерти Элен П.Б. вновь встречается с Наташей и женится на ней. В эпилоге он изображен счастливым отцом семейства, любимым и любящим мужем; человеком, нашедшим свое место и назначение в жизни.

Общее направление развития образа П.Б. - движение к сближению с народным миропониманием, которое происходит у героя на основе сложного синтеза интуитивного, эмоционального и рационального начал. Именно поэтому П.Б. - единственный герой романа-эпопеи, который оказывается одинаково близок Андрею Болконскому, Наташе Ростовой и Платону Каратаеву, каждый из которых являет собой лишь одно из этих начал. Соединение эмоционального и рационального в восприятии жизни было особенно близко и самому Толстому, поэтому П.Б. - один из любимых героев автора. Среди других персонажей, многие из которых восходят к прототипам «семейной хроники» Толстых-Волконских, П.Б. на первый взгляд не отмечен легкоузнаваемыми или автобиографическими чертами. Однако ему, как и самому Толстому, присуще увлечение Руссо, стремление к сближению с народом, его внутреннее развитие совершается в борьбе духовного и интеллектуального начала с чувственным, страстным. Таким образом, П.Б. вполне может быть поставлен в ряд других героев писателя, отличающихся аналитическим складом ума и имеющих биографические параллели с их создателем.

Многие черты П.Б. позволяли еще современникам, а также более поздним исследователям видеть в герое как характер, «выхваченный из жизни», отличающийся своими «русскими чертами», характерными для людей 10-20-х годов XIX века (увлечение руссоизмом, масонством, французской революцией, декабристские идеи), так и тип человека 60-х годов XIX века, который кажется «мудрее» людей того поколения. Этот взгляд также подтверждается определенной близостью духовного развития П.Б. к философско-этическим исканиям самого автора, усложненностью интеллектуально-эмоциональной жизни героя, возможностью его соотнесения с персонажами русской литературы 1860-х годов (например, Раскольников из «Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского), смысл образов которых в той или иной степени направлен на отрицание наполеонизма не только как злодейства, но и как индивидуализма в высшей степени проявления.

По степени воплощения в герое основных начал жизни, отражения закономерностей исторической действительности прошлого века, умения «сопрягать» эмоциональное с рациональным, степени близости героя-дворянина с простым народом, активного участия в общенародной жизни в период исторического перелома, правдивости отражения основного направления духовного развития самого автора, соотнесенностью с персонажами других произведений писателя и русской литературы XIX века П.Б. вполне можно считать одним из самых главных героев творчества Л.Н.Толстого.

К пониманию и успешному воплощению идей, заложенных в образе П.Б., более всех, как представляется, приблизился С.Ф.Бондарчук в своей кинематографической интерпретации романа-эпопеи Л.Н.Толстого (1966-1967).

Лит.: Краснов Г.В. Пьер Безухов на войне

//Л.Н.Толстой. Сб. статей. Горький, 1960; Потапов И.А. Об историзме духовных исканий Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л.Толстого «Война и мир»

//Волгоградский педагогии, ин-т им. А.С.Серафимовича. Материалы XXI научной конференции. Волгоград, 1966; Потапов И.А. Пьер Безухов в романе Л.Толстого «Война и мир»

//Материалы IX научной конференции литературоведов Поволжья. Пенза, 1969.

Е.В.Николаева

Литературные герои. - Академик . 2009 .

Смотреть что такое "ПЬЕР БЕЗУХОВ" в других словарях:

    Канцлер Александр Андреевич Безбородко, вероятный прототип отца Пьера Безухова, графа Кирилла Владимировича. Портрет работы австрийского художника Иоганна Батиста Лампи … Википедия

    пьер - а, м. Pierre. Галлицизированное русское мужское имя Петр. Пьер Безухов, герой роман Л. Толстого Война и мир. Это такое облегчение, Пьер, видеть вас здесь с Татой. Боровская Дворян. дочь 314. А я не хочу видеть его <губернатора> в моем доме … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - … Википедия

    Сергей Бондарчук в роли Пьера Безухова Пётр Кириллович (Пьер) Безухов один из центральных персонажей романа Льва Толстого «Война и мир». Внебрачный сын графа Кирилла Владимировича Безухова (его прототип канцлер Российской империи граф Безбородко) … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Война и мир … Википедия

    Война и миръ … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Война и мир (значения). Опера Война и мир Композитор Сергей Прокофьев Автор(ы) либретто Сергей Прокофьев, Мира Мендельсон Прокофьева … Википедия

Кирилл Безухов – один из второстепенных персонажей великолепного романа Толстого «Война и мир». Старый граф фигурировал только в самом начале, характеристика его мала, но мимо этой личности пройти нельзя. Ведь он отец одного из главных героев Пьера Безухова. Уже в начале произведения граф умирает от сердечного приступа. Все свои деньги, поместья, а самое главное, титул он оставляет небрачному сыну. Этим сыном и есть Пьер Безухов. Пьер чувствует себя неловко в семье графа, ему кажется, что его не ценят там. Сам же, Кирилл Безухов безумно любил Пьера, ведь он родился от его любимой женщины. Хотя, ходили слухи, что Пьер – не единственный сын старого графа Кирилла Владимировича Безухова.

Много персонажей, которые фигурирую в романе, являются родственниками старого графа Безухова. К примеру, княгиня Друбецкая его троюродная племянница, а Борис Друбецкий – крестный сын Кирилла Владимировича.

Кириллом Владимировичем Безуховым все восхищались. Он был очень хорош собой. Многие говорили, что не видели людей красивее, чем он. Фигура его была величественная и могущественная. Лицо украшали благородные морщины. С возрастом граф обзавелся седой гривой. В последние дни своей жизни автор описывает Кирилла Безухова в довольно плачевном состоянии. Граф имел широкий лоб и скулы, чувственный рот. Его взгляд, даже со временем, оставался все таким же холодным. Безухов чувствовал скорую смерть.

Характер был у старого графа скверный, эгоистичный, как и положено богачу того времени. Безухов был сказочно богат, таким деньгам можно было только позавидовать. В его подчинении было около сорока тысяч крепостных душ и миллионы рублей. Эгоистом его сделала болезнь, которая выжимала все соки из графа. Безухов был благородным человеком, который всегда говорил все в лицо. Жена давно скончалась, жил один.

Еще до смерти старого графа все пытались поделить его наследство. Началась целая война. В этой войне принимали участие многие его родственники, претендовавшие на завещание. Это была и Анна Друбецкая, и князь Василий, и даже троюродные племянницы.

В целом, Безухов Кирилл Владимирович практически не фигурировал в романе, но это не мешает быть ему важным персонажем. В « Войне и Мир» много персонажей и образов, которые выделяются среди других. Их огромное количество, но без этого роман не получился бы таким удачным, какой он есть. Ведь Толстой хотел передать всю ту атмосферу, в которой он проживал и о которой писал.

Несколько интересных сочинений

    Детство - это самая счастливая пора жизни у каждого человека. Взрослые люди всегда с особым теплом вспоминают свои детские годы. Мои родители не являются исключением.

  • Сочинение по картине Дубовского Море, 6 класс (описание)

    Русские художники всегда умели впечатлять своим мастерством. Русское творчество – необъятно, оно имеет свою атмосферу, своих героев, свой мир и сегодня хочу написать о прекрасной картине Николая Никаноровича Дубовского, под названием «Море»

  • Анализ рассказа Бунина Роман горбуна

    Жанр произведения представляет собой короткую притчу, главной тематикой которой является изображение счастье, любовного мечтания и горестей обычной человеческой жизни, трагическое несовпадение в любви.

  • Всі ми звикли до того, що останнім часом людина вважає себе господарем природи, а чи дійсно воно є так? На прикінці двох останніх сторіч ми вже знаємо роль людини всесвіті

    Каждый человек с рождения наделён разнообразным качествами. Будь-то качества победителя, или человека так называемого

Пьер Безухов - один из центральных персонажей романа Толстого «Война и мир».

Его внешность с мягкими и округлыми формами, полное, доброе лицо в очках и искренней детской улыбкой, выделяют его среди всех других персонажей, делая образ запоминающимся и весьма незаурядным.

На протяжении произведения он проживает трудную и интересную жизнь, полную различных событий и жизненных испытаний.

Характеристика главного героя

Пьер - незаконнорожденный сын богатого и влиятельного графа Кирилла Безухова, после его кончины получивший его титул и значительное наследство. Впервые мы встречаемся с ним в 1805 году в модном светском салоне Анны Шерер. Пьер молодой человек двадцати лет, отличается массивной и толстой фигурой, имеет круглое лицо в очках, стриженную голову. Видно что человек чувствует себя растерянно и немного неловко, он здесь недавно, ведь до этого времени долго жил за границей, где получил блестящее образование и приобщился к европейским прогрессивным взглядам на жизнь.

Его внешность, как и простая манера поведения разительно выделяет его из присутствующих, принося хозяйке салона немалое беспокойство, её очень пугает хоть и робкий, но тем не менее очень наблюдательный и естественный взгляд необычного гостя. Единственный друг Пьера, которого он тоже здесь встречает молодой князь Андрей Болконский, они рады встрече, ведь не виделись много лет. Их объединяет родство душ и поклонение Наполеону Бонапарту, которого они считают величайшем деятелем того времени.

Одной из самых ярких черт характера Безухова является его доброта и простодушие. Он легко поддается чужому влиянию, и этим спешит воспользоваться князь Василий Курагин, которому удается устроить брак Безухова со своей красивой, но абсолютно испорченной и развращенной Элен. Супружеская жизнь не приносит ему счастья, жена постоянно изменяет и обманывает его. Он даже вынужден сражаться на дуэли с её любовником Долоховым, хотя это абсолютно противоречит его доброй и мягкой натуре. Пустая светская жизнь и её развлечения противны Безухову, он мечтает о чем-то более высоком и великом, но не знает как изменить свой образ жизни и наполнить его смыслом. Разочаровавшись в людях и во всей жизни Пьер все бросает и уезжает в Москву.

По дороге он приобщается к движению масонов и принимает их идеалы, пытается претворить в жизнь новые проекты. Например, приехав в свое имение он решает облегчить жизнь крестьян и сделать их жизнь лучше. Однако сами же крестьяне сопротивляются нововведениям, так что он быстро разочаровывается, и вновь его поглощает безнадежность и депрессия.

Перед войной с французами Пьера подавлен приближающимися грозными событиями и их мистическими предвестниками. Тяжелое моральное состояние героя осложнено его чувством глубокой влюбленности в Наташу Ростову, которую он встретил еще 13-летней девочкой в доме её родителей. Его привлекали её живость и открытость, так что смотря на неё ему хотелось «смеяться самому, не зная почему».

(Пьер попал на Бородинское сражение, скорее как наблюдатель, нежели участник )

Философско-мистические идеи масонства способствуют тому, что Безухов решает затаиться в Москве, на которую движется армия Наполеона, чтобы убить его. Он становится скорее наблюдателем, чем участником Бородинской битвы, попадает в плен и там познакомившись с простым солдатом Платоном Каратаевым понимает, что смысл жизни нужно искать в общении с родной природой и единстве со своим народом. Человек не его круга, обычный крестьянин открывает ему, что смысл жизни и назначение любого человека быть отражением и частью мира. После этой встречи Пьер научился любить жизнь во всех её проявлениях и видеть «вечное и бесконечное во всем».

Вернувшись из плена, Безухов встречает опустошенную и убитую горем после смерти близких ей людей Наташу Ростову, он утешает и поддерживает её как самый верный и преданный друг. Переживания и потери сближают их, и в 1813 году Ростова становится его женой. Их ждет настоящее семейное и супружеское счастье, Наташа оказывается прекрасной матерью и хозяйкой, в их доме царит любовь и идиллия. Муж и жена понимают и ценят друг друга, и готовы вместе преодолеть любые беды и препятствия на их жизненном пути.

Образ главного героя

(Сергей Бондарчук играет Пьера Безухова в своем фильме "Война и Мир", СССР 1966 )

Реальными прототипами образа Безухова были вернувшиеся из ссылки декабристы, непростые судьбы которых дали гениальному русскому писателю богатый материал для написания величайшей эпопеи о событиях до и после 1812 года. В процессе работы над романом и в его ранней редакции будущий персонаж будущего Пьера Безухова был представлен различными именами - Аркадий Безухий, князь Кушев, Петр Медынский, и неизменной всегда оставалась сюжетная линия, которая показывала эволюцию героя от простоты и наивности юношеского возраста, до зрелости и мудрости в более поздних годах.

Образ Безухова на протяжении романа развивается в направлении сближения и единения с народом, с его принципами и мировоззренчискими идеалами. Характер каждого из героев романа представляет собой воплощение какого-либо начала: Ростова - эмоционального, Волконский - рационального, Платон Каратаев - интуитивного, а в Безухове гармонично соединены в единое целое все начала вместе, поэтому герои близки между собой и связаны родством душ.

Образ Пьера очень близок и понятен автору, ведь и ему было близко соединение рациональных и эмоциональных начал в жизни, он также радел за судьбу народа и его становление как личности прошло в борьбе между умом и чувствами. И хотя Пьер и счастлив в тихой семейной гавани, он не забывает о своем долге перед обществом и будет и дальше принимать участие в борьбе за его улучшение. Безухов по замыслу автора в будущем станет декабристом, ведь после того что он пережил и понял, он уже никогда не сможет жить как раньше, теперь его удел - борьба за народ и его счастливую жизнь.

Писатель объединил в нем лучшие человеческие качества, показал через призму событий мирового масштаба личные переживания персонажа, духовное становление личности.

Закончив «Войну и мир», Лев Николаевич говорил, что готов потратить на написание романа всю жизнь, лишь бы оно нашло отклик в сердцах соотечественников, чтобы к произведению обращались и через 20 лет, и через 30. Мечты автора эпопеи исполнились: спустя полтора века роман заставляет читателей во всем мира задуматься о смысле жизни.

Роман «Война и мир»

Лев Толстой подошел к созданию очередного нетленного труда с присущей педантичностью. «Война и мир» - это пять тысяч листов черновиков и семь лет напряженной работы. Автор в попытках найти истину о войне потратил месяцы на изучение документов, книг и журналов о событиях 1812 года, даже посетил поля боев в Бородино.


Сначала писатель собирался создать роман о ссыльном декабристе, где действие разворачивается в середине 19 столетия, затем передумал и вернулся на 25 лет вперед, потом отодвинул рамки к началу войны с и, наконец, остановился на 1805 году.

Великое художественное творение вошло в историю еще и как новый литературный формат. Лев Николаевич упорно искал необычный тип подачи, в итоге презентовал читающему миру жанр, которого еще не было – роман-эпопею, объединивший десятки судеб в свете значительных исторических событий.


Рядом с центральными персонажами прозаик поселил Пьера Безухова. Незаконнорожденный сын графа Кирилла Безухова через 10 лет, проведенных за границей, вернулся в родные пенаты. С молодым человеком читатель знакомится в салоне Анны Шерер – это первый выход Пьера в свет. Общество с брезгливостью и иронией смотрит на наивного бастада с его нелепой внешностью, манерами и прямолинейными высказываниями.

После смерти отца Пьер Безухов вступает в наследство и обретает статус завидного жениха, ударяется в кутежи и разгул. Вскоре прощается с холостяцкой жизнью, взяв в жены Елену Курагину, известную как Элен. Ошибка в выборе спутницы жизни очевидна – глупая, расчетливая дама к тому же не отличается целомудренностью, изменяя мужу направо и налево.


Потрясением для Пьера становится новость о любовной интрижке с приятелем Федором Дороховым. Защитить честь способна только дуэль, на которой неуклюжий и безобидный Безухов, вынужденный законами общества стреляться, чудесным образом ранил соперника. Жить с Элен Курагиной больше невыносимо, и молодой человек расходится с женой.

С самого начала Лев Николаевич представляет персонажа человеком мятущимся, который пытается ответить на вечные вопросы о смысле жизни, предназначении, любви и ненависти. Духовные искания набирают обороты после измены и дуэли, в итоге Пьер увлекается масонством. Но и здесь ждет разочарование: вместо высших мотивов Безухов раскрывает истинные цели движения – подняться в обществе, завладеть «мундирами и крестами», хорошо провести время в модных салонах.


Прийти в себя после пережитой личной драмы помогают события 1812 года, разрушившие идеалы героя. Пьер Безухов на войне видит героизм солдат и тоже следует их примеру, обнаруживая в душе смелость, мужество и способность жертвовать. Бородинское сражение наглядно показывает Пьеру, как простые люди без лишних размышлений о смысле бытия защищают родную землю.

Безухов принимает решение остаться в оккупированной столице, наивно полагая, что убьет Наполеона. Но попадает в плен, где случается судьбоносное знакомство с крестьянином Платоном Каратаевым.


Мудрость и высокая духовность солдата меняет отношение Пьера к жизни и обществу. Удивительно, но лишь в плену герой обретает спокойствие, принимает себя и недостатки других: понимает «не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей».

Однако простой путь полного принятия бытия не для Пьера, он видит выход в нравственном обновлении общества и решает вступить в ряды тайной организации. На любовном фронте судьба преподносит Пьеру подарок – ответные чувства и счастливую семейную жизнь. Хотя прежде чем пара воссоединилась, прошли годы.


Впервые 13-летнюю девушку с открытой и доверчивой душой Пьер увидел в гостях у Ростовых. Очень долго Безухов относился к ней как к ребенку, с интересом наблюдая за развитием и становлением личности. Наташа, обрученная с близким другом Пьера , предала жениха, чуть не сбежав с охмурившим ее Курагиным, братом Элен. Предательство повергает Безухова в шок, к тому же чувствует некую причастность к падению героини, ведь был еще женат на Элен.


Но вскоре девушка очнулась от чар Курагина и погрузилась в омут сильнейших переживаний. Безухов поддержал Наташу – и через эти страдания рассмотрел чистую душу героини. Чувства зарождались постепенно, лишь после смерти Болконского, общаясь с Ростовой, понял, что полон любви к этому чистому, высокому существу. В конце романа Наташа Ростова принимает от Пьера Безухова предложение руки и сердца, а спустя годы супруги растят четверых детей.

Образ

Лев Толстой никак не мог определиться в имени одного из ключевых персонажей романа. Прежде чем стать Петром Кирилловичем Безуховым, у него трижды менялись «паспортные данные»: в набросках представал то князем Кушневым, то Петром Медынским, то Аркадием Безухим. А когда автор задумывал произведение про декабристов, герой носил имя Петр Лобазов. Причем, конкретного прототипа Пьер не имеет, как признавался писатель, персонаж во многом похож на него самого.


Во внешности героя отсутствует аристократичность. Читатели знакомятся с упитанным молодым человеком со стриженой головой и в очках – словом, ничего примечательно. Угрюмое, несколько глупое лицо, иногда с выражением провинившегося человека мгновенно меняет улыбка – тогда Пьер становится даже красивым. Нелепость образа, рассеянность вызывает у окружения насмешки. Однако наблюдательные люди замечают хоть и робкий, но умный взгляд.


Пьер Безухов - иллюстрация к книге "Война и мир"

Толстой заключил в персонаже все самые лучшие характеристики, сделав его эталоном на все времена. Блестящее образование, доброта, готовность броситься на помощь, благородство, простодушие и доверчивость – с первых страниц Безухов вызывает симпатию. Даже к противнику на дуэли не испытывает ненависти, наоборот, оправдывает Дорохова – кто знает, возможно, и Пьер мог бы оказаться на месте любовника жены.

Роман отражает эволюцию характера Пьера Безухова. Из наивного и ведомого превращается в самодостаточного человека. Персонажу удается-таки прийти к внутренней гармонии.

Экранизации

Перенести на экран роман великого российского писателя пытались еще в эпоху немого кино. Первую картину режиссера Петра Чардынина зритель увидел в 1913 году. К середине века киноверсию эпопеи успешно представили американцы – фильм получил три номинации на «Оскар» и премию «Золотой глобус».

Советские власти решили дать ответ иностранцам, поручив дело «государственной важности» режиссеру . На создание картины потратили шесть лет и 18 миллионов рублей. Как итог – главный приз Московского международного кинофестиваля и «Оскар».


«Война и мир» вдохновила представителей киноиндустрии на создание двух сериалов. Первый вышел на канале BBC в 1972 году, сценарий которого расписали на 20 серий. Постановка телеверсии 2007 года объединила несколько стран – Россию, Германию, Францию, Италию и Польшу. А спустя почти 10 лет за дело вновь взялась корпорация BBC, явив миру , включающий шесть эпизодов.

  • 1913 – «Война и мир» (реж. Петр Чардынин)
  • 1915 – «Наташа Ростова» (реж. Петр Чардынин)
  • 1956 – «Война и мир» (реж. Кинг Видор)
  • 1967 – «Война и мир» (реж. Сергей Бондарчук)
  • 1972 – «Война и мир» (реж. Джон Дэвис)
  • 2007 – «Война и мир» (реж. Роберт Дорнхельм)
  • 2016 – «Война и мир» (реж. Том Харпер)

Актеры

Великолепная картина Кинга Видора, снятая по роману Толстого, объединила блистательных актеров. Роль Пьера Безухова досталась Генри Фонде, хотя планировали снимать . Но мужчина наотрез отказался составить компанию на съемочной площадке в образе Наташи Ростовой. Позже актриса говорила, что вжиться в столь сложную роль удалось с трудом.


Сергей Бондарчук никак не мог определиться, кому отдать роль графини Ростовой. Мэтру кино привели балерину – девушку нежную и хрупкую, но блондинку, тогда как у толстовской героини волосы темные. Людмила не прошла пробы, но получила второй шанс. На экранах зрители видят актрису в парике. Бастарда Безухова исполнил сам режиссер, а друга Андрея Болконского сыграл обаятельный .


В сериале 1972 года мятущегося героя представил , да так убедительно, что актеру вручили премию BAFTA.

Авторы телесериала «Война и мир» 2007 года позволили себе отойти от сюжетной линии произведения российского классика, переиначив некоторые моменты. Так, Элен Курагина скончалась от страшной болезни (в книге – к смерти привели последствия аборта), а на дуэли Николай Ростов выступил секундантом Пьера (на самом деле был помощником противника). Да и Наташа Ростова в исполнении не похожа на описанный в романе образ.

(Андрей Болконский) и (Наташа Ростова). А эволюцию характера Пьера Безухова продемонстрировал .

Цитаты

«Мы все знаем, что такое зло для себя»
«Как легко, как мало усилия нужно, чтобы сделать так много добра, - думал Пьер, - и как мало мы об этом заботимся!»
«Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости»
«Ничем не может владеть человек, пока боится смерти. А кто не боится её, тому принадлежит всё»
«Главное жить, главное любить, главное верить»
«Вы, такая порода людей, которые приходят к людям, когда им хорошо, чтобы испортить им настроение»

Краткое сочинение-рассуждение по литературе на тему: Война и мир, образ Пьера Безухова. Характеристика и духовные искания героя. Жизненный путь Пьера Безухова. Описание, внешность и цитаты Безухова.

«Война и мир» — одно из самых масштабных произведений мировой литературы. Л.Н. Толстой раскрыл перед читателями широкую панораму имен, событий, мест. Каждый человек может найти в романе близкого по духу героя. Честным и бескомпромиссным подойдет Андрей Болконский, живым и оптимистичным – Наташа Ростова, уступчивым и тихим – Марья Болконская, добрым и импульсивным – Пьер Безухов. Именно о последнем и пойдет речь.

Пьер – незаконный, но любимый сын графа Безухова, получивший после смерти отца высокий титул и состояние. Внешность героя не аристократична: «Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках», — но его лицо становится красивым и приятным, когда Пьер улыбается: «У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг, мгновенно исчезало серьезное и даже несколько угрюмое лицо и являлось другое – детское, доброе, даже глуповатое и как бы просящее прощения». Л. Н. Толстой уделял огромное внимание улыбкам: «В одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно». Портрет Пьера отражает и его внутренний мир: что бы ни происходило, он остается добрым, наивным и несколько оторванным от реальности.

Пьер 10 лет учился за границей. Вернувшись, герой находится в поисках своего призвания. Он ищет что-то подходящее, но не находит. Безделье, влияние ловких людей, всегда готовых развлечься за счет богатых друзей, собственная слабохарактерность – все это ведет Пьера к кутежам и безумствам. На самом деле, он добрый и умный человек, готовый всегда помочь и поддержать. Пусть он наивный, рассеянный, но главное в нем – душа. Поэтому Андрей Болконский, хорошо разбирающийся в людях, и чуткая Наташа Ростова питают к Пьеру теплые чувства.

В свете герой не пользуется успехом. Почему? Все просто: свет насквозь лживый и прогнивший, чтобы стать там своим, надо потерять лучшие свои качества, забыть о собственных мыслях и говорить только то, что хотят услышать, льстить и скрывать настоящие чувства. Пьер же скромный, простой, правдивый, он чужд свету, его «умному и вместе робкому, наблюдательному и естественному взгляду, отличавшему его от всех в этой гостиной» не было места в салонах.

Чего не достает герою для счастья? Решительности и силы воли, ведь жизнь носит его, как соломинку по реке. Так он кутил, потому что не хотел отстать от «друзей». Потом женился, потому что Элен Курагина соблазнила его, окружила его своей красотой, хотя они оба не любили друг друга. Пьер ездил на ненужные ему собрания и балы, обманывал себя иллюзиями, ложными идеями (например, масонством). Найти себя ему помогло трагическое событие – Отечественная война 1812 года. Герой участвовал в Бородинской битве, наблюдал то, как простые люди, не философствуя и не рассуждая, как любил сам Пьер, просто идут и умирают за Родину. Кроме страшной и героической битвы, Безухов испытал унизительный плен, но там встретил знакового человека – Платона Каратаева. В Платоне заключались настоящая жизненная мудрость и духовность. Его философия не витала в облаках, а заключалась в том, что счастье внутри каждого человека, оно в его свободе, удовлетворении потребностей, простых радостях и эмоциях. После этой встречи жизнь Пьера изменилась: он принял себя и окружающих с их недостатками, он обрел смысл жизни и любовь. Его отношениям с Наташей постоянно что-то мешало: сначала она была невестой друга, а Безухов не мог совершить предательство, потом девушка была слишком подавлена разрывом с женихом, и ей было не до чувств. И только после окончания войны, после духовного перерождения и Пьера, и Наташи они смогли отдаться любви, сделавшей их счастливыми на долгие годы.