Дополнительный текст (Интересные факты). Презентация на тему "континент африка" Расовый и этнический состав населения Африки

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема урока «Население Африки»

Имя урока «Черный континент»

г. Кострома, МБОУ СОШ № 24

11 класс

Цель урока: выявить отличительные особенности населения Африки.

Задачи урока

Образовательные:

    Создать условия для реализации навыков работы с картографическим материалом и текстом учебника.

    Актуализировать знания учащихся, приобретенные в 7-м классе, о населении Африки.

Воспитательные:

    Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, теме урока.

    Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание внимательности при восприятии ответов.

    Способствовать развитию коммуникативных навыков через организацию групповой работы.

Развивающие:

    Обеспечить условия для совершенствования умений и навыков работы с картографическим материалом, текстом учебника, статистическими данными.

    Обеспечить условия для овладения учащимися алгоритмом выполнения заданий и способами фиксации приобретенных знаний.

    Способствовать развитию волевых качеств учащихся при возникновении затруднений в ходе выполнения работы.

Тип урока -

Урок актуализации знаний через практическое применение умений работать с картографическим материалом и текстом учебника.

Формы работы учащихся:

    Индивидуальная (заполнение рабочего листа урока)

    Групповая

    Выполнение заданий по определенному разделу плана урока

    Совместное решение кроссворда или выполнение теста

    Взаимопроверка результатов работы

Дидактический материал:

    Учебные атласы (желательно у каждого учащегося)

    Рабочие листы (для каждого учащегося)

    Пакет заданий для 9 групп

    Мельтимедийная презентация учителя

Техническое оборудование:

    Компьютер учителя

    ПК для каждой группы (идеал, мечта)

    Мультимедийный проектор

    Маркерная доска для демонстрации презентации учителя с возможностью делать на ней необходимые надписи цветным маркером или стилусом.

Планируемые результаты обучения:

Предметные

Метапредметные

Личностные

    Работать с различными источниками географической информации (карты, текст, статистика)

    Называть численность населения Африки, год Африки

    Характеризовать формы государственного и административно-территориального устройства стран.

    Характеризовать расовый, национальный, половой, возрастной, религиозный состав населения.

    Объяснять особенности воспроизводства, размещения, урбанизации населения Африки

    Развитие интеллектуальных, творческих, познавательных интересов учащихся.

    Развитие умения управлять своей познавательной деятельностью, умения сформулировать результаты своих интеллектуальных усилий, презентовать результаты своих исследований.

    Овладение законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

    Развитие уважения к истории, национальным особенностям, традициям, образу жизни других народов, воспитание толерантности.

    Осознание проблем, касающихся населения Африки, уровня образования и качества жизни.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Время

(в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуника - тивная

Регулятивная

I этап. Организационный момент

Цель – активизация учащихся.

Объявляет тему урока, знакомит учеников с эпиграфом урока (1-й и 2-й слайды)

Знакомятся с отрывком из стихотворения Н. Гумилева

Распределяют недостающие учебные пособия между собой

Настраиваются на урок

I I этап

Изучение особенностей современного населения Африки

1.Актуализация знаний -ПЛАНИРОВАНИЕ

Создание проблемной ситуации: Вспомним, какие особенности населения региона нужно проанализиро-вать, чтобы создать целостное представление о них? Сможем ли мы применить полученные знания?

Предлагает сформулировать цель урока, придумать имя урока и заполнить кластер, отражающий предполагаемый ход урока (3 и 4 слайды)

На 4-м слайде маркером или стилусом осуществляет запись вопросов, которые в свою очередь, станут планом изучения темы и заданиями для групп. Рекомендую при записи ориентироваться на запланированные вопросы на 5-м слайде. Для этого можно заготовить для себя «шпаргалку».

Распределяет задания между группами

Формулируют основную цель урока.

Вспоминают основные характеристики населения, изучаемые в 10-м классе и в 11-м, при изучении других регионов. Называют их.

Слушают друг друга. Обсуждают свои возможности для достижения цели.

Принимают и сохраняют учебную цель урока. Распределяются на группы.

Предполагают, насколько каждый лично готов справиться с поставленной задачей.

Записывают имя урока.

2. ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Поиск решения учебной задачи (задания для группы)

Подводит учащихся к мысли, что для выполнения поставленной задачи

    Необходимо выполнить все задания инструктивной карточки.

    Необходимо продумать порядок выступления, текст выступления, текст для записи в рабочем листе.

Анализируют предложенные фрагменты картографического материала, текста учебника и т.д.

Обсуждают возможности группового достижения результатов урока, при необходимости – распределяют задания между собой.

Определяют выступающего (щих) от группы. Согласовывают текст записи в рабочем листе по своей теме задания

    Учебные действия по реализации плана

Презентация результатов работы группы

Демонстрирует слайды презентации, относящиеся к теме выступления той или иной группы (переход осуществляется по гиперссылкам со слайда № 5)

Знакомятся с результатами работы своих одноклассников, делают записи в рабочих листах

Совместно докладывают результаты групповой работы

Осуществляют самоконтроль , корректируют свои умения и навыки кратко, но точно формулировать главное содержание выступления своих одноклассников.

20 (по 1-3 минуты на группу). Некото-рым группам нужно меньше времени

    Применение нового знания.

Подведение итогов работы.

Закрепление изученного материала.

Задает учащимся вопросы: «Достигли ли мы поставленной цели урока? Какой вывод из всего изложенного можно сделать?»

Демонстрирует 26 слайд с выводом урока.

Демонстрирует 27-й слайд с обобщающими вопросами.

Обсуждают итоги работы на уроке, формулируют вывод или знакомятся с вариантом готового.

Отвечают на предложенных для закрепления вопросы по изученной теме

Обсуждают в группах варианты ответов на вопросы

Корректируют свои знания

III . Итог урока. Рефлексия деятельности

Контроль

В зависимости от количества оставшегося времени, предлагает либо решить кроссворд, либо ответить на вопросы теста (переход со слайда № 27)

Выполняют задание, контролируют и оценивают свой результат. Сдают результаты учителю на проверку.

Допустимо групповое решение кроссворда или теста

Рефлексия своих действий

IV . Формулировка домашнего задания

Активизация познавательной деятельности учащихся

Предлагает выбрать вариант творческого задания: Подготовить сообщения на темы:

    Мифы, легенды и сказки народов Африки.

    Культурное наследие стран Африки

И обязательное задание: Практическая работа в контурной карте: обозначить границы размещения рас и крупные народы Африки

Записывают домашнее задание

Презентация на тему "Общая характеристика Африки" по географии в формате powerpoint. Интересная презентация для школьников, в которой рассказывается о природных условиях, населении и хозяйстве Африки. Презентация содержит большое количество рисунков, схем, таблиц и заданий для учащихся.

Фрагменты из презентации

  • Африка занимает 1/5 часть суши (30,3 млн.км2), на которой расположено 53 государств (с островными).
  • Еще пол века назад вся политическая карта Африки пестрела красками колониальных держав: Англии, Франции, Бельгии, Португалии, Испании, Италии. Колониальное прошлое материка во многом определило его отсталость. По основным экономическим и социальным показателям развития Африка заметно отстает от других регионов мира, а в некоторых странах это отставание даже возрастает.

Состав территории Африки

  • По государственному строю только три государства сохраняют монархическую форму правления, остальные республики.
  • По административному устройству – четыре федеративных республик, остальные унитарные.
  • Главным критерием для оценки экономико-географического положения стран Африки является наличие или отсутствие выхода к морю. 15 государств не имеют выхода к морю, ни на одном континенте нет такого количества внутриконтинентальных стран, большинство этих стран относятся к числу самых отсталых.
  • Молодые африканские государства ещё не в полной мере сформировались политически, поэтому здесь обычны жестокая межклановая и межэтническая борьба, политические конфликты. Доставшиеся этим странам в наследство от колониального прошлого границы, стали очагом возникновения территориальных споров и пограничных конфликтов. Острые конфликты такого рода существуют между Марокко и Западной Сахарой, Эфиопией и Сомали и др.
  • С целью укрепления единства и сотрудничества государств африканского континента, сохранения их целостности и независимости в 1963 году была создана Организация африканского единства. В неё входит 53 государства. Штаб-квартира находится в Аддис–Абебе столице Эфиопии.

Природные ресурсы Африки

Африка обладает исключительно разнообразными природными ресурсами. Минеральное сырье отличается высоким качеством и добывается часто открытым способом.

Добыча минерального сырья в основном ведется в пределах семи горнодобывающих районов:

  1. Алжиро-Ливийский;
  2. Атласский;
  3. Египетский;
  4. Западно-Гвинейский;
  5. Восточно-Гвинейский;
  6. Медный пояс;
  7. Южно-Африканский.

Расовый и этнический состав населения Африки

  • На континенте выделяют более 400 этносов. В Северной Африке сложились крупные нации, но большинство населения находится на уровне народностей. Сохраняются пережитки родоплеменного строя (рисунки внизу).
  • Народы Северной и Северо-Восточной Африки говорят на языках химито-семитской семьи (ара-бы, берберы). Районы Экваториальной, Восточной и Южной Африки заселены народами банту (язык – суахили). Большинство стран южнее Сахары сохраняют языки бывших метрополий – английский, французский, португальский. В ЮАР кроме английского государственным является язык африкаанас (сильно измененный голландский). На континенте нет однонациональных государств.

Плотность населения

Средняя плотность населения в Африке 27 чел/км2 , что в несколько раз меньше, чем в Европе и Азии. Для размещения на-селения по континенту характерны очень резкие контрасты. Вообще не заселённые территории находятся в пустыне Сахара. Редко можно встретить население в зоне влажных тропических лесов. Но есть и до-вольно значительные сгустки населения, особенно на побережьях.

Африка - регион "городского взрыва"

  • В течение многих столетий Африка оставалась преимущественно «сельским материком». И сейчас по уровню урбанизации она еще очень сильно отстаёт от других регионов, однако темпы урбанизации здесь самые высокие, население городов удваивается каждые 10 лет.
  • Проявление «городского взрыва» в Африке имеет ряд отрицательных последствий. Ведь растут главным образом столичные города, причем растут благодаря постоянному притоку сельских жителей, которые не имея средств к существованию, ютятся в трущобных районах.
  • Самым большим городом Африки является город Лагос в Нигерии. Еще в 1950 году его население составляло около 300 тыс. человек, а сейчас достигло 13 млн.
  • Однако условия жизни в этом перенаселенном городе настолько неблагоприятны, что в 1992 году столица страны была переведена отсюда в другой город – Абуджу.

Общая характеристика хозяйства стран Африки

  • После завоевания независимости страны Африки начали предпринимать усилия по преодолению вековой отсталости. Была осуществлена национализация природных ресурсов, проводится аграрная реформа, готовятся национальные кадры. Началась перестройка отраслевой структуры, которая носила колониальный характер, то есть преобладающее значение имела горнодобывающая промышленность и основной доход страны получали от экс-порта минерального сырья.
  • В настоящее время сохраняется колониальный тип отраслевой структуры экономики – преобладает сельско-хозяйственное производство и горнодобывающая промышленность, в то время как отрасли обрабатывающей промышленности находятся на стадии зарождения. Характерна так же однобокость развития экономики – узкая (монотоварная) специализация хозяйства страны на производстве одного товара, предназначенного для экспорта.
Сельское хозяйство Африки.

Основная сфера материального производства африканских стран – сельское хозяйство. В некоторых из них (Чад, Мали, Руанда, ЦАР) в нём занято более 80% населения. Главное значение в большинстве стран Африки имеет земледелие. В структуре земледелия различают экспортные и потребительские культуры.

Промышленность Африки
  • Основы национальной промышленности закладываются лишь в наши дни. Континент по-прежнему остается наименее индустриальной частью мира. Иностранный капитал был заинтересован лишь в минеральном сырье и поэтому энергично развивал здесь горно-добывающую промышленность.
  • В структуре обрабатывающей промышленности ведущее место занимает легкая и пищевая промышленность. В последнее время наметилась тенденция к повышению роли металлургии, нефтепереработки. Промышленные районы размещены в местах добычи и производства сырья и на побережье.

Транспорт

  • Важной задачей для развития экономики является формирование современной транспортной сети и удобной её конфигурации. Долгое время транспортная система Африканских стран выполняла роль перевозчика сырья от места добычи до порта. Поэтому наибольшее развитие получили железнодорожный и морской транс-порт. За годы независимости получили развитие и другие виды транспорта.
  • Африка занимает последнее место среди всех частей света по основным технико-экономическим показателям работы транс-порта.
  • Размещение транспорта Африки, густота транспортной сети отличаются большой неравномерностью. Наибольшего по африканским масштабам развития достиг транс-порт в ЮАР и в странах северной Африки (за исключением их засушливых районов), что отражает общий уровень экономического развития этих стран. С другой стороны, многие районы Сахары, Намиба, Калахари, экваториальных и тропических лесов практически лишены транспорта. Распространены перевозки на верблюдах, ослах, мулах, переноска грузов носильщиками.
Железнодорожный транспорт Африки.
  • Общая длина железных дорог Африки – более 82 тыс. км. В структуре внутреннего грузооборота железнодорожный транспорт занимает лидирующее место, а в пассажирообороте его опередил автомобильный. Следует отметить техническую отсталость этого вида транспорта в Африке (разноколейность и паровозная тяга).
  • Первое место по общему уровню развития ж/д транспорта занимает Южная Африка, на неё приходится до 40% всей железнодорожной сети, второе – Северная Африка (Средиземноморские страны). А наиболее отстающей оказывается Тропическая Африка, где велика транспортная роль рек. До сих пор нет железных дорог в Нигере, Чаде, ЦАР, Сомали, Руанде, Бурунди и др.
  • Железные дороги имеют отчетливо выраженный характер «линий проникновения» - они связывают районы добычи полезных ископаемых или плантационного сельского хозяйства с портами вывоза их продукции.
Автомобильный транспорт Африки.
  • Автомобильный транспорт основной в пере-возках пассажиров. В странах Африки, наряду со сравнительно небольшим числом автомобильных дорог с твердым покрытием, очень много грунтовых, которые часто непригодны для передвижения.
  • Начиная с 1980 г. правительства многих африканских стран стали вкладывать капиталы на создание трансконтинентальных автомагистралей, которые могли бы объединить транс-портную сеть в единое целое.
  • До недавнего времени существовала фактически только одна трансконтинентальная магистраль – Трансмагрибская (которая связывает все страны Се-верной Африки). В начале 90 гг. ХХ века вступили в эксплуатацию Транссахарская автомагистраль (связала Алжир, Мали, Нигер и Нигерию) и Транссахельская магистраль (связала Сенегал, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад).
  • Международными организациями были разработаны проекты транс-африканских магистралей (смотри карту). Реализация их строительства уже началась, однако в силу политических и финансово-экономических проблем сроки окончания строительства не определены.
Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам .

На протяжении всей истории человеческой цивилизации в Африке господствовал так называемый традиционный тип воспроизводства населения, отличавшийся высокими уровнями рождаемости и смертности и, соответственно, низким показателем естественного прироста. Демографы считают, что на рубеже нашей эры в Африке проживало 16–17 млн (по другим данным, 30–40 млн), а в 1600 г. – 55 млн человек. За следующие 300 лет (1600–1900) население континента возросло до 110 млн человек, или в два раза, что означало самый медленный прирост среди всех крупных регионов мира. В результате доля Африки в мировом населении заметно уменьшилась. Такой замедленный тип роста объяснялся прежде всего работорговлей, потери от которой исчислялись десятками миллионов человек, тяжелым принудительным трудом на плантациях европейских колоний, голодом и болезнями. Только в первой половине XX в. население Африки стало расти быстрее, и к 1950 г. достигло 220 млн человек.

Но настоящая демографическая революция произошла в Африке уже во второй половине XX в. В 1960 г. ее население составило 275 млн, в 1970 г. – 356 млн, в 1980 г. – 475 млн, в 1990 г. – 648 млн, в 2000 г. – 784 млн, а в 2007 г. – 965 млн человек. Это значит, что в 1950–2007 гг. оно увеличилось почти в 4,4 раза! Подобных показателей роста не знает ни один другой регион мира. И не случайно, что доля Африки в мировом населении быстро возрастает. В 2007 г. она составила уже 14,6 %, что превышает совокупную долю зарубежной Европы и СНГ или Северной и Латинской Америки. И хотя во второй половине 1990-х гг. демографический взрыв в Африке уже явно прошел свои пиковые показатели, среднегодовой темп прироста населения (2,1 %) здесь еще почти в два раза превышал мировой уровень.

Такая демографическая обстановка в Африке объясняется тем, что ее население продолжает находиться во второй фазе демографического перехода, для которой характерно сохранение высокой и очень высокой рождаемости при довольно резком снижении смертности. Отсюда по-прежнему высокие темпы естественного прироста, обеспечивающие не просто расширенное воспроизводство, а очень быстрое увеличение численности населения. К середине 2000 г. Африка пришла со следующей «формулой» воспроизводства населения: 36 % -15 % = 21 %. Далее рассмотрим каждую из ее составляющих.

Коэффициент рождаемости в Африке в 1985–1990 гг. составлял почти 45 %, в 1990–1995 гг. – 42 %, в 1995–2000 гг. – 40 %, а в 2000–2005 гг. – 36 %. Он превышает среднемировой показатель последнего пятилетия (20b) в 1,5 раза. В Тропической Африке находится большинство стран мира с коэффициентом рождаемости, который зачастую приближается к физиологическому максимуму. В качестве примера можно привести страны, в которых в 2005 г. рождаемость достигала 50 % или даже превышала этот уровень: Нигер, Эритрея, ДР Конго, Либерия. Но и в большинстве остальных стран она находилась в пределах от 40 до 50 %.



Соответственно и уровень фертильности женщин в Африке остается самым высоким в мире: среднее число детей, рождаемых одной женщиной, там по-прежнему составляет 4,8, а в Уганде, Мали, Нигере, Чаде, ДР Конго, Бурунди, Сомали достигает шести-семи и более.

Высокий уровень рождаемости в странах Африки обусловлен целым рядом факторов. Среди них следует назвать вековые традиции ранних браков и многодетности, связанные прежде всего с крайней социально-экономической отсталостью. Стремление родителей иметь как можно больше детей было вполне естественной реакцией на очень высокую детскую смертность и одновременно средством обеспечения собственного патриархального хозяйства большим количеством рабочих рук. Сильно сказывались и религиозные воззрения, довольно широкое распространение полигамных браков (многоженства). Надо принимать во внимание также общее повышение уровня здравоохранения, достигнутое в последние десятилетия и включающее в себя охрану здоровья матери и ребенка и уменьшение женского бесплодия – одного из последствий многих заболеваний.

Показатели коэффициента смертности во второй половине XX в., напротив, уменьшились очень существенно. В среднем для Африки в 2005 г. этот коэффициент составлял 15 %, в том числе в Северной – 7, а в Тропической 14–19 %. Хотя коэффициент смертности еще заметно превосходит среднемировой показатель (9 %), именно его снижение – при сохранении высокой рождаемости – послужило, можно сказать, главным «детонатором» демографического взрыва на континенте.

В результате даже при сохранении довольно высоких показателей смертности Африка отличается рекордными для всего мира показателями естественного прироста населения: в среднем он составляет 21 % (или 21 человек на 1000 жителей), что соответствует среднегодовому приросту на 2,1 %. Если дифференцировать этот показатель по субрегионам, то окажется, что в Северной Африке он равен 1,6 %, в Западной – 2,4, в Восточной – 2,5, в Центральной – 2,2 и в Южной Африке – 0,3 %.

Основой для продолжения этого анализа на уровне отдельных стран может послужить рисунок 147. При его рассмотрении нетрудно заметить, что ныне в Африке уже более половины стран имеют среднегодовой темп прироста населения от 1 до 2 %. Но в 13 странах он все еще составляет 2–3 %, а в 12 странах– 3–4 %. Больше всего таких стран в Западной, но они есть также в Восточной и Центральной Африке. Кроме того, за последнее время в Африке появились страны, в которых происходит не рост, а убыль населения. Это объясняется эпидемией СПИДа.

Объясняется такая дифференциация главным образом различиями в общем уровне социально-экономического развития, включая уровень образования, здравоохранения и другие составляющие комплексного понятия о качестве населения. Что же касается демографической политики, то она пока не оказывает большого воздействия на процессы воспроизводства населения. Почти все страны Африки провозгласили свою приверженность подобной политике, многие приняли национальные программы планирования семьи, осуществляют меры, направленные на улучшение положения женщин, расширение доступа к контрацептивным препаратам, регулирование интервалов между рождением детей и т. д. Однако финансирование этих программ недостаточное. К тому же они идут вразрез с религиозными и бытовыми традициями и наталкиваются на сопротивление значительной части населения. Более действенной демографическая политика оказалась в нескольких более развитых странах. В результате выполнения правительственных программ, направленных на уменьшение темпов роста населения, такое уменьшение еще в 1960-х гг. началось в Тунисе, Египте, Марокко, Кении, Гане, а позднее – в Алжире, Зимбабве, на о. Маврикий.

Демографический взрыв в Африке значительно углубляет многие и без того трудноразрешимые экономические и социальные проблемы стран континента.

Во-первых, это проблема увеличения «давления» быстро растущего населения на окружающую среду. Еще в 1985 г. на одного жителя сельской местности здесь приходилось 0,4 га земли, а в начале XXI в. этот показатель снизился до 0,3 га. Одновременно возрастает угроза дальнейшего опустынивания и обезлесения, нарастания общего экологического кризиса. Можно добавить, что по обеспеченности ресурсами пресных вод в расчете на 1 жителя (около 5000 м 3 в 2000 г.) Африка уступает большинству других крупных регионов мира. При этом водные ресурсы в регионе распределены так, что их наибольшее количество не совпадает с наиболее плотно заселенными территориями, и в результате во многих местах, особенно в крупных городах, ощущается дефицит воды.

Во-вторых, это проблема увеличения «демографической нагрузки» , т. е. отношения численности детей (и пожилых людей) к численности людей в трудоспособном возрасте. Известно, что главной особенностью возрастной структуры населения Африки всегда была очень большая доля в нем лиц детских возрастов, причем в последнее время – в результате некоторого сокращения младенческой и детской смертности – она стала даже возрастать. Так, в 2000 г. возрастная группа моложе 15 лет составляла во всем населении континента 43 %. В некоторых странах Тропической Африки, в частности в Уганде, Нигере, Мали (табл. 47 в книге I), численность детей фактически почти равна численности «работников». К тому же из-за очень большой доли лиц детских возрастов доля экономически активного населения в Африке оказывается гораздо меньшей (38–39 %), чем в любом другом крупном регионе мира.

В-третьих, это проблема занятости. В условиях демографического взрыва численность экономически активного населения уже в 2000 г. достигла 300 млн человек. Занять такое количество людей в общественном производстве африканские страны не в состоянии. По данным Международной организации труда, в среднем в Африке безработица охватывает 35–40 % трудоспособных людей.

В-четвертых, это проблема обеспечения продовольствием быстро растущего населения. Современное продовольственное положение Африки большинством специалистов оценивается как критическое. Хотя 2 / 3 населения континента заняты в сельском хозяйстве, именно здесь, особенно в Тропической Африке, продовольственный кризис приобрел наиболее затяжной характер и образовались даже довольно устойчивые «зоны голода». Во многих странах производство продуктов питания из расчета на душу населения не только не растет, но даже снижается, так что крестьянину становится все труднее обеспечить семью собственным продовольствием в течение года. Возрастает импорт продовольствия. Далеко не единственная, но все же одна из самых важных причин такого положения заключается в том, что среднегодовой прирост населения Африки значительно обгоняет среднегодовой прирост производства продуктов питания.

В-пятых, это проблема здоровья населения, связанная как с деградацией окружающей среды, так и с бедностью большей части людей. (В Африке насчитывается 11 стран, где за чертой бедности живет более половины всего населения. В том числе в Замбии, Сьерра-Леоне, на Мадагаскаре эта доля превышает 70 %, а в Мали, Чаде, Нигере, Гане, Руанде – 60 %.) И то и другое способствует распространению таких опасных заболеваний, как малярия, холера, проказа, сонная болезнь. По числу заболевших СПИДом Африка уже обогнала все другие континенты (рис. 158 в книге I). Она отличается самой высокой скоростью распространения ВИЧ-инфекции и самой высокой долей ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом (8,4 % взрослого населения). В 2006 г. в странах к югу от Сахары проживало более 25 млн ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом, что составляет 70 % от общего числа зарегистрированных во всем мире. В том же году СПИД унес жизни 2,3 млн африканцев, во многих странах приведя к уменьшению средней продолжительности жизни. Можно добавить, что в первую десятку стран по количеству заболевших СПИДом входят Зимбабве, Ботсвана, Замбия, Малави, Намибия, Свазиленд и Конго, где на 100 тыс. жителей в среднем приходится от 350 до 450 случаев заболевания. Во второй десятке также преобладают страны Африки.

Рис. 147. Среднегодовой прирост населения в странах Африки

В-шестых, это проблема образования. В 2000 г. только 60 % взрослых африканцев были грамотными. В Африке к югу от Сахары общая численность неграмотных среди лиц старше 15 лет даже увеличилась со 125 млн человек в 1980 г. до 145 млн в 2000 г. Еще и в 2006 г. в 5 странах Африки были неграмотны более 1 / 2 мужчин, в 7 – более 2 / 3 женщин. При средней доле лиц детских возрастов, составляющей, как уже было отмечено, 43 %, не так просто обеспечить школьным образованием подрастающее поколение.

Еще сравнительно недавно демографические прогнозы исходили из того, что к 2025 г. численность населения Африки возрастет до 1650 млн человек. Согласно более новым прогнозам, она составит около 1300 млн человек (в том числе в Северной Африке – 250 млн, в Западной – 383 млн, в Восточной – 426 млн, в Центральной – 185 млн и в Южной– 56 млн человек). Это означает, что Африка по-прежнему будет сталкиваться со многими социально-экономическими проблемами, порожденными демографическим взрывом. Достаточно сказать, что, по некоторым расчетам, в 2025 г. трудовые ресурсы континента достигнут почти 1 млрд человек, составив 1 / 5 всех трудовых ресурсов мира. В 1985 г. численность молодых людей, пополнивших массу трудящихся, была равна 36 млн, в 2000 г. – 57 млн, а в 2025 г. она достигнет почти 100 млн!

В последнее время в печати появились новые сведения о прогнозах численности населения Африки на 2050 г. По сравнению с предыдущими они отражают повышательную тенденцию и исходят из того, что в середине XXI в. население континента достигнет почти 2 млрд человек (21 % населения Земли). При этом в таких странах, как Того, Сенегал, Уганда, Мали, Сомали, за первую половину XXI в. население должно увеличиться в 3,5–4 раза, а в ДР Конго, Анголе, Бенине, Камеруне, Либерии, Эритрее, Мавритании, Сьерра-Леоне, Мадагаскаре – в 3 раза. Соответственно к 2050 г. население Нигерии предположительно достигнет 258 млн человек, ДР Конго – 177, Эфиопии – 170, Уганды – 127, Египта – 126 млн человек. От 50 до 100 млн жителей будут иметь Судан, Нигер, Кения и Танзания.

97. Африка – регион «городского взрыва»

В течение многих столетий, даже тысячелетий, Африка оставалась преимущественно «сельским материком». Правда, в Северной Африке города появились очень давно. Достаточно вспомнить Карфаген, крупные городские центры эпохи Римской империи. Но в Африке южнее Сахары города начали возникать уже в эпоху Великих географических открытий, преимущественно как военные опорные пункты и торговые (в том числе работорговые) базы. В период колониального раздела Африки на рубеже XIX и XX вв. новые городские поселения возникали главным образом как местные административные центры. Тем не менее сам термин «урбанизация» по отношению к Африке до конца нового времени можно применять, по всей видимости, только условно. Ведь еще в 1900 г. на всем континенте был только один город с населением более 100 тыс. жителей.

В первой половине XX в. положение изменилось, но не столь уж кардинально. Еще в 1920 г. городское население Африки насчитывало всего 7 млн человек, в 1940 г. – уже 20 млн и только к 1950 г. увеличилось до 51 млн человек.

Но во второй половине XX в., особенно после такого важного рубежа, каким стал Год Африки, на континенте начался настоящий «городской взрыв». Это иллюстрируют прежде всего данные о темпах роста городского населения. Еще в 1960-е гг. во многих странах они достигли феноменально высоких показателей в 10–15, а то и 20–25 % в год! В 1970–1985 гг. городское население в среднем за год увеличивалось на 5–7 %, что означало удвоение его через 10–15 лет. Да и в 1980-х гг. эти темпы сохранились примерно на уровне 5 % и только в 1990-х гг. стали снижаться. В результате в Африке начали быстро увеличиваться численность горожан и число городов. Доля городского населения в 1970 г. достигла 22 %, в 1980 г. – 29, в 1990 г. – 32, а в 2000 г. – 36 % и в 2005 г. – 38 %. Соответственно и доля Африки в городском населении всего мира возросла с 4,5 % в 1950 г. до 11,2 % в 2005 г.

Как и во всем развивающемся мире, «городской взрыв» в Африке характеризуется преимущественным ростом больших городов. Число их увеличилось с 80 в 1960 г. до 170 в 1980 г. и в дальнейшем еще более чем удвоилось. Заметно увеличилось также число городов с населением от 500 тыс. до 1 млн жителей.

Но особенно наглядно эту отличительную черту африканского «городского взрыва» можно продемонстрировать на примере роста числа городов-миллионеров. Первым таким городом еще в конце 1920-х гг. стал Каир. В 1950 г. городов-миллионеров было только два, но уже в 1980 г. стало 8, в 1990 г. – 27, а численность жителей в них возросла соответственно с 3,5 млн до 16 и 60 млн человек. По данным ООН, в конце 1990-х гг. в Африке насчитывались уже 33 агломерации с населением более 1 млн человек, которые концентрировали 1 / 3 всего городского населения, а в 2001 г. агломераций-миллионеров стало уже 40. Две из этих агломераций (Лагос и Каир) с населением более 10 млн человек уже вошли в категорию сверхгородов. В 14 агломерациях численность жителей находилась в пределах от 2 млн до 5 млн человек, в остальных – от 1 млн до 2 млн человек (рис. 148). Однако в последующее пятилетие некоторые столицы, например, Монровия, Фритаун, выбыли из числа городов-миллионеров. Это объясняется нестабильной политической обстановкой и военными действиями в Либерии и Сьерра-Леоне.

Рассматривая процесс «городского взрыва» в Африке, нужно принимать во внимание то обстоятельство, что именно с городами связано промышленное и культурное развитие стран, углубление процессов этнической консолидации и другие положительные явления. Однако наряду с этим городской среде сопутствуют и очень многие отрицательные явления. Это объясняется тем, что в Африке не просто происходит урбанизация вширъ (а не вглубъ, как в развитых странах), но преобладает так называемая ложная урбанизация, свойственная тем странам и регионам, где фактически отсутствует или почти отсутствует экономический рост. По данным Всемирного банка, в 1970– 1990-х гг. городское население Африки возрастало в среднем на 4,7 % в год, в то время как их ВВП на душу населения ежегодно уменьшался на 0,7 %. В результате в большинстве своем африканские города так и не стали двигателями экономического роста и структурных преобразований в экономике. Напротив, во многих случаях они начали выступать в роли главных центров социально-экономического кризиса, став средоточием острых социальных противоречий и контрастов, таких, как безработица, жилищный кризис, преступность и т. п. Положение только усугубляется тем, что города, особенно большие, продолжают привлекать беднейших сельских жителей, которые все время пополняют прослойку маргинального населения. Статистика свидетельствует о том, что в десятку городов мира с самым низким качеством жизни входят девять африканских городов: Браззавиль, Понт-Нуар, Хартум, Банги, Луанда, Уагадугу, Киншаса, Бамако и Ниамей.

Для «городского взрыва» в Африке очень характерна гипертрофированно большая роль столичных городов и в населении, и в хозяйстве. О степени такой гипертрофии говорят следующие цифры: в Гвинее столица концентрирует 81 % всего городского населения страны, в Конго – 67, в Анголе – 61, в Чаде – 55, в Буркина-Фасо – 52, еще в нескольких странах – от 40 до 50 %. Впечатляют и такие показатели: еще к началу 1990-х гг. в производстве промышленной продукции на долю столиц приходилось: в Сенегале (Дакар) – 80 %, в Судане (Хартум) – 75, в Анголе (Луанда) – 70, в Тунисе (Тунис) – 65, в Эфиопии (Аддис-Абеба) – 60 %.

Несмотря на многие общие черты «городского взрыва» в Африке, для него характерны и довольно значительные региональные различия, в особенности между Северной, Тропической и Южной Африкой.

В Северной Африке уже достигнут весьма высокий (51 %) уровень урбанизации, превышающий среднемировой показатель, а в Ливии он достигает 85 %. В Египте численность горожан уже превышает 32 млн, а в Алжире – 22 млн. Поскольку Северная Африка стала ареной городской жизни уже очень давно, рост городов здесь не носил такого взрывного характера, как в других субрегионах континента. Если иметь в виду материальный облик городов, то в Северной Африке преобладает давно сформировавшийся тип арабского города с традиционными для него мединой, касбой, крытыми базарами, которые в XIX–XX вв. были дополнены кварталами европейской застройки.

Рис. 148. Агломерации-миллионеры в Африке

В Южной Африке уровень урбанизации составляет 56 %, причем решающее влияние на этот показатель, как нетрудно догадаться, оказывает наиболее экономически развитая и урбанизированная Южно-Африканская Республика, где численность горожан превышает 25 млн человек. В этом субрегионе тоже сформировались несколько агломераций-миллионеров, крупнейшая из которых – Йоханнесбург (5 млн). В материальном облике городов Южной Африки находят отражение и африканские, и европейские черты, а социальные контрасты в них – даже после ликвидации системы апартеида в ЮАР – остаются еще очень ощутимыми.

В Тропической Африке уровень урбанизации ниже, чем в Северной: в Западной Африке он составляет 42 %, в Восточной – 22, в Центральной – 40 %. Примерно таковы же средние показатели для отдельных стран. Симптоматично, что в континентальной части Тропической Африки (без островов) есть только шесть стран, где доля городского населения превышает 50 %: Габон, Конго, Либерия, Ботсвана, Камерун и Ангола. Зато здесь находятся такие наименее урбанизированные страны, как Руанда (19 %), Бурунди (10), Уганда (13), Буркина-Фасо (18), Малави и Нигер (по 17 %). Здесь есть и такие страны, в которых столица концентрирует 100 % всего городского населения: Бужумбура в Бурунди, Прая в Кабо-Верде. А по общей численности горожан (более 65 млн) внеконкурентное первое место во всей Африке занимает Нигерия. Многие из городов Тропической Африки отличаются чрезвычайной скученностью населения. Самый яркий пример такого рода – Лагос, который по этому показателю (около 70 тыс. человек на 1 км 2) занимает одно из первых мест в мире. Ю. Д. Дмитревский в свое время отмечал, что для многих городов Тропической Африки характерно подразделение на «туземную», «деловую» и «европейскую» части.

Демографические прогнозы предоставляют возможность проследить ход «городского взрыва» в Африке до 2010, 2015 и 2025 гг. Согласно этим прогнозам, в 2010 г. численность городского населения должна возрасти до 470 млн человек, а доля его в общем населении – до 44 %. Подсчитано, что если в 2000–2015 гг. темпы роста городского населения будут в среднем держаться на уровне 3,5 % в год, то доля городских жителей в Африке приблизится к 50 %, а доля этого континента в городском населении всего мира возрастет до 17 %. По всей видимости, в 2015 г. число африканских агломераций-миллионеров увеличится до 70. При этом в группе сверхгородов останутся Лагос и Каир, но численность их жителей возрастет соответственно до 24,6 млн и 14,4 млн. Семь городов будут иметь от 5 млн до 10 млн жителей (Киншаса, Аддис-Абеба, Алжир, Александрия, Мапуту, Абиджан и Луанда). А в 2025 г. городское население Африки превысит 800 млн человек при доле его в общем населении в 54 %. В Северной и Южной Африке эта доля увеличится до 65 и даже 70 %, а в ныне наименее урбанизированной Восточной Африке она составит 47 %. К этому же времени число агломераций-миллионеров в Тропической Африке может возрасти до 110.

Только в 1970-1990 гг. в Африке произошло 78 государственных переворотов, которые стоили жизни 25 президентам.

По подсчетам, разнoго рода территориальные споры в Африке касаются примерно 1/5 всей территории этогo континента. К тому же 40% всей протяженности гoсударственных границ здесь вообще не демаркировано, 44% проведены механически по параллелям и меридианам, 30% - по дугообразным и кривым линиям и только 26% - по естественным рубежам, отчасти совпадающим с этническими.

Первый алмаз в Южной Африке нашел в 1869 г. мальчик-пастух. Через год здесь был основан город Кимберли, по названию котopoгo коренная алмазоносная порода стала называться кимберлитом. Содержание алмазов в кимберлитах очень низкое - не более чем 0,0000073%, что эквивалентно 0,2 г. или 1 карату, на каждые 3 т кимберлитов. Ныне одна из достопримечательностей Кимберли - огромный котлован глубиной 400 м, вырытый дoбытчиками алмазов, - «Большая яма».

Хотя река Конгo выносит в океан в пять раз меньше воды, чем Амазонка, гидроэнергетический потенциал ее более высокий. Это объясняется тем, что на 300-километровом отрезке ее нижнего течения падение реки coставляет 275 м при наличии 32 водопадов и стремнин. Здесь можно построить гидроэлектростанции мощностью 80-90 млн кВт, что равно примерно всей мощности гидроэлектростанций США.

Родина СПИДа - Тропическая Африка, которая до сих пор остается эпицентром eгo распространения. Ecли в развитых странах удается удержать инфицированность взрослого населения вирусом СПИДа на уровне мeнее 1 %, то в Ботсване этот показатель составляет 39%! Немногим ниже он в Зимбабве, Намибии, Замбии, Свазиленде, ряде других стран. Если положение не изменится, эти страны только в течение ближайшего десятилетия могут потерять от СПИДа -до 1/5 свoeгo взрослого населения. Только в 2001 г. от этой болезни в Африке умерли 2.2 млн человек (из 3 млн во всем мире).

В 17 странах Африки государственным (официальным) языком остается французский, в 11 странах - aнглийский, в 5 странах - португальский. К тому же еще в ряде стран они сочетаются с местными языками.

Среди объектов культурного наследия такие всемирно известные, как памятники Древнего Египта (Большие пирамиды, Луксор, Карнак и Долина царей на месте древних Фив, памятники Нубии), руины римских городов в Северной Африке, мусульманские нам я гники Каира, описанные мно.ими путешественниками город Томбукту в Maли, Великий Зимбабве в Зимбабве. Среди объектов природного наследия национальные парки и резерваты Серенгети, Нгоро-Нгоро, Килиманджаро, Маунт-Кения, Рувензори, Драконовы горы в ЮАР. А знаменитый алжирский Тассилин-Аджер с наскальными рисунками древних жителей Сахары отнесен к объектам культурно-природного наследия.



В столице Бурунди Бужумбуре сконценрировано 100% городского населения этой страны; в столице Гвинеи Конакри - 81%, в столице Конго Браззавиле - 67%, в столице Анголы Луанде - 61%, в столице Чада Нджамене - 55%, в столице Буркина-Фасо Уагадугу - 52%.

Изображение многоих традиционных для Африки культурных растений можно найти на гербах государств. Так, изображение кофейнопо дерева украшает гербы Keнии, Уганды, Танзании; дерева какао - герб Ганы; масличной пальмы - гербы Кот-д"Ивуара, Либерии, Kонгo, Руанды; оливы или лaвра - гербы Алжира, Ливии, Египта, Эфиопии; хлопка - гербы Aнголы, Танзании, Зимбабве; сахарного тростника - гербы Маврикия, Мозамбика; пшеницы - гербы Ажира, Зимбабве. ЮАР; риса - герб Мадагаскара; сорго - гербы Ботсваны и Буркина-Фасо.

[ 10] В арабском языке направление письма справа налево. Алфавит имеет 28 букв, отражающих согласные и долгие гласные звуки. Буквы могут иметь от двух до четырех начертаний, в зависимости от их позиции в слове. Из арабского в европейские языки проникли очень многие слова, например: алгебра, зенит, магазин, адмирал, тариф, халва, кофе. В Средние века Европа заимствовала у арабов систему цифр.

После ввода в строй в 1971 г. высотной Acyaнской плотины образовалось водохранилище «Насер», протянувшееся на 500 км и занимающее площадь более 5 тыс. км 2 . По объему (157 км 3) ему принадлежит четвертое место в мире. Оно дало возможность дополнительно обеспечить круглогодичное орошение почти 800 тыс. гa земли, где получают два-три урожая в год.

Самобытность австронезийских языков проявляется и в географических названиях. Писатель-африканист С. Кулик приводит такие названия населенных пунктов Мадагаскара: Амбинанибеанатсиндраву, Tpaтpaмapaмaниндрангаронто, Марумиандрахимахавелона.



После принятия в 1983 г. решения о переносе столицы Koт-д"Ивуара из Абиджана в Ямусукро в новой столице был сооружен грандиозный католический собор Hотp- Дам-де-ла-Пэ (Богоматери Мира), который, как полагают, по своим размерам превосходит даже собор Св. Петра в Риме. И это несмотря на то, что католики составляют только 1/5 населения этой страны.

В мусульманских странах Тропической Африки еще довольно широко распространено многоженство (полигиния). Раньше оно нередко приобретало чудовищные формы: отдельные вожди крупных племенных образований имели по нескольку сот жен; наличие же нескольких дeсятков жен считалось обычным явлением. И в наши дни мусульманин согласно Корану может иметь до четырех жен.

Жизнь 9 из каждых 10 жителей зоны Сахеля зависит от тoгo, есть ли у них дрова для приготовления пищи и отопления жилища. И хотя женщины и дети проводят от 100 до 300 дней в году за сбором хвороста, они не могут обеспечить свои минимальные нужды даже за счет чрезмерной вырубки. В этих условиях кипячение воды становится непозволительной роскошью, и быстро разваривающиеся зерновые приходят на смену более питательным. но требующим большего времени на приготовление продуктам, например бобам.

В Кении национальные парки и заповедники занимают 15% территории страны. В них обитают слоны, носороги, зебры, буйволы, антилопы, жирафы, львы, леопарды, множество видов птиц. Тем не менее в результате браконьерства стадо слонов за последние 20 лет уменьшилось с 65 до 20 тыс. голов. В стране теперь ежегодно отмечается День слона; в этот день президент Кении лично поджигает костер из слоновых бивней, захваченных у браконьеров.

Добыча золота в ЮАР началась в 1886 г. до конца XIX в. она находилась на уровне вceгo 20-50 т в год, но в начале ХХ в. повысилась до 200-300 т, а в середине ХХ в. - до 600-800 т (рекордным был 1970 г. - 1 тыс. т). В начале ХХI в. добыча снизилась до 295 т, но ЮАР по этому показателю продолжает занимать первое место в мире.

Производство урановых концентратов в ЮАР достигло максимума (6 тыс. т) в 50-х гг., но к настоящему времени снизилось в несколько раз. Особенность ЮАР чрезвычайно малое содержание урана в руде, составляющее в среднем вceгo 0,017%, что значительно ниже, чем в других странах. Это объясняется тем, что уран здесь получают в качестве побочного продукта при переработке золотосодержащих руд.

Книжная полка
1. Африка. - М.: Мысль, 1979-1982. - (Серия «Страны и народы»).
2. Африка: Энциклопедический справочник. - М.: Сов. энциклопедия, 1986-1987. - Т. 1, 2.
3. М а к с а к о в с к и й В. П. Географическая картина мира. - М.: Дрофа, 2009. - Ч. 2. - Тема 3.
4. Экономическая и социальная география мира. За страницами учебника: Кн. для учащихся 10 кл. / Сост. А. П. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2000.
5. Васильев А. М. Египет и египтяне. - М.: Классика плюс, 2000.

Блок добывания знаний и умений

Задание 1.

Пользуясь таблиией 1 в «Приложениях», нанесите на контурную карту страны Африки, получившие политическую независимость после Второй мировой войны. Укажите даты получения независимости и сравните в этом отношении страны Северной и Тропической Африки.

Дополнительное задание (для удовольствия).

С помощью «визитной карточки» на форзаце учебника подберите соответствующие «пары» стран Африки и зарубежной Европы, примерно равные по размерам территории.

Задание 2.

Используя карты атласа и таблицы 3-5 «Приложений», проведите классификацию стран Африки по стпени их богатства полезными ископаемыми. Составьте таблицу по следующей форме:

Сделайте выводы об обеспеченности этих стран сырьем и топливом для развития тяжелой промышленности

Дополнительное задание (ycложненное).

По тем же источникам определите главные территориальные сочетания полезных ископаемых. Oxapaктеризуйте состав ископаемых в каждом из них; постарайтесь связать eгo с тектоническим строением территории. Нанесите сочетания полезных ископаемых на контурную карту.

Задание 3.

С помощью рисунков 7, 8 и 9, таблиц 6, 7 и 8 в «Приложениях» и карт атласа конкретизируйте и дoполните характеристику земельных, водных и агроклиматических ресурсов Африки, содержащуюся в тексте учебника.

Задание 4.

Используя таблицу 3, дайте количественную xapaктеристику «городского взрыва» в Африке. Какие выводы можно сделать на основании этих расчетов?