День профтехобразования в россии. День профессионального образования Краткая история праздника

Методическая разработка классного часа, посвященного истории профтехобразования России

В этот день все учебные заведения среднего профессионального образования отмечают свой профессиональный праздник. Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.

История создания профтехобразования.

Как вы думаете как давно появилось профессиональное образование? Точкой отсчета принято считать появление в 1701 году первых светских профессиональных образовательных учреждений, открытых по велению великого реформатора Петра I. Это были школы математических и навигационных наук, которые называют первыми реальными училищами в Европе.

Екатерина II сделала попытку создания народных училищ.

Большое внимание на профессиональное образование было обращено с началом великой отечественной войны, когда встала проблема кадров для оборонных предприятий и для предприятий промышленности.

День профтехобразования

Осень – это не только начало нового учебного года, но и пора главных профессиональных праздников в сфере образования. 2 октября в нашей стране отмечается День работников профессионально-технического образования, 5 октября весь мир празднует День учителя.

Профессия педагога, того, кто учит жить и работать, по праву считается не только одной из самых древних, но и одной из самых значимых и уважаемых в мире. На протяжении веков она сочетает в себе традиции и новаторство, несет огромный гуманистический заряд. Именно учителя, наставники и мастера – независимо от того, обучают они дошкольников, учащихся общеобразовательных учреждений или учреждений среднего и высшего профессионального образования – передают представителям молодого поколения эстафету творчества и сохраняют вечные ценности.

Система профессионального образования будущих рабочих начала складываться еще в дореволюционной России. При крупных заводах и фабриках организовывались ремесленные училища, где ученики под руководством опытных мастеров и инженеров постигали азы будущей профессии и профессиональные приемы, позволявшие сделать работу максимально правильно. Разработанная российскими инженерами в Московском техническом училище система производственного обучения демонстрировалась на международных выставках в Филадельфии (1876 год), в Париже (1900 год) с неизменным успехом .


Система профессионального образования менялась и совершенствовалась. В Советском Союзе были созданы школы фабрично-заводскогоученичества (ФЗУ, учеников системы фабзавуча ласково называли «фабзайчатами»). ФЗУ существовали с 1920 по 1940 год.

2 октября 1940 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР». Целью создания новой системы было образование единой государственной системы подготовки квалифицированных специалистов и планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих.

2 октября отмечается системой подготовки квалифицированных рабочих кадров в нашей стране (учреждениями профессионально-технического образования (ПТУ), курсами повышения квалификации рабочих, курсами переподготовки рабочих кадров) как профессиональный праздник. В этот день все учебные заведения начального и среднего профессионального образования отмечают свой профессиональный праздник.

Первые учебные заведения, дававшие профессиональную подготовку, появились в России в начале 18 века по инициативе Петра Первого при Тульском оружейном заводе, уральских горных заводах, в Москве при ткацкой фабрике «Прохоровская трехгорная мануфактура».Для получения рабочих профессий в училища отбирались способные люди из числа солдат, детей мастеровых и крестьян. Окончившим полный курс обучения, присваивалась квалификация ученого мастера.

Днем рождения системы профессионально-технического образования стало 2 октября 1940 года, когда был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР», которым были определены три типа училищ: ремесленные, железнодорожные училища и школы фабрично-заводского обучения. Эти училища были созданы в кратчайшие сроки. Приём в них проводился путём призыва (мобилизации), а также в порядке добровольного набора молодёжи.

Во все времена люди признавали, что престижным может стать практически любое занятие – все зависит от того, как человек будет работать, ведь у каждой профессии есть своя специфика, свои ценности и свои герои. И, конечно же, практически у каждой профессии есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник – один из поводов собраться вместе и ощутить значимость и важность выполняемой работы.

В настоящее время в России работает более 2,5 тысячи учреждений профессионально-технического начального образования и столько же учреждений среднего профессионального образования, в них учатся более 2 миллионов человек. Вопрос подготовки рабочих российские власти называют ключевым – стране крайне необходимы специалисты, которые работают в условиях высокотехнологичной промышленности, включая тех, кто занят эксплуатацией технически сложного современного производственного оборудования, а потому мы с большим вниманием и уважением относимся к тем, кто готовит так необходимые стране рабочие кадры.

День профтехобразования в 2020 году:

История появления СПО в России

Основоположником системы среднего специального образования по праву считают Петра Великого, возжелавшего предоставить возможность обучения всякому желающему вне зависимости от его социального статуса или происхождения. Он же создал первые в России технические училища, куда принимались даже дети из крестьянских семей и мастеровых. По завершению государство смогло получить действительно профессиональных кадров по кораблестроению и оружейному делу. Заложенная Петром Первым основа отечественного образования позволила сформировать промышленно сильную страну.

Следующим важным этапом развития образовательной системы стал рубеж 19 и 20 веков, время развития фабрик и мануфактур. Практически при любом объединении был цех, где еще юных и неопытных специалистов обучали принципам работы. Затем учебные центры стали появляться не только при фабриках, но и обособленно в достаточно крупных населенных пунктах. Начинающие кадры сначала изучали теорию, а затем получали практические навыки, наблюдая за работой настоящих мастеров и пробуя свои силы на деле.

В 1940 году Совнарком Советского Союза подписал документ, устанавливающий правила создания трудового резерва страны. Именно эту дату, 2 октября, позднее и стали считать днем рождения ПТО в России. С этого момента Народный Комиссариат получил возможность призывать ежегодно до миллиона юношей и девушек для обучения в железнодорожных, ремесленных и училищах фабрично-заводского характера. Обеспечение брало на себя государство — общежитие, питание, учебники и форму выдавали бесплатно.

В настоящее время среднее профильное образование утратило бывалый престиж. Действующее руководство страны пытается вернуть ему заслуженный статус, поддерживая финансово и законодательно, однако, подобные меры незначительны и не дают планируемых результатов.

Традиции празднования даты

В настоящее время торжество широко празднуется в профессиональных кругах. Его отмечают все те, кто причастен к получению образования среднего специального уровня — преподаватели, руководители и директора заведений, студенты и абитуриенты, еще не определившиеся с будущей профессией.

В канун дня профтехобразования в техникумах и колледжах организуются дни открытых дверей и открытые лекции для будущих учащихся и их родителей, а также так называемые ярмарки профессий. В дополнение к информационным мероприятиям проводят развлекательные, к примеру, поздравительные концерты. Там студенты демонстрируют не сколько свои знания, сколько творческие умения, открываясь для учителей с новой стороны.

В России День профтехобразования отмечают 2 октября ежегодно. Это неофициальный праздник, но студенты и преподаватели российских учебных заведений массово его отмечают. Проводятся торжественные концерты и линейки. Этот праздник ещё называют Днём молодого работника. На сегодняшний день в России около 200 тыс. студентов получают образование в специальных технических учебных заведениях.

История системы профтехобразования берёт своё начало ещё во времена правления Петра I, в начале XVIII столетия. Пётр I желал дать образование всем людям, независимо от статуса и материального положения. Именно он впервые создаёт профессионально-технические училища при ткацкой фабрике в Москве, при уральских горных заводах, при Тульском оружейном заводе. На обучение туда принимали способных детей мастеровых и крестьян, а также солдат. Те, кто смог полностью пройти обучение, получали квалификацию мастера.

Стали активно строиться и развиваться фабрики, мануфактуры. Резко возросла потребность в мастерах, которые могли бы освоить работу на новом оборудовании. Нужны были учреждения, где такие мастера смогли бы обучаться.

К началу XX столетия при фабриках и мануфактурах создавали большое количество цехов, где неопытным и молодым специалистам объясняли правила работы на станках и принципы их действия. Образовательные учреждения стали появляться во всех крупных городах. Молодые работники имели прекрасную возможность следить за работой опытных мастеров, учиться у них, перенимать опыт и в дальнейшем трудиться на благо страны.

К 1920 году в России были подготовлены миллионы квалифицированных работников благодаря системе фабрично-заводского ученичества. Но, промышленность ширилась, сельское хозяйство развивалось, и даже эта система не смогла в полной мере обеспечить непрерывный приток новых специалистов.

Расцвет профессионально-технического образования в России

В России необходимо было за небольшой период времени основать систему профессионально-технического образования, которая смогла бы готовить специалистов для новых и действующих предприятий, а также для замены работников, которые в случае военных действий ушли бы защищать страну.

Приказ о создании трудовых резервов был принят 2 октября 1940 года. Молодые люди от 14 до 16 лет призывались на учёбу в железнодорожные и ремесленные училища, а молодёжь от 16 до 17 лет должны были посещать школы фабрично-заводского обучения. Эти училища создали за очень короткий период времени. Молодёжь шла туда обучаться как на добровольной основе, так и путём мобилизации. Студенты были на полном содержании государства. За это мастер, закончивший обучение, должен был проработать 4 года на госучреждении.

В России система профтехобразования после этого не стоит на месте. В 2013 году ПТУ преобразовали в техникумы и колледжи.

В наши дни, 2 октября в День профтехобразования, педагогам выдают гранты и премии, проводятся ярмарки, семинары и лекции, праздничные концерты, выставки, студенты показывают свои умения. Этот праздник затрагивает также и фабрики, концерны и заводы.

Сейчас это называется "колледж", тридцать лет назад школьников пугали страшным словом "ПТУ", первое послевоенное поколение получало трудовые навыки в ФЗУ, а начиналось современное профтехобразование более семидесяти лет назад.

2 октября 1940 принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных Трудовых Резервах СССР». Одна из основных целей Г. т. р. - планомерная массовая подготовка квалифицированных рабочих и организованное их распределение. В 1940 были созданы три типа учебных заведений:

    ремесленные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников, квалифицированных рабочих для морского транспорта, предприятий связи и др.;

    ж.-д. училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и др. рабочих сложных профессий ж.-д. транспорта;

    школы фабрично-заводского обучения (ФЗО)с 6-месячным сроком обучения для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной, горнорудной, металлургической, нефтяной промышленности и строительного дела.

Государство взяло на себя полное материальное обеспечение всех учащихся. Уже в мае 1941 учебные заведения Г.Т.Р. выпустили 250 тыс. молодых рабочих для промышленности, строительства, ж.-д. транспорта.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945, когда с предприятий на фронт уходили кадровые рабочие, особенно возросло значение Г.Т.Р. За этот период учебные заведения профессионально-технического образования подготовили 2480 тыс. молодых квалифицированных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, воспитанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. Выпускники учебных заведений трудовых резервов направлялись в освобожденные районы для восстановления разрушенных предприятий.

Так, около 20 тыс. учащихся были направлены на восстановление угольных шахт и электростанций Донбасса. В августе 1945 Совет Народных Комиссаров принял постановление «О мерах по улучшению учебно-воспитательной работы в ремесленных, ж.-д. училищах и школах ФЗО». В 1946 горнопромышленные школы были переведены с 6-месячного на 10-месячный срок обучения.

В 1949 ремесленные училища и школы ФЗО, подготавливающие квалифицированных рабочих для угольной и горнорудной промышленности, были преобразованы в горнопромышленные училища и школы с теми же сроками обучения. По решению Сентябрьского (1953) пленума ЦК КПСС в системе Г.Т.Р. были организованы училища механизации сельского хозяйства, которые в сроки от 6 мес. до 2 лет подготавливали квалифицированные кадры сельских механизаторов.

В связи с постепенным переходом в СССР к всеобщему среднему образованию, в системе Г. т. р. с 1954 начали создаваться учебные заведения нового типа - технические училища для молодёжи, окончившей средние общеобразовательные школы. В технических училищах в срок от 1 до 2 лет подготавливались квалифицированные рабочие по профессиям, требующим повышенного общеобразовательного уровня, и младший технический персонал.

Училища и школы Г. т. р. готовили рабочих примерно 700 профессий. Их подготовка складывалась из производственного и теоретического обучения, физического воспитания и внеклассной работы. На производственное обучение отводилось в зависимости от типа учебного заведения и характера профессии от 50 до 85% учебного времени. В теоретическое обучение входили ряд специальных, общетехнических и общеобразовательных предметов и курс политических знаний. Внеклассная работа включала все виды технического творчества, музыкальную и литературно-драматическую самодеятельность, работу по изобразительному искусству, занятия в различных научных кружках и др.

По окончании обучения и сдачи экзаменов рабочим предоставлялась работа в соответствии с полученной профессией. Училища и школы Г.Т.Р. прикреплялись к предприятиям, для которых подготавливались рабочие кадры. В 1957 на базе школ ФЗО, готовивших рабочих строительных специальностей, были созданы двухгодичные строительные училища.

Начиная с 1959 все школы фабрично-заводского обучения, ремесленные ж.-д., горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хозяйства, профтехшколы, школы фабрично-заводского ученичества и др. профессиональные учебные заведения, входившие ранее в систему Г.Т.Р., так же, как и основная масса ведомственных стационарных учебных заведений, подготовляющих рабочие кадры, были преобразованы в профессионально-технические училища со сроком обучения от 1 до 3 лет и в сельские профессионально-технические училища со сроком обучения 1-2 года. В том же году учебные заведения Г.Т.Р. были переданы в ведение союзных республик, а Главное управление трудовых резервов при Совете Министров СССР (в ведении которого ранее находились эти учебные заведения) преобразовано в Государственный комитет Совета Министров СССР по профессионально-техническому образованию.

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРУДОВЫХ РЕЗЕРВАХ СССР

Задача дальнейшего расширения нашей промышленности требует постоянного притока новой рабочей силы на шахты, рудники, транспорт, фабрики и заводы. Без непрерывного пополнения состава рабочего класса невозможно успешное развитие нашей промышленности.

В нашей стране полностью уничтожена безработица, навсегда покончено с нищетой и разорением в деревне и городе, ввиду этого у нас нет таких людей, которые бы вынуждены были стучаться и проситься на фабрики и заводы, стихийно образуя, таким образом, постоянный резерв рабочей силы для промышленности.

В этих условиях перед государством стоит задача организованной подготовки новых рабочих из городской и колхозной молодежи и создания необходимых трудовых резервов для промышленности.

В целях создания государственных трудовых резервов для промышленности Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

    Признать необходимым ежегодно подготавливать для передачи в промышленность государственные трудовые резервы в количестве от 800 тысяч до 1 миллиона человек путем обучения городской и колхозной молодежи определенным производственным профессиям в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения.

    Для подготовки квалифицированных рабочих металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и рабочих других сложных профессий, а также квалифицированных рабочих для морского транспорта, речного транспорта и предприятий связи - организовать в городах Ремесленные Училища с двухгодичным сроком обучения.

    Для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта - помощников машинистов, слесарей по ремонту паровозов и вагонов, котельщиков, бригадиров по ремонту пути и других рабочих сложных профессий - организовать Железнодорожные Училища с двухгодичным сроком обучения.

    Для подготовки рабочих массовых профессий, в первую очередь для угольной промышленности, горно - рудной промышленности, металлургической промышленности, нефтяной промышленности и для строительного дела, организовать школы Фабрично - Заводского Обучения с шестимесячным сроком обучения.

    Установить, что обучение в Ремесленных Училищах, Железнодорожных Училищах и в школах Фабрично - Заводского Обучения производится бесплатно и учащиеся в период обучения находятся на иждивении государства.

    Установить, что государственные резервы рабочей силы находятся в непосредственном распоряжении Совета Народных Комиссаров СССР и не могут быть используемы наркоматами и предприятиями без разрешения Правительства.

    Предоставить право Совету Народных Комиссаров СССР ежегодно призывать (мобилизовывать) от 800 тысяч до 1 миллиона человек городской и колхозной молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет для обучения в Ремесленных и Железнодорожных Училищах в возрасте 16 - 17 лет для обучения в школах Фабрично - Заводского Обучения.

    Обязать председателей колхозов ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) по 2 человека молодежи мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского обучения на каждые 100 членов колхозов, считая мужчин и женщин в возрасте от 14 до 55 лет.

    Обязать городские Советы депутатов трудящихся ежегодно выделять в порядке призыва (мобилизации) молодежь мужского пола в возрасте 14 - 15 лет в Ремесленные и Железнодорожные Училища и 16 - 17 лет в школы Фабрично - Заводского Обучения в количестве, ежегодно устанавливаемом Советом Народных Комиссаров СССР.

    Установить, что все окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения считаются мобилизованными и обязаны проработать 4 года подряд на государственных предприятиях, по указанию Главного Управления Трудовых Резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, с обеспечением им зарплаты по месту работы на общих основаниях.

    Установить, что все лица, окончившие Ремесленные Училища, Железнодорожные Училища и школы Фабрично - Заводского Обучения, пользуются отсрочками по призыву в Красную Армию и Военно - Морской Флот на время до истечения срока, обязательного для работы в государственных предприятиях, согласно статье 10 настоящего Указа.

Председатель Президиума
Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН

Секретарь Президиума
Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН