Тема. Наш край гостеприимный. Введение в новый материал

Слайд 2

Когда-то давным-давно жил акробат, который работал на бамбуковом шесте. Установив шест, он обратился к своей ученице, девочке, с такими словами:

– Подойди, дорогая, стань мне на плечи и вскарабкайся по шесту.

– Да, учитель, – ответила она и сделала так, как он велел.

И акробат сказал:

– Теперь, дорогая, оберегай меня хорошенько, и я буду оберегать тебя. Так, наблюдая друг за другом, оберегая друг друга, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста.

Но ученица ответила:

– Не так, учитель! Вы будете оберегать себя, и я тоже буду оберегать себя. Так, оберегая себя и заботясь о других, мы будем показывать свое умение, зарабатывать на жизнь и безопасно сходить с бамбукового шеста!

Вопросы к классу:

В чем смысл притчи?

Как бы вы ее назвали?

Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Слайд 3

Цели и задачи:

Понимать:

  • значение общения с соседями для жизни человека;
  • противоречивость влияния соседей на процесс социализации подростка.
  • термины и понятия «соседи», «уровень приблизительного знакомства», «уровень поверхностного знакомства», «уровень контактного знакомства», «уровень глубокого знакомства», «квартальное знакомство», «домовое знакомство»;
  • положительные и отрицательные стороны общения с соседями.
  • характеризовать особенности отношений с соседями;
  • описывать и анализировать различные уровни знакомства;
  • выявлять отличия соседства в городе и в деревне;
  • высказывать суждения на обществоведческие темы;
  • работать в группе, доказывать свою точку зрения, выступать публично;
  • осмысливать теоретический материал, решать познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки:

  • задуматься над проблемой толерантного отношения к людям;
  • объяснять поведение людей с точки зрения обществознания и психологии.
  • Слайд 4

    План

    1. Кто такие соседи? Отношения с соседями.

    2. Уровни знакомства.

    3. Особенности соседских отношений в современном городе.

    Слайд 5

    Введение в новый материал

    В повседневной жизни мы часто с вами сталкиваемся с теми, кто живет рядом с нами, и подчас не задумываемся о том, кто они, наши соседи, какую роль они играют в нашей жизни. Пока нам радостно и все складывается хорошо, мы часто не обращаем на них внимания. Но вот пришла беда. Вашему близкому человеку стало плохо, вы не можете оставить его, или, возможно, вы растерялись и не знаете, что делать.

    Кто приходит к нам на помощь в таких ситуациях? Сейчас речь пойдет о соседях.

    Слайд 6

    Кто такие соседи? Отношения с соседями

    • Кого мы подразумеваем под понятием «соседи»?

    Соседи– это люди, проживающие на одной лестничной площадке, в одном подъезде или в одном доме.

    • Поднимите руки те из вас, кто очень хорошо знаком со своими соседями?
    • Как вы думаете, от чего зависит степень знакомства среди соседей?

    Скажите, можно ли ожидать того, что все люди в доме будут ровно относиться друг к другу? Свое мнение обоснуйте.

    Слайд 7

    Творческое задание:

    Разбившись на творческие группы, придумайте ситуации, характеризующие взаимоотношения:

    а) пожилых людей и подростков, проживающих в одном подъезде;

    б) двух соседок, которые любят позлословить на чужой счет;

    в) соседей, у которых много общих интересов;

    Ситуации следует проанализировать и представить результаты своей деятельности.

    Слайд 8

    Задание:

    Как вы думаете, какие факторыопределяют уровень отношений между соседями?

    Почему в одних случаях люди прекрасно уживаются друг с другом, а в других – не могут решать цивилизованно возникшие между ними проблемы?

    Слайд 9

    Факторы, определяющие уровень отношений между соседями

    • Архитектура дома
    • Характер человека
    • Личностные особенности
    • Социальное положение
    • Благополучие в семье
    • Длительность проживания
  • Слайд 10

    Проблемное задание

    Недавно по телевизору во время передачи «В зале суда» судья разбирал исковое заявление, поступившее от женщины, проживающей в коммунальной квартире. Она обвиняла своего соседа в том, что тот разводит в своей квартире экзотических животных (питона, ядовитых и неядовитых змей, мышей, тараканов и др.), в результате чего произошел несчастный случай. Питон задушил крохотную собачку на глазах у ее шестилетнего сына. Кроме того, она рассказала о том, что к ним в дом перестали ходить их друзья после того, как ее сосед «пошутил» и засунул в карман их друга маленькую змею, которую они обнаружили уже у себя дома. Соседка требовала, чтобы хозяин экзотических животных убрал их из квартиры, где проживают люди, и возместил ей материальный и моральный ущерб. Сосед своей вины не признавал, утверждая, что произошел несчастный случай, так как хозяйка собаки сама не усмотрела за своей любимицей.

    • Разберите характер взаимоотношений, которые сложились в коммунальной квартире.
    • Чем, по-вашему, можно объяснить сложность во взаимоотношениях соседей?
    • Какое решение должен принять судья?
  • Слайд 11

    2. Уровни знакомства

    Ученые считают, что существует несколько уровней отношений с соседями. Давайте познакомимся с ними. Для изучения ознакомьтесь с материалом учебника.

    Групповое задание

    Класс разбивается на творческие группы. Каждая группа получает следующее задание: внимательно изучить и проанализировать (показать положительные и отрицательные моменты) тот или иной уровень знакомства и отношений с соседями. Свою работу представить наглядно.

    • Первая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень приблизительного знакомства.
    • Вторая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень поверхностного знакомства.
    • Третья группа.Внимательно изучите и проанализируйте уровень контактного знакомства.
    • Четвертая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень глубокого знакомства.
    • Пятая группа. Внимательно изучите и проанализируйте уровень внедомового знакомства.
  • Слайд 12

    Заполните таблицу

  • Слайд 13

    Задание:

    Посмотрите внимательно на заполненную таблицу.

    Как вы думаете, какой уровень знакомства, с вашей точки зрения, будет самым распространенным в нашей сегодняшней жизни?

    Слайд 14

    Творческое задание

    Напишите правила:

    Как хорошо жить с соседями

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    ___________________________

    Слайд 15

    4. Особенности соседских отношений в современном городе

    Итак, мы должны проанализировать особенности двух типов отношений:

    • отношения между жителями города;
    • отношения между жителями деревни.

    Групповое творческое задание:

    • Одна часть класса будет выполнять роль городских жителей.
    • Вторая – играть роль сельских жителей.

    Вы должны будете обсудить вопрос об особенностях ваших взаимоотношений и представить результаты своего исследования наглядно.

    Слайд 16

    Городские жители

    • Недоверчивость, скрытность
    • Безразличие
    • Некоторая агрессивность
    • Страх
    • Мой дом – моя крепость
    • Равнодушие к чужому мнению
    • Малая доля сплетен
  • Слайд 17

    Сельские жители

    • Открытость
    • Сострадание
    • Дружелюбие
    • Село – дружная семья
    • Опора на общественное мнение
    • Большая доля сплетен
  • Слайд 18

    Подведение итогов

    • Какие вопросы мы сегодня разбирали?
    • Объясните смысл понятий: приблизительное знакомство, поверхностное знакомство, близкое знакомство, соседи, внедомовое знакомство.
    • Чем отличается соседство в городе и в деревне?
    • А чем оно похоже?
    • Нужно ли в современных городах поддерживать дружеские отношения с соседями?
  • Слайд 19

    Домашнее задание:

    Выучить § 29 и выполнить разноуровневые задания:

    • 1 вариант: ответьте на вопрос, оказывают ли на вас влияние соседи? Какое? Ответ аргументируйте.
    • 2 вариант: опишите своих соседей по дому. К какому виду знакомств их можно отнести?
    • 3 вариант: составьте учебный проект «Идеальный сосед».
  • ​Классный час "Мы - крымчане!"

    Крылатые слова: "Плохих народов не бывает - плохими или хорошими бывают поступки людей"

    "Память сердца…" (выражение из стихотворения К. Н.Батюшкова (1787-1855 гг) "Мой гений" (1816г)

    О, память сердца! Ты сильный

    Рассудка памяти печальной…

    Цель классного часа:

    Формировать историческое мышление

    Прививать интерес к изучению истории родного края

    Воспитывать у учащихся чувства патриотизма, гражданственности на основе демократических ценностей

    Обучать культуре речи, умению выступать перед аудиторией

    Этапы классного часа:

    Учитель :

    Сегодня мы проводим классный час на тему "Мы - крымчане". Вначале определим значение понятий, которые записаны на доске (метод микрофона)

    (Учитель в ходе ответов учеников комментирует, поощряет, дополняет их ответы.)

    Ведущий 1.

    Разные народы на Крымском полуострове сменяли друг друга: киммерийцы, скифы, сарматы, греки, византийцы и т. д. В настоящее время на Крымском полуострове проживает 125 различных народов и национальностей.

    Ведущий 2 .

    Пребывание человека в Крыму начинается с незапамятных времен, о чем свидетельствует многочисленные археологические находки, позволяющие утверждать, что люди живут на полуострове несколько десятков тысяч лет.

    Ведущий 1 .

    Одним из первых народов, которые населяли полуостров, были тавры. В ходе многочисленных раскопок обнаружены их древние святилища и "погребальные ящики". В 1в. до н. э. тавры сливаются со скифским этносом. В 7-8 вв. до н. э. в степях Северного Причерноморья властвовали кочевые племена киммерийцев.

    Ведущий 2 .

    В 6 в. до н. э. древние греки основали на побережье свои поселения и города. Каждый полис стремился к независимости, возводил крепостные стены, чеканил свою монету и объединялся с другими только под давлением силы или при условии общей военной угрозы.

    Ведущий 1.

    С 4 в. до н. э. начинается расцвет Скифского государства. Скифы основали свою столицу - прекрасный город с храмами, мавзолеем, дворцами, обнесенный мощной крепостной стеной, этот город ученые условно назвали Неаполь Скифский, что значит - "новый город Скифский", он находился на Петровских скалах близ нынешней столицы - г. Симферополя.

    Ведущий 2.

    После присоединения Крыма к России 1783 г. его земли стали интенсивно заселяться русскими, болгарами, чехами, немцами.

    Чтец 1. Каких последов в этой почве нет

    Для археолога и нумизмата -

    От римских блях и эллинских монет

    До пуговицы русского солдата

    Чтец 2. Мешались обычаи, боги, жены,

    Народ вливался в народ.

    Кто победивший, кто побежденный,

    Никто уж не разберет.

    Учитель

    А знаете ли вы, что такое национальность? (Национальность - это принадлежность к нации или народу)

    Совсем неважно какой расы и национальности ты и твой друг. Восхвалять свою национальность также смешно, как гордиться тем, что ты родился во вторник или четверг. Национальность не может быть чей-то заслугой, только невежественный люди обращают внимание на цвет кожи или разрез глаз, то есть на то, что не определяет ни характер человека, ни его нравственные качества. Опасайся тех, кто сеет вражду между людьми, а тем более между народами. Из-за национальной ненависти начинались многие войны.

    Запомни: "ПЛОХИХ НАРОДОВ НЕ БЫВАЕТ - ПЛОХИМИ ИЛИ ХОРОШИМИ БЫВАЮТ ПОСТУПКИ ЛЮДЕЙ". Главное - не то, какая национальность у тебя или твоего товарища. Главное, что все мы - люди. Мы - крымчане!

    Ведущий 1 .

    На нашем прекрасном полуострове проживало и проживает в настоящее время много различных национальностей. Все живут в мире и согласии на "богом данной" земле. Ученые считают Крым уникальным потому, что в одном и том же месте, в один и тот же период времени находились и караимская кенаса, и еврейская синагога, и мусульманская мечеть, и православных храм. Не только народы уживались друг с другом, но и религии "уважали" друг друга.

    Ведущий 2 .

    Да и может ли кто утверждать, что он чистокровный русский или украинец, болгарин или грек? Ведь "смешанных" браков не перечесть, об этом говорят судьбы наших пращуров. Они настолько переплелись, перемешались и породнились, что трудно представить себе "чистую" национальность того или иного горожанина.

    Учитель

    А что вы знаете о своем национальном "генеалогическом древе"?

    (Учащиеся представляют примеры генеалогического древа своей семьи)

    Ведущий 1.

    Мы должны признать, что все мы немножко итальянцы, немного греки, немного русские, немного татары, а в общем - прекрасный крымский народ, готовый жить в дружбе и согласии со всеми народами. Например, феодосийцам дорога память о легендарном герое крымских легенд Алиме.

    ("Крымском Робин-Гуде").

    Ведущий 2.

    Весь мир знает великого мариниста И. К.Айвазовского, армянина по национальности. Этот человек очень много сделал для города - благодаря ему была построена железная дорога. Он подарил городу воду. Стамболи был караимом. Разведчик Владимир Бастынец бел белорусом. Крымский партизан Костя Гейдрих был евреем. Командиром партизанского отряда в годы Великой отечественной войны был Андреевич Македонский - грек по национальности.

    Учитель

    Сейчас мы рассмотрим презентацию "Символика Крыма".

    Что означает разные цвета на флаге Крыма?

    Ведущий 1.

    Гимном Автономной Республики Крым является музыкальное произведение композитора Караманова А. С. на слова Голубевой О. В. (звучит гимн АР Крым)

    Учитель подводит итоги классного часа, выделяя учащихся, которые приняли участие в подготовке презентаций и благодарит за помощь ведущих

    Богдана Максимова
    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста «Я - крымчанин»

    Цель : Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.

    Задачи : Продолжить формировать у детей представление о России как о родной стране; знакомить детей с понятием о Родине малой и большой; воспитывать у детей любовь к Родине ; формировать гражданско-патриотические чувства; учить отвечать на вопросы взрослого, строить простые распространенные предложения; расширять словарный запас за счёт имён существительных (родители, мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, страна, город, Родина, крымчанин ) и имен прилагательных (Родная, родной, большая, малая) ; развивать внимание и память – узнавать на картинках флаги и гербы; развивать выдержку, умение соблюдать правила игры; развивать память, сообразительность, находчивость.

    Словарная работа : родная, родная сторона, Родина, Россия, большая Родина, малая Родина, Крым , Крымский полуостров , крымчанин , национальности.

    Интеграция образовательных областей : «Познание , «Коммуникация» , «Социализация» , «Труд»

    Материалы : Карта Крыма ; изображения герба и флага; наглядно-дидактические пособия; слайды с достопримечательностями; Аудио записи.

    Предварительная работа : чтение стихотворений, пословиц и поговорок о Родине; чтение художественных произведений о Крыме ; рассматривание фотографий городов; рассматривание иллюстраций и выполнение работ по раскрашиванию Флага и герба Крыма .

    Ход занятия . - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами попытаемся раскрыть тайну нового слова. Вы готовы узнать тайну?

    Но сначала давайте вспомним одно знакомое слово. Послушайте внимательно и вспомните его секрет. Это слово «родная» . Как вы думаете, о чем я говорю? (Мама, бабушка, сестра и т. д.)

    Правильно, родная - это самая близкая и дорогая. Но родная может быть не только мама, а и земля. Это земля где вы родились и живете. У каждого человека есть родная земля. По-другому ее еще можно назвать Родина. Повторите….

    У всех людей есть еще самое дорогое - это родная страна, Россия. Это наша большая Родина. Еще ее можно назвать родная сторона. Повторите… Столицей нашей страны является город Москва. Столица – это самый главный город.

    Нашей с вами родной землей является Крым и наш город Евпатория. Это наша малая Родина. Столица Крыма город Симферополь . Очень много лет назад наш Крым имел др . название – Таврида. А. С. Пушкин писал о Тавриде :

    Счастливый край, где блещут воды,

    Лаская пышные брега,

    И светлой роскошью природы

    Озарены холмы, луга,

    Где скал нахмуренные своды

    Много людей живет в Крыму и много национальностей : русские, татары, грузины, украинцы и много еще других. Всех нас можно назвать одним красивым словом Крымчане . Я украинка, Мурат – татарин, Яся – русская. А вы какой национальности? Несмотря на то, что Крым населяет огромное количество людей разных национальностей, все мы живем дружно.

    Без дружбы погиб бы мой малый народ,

    Великий лишь тем, что любовью живет.

    Нам верная дружба и песня о ней

    Нужнее, чем воздух, и хлеба нужней.

    Давайте посмотрим презентацию о нашей малой Родине Крыме . (Просмотр презентации)

    - Крым - чудесный край . Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах сосны, до самого берега; море переменчиво : мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Всюду цветы, очень много роз.

    Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.

    Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились растения, которые растут в жарких странах и холодных северных.

    В горах Ангарского перевала катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…

    Так причудливо сплетаются в Крыму времена года . И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…

    О Крыме написано много легенд, сказаний, преданий.

    Многие писатели и поэты воспевали красоту Крыма в стихах . А многие художники в своих картинах. Потому, что невозможно остаться равнодушным к неугасающей красоте Крыма .

    Физкультминутка

    Здравствуй, мир. (руки наверх)

    Это – я! (на грудь)

    А вокруг страна моя ! (раскинуть)

    Солнце в небесах горит (наверх)

    И земля у ног – лежит! (наклон)

    Там – леса! (замок вправо)

    А там – поля! (замок влево)

    Здесь – друзья (поворот головы)

    И здесь друзья. (вправо и влево)

    Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)

    Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)

    Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)

    Здравствуй, мир!

    Встречай меня!

    Посмотрите на этот рисунок, это символика Крыма . Флаг и герб. Как называются то, что изображено на рисунке? (Флаг и герб.) А как можно назвать это одним словом? (Символика)

    Все в изображении этих элементов символики имеет определенны смысл.

    Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма , память о прошлом. Верхняя синяя - надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к миру и дружбе.

    Герб АР Крым представляет собой щит, на котором изображен серебряный грифон, держащий в правой лапе раскрытую серебряную раковину с голубой жемчужиной. Щит увенчан восходящим солнцем и окружен двумя белыми колоннами, соединенными сине-бело-красной лентой с девизом : «Процветание в единстве» . Грифон является объединяющим символом природного и культурного разнообразия Крыма . Жемчужина в лапе -символ уникального уголка планеты, читается как хранитель республики. Варяжский щит герба - напоминание о торговых путях, проходивших и проходящих через Крым , т. е. многие торговцы перевозили свои товары через наши территории, колонны - символы наших предков, оставивших свои следы на полуострове.

    Игра «Подбери словечко» . Нужно придумать к словам «родная» , «родной» подходящие слова. Вспомните, кого или что мы можем назвать родным.

    Ответы детей : мама, папа, брат, сестра, брат, бабушка, дедушка, дом, детский сад, страна, город.

    Замечательно подобрали.

    Послушайте стихотворение З. Александровой «Если скажут слово Родина» .

    Если скажут слово «родина» ,

    Сразу в памяти встаёт

    Старый дом , в саду смородина,

    Толстый тополь у ворот.

    Или степь, от маков красная,

    Золотая целина…

    Родина бывает разная,

    Но у всех она одна!

    Аудио запись о Крыме в исполнении хора из интерната, г. Евпатория

    Ребята, послушайте пословицы о Родине?

    Нет в мире краше Родины нашей.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    На чужой стороне Родина милее вдвойне.

    Родину-мать учись защищать.

    Если дружба велика, будет Родина крепка.

    Жить – Родине служить

    Береги Родину, как зеницу ока.

    Случается так, что окажется человек в чужой стране, как говорили в старину - на чужбине , и сначала кажется ему все новым, интересным : и люди, и обычаи, и природа. Но пройдет немного времени, и затоскует сердце, запросится домой, на родную сторонушку.

    А сейчас присядьте за столы, у каждого из вас лежит лист с изображением флага Крыма . Как можно назвать одним словом флаг и герб? Правильно символика. Но флаг бесцветный, а мы с вами должны разукрасить в правильные цвета. Давайте вспомним, какого цвета нижняя полоса и что она обозначает ? (Ответы) Какого цвета верхняя полоса и что она обозначает ? Средняя полоса?

    Дети раскрашивают флаг.

    Итог занятия :

    Ребята, чем мы сегодня занимались? Что вам больше всего понравилось (ответы детей )

    Кто такие Крымчане ? (Это люди которые живут в Крыму .)

    Что такое большая Родина? (Это родная страна; страна, где мы с вами живем)

    А что такое малая Родина? (Это наш полуостров Крым , наш родной город)

    Какой город столица Крыма ? А какой столица России?

    Что является символикой нашего полуострова Крым ?

    Почему вы любите свою малую родину (Ответы детей .)

    - Почему в народе говорится : «На чужой стороне Родина милее вдвойне.» (Ответы детей .)

    Что нужно делать, чтобы наша Родина с годами становилась все краше? (Ответы детей .)

    Дорогие ребята! Любите свою родину - большую и малую. Старайтесь больше узнать о ее людях и истории, берегите ее природу, храните ее обычаи и традиции.

    Публикации по теме:

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мир вокруг нас» для детей старшего дошкольного возраста Цель: Формировать интерес к окружающему миру природы. Задачи: - расширять знания детей о животных, птицах, растениях, деревьях; - совершенствовать.

    Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с окружающим миром «Город Москва» Цель: расширять представления о Москве – главном городе, столицы России. Задачи: Образовательные: - формировать знания о Москве, её основных.

    Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Осень» Программное содержание: 1. Обогащать и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня,.

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста «Мир животных» Цель: научить детей классифицировать мир животных. Задачи: учить детей классифицировать животных на виды по среде обитания; по характеру.

    Конспект занятия

    по внеурочной деятельности

    «Культура добрососедства»

    Тема: КТО ТАКИЕ «КРЫМЧАНЕ». МОИ СОСЕДИ.

    Цель: познакомить детей с народонаселением Крыма; расширить знания о культуре народов, проживающих в Крыму; воспитывать любовь к Отечеству, чувство солидарности, уважения к людям разных национальностей.

    Оборудование: иллюстрация с изображением хоровода; изображения людей разных национальностей, иллюстрации с лицами девушек пяти национальностей, с изображением храмов трёх религий.

    Ход занятия:

    1. Орг. момент. Упражнение «Смешное приветствие»

    2. Актуализация опорных знаний.

    Крым сегодня - это благословенная земля Крымского полуострова, омываемого Чёрным и Азовским морями. На севере его простирается равнина, на юге - Крымские горы с ожерельем у прибрежной полосы приморских городов-курортов: Ялта, Мисхор, Алупка, Симеиз, Гурзуф, Алушта, Феодоссия, Евпатория и морских портов - Керчь, Севастополь.

    Крым - чудесный край. Вокруг - высокие скалистые горы; на склонах сосны, до самого берега; море переменчиво: мирно и лучисто на солнце и ужасно в бурю. Климат мягок, всюду цветы, очень много роз.

    Крымский полуостров представляет собой некий сказочный кусочек суши, заброшенный глубоко в воды Чёрного моря и соединённый с материком лишь узенькой ниточкой Перекопского перешейка.

    Уникальна эта маленькая земля. За один день можно проехать её вдоль и поперёк. Но на крымской земле удивительно соединились приметы почти всех климатических зон нашей планеты, растения субтропических широт и севера…

    На Ангарском перевале катаются лыжники, а в Ялте доцветают розы…

    На Южном берегу Крыма витает специфический запах магнолий, а в горах только-только распустились фиалки…

    Так причудливо сплетаются в Крыму времена года. И можно прикоснуться к любому из них, медленно поднимаясь от знойных пляжей к заоблачным вершинам гор…

    3. Познавательная беседа.

    Сегодня мы поговорим о людях разных национальностей, которые проживают на территории Крыма. Сейчас Крымский полуостров очень многонационален. На данный момент в здесь проживает более 120 национальностей. Поразительно, но они не только умещаются на таком маленьком полуострове, но и уживаются между собой.

    Издавна в Крыму жили люди, относящиеся к самым разным этническим народностям и группам: киммерийцы и тавры, скифы и сарматы, и , хазары и протоболгары, печенеги и половцы, византийцы и итальянцы , и турки, и , и .

    Что такое национальность?(принадлежность к этнической общности)

    А какие национальности знаете вы? (ответы детей)

    Хоровод.

    Греки, русские, армяне,

    Крымчаки и караимы-

    Есть у нас другое имя:

    Нас зовут ещё «крымчане».

    Украинцы и евреи,

    Немцы, крымские татары,

    Ассирийцы и болгары,

    Становитесь в круг скорее!

    Хайторма, гопак и фрейлахс,

    Сырба, барыня, сиртаки-

    Словно лютики и маки,

    Так поляна загорелась.

    Не в саду, не в огороде –

    Мы в семье, в своём народе.

    Дай мне руку, мой ровесник,

    Станем рядом в хороводе!

    Вы прослушали стихотворение, а теперь, скажите о каких национальностях говорилось в нём?

    А теперь я буду показывать иллюстрации, а вы будете говорить представители, каких национальностей изображены. (ответы детей)

    Сейчас я расскажу вам немного о народах. Проживающих в Крыму. И первой остановкой в нашем путешествии будут Русские.

    I Остановка «Русские».

    Никто не может назвать точную дату появления первого русича на территории Крыма. После присоединения Крыма к России здесь поселяется много русских: это и уволенные солдаты, осевшие в Тавриде купцы, крестьяне. В период правления Екатерины II было время, когда Крым обезлюдил. Некоторых солдат из Екатеринославского полка переселили с их семьями в Крым. Появились первые солдатские деревни в Симферопольским и Феодосийском уездах. Существуют они и сейчас – Зуя, Курцы, Изюмовка.

    Современное село Мазанка было основано отставными солдатами. До сих пор существует предание о том, как женили первых двадцать солдат – отставников. Чтобы никому не было обидно, управитель приказал женихам оставить свои фуражки у дороги, куда привезли невест. Чью фуражку девушка выбрала- тот и в мужья достался. Так и сыграли вместо 20 одну большую свадьбу.

    II Остановка «Крымские татары».

    Крымские татары как народ сформировались на территории Крыма. Крымско-татарский язык является одним из ответвлений тюркских языков. Кроме того в нём встречаются слова греческого, арабского и византийского происхождения. Жилища в старину представляли собой прямоугольные строения с плоскими крышами, сложенными из нетесаного камня. Обязательно имелись террасы. В быту использовалась посуда из меди и бронзы. Древней столицей крымских татар являлся Старый Крым (Солхат), а со времён Крымского ханства – Бахчисарай. Основные занятия – виноградарство, табаководство, садоводство, рыболовство, животноводство.

    4. Игра «Определи национальность» Даны иллюстрации, необходимо определить к какой национальности принадлежит человек, изображённый на ней.

    III Остановка «Армяне».

    Первые связи армян с Крымом известен со времён царя Тиграна Великого и Митридата Понтийского. В XI веке в Крым эмигрировали армяне на постоянное место проживания. Трудолюбивые армяне быстро наладили дружбу со всеми соседями, поэтому их число быстро разрасталось.

    Существует армянская Пасха. Снега в Крыму всегда было мало, поэтому в масленицу катались не на санях, как было принято у русских, а на лошадях, верблюдах и ослах. На площади города строились торговые ряды и балаганы. Плясали и пели ряженые в масках и костюмах. По городу на носилках носили «Палну» - бога весны. До утра танцевали. Веселились, угощались блинами, различными сладостями и напитками.

    Армяне всегда славились умением работать с кожей, умели находить воду, родники. Каждый родник облекался в каменное платье и превращался в памятник.

    5. Игра . На доске вы видите иллюстрации с девушками, необходимо сказать каких национальностей они.(русская, немка. украинка, крымская татарка)

    Вы знаете, что такое «религия»? изображены три храма- к каким религиям они относятся?

    IV Остановка «Болгары».

    Болгары получили в Крыму по 50 десятин земли на каждого члена семьи. Первые колонии болгар появились в Балта – Чокране, под Симферополем, в Старом Крыму, в Евпатории.

    Дом прочно построен из кирпича или глины с хворостом. Внутри и снаружи чисто выбелено. На 1 марта в честь прихода весны, болгары дарили друг другу Мартинички – символ плодородия и семейного благополучия. (200 видов)

    V Остановка «Греки».

    Греки называли свою родину Элладой, которая находилась на территории современной Греции. Пройдут века и эллины (древние греки) поплывут к берегам Крыма и всем сердцем они полюбят его и будут считать его своей второй матерью. Они здесь построят свои города- полисы: Пантикапей, Феодосию, Херсонес, Тиритану.

    В годы Первой мировой войны греки переселятся в Крым. Их называли новогреками. Симферопольцам известен фонтан в нижней части городского парка культуры. Греки называли его Ай – Неро (святая вода).

    VI Остановка «Крымчаки и ассирийцы».

    На территории Крыма проживают крымчаки и ассирийцы. Крымчаки ранее селились в Кафе, на Мангуп – Кале, в Старом Крыму, Бахчисарае. Их основное занятие – садоводство, ремёсла, торговля, огородничество. Издавна шили прекрасную обувь, славились как мастера – шапочники.

    Строили одноэтажные дома из камня с окнами, выходящими во двор.

    6. Выводы: Как вы сегодня услышали и увидели, в Крыму проживают люди разных национальностей. И те, о которых я рассказала – это лишь небольшая часть от общего количества. Все мы проживаем в Крыму и поэтому должны знать культуру, традиции и обычаи других народов, проявлять уважение и понимание к другим народам.

    7. Рефлексия. Упражнение «Спасибо за прекрасный день!»