Почему меняется настроение рассказчика в рассказе голуби. Анализ стихотворения в прозе голуби. Анализ стихотворения в прозе "Голуби"

Сочинение

Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?

Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь…

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении «развлечение», а в смысле «неразбериха».)

Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки…

Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: «…я один… один, как всегда». (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем — спрятавшимися под навесом крыши…

Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба — чувствуют каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них…

При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда…), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом «Голуби».

Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения — светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом «но» (но под навесом крыши).

Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?

Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь...

И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении "развлечение", а в смысле "неразбериха".)

Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки...

Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: "… я один... один, как всегда". (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем - спрятавшимися под навесом крыши...

Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба - чувствуют каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них...

При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом "Голуби".

Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения - светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом "но" (но под навесом крыши).

Анализ стихотворения в прозе "Голуби"

Приступая к анализу текста, прежде всего могу отметить, что это произведение лирическое, то есть в нем отражаются переживания, чувства и мысли автора в связи с жизненными впечатлениями.

Какие же чувства, переживания передает Иван Сергеевич Тургенев в этом стихотворении в прозе? Каким настроением оно проникнуто?

Стихотворение начинается с описания природы перед грозой, а затем и во время грозы. И оба эти описания передают чувство тоски и тревоги.

Природа перед грозой видится автору как что-то тяжелое, давящее: душный воздух, солнце светило тускло, туча лежала грозной громадой, все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей, смутно было на душе, злая туча, тоскливое томленье, туча давила, пухла и темнела, жестокая тишь...

И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха! (слово потеха употреблено в двнном случае не в значении "развлечение", а в смысле "неразбериха".)

Создается впечатление хаоса, сумбура, разрушительной силы, которое выражается и другими, кроме глаголов, средствами выразительности: (ветер мечется) как бешеный; в клочья разорванные (облака), рьяный (ливень); (стреляет) как из пушки...

Тревожное состояние лирического героя объясняется его одиночеством. Об этом автор говорит в конце: "… я один... один, как всегда". (Вспомним, стихотворение написано в 1879 году в Париже, где Тургенев жил много лет и очень тосковал о родине, куда не мог поехать, так как был смертельно болен.) Однако так ли безрадостно самочувствие Тургенева? Так ли безнадежно-тоскливо его настроение?

Чтобы ответить на эти вопросы, определим, какую роль в передаче настроения автора играют два белых голубя, которых он сначала видит как два белых комочка на фоне назревающей бури, а затем - спрятавшимися под навесом крыши...

Совсем с другой интонацией, с другим настроением говорит о них автор, выражает иные чувства:

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба - чувствуют каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них...

При виде этой картины у автора возникает чувство умиротворения, спокойствия и гармонии, и все предшествующие чувства освещаются этим новым ощущением. Автор как бы говорит: пускай я один (один, как всегда...), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимовыручка тепло, сердечность и спокойствие. Важность этого эпизода для самочувствия лирического героя подтверждает заголовок стихотворения; ведь оно озаглавлено словом "Голуби".

Таким образом, несмотря на то, что лирический герой испытывает чувство тоскливого одиночества, определяющее настроение стихотворения - светлая поэтическая грусть о жизни, а не отчаяние. В этом и заключается главная мысль произведения, построенного на основе противопоставления двух разных ощущений лирического героя. Это противопоставление выражено автором в третьем от конца произведения абзаце, который начинается противительным союзом "но" (но под навесом крыши).

Конспект урока литературного чтения в 3 классе по теме "Творчество И.С.Тургенева «Голуби»

Материал из Saratov FIO wiki.

Предмет: литературное чтение

УМК: «Школа 2100»

Класс: 3

Учитель: Стрельникова Жанна Анатольевна

Тема: И.С.Тургенев «Голуби»

Цели и задачи урока:

1. Ввести учащихся в мир Творчества И.С.Тургенева на примере стихотворения в прозе «Голуби»

2. Познакомить со стихотворной прозой.

3. Развивать умения и навыки анализа поэтического текста.

4. Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания.

5. Развивать умение вслушиваться в стихотворение, определять чувства и настроение автора, выявлять творческую индивидуальность поэта.

6. Развитие воображения.

7. Воспитание чувства прекрасного, наблюдательности к окружающему миру, любви к природе, к языку.

Ход урока:

1.Организационный момент. Активизация внимания .

Проверьте свою готовность к уроку, пожелайте друг другу удачи.

2.Введение в тему урока.

Речевая разминка. У вас на парте лежат листочки. Прочитайте.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька.

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал,

И перестал.

Ирина Токмакова

К какому жанру относится произведение? (стихотворение)

Прочитайте, изменяя темп и тон, чтобы передать ритм идущего дождя.

Какой это дождь? (быстрый, непродолжительный, летний)

3. Тема урока и цели.

Молодцы! Вы говорите прозой, но говорите о красивом. Ведь вы же не поэты. Мы начали урок со стихотворения И.Токмаковой о дожде. Но мы не умеем так красиво говорить, образно, понятно выражать свои мысли, но учиться мы этому должны у мастеров художественного слова, поэтах. Главное, что мы чувствуем эту красоту, и мне кажется, что на сегодняшнем уроке у нас это должно получиться.

Природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов – словом. А кто наш гость – Иван Сергеевич Тургенев.

Иван Сергеевич Тургенев – «взрослый» писатель. (фото) Он родился в 1818 году. Отец писателя был гусарским офицером. Мать – из богатой помещичьей семьи. Ранее детство писателя прошло в родительском поместье. Потом семья переехала в Москву, где Иван сначала учился в частной школе, а потом с домашними учителями. В 15 лет он стал студентом словесного отделения Московского университета, через год перешёл в университет в Петербург, а обучение закончил за границей. Тургенев – прекрасный мастер литературного пейзажа, страстно любящий русскую природу.

А нам надо подумать почему же авторы учебника включили его произведение в свою книгу.

5. Работа с текстом до чтения.

Как называется произведение?

Посмотрите на текст. Какое по жанру мы будем читать произведение? Какое оно по объёму? (проза, небольшое)

Прочитайте пояснение в скобках после названия. Что вас удивило?

Возможно ли, чтобы проза являлась одновременно и стихотворением. (проблемный вопрос)

Такое по жанру произведение мы встречаем впервые. «Голуби» - стихотворение в прозе. Попробуем понять, что это значит.

Что же в прозе есть от стихотворений? (в стихах непременно есть: рифма, ритм, интонация, настроение)

4. Работа с текстом во время чтения по смысловым частям. Работа над лексикой.

а) дети читают текст про себя

О чём текст?

Какое время лета описывает автор?

Какие картины представляли во время чтения?

Есть ли сходство со стихотворением? В чём оно по-вашему? (нет рифмы, но есть ритм, смена настроения, изменчивость интонации)

б) чтение по абзацам

1-й и 2-й абзац

Какой вид открылся?

С чем он сравнивает ржаное поле?

Какие краски мы видим?

При чтении надо передать просторы, ширь полей (чтение плавное, распевное)

Казалось бы, спокойное море должно радовать, тревога закрадывается? Почему?

Какой здесь темп чтения? (медленный, певучий)

3-й абзац

Что указывало на явное приближение грозы?

- «Грузная громада» - это какая? (небо прогнулось под тяжестью, огромная, неподъёмная туча)

Какой была туча? (она не двигалась, лежала, что-то ждала)

4-й абзац

Многоточие. О чём оно говорит? (затишье, пауза)

Как вы понимаете «всё изнывало под зловещим блеском солнечных лучей»?

Страх перед стихией очень велик. Все попрятались.

А кто пытался противостоять грозе? (лист лопуха, он одинокий, но смелый)

5-й абзац

Что такое межа? (Межа – граница между участками земли, она не вспахана)

Что особенно пахнет перед грозой?

К кому рассказчик обращается с просьбой? С кем сравнивает автор грозу? («золотая змейка»)

С какими интонациями обращается автор? (просьба, нетерпение, мольба)

6-й – 8-й абзацы

Какая картина предстала?

Что испытывает рассказчик при виде голубя?

Что происходит с птицей? Разве можно потонуть за лесом? Что это значит? (быстро исчез)

9-й – 10-й абзацы

Исчезла ли надежда на спасение?

За кем неслась гроза?

11-й абзац

Прочитайте какие глаголы он использует.

Облака из тёмно-синих превратились в рыжие. Почему? (свет молний их окрасил)

Какими запахами наполнен воздух во время грозы?

Темп чтения убыстряется.

12-й – 14-й абзацы

Где увидел рассказчик голубей?

Какими чувствами он охвачен, глядя на них? (нежность, умиление)

Голубиная дружба подобна лебединой.

Отчего голуби нахохлились?

Как важно чувствовать «крыло друга»?

Почему меняется настроение автора: вначале «тоскливое томление», а в конце «и мне хорошо…»?

5. Работа после чтения.

Вот мы и подошли к тому моменту, когда следует определить жанр. Можно ли сказать, что это лирическое произведение? (много чувств, смена настроения). К Паустовский говорил, что у настоящей прозы всегда свой ритм. Л.Н.Толстой говорил : «Где граница между прозой и поэзией, я никогда не пойму».

Вот и получается, что проза Тургенева ещё является и поэзией – стихотворением в прозе.

Как вы думаете, у Тургенева одно ли такое стихотворение в прозе?

В литературе цикл – ряд художественных произведений, которые объединены общей темой или общими действующими лицами. У Тургенева несколько таких стихотворений.

6. Подготовка к выразительному чтению.
- Мы говорили, что поэзия – это музыка слов. Действительно, благодаря приёму звукозапись мы полнее увидели, поняли настроение автор. - Удивительное произведение! А вам оно понравилось? Так давайте же попробуем, и мы при чтении передать настроение автора. Обратите внимание на темп, громкость, настроение.

Каждый из вас, конечно, будет выражать эти чувства по-своему, но разница между грустью, сочувствием, мечтательностью и суровостью должна быть выражена обязательно.

7. Обобщение. Итог.

Какое новое имя вы открыли для себя на уроке?

Что вы можете о нём можете сказать?

Какие открытия для себя сделали?

8. Домашнее задание.