Протокол логопедического обследования 6 7 лет. Протокол обследования уровня речевого развития. а) Повествовательный рассказ

Протокол обследования речи ребенка (возраст от 6 до 7 лет) Ф.И. ребенка__________________________________________________________________________________________________________________ Дата рождения________________________________________________________________________________________________________________ Дата обследования_____________________________________________________________________________________________________________ Предварительное собеседование 1. Как тебя зовут? _______________________________________ □ 2. Сколько тебе лет? _______________________________________ □ 3. Как зовут твоих родителей (маму и папу)?___________________________________________________________________________________ □ 4. Какой сегодня день недели?_______________________________________________________________________________________________ □ 5. Какой день недели был вчера?______________________________________________________________________________________________ □ 6. Какой день недели будет завтра?____________________________________________________________________________________________ □ 7. Назови своих любимых сказочных героев.____________________________________________________________________________________ □ 8. Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?______________________________________________________________________________ □ 9. Какие города ты знаешь?___________________________________________________________________________________________________ □ 10. Какие деревья растут в лесу?_______________________________________________________________________________________________ □ 11. Какие животные дают нам молоко?_________________________________________________________________________________________ □ 12. Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?__________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________ □ 13. Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или зимой?_____________________________________________________________ □ 14. Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужи​на? ____________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (14). Блок I Задание 1. Назови то, что ты видишь на рисунках. А. (лист 6-1) Скалка ________________________________□ Отвертка_______________________________□ Фонарь________________________________ □ Рубанок________________________________□ Ящик__________________________________□ Скрепка________________________________□ Гиря___________________________________□ Метла__________________________________□ Б. (лист 6-2) Шляпа______________________________□ Кепка______________________________ □ Фуражка____________________________ □ сарафан ____________________________ □ жилетка_____________________________□ сандалии____________________________ □ босоножки__________________________ □ В. (лист 6-3). Крыжовник________________________ □ Слива_____________________________ □ Смородина_________________________ □ Малина____________________________□ Ландыш____________________________□ Васильки__________________________ □ Гвоздики___________________________□ Г. (лист 6-4). Барсук___________________________________□ рысь ____________________________________□ пингвин _________________________________□ пантера __________________________________□ крот _____________________________________□ леопард__________________________________ □ Д. (лист 6-5). Гитара_____________________________ □ Аккордеон__________________________ □ балалайка ___________________________□ скрипка _____________________________□ скрипач _____________________________□ балерина _______________________________□ пиа​нист _________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно 0 баллов. Количество баллов - (35). Задание 2. (лист 6-6). Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов. Солнцезащитные очки________________________________________________________________________________________________________ □ Клещи______________________________________________________________________________________________________________________ □ ласты _______________________________________________________________________________________________________________________□ сито_________________________________________________________________________________________________________________________□ дуршлаг_____________________________________________________________________________________________________________________ □ соковыжималка_______________________________________________________________________________________________________________□ спицы_______________________________________________________________________________________________________________________□ дрель _______________________________________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (8). Задание 3. (лист 6-7). Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом. люстра-фонарь______________________________________________________________________________________________________________□ спицы-свитер_______________________________________________________________________________________________________________□ рубанок-доски ______________________________________________________________________________________________________________□ чемодан-портфель___________________________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: установлена смысловая связь - 1 балл, не установлена - 0 баллов. Количество баллов - (4). Задание 4. Догадайся, какое слово будет следующим. корова - бык, курица - ?_______________________________________________________ □ утка - утёнок, лошадь - ?______________________________________________________ □ птица - гнездо, пчела - ?_______________________________________________________ □ гвоздь - молоток, шуруп - ?______________________________________________________ □ длинный - короткий, широкий - ?________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Количество баллов - (5). Задание 5. (лист 6-8). Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Девочка раскатывает скалкой тесто.______________________________________________________________________________________________□ Девочка пришивает пуговицу.___________________________________________________________________________________________________□ Мальчик вырезает фигурку (бабочку).____________________________________________________________________________________________ □ Мальчик сворачивает ковер. ____________________________________________________________________________________________________□ Мальчик расчищает дорожку от снега.____________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ (нужный глагол) - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (5). Задание 6. (лист 6-9). Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. письменный стол - обеденный стол _____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________□ деревянный стол - стеклянный стол_____________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________□ пассажирский вагон - товарный вагон___________________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (3). Задание 7. Закончи предложения. Курам нужен курятник, а муравьям - ... □ На гармони играет гармонист, а на балалайке - ... □ Хлеб хранят в хлебнице, а соль - ... □ Двор убирает дворник, а часы чинит - ... □ Белка живёт в дупле, а пчёлы - ... □ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (5). Задание 8. Ответь на вопросы. Какие носки мы называем шерстяными?__________________________________________________________________________________________□ Какую шишку мы называем еловой?_____________________________________________________________________________________________ □ Какое платье мы называем бальным?_____________________________________________________________________________________________□ Какую одежду мы называем домашней?__________________________________________________________________________________________ □ Какой суп мы называем вермишелевым?__________________________________________________________________________________________□ Какой сок мы называем томатным?______________________________________________________________________________________________ □ Какой торт мы называем ореховым?______________________________________________________________________________________________□ Какое дупло мы называем беличьим? ____________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (8). Блок II Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются. Пылесос_____________________________________________________________________________________________________________________ □ мышеловка __________________________________________________________________________________________________________________ □ снегокат_____________________________________________________________________________________________________________________ □ землеройка __________________________________________________________________________________________________________________ □ носорог______________________________________________________________________________________________________________________□ соковыжималка_______________________________________________________________________________________________________________ □ сороконожка__________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (7). Задание 10. Растолкуй значения слов: Печник______________________________________________________________________________________________________________________□ Коровник____________________________________________________________________________________________________________________□ Виноградник_________________________________________________________________________________________________________________□ Воротник____________________________________________________________________________________________________________________□ Соусница____________________________________________________________________________________________________________________ □ Учительница_________________________________________________________________________________________________________________ □ Больница_____________________________________________________________________________________________________________________□ Водитель_____________________________________________________________________________________________________________________□ Зритель______________________________________________________________________________________________________________________□ Победитель___________________________________________________________________________________________________________________□ выключатель _________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (11). Задание 11. (лист 6-10). Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько. пять молотков __________________________________________ □ шесть гвоздик_____________________________________________________□ шесть яблок ____________________________________________ □ пять стульев______________________________________________________□ пять баклажанов_________________________________________ □ пять шишек______________________________________________________□ ОЦЕНКА: грамматически правильно - 1 балл, грамматически неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (6). Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. (лист 6-11). Какие букеты здесь нарисованы? букет тюльпанов __________________________________________________________________________ □ букет ландышей___________________________________________________________________________ □ букет роз__________________________________________________________________________________□ Б. (лист 6-12). Из каких цветов сплетены эти венки? венок из колокольчиков________________________________________________________________________ □ венок из гвоздик_______________________________________________________________________________ □ венок из ромашек_______________________________________________________________________________ □ венок из незабудок______________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (7). Задание 13. Назови иначе. Образец: Хвост лисы - лисий хвост. Голова барсука - ..._______________________________________□ Уши зайца - ... ____________________________________________□ Шерсть овцы - ..._________________________________________□ Голова осла - ...___________________________________________□ Хвост белки - ...__________________________________________□ Грива льва - ... ____________________________________________□ Уши телёнка - ...__________________________________________□ Лапы индюка - ... _________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (8). Задание 14. (лист 6-13). Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, от​куда вылезают котёнок, щенок, собака. котёнок под диваном_________________________________________________________________________________________________________ □ щенок под шкафом___________________________________________________________________________________________________________ □ собака под столом____________________________________________________________________________________________________________ □ котёнок вылезает из-под дивана________________________________________________________________________________________________ □ щенок вылезает из-под шкафа___________________________________________________________________________________________________□ собака вылезает из-под стола___________________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (6). Задание 15. (лист 6-14). Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные. Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок. А. одна девочка за креслом__________________________________________________________________________________________________□ другая девочка за шторой_________________________________________________________________________________________________□ мальчик за шкафом______________________________________________________________________________________________________□ собака за стулом________________________________________________________________________________________________________□ котёнок за диваном______________________________________________________________________________________________________□ Б. одна девочка выглядывает из-за кресла_____________________________________________________________________________________ □ другая девочка выглядывает из-за шторы___________________________________________________________________________________□ мальчик выглядывает из-за шкафа_________________________________________________________________________________________□ собака выглядывает из-за стула ___________________________________________________________________________________________□ котёнок выглядывает из-за дивана _________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно (нужная грамматическая форма) - 1 балл, неправильно – 0 баллов. Количество баллов - (10). Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим. Сахар - сахарница, масло - ... ____________________________________________□ Очки - очечник, мыло - ..._______________________________________________□ Трактор - тракторист, экскаватор - ...______________________________________□ Гитара - гитарист, скрипка - ...___________________________________________ □ Летать - лётчик, учить - ...________________________________________________□ Носить - носильщик, строить - ...__________________________________________□ Тигр - тигрица, заяц - ... __________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Количество баллов - (7). Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами. Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке. ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад._____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу. ____________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ □ Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________ □ ОЦЕНКА: точное воспроизведение - 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (про​пуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) - 1 балл, неправильный ответ - 0 баллов. Количество баллов - (10). Задание 18. Закончи предложения. Лена ходила в лес, чтобы...______________________________________________________________________________________________________□ Автобус сломался, поэтому... ___________________________________________________________________________________________________ □ Ребята ходили в цирк, который..._________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный - 0 баллов. Количество баллов - (3). Блок III Задание 19. А. Повтори слова и словосочетания: Слесарь_______________________□ чертёжник___________________________□ эквилибрист________________________________□ Аэродром_____________________□ эскалатор____________________________□ шлагбаум___________________________________□ ремонтировать радиоприёмник___________________________________________________________________________________________□ пишущая машинка _____________________________________________________________________________________________________□ смеющийся мальчик ___________________________________________________________________________________________________ □ Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.____________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) - 0 баллов. Количество баллов - (10). Задание 20. Повтори слоги: па-ба-па _______________________□ ася-аща-ася________________________________□ шва-шва-жва_________________________________□ кра-гра-кра_____________________□ сан-цан-цан _______________________________□ мё-мо-мо____________________________________□ аня-ана-аня____________________ □ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (7). Задание 21. А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо_________________________________________________________________□ Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг._________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) - 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) - 0 баллов. Количество баллов - (2). Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»?__________________________________________□ Б. Сколько звуков в слове «кактус»?__________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (2). Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон___________________________ □ дон-дон-дон _______________________□ дон-дон-дон__________________________________□ ся-ся-ся_______________________________ □ ся-ся-ся___________________________□ ся-ся-ся______________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (6). Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье. ______________________________________________________________________________________________□ Паша принёс книгу в воскресенье?______________________________________________________________________________________________□ Паша принёс книгу в воскресенье?______________________________________________________________________________________________□ Паша принёс книгу в воскресенье?______________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: правильно - 1 балл, неправильно - 0 баллов. Количество баллов - (4). Задание 25. Дай утвердительные ответы на вопросы. Лена была вчера в школе? (Да, была.) ____________________________________________________________________________________________□ Папа принес эти цветы? (Да, папа.)______________________________________________________________________________________________ □ Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)__________________________________________________________________________________________ □ Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: адекватный ответ - 1 балл, неадекватный ответ - 0 баллов. Количество баллов - (4). Блок IV Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники. Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу. Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, загля​дывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: гор​лышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу. Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака. Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой. 1. Что охотники используют при ловле обезьян?____________________________________________________________________________________ □ 2. Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?__________________________________________________________________________□ 3. Какой кувшин используют при ловле обезьян? ___________________________________________________________________________________ □ 4. Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник? ____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________□ ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ - 1 балл, неправильный - 0 баллов. Количество баллов - (4). Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ. Картинки (даны вперемешку): 1. Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бу​тылка с молоком и миска с мукой. 2. Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол. 3. Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой. 4. Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке. 5. Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка._____________________ □ ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание - 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью - 1 балл, не справился с заданием - 0 баллов. Количество баллов - (2). Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ ОЦЕНКА: 2 балла: а) рассказ соответствует предложенному сюжету ___________________________________________________________________________________□ б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация____________________________________________________________ □ в) тема раскрыта полностью _____________________________________________________________________________________________________□ г) ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания________________________________________________________________ □ 1 балл: а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету ___________________________________________________________________________ □ б) логическая последовательность событий не нарушена_____________________________________________________________________________ □ в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично)______________________________________________________ □ г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержании____________________________________________________________□ 0 баллов: а) рассказ не соответствует предложенному сюжету_________________________________________________________________________________□ б) нарушена логическая последовательность событий________________________________________________________________________________□ в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста___________________________________________________ □ Количество баллов (баллы суммируются) - (8). Задание 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил. Сиротка Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка. Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе. Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка со​бой, пока хозяин не прогнал собаку со двора. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ОЦЕНКА: 2 балла: а) пересказ соответствует оригиналу_______________________________________________________________________________________________□ б) пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию________________________________________________________________□ в)пересказе используется вариативность речи_______________________________________________________________________________________□ 1 балл: а) пересказ частично соответствует оригиналу ______________________________________________________________________________________□ б) пересказ содержит только основную информацию_________________________________________________________________________________□ в) используются лексика и синтаксические конструкции оригинала____________________________________________________________________ □ 0 баллов: а) пересказ не соответствует оригиналу____________________________________________________________________________________________□ б) нарушена смысловая организация текста_________________________________________________________________________________________□ в) значительные трудности в языковом оформлении текста___________________________________________________________________________□ Количество баллов (баллы суммируются) - (6).


I. Предварительное собеседование


1. Как тебя зовут? _______________________________________________________________

Сколько тебе лет? _______________________________________________________________

Как зовут твоих родителей?_______________________________________________________

В каком городе ты живешь?________________________________________________________

На каком этаже ты живешь?________________________________________________________

В какие дни недели мы отдыхаем?________________________________________________

С каким праздником нас поздравляет Дед Мороз?__________________________________

Какие ты знаешь сказки?_________________________________________________________

2. Альбом Володиной

1) Формы (с.4)-__________________________________________________________________

Цвета (с.4)-__

2) «Четвертый лишний» (с.11)-____________________________________________________

3) Времена года (с.12-13)-________________________________________________________

4) Дни недели: сегодня _____________вчера________________завтра_________________

5) Время суток (с.14):утро __________день__________вечер__________ночь___________


II. Звуковая культура речи


1. Звукопроизношение (Альбом Иншаковой)

С

З

Л

Р


Н

М

Т

Д

К

Г

Х

В

Ф



Т ’/Ч

Р/ j

Р ’/ j

Л /j

Л ’/j


САША____
ШОССЕ___
ШЕСТЬ___

САМЕЦ___
ЦИТРУС___
ГОСТИНИЦА___

РУЛОН___
ГОРЛО___
БЕРЛОГА___

РЕЙКА___ КОРЕЙКА___
ПЕРЕКРЕСТОК__

ЛИНЕЙКА___
УЛЕЙ___
АЛЛЕЯ___

ЗАЖИМ___
ЖЕЗЛ___
ЗАЖИГАЛКА___

ПТИЧКА___
АПТЕЧКА___
ПТЕНЧИК___

РАЙ___
ЯРМАРКА___
РАЙОН___

ЛАЙКА___
ЯБЛОКО___
СЛОЙКА___

Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

2. Фонематический слух


слоги

Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

3. Слоговая структура слова

КЛУБНИКА______________________________________
ЭСКАЛАТОР_____________________________________
ЭСКАВАТОР_____________________________________
АРХИТЕКТОР____________________________________
ВОДОПРОВОДЧИК_______________________________
РЕГУЛИРОВЩИК_________________________________
АЭРОПОРТ_______________________________________
АЭРОДРОМ______________________________________
ЧЕРТЕЖНИК_____________________________________
ШЛАГБАУМ______________________________________
КОРАБЛЕКРУЧЕНИЕ______________________________
ПИШУЩАЯ МАШИНКА___________________________

Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________



III. Словарный запас (лексика) альбом Иншаковой



1. Части тела

15. Инструменты

2. Игрушки

16. Техника

17. Школьные принадлежности

18. Спортивный инвентарь

19. Строительные машины

9. Дикие животные

10. Домашние животные

24. Головные уборы

11. Деревья

25. Профессии

26. Музыкальные инструменты

13. Продукты

27. Насекомые

14. Транспорт

28. Оружие

Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


IV. Грамматический строй речи (Альбом Володиной)


1. Понимание предлогов (с.18-21)_________________________________________________

2. Множественное число существительного (с.22-23)_________________________________

3. Множественное число глагола (с.24)_____________________________________________

4. Образование приставочных глаголов (с.25)________________________________________

5. Образование уменьшительно-ласкательной формы (с.26-27)_________________________

6. Образование прилагательных от существительных (с.38-39)________________________

7. Падежи (с.40-46):

Винительный________________________________________________________________

Предложный_________________________________________________________________

Дательный___________________________________________________________________

Творительный________________________________________________________________

Родительный един. и множ.числа_______________________________________________

8. Согласование существительного с числительным (с.46-47)_____________________

9. Антонимы (с.56-57)_________________________________________________________

10. Образование притяжательных прилагательных (с.58-59)________________________

11. Звуковой анализ слов (с.69)______________________________________________


Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


V. Связная речь (Альбом Володиной)

1. Составление рассказа по картине (с.72)___________________________________

2. Пересказ (с.74)______________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3. Составление рассказа по серии картинок (с. 77)___________________________________

___________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________


Примечание: ___________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Заключение: __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________


Анкетные данные


Ф.И. ребенка ________________________________ Дата рождения ___________________

Посещение детского сада ____________________ с какого возраста ____________________

Наличие других детей в семье ___________________________________________________

Особенности речи родителей и близких родственников в семье ________________________

__________________________________________________________________________________


Анамнез


Беременность (какая по счету)___________________________________

Протекание беременности (токсикоз: 1 половина, 2 половина; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции, интоксикации, гемолитическая болезнь)______________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные)__________________

__________________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)______________________

Обезболивание (местная, общая, эпидуральная анастезия)________________________

Когда закричал ребенок______________________________________________________

Наличие асфиксии (белая, синяя)_______________________________________________

Вес и рост при рождении_______________________________________________________

Грудное вскармливание до_____________________________________________________


Раннее развитие


Стал держать голову____________(N-1,5мес), стал сидеть____________________(N-6мес)

Стал ходить________________(N-11/12мес), появились первые зубы___________(N 6-8мес)

Использовали соску до__________________________


Перенесенные заболевания


(тяжелые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы, судороги при высокой температуре, испуги)

До года_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

От года до трех лет______________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

Заключение акулиста__________________________________________________________

Заключение отоларинголога________________________________________________________

Заключение психиатра________________________________________________________


Раннее речевое развитие


Гуление________________________________________________________________(N-2/3мес)

Лепет__________________________________________________________________(N-4/8мес)

Первые слова___________________________________________________________(N-12 мес)

Первые фразы___________________________________________________________(N-1,5-2г)

Замена слов жестами____________________________________________________________

Отношение ребенка к речевому дефекту__________________________________________

Занимались с логопедом в возрасте_______________________В течение________________

Результаты логопедической работы__________________________________________________


Анатомическое строение речевого аппарата


Губы: N, прохейлия (толстая в.), расщелина, рубец
Зубы: N, вне челюстной губы, отсутствие, отсутствие, двойной ряд
Твердое нёбо: N, расщелина, рубец, высокое
Мягкое нёбо: N, укороченное, раздвоенное, малоподвижное, отсутствие маленького язычка
Прикус: N, прогнатия, прогения, боковой открытый (правосторонний, левосторонний)
Язык: N, макроглассия, микроглассия
Уздечка : N, укороченная, утолщенная, отсутствие, подрезанная

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования ______________________

Ф.И. ребенка____________________________________________________________________________

1. Беседа: Как тебя зовут?______________Сколько тебе лет?______________

А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празд­нуют твой день рождения) ______________

Знаешь ли ты свой домашний адрес?__________________________________________________________

На чем ты добираешься до детского сада?_____________________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?______________________________________________________

2. Рассказывание стихотворного текста , уровень сложности , правильность, выразитель­ность, громкость)_________________________________________________

Общее звучание речи: Темп___________________ Голос__________________

Разборчивость___________________ Дыхание____________________________

1.

а) Повествовательный рассказ

Расскажи о том, как ты ходил в цирк, (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребён­ка) ________________________________________________________________________

_______

б) Рассказ-описание. Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от инте­ресов ребёнка)? Составь о ней рассказ.

_________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3. (пред­лагается при неуспешном выполнении п. 1)

Посмотри на картинку и составь рассказ

___________________________________________________________________________________

Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рас­сказ____________________________________________________________________________________

в) Описательный рассказ (с опорой на картинку) . Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по об­разцу логопеда)____________________________________________________________-__________________________________________________________________________________________

4. Пересказ. Перескажи сказку

Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда на­ступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и. . . увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсю­да, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(по картинкам)

У потребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

1. Словоизменение.

Р.п. Чего много в лесу?

Откуда осенью падают листья?

Д.п. Кому нужна удочка?

К кому ты любишь ходить в гости?

В.п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке?

Т.п. Чем подметают? Чем рисуют?

П.п. На чём катаются дети зимой?

под коробком-

между коробками-

перед коробком-

на коробке-

за коробком-

в коробке-

из-под коробка –

из коробка-

из-за коробка-

Где находится божья коровка?

Откуда выгля­дывает?

Покажи, где коровка...

Жёлтый мяч

Жёлтая майка

Жёлтое яблоко

Красная роза

Красное кресло

Красный флаг

Назови пред­мет и скажи, какой он по цвету

О каком пред­мете я говорю

Жёлтый... Жёлтая... Жёлтоё ...

Красная... Красное... Красный...

Цыплёнок

Матрёшка

2. Словообразование.

У кошки –

У собаки –

У медведицы

У коровы –

У волчицы -

Назови дете­нышей живот­ных

Ложка из дерева - деревянная

Аквариум из стекла -

Перчатки из кожи -

Шапка из шерсти -

Калоши из резины –

Шуба из меха -

Медведь -

Чей хвост? Чья голова?

Зеркало -

Назови ласково

Наливает -

Выливает -

Переливает -

Поливает -

Что делает мальчик?

«Вставляет стекла - стекольщик»

Кладет печь –

Чинит сапоги -

Играет в хоккей -

Васю рисует Митя. Кто художник?

Дедушка провожает внука. Кто уезжа­ет?

Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?

Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

Петя пошёл в кино после того, как про­читал книгу. Что он сделал раньше - пошёл в кино или прочитал книгу?

Употребление не обследуется

5. (по картинкам).

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

инструменты : пила__________топор____________ молоток___________

ножницы_________иголка__________щипцы___________

транспорт: автобус__________автомобиль__________троллейбус_________

трамвай_________поезд_________самолёт__________

Учебные принадлежности: пенал__________портфель_________карандаш

Ручка_________линейка__________книга___________

Бытовая техника: пылесос_________утюг_________телевизор__________

Телефон___________лампа_________магнитофон__________

Профессии: врач______учительница_________продавец_________шофёр_________повар______ маляр

6. Словарь действий (по картинкам).

Что делает:

Портниха - Лётчик -

Продавец - Повар -

Художник- Почтальон-

3. Слова-антонимы (по картинкам).

Скажи наоборот

большой- кислый-

высокий- широкий-

длинный -

плачет- прилетела-

поднимается - входит-

открывает-

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

2. Повторить предложения:

Велосипедист едет на велосипеде.____________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________________

Лариса смотрит телевизор.__________________________________________________________

На перекрестке стоит регулировщик. _________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________________

3. Повторить слова

Светофор ____________ Автобус ___________ Пистолет ____________ Карандаш____________ Вертолет _________ Цыпленок_________ пуговица___________ Паутина ___________ Самокаты__________ Черепаха_________ _ Кукуруза _ Гусеница____________Кружка________ Свечка __________ Кнопки_________ Кресло________ Звезда ________ Свекла

Скакалка__________Перчатки________Игрушки________Кисточка________Ласточка________Расческа

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Назови картинку (при затруднении в самостоятельном называ­нии картинок используется отраженное повторение слов):

Самолет синица

Заяц земляника

цыпленок

яблоко лодка лимон

ромашка редис ананас

динозавр паровозик

баклажан

4. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Повтори слоги: а) цепочки из трёх слогов:

да-та-да та-та-да

ма-на-на на-на-ма

ба-па-ба па-ба-па

са - да - ца ца - са - ца

б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов):

Да-та та-да па-ка ка-па

ма-на на-ма па-ба ба-па

2. Дифференциация звуков:

Выбери картинку на звук:

Забор шарф часы лодка

Самокат жираф цветы рубашка

Собака жук щипцы рак

Цепь щётка чайник ложка

Замок шприц чашка рыбы

Шуба шуба телефон лук

Шапка слон шахматы робот

Самолёт щипцы цыплёнок

Цыплёнок

3. Хлопни в ладоши на звук:

«С» - С, А, М, С, 3, С, Ц, Ш, С «Ш» - Ш, Н, Р, ш, щ, ч, ш, ж «Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ. Ч, Ш, Ть, ч

VIII. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

5.

Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.

волк шапка

6. Выделение начального звука в слове Какой первый звук ты слышишь ?

мак осы трава

утка булка иголка

7.

Какой звук ты слышишь в конце слова?

дом коса лук

перо палец маки

8.

Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?

мак. сумка, дом

лимон, сом, муха

9. Анализ на уровне слога Раздели слог на звуки

ам, оп, ик

ва, пи, ду

Строение артикуляционного аппарата: губы_____________ зубы__________прикус________язык_

Уздечка__________твёрдое и мягкое нёбо____________________________________________

Мимические движения:

Движение оскаливания___________ надувание щек___________

Наморщивание_________нахмуривание _____________

Подвижность артикуляционного аппарата:

губы : улыбочка трубочка оскал бублик трубочка - улыбочка

язык: лопаточка иголочка

высунуть язык на нижнюю губу высунуть язык на верхнюю губу

горка парус грибок чашечка часики качельки

«цоканье» кончиком обвести губы_

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте___________________________________

Учитель-логопед__________________________________________________________________________

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования (6-7 лет)

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования ______________________

Ф.И. ребенка____________________________________________________________________________

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

  1. Беседа: Как тебя зовут?______________Сколько тебе лет?______________

А знаешь ли ты свой день рождения? (в какое время года празднуют твой день рождения) ______________

Знаешь ли ты свой домашний адрес?__________________________________________________________

На чем ты добираешься до детского сада?_____________________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?______________________________________________________

  1. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает - не рассказывает , уровень сложности , правильность, выразительность, громкость)_________________________________________________

Общее звучание речи: Темп___________________ Голос__________________

Разборчивость___________________ Дыхание____________________________

И. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

  1. Составление рассказа по представлению

а) Повествовательный рассказ

Расскажи о том, как ты ходил в цирк, (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка) ________________________________________________________________________

б) Рассказ-описание. Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)? Составь о ней рассказ.

______

___________________________________________________________________________________

  1. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п. 1)

а) Рассказ по сюжетной картинке . Посмотри на картинку и составь рассказ

__________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

б) Рассказ по серии сюжетных картинок . Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ____________________________________________________________________________________

в) Описательный рассказ (с опорой на картинку) . Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по образцу логопеда)____________________________________________________________-__________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ. Перескажи сказку

Жили-были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и. . . увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда, рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошел домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули

___________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

(по картинкам)

У потребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

1. Словоизменение.

стол

лист

ухо

перо

Что это? Нет чего (закрывая картинку со множеством предметов) ?

Р.п. Чего много в лесу?

Откуда осенью падают листья?

Д.п. Кому нужна удочка?

К кому ты любишь ходить в гости?

В.п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке?

Т.п. Чем подметают? Чем рисуют?

П.п. На чём катаются дети зимой?

в) Предложно-падежные конструкции:

под коробком-

между коробками-

перед коробком-

на коробке-

за коробком-

в коробке-

из-под коробка –

из коробка-

из-за коробка-

Где находится божья коровка?

Откуда выглядывает?

Покажи, где коровка...

Жёлтый мяч

Жёлтая майка

Жёлтое яблоко

Красная роза

Красное кресло

Красный флаг

Назови предмет и скажи, какой он по цвету

О каком предмете я говорю

Жёлтый... Жёлтая... Жёлтоё ...

Красная... Красное... Красный...

д) согласование сущ. с числит.:

«Сколько предметов изображено на каждом рисунке?»

Цыплёнок

Матрёшка

Ведро

Понимание не обследуется 1 2 5

2. Словообразование.

а) образование названий детенышей животных:

У кошки –

У собаки –

У медведицы

У коровы –

У лошади

У волчицы -

Назови детенышей животных

б) образование относительных прилагательных:

Ложка из дерева - деревянная

Аквариум из стекла -

Перчатки из кожи -

Шапка из шерсти -

Калоши из резины –

Шуба из меха -

в) образование притяжательных прилагательных:

Лиса-

Волк -

Медведь -

Кошка -

Заяц-

Чей хвост? Чья голова?

г) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Дерево -

Окно –

Ящик-

Зеркало -

Платье -

Звезда -

Назови ласково

д) образование глаголов с помощью приставок:

Наливает -

Выливает -

Переливает -

Поливает -

Что делает мальчик?

е) образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов:

«Вставляет стекла - стекольщик»

Кладет печь –

Чинит сапоги -

Играет в хоккей -

3. Понимание синтаксических конструкций.

Васю рисует Митя. Кто художник?

Дедушка провожает внука. Кто уезжает?

Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?

Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше - пошёл в кино или прочитал книгу?

Употребление не обследуется

IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

  1. Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

инструменты : пила__________топор____________ молоток___________

ножницы_________иголка__________щипцы___________

транспорт: автобус__________автомобиль__________троллейбус_________

трамвай_________поезд_________самолёт__________

Учебные принадлежности: пенал__________портфель_________карандаш

Ручка_________линейка__________книга___________

Бытовая техника: пылесос_________утюг_________телевизор__________

Телефон___________лампа_________магнитофон__________

Профессии: врач______учительница_________продавец_________шофёр_________повар______ маляр

  1. Словарь действий (по картинкам).

Что делает:

Портниха - Лётчик -

Продавец - Повар -

Художник- Почтальон-

3. Слова-антонимы (по картинкам).

Скажи наоборот

большой- кислый-

высокий- широкий-

длинный -

плачет- прилетела-

поднимается - входит-

открывает-

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

  1. Повторить предложения:

Велосипедист едет на велосипеде.____________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле._____________________________________________________

Лариса смотрит телевизор.__________________________________________________________

На перекрестке стоит регулировщик. _________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию.____________________________________________________

  1. Повторить слова (с опорой на картинки) (предлагается, если не выполняется п. 1.)

Светофор ____________ Автобус ___________ Пистолет ____________ Карандаш____________ Вертолет _________ Цыпленок_________ п уговица___________ Паутина ___________ Самокаты__________ Черепаха_________ _ Кукуруза _ Гусеница____________Кружка________ Свечка __________ Кнопки_________ Кресло________ Звезда ________ Свекла

Скакалка __________ Перчатки ________ Игрушки ________ Кисточка ________ Ласточка ________ Расческа

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Назови картинку (при затруднении в самостоятельном назывании картинок используется отраженное повторение слов):

Самолет синица

Заяц земляника

цыпленок

шапка

желудь

шегол

чайник

яблоко лодка лимон

ромашка редис ананас

гусь

динозавр паровозик

огурец

мышь

баклажан

плащ

мяч

сарай

стол

медаль

помидор

букварь

с’

з’

л’

лиса

персик

мимоза

корзина

курица

груша

ножи

овощи

кабачок

майка

кукла

коляска

торт

перец

VII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

Замок шприц чашка рыбы

Шуба шуба телефон лук

Шапка слон шахматы робот

Самолёт щипцы цыплёнок

Лопата

Цыплёнок

3. Хлопни в ладоши на звук:

«С» - С, А, М, С, 3, С, Ц, Ш, С «Ш» - Ш, Н, Р, ш, щ, ч, ш, ж «Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ. Ч, Ш, Ть, ч

VIII. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

  1. Определение количества и последовательности звуков в словах:

Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.

мак вата

волк шапка

  1. Выделение начального звука в слове (п.2-5 предлагаются при неуспешном выполнении п.1) Какой первый звук ты слыши шь ?

мак осы трава

утка булка иголка

  1. Выделение конечного звука в слове:

Какой звук ты слышишь в конце слова?

дом коса лук

перо палец маки

  1. Определение места звука в слове:

Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?

мак. сумка, дом

лимон, сом, муха

  1. Анализ на уровне слога (выполняется по образцу логопеда) Раздели слог на звуки

ам, оп, ик

ва, пи, ду

IX. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата: губы_____________ зубы__________прикус________язык_

Уздечка__________твёрдое и мягкое нёбо____________________________________________

Мимические движения:

Движение оскаливания___________ надувание щек___________

Наморщивание_________нахмуривание _____________

Подвижность артикуляционного аппарата:

губы : улыбочка трубочка оскал бублик трубочка - улыбочка

язык: лопаточка иголочка

высунуть язык на нижнюю губу высунуть язык на верхнюю губу

горка парус грибок чашечка часики качельки

«цоканье» кончиком обвести губы_

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте___________________________________

Учитель-логопед__________________________________________________________________________


Представленные методики направлены на проверку уровня понимания смысловых оттенков слов, осознания их семантических отношений, точности словоупотребле­ния, сформированности фонематического слуха, уровня развития словарного запаса, состояния слоговой структу­ры, умения строить связные высказывания, произвольно и осознанно отбирать необходимые языковые средства, уровня сформированности грамматического строя речи, со­стояния звукопроизношения, артикуляционного аппарата и сохранности иннервации.

Методики обследования включают 8 серий заданий.

СЕРИЯ 1

Задания направлены на выявление понимания смысло­вых оттенков знаменательных слов (существительных, гла­голов, прилагательных), образованных в основном аффик­сальным способом (с помощью суффиксов и префиксов).

1. НАЙДИ ОТЛИЧИЯ В СЛОВАХ. Задание направлено на выявление умения объяснять значение слов с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку прослушать слова и объяснить, чем они отличаются:

мама - мамочка - мамуля,

брат - братик - братец,

зайка - заинька - зайчишка - зайчище,

дом - домик - домище.

Фиксируются: объяснение значений слов с уменьши­тельно-ласкательным суффиксом (домик - маленький дом, домище - большой дом); объяснение значений слов с пренебрежительным или ироническим оттенком (зай­чище).

2. ОБЪЯСНИ ДЕЙСТВИЯ. Задание направлено на выяв­ление понимания смысловых оттенков значений глаголов, образованных аффиксальным способом (при помощи при­ставок, придающих словам различные оттенки).

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку выслушать слова и объяснить их значения:

бежать - подбежать - выбежать

писать - подписать - переписать,

играть - выиграть - проиграть,

смеяться - засмеяться - высмеять,

шел - отошел - вошел.

Фиксируется: понимание ребенком смысловых оттен­ков значений глаголов, зависящих от разных приставок (выиграть - это хорошо, а проиграть - плохо).

3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление понимания оттенков значений синонимов прилагательных.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку подобрать синонимы к прилагательным, например:

умный - рассудительный

слабый - ...

робкий - ...

старый - ...

Фиксируется: умение составлять синонимические пары.

4. ОБЪЯСНИ. Задание направлено на выявление пони­мания переносного значения прилагательных.

Методика обследования: ребенку предлагают объяснить следующие словосочетания: злая зима, золотые руки, зо­лотые волосы, колючий ветер, легкий ветерок.

Фиксируется: умение ребенка объяснить смысловую сторону словосочетаний.

Задания направлены на выявление состояния фонема­тического слуха.

1. ИГРА «ЭХО». Задание направлено на проверку слу­хового восприятия и умения воспроизводить слоговые ря­ды в заданной последовательности.

Методика обследования: ребенку предлагают поиграть в игру «Эхо». Взрослый произносит следующие слоговые ряды:

па-па-ба, та-да-та, па-ба-па;

па-ба, па-ба, па-ба, ка-ха-ка;

са-за-са, за-са-за;

са-ша-са, ша-са-ша.

Фиксируется: выполнение задания в соответствии с ин­струкцией.

2. ПОВТОРИ. Проверяется слуховое внимание, восприя­тие и умение правильно воспроизвести предлагаемые сло­ва в заданной последовательности.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку повторить ряд слов:

крыша - крыса дочка - точка - кочка

полено - колено бабушка - кадушка - подушка

земля - змея мишка - миска - мышка


Фиксируется: выполнение задания в соответствии

струкцией.

3. БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ. Задание направлено н верку уровня сформированности фонематического а.

Методика обследования: взрослый предлагает р< поиграть: «Я буду называть слова, если услышиш] з, хлопни в ладоши». Затем называет слова: дерев». ка, василек, речка, корзина, Зина, кустик, звоно тем ребенку предлагают определенные звуки, с кот он должен придумать слова: ш, с, л. При затруд взрослый сам называет несколько слов (шапка, шу6\ могая ребенку включиться в выполнение задания.

Фиксируются: слуховое внимание ребенка, его вс ность правильно выделять указанные звуки хлопк подбирать слова с заданным звуком.

4. УГАДАЙ, СКОЛЬКО ЗВУКОВ. Задание направлю проверку уровня сформированности фонематическог ха и умения выполнять звуковой анализ слова.

Методика обследования: взрослый называет р* слово, например дом, и предлагает ответить на в> «Сколько звуков в этом слове? Назови первый зву* тий, второй». При затруднении взрослый сам вы) звуки, объясняя ребенку место каждого звука в это. ве. Затем предлагаются другие слова: ваза, машина ка, пенал, книга.

Фиксируется: умение ребенка производить зву анализ слов.

Задания направлены на выявление овладения слс (точность словоупотребления, использование разны: тей речи).

1. УГАДАЙ, ЧТО ЭТО. Задание направлено на вь ние овладения обобщающими словами.

Методика обследования: взрослый предлагает р(отгадать загадки:

Его бьют, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч.)

Ростом разные подружки и похожи друг на друл Все они сидят друг в дружке, а всего одна игр (Матрешка.)

Вот иголки и булавки выползают из-под лавки, На меня они глядят, молока они хотят. (Ежик.)

Растет она вниз головой, не летом растет, а зим< А солнце ее припечет, заплачет она и умрет. (Сосу

Фиксируются: возможность ребенка использовать обоб­щающие слова в активной речи; умение узнавать предмет по описанию.

2. КТО ЧТО ДЕЛАЕТ. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать слова-действия к именам суще­ствительным.

Оборудование: сюжетные картинки.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 3§9-368.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопросы:

«Парикмахер что делает? (Стрижет.) Шофер что дела­ет? (Водит машину.) Художник что делает? (Рисует.) Порт­ниха что делает? (Шьет.) Продавец что делает? (Продает.) Почтальон что делает? (Разносит письма и газеты.) Лет­чик что делает? (Летает.) Повар что делает? (Готовит.) Хоккеист что делает? (Играет в хоккей.) Библиотекарь что делает? (Выдает книги.)»

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия к именам существительным, опираясь на пред­ставления о профессиях людей.

3. ПОДБЕРИ СЛОВО. Задание направлено на выявление умения ребенка подбирать синонимы к заданным словам разных частей речи.

Методика обследования: взрослый называет ребенку сло­во и просит подобрать близкие к нему слова, например:

большой, огромный, громадный, смелый, ... (отважный, храбрый), тайна, ... (секрет, загадка).

Фиксируются: принятие и понимание задания; уровень развития словарного запаса.

4. СКАЖИ НАОБОРОТ. Задание направлено на выявле­ние умения образовывать слова-действия с помощью при­ставок.

Методика обследования: взрослый называет ребенку слово и предлагает подобрать к нему слово-действие с про­тивоположным значением. Например: наливает - выли­вает. Предлагаются следующие слова: входит - ... (выхо­дит), влетает - ... (вылетает), закрывает - ... (открывает), приплывает - ... (отплывает), собирает - ... (разбирает), приклеивает - ... (отклеивает).

Фиксируется: возможность ребенка подбирать слова-действия с противоположным значением.

5. ПОДБЕРИ РЯД СЛОВ. Задание направлено на умение подбирать и называть слова-действия одушевленных и неодушевленных объектов, предметов и явлений при­роды.

Методика обследования: взрослый называет ребенку сл(во и просит подобрать к нему слова-действия. Например:

Девочка (что делает?) играет, рисует, танцует, шьеп вяжет, готовит.

Мальчик... (читает, пишет, играет, дерется, прячете? строгает, шалит).

Собака... (лает, кусает, охраняет, сторожит, бегав! ласкается, служит).

Кошка... (мяукает, бегает, мурлыкает, царапается, о(. лизывается, умывается).

Курица... (клюет, кудахчет, пьет, несет яйца, сидит)

Самолет... (гудит, летит, взлетает, приземляется).

Ручей... (бежит, звенит, журчит, течет).

Лист... (появляется, растет, зеленеет, вянет, желтееп опадает, шуршит).

Фиксируется: умение ребенка подбирать к имени с> ществительному слова-действия.

Задания направлены на выявление состояния слогово: структуры слов.

1. ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Задание направлено на провер ку умений произносить слова различной слоговой струв туры в предложениях.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенк повторить следующие предложения: «В магазине прода ются полотер, пылесос. Листья падают - наступает лис топад. Мотоциклист едет на мотоцикле. Фотограф фоте графирует детей. Бабушка вяжет внучке воротник. Рыб ловит рыболов. Пчел разводит пчеловод. На стройку при ехал самосвал».

Фиксируются: понимание инструкции; умение ребенк воспринимать и воспроизводить слова сложной слогово] структуры.

Задания направлены на выявление умения самостоя | тельно составлять связные высказывания.

| 1. РАССКАЖИ СКАЗКУ. Задание направлено на выявле | ние умения ребенка составлять связное высказывание т; знакомому литературному произведению (сказке «Коло

бок»). : Методика обследования: ребенка просят рассказат:

сказку «Колобок», при затруднении взрослый помогав 1

2. ПОСЧИТАЙ. Задание направлено на проверку умения согласовывать существительные с числительными.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку посчитать до десяти яблоки (пуговицы), при этом каж­дый раз называя числительные и существительные. На­пример, одно яблоко, два яблока и т. д.

Фиксируются: понимание задания; умение правильно согласовывать в речи существительное с числительным.

3. НАЗОВИ ПРАВИЛЬНО. Задание направлено на выяв­ление умения согласовывать в речи местоимения и гла­голы.

Методика обследования: взрослый предлагает ребенку изменить слова-глаголы шить, петь, танцевать, кра­сить, лететь в соответствии с местоимениями. Напри­мер: «Я иду, мы идем, они идут».

Фиксируются: понимание задания; умение употреблять глаголы в правильной форме с учетом лица местоимения.

4. НАЗОВИ. Задание направлено на выявление умения использовать имена существительные в правильной грам­матической форме.

Оборудование: картинки с изображением леса зимой, летом, весной, осенью; зоопарка, цирка.

Наглядный материал: набор № 4, рис. 371-376.

Методика обследования: ребенку предлагают рассмот­реть картинки и ответить на вопросы: «Чего много в лесу? Откуда осенью падают листья? (Р. п.) К кому ты любишь ходить в гости? Кому нужна удочка? (Д. п.) Кого ты ви­дел в зоопарке (цирке)? (В. п.) Чем ты смотришь? Чем ты слушаешь? (Т. п.) На чем катаются дети зимой? (П. п.)

Фиксируется: умение ребенка отвечать на вопросы в правильной грамматической форме.