Сравнение японии и китая в 19 веке. Сравнение процессов модернизации в странах Японии и Китае на рубеже XIX – XX веков. Особенности культурного развития японии

  • Раздел III история средних веков Тема 3. Христианская европа и исламский мир в средние века § 13. Великое переселение народов и образование варварских королевств в Европе
  • § 14. Возникновение ислама. Арабские завоевания
  • §15. Особенности развития Византийской империи
  • § 16. Империя Карла Великого и ее распад. Феодальная раздробленность в Европе.
  • § 17. Основные черты западноевропейского феодализма
  • § 18. Средневековый город
  • § 19. Католическая церковь в Средние века. Крестовые походы Раскол церкви.
  • § 20. Зарождение национальных государств
  • 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  • Тема 4 от древней руси к московскому государству
  • § 22. Образование Древнерусского государства
  • § 23. Крещение Руси и его значение
  • § 24. Общество Древней Руси
  • § 25. Раздробленность на Руси
  • § 26. Древнерусская культура
  • § 27. Монгольское завоевание и его последствия
  • § 28. Начало возвышения Москвы
  • 29.Образовани единого Русского государства
  • § 30. Культура Руси конца XIII - начала XVI в.
  • Тема 5 индия и дальний восток в средние века
  • § 31. Индия в Средние века
  • § 32. Китай и Япония в Средние века
  • Раздел IV история нового времени
  • Тема 6 начало нового времени
  • § 33. Экономическое развитие и перемены в обществе
  • 34. Великие географические открытия. Образования колониальных империй
  • Тема 7 страны европы и северной америки в XVI -XVIII вв.
  • § 35. Возрождение и гуманизм
  • § 36. Реформация и контрреформация
  • § 37. Становление абсолютизма в европейских странах
  • § 38. Английская революция XVII в.
  • § 39, Война за независимость и образование сша
  • § 40. Французская революция конца XVIII в.
  • § 41. Развитие культуры и науки в XVII-XVIII вв. Эпоха Просвещения
  • Тема 8 россия в XVI -XVIII вв.
  • § 42. Россия в правление Ивана Грозного
  • § 43. Смутное время начала XVII в.
  • § 44. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения
  • § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика
  • § 46. Россия в эпоху петровских преобразований
  • § 47. Экономическое и социальное развитие в XVIII в. Народные движения
  • § 48. Внутренняя и внешняя политика России в середине-второй половине XVIII в.
  • § 49. Русская культура XVI-XVIII вв.
  • Тема 9 страны востока в XVI-XVIII вв.
  • § 50. Османская империя. Китай
  • § 51. Страны Востока и колониальная экспансия европейцев
  • Тема 10 страны европы и америки в XlX в.
  • § 52. Промышленный переворот и его последствия
  • § 53. Политическое развитие стран Европы и Америки в XIX в.
  • § 54. Развитие западноевропейской культуры в XIX в.
  • Тема 11 россия в XIX в.
  • § 55. Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX в.
  • § 56. Движение декабристов
  • § 57. Внутренняя политика Николая I
  • § 58. Общественное движение во второй четверти XIX в.
  • § 59. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • § 60. Отмена крепостного права и реформы 70-х гг. XIX в. Контрреформы
  • § 61. Общественное движение во второй половине XIX в.
  • § 62. Экономическое развитие во второй половине XIX в.
  • § 63. Внешняя политика России во второй половине XIX в.
  • § 64. Русская культура XIX в.
  • Тема 12 страны востока в период колониализма
  • § 65. Колониальная экспансия европейских стран. Индия в XIX в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.
  • Тема 13 международные отношения в новое время
  • § 67. Международные отношения в XVII-XVIII вв.
  • § 68. Международные отношения в XIX в.
  • Вопросы и задания
  • Раздел V история хх - начала XXI в.
  • Тема 14 Мир в 1900-1914гг.
  • § 69. Мир в начале хх в.
  • § 70. Пробуждение Азии
  • § 71. Международные отношения в 1900-1914 гг.
  • Тема 15 Россия в начале хх в.
  • § 72. Россия на рубеже XIX-XX вв.
  • § 73. Революция 1905-1907гг.
  • § 74. Россия в период столыпинских реформ
  • § 75. Серебряный век русской культуры
  • Тема 16 первая мировая война
  • § 76. Военные действия в 1914-1918гг.
  • § 77. Война и общество
  • Тема 17 россия в 1917 г.
  • § 78. Февральская революция. От Февраля к Октябрю
  • § 79. Октябрьская революция и ее последствия
  • Тема 18 страны западной европы и сша в 1918-1939 гг.
  • § 80. Европа после Первой мировой войны
  • § 81. Западные демократии в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  • § 83. Международные отношения между Первой и Второй мировыми войнами
  • § 84. Культура в меняющемся мире
  • Тема 19 россия в 1918-1941 гг.
  • § 85. Причины и ход Гражданской войны
  • § 86. Итоги Гражданской войны
  • § 87. Новая экономическая политика. Образование ссср
  • § 88. Индустриализация и коллективизация в ссср
  • § 89. Советское государство и общество в 20-30-е гг. Хх в.
  • § 90. Развитие советской культуры в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 20 страны азии в 1918-1939 гг.
  • § 91. Турция, Китай, Индия, Япония в 20-30-е гг. Хх в.
  • Тема 21 вторая мировая война. Великая отечественная война советского народа
  • § 92. Накануне мировой войны
  • § 93. Первый период Второй мировой войны (1939-1940)
  • § 94. Второй период Второй мировой войны (1942-1945)
  • Тема 22 мир во второй половине хх - начале XXI в.
  • § 95. Послевоенное устройство мира. Начало «холодной войны»
  • § 96. Ведущие капиталистические страны во второй половине хх в.
  • § 97. Ссср в послевоенные годы
  • § 98. Ссср в 50-х начале 6о-х гг. Хх в.
  • § 99. Ссср во второй половине 60-х начале 80-х гг. Хх в.
  • § 100. Развитие советской культуры
  • § 101. Ссср в годы перестройки.
  • § 102. Страны Восточной Европы во второй половине хх в.
  • § 103. Крушение колониальной системы
  • § 104. Индия и Китай во второй половине хх в.
  • § 105. Страны Латинской Америки во второй половине хх в.
  • § 106. Международные отношения во второй половине хх в.
  • § 107. Современная Россия
  • § 108. Культура второй половины хх в.
  • § 66: Китай и Япония в XIX в.

    Начало превращения Китая в зависимую страну.

    Второй период Новой истории ознаменовался наступлением западных держав на Китай, борьбой этих держав за его «открытие». Решающая роль в «открытии» Китая принадлежала Англии. Она стремилась превра­тить весь мир в свой рынок сбыта и источник сырья, ломая силой оружия сопротивление народов. Был найден товар, при помощи которого можно было выкачивать деньги из Китая. Это был опиум. С конца ХVIII в. он стал ввозиться в Китай все в больших количе­ствах. Маньчжурский император издавал указы, запрещавшие ку­рение и ввоз опиума. Но англичане перешли к контрабандной тор­говле. В Индии они заставляли крестьян выращивать опийный мак, перерабатывали его и везли в Китай. Опиум стал для китайцев подлинным бедствием.

    В марте 1839 г. в порт Кантон, через который шла вся торговля опиумом, прибыл посланник императора. Ему было поручено искоренить контрабандную торговлю опиумом. Он окружил вой­сками английское поселение и известил, что ни один англича­нин не будет выпущен из Кантона, пока не будет сдан весь запас опиума. Англичанам пришлось уступить. Для устрашения англи­чан были казнены несколько китайских контрабандистов. В сен­тябре в Кантон прибыли английские военные суда для защиты контрабандистов. С 1840 по 1842 г. продолжалась «опиумная вой­на». Китай вынужден был открыть для иностранной торговли пять портов. Договор оформил захват англичанами острова Гонконг, который был передан в «вечное владение» Англии, превратившей его в свою главную военно-морскую базу на Тихом океане. Опиум стали ввозить в еще больших количествах. Англичане вырвали еще ряд уступок и среди них право экстерриториальности, т. е. непод­судность английских подданных китайским судам, а также право на организацию сеттльментов, т. е. поселений, в которых англича­не могли жить, но подчиняясь китайскому законодательству.

    Английскому примеру последовали другие страны. В Китай при­был уполномоченный США с военным флотом. Он принудил Китай подписать в 1844 г. неравноправный договор. Франция на­правила в Китай миссию, которая вынудила Китай к таким же уступкам. За крупными державами потянулись мелкие «хищники»: Бельгия, Швеция и Норвегия вскоре получили подобные права.

    Тайпинское восстание.

    «Опиумная война» открыла Китай для английских товаров. Ввоз дешевых тканей разрушил китайское ремесло, мануфактуру и домашнюю промышленность. Контрибу­ция, наложенная на Китай, и не прекращавшаяся выкачка денег за опиум, привели к обесцениванию денег. Народное возмущение все чаще выливалось в восстания, убийства чиновников. Оживилась деятельность тайных обществ под лозунгами свержения мань­чжурской династии. Очагом недовольства стал юг Китая.

    В среде крестьянства возникла новая религиозная секта. Орга­низатором ее был сельский учитель Хун Сюцюань . Сектанты про­поведовали народу идеи христианства, получившие новое содер­жание. В Хун Сюцюане видели спасителя, младшего брата Иисуса Христа, который поведет народ к созданию «царства равенства» на Земле.

    В августе 1851 г. повстанцы взяли несколько городов. Все круп­ные чиновники были убиты. Восставшие провозгласили образова­ние нового государства. Они назвали его «небесным государством»(«тяньго»), чем подчеркнули свое стремление создать на Земле такую жизнь, какую христианство обещало на небесах. Хун Сю­цюань был провозглашен «царем небесным». Новое государство было названо Тайпин - «Великое благоденствие». Этим словом обозначают и все движение, потрясавшее Китай в течение полу­тора десятилетий. Тайпины двинулись вниз по Янцзы и взяли Нанкин, который стал столицей «небесного государства». Целью тайпинов был Пекин. Во время похода было взято 26 городов. В конце октября 1853 г. отряды тайпинской армии подходили к Пе­кину. Казалось, маньчжурская династия доживала последние дни.

    Порядки, введенные тайпинами, находились в разительном контрасте с порядками в Циньской империи. Помещичья и мона­стырская собственность была ликвидирована. В 1853 г. установлено уравнительное распределение земли по числу едоков в семье. Кре­стьяне объединялись в общины, состоявшие из 25 семей. Каждая община была обязана совместно обрабатывать землю. К общине прикреплялись ремесленники. Тайпины стремились уничтожить деньги и торговлю, осуществить не только раздел земли поровну, но и уравнение потребления у людей. Все излишки продукции подлежали сдаче в общественные склады. В городах выдавались пайки. Работать должны были все граждане тайпинского государ­ства.

    Тайпины истребляли феодалов, правителей и сановников, лик­видировали старую армию, уничтожали сословное деление, от­менили рабство. Тайпинское государство строилось на военный лад. Каждая семья должна была дать одного рядового. Тайпинская община была низовой административной единицей и в то же вре­мя составляла взвод.

    Тайпины запретили курение опиума. Впервые в китайской ис­тории они ввели прививку против оспы. Раньше китайцы ходили с бритыми лбами и косами на макушке - к этому принудили их поработители - маньчжуры. Тайпины срезали свои косы и отпус­кали волосы. Дети обязаны были посещать школы.

    Тайпинская армия не смогла взять Пекин, но тайпины закре­пились в Центральном Китае. В 1854 г. они потерпели несколько поражений. Территория тайпинов стала суживаться под ударами противников. В самом государстве тайпинов начался раскол. Анг­личане помогали маньчжурам, предоставляя свои суда для пере­возки войск и оружия. Позже они приняли непосредственное уча­стие в военных действиях. Против крестьян-тайпинов воевали ан­глийские и французские регулярные войска, военные корабли Англии, Франции и США В 1864 г. враг ворвался в Нанкин. В резне погибло более 100 тыс. граждан столицы «небесного государства».

    Окончательное закабаление Китая.

    В 1899 г. началось новое на­родное восстание «боксеров» (ихэтуаней) против маньчжурской династии и иностранцев. В подавлении его участвовали войска мно­гих государств. В 1901 г. Китай подписал с посланниками 11 держав так называемый заключительный протокол. Он налагал на Китай огромную контрибуцию. Уплата ее обеспечивалась важнейшими доходами империи, перешедшими под контроль этих держав. Про­токол запрещал ввозить в Китай оружие. Иностранцам предостав­лялся особый квартал в Пекине, где каждое посольство могло иметь свою военную охрану с пулеметами и орудиями. Протокол обязывал китайское правительство наказывать смертной казнью за всякое выступление против иностранцев. Китай окончательно стал полуколонией ведущих держав, которые поделили его на сферы своего влияния.

    Режим сёгуната в Японии.

    В первой половине XIX в. обострилось положение режима сёгуната Токугава в Японии. Деспотизм сёгун­ской власти, сословный строй, цеховая регламентация - все это препятствовало развитию страны. Голод 1833 -1837 п. унес 1 млн. жизней. Происходил и восстания. Попытки реформ с целью укреп­ления власти сёгуна вызывали лишь недовольство. Наряду с вы­ступлениями народа активизируется и оппозиция в верхах. Одним из проявлений политического кризиса токугавского режима была ставшая очевидной несостоятельность «закрытия» Японии. Пра­вители прибрежных районов устанавливали контрабандные связи с иноземцами, плававшими у берегов Японии. Росло влияние ев­ропейской культуры.

    Реформы Мэйдзи и их последствия.

    К середине XIX в. на Даль­нем Востоке усилилась экспансия западных стран, в первую оче­редь США В 1854 г. США, угрожая войной, заключили с Японией ряд договоров, по которым добились открытия двух портов для иностранных судов. Были заключены неравноправные договоры, предоставляющие привилегии США. Затем такие же договоры за­ключили Англия, Франция, Россия и ряд других стран.

    «Открытие» Японии ухудшило положение сёгуната. Крупные суммы расходовались на покупки западного вооружения и воен­ных судов. Появление иностранных фабричных товаров подрыва­ло японскую мануфактурную и домашнюю промышленность и ремесло.

    Против cёгyнaта выступали крестьяне, торгово-промышленные круги и низшее дворянство. В 1862 г. правители некоторых южных кланов, более развитых экономически, направили в резиденцию императора для защиты ее от сёгуна вооруженные самурайские отряды. Императорский двор в Киото потребовал у сёгуната из­гнания иностранцев. В 1867 г. императором стал Муцухито, от имени которого фактически действовали руководители южных районов. Представители антисёгунской оппозиции вручили сёгуну мемо­рандум с требованием, чтобы тот «вернул» императору власть. Начались военные действия; войска сёгуна были разбиты. Через некоторое время сёгунат окончательно прекратил свое существо­вание.

    Период царствования Муцухито был назван Мэйдзи - «про­свещенное правление». В 1868 г. император изложил новую про­грамму: все важные дела будут решаться с учетом общественного мнения; все должны заботиться о преуспевании нации; все пло­хие обычаи упраздняются, правосудие будет соблюдаться; знания будут заимствованы во всем мире.

    Реформы Мэйдзи означали первый важный шаг в превраще­нии японской феодальной монархии в монархию буржуазную. Став на путь независимого капиталистического развития, Япония очень скоро начала осуществлять колониальную экспансию в Азии. При этом она искусно использовала противоречия между другими дер­жавами. Так, США рассчитывали с помощью Японии создать ус­ловия для проникновения американского капитала в Корею и на Тайвань. В 1874 г. при активном участии американцев Япония вы­садила свои войска на Тайване. В 1876 г. Япония под угрозой вой­ны навязала Корее неравноправный договор, и с этого момента началось проникновение туда японских колонизаторов.

    "

    Начало превращения Китая в зависимую страну. Второй период Новой истории ознаменовался наступлением западных держав на Китай, борьбой этих держав за его «открытие». Решающая роль в «открытии» Китая принадлежала Англии. Она стремилась превра­тить весь мир в свой рынок сбыта и источник сырья, ломая силой оружия сопротивление народов. Был найден товар, при помощи которого можно было выкачивать деньги из Китая. Это был опиум. С конца XVIII в. он стал ввозиться в Китай все в больших количе­ствах. Маньчжурский император издавал указы, запрещавшие ку­рение и ввоз опиума. Но англичане перешли к контрабандной тор­говле. В Индии они заставляли крестьян выращивать опийный мак, перерабатывали его и везли в Китай. Опиум стал для китайцев подлинным бедствием.

    В марте 1839 г. в порт Кантон, через который шла вся торговля опиумом, прибыл посланник императора. Ему было поручено искоренить контрабандную торговлю опиумом. Он окружил вой­сками английское поселение и известил, что ни один англича­нин не будет выпущен из Кантона, пока не будет сдан весь запас опиума. Англичанам пришлось уступить. Для устрашения англи­чан были казнены несколько китайских контрабандистов. В сен­тябре в Кантон прибыли английские военные суда для защиты контрабандистов. С 1840 по 1842 г. продолжалась «опиумная вой­на». Китай вынужден был открыть для иностранной торговли пять портов. Договор оформил захват англичанами острова Гонконг, который был передан в «вечное владение» Англии, превратившей его в свою главную военно-морскую базу на Тихом океане. Опиум стали ввозить в еще больших количествах. Англичане вырвали еще ряд уступок и среди них право экстерриториальности, т.е. непод­судность английских подданных китайским судам, а также право на организацию сеттльментов, т.е. поселений, в которых англича­не могли жить, но подчиняясь китайскому законодательству.

    Английскому примеру последовали другие страны. В Китай при­был уполномоченный США с военным флотом. Он принудил Китай подписать в 1844 г. неравноправный договор. Франция на­правила в Китай миссию, которая вынудила Китай к таким же уступкам. За крупными державами потянулись мелкие «хищни­ки»: Бельгия, Швеция и Норвегия вскоре получили подобные права.

    Тайпинское восстание. «Опиумная война» открыла Китай для английских товаров. Ввоз дешевых тканей разрушил китайское ремесло, мануфактуру и домашнюю промышленность. Контрибу­ция, наложенная на Китай, и не прекращавшаяся выкачка денег за опиум, привели к обесцениванию денег. Народное возмущение все чаще выливалось в восстания, убийства чиновников. Оживилась деятельность тайных обществ под лозунгами свержения мань­чжурской династии. Очагом недовольств стал юг Китая.

    В среде крестьянства возникла новая религиозная секта. Орга­низатором ее был сельский учитель Хун Сюцюань. Сектанты про­поведовали народу идеи христианства, получившие новое содер­жание. В Хун Сюцюане видели спасителя, младшего брата Иисуса Христа, который поведет народ к созданию «царства равенства» на Земле.

    В августе 1851 г. повстанцы взяли несколько городов. Все круп­ные чиновники были убиты. Восставшие провозгласили образова­ние нового государства. Они назвали его «небесным государством» («тяньго»), чем подчеркнули свое стремление создать на Земле такую жизнь, какую христианство обещало на небесах. Хун Сю­цюань был провозглашен «царем небесным*. Новое государство было названо Тайпин - «Великое благоденствие». Этим словом обозначают и все движение, потрясавшее Китай в течение полу­тора десятилетий. Тайпины двинулись вниз по Янцзы и взяли Нанкин, который стал столицей «небесного государства». Целью тайпинов был Пекин. Во время похода было взято 26 городов. В конце октября 1853 г. отряды тайпинской армии подходили к Пе­кину. Казалось, маньчжурская династия доживала последние дни.

    Порядки, введенные тайпинами, находились в разительном контрасте с порядками в Циньской империи. Помещичья и мона­стырская собственность была ликвидирована. В 1853 г. установлено уравнительное распределение земли по числу едоков в семье. Кре­стьяне объединялись в общины, состоявшие из 25 семей. Каждая община была обязана совместно обрабатывать землю. К общине прикреплялись ремесленники. Тайпины стремились уничтожить деньги и торговлю, осуществить не только раздел земли поровну, но и уравнение потребления у людей. Все излишки продукции подлежали сдаче в общественные склады. В городах выдавались пайки. Работать должны были все граждане тайпинского государ­ства.

    Тайпины истребляли феодалов, правителей и сановников, лик­видировали старую армию, уничтожали сословное деление, от­менили рабство. Тайпинское государство строилось на военный лад. Каждая семья должна была дать одного рядового. Тайпинская община была низовой административной единицей и в то же вре­мя составляла взвод.

    Тайпины запретили курение опиума. Впервые в китайской ис­тории они ввели прививку против оспы. Раньше китайцы ходили с бритыми лбами и косами на макушке - к этому принудили их поработители - маньчжуры. Тайпины срезали свои косы и отпус­кали волосы. Дети обязаны были посещать школы.

    Тайпинская армия не смогла взять Пекин, но тайпины закре­пились в Центральном Китае. В 1854 г. они потерпели несколько поражений. Территория тайпинов стала суживаться под ударами противников. В самом государстве тайпинов начался раскол. Анг­личане помогали маньчжурам, предоставляя свои суда для пере­возки войск и оружия. Позже они приняли непосредственное уча­стие в военных действиях. Против крестьян-тайпинов воевали ан­глийские и французские регулярные войска, военные корабли Англии, Франции и США. В 1864 г. враг ворвался в Нанкин. В резне погибло более 100 тыс. граждан столицы «небесного государства».

    Окончательное закабаление Китая. В 1899 г. началось новое на­родное восстание «боксеров» (ихэтуаней) против маньчжурской династии и иностранцев. В подавлении его участвовали войска мно­гих государств. В 1901 г. Китай подписал с посланниками 11 держав так называемый заключительный протокол. Он налагал на Китай огромную контрибуцию. Уплата ее обеспечивалась важнейшими доходами империи, перешедшими под контроль этих держав. Про­токол запрещал ввозить в Китай оружие. Иностранцам предостав­лялся особый квартал в Пекине, где каждое посольство могло иметь свою военную охрану с пулеметами и орудиями. Протокол обязывал китайское правительство наказывать смертной казнью за всякое выступление против иностранцев. Китай окончательно стал полуколонией ведущих держав, которые поделили его на сферы своего влияния.

    Режим сёгуната в Японии. В первой половине XIX в. обострилось положение режима сёгуната Токугава в Японии. Деспотизм сёгунской власти, сословный строй, цеховая регламентация - все это препятствовало развитию страны. Голод 1833- 1837 гг. унес 1 млн. жизней. Происходили восстания. Попытки реформ с целью укреп­ления власти сегуна вызывали лишь недовольство. Наряду с вы­ступлениями народа активизируется и оппозиция в верхах. Одним из проявлений политического кризиса токугавского режима была ставшая очевидной несостоятельность «закрытия» Японии. Пра­вители прибрежных районов устанавливали контрабандные связи с иноземцами, плававшими у берегов Японии. Росло влияние европейской культуры.

    Реформы Мэйдзи и их последствия. К середине XIX в. на Даль­нем Востоке усилилась экспансия западных стран, в первую оче­редь США. В 1854 г. США, угрожая войной, заключили с Японией ряд договоров, по которым добились открытия двух портов для иностранных судов. Были заключены неравноправные договоры, предоставляющие привилегии США. Затем такие же договоры за­ключили Англия, Франция, Россия и ряд других стран.

    «Открытие» Японии ухудшило положение сёгуната. Крупные суммы расходовались на покупки западного вооружения и воен­ных судов. Появление иностранных фабричных товаров подрыва­ло японскую мануфактурную и домашнюю промышленность и ремесло.

    Против сёгуната выступали крестьяне, торгово-промышленные круги и низшее дворянство. В 1862 г. правители некоторых южных кланов, более развитых экономически, направили в резиденцию императора для защиты ее от сегуна вооруженные самурайские отряды. Императорский двор в Киото потребовал у сёгуната из­гнания иностранцев. В 1867 г. императором стал Муцухито, от имени которого фактически действовали руководители южных районов. Представители антисёгунской оппозиции вручили сегуну меморандум с требованием, чтобы тот «вернул» императору власть. Начались военные действия; войска сегуна были разбиты. Через некоторое время сёгунат окончательно прекратил свое существо­вание.

    Период царствования Муцухито был назван Мэйдзи - «про­свещенное правление». В 1868 г. император изложил новую про­грамму: все важные дела будут решаться с учетом общественного мнения; все должны заботиться о преуспевании нации; все пло­хие обычаи упраздняются, правосудие будет соблюдаться; знания будут заимствованы во всем мире.

    Реформы Мэйдзи означали первый важный шаг в превраще­нии японской феодальной монархии в монархию буржуазную. Став на путь независимого капиталистического развития, Япония очень скоро начала осуществлять колониальную экспансию в Азии. При этом она искусно использовала противоречия между другими дер­жавами. Так, США рассчитывали с помощью Японии создать ус­ловия для проникновения американского капитала в Корею и на Тайвань. В 1874 г. при активном участии американцев Япония вы­садила свои войска на Тайване. В 1876 г. Япония под угрозой войны навязала Корее неравноправный договор, и с этого момента началось проникновение туда японских колонизаторов.

    Запад принес концепцию прогресса а вместе с нею и концепцию реального – а не идеального как было например в Китае – распространения влияния своего этноса далеко за пределы изначального ареала. в Цусимском проливе адмирал Того наголову разбил мощную эскадру адмирала Рождественского – эскадру России которая к тому времени уже два полных века была морской державой. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции открыть ряд портов для иностранных кораблей. Правительство было низложено.


    Поделитесь работой в социальных сетях

    Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


    PAGE 5


    ВВЕДЕНИЕ

    Актуальность данность работы определяется тем, что на протяжении веков Япония существовала исключительно в пределах Японских островов, не идя даже на освоение ничейных земель к северу и северо-западу (которые она формально могла включить в свои владения задолго до появления на тихоокеанских берегах России). Однако ее концепция исторической перспективы не требовала линейной пространственной экспансии. Экспансия как род деятельности в принципе не существовала для японцев. Запад принес концепцию "прогресса", а вместе с нею и концепцию реального – а не идеального, как было, например, в Китае, – распространения влияния своего этноса далеко за пределы изначального ареала.

    В конце XIX в. Япония начала активную экспансию в Восточной Азии, пользуясь смутой и слабостью Китая и Кореи, сталкивается с Россией и побеждает ее. Всего через тридцать лет после реставрации Мэйдзи пополняет число мировых держав – единственная из азиатских стран. Темпы ошеломляющие. Еще в середине XIX в. появившиеся на рейде Нагасаки паровые корабли американцев повергали японцев в прострацию; в мае 1905 г. в Цусимском проливе адмирал Того наголову разбил мощную эскадру адмирала Рождественского – эскадру России, которая к тому времени уже два полных века была морской державой. Цусима - не просто грандиозная морская битва, но еще и цивилизационный прорыв Японии.

    Научная значимость данной работы заключается в том, что, рассматривая особенности модернизации стран Востока в конце XIX века, можно понять специфику современных международных отношений, происходящих в АТР.

    Историография по данному вопросу достаточно обширна. Более полно рассмотрен вопрос, связанный с модернизацией в Японии. Этому вопросу посвящены работы Т.П. Григорьевой, И.А. Латышева, А.Н. Мещерякова и других. Наиболее обширный труд по истории Китая принадлежит исследователю Н.И. Конрад.

    Целью данной работы является сравнение процессов модернизации в странах Японии и Китае на рубеже XIX – XX веков. Данная цель позволила сформулировать следующие задачи данного исследования:

    1. Рассмотреть особенности экономического развития Японии в XIX веке.

    2. Показать особенности культурного развития Японии.

    3. Проанализировать особенности модернизации в Китае.

    Хронологические рамки данного исследования – конец XIX – начало XX века. Территориальные рамки – территория современного Китая и Японии.

    Источниками данной работы являлись различные литературные памятники древней Японии и Китая.


    1. Особенности экономического развития Японии в XIX веке

    Капиталистический уклад в Японии начал складываться в конце XVIII-начале XIX вв. В 50-60-х гг. во внутриполитической жизни страны произошли глубокие перемены. Под давлением США, России и Англии в 1854 г. Япония вынуждена была отказаться от политики самоизоляции, открыть ряд портов для иностранных кораблей. Япония входила в мировой рынок. Начавшаяся в 1867-1868 гг. как традиционная борьба между знатными родами за власть завершилась буржуазной революцией Мэйдзи. В этом движении приняли участие нарождавшаяся буржуазия, обедневшие, патриотически настроенные самураи (рыцари), крестьяне, городская беднота. Императорское войско, разбив войско сёгуна (полководца), в мае 1868 г. вступило в столицу Эдо (Токио). Правительство было низложено. Императором Японии стал 15-летний Муцухито (1852-1912) 1 .

    Обострение социальных противоречий, необходимость ускоренного развития экономики, стремление противостоять колониальной политике США и других государств заставили новое правительство Японии приступить к проведению реформ. Основное внимание было обращено на развитие промышленности, торговли, военной сферы и овладение передовой западной технологией. С целью подорвать экономическую базу феодальных княжеств, мешавших национальному единству, в 1871 г. уделы были ликвидированы, страна разделена на губернии и префектуры во главе с назначаемым центром чиновником и установлено однообразное управление по всей стране. Кадры чиновников формировались из бывших князей и самураев, потерявших теперь независимость. Это был новый слой чиновничества, хотя и не имевший пока опыта, зато не погрязший в коррупции и взяточничестве и, следовательно, не мешавший модернизации общества.

    Реформа 1872 г. установила в японском обществе три сословия: высшее дворянство, куда вошли бывшие князья и придворная аристократия; дворянство, в состав которого включены бывшие самураи; сословие простого народа, в том числе и торгово-промышленная буржуазия.

    В 1872-1873 гг. была проведена достаточно радикальная аграрная реформа, установившая частную собственность на землю. Земля была закреплена за теми, кто ею реально владел к моменту реформы, т.е. за зажиточными крестьянами, хотя часть землевладельцев, не имевшая возможности выплатить выкуп за землю и налог, теряла свои участки. Подавляющая часть крестьянства закрепила за собой ничтожные земельные наделы.

    Эти крестьяне становились арендаторами, батраками или устремлялись в города. Зажиточное крестьянство и новые помещики, получив землю, освобождалось от земельной ренты в пользу князей. Были отменены барщина и оброк, введен денежный налог в размере 3% от цены земли, выплачиваемый государству.

    К числу важных для японского общества преобразований относились введение всеобщей воинской повинности и организация системы образования по европейскому образцу. Молодым японцам была предоставлена возможность получить высшее образование по всем отраслям науки и техники в Европе и Америке. Произошли также изменения в идеологической сфере. Государственной религией вместо буддизма был объявлен синтоизм, который сохранил культ старинного божества – богини Солнца, ввел культ Тэнно как воплощение высших небесных сил. Это должно было утверждать, что поселившееся в Японии божество небесных тел есть свидетельство о превосходстве японцев над всем человечеством 2 .

    Проведение реформ обеспечило быстрое развитие капиталистического способа производства, банковской системы.

    Реформы 60 – 80-х гг. показали необходимость осуществления также и в политической области соответствующих преобразований, в частности, создания парламентской системы. В 1889 г. был опубликован текст конституции, которая наделяла императора широкими правами, провозглашала демократические свободы и права граждан, а их реализация открывала широкий путь для интенсивного развития капитализма. Первый японский парламент, оказавшийся во многом независимым и упорным в принятии соответствующих решений, собрался в 1890 г. Созданная конституционная монархия, в которой император был наделен законодательной инициативой, правом назначать министров, созывать и распускать парламент, где высшая палата составлялась из членов императорской семьи и близких к императору лиц, свидетельствовала об ограниченности демократических институтов власти и закономерности такого процесса 3 .

    Быстрые для недавно отсталой страны темпы экономической, социальной и политической модернизации были обеспечены трудом крестьян и рабочих, которые жестоко эксплуатировались японским капиталом: 12-14-часовой рабочий день, низкая заработная плата, политическое бесправие. Это было типичным явлением для раннего этапа развития капитализма в любой стране. Однако Японии удалось быстро миновать этот период благодаря возникновению рабочего и профсоюзного движения и, что важно, насаждению в японском обществе патерналистических традиций и прямых контактов работодателей со своими рабочими. Это вело к ослаблению забастовочного движения рабочих. И, конечно, широкое использование достижений науки и техники, комплекса ценностей своих и зарубежных приносило свои плоды.

    Таким образом, начавшийся в середине XIX века процесс модернизации японского общества внёс существенные изменения в традиционный уклад японской экономики.

    2. Особенности культурного развития Японии

    Поздний феодализм, охватывающий в Японии время со второго десятилетия XVII века по середину XIX века, отделен от периода Муромати кратким, но весьма значительным в истории японской духовной жизни периодом Момояма (1573 – 1614). В это время был положен конец длительным войнам и установлена централизованная власть. Конец XVI века стал рубежом не только двух политических, но и культурных эпох. Расширение торговли с разными странами содействовало городов, развитию ремесел, а следом и расширению представлений о мире.

    Японское искусство завершающей стадии средневековья формировалось в своеобразных условиях. Изоляция страны от внешнего мира не могла не затормозить в целом поступательные темпы ее развития. Тем значительнее выступают в истории те художественные явления, которые в условиях изживающего себя феодализма содействовали переходу к новому пониманию действительности. Такими явлениями в XVIII – XIX веках стали гравюра укие-э и богатый мир декоративных искусств, неисчерпаемые в своей обращенности к окружающей жизни. Именно они связали прошлое японской культуры с настоящим, пронеся сквозь века важнейшие критерии красоты, понимание свойств материалов, органичность связи искусства и природы, которые стали основой современной национальной культуры.

    В 1867 – 1868 гг. произошла революция Мэйдзи, способствовавшая модернизации страны. Революция свергла власть сегунов из дома Токугава и восстановила власть императоров. К власти пришло правительство во главе с Муцухито, вставшее на путь проведения социально-экономических преобразований. В 1889 г. была введена конституция, по которой Япония стала конституционной монархией. В 1890 г. был созван первый японский парламент 4 .

    Несмотря на сильное влияние китайской цивилизации, японцы сумели создать свою собственную самобытную культуру. Впоследствии они сознательно отгородились от внешнего мира и пребывали в полной изоляции вплоть до конца XIX столетия.

    Духовные ценности «включают в себя достойные желания, добровольно избранные, социально и личностно полезные стремления; выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, а объединяют людей в общности различного уровня, от семьи до государства, общества, человечества в целом; являются внутренними, ненасильственными, отражают внутреннюю свободу человека, его выбор и самоопределение; не могут быть отобраны у человека обманом, насилием или принуждением».

    Таким образом, ценностный подход к пониманию японской духовной культуры предусматривает акцентирование на таком ее признаке как противостояние всему негативному, разрушительному, унижающему человеческую личность и ее право на свободный выбор.

    В японском национальном характере рельефно выделяются:

    а) общеэтнические черты – трудолюбие, сильно развитое эстетическое чувство, любовь к природе, приверженность традициям, склонность к заимствованиям, этноцентризм, практицизм;

    б) черты группового поведения – дисциплинированность, преданность авторитету, чувство долга;

    в) обыденно-житейские черты – вежливость, аккуратность, самообладание, бережливость, самообладание 5 .

    Японцы во всем видят смысл, уходящий корнями в далекую древность. На новый год у каждого дома ставятся ветки сосны (символы долголетия и могущества), сливы и бамбука (символы постоянства и добродетели).

    Отношение японцев к культуре, шедшей с континента, не исчерпывалось ни отталкиванием, ни слепым преклонением; достаточно часто оно приобретало характер соревнования, диалога, который стал внутренним принципом японской культуры

    Японская фраза "пусть это унесет вода" перекликается с западным выражением "вода под мостом" (то есть: прошло и забыто) и свидетельствует о готовности японцев принимать перемены как нечто неизбежное. Это вовсе не означает, что они легко расстаются с привычным и милым. Японцы ужасно сентиментальны: самые популярные песни, романы и книги повествуют об утраченной любви, разбитых сердцах и обо всех сопутствующих терзаниях. И все же они принимают перемены, ибо в глубине сердца знают, что ничто не вечно под луной.

    Японцев отличает привязанность к семье, коллективу, Родине. Традиционной духовной ценностью японцев была и остается семья. Центральное место в ней всегда отводилось матери и ее отношениям с детьми. Готовая на любые жертвы мать, благодарные дети – типичное явление в стране Восходящего Солнца. Брак в Японии носит специфический характер. В японском городе наблюдается процесс экстериоризации ролевых функций семьи. Городская квартира как бы способствует этому процессу: в квартире нет гостевых комнат, мужчине негде принять друзей, негде повеселиться. И вот он идет в бары, в ночные клубы, в бани. Женщина же, как и в старые времена, в основном остается домохозяйкой. Ее дело – поддерживать порядок в доме, воспитывать детей. Однако сегодня много японок работают наравне с мужчинами 6 .

    Вечерние "выходы" мужской половины населения Японии давно стали неотъемлемой частью японского образа жизни. Японцы должны заботиться о поддержании тесных социальных контактов. Проведение свободного времени за выпивкой со своими коллегами считается необходимым условием для сохранения и укрепления хороших отношений на работе.

    Еще одна значимая духовная ценность японцев – труд. Японское трудолюбие воспитано многовековыми традициями земледельческой культуры поливного риса, требовавшими усердного и прилежного труда. Сказались и природные условия островной горной страны с постоянной угрозой землетрясений, цунами, тайфунов, где человек для того, чтобы выжить, должен был посвятить себя труду. Изображаемый некоторыми японскими художниками склонившийся под снегом бамбук символизирует выносливого, мужественного, трудолюбивого японца, приспосабливающегося к трудностям и противостоящего любым невзгодам.

    Культ предков, уважение к старости, почитание пожилых людей, сочувствие к старикам – традиционная духовная ценность японского народа.

    Японцы очень бережно относятся к своему прошлому, национальным корням, своей истории, верят в творческую силу духовных традиций своей страны 7 .

    Таковы, на наш взгляд, важнейшие духовные ценности традиционной японской культуры, многие из которых превратились в разряд общечеловеческих. Приобщение учащихся к духовным ценностям Страны Восходящего Солнца будет способствовать сближению стран и народов Азиатско-Тихоокеанского региона, укреплению их стремления к миру, решению других глобальных проблем современного общества.

    3. Особенности модернизации в Китае

    С конца XVIII в. капиталистические державы предприняли наступление на Китай с целью получить рынки сбыта и источники сырья.

    С 1839 года англичане развернули против Китая военные действия, которые положили начало "опиумным войнам" Феодальная армия не могла противостоять первоклассно вооруженным сухопутным войскам и флоту Англии, а цинские власти показали полную неспособность организовать оборону страны.

    В августе 1842 г. в Нанкине был подписан первый в истории Китая неравноправный договор. Этот договор открывал для торговли, кроме Гуанчжоу, еще четыре китайских порта. К Англии отошел остров Сянган (Гонконг). Цинское правительство обязалось также выплатить англичанам огромную контрибуцию, ликвидировать китайскую торговую корпорацию, монопольно занимавшуюся посреднической торговлей с иностранцами, и установить выгодный для Англии новый таможенный тариф.

    В 1843 году Нанкинский договор был дополнен протоколом, согласно которому иностранцам предоставлялось право экстерриториальности в создаваемых ими сеттльментах, где устанавливалась не подчиненная китайским властям система управления, содержались иностранные войска и полиция. Местные китайские власти должны были в открытых портах не только разрешать систему этих иностранных поселений, но и выделять для них земли и дома за "справедливую" арендную плату. Иностранцы полностью изымались из-под юрисдикции китайских судов, для них устанавливалась консульская юрисдикция. Вслед за Англией неравноправные договоры с Китаем были заключены США и Францией (1844 г.) 8 .

    Важным следствием "опиумной" войны явилось возникновение в стране революционной ситуации, развитие которой привело к потрясшему империю Цинов крестьянскому восстанию. Его возглавили руководители тайного антиманьчжурского общества "Байманди хуэй" ("Общество поклонения верховному владыке"). Главой общества и его идеологом был сельский учитель Хун Сюцюань. Общество проповедовало равенство и братство, для обоснования которых использовались некоторые идеи христианства. Конечную цель борьбы Хун Сюцюань видел в создании "Тайпин тянъго " ("Небесного государства всеобщего благоденствия"), поэтому его последователи и стали именоваться тайпинами. Они пропагандировали и осуществляли на Практике идеи уравнительного распределения, которые привлекали к тайпинам главным образом обездоленных людей. Но в их ряды вошли и представители торговой буржуазии и помещиков, привлеченные антиманьчжурской направленностью движения.

    Восстание развивалось успешно. В 1851 г. повстанцы овладели окружным центром Юнань и заложили здесь основы своей государственности. Было провозглашено "Тайпин тяньго" , руководитель движения Хун Сюцюайь получил титул небесного царя (тянь ван), царями (ванами) стали именоваться и пять других руководителей движения. Таким образом, как и в других крестьянских движениях, китайские крестьяне не пошли дальше установления "справедливой" монархии 9 .

    Тайпины уделяли большое внимание военному делу и в скором времени создали боеспособную армию, отличавшуюся строгой дисциплиной. В марте 1853 г. войска тайпинов взяли Нанкин — столицу Китая в период Минской династии, который был провозглашен столицей "небесного государства". Вскоре после этого события был обнародован документ под названием "Земельная система небесной династии", значение которого выходило за рамки его официального наименования — практически он был программой антифеодальной крестьянской революции. Этот документ предусматривал распределение земли на уравнительных началах, освобождение крестьян от арендной платы помещикам, предоставление равноправия женщинам, вплоть до равного с мужчинами доступа на государственную службу, государственное содержание нетрудоспособных, меры борьбы с коррупцией и др.

    Власть тайпинов на части территории Китая просуществовала до 1864 г. Основными причинами ее гибели, не считая некоторых стратегических просчетов тайпинских руководителей и раскола в их среде, были интервенция западных держав и внутреннее разложение тайпинского движения. Тайпинские армий потеряли былую боеспособность, а тайпины в целом — широкую поддержку народа. Они потерпели поражение под ударами объединенных войск маньчжурской династии и китайских помещиков, поддержанных интервентами. Тем не менее восстание Тайпинов имело большое историческое значение, явилось предтечей китайской буржуазно-демократической революции, предвестником национально-освободительной борьбы.

    Тайпинское восстание и "опиумные" войны потрясли Цинский Китай. При этом в государственном строе не произошло существенных изменений, за исключением некоторых преобразований в структуре государственных органов.

    Знаменательным событием явилось учреждение в 1861 г. после третьей "опиумной" войны государственного органа, ведающего иностранными делами, под названием Главная канцелярия по иностранным делам, которая не была ведомством по иностранным делам в обычном понимании этого слова. Главные чиновники канцелярии работали в ней по совместительству, были, как правило, некомпетентны, что затрудняло переговоры с ними представителей иностранных государств. И все же появление в государственной структуре специального органа по иностранным делам стало определенной вехой, означавшей конец многовековой изоляции страны. В 1885 г. появилось еще одно центральное ведомство — адмиралтейство (канцелярия по военно-морским делам). Организации его предшествовало уничтожение китайского флота во время франко-китайской войны 1884 – 1885 гг., закончившейся подписанием еще одного неравноправного договора и захватом французами Аннама. Однако средства, ассигнованные на строительство флота, ушли в основном на строительство летнего императорского дворца под Пекином, туда же были направлены и люди, предназначавшиеся для службы во флоте. Китай по-прежнему оставался безоружным перед лицом иностранной агрессии 10 .

    После подавления восстания тайпинов была отменена система двух губернаторов в провинциях (военного и гражданского) и местная власть сосредоточилась в одних руках. В структуре провинциального управления закрепились возникшие в последний период борьбы с тайпинским движением комитеты по восстановлению порядка, состоявшие из главных провинциальных чиновников, а именно: казначея, судебного чиновника, соляного контролера и зернового интенданта. Наместники получили право казнить без предварительной санкции сверху лиц, уличенных в принадлежности к тайным обществам, имеющим целью ниспровержение существующего строя, и "открытых мятежников и разбойников".

    Вместе с тем маньчжуры, сохранив господствующее положение, были вынуждены предоставить китайским феодалам, спасшим вместе с иностранцами Цинскую династию, большее число государственных должностей. Характерной особенностью формирования государственного аппарата тех времен является расширение открытой продажи должностей, усиление произвола чиновников.

    Резко усилившаяся экспансия иностранного капитала в Китай привела к захвату им важнейших позиций в экономике, к возникновению сравнительно сильного и быстроразвивающегося иностранного сектора в экономике. Страна превращалась в полуколонию западных держав.

    В 60—80-е гг. XIX в. возникают первые китайские капиталистические предприятия. Первоначально это казенные или казенно-частные заводы, арсеналы и мастерские, а затем частные предприятия, действовавшие также под контролем государства. Ведущей силой формирующейся национальной буржуазии стали крупные чиновники и помещики. Раньше национальной образовалась в Китае компрадорская (посредническая) буржуазия, выступавшая как сила, стремящаяся сохранить антинародный и антинациональный маньчжурский режим. Вторжение в страну иностранного капитала покончило с относительной замкнутостью китайской деревни, приобщило сельское хозяйство Китая к мировому рынку 11 .

    Рост национального капитализма, расширение экономических связей в стране, возникновение крупных экономических и культурных центров создали условия для образования китайской нации, развития национального самосознания.

    Поражение Китая в войне с Японией (1895 г.) и особенно империалистический раздел страны активизировали деятельность патриотических сил. В конце XIX в. большое влияние на ее общественную жизнь оказала группа интеллигентов во главе с публицистом и философом Кан Ювэем, представлявшая интересы национальной буржуазии и обуржуазившихся помещиков. Эта группа выступала за модернизацию страны, за проведение реформ с помощью императорской власти.

    Сочувствовавший реформаторам император Гуансюй назначил членов группы на государственные посты и на основе подготовленного Кан Ювэем программного доклада издал 50 довольно радикальных указов, посвященных в своем большинстве вопросам экономики и просвещения, а также некоторым вопросам деятельности государственного аппарата. Этот трехмесячный период 1898 г. вошел в историю Китая под названием "сто дней реформ". Реформы небыли проведены в жизнь из-за дворцового переворота, совершенного вдовствующей императрицей Цыси. Император Гуансюй был арестован, его указы отменены, а реформаторы казнены 12 .

    В 1899 году Китай вновь был потрясен народным восстанием. Это было выступление сельской и городской бедноты в рядах ихэтуаней ("отрядов справедливости и согласия"), возникших базе тайного общества — "кулак во имя справедливости и согласия". Восстание носимо главным образом антииностранный характер и продолжалось до 1901 г., будучи усиленным представителями правящих кругов, заигрывавшими с широким народным движением. Осада восставшими посольского квартала в Пекине послужила поводом для вмешательства во внутренние дела Китая ряда европейских держав, царской России и США. В 1900 г. войска интервентов заняли Пекин. Цинский двор капитулировал.

    В 1901 году представителем Цинов был подписан так называемый "заключительный протокол", по которому китайское правительство обязалось выплатить вторгшимся в страну державам огромную контрибуцию, и приняло ряд унизительных условий, закреплявших окончательное превращение Китая в полуколонию. Позорные условия "заключительного протокола" усилили всеобщую ненависть народа к маньчжурской династии, и, чтобы притупить ее, Цины вынуждены были предпринять ряд реформ.

    Первым практическим шагом в серии реформ была реорганизация Главной канцелярии по иностранным делам, на базе которой вскоре после подавления восстания ихэтуаней было создано Министерство иностранных дел по европейскому образцу. Был упразднен ряд синекур при дворе и в провинциях. В 1903 г. вместо бывшего министерства общественных работ было создано министерство земледелия, промышленности и торговли, перед которым была поставлена задача выработать уставы, регламентирующие деятельность торгово-промышленных предприятий, всячески способствовать притоку капиталов в промышленность и торговлю. В 1905 г. создается министерство полиции, преобразованное в следующем году в министерство внутренних дел (гражданской администрации). В то же время создаются министерства образования, почти путей сообщения, финансов, армии и права (вместо министерства уголовных наказаний). В 1906 г. учреждается Главное таможенное управление. Судебные органы отделяются от администрации. Судебную систему составили Верховная судебная палата, суды высшей ступени, окружные суды и суды первой инстанции. Одновременно была учреждена прокуратура 13 .

    В 1906 году был обнародован указ о проведении подготовительных мероприятий для перехода к конституционному правлению. В связи с этим в следующем году Цины учредили бюро по составлению и проверке конституции, а также бюро законодательных реформ, сосредоточившее свои усилия на подготовке кодексов. 1 августа 1908 г. был опубликован документ под названием "Основная программа конституции". Подчеркивая незыблемость императорской власти, неограниченность ее прав во всех областях политической жизни, этот документ упоминал, вместе с тем, о предстоящем создании представительного учреждения — парламента, правда, с весьма ограниченными совещательными функциями.

    После подавления восстания ихэтуаней количество подпольных революционных организаций продолжало расти, не прекращались и стихийные выступления крестьян. В 1905 г. произошло объединение революционных организаций страны в Союзную лигу (Тунмын хуэй), ядром которой явилось Общество возрождения Китая. Программой Союзной лиги стали три принципа, разработанные великим китайским революционером Сунь Ятсеном: национализм (свержение Цинской династии и восстановление независимости Китая), народовластие (учреждение республики) и народное благоденствие (осуществление уравнительного землепользования).

    1906—1908 гг. были периодом революционного подъема в ходе которого Союзная лига усилила свое влияние среди народных масс. В революционное движение были вовлечены солдаты и офицеры новых, т. е. по-европейски обученных войск. Революция началась восстанием революционных солдат и офицеров в Учане в октябре 1911 г. Восстание быстро перекинулось во все провинции Южного и Центрального Китая. На севере страны, менее развитом в промышленном отношении, власть осталась в руках цинского правительства. Цины обратились за помощью к генералу Юань Шикаю, бывшему губернатору столичной провинции Чжили, беспринципному политикану и карьеристу, находившемуся в то время не у дел. Юань Шикай был назначен главнокомандующим всеми императорскими вооруженными силами, а в начале ноября стал премьер-министром императорского правительства 14 .

    В то же время на юге сформировалось временное революционное правительство, а в декабре 1911 г. на конференции представителей 17 революционных провинций временным президентом республики был избран вернувшийся в Китай из эмиграции Сунь Ятсен.

    В результате ряда политических маневров был достигнут компромисс, финалом которого было отречение Цинов. Однако и Сунь Ятсен был вынужден уступить Юань Шикаю президентский пост.

    10 марта 1912 г. собрание представителей провинций объявившее себя Национальным собранием, приняло Временную конституцию республики, предложенную Сунь Ятсеном. Для полуфеодального Китая эта конституция была прогрессивным документом. Она провозглашала принципы равноправия всего населения и неприкосновенности личности, свободы собраний, печати, вероисповедания, тайны переписки, права принесения жалоб на действие чиновников и т. д. В качестве высшего органы законодательной власти Конституцией предусматривался парламент в составе нижней палаты и сената. Сунь Ятсен полагал, что конституция будет ограничивать диктаторские поползновения Юань Шикая. Однако этот расчет не оправдался.

    На выборах в парламент в декабре 1912 — феврале 1913 гг. большинство мест получил Гоминьдан (Национальная партия), созданный в результате преобразования Союзной лиги. Лидер новой партии Сун Цзяожэнь готовился стать премьер-министром 15 .

    Для того чтобы свести на нет влияние парламента. Юань Шикай прибегнул к политическому террору. По его распоряжению за три недели до открытия парламента был убит Сун Цзяожэнь. Юань Шикай игнорировал мнение парламента по важнейшим вопросам внутренней и внешней политики. В то же время он добивался поддержки со стороны иностранных держав, даже ценой национального предательства. Поэтому в мае 1913 г. Сунь Ятсен призвал народ и войска южных провинций свергнуть диктатуру Юань Шикая. Антиюаньшикайское восстание началось в том же году, но потерпело поражение. Сунь Ятсен снова был вынужден покинуть страну.

    Юань Шикай, подавив восстание, принял меры для укрепления личной власти. Путем угроз и подкупов.он провел через парламент свою кандидатуру в качестве постоянного президента. Парламент был распущен, 14 мая 1914 г. была объявлена новая Временная конституция, предоставившая президенту диктаторские полномочия. Кабинет министров становился ответственным уже не перед парламентом, а перед президентом. Отменялись многие демократические институты. В конце 1915 г. было официально объявлено о восстановлении монархии. Накануне этого акта диктатор принял так называемое "21 требование" Японии, направленное на превращение Китая в японскую колонию. Все это усилило оппозицию диктатуре Юань Шикая. На юге началось новое антиюаньшикайское восстание.

    Диктатор был вынужден сделать заявление об отказе от монархии, но это не остановило восстания. Вскоре после смерти Юань Шикая в 1916 г. власть оказалась в руках северокитайских милитаристов—генералов, установивших военную диктатуру на подвластных им территориях. Но революционный Юг не признал власти северных генералов. В сентябре 1917 г. в Гуанчжоу (Кантон) сформировалось военное правительство защиты республики во главе с Сунь Ятсеном. Октябрьская революция в России придала новый импульс борьбе китайского народа за национальное освобождение и социальную справедливость 16 .

    В Китае она отозвалась "движением 4 мая", положившим начало новому этапу освободительной борьбы. 4 мая 1919 г. в Пекине состоялись многолюдные демонстрации против политики капиталистических держав в отношении Китая и, в частности, против решения Парижской мирной конференции, санкционировавшей захват Японией провинции Шаньдун.

    В 1921 году с помощью Коминтерна была создана Коммунистическая партия Китая. С целью объединения всех антиимпериалистических сил страны коммунисты в 1923 г. приняли решение о вступлении в партию Сунь Ятсена (возрожденный Гоминьдан) при условии сохранения организационной и идейной самостоятельности. Это вступление было оформлено в январе 1924 г. на 1 съезде Гоминьдана, ставшего, таким образом, организационной формой единого национального антиимпериалистического фронта.

    Под влиянием идей революции в России взгляды Сунь Ятсена претерпели значительные изменения, получили яркую антиимпериалистическую направленность. В этих условиях новой трактовке подверглись и "три народных принципа" Сунь Ятсена. Так, "принцип национализма" стал выражать идею борьбы за свержение иностранного господства в Китае и за равноправие всех национальностей страны. "Принцип народовластия" содержал критику демократии западного типа, провозглашал "народовластие всего народа, а не только меньшинства". В "принцип народного благосостояния кроме уравнивания прав на землю были включены требования государственной помощи безработным, улучшения условий труда, защиты рабочих организаций и ограничения власти капитала. "Три народных принципа" в их новой трактовке были положены в основу политической программы Гоминьдана, принятой 1 съездом 17 .

    В апреле 1924 г. Сунь Ятсен выступил с "Общей программой строительства государства", в которой изложил свои конституционные взгляды, выразившиеся в идеях о "трех периодах" и "пяти властях". Строительство государства он разделил на три периода: военное правление, политическая опека и конституционное правление. В первый из этих периодов, по мысли Сунь Ятсена, все государственные учреждения должны контролироваться военной администрацией, одновременно военную силу намечалось использовать для объединения страны. В период политической опеки население под руководством правительства организует самоуправление. Конституционное правление наступает с организацией самоуправления во всех уездах страны созданием правительства "пяти властей", после чего следует созыв Национального собрания.

    Выдвигая идею "пяти властей", Сунь Ятсен выступил поборником принципа разделения властей, но при этом к законодательной, исполнительной и судебной властям он добавил экзаменационную и контрольную власти. Введение этих видов властей он не связывал только с китайской традицией – системой экзаменов для поступления на государственную службу и институтом цензората. Он считал, что экзаменационная система "восполняет пробелы, свойственные избирательной системе" для отбора наиболее достойных кандидатов на государственные посты.

    Между тем Китай оставался политически раздробленным, а большая часть его территории находилась под властью военщины. Центральным правительством Китая считалось пекинское, с которым поддерживали дипломатические отношения иностранные государства. Время от времени они созывали (сепаратно от Юга) парламенты, осуществляли различные конституционные маневры (так, чжилийскал клика в 1922 г. восстановила действие отмененной еще Юань Шикаем Конституции 1912 г., а в 1923 г. была даже принята первая Постоянная конституция Китайской республики, отмененная уже в 1924 г., и т. п.) 18 .

    К году смерти Сунь Ятсена (1925 г.) относится первая попытка воплощения в жизнь разработанного им плана государственного строительства на сравнительно ограниченной территории страны, находившейся под властью гоминьдановского правительства в Гуанчжоу. Там был выработан и принят 1 июля 1925 г. "Органический закон национального правительства", опекаемого партией, которое по схеме Сунь Ятсена должно было функционировать на двух этапах: военного правления и политической опеки.

    В 1926 году начался поход революционных сил Юга против Северных милитаристов. Поход закончился победой южан и взятием Пекина. Однако в 1927 г. произошел разрыв Гоминьдана с компартией. Ставший после смерти Сунь Ятсена фактическим лидером Гоминьдана, Чан Кайши совершил 22 апреля антикоммунистический переворот. Коммунисты были вынуждены отступить в отдаленные сельские местности, где продолжили борьбу под своими лозунгами и знаменами. Но это уже была борьба против правительства Чан Кайши, объединившего под своей властью большую часть территории страны.

    Закрытость границ наносила большой урон Китаю. Общество было отрезано от мировых научных, технических и социальных достижений. В этих условиях Китай становился легкой добычей западных держав. В 1839-1844 гг. и 1856-1860 гг. после так называемых «опиумных» войн, развязанных США, Англией и Францией, китайским правительством был подписан ряд договоров, предоставляющих этим странам большие привилегии. Тайпинское восстание еще более ослабило положение Китая. В тяжелейших условиях феодальных отношений в сельском хозяйстве, конкурентной борьбы с иностранным капиталом национальная буржуазия пробивала себе дорогу. Однако китайская буржуазия не могла противостоять западным странам. В войне 1884-1885 гг. с Францией Китай потерпел поражение. В 1894 г. Япония развязала войну против Китая. По Симоносекскому договору Китай потерял Тайвань, острова Пэнхуледао и должен был платить крупную контрибуцию. Поражение Китая привело к активизации колониалистской политики империалистических государств в Китае. К концу XIX в. Китай представлял собой полуколониальную страну.

    Таким образом, процесс модернизации в Китае проходил достаточно успешно, затронув все сферы общественного сознания.


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Восток и Запад все более взаимодействуют, усваивая ценности противоположной цивилизации, о чем свидетельствует процесс модернизации ряда восточных стран и в то же время все большее проникновение традиционных духовных ценностей Востока в западную культуру. Можно с известной долей уверенности утверждать, что данный процесс основан на ускоряющейся интернационализации экономической, политической, культурной жизни. Но все же следует констатировать, что ни западная, ни восточная цивилизации пока не выработали панацеи от глобального кризиса, угрожающего всему человечеству.

    Процесс модернизации экономики в Японии проходил гораздо быстрее, чем в Китае. Хотя, даже когда незавершенная буржуазная революция 1867 – 1869 гг., известная под названием «Мэйдзи исин» – «реставрация Мэйдзи», привела к коренным изменениям в области экономики, политики, культуры, за которыми последовали существенные изменения в системе социальных отношений, национальная психология японцев изменилась очень мало. По-прежнему в характере японцев доминировали черты, сложившиеся в эпоху изоляции Японии, в условиях закрытого, строго ритуализованного сословного общества: трудолюбие, организованность, готовность к безоговорочному подчинению, настойчивость, выдержка, нетребовательность и скромность в отношении жизненных условий и т. п. С другой стороны, процесс экономической модернизации в Китае, проходивший медленнее, чем в Японии, более существенно изменил характерные черты китайцев.

    Япония, совершив реставрацию Мэйдзи, сохранила традиционную систему власти и хозяйствования (авторитаризм в экономике), заимствовав у Запада, по сути, только одну вещь: концепцию "прогресса". "Прогресс" – понятие крайне широкое, но в нем все же есть ядро, а именно – линейное развитие на основе неограниченного совершенствования науки и техники. В Японии это вылилось в два процесса: заимствование научно-технических достижений Запада и рождение идеи экспансии Японии. Китай же полностью перестроил свою экономическую модель, подведя ее под западные образцы.


    ЛИТЕРАТУРА

    1. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. – М., 1979.
    2. Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977.
    3. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. – М., 1970.
    4. Латышев И.А. Япония наших дней. – М., 1976.
    5. Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. – М., 1991.
    6. Овчинников В.В. Ветка сакуры. – М., 1975.
    7. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «ВиМ», 1996.
    8. Япония: мифы и реальность. – М.: ВЛ РАН, 1999.

    1 Латышев И.А. Япония наших дней. – М., 1976. – С. 62.

    2 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «ВиМ», 1996. – С. 122.

    3 Япония: мифы и реальность. – М.: ВЛ РАН, 1999. – С. 72.

    4 Мещеряков А.Н. Древняя Япония: культура и текст. – М., 1991. – С. 89.

    5 Овчинников В.В. Ветка сакуры. – М., 1975. – С. 80.

    6 Япония: мифы и реальность. – М.: ВЛ РАН, 1999. – С. 52.

    7 Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы (этнопсихологические очерки). – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во «ВиМ», 1996. – С. 52.

    8 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977. – С. 73.

    9 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977. – С. 72.

    10 Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. – М., 1970. – С. 93.

    11 Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. – М., 1970. – С. 99.

    12 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977. – С. 102.

    13 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977. – С. 122.

    15 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977. – С. 129.

    16 Конрад Н.И. Избранные труды. Синология. – М., 1977. – С. 130.

    17 Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. – М., 1970. – С. 94.

    18 Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. – М., 1970. – С. 134.

    Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

    13587. Сравнение процессов модернизации в Японии и Китае 21.66 KB
    Это на первый взгляд выглядит странно – как можно объяснять прошлое через настоящее вроде бы надо наоборот Более того Китай 1978 г. Да положение и масштабы совершенно различны однако модели успешного перехода как для Японии после 1868 г. Научная значимость данной работы определяется тем что ключевой вопрос о разности процессов модернизации в Китае и Японии решается через то как японцы и китайцы относились к учебе в контексте ответа на внешнее давление. Мой тезис заключается в том что японцы оказались удачливее китайцев потому что...
    13591. Сравнение процессов преобразований в Турции и Китае 20.8 KB
    Актуальность данного исследования определяется тем что в советском и даже в современном российском востоковедении вопросы модернизации Османской империи и Китая исследованы недостаточно и на современном этапе отсутствуют работы способные выйти за узкоспециальные рамки исследования преодолеть имеющиеся “разрывы†в понимании процессов общественного развития Османской империи и Китая. Территориальные рамки данной работы – это территория Османской империи в границах...
    2976. Россия на рубеже веков 17.06 KB
    Народы России. Протекторат России: Хивинское ханство и Бухарский эмират. он в Европе преодолен а в России – только достиг наибольшей глубины т. России полуфеодальная.
    16486. Развитие китайской экономической мысли на рубеже XX–XXI веков 8.29 KB
    Получившие за рубежом современное экономическое образование ученые молодого и среднего поколения применяли достижения мировой экономической науки для объяснения и прогнозирования реальных проблем в экономике страны в научной литературе расширялось использование формальных математических моделей. Вслед за сменой поколений в науке происходило постепенное отдаление профессиональных экономических исследований от экономики лозунгов то есть популяризаторских разработок нацеленных на легитимизацию экономической политики властей. Их относительное...
    13589. Процессы модернизации в Индии и Китае 17.81 KB
    Новизна данной работы определяется тем что сравнение процессов модернизации двух близлежащих стран имеющих практически сходную культуру может показать особенности исторического развития многих современных стран Востока и объяснить причины их взлётов и падений. Особенности модернизации в Индии В самом общем виде можно отметить что в плане жесткости социальной структуры и ее сопротивляемости любым нововведениям Индия не представляла собой некого уникального феномена на фоне других восточных цивилизаций. Васильев традиции и институты во...
    20279. Организация управления в Древней Месопотамии (Египте, Китае, Индии, Греции, Риме и др. странах) 41.57 KB
    Азиатский способ производства и его влияние на особенности управления. Данная тема работы очень актуальна поскольку любая наука базируется на использовании исторического метода позволяющего хорошо изучить историю развития управленческой мысли во всем ее многообразии. Но для того чтобы эти люди могли существовать этот прибавочный продукт надо было отобрать у тех кто его производил.
    13588. Процессы модернизации в мусульманских странах Востока 21.06 KB
    Опыт истории Афганистана и других стран Востока дает поучительные примеры выхода из кризисных ситуаций содержит уроки ошибок и просчетов при решении проблем модернизации. Научная значимость определяется тем что исторический опыт модернизации Ирана и Афганистана является ключевым для понимания значения взаимосвязи всех факторов экономической общественнополитической религиозной жизни при осуществлении реформ и способов проведения модернизации. Целью данной работы является рассмотрение процессов модернизации в мусульманских странах...
    13146. Сравнение латинского и греческого алфавита для понимания культурных явлений и сравнение латинского и греческого языков 65.37 KB
    Алфавит Сегодня мы воспринимаем алфавит как должное забывая о том какое это необыкновенное изобретение. В древних культурах алфавит рассматривался как нечто целое. Тем самым объясняется первое назначение алфавита как целого: он рассматривался как средство призванное отвести злых духов так называемым апотропеическим средством. С этим первым свойством алфавита которое он имел в глазах древних связано его второе свойство: алфавит ощущался как модель мира.
    3321. Россия на рубеже XVII-XVIII вв. Предпосылки и стратегия петровских преобразовани 25.05 KB
    В 1756 г. началась война, в которую были втянуты самые крупные державы Европы. Длилась она семь лет, поэтому и получила впоследствии название Семилетней. Этот военный конфликт явился главным событием в жизни Европы и колониальной Америки
    3023. Внешняя политика России на рубеже XIX-XX века. Русско-японская война 19.36 KB
    Россия получила в аренду у Китая часть Ляодунского полуострова с крепостью ПортАртур. японский флот без объявления войну напал на русскую эскадру в ПортАртуре. На следующий день японцы блокировали корейский порт Чемульпо где находились русские корабли – крейсер Варяг и канонерская лодка Кореец. японцы отрезали ПортАртур от Манчжурии.

    Индия в XIX в. Индия была завоевана англичанами в XVIII в. при помощи индийских наемников-сипаев. Она стала принадлежать британской Ост-Ин-дской компании. Страна удерживалась в подчинении с помощью 40 тыс. ан-глийских солдат и 200 тыс. сипаев. Сипаи пользовались привилегиями.

    Однако с захватом всей Индии к середине XIX в. руководство ОИК стало меньше считаться с сипаями, сократило им жалованье, отменило мно­гие привилегии.

    Послед­ней каплей, переполнившей чашу терпения сипаев, было введение в 1857 г. новых патронов, смазанных говяжьим жиром и свиным салом. При за-ряжении ружья обертку надо было срывать зубами, что задевало религиозные чувства си­паев-индусов и сипаев-мусульман, ибо одним религия запрещала употреблять в пищу говядину, а другим свинину. Сипаи отказыва­лись прини-мать новые патроны от англичан.

    В мае 1857 г. восстали три сипайских полка. Они перебили ан­глийских офицеров, сожгли казармы и двинулись к Дели. Их по­явление у ворот столи-цы Индии послужило сигналом к восста­нию в самом городе. Лишь немногим английским чиновникам и офицерам удалось бежать, остальные были ист-реблены, дома сто­ронников англичан разграблены. Была провозглашена власть могольского императора, который стал номинальным главой пра­вите-льства.

    Однако в первые месяцы обнаружились слабости восстания, обус­ловлен-ные внутренней раздробленностью Индии. Южная Индия сохранила спокой-ствие, а сипайские войска Мадраса и Бомбея оставались верны англичанам. Сипаи действовали без общего руководства.

    Тактика пассивной обороны, неорганизованность сипаев, во­енная помощь, оказанные англичанам верными им князьями, спасли колониальный режим. 13 сентября 1857 г. англичане начали штурм Дели и после шести дней крово-пролитных боев заняли город. Вскоре восстание сипаев было подавлено.

    Индия стала колонией британских монархов. Правительство СК привлекло к управлению Индией местную знать, которая получила привилегии. Но не все образованные индийцы пошли на сотрудничество с англичанами. Значи-тельная часть знати создала в 1885 г. партию Индийский национальный конг-ресс и стала бороться за автономию Индии. Знать хотела участвовать в управлении своей страной.

    Китай в XIX в. Известно, что в XVIII в. Китай встал на путь самоизоляции.Решающая роль в «открытии» Китая принадлежала Британии. Был найден то-вар, при помощи которого можно было «открыть» Китай. Это был опиум. С конца XVIII в. он стал ввозиться в Китай все в больших количе­ствах. Маньчжурский император издавал указы, запрещавшие ку­рение и ввоз опиума. Но англичане перешли к контрабандной тор­говле. В Индии они за-ставляли крестьян выращивать опийный мак, перерабатывали его и везли в Китай. Опиум стал для китайцев подлинным бедствием.


    В марте 1839 г. в Кантоне китайские солдаты изъяли у англичан весь за-пас опиума. Англичанам пришлось уступить. Но в сен­тябре в Кантон прибы-ли английские военные суда для защиты контрабандистов.

    С 1840 по 1842 г. продолжалась «опиумная вой­на». Китай вынужден был открыть для иностранной торговли пять портов. Договор оформил захват ан-гличанами острова Гонконг, который был передан в «вечное владение» СК. Англичане получили право экстерриториальности, т.е. непод­судности анг-лийских подданных китайским судам, а также право на организацию сеттль-ментов, т.е. поселений, в которых англича­не могли жить, не подчиняясь ки-тайским законам.

    Английскому примеру последовали другие страны: США, Франция, Бель-гия, Швеция и Норвегия.

    «Опиумная война» открыла Китай для английских товаров. Ввоз дешевых тканей разрушил китайское ремесло и мануфактуры. Народное возмущение все чаще выливалось в восстания.

    В среде крестьянства возникла новая религиозная секта. Организатором ее был сельский учитель Хун Сюцюань. Сектанты проповедовали народу идеи христианства, получившие новое содержание. Сторонники Хун Сюцюаня создали вооруженные отряды и начали восстание.

    В августе 1851 г. повстанцы взяли несколько городов. Все круп­ные чинов-ники были убиты. Восставшие провозгласили образова­ние нового государс-тва под названием Тайпин - «Великое благоденствие» (отсюда название вос-ставших-тайпины). Они назвали свое государство так, чтобы подчеркнуть свое стремление создать на Земле такую жизнь, какую христианство обещало на небесах. Хун Сю­цюань был провозглашен «царем небесным». Тайпины двинулись вниз по Янцзы и взяли Нанкин, который стал столицей их госу-дарства. Целью тайпинов был Пекин.

    Порядки, введенные тайпинами, находились в разительном контрасте с по-рядками в Циньской империи. Помещичья и мона­стырская собственность была ликвидирована. В 1853 г. было установлено уравнительное распре-деление земли по числу едоков в семье. Кре­стьяне объединялись в общины, состоявшие из 25 семей. Каждая община была обязана совместно обра-батывать землю. К общине прикреплялись ремесленники. Тайпины стреми-лись уничтожить деньги и торговлю, осуществить уравнение потребления у людей. Все излишки продукции подлежали сдаче в общественные склады. В городах выдавались пайки. Работать должны были все граждане тайпинского государ­ства.

    Тайпины запретили курение опиума. Впервые в китайской ис­тории они ввели прививку против оспы. Раньше китайцы ходили с бритыми лбами и косами на макушке (к этому принудили их поработители- маньчжуры). Тай-пины срезали свои косы и отпускали волосы. Дети были обязаны посещать школы.

    Тайпины истребляли феодалов, правителей и сановников, лик­видировали старую армию, уничтожали сословное деление, от­менили рабство. Тайпин-ское государство строилось на военный лад. Каждая семья должна была дать одного рядового. Тайпинская община была низовой административной еди-ницей и в то же вре­мя составляла взвод.

    Во время похода на Пекин армия тайпинов взяла 26 городов. В конце октя-бря 1853 г. отряды тайпинской армии подходили к Пе­кину. Но взять Пекин не смогла. Тайпины закрепились в Центральном Китае. В 1854 г. они потер-пели несколько поражений.

    В самом государстве тайпинов начался раскол. Англичане помогали мань-чжурской династии, предоставляя свои суда для перевозки войск и оружия. Позже они приняли непосредственное уча­стие в военных действиях. Против тайпинов воевали ан­глийские и французские регулярные войска, военные корабли Англии, Франции и США. В 1864 г. враг ворвался в Нанкин. В резне погибло более 100 тыс.чел. После поражения тайпинов Китай окончательно стал полуколонией ведущих держав, которые поделили его на сферы своего влияния.

    Япония в XIX в. К середине XIX в. на Даль­нем Востоке усилилась экспансия США. В 1854 г. США, угрожая войной, заключили с Японией ряд договоров, по которым добились открытия двух портов для своих судов. Затем такие же договоры заключили Британия, Франция, Россия и ряд других стран.

    «Открытие» Японии ухудшило положение сёгуната. Появление иностран-ных фабричных товаров подрывало японскую промышленность. Против всевластия сёгуна выступали крестьяне, торгово-промышленные круги и низшее дворянство.

    В 1862 г. правители некоторых кланов направили в резиденцию императо-ра вооруженные отряды самураев для защиты ее от сегуна. Императорский двор в Киото потребовал у сёгуната изгнания иностранцев. В 1867 г. импе-ратором стал Муцухито, от имени которого фактически действовали руко-водители южных районов Представители антисёгунской оппозиции вручили сёгуну мемо­рандум с требованием, чтобы тот «вернул» императору власть. Начались военные действия; войска сёгуна были разбиты. Через некоторое время сёгунат окончательно прекратил свое существо­вание.

    Период царствования Муцухито был назван Мэйдзи - «про­свещенное прав-ление». В 1868 г. были обнародованы основные принципы правления: все важные дела будут решаться с учетом общественного мнения; все должны заботиться о преуспевании нации; все пло­хие обычаи будут упраздняться, правосудие будет соблюдаться; знания будут заимствованы во всем мире.

    Япония была разделена на префектуры, которые возглавили назначенные императором губернаторы. Были созданы судебные органы на местах, кото-рые были отделены от административных органов. Была введена всеобщая воинская повинность.

    Была установлена единая денежная система и почтово-телеграфная связь. Была проведена аграрная реформа. Земля была закреплена за её фактически-ми владельцами. Были ликвидированы цехи и гильдии. Правительство орга-низовывало строительство железных дорог и промышленных предприятий.

    После продолжительной работы конституционной комиссии в 1890 г. вступила в силу конституция Японии. Япония стала конституционной монар-хией с сильной монархической властью. Император мог принимать указы, которые имели силу законов. Правительство было ответственно только перед императором. Избирательные права получили только 1% японцев. Конституция предоставляла свободу выбора места жительства и свободу передвижения, неприкосновенность личности и жилища подданных и другие права. Но в конституции содержался пункт, где было отмечено, что эти права могут быть ограничены императором при определенных условиях.