Женитьба петра 1 на лопухиной. Жены императора Петра I. Реформа центрального управления

Сегодня многие аналитики все чаще рассматривают альтернативные версии исторических фактов. События, о которых пойдет речь, могли круто изменить российскую историю и, возможно, не в худшую сторону. Венчание царевича...

Сегодня многие аналитики все чаще рассматривают альтернативные версии исторических фактов. События, о которых пойдет речь, могли круто изменить российскую историю и, возможно, не в худшую сторону.

Венчание царевича Петра и Евдокии, дочери стольника государева состоялось зимой 1689 года. Невесте исполнилось 20 лет, а жених был младше ее на три года. Так сложилось, что Евдокия стала последней русской царицей не иноземного происхождения. Ни Петр, ни его молодая невеста не принимали решения о браке: инициатива принадлежала матери царевича – Наталье Кирилловне (в девичестве – Нарышкина). Царица, устраивая брак любимого сына, решала несколько задач: хотела ослабить силы противников, желающих, чтобы на престоле оставалась царевна Софья, исполняющая обязанности регента при несовершеннолетних братьях – Иване и Петре; усилить позиции Петра, получив в сторонники большую и многочисленную семью невесты – Лопухиных. Наталья Кирилловна спешила, потому, что второй наследник престола, Иван Алексеевич, и его жена Прасковья Салтыкова уже ждали ребенка, а значит Иван, воспринимался обществом как совершеннолетний и готовый к управлению государством наследник.

Петр, не любил свою супругу и женился только по настоянию матери. Свадьба не отличалась пышностью: все было очень скромно и тихо. Через год у Петра и Евдокии родился сын, названный в честь деда Алексеем. Мало кто знает, что через 1,5 года Евдокия родила второго сына – Александра, но он прожил только семь месяцев, а в 1692 году родился сын Павел, который умер в возрасте одного года.

Петр редко бывал с семьей: все время он проводил в забавах на Переяславском озере. Евдокия очень старалась быть хорошей и любящей женой. Во время многочисленных отлучек мужа, она отправляла ему послания, в которых называла супруга «лапушка» и просила, как можно быстрее вернуться домой. Но Петр давно охладел к жене и исключил ее из своей жизни. Другом и советчиком Петра стал немец Лефорт. Именно он познакомил будущего русского императора со своей любовницей Анной Монс, которая на долгие годы стала близким человеком для Петра. Анна вполне соответствовала желаниям молодого царя: веселая, воспитанная, любвеобильная – она смогла поддержать интерес к себе государя российского. Так получалось, что большую часть времени Петр I проводил в обществе Аннушки, а не рядом с супругой и сыном. Не исключено, что именно под влиянием Лефорта и Анны Монс, царь Петр ненавидел и смеялся над женой, считая ее глупой и необразованной женщиной.

Наталья Кирилловна, как могла, поддерживала хрупкие отношения между сыном и невесткой. Но после ее смерти Петр принял решение расстаться с женой. Он приказал боярам убедить Евдокию постричься в монахини, но она отказалась. Разгневанный царь распорядился насильно отвезти Евдокию в Покровский монастырь, находящийся в городе Суздаль. В простой карете молодую женщину увезли в монастырь. Евдокия тяжело переживала разлуку с единственным сыном, она отказывалась принять постриг, не желая доживать свой век в тесной монашеской келье вдали от ребенка. И хотя, со временем, она согласилась, даже будучи монашкой, она жила надеждой изменить свою судьбу к лучшему. В монастыре ее любили и относились как к государыне. Петр I не давал никаких денег на ее содержание, но Евдокия была все равно обеспечена всем необходимым: у нее была челядь, которая сопровождала ее на богомолье, за ней сохранились, положенные государыне, придворные ритуалы.

Все годы, проведенные в монастыре, Евдокия думала о сыне. Только единственный раз матери и сыну удалось встретиться в 1708 году, но эта встреча вызвала гнев царя, впоследствии он запретил сыну общаться с матерью. Особенно его злило то, что Евдокию все считали государыней, несмотря на удаление ее от царствующего супруга и заключение в монастырь.

В 1710 году в город, где жила сосланная царица, приехал молодой офицер Степан Глебов. Он владел богатыми помещичьими угодьями и имел влиятельных покровителей в столице. Он осуществлял набор рекрутов в армию. Узнав от своего духовника, что царица Евдокия живет в холодной келье монастыря, он послал ей дорогие меха. Вскоре состоялась и их встреча. Евдокия и Степан полюбили друг друга. Но счастье их продлилось недолго: вскоре офицеру надоели их тайные встречи, он прервал с ней все отношения. К тому же он вполне обоснованно остерегался гнева государя.

В 1720 году в монастырь приехал поручик Скорняков, которому было поручено расследовать дело заговора против государя. Версия о заговоре основывалась на том, что большинство народа считали Евдокию только на время отстраненной от власти и продолжали к ней относиться как к истинной государыне. Арестовано и отправлено в Москву было около 45 человек. Евдокия была напугана и призналась в любви к Глебову. Это признание стоило молодому офицеру жизни: его жестоко пытали, стараясь добиться признания в заговоре, и казнили на глазах возлюбленной – это была месть Петра человеку, посягнувшему на «его собственность». Имя Степана Глебова было вскоре забыто, Евдокию увезли в Успенский монастырь, на Ладоге. Но Петр не оставил своих попыток доказать, что царица была зачинщиком заговора. Есть сведения, что Евдокия пыталась спасти сына Алексея, воспользовавшись связями своей родни. Помогал ли ей в этом Глебов, доподлинно не известно. Но поскольку, Алексей погиб, значит Евдокии не удалось помочь сыну.

После смерти Петра I, Евдокия не получила свободу. Ее перевели в Шлиссербургскую крепость и поместили в подземную тюрьму. Царица заболела, за ней ухаживала только одна старая немощная старуха. В жутких условиях Евдокия провела долгих два года.

Только при вступлении на престол ее внука Петра II, узницу посетил сам император с сестрой Натальей и теткой Елизаветой - дочерью Петра I. Юный император потребовал от Верховного Совета не только освободить бабушку из заточения, но и назначить ей достаточное содержание за счет государственной казны.

С тех пор, царицу Евдокию иногда видели при дворе. Она находилась рядом с внуком при его обручении с Екатериной Долгорукой, а также на коронации племянницы Петра I - Анны Иоанновны. Рассказывают, что после завершения церемонии к старой царице подошла новая императрица и обняла ее, высказав свое расположение к Евдокии.

Надо отметить, что после смерти внука Петра II, были предложения возвести на российский престол царицу Евдокию, но семидесятилетняя женщина решила, что у нее нет сил возглавить государство.

Умерла Евдокия Лопухина летом 1731 года и похоронена на территории Новодевичьего монастыря в Москве.

Легенды говорят о том, что царица Евдокия, когда ее увозили в монастырь по приказу мужа, прокляла Петербург. Возможно, пророчество сбылось во время блокады города фашистами, или проклятие сработало тогда, когда Петербург потерял статус столицы государства. Но это, пожалуй, сегодня и не важно – каждый проживает свою жизнь, какая ему уготована судьбой – и город тоже.

Загадка истории в том, что неизвестно, как бы сложилась судьба российского государства, если бы царице Евдокии удалось сохранить жизнь сына. Возможно, это привело бы к совсем иной исторической сети событий!

План
Введение
1 Биография
1.1 Постриг
1.2 Дело царевича Алексея
1.3 После воцарения Петра II

2 Петербургу быть пусту
3 Дети
4 В церковной деятельности

6 Библиография
Список литературы

Введение

Евдокия Фёдоровна Лопухина
Прасковья ИлларионовнаПарсуна с изображением Евдокии ФёдоровныЦарица Российская27 января 1689 - 1698Предшественник: Прасковья СалтыковаПреемник: Екатерина I Рождение:30 июля 1669(1669-07-30)
село Серебрено Мещовского уездаСмерть:27 августа 1731(1731-08-27) (62 года)
МоскваДинастия: РомановыОтец: Илларион (Федор) Авраамович (Абрамович) ЛопухинМать: Устинья Богдановна Ртищева (Лопухина)Супруг: Пётр IДети: Алексей Петрович (1690-1718)

Евдокия Фёдоровна Лопухина на Викискладе

Евдокия Фёдоровна Лопухина на Родоводе

Царица Евдоки́я Фёдоровна урожденная Лопухина (при рождении Прасковья Илларионовна , в иночестве Елена; 30 июня (9 июля) 1669 год - 28 августа (7 сентября) 1731 год) - царица, первая супруга Петра I (с 27 января 1689 до 1698), мать царевича Алексея, последняя русская царица и последняя царствующая равнородная неиноземная супруга русского монарха.

1. Биография

Дочь боярина Фёдора Авраамовича Лопухина, стрелецкого головы, позже окольничьего и стольника царя Алексея Михайловича. Родилась в родовой вотчине селе Серебрено Мещовского уезда. Город Мещовск был родиной царицы Евдокии Стрешневой, жены Михаила Федоровича - деда Петра I. При бракосочетании имя «Прасковья» было сменено на более благозвучное и приличиствующее для царицы «Евдокия», возможно, в честь своей соотечественницы, а также, может быть, чтобы не совпадать с именем жены соправителя Петра I - Прасковьи Салтыковой, супруги Ивана V. Отчество было изменено на «Федоровна» (традиционно, в честь святыни Романовых - Феодоровской иконы).

Рисунок, расположенный в начале «Книги любви знак в честен брак», преподнесенной в 1689 г. в качестве свадебного подарка Петру Первому.

Была выбрана в качестве невесты царицей Натальей Кирилловной без согласования этого вопроса с 16-летним женихом. К той мысли, что сыну пора жениться, мать натолкнула новость о том, что Прасковья Салтыкова ждет ребенка (через 2 месяца после венчания Петра с Лопухиной была рождена царевна Мария Ивановна). Наталью Кирилловну в этом браке прельщало то, что хотя род Лопухиных, входивший в число союзников Нарышкиных, был захудалым, но многочисленным, и она надеялась, что они будут стоять на страже интересов её сына, будучи популярными в стрелецких войсках. Хотя шли разговоры о женитьбе Петра на родственнице Голицына, Нарышкины и Тихон Стрешнев воспрепятствовали этому.

Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 в церкви Преображенского дворца под Москвой. Событие было знаковым для тех, кто ждал, когда Петр сменит правительницу Софью, «так как по русским понятиям, женатый человек считался совершеннолетним, и Петр в глазах своего народа получил полное нравственное право избавить себя от опеки сестры».

Евдокия была воспитана по старинным обычаям Домостроя, и не разделяла интересы прозападного мужа. На её сестре Ксении с 1691 г. был женат Борис Иванович Куракин. Он оставил описание Евдокии в «Гистории о царе Петре Алексеевиче»: «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего все счастие свое потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь между ими, царем Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год. Но потом пресеклась; к тому же царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем её в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца такого, что от сего супружества последовали в государстве Российском великие дела, которы были уже явны на весь свет…» Род же Лопухиных, вскоре после свадьбы оказавшийся «на виду» придворной жизни, он характеризует так: «… люди злые, скупые ябедники, умов самых низких и не знающие нимало в обхождении дворовом… И того к часу все их возненавидели и стали рассуждать, что ежели придут в милость, то всех погубят и государством завладеют. И, коротко сказать, от всех были возненавидимы и все им зла искали или опасность от них имели».

От этого брака в течение трех первых лет родились трое сыновей: младшие, Александр и Павел, умерли во младенчестве, а старшему, царевичу Алексею, родившемуся в 1690 году, была суждена более роковая судьба - он погибнет по приказу своего отца в 1718 году.

Пётр быстро охладел к жене и с 1692 года сблизился в Немецкой слободе с Анной Монс. Но пока была жива его мать, царь не демонстрировал открыто антипатии к жене. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Петр уехал в Архангельск, он перестал поддерживать с ней переписку. Хотя Евдокию еще называли царицей, и она жила с сыном во дворце в Кремле, но ее родственники Лопухины, занимавшие видные государственные посты, попали в опалу. Молодая царица стала поддерживать общение с лицами, недовольными политикой Петра.

1.1. Постриг

В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина были сосланы отец царицы и его 2 брата - бояре Сергей и Василий, воеводами подальше от Москвы. В 1697 году Пётр, находясь в Великом посольстве, из Лондона письменно поручил своему дяде Льву Нарышкину и боярину Тихону Стрешневу, а также духовнику царицы уговорить Евдокию постричься в монахини (по обычаю, принятому на Руси вместо развода). Евдокия не согласилась, ссылаясь на малолетство сына и его нужду в ней. Но по возвращении из-за границы 25 августа 1698 года царь поехал сразу к Анне Монс.

Побывав в первый день у любовницы и навестив еще несколько домов, царь лишь через неделю увиделся с законной женой, причем не дома, а в палатах Андрея Виниуса, главы Почтового ведомства. Повторенные уговоры не увенчались успехом - Евдокия отказалась постригаться, и в тот же день попросила о заступничестве патриарха Адриана, который заступился за нее, но безуспешно, лишь вызвав ярость Петра. Через 3 недели ее повезли под конвоем в монастырь. (Существуют указания, что он вообще хотел её сначала казнить, но был переубежден Лефортом).

Евдокия Лопухина в монашеском облачении

23 сентября 1698 года ее отправили в Суздальско-Покровский монастырь (традиционное место ссылки цариц), где она была пострижена под именем Елены. Архимандрит обители не согласился постричь ее, за что был взят под стражу. В Манифесте, позже изданном в связи с «делом царевича Алексея», Петр I сформулировал обвинения против бывшей царицы «…за некоторые ее противности и подозрения». Стоит отметить, что в том же 1698 году Петр постриг двух своих сводных сестер Марфу и Феодосию за сочувствие к свергнутой царевне Софье.

Через полгода фактически оставила монашескую жизнь, став жить в монастыре как мирянка, и в 1709-10 вступила в связь с майором Степаном Глебовым, приехавшим в Суздаль для проведения рекрутского набора, которого ввел к ней ее же духовник Федор Пустынный.

Из признательного письма Евдокии к Петру: «Всемилостивейший государь! В прошлых годах, а в котором не упомню, по обещанию своему пострижена я была в суздальском Покровском монастыре в старицы и наречено мне было имя Елена. И по пострижению в иноческом платье ходила с полгода; и не восхотя быть инокою, оставя монашество и скинув платье, жила в том монастыре скрытно, под видом иночества, мирянкою…»

По некоторым указаниям, Глебовы были соседями Лопухиных, и Евдокия могла знать его с детства.

Из письма Евдокии к Глебову: «Свет мой, батюшка мой, душа моя, радость моя! Знать уж злопроклятый час приходит, что мне с тобою расставаться! Лучше бы мне душа моя с телом разсталась! Ох, свет мой! Как мне на свете быть без тебя, как живой быть? Уже мое проклятое сердце да много послышало нечто тошно, давно мне все плакало. Ах мне с тобою, знать, будет роставаться. Уж мне нет тебя милее, ей-Богу! Ох, любезный друг мой! За что ты мне таков мил? Уже мне ни жизнь моя на свете! За что ты на меня, душа моя, был гневен? Что ты ко мне не писал? Носи, сердце мое, мой перстень, меня любя; а я такой же себе сделала; то-то у тебя я его брала»..."

1.2. Дело царевича Алексея

Суздальский Покровский монастырь

Сохранялось сочувствие к сосланной царице. Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой государыней». Предрекали также, что Пётр примирится с женой и оставит недавно основанный Петербург и свои реформы. Всё это открылось из т. н. Кикинского розыска по делу царевича Алексея в 1718 году, во время суда над которым Пётр узнал про её жизнь и отношения с противниками реформ. Было открыто её участие в заговоре. В Суздаль для розыска был прислан капитан-поручик Скорняков-Писарев, который арестовал ее вместе со сторонниками.

3 февраля 1718 года Петр дает ему повеление: «Указ бомбардирской роты капитан-поручику Писареву. Ехать тебе в Суздаль и там в кельях бывшей жены моей и ея фаворитов осмотреть письма, и ежели найдутся подозрительныя, по тем письмам, у кого их вынул, взять за арест и привести с собою купно с письмами, оставя караул у ворот».

Скорняков-Писарев застал бывшую царицу в мирском платье, а в церкви монастыря обнаружил записку, где ее поминали не инокиней, а «Благочестивешей великой государыне нашей, царицей и Великой княгиней Евдокией Федоровной», и желали ей и царевичу Алексею «благоденственное пребывание и мирное житие, здравие же и спасение и во все благое поспешение ныне и впредь будущие многие и несчетные лета, во благополучном пребывания многая лета здравствовать». .

Царевич Алексей, единственный выживший сын Евдокии

На допросе Глебов показал «И сошелся я с нею в любовь через старицу Каптелину и жил с нею блудно». Старицы Мартемьяна и Каптелина показали, что своего любовника «инокиня Елена пускала к себе днем и ночью, и Степан Глебов с нею обнимался и целовался, а нас или отсылали телогреи кроить к себе в кельи, или выхаживали вон». Проводивший обыск гвардии капитан Лев Измайлов нашел у Глебова 9 писем царицы. В них она просила уйти с военной службы, и добиться места воеводы в Суздале, рекомендовала, как добиться успеха в различных делах, но главным образом, они были посвящены их любовной страсти. Сама Евдокия показала: «Я с ним блудно жила в то время, как он был у рекрутского набора, в том и виновата». В письме к Петру она призналась во всем и просила прощения, чтобы ей «безгодною смертью не умереть».

14 февраля Писарев арестовал всех и повез в Москву. 20 февраля 1718 года в Преображенском застенке состоялась очная ставка Глебова и Лопухиной, которые не запирались в своей связи. Глебову ставили в вину письма «цифирью», в которых он изливал «безчестныя укоризны, касающияся знамой высокой персоны Его царского величества, и к возмущению против Его величества народа». Австрияк Плейер писал на родину: «майор Степан Глебов, пытанный в Москве страшно кнутом, раскаленным железом, горящими угольями, трое суток привязанный к столбу на доске с деревянными гвоздями, ни в чем не сознался». Тогда Глебов был посажен на кол и прежде чем умереть, мучался 14 часов. По некоторым указаниям, Евдокию заставили присутствовать при казни и не давали закрывать глаза и отворачиваться.

После жестокого розыска были казнены и другие сторонники Евдокии, прочие были биты кнутом и сосланы. В сочувствии к Евдокии были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 года. Собор священнослужителей приговорил и ее саму к избиению кнутом, и в их присутствии она была выпорота. 26 июня того же года умер по приговору отца ее единственный сын, царевич Алексей. В декабре 1718 года был казнен ее брат Лопухин, Абрам Федорович.

В итоге в 1718 она была переведена из Суздаля в Ладожский Успенский монастырь, где она 7 лет жила под строгим надзором до кончины бывшего мужа. В 1725 её отправили в Шлиссельбург, где Екатерина I держала её в строго секретном заключении как государственную преступницу под именованием «известной особы» (Евдокия представляла бо́льшую угрозу для новой императрицы, чьи права были сомнительны, чем для своего мужа, настоящего Романова).

1.3. После воцарения Петра II

Петр II и великая княжна Наталья Алексеевна - внуки Евдокии

С воцарением своего внука Петра II (спустя несколько месяцев), она была с почетом перевезена в Москву и жила сначала в Вознесенском монастыре в Кремле, затем в Новодевичьем монастыре - в Лопухинских палатах. Верховный тайный Совет издал Указ о восстановлении чести и достоинства царицы с изъятием всех порочащих её документов и отменил свое решение 1722 г. о назначении Императором наследника по собственному умыслу без учета прав на престол (хотя Александр Меншиков усиленно этому сопротивлялся). Ей было дано большое содержание и особый двор. На ее содержание было определено 4500 руб. в год, по приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно. Никакой роли при дворе Петра II Лопухина не играла.

После смерти Петра II в 1730 году возник вопрос, кто станет его наследником, и Евдокия упоминалась в числе кандидатур. Существуют свидетельства, что Евдокия Фёдоровна отказалась от престола, предложенного ей членами Верховного тайного совета.

Умерла в 1731 при правлении императрицы Анны Иоанновны, которая относилась к ней с уважением и пришла на ее похороны. Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного». Похоронена в соборной церкви Новодевичьего монастыря у южной стены собора Смоленской иконы Божьей Матери рядом с гробницами царевен Софьи и ее сестры Екатерины Алексеевны.

2. Петербургу быть пусту

1. Алексей Петрович (1690-1718)

2. Александр Петрович (царевич) (1691-1692).

3. Павел Петрович (царевич) (1693)

4. В церковной деятельности

· Деревня Дунилово Владимирской области названа в честь Евдокии и принадлежала Лопухиным. В Покровском соборе деревни находится чудотворная икона - вклад Евдокии и Петра.

· В 1691-94 годах по её повелению к трапезной Андрониковского монастыря пристроили 3-й ярус, в котором устроили церковь Михаила Архангела с приделом св. Петра и Павла. Нижний ярус она отвела под фамильную усыпальницу, установив там иконы Знамения Божьей Матери.

· В 1748 г. в сельце Тинькове близ Калуги был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы, впоследствии названный Калужским. «На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».

6. Библиография

· М. Семевский «Евдокия Федоровна Лопухина» («Русский Вестник», 1859, № 9)

· Есипов «Освобождение царицы Евдокии Федоровны» («Русский Вестник», т. XXVIII)

Список литературы:

1. Породнился Мещовск с Петербургом

2. Т.е. не в морганатическом браке.

3. Н.И. Костомаров. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

4. Балязин В. Н Неофиц.истор. России. Начало Петровской эпохи

5. В. Н. Балязин. Петр Великий и его наследники

6. Колпакиди А. И. Серяков М. Л. Щит и меч. Руководители органов государственнойбезопасности Московской Руси, Российской империи, Советского союза и Российской федерации

7. Из книги Б. П. Краевского «Лопухины в истории Отечества» Москва, изд. «Центрполиграф», 2001 г.

Удобная навигация по статье:

Император Петр I и его жены

Современники русского императора Пера Алексеевича Первого утверждали, что правитель был очень страстной личностью. Поэтому и списку возлюбленных дам царя мог позавидовать Казанова. Однако, среди них всех были и такие, которые оставили особый след в биографии этого человека-легенды.

Первая жена Петра I

Евдокия Лопухина

Евдокия Лопухина – первая жена Петра I

Исследователи жизни Петра Великого предполагают, что первой настоящей любовью монарха была жена первая жена Петра Евдокия Лопухина, на которой будущий российский император женился по велению матери в семнадцатилетнем возрасте в 1689 году.

Воспитанная по традициям Домостроя, девушка не поддерживала и даже осуждала прозападный образ мышления мужа, что, скорее всего, и стало причиной того, что супруги быстро охладели друг к другу. При этом, за время пока они состояли в браке Евдокия смогла родить Петру трёх сыновей.

Плохо образованная и очень упрямая Лопухина начала раздражать будущего владыку Российской империи и тот скоро нашёл для себя другую даму сердца – Анну Монс. Однако, до самой кончины матери Пётр старался скрыть эту связь, а после её смерти заставил жену постричься в монахини и оставил её в Суздальско-Покровском монастыре. При этом, сама Евдокия или же, как она стала зваться инокиня Елена, закрутила роман в монастыре с офицером Глебовым, пока об этом каким-то образом не узнал Пётр Первый.

После этого, согласно царскому приказу, Глебов, некоторые служители монастыря и сын Алексей были казнены. Саму же супругу монарх сослал на этот раз в более строгое место, которым оказался Успенский монастырь, откуда она не выходила долгих семь лет. Покинуть стены монастыря первая жена Петра смогла лишь перед смертью в период правления собственного внука Петра Второго.

Видео-лекция: первая жена Петра I Евдокия Лопухина

Вторая жена Петра I

По словам современников Петра, эта женщина являлась прямой противоположностью Евдокии. Она обладала не только яркой внешностью, живым складом ума и энергичным нравом, но и полностью разделяла любовь царя к европейской культуре и образу жизни. Благодаря этим качествам красавица смогла покорить сердце правителя России, даже несмотря на свою весьма сомнительную репутацию в прошлом.

Имевшая в народе славу куртизантки, прекрасная Монс до встречи с царём была любовницей его соратника и друга Лефорта, который, собственно, их и познакомил.

Пётр великий одаривал дочь винодела различными дорогими подарками и на протяжении десяти лет жил со «своей ненаглядной Аннушкой», которую его супруга именовала «Монсихой», а народ – «Царицей Кукуйской» (по названию Немецкой слободы).

Чувства Петра к заботливой немке были настолько сильными, что в 1703 году царь намеревался сделать её своей новой официальной супругой. Так бы и было, если бы он совершенно случайно не узнал, что Монс уже несколько лет изменяет ему с именитым саксонцем, которому даже как то умудрилась родить ребёнка (дочь).

Разгневанный дурными вестями правитель России отдал приказ держать Анну под домашним арестом целых два года. И, скорее всего, её судьба могла окончится тогда же, если бы Пётр в этот период не питал чувства к новой возлюбленной – Екатерине Первой.

Видео-лекция: Анна Монс

Третья жена Петра I

Екатерина Первая

Новая любовь царя Екатерина Трубачёва встретилась ему, имея в прошлом большой опыт легкомысленной жизни. Говорят, что эта женщина меняла любовников чаще, чем снимала перчатки!

Марта Скавронская (так девушку звали на самом деле) была уроженкой Балтии и прежде чем занять место императрицы России успела поработать прачкой, а также побывать замужем за шведом Рабе, побывать в русском плену и побывать в спальнях Меньшикова и Шереметьева.

Именно Меньшиков рекомендовал её Петру Великому, который проникся к девушке чувствами, почувствовав в ней тепло и ласку. Кроме того, одной Екатерине было под силу усмирить частые приступы гнева императора, которые вызывали мигрени.

Также, женщина разделяла с Петром Алексеевичем все тяготы и лишения армейских походов, а также подарила ему восьмерых детей. Но, только двум из них удалось дожить до восемнадцати лет (Анна и Елизавета).

Екатерина была коронована осенью 1723 года, а спустя год Петру донесли о её весьма продолжительной любовной связи с Монсом, который приходился родным братом бывшему любовному увлечению Петра, Анне Монс.

Чтобы не очернить своё имя взбешённый император Российской империи обрушил свою ярость на Монса, обвинив его в казнокрадстве и смертной казни. При этом, согласно царскому приказу его супруга, которая всячески отрицала факта измены, должна была смотреть за процессом казни. Говорили, что при виде этой жестокой сцены на её лице не дрогнул ни единый мускул.

Кроме того, она проявила свой характер и самоконтроль и вечером, когда вернувшись в собственные покои, она увидела на стуле заспиртованную голову любовника.

После этого у царя ещё были женщины, а жену Екатерину он смог простить только перед смертью.

Молодые отпрыски королевских кровей частенько страдали из-за решений своих родителей. Чаще всего это были девушки, которых выдавали замуж за знатных стариков, но и юношам частенько приходилось жениться на нелюбимых заморских принцессах.

Когда Петру I было всего 16 лет, его мать царица Наталья Кирилловна решила женить сына на дочери боярина Иллариона Авраамовича Лопухина, род которого давно поддерживал царскую семью и был в почете у вояк.

27 января 1689 года царица женила Петра на Евдокии Федоровне , которая до замужества была Прасковьей. Имя пришлось сменить, поскольку жена старшего брата Натальи Кирилловны носила то же имя.

Да и торопилась со свадьбой мать царевича, поскольку сноха была беременна. Если бы она родила сына, на престол взошел бы он, а не Петр I.

Евдокия была старше супруга на 3 года. Она запомнилась девушкой скромной и тихой, воспитывалась в духе старых русских бояр. Не сказать, что барышня шибко нравилась Петру, но матери он перечить не смел, к тому же молодой царевич уже был подкован в искусстве управления государством и понимал выгоду такого союза.

Первый год совместной жизни Петра и Евдокии прошел спокойно. Царевна даже родила наследника, Алексея Петровича. Двоих детей супруги позже потеряли еще младенцами. Вскоре семейная жизнь наскучила деятельному государю, и он покинул жену , занимаясь строительством флота и походами.

Князь Борис Иванович Куракин оставил воспоминания о царице в ее первые годы жизни с Петром: «Была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие свое потеряла. Царица Наталья Кирилловна невестку свою возненавидела и желала больше видеть с мужем ее в несогласии, нежели в любви. И так дошло до конца… »

После утраты матери в 1694 году у Петра с женой вовсе разладилось. Перед заграничным походом царь даже ссылает отца и братьев Евдокии в Тотьму. Во время путешествия по Европе государь пишет сестре и товарищам, не черкнув и строки супруге.

Возвращается в Москву царь в 1698 году, однако не домой, а в Немецкую слободу , к своей фаворитке Анне Монс . Петр отправляет бояр к жене, с требованием постричься в монахини. Затем приезжает и сам, но Евдокия упорствует.

Петр окончательно решил избавиться от жены, поэтому его сестра Наталья Алексеевна насильно забирает у Евдокии сына. Вскоре за царицей приходит стража, которая отправляет ее в монастырь.

Еще полгода упорства со стороны Евдокии, и ее стригут в монахини. Петр и вовсе забыл о первой жене, чем она воспользовалась: стала писать своей семье и перестала следовать монастырским правилам. Вскоре Елена (такое имя дали царице церковники) получает роскошные одеяния, принимает у себя гостей и даже устраивает пиры.

Наставник монастыря уверяет Евдокию, что вскоре она вернет себе престол, та охотно верит предсказаниям. Год за годом женщина томилась в монастыре, ожидая знака свыше. В 1710 году к ней приезжает некий майор Степан Глебов и признается в любви. Некоторое время бедный вояка ухаживает за Евдокией, позже она отвечает ему взаимностью.

Забавы постриженной в монахини царицы стали неожиданностью для Петра I. О жизни бывшей жены царь узнал из писем сына, Алексея Петровича.

Разгневанный государь посылает в монастырь за бывшей женой и ее любовником Глебовым. В застенках царских тюрем майор признается в содеянном , Евдокия сдает всех своих подельников в монастыре. Монахам тоже всыпали по пятое число.

Следующие семь лет, до кончины Петра I в 1725 году, Евдокия живет в крайней бедности в Ладожском Успенском монастыре. Взошедшая на престол Екатерина I и вовсе ссылает ее в Шлиссельбургскую крепость . Новая императрица ужасно боялась посягательств на престол, который заняла в результате дворцового переворота.

Выдохнула Евдокия Федоровна лишь в 1727 году, когда императором стал ее внук Петр II . Молодой правитель высвободил бабушку, обеспечив ей содержание и прислугу.

В 1730 году царь отправляется на тот свет, в империи снова остро встает вопрос престолонаследования. Дворяне из Верховного тайного совета предлагают Евдокии занять престол, однако она отказывается в пользу племянницы , Анны Иоановны. Она, кстати, тот самый ребенок, боясь рождения которого, Наталья Кирилловна женила сына Петра.

Лопухина Евдокия Федоровна

Первая жена Петра I- Лопухина Евдокия Федоровна

Лопухина Евдокия Федоровна родилась 30 июня 1670 г. Авдотья Илларионовна Лопухина, дочь стрелецкого головы Иллариона (Федора) Авраамовича Лопухина (позже - стольник и окольничий царя Алексея Михайловича). Имя и отчество царской невесте поменяли перед свадьбой, что должно было отвести от нее порчу (имя отцу дали по Федоровскому образу Божией Матери - святыни дома Романовых). Лопухины были близки к Нарышкиным, и царица Наталья Кирилловна сама выбрала Лопухину в невесты сыну, стремясь опереться на влиятельный род, популярный в стрелецких войсках. Лопухина, воспитанная в строгих традициях православия и Домостроя, была умна и хороша собой. Петр женился в 17 лет по старому обычаю на молодой красивой Евдокии Лопухиной. Венчание Петра I и Лопухиной состоялось 27 января 1689 г. в церкви Преображенского дворца под Москвой. Это был последний в истории России брак государя с соотечественницей.
В феврале 1690 г. у них родился царевич Алексей, а через год - Александр, который, правда, скончался в возрасте 1 года.
Первые годы супружества были относительно спокойными. Теремная воспитанница не имела никакого нравственного влияния на молодого царя – богатыря, который стремился в совершенно другой мир. Евдокия не могла следовать за ним. Петр постоянно покидал ее для любимых потех. Появилось охлаждение. Ее жалобы на то, что он оставляет ее, его раздражали. Петр стремился не видеть жены, чтобы не слышать ее жалоб. Неприязнь к жене перешла на ее родственников Лопухиных. И эта неприязнь была взаимной. Страшная ненависть у Лопухиных была к Лефорту, любимцу Петра. Однажды за обедом у Лефорта один из Лопухиных побранился с хозяином и кинулся на него. Петр за это надавал пощечин Лопухину.
Вскоре Петр сблизился с первой красавицей Немецкой слободы Анной Монс. По мнению Н. М. Костомарова, охлаждение семейных отношений произошло именно из-за этой связи царя, устроенной Ф. Лефортом со своей бывшей любовницей, чтобы укрепить своё влияние на молодого государя и способствовать реализации интересов иноземцев в России. Царь Пётр всей душой привязался к Анне, которая спустя короткое время с лёгкостью предала его.
Eвдокия Федоровна напрасно жаловалась на своё одиночество и в письмах к мужу призывала его к себе. Эти письма свидетельствуют о том, что царица тяжело переживала эту перемену, жаловалась своим родным, а те выражали неудовольствие поступками Петра, до которого доходили эти жалобы, но около 4-х лет Лопухиных не трогали.
В 1697 году, перед самым отъездом царя за границу, в связи с открытием заговора Соковнина, Цыклера и Пушкина был найден повод к ссылке отца царицы и его 2 братьев, бояр Сергея и Василия, воеводами подальше от Москвы - без каких-либо на то оснований. Петр не хотел, возвратившись из-за границы в Москву, застать здесь около сына постылую Евдокию. Он задумал избавиться от жены, уговорить ее постричься, а не согласиться – постричь насильно. В отсутствие Петра Евдокию уговаривали постричься добровольно. Она не согласилась.
«В 1698 году 25-го августа, в 6 часов пополудни, Петр I вернулся из-за границы, и в тот же вечер успел побывать в нескольких домах, в городе и в Немецкой слободе; навестил бояр, повидался с семейством Монс и на ночь удалился в Преображенское. Не посетил он только одной особы, которая нетерпеливее всех, между страхом и надеждою, ожидала его возвращения,- царицы своей Евдокии Феодоровны.
По указу государя ее продолжали убеждать добровольно удалиться в монастырь. Царица не соглашалась… Петр прибегнул к силе. Недели три спустя после его свидания с женою, царевна Наталья Алексеевна, исполняя волю брата, взяла от царицы ее сына – царевича Алексея, которому было 8 лет 7 месяцев. Из кремлевских палат Алексей отвезен в село Преображенское, а 25 сентября 1698 г., в самой простой карете, без свиты, Евдокия Феодоровна отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь».
Князь М. Щербатов писал: «…монарх и не имел к разводу сильных причин, по крайней мере, я их не вижу, окроме склонности его к Монсовой и сопротивлениям жены его к новым установлениям».
Вильбоа говорил: «Гордая царица не любила Меншикова, как безвестнаго простолюдина, взятого с улицы и из под пирожнаго лотка поставленнаго на ступенях трона. На ея презрение царский фаворит отвечал ненавистью и имел подвигнуть государя к ссылке и заточению Лопухиной».
Игуменья и старицы-монахини обрадовались ссылке царицы Евдокии. «То не милость и не жалованье к вам идет, пророчествовал Илларион,- идет к вам лютый огнь! Пожжет, да погубит он вас!»
Государыня приехала в Покровскую обитель в 1698 г., с западной стороны Благовещенской церкви для нее были выстроены особые покои.
В июне 1699 года, по именному царскому повелению, объявленному окольничим Семеном Языковым архимандриту Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Варлааму, Евдокия Феодоровна была пострижена иеромонахом Илларионом в келье старицы Маремьяны под именем инокини Елены.
Набожная царица ежедневно ходила к богослужениям, любила читать жития святых, благотворила нищим, делала щедрые вклады в монастыри. Напротив Святых врат обители в 1712 г. она выстроила зимний храм святителя Николая Чудотворца с приделом в честь преподобного Алексия, человека Божия, небесного покровителя ее сына-наследника царевича Алексея.
«Покровский монастырь расположен неправильною фигурой, обнесен не высокою каменною стенкой с 9-ю небольшими башнями; из-за стены виднеются кельи, над ними поднимается не пяти, а трехглавый (что случается редко) собор старинной архитектуры. На северной стороне во вдавшемся углу монастырской ограды, обращенной к горе, небольшая, но тенистая роща деревьев, высоко и широко раскинувших свои ветви.
В роще находится Царицын пруд (прежде назывался Лебяжий пруд); вправо от монастыря деревня Сельцо, за речкой другая – Коровино, влево городской посад… За рекою Каменкой, тянутся огороды Покровского монастыря. В роще толстые вязы и ветлы, в сажень и полторы в обхват; ветви их необыкновенно разрослись, и все тринадцать дерев, времен царицы, соединяют свои верхушки в огромный зеленый купол.
В средине рощи – густо сросшийся репейник, да терновник; вдоль монастырской ограды в стене ворота, или дверь в 2 ½ аршина вышины и 2 аршина ширины, заложенные кирпичом. Вдоль другой стены, среди терновника слабо протоптанная дорожка, ведущая к средине Царицына пруда. Пруд – это правильная четвероугольная яма саженей 30 в окружности, воды в ней нет, но по топкости дна, покрытого толстым слоем листьев, видно, что пруд пересыхает только летом. С боков – терновник да деревья, сверху куща ветвей – совершенно защищают это место от взгляда любопытных, но пруд Царицын посещают.
От реки до стены тянутся огороды, среди их виднеется сторожка. У реки подымаются несколько деревьев,- это кажется, остатки аллеи. С юго-восточной стороны монастыря – ворота; у ворот пруд матери-игуменьи, где водятся караси. Подле означенных святых ворот, была келья царицы Евдокии Феодоровны.
Святыя и главныя ворота в южной стене монастыря, растворяются только в торжественных случаях, над воротами очень маленькая Благовещенская церковь; здесь обыкновенно молилась царица Евдокия Феодоровна».
В эпоху ссылки царицы Евдокии во главе монастыря стояла игуменья Марфа (1682-1700 гг.), женщина, как и её предместницы, хозяйственная, деятельно пекшаяся о нуждах своей обители, келарем была старица Улея (Юлия), казначеей – старица Александра Тумская; приходо-расходные книги вела старица Мавра Протопопова. В руках этих четырех лиц было главное управление обширным монастырским хозяйством; помощниками им были монастырские стряпчие и приказные, советницами – соборные старицы: Елена Трегубова, Тарсила Чихачева, Евпраксия Блудова, Анисья Починина, Федосья Евстратова,- всё это были представительницы монастыря и будущие подруги – сожительницы царицы.
Царица Евдокия жила тихо; в первое время не оставляла монастыря; но потом, когда заметила, что Петр, занятый внутренними и внешними делами совершенно забыл о ней,- она стала скрытно выезжать из своего заточения с незначительной свитой. Ездила на богомолье в монастыри: Боголюбовский, Сновинский, Козьмин-Яхромский, Золотниковскую пустынь и некоторые другие.
Евдокия стала жить в монастыре мирянкой и, по собственному признанию, вступила в связь с С. Глебовым, приехавшим в Суздаль для рекрутского набора. Вместе со своим сыном, царевичем Алексеем, она стала ядром партии, враждебной Петру. Воспитанная в боярских кругах Евдокия была далека от тех великих преобразований, которые проводил на Руси ее муж. Оскорбленная новым положением, Евдокия привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократических кругов.
Епископ Ростовский Досифей пророчествовал, что Евдокия Федоровна скоро опять будет царицей и поминал её в церквах «великой гocyдарыней». Другие предрекали, что Пётр примирится с женой и оставит Петербург и свои реформы. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который своей целью ставит низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. Эта группа была тесно связана с царевичем Алексеем, который рос вдали от отца и его государственных дел, окруженный представителями кругов, ненавидящих все петровские навовведения.
26 сентября 1716 года Алексей бежал к австрийскому императору Карлу VI Габсбургу. Петровские сыщики нашли царевича и доставили в Москву. Малодушный царевич Алексей оговорил царевну Марью Алексеевну, а старушка царевна, испугавшись возможности пытки и казни выдала свои отношения с царицей Евлокией. Начавшееся следствие по «Делу царевича Алексея» привело в Суздаль.
Надсмотрщик Григорий Скорняков Писарев донес царю, что инокиня Елена в стенах уединенной обители живет совершенно свободно, что она самовольно назвалась прежним именем Евдокии, что во время литургии имя её, как царицы, упоминается после имени Государя, что она ходит в светлом платье и повелевает всеми, как государыня. В её кельях собирались на долгие и таинственные беседы Епископ Ростовский Досифей, духовник её пустынный, казначей монастыря, управитель его сурмин и некоторые из монахинь. Окружив себя людьми преданными, Евдокия отдала своё сердце генерал-майору Глебову, человеку безграмотному, но мужественному, предприимчивому, с красотой физической соединявшему ненависть к преобразованиям и нововведениям.
Все монахини и упомянутые в доносе лица под конвоем были отправлены в Преображенское. Еще с дороги царица послала повинную: в ней сознавала себя виновной в ношении светского платья, и с чувством собственного достоинства просила прощения, «дабы не умереть безгодною смертию». Начались пытки и допросы. Было дознано, что инокиня Елена держала себя постоянно гордо, непослушным грозила будущим государем Алексеем Петровичем; ее уличили в любви к Глебову, в том, что она любила проводить с ним вечера в продолжительных беседах. Открылось, что протопоп пустынный еще в 1707 г. представил Глебова инокине Елене, что старица Каптелина (Капитолина) была верной услужницей их, что епископ Досифей знал о возникшей дружбе; он же уговаривал Елену скинуть невольнические ризы. Досифей уверял, будто слышал разные голоса от чудотворцев, что Евдокия снова воцарится. Когда подходило указанное им время и слова святых не оправдывались, Епископ относил это к грехам покойного боярина, отца царицы, Феодора Лопухина, будто бы глубоко погрязшего в аду,- обещал за него молиться, брал на украшение храма Господня деньги, и ежегодно доносил, что его предстательством у алтаря всевышнего Лопухин вышел из ада по плечи, через год по пояс, через год по колена и т.д. Протопоп Пустынный показал, что епископ часто заходил к Суздальскому митрополиту Иллариону, что последний не раз укорял его в безвременном вечернем посещении Евдокии. «Еще ты человек молодой,- говорил Досифею Илларион,- и случаев всяких не знаешь». Царевна Марья Алексеевна, уличенная в переписке с Лопухиной, показала на Ростовского епископа, будто не раз он уверял ее в ночных видениях ему царевича Димитрия, при чем передавал пророчества св. Димитрия о близости смерти государя и проч.
Преданный пытке Досифей сознался, что во всех предсказаниях «лгал на святых напрасно».
10 февраля 1718 года царский следователь Скорняков-Писарев приехал в Суздаль и арестовал бывшую царицу Евдокию, застав ее в мирском одеянии. Пользуясь занятостью царя в государственных делах, а особенно поддержкой царедворцев и родни, которые были в оппозиции к реформам Петра, сняв с себя монашескую рясу, она облачилась в светскую одежду и вела мирской образ жизни.
Петр I, узнав о жизни своей супруги, вознегодовал, царь сам тогда направился в Суздаль, желая исследовать дело. Старинный путь из Москвы в Суздаль шел на Александрову слободу и Юрьев-Польский. «На рассвете Петр въехал в Покровскую обитель, – пишет историк М.И. Семевский, – все засуетилось, забегало, все оробело. Государь прямо бросился к брусчатым кельям царицы, застал на крылечке и в сенях разных богомольцев и богомолок, повелел водрузить колы да виселицы…»
В письме к Петру Евдокия во всём повинилась и просила только прощения, чтобы ей «безродною смертью не умереть». Пётр по отношению к Евдокии ограничился её переводом в Старо-Ладожский Успенский монастырь, где под страхом смертной казни с ней запрещено было кому-либо разговаривать.
В сочувствии к Евдокии Федоровне были уличены монахи и монахини суздальских монастырей, крутицкий митрополит Игнатий и многие другие. Вместе с Евдокией в Москву были отправлены на следствие 35 человек. Дело перекинулось во Владимир. И здесь было привлечено 150 человек. Следствие тянулось месяц. 16 марта 1718 года был вынесен приговор по «Суздальскому розыскному делу». Игумения Покровского монастыря Марфа, казначея Мариамна, монахиня Капитолина и несколько других монахинь были невинно осуждены и казнены на Красной площади в Москве в марте 1718 г.

В 1720-м году дьяку Тайной Канцелярии Тимофею Палехину (находившемуся в Москве), именным указом, присланным из С.-Петербурга, из Тайной Канцелярии, велено было ехать во Владимир и в Суздаль «и в тех городах в монастырях и в прочих местах, о которых показано в приложенных при том указе копиях, и которые места по следованию его покажутся, о выезде из Суздаля из Покровского монастыря бывшей царицы, монахини Елены, и о приезде и о действах ее в тех местах, на каких подводах она ездила, и кто при ней были служители, и из каких чинов и кто ей в тех проездах чинил всякую помочь, о том о всем исследовать, и которые люди как духовного, так и мирского чина к тому приличатся, и их с накрепко: давно-ль у них такой случай учинился и чрез кого именно, или чрез какую письменную пересылку, и разговоры какие у них с бывшею царицею о чем были, или от кого о том слышали, и сколь давно и сами они в том согласии с ними были ль. Так же Владимирского ямщика Тимофея Степанова сына Тезикова, да Ивана Жиркина (а которого он города и из какого чина-не показано), которые от растриги Демида, что был Ростовский Епископ Досифей, присылываны в Москву к растриге ж Якову Игнатьеву, сыскав потомуж распросить о всем накрепко». См. .

С воцарением Екатерины I Евдокию Лопухину заточили в Шлиссельбургскую крепость. Когда же русский трон занял внук Евдокии Федоровны император Петр II в 1727 году, она была освобождена и поселилась в Москве в Новодевичьем монастыре.
Воцарение Петра II в 1727 году не сразу облегчило положение Евдокии Федоровны. Только спустя несколько месяцев она была перевезена в Москву и помещена в Новодевичьем монастыре. На ее содержание было определено 4500 руб. в год. По приезде Петра II в Москву сумма была увеличена до 60 тыс. руб. ежегодно, и император проявлял к ней знаки уважения. Затем она поселилась в Воскресенском монастыре в Mocкве; ей было назначено большое содержание и дан особый двор. Пётр II и Анна Ивановна относились к ней с полным уважением - как к царице.
Прожив здесь четыре года, 27 августа 1731 г. царица-инокиня преставилась и была погребена в Смоленском соборе обители.
Перед кончиной последние слова ее были: «Бог дал мне познать истинную цену величия и счастья земного».


Русская царица - Евдокия Лопухина

Калужская икона Божией Матери

«На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожим с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни».
См. .

Copyright © 2015 Любовь безусловная