Разработка урока по обж «безопасное пользование компьютером. защита при эксплуатации пэвм. Конспект занятия по информационной безопасности «Компьютер и интернет II. Повторение пройденного материала

Цель: Ознакомить с правилами работы на компьютере и его влиянии на здоровье человека

Время: 1 час

Тип урока: комбинированный урок (урок-презентация)

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, ноутбук.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного материала.

Профилактика утомлений

III. Изучение новой темы.

В настоящее время компьютер стал неотъемлемой частью повседневной жизни человека. Всё более широко компьютеры внедряются в учебный процесс общеобразовательного учреждения. Это неизбежно и необходимо, так как компьютер помогает человеку более быстро и точно находить решение различных задач, позволяет хранить и получать необходимую информацию. Владение компьютером для каждого человека, в том числе учащегося, становится насущной потребностью. Вместе с тем необходимо понимать, что, работая на компьютере, следует соблюдать определённые меры предосторожности, чтобы не причинить вреда своему здоровью.

Установлено, что длительное пребывание у экрана компьютера небезвредно для здоровья человека. Опасность представляет электромагнитное излучение от различных деталей компьютера, в первую очередь от монитора (экрана). Из-за мерцания экрана и разницы в интенсивности свечения экрана и освещения помещения возникает сильная нагрузка на глаза. Кроме того, устают руки, появляется дополнительная нагрузка на позвоночник из-за неподвижности позы работающего за компьютером и неправильной подготовки рабочего места.

Существует ряд правил, соблюдение которых уменьшает отрицательное воздействие компьютера на здоровье. Повторим некоторые из них.

Для профилактики переутомления время работы на компьютере регламентируется с учётом возраста человека. Установлена общая безопасная продолжительность нахождения перед экраном учащихся подросткового возраста - не более 1 ч в день. При этом школьники 5-6 классов должны делать перерывы в работе с компьютером через каждые 25 мин работы.

Необходимо придерживаться ещё одного правила: после занятий на компьютере следует воздерживаться от просмотра телепередач в течение 2-3 ч.

Освещение в комнате должно быть таким, чтобы по сравнению с ним свечение экрана не было ни слишком ярким, ни слишком слабым.

При работе с компьютером положение монитора должно соответствовать направлению взгляда, а середина экрана монитора располагаться на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20 см ниже. Экран монитора должен быть установлен на таком уровне, при котором взгляд по горизонтали направлен на центр экрана, находящегося на расстоянии не менее 50-60 см от глаз.

Хорошей профилактикой переутомления при работе с компьютером может служить выполнение специальных упражнений для глаз и тела.

Приведём ряд упражнений из книги врача-ортопеда И. Степановой «Гимнастика за компьютером».

1. И. п. (исходное положение) - сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Отведите прямую правую руку в сторону, разверните корпус, провожая ладонь взглядом, - вдох, положите руку снова на колено - выдох. Затем повторите движение левой рукой. Упражнение активизирует дыхание и включает группы мышц грудного и шейного отдела, которые больше всего напряжены.

2. И. п. - то же. Согните руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнимите над полом и потяните на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнимите пятки над полом, сделайте перекат с пяток на носки. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

3. И. п. - кисти к плечам. Делайте круговые движения локтями назад и вперёд. Упражнение укрепляет грудной отдел позвоночника и благотворно влияет на сердце.

4. И. п. - руки в замок, кисти захватывают предплечья. Делайте круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затёкшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

5. И. п. - сидя на стуле, спина прямая, руки на коленях. Согните ногу, обхватив колено руками, подтяните колено к животу, затем выпрямите ногу вперёд и опустите на пол. Упражнение улучшает кровообращение в органах малого таза, препятствует застою крови - так же, как и следующее.

6. И. п. - то же. Согнутую в колене ногу отставьте в сторону, делая как бы шаг в сторону, затем вернитесь в и. п.

7. И. п. - руки согнуты, кулаки крепко сжать, положить на грудь. Выпрямите руки вперёд, в стороны и вверх. Упражнение разминает мышцы рук, грудной клетки и спины.

8. И. п. - прямые руки вытянуты перед собой. Делайте руками плавательные движения, имитирующие брасс, при этом старайтесь потянуться вперёд и в стороны. Упражнение обеспечивает лёгкий массаж сердца, улучшая его работу.

Каждое упражнение следует повторить 5-6 раз.

IV. Итог урока

1. Закрепление темы урока

— Почему перед тем, как начать работать на компьютере, необходимо познакомиться с мерами его безопасного использования?
— Какие существуют правила для снижения отрицательного воздействия на здоровье человека при работе на компьютере?
— Соблюдаете ли вы режим работы на компьютере, который рекомендуется соблюдать в вашем возрасте?
— Почему рекомендуется знать и выполнять ряд специальных упражнений для глаз и мышц тела при работе на компьютере?

2. Домашнее задание

Выполните специальные упражнения для глаз и тела, приведённые в параграфе. Постарайтесь всегда их выполнять в те дни, когда вы работаете на компьютере.

Конспект урока на тему «Человек и компьютер. Техника безопасности»

МКУ Муксутская ООШ

Цели урока:

Образовательная:

    дать представление о предмете изучения;

    познакомить учащихся с назначением основных устройств компьютера;

    сформировать представления о требованиях безопасности и гигиены, познакомить с правилами при работе с компьютером;

Развивающая:

    развивать познавательный интерес,

    умение работать в группе,

Воспитательные:

    прививать интерес к предмету,

    формировать навыки самостоятельности и дисциплинированности.

Оборудование:

Учебник Информатика и ИКТ Начальный уровень. Под редакцией профессора Н. В. Макаровой, компьютер, компьютерная презентация «Человек и компьютер».

План урока:

Орг. момент. Знакомство с классом. (3 мин)

Актуализация знаний.(2 мин)

Теоретическая часть. (25 мин)

Физкультминутка (1 мин)

Работа за компьютером. (5 мин)

Д/з (1 мин)

Итог урока. (3 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент. Знакомство с классом.

Приветствие. Знакомство с классом. Закрепление рабочих мест за учащимися.

II. Актуализация знаний.

Главная задача учителя на этом уроке - пробудить интерес учеников к предмету, дать им понять, что изучение информационных технологий дает им неограниченные возможности в любом виде деятельности, облегчает творческий труд – дает возможность автоматизировать рутинную деятельность: написание и оформление текстов, выполнение расчетов, поиск нужной информации.

Пояснение, как будут проходить уроки, сколько тетрадей нужно иметь учащимся, Пояснение учащимся, какие темы они будут изучать в течение года, чтобы они примерно поняли, чем будут заниматься на уроках. Закрепление рабочих мест за учащимися.

Мы начинаем знакомство с новым учебным предметом ИНФОРМАТИКА- это сложная, но очень интересная дисциплина. Надеюсь, вы поладите с ней. Ведь тому, кто с ней подружится, информатика раскроет удивительные возможности. Поздравляю вас с новым учебным годом, с новым интересным предметом.

Сегодня на этом уроке мы познакомимся с основными устройствами компьютера. Тема урока Человек и компьютер.

III. Теоретическая часть.

Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, - получаете новую информацию. Информация – это знания, различные сведения. Первичную информацию об окружающем мире люди получают с помощью органов чувств в виде звуков, зрительных образов, запахов.

Но, всегда ли мы можем доверять своим органам чувств?

Вы заметили фигуры, различия, движение там, где их нет. Называется это оптическими иллюзиями. Зрительная иллюзия – не соответствующее действительности представление видимого явления или предмета из-за особенностей строения нашего зрительного аппарата.

Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек использует различные устройства и приборы.

Приведите примеры, какие это устройства? (линейка, весы, микроскоп, телескоп, термометр...).

С давних времен люди стремились облегчить свой труд. Они придумывали различные механизмы и приспособления. Для облегчения умственного труда, человек придумал компьютер.

В настоящее время компьютер используется для хранения, обработки, быстрого поиска и обмена информацией. Вы видите его дома, в школе, в больнице, в магазине. Существуют самые разнообразные компьютеры. Одни - огромные и занимают целые залы, другие так малы, что умещаются на ладони. Наиболее распространены персональные компьютеры. Такой компьютер, как правило, находится в распоряжении одного человека, т.е. в персональном пользовании.

Посмотрите, вокруг вас находятся персональные компьютеры. Рассмотрим основные устройства, из которых состоит компьютер.

Человек способен получать информацию из окружающего мира при помощи органов чувств, в компьютер информация попадает через устройства ввода: мышь и … А как называется другое важнейшее устройство ввода информации узнаем, разгадав ребус:

КЛАВИАТУРА.

Человек обрабатывает информацию с помощью мозга, который находится в голове. В компьютере обработку информации осуществляет - центральный процессор, расположенный внутри системного блока. Там же находятся различные устройства, предназначенные для хранения информации – память компьютера. Особая часть памяти оперативная – похожа на исписанную заданиями школьную доску. Как только задание выполняется, их можно стереть и написать новые. Оперативная память хранит временные файлы.

Чтобы увидеть результат работы, используется устройство вывода информации, какое узнаем, разгадав ребус:

Учащиеся выполняют в тетради схематические зарисовки основных устройств компьютера.

Для успешного проведения этого урока можно приготовить детям «подарок» - распечатать правила работы за компьютером и раздать им. Это даст возможность вести беседу с детьми о необходимости соблюдения правил, так как они не будут заняты переписыванием информации, смогут свободно высказывать свои мысли это позволит прочно уяснить правила т.к. возможно повторять их дома.

Чтобы учиться было комфортно, чтобы не нанести вреда своему здоровью, вы должны уметь правильно организовать свое рабочее место.

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию.

Правила работы за компьютером

    Включайте и выключайте компьютер только с разрешения учителя.

    Садитесь за клавиатуру с чистыми руками. Нажимайте на клавиши мягко и не используйте для этого посторонние предметы.

    Не трогайте экран монитора руками.

    Не трогайте соединительные провода и не прикасайтесь к задним стенкам системного блока и монитора.

    При возникновении необычной ситуации с компьютером (мигание, посторонние звуки, запах) незамедлительно сообщите о ней учителю.

    Сидите за компьютером прямо, не напрягаясь. Стопы держите на подставке или на полу.

    Соблюдайте безопасное для глаз расстояние до экрана монитора (не менее 50 см, расстояние вытянутой руки)

    Делайте перерывы после непрерывной работы за компьютером каждые 20 минут.

Техника безопасности и организация рабочего места

1. Будьте внимательны, дисциплинированы, осторожны.

2. Не размещайте на рабочем столе посторонние предметы

3. Не трогайте провода и разъемы соединительных кабелей.

4. Не прикасайтесь к экрану монитора.

5. Не пытайтесь самостоятельно устранить неполадки в работе компьютера – немедленно сообщите о них учителю.

IV. Физкультминутка

1. Для чего можно использовать компьютер?

2. Как поступает информация от человека в компьютер?

3. Какое устройство отвечает за обработку информации?

V. Работа за компьютером.

Внимательно осмотрите свое рабочее место.

Найдите системный блок.

Включите компьютер. На передней панели системного блока находится кнопка с надписью POWER для включения и выключения компьютера. Нажмите ее. Во включенном состоянии должна светиться зеленая лампочка (индикатор).

Убедитесь, что монитор включен. Он так же имеет кнопку включения и индикатор.

Рассмотрите клавиатуру. Нажмите несколько клавиш.

Рассмотрите мышь. Переверните ее, потрогайте шарик (если он есть). Попробуйте вращать шарик, наблюдая за экраном монитора.

Положите ладонь на мышь, чтобы указательный и средний пальцы свободно легли на кнопки мыши.

Найдите на экране монитора указатель мыши – белую стрелку. Подвигайте мышь по коврику и проследите, как перемещается указатель по экрану.

Поднимите мышь, подвигайте ею в воздухе. Убедитесь, что указатель мыши на экране монитора не движется.

VII. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

Вот теперь, друзья, немного

Вы с компьютером знакомы.

Если дальняя дорога

Приведет его в ваш дом,

Вы скажите всем вокруг:

«Вот компьютер – лучший друг!»

Что вы узнали на уроке?

На уроке мы узнали, для чего нужен компьютер, для чего мы учимся на нем работать. Узнали назначение основных устройств компьютера. Как правильно организовать свое рабочее место, чтобы учиться было безопасно и интересно. Научились включать и выключать компьютер.

елена мышкина
Конспект занятия по информационной безопасности «Компьютер и интернет»

Конспект занятия по информационной безопасности

«Компьютер и интернет »

Тема : «Компьютер и интернет »

Цель : Обучение воспитанников основам безопасной работы в интернете , воспитание грамотного и ответственного пользователя сети Интернет .

Задачи :

Повышение уровня знаний воспитанников о компьютере , развитие познавательной активности, активизация словаря (монитор, мышка, клавиатура, системный блок, вирус, антивирус, Сеть, Интернет ) ;

Повышение уровня осведомленности воспитанников об основных опасностях при пользовании сети Интернет ;

Формирование системы действий и способов безопасного использования Интернета .

Ход занятия:

Воспитатель : Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о компьютере . (Стук в дверь) Ой, кто это к нам пришёл? (Появляется персонаж- Информашка ) .

Воспитатель : Ребятки, это же Информашка !

Информашка : Здравствуйте, ребята! Я решил заглянуть к вам в гости и вместе с вами узнать много интересного о компьютере .

А вы все знаете что- такое компьютер ? (Ответы воспитанников)

Из каких частей он состоит? (Ответы воспитанников)

Вы помните сказку теремок? (Ответы воспитанников)

Информашка : А я хочу рассказать вам сказку на новый лад -

«Теремок-Компьютерок » .

Жил на столе Мониторчик.

Ему одному было очень скучно, он хотел с кем-нибудь подружиться. Бежала как-то по столу Мышка. Смотрит стоит красивый Мониторчик, дай-ка думает, загляну.

Я - Мониторчик

На компьютерном столе я живу .

Стоит загрузить программу вмиг откроюсь я.

На меня направив взор

Ты поймёшь я - Монитор!

А Я - Мышка - малышка

Чтоб курсором управлять

Нужно ею управлять

Возьми в руки ты малышку,

Компьютерную мышку !

Они подружились и стали жить вместе.

Мимо проходила Клавиатура увидела красивый Теремок - Компьютерок , постучала.

Ты кто? - спрашивает Мышка - малышка.

Набрать хочешь ты слова

Буквы, цифры знать должна

Прежде, чем нажать подумай

Не шути с клавиатурой.

Я - Клавиатура.

Давайте жить вместе.

Под столом жил большой Системный Блок.

Ему очень захотелось подружиться с Клавиатурой, Мышкой и Мониторчиком.

Системный Блок :

Кто - там на верху живёт?

Это я мышка - малышка!

Это я клавиатура!

Это я мониторчик!

А ты кто?

Системный Блок :

Я самый главный среди вас!

Я ваш мозг системный блок.

Подключайтесь вы ко мне,

Вместе будет веселей.

Они подружились. И стали все вместе работать.

И тут кто – то снова бежит и стучится.

Ты кто спрашивают друзья?

А я маленький червячок и хотел бы жить вместе с вами.

Вдруг из щели между строк

Вылезает червячок.

Безобидный хоть на вид ,

Он в себе беду таит.

Может файлы он стирать,

Может деньги воровать,

Предлагает нам обновки,

Вирус - мастер маскировки!

А друзья отвечают :

Не хотим попасть в беду,

Антивирус заведём!

Всем кто ходит в интернет ,

Пригодится наш совет.

Антивирус прогнал червячка и стали они жить вместе дружно.

Информашка : - Вам понравилась моя сказка?

(Да,понравилась)

Воспитатель : А теперь давайте немножко отдохнём.

Дыхательное упражнение «Пузыри»

Мы пускаем пузыри : (Перед тем как назвать каждый цвет, надувать щёки) .

Синий,красный, голубой. (Быстро выдохнуть.)

Выбирай себе любой!

Воспитатель : Про кого Информашка вам рассказал сказку? (Про компьютер )

Кто в Теремке живёт? (Монитор, клавиатура, мышка, антивирус, системный блок)

Теперь вы знаете из каких частей состоит компьютер . (Ответы воспитанников)

Информашка : А у вас дома есть компьютер ?

(Ответы воспитанников) .

Ребята, как вы думаете, а можно ли за компьютером сидеть долгое время ? (Нет,нельзя) А почему? (Может испортиться зрение)

Воспитатель : - ДА, совершенно верно, если долго сидеть за компьютером , может испортиться зрение. Поэтому для работы с компьютером отводится определённое время и обязательно нужно делать гимнастику для глаз, чтобы глазки отдохнули.

Зрительная гимнастика «У компьютера »

Встали все, встряхнулись

И немного потянулись

Мы с компьютером играли (Сидя, потереть ладонями лицо) .

Ох глаза наши устали. (Слегка прикрыть глаза веками) .

Надо глазкам отдых дать,

Будем быстро мы моргать. (Быстро моргать) .

Раз, два, три,четыре, пять (Наклоны в стороны)

Будем быстро мы моргать

А теперь глаза закроем (Выполнять упражнение в соответствии с указанием)

Широко опять откроем.

Раз - закроем, два - откроем.

Три - закроем, на четыре вновь откроем

Раз, два, три, четыре, пять

Не устанем закрывать

И ладошками глаза

Мы закроем не спеша.

Посидим в темноте (Присели)

Снова мы глаза откроем, (Встали)

На работу их настроим.

Информашка : А для чего еще можно использовать компьютер ? (Интернет )

Кто-нибудь из вас уже бывал в этом интересном и захватывающем мире? Поднимите руки! А вы знаете, что такое интернет ?

Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети.

Я хочу, чтоб интернет

Был вам другом много лет!

Будешь знать семь правил этих-

Смело плавай в интернете !

Воспитатель :

Ребята, чтобы чувствовать себя в интернете уютно и безопасно , нужно знать несколько главных правил. Они научат нас делать так,чтобы в интернете , с нами ничего плохого не случилось.

Информашка :

Правило №1 «Обманщики» .

Иногда тебе в сети

Вдруг встречаются вруны.

Обещают все на свете

Подарить бесплатно детям :

Телефон, щенка, айпод

и поездку на курорт.

Их условия не сложны :

Смс отправить можно

С телефона папы, мамы –

И уже ты на Багамах.

Ты мошенникам не верь,

Информацию проверь .

Если рвутся предложить,

То обманом может быть.

Воспитатель : Обманывать не красиво, правда, ребята? Теперь мы знаем, что надо быть осторожными.

Правило №2 «Вирусы» .

Вдруг из щели между строк

Вылезает червячoк.

Безобидный хоть на вид ,

Он в себе беду таит.

Может файлы он стирать,

Может деньги воровать,

Предлагает нам обновки,

Вирус – мастер маскировки!

Не хочу попасть в беду,

Антивирус заведу!

Всем, кто входит в интернет

Пригодится наш совет.

Воспитатель :

Ребята,когда этот Червячок попадает в компьютер , тот перестаёт слушаться.

Правило №3 «Не называй в Сети своего имени» .

В Интернете , как и в мире,

Есть и добрые, и злые.

Полон разных он людей,

Есть и гений, и злодей.

По портрету не поймёшь

От кого слезу прольёшь.

Чтобы вор к нам не пришел,

И чужой нас не нашел,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И чужим не сообщай.

Воспитатель : Ребята, нельзя говорить незнакомцам, где вы живёте, ваш телефон.

Правило №4 «Оскорбление в Интернете » .

С грубиянами в сети

Разговор не заводи.

Ну и сам не оплошай -

Никого не обижай.

Воспитатель : Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми? (Ответы воспитанников)

Правило №5 «Встреча с незнакомцами» .

Как всем детям интересно

Поиграть с друзьями вместе,

В интернете тоже можно ,

Нужно быть лишь осторожным

И с чужими не играть.

В гости их к себе не звать.

Воспитатель : - Об этом всегда нужно помнить.

Правило№6 «Злые игры» .

В интернете сайты есть –

Невозможно глаз отвесть.

Там и игры, и мультфильмы,

И учёба, и кино.

Только вдруг ты там находишь

Иногда совсем не и то.

Воспитатель : Что нужно делать,чтобы этого не случилось.

Правило №7 «За помощью к взрослым» .

Если что-то непонятно,

Страшно или неприятно –

Быстро к взрослым поспеши,

Расскажи и покажи.

Есть проблемы в интернете ?

Вместе взрослые и дети

Могут все решить всегда

Без особого труда

Воспитатель : Что вы должны делать, если встретились с какой-то трудностью в интернете :

Например, к вам пробрался вирус, и вас кто-то обижает? (Мы должны рассказать всё своим родителям) .

Да правильно, вы должны обратится к вашим родителям. Сегодня вы познакомились с отдельными элементами компьютерной техники : монитор,мышка,клавиатура и системный блок.

Информашка : Я вам хочу на память подарить мультфильм про интернет ! Он вам очень понравится! Спасибо, ребята, вам за внимание!

До свидания!

Персонаж уходит, педагог вместе с воспитанниками просматривает мультфильм «Безопасный интернет детям » .