1 роль преподавательского потенциала в развитии образования. Развитие педагогического потенциала как фактора повышения эффективности образования. Толкачёв В.А. Инновации в высшем образовании как стратегический фактор развития России

РАЗДЕЛ VI ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ

Симонова Алевтина Александровна

Уральский государственный педагогический университет, проректор по учебной работе, заведующая кафедрой теории и практики управления организацией, кандидат педагогических наук, доцент, [email protected], Екатеринбург

РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Simonova Alevtina Aleksandrovna

Ural State University teacher education, pro-rector for academic affairs, chair of theory and practice of organization management, Ph.D., associate professor, for teaching uchny head readings, [email protected], Ekaterinburg

DEVELOPMENT OF THE MUNICIPAL BUILDING PEDAGOGICAL EDUCATION SYSTEM

Успешная профессиональная деятельность педагога невозможна без непрерывного обновления знаний, совершенствования профессиональной компетентности. Анализ теории и практики образования свидетельствует, что значительные возможности совершенствования образовательной деятельности заключены в создании условий для роста педагогического потенциала. Понятие «педагогический потенциал» очень часто используется в характеристике деятельности как педагогов, так и системы образования в целом. Вопрос развития педагогического потенциала возникает всякий раз, когда затрагивается проблема развития профессионального мастерства и педагогической компетентности педагога, что определяет поиск новых образовательных технологий, направленных на развитие одного из компонентов профессионального мастерства - педагогического потенциала. Между тем, управление развитием потенциала педагогических кадров не является объектом внутришкольного планирования. Реализуя работу с педагогическими кадрами, руководители школ, как правило, не придают большого значения изучению и определению условий развития их потенциала. Это актуализирует проблему поиска и создания организационнопедагогических условий развития педагогического потенциала как педагогов, так и системы образования в целом.

Задачей данной статьи мы считаем рассмотрение подходов к определению понятия «педагогический потенциал», понятия «педагогический потенциал муниципальной образовательной системы», его структуры и организационно-педагогических условий развития в рамках муниципальной системы образования. Под организационно-педагогическими условиями понимаем совокупность содержательных, субъектных, структурных и процессуальных компонентов образовательной среды, оказывающую влияние на динамику педагогического потенциала.

Анализ научной и методической литературы выявил несколько основных трактовок понятия «педагогический потенциал».

Понятие «потенциал» рассматривается как средство, запасы, источники, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления планов, решения каких-либо задач: как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области .

Т. Л. Божинская рассматривает педагогический потенциал как интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, создающее возможность специалисту транслировать культурный опыт и способствовать его присвоению субъектами культуры и образования, вживанию и развитию их личности в культуре. Педагогический потенциал, по мнению данного автора, аккумулирует необходимые ресурсы региональной культуры и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности . Педагогический потенциал также характеризует необходимые ресурсы педагога и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности. Б. А. Вяткин, Е. А. Силина, опираясь на положения теории интегральной индивидуальности В. Мерлина, рассматривают педагогический потенциал как структуру, включающую в себя психодинамические, инструментальные и мотивационные характеристики. Интеллектуальные характеристики педагогического потенциала представлены профессиональным опытом учителя и некоторыми личностными качествами. Инструментальные характеристики педагогического потенциала - это педагогические способности . Они играют в структуре педагогического потенциала особую роль, являются его ядром. На этот факт специально обращает внимание Л. Д. Кудряшова, которой принадлежит оригинальная психологическая теория способностей .

Анализ научных и практико-ориентированных исследований показывает, что педагогический потенциал реализуется при решении задач профессиональной педагогической деятельности, в результате мобилизации физиологических, адаптивных, информационных ресурсов вокруг культурноценностных ориентиров, представляющих своеобразные центры поляризации значимых компонентов опыта.

Н. Г. Закревская в своем исследовании доказывает, что профессионализация педагогического потенциала, его трансформация в профессиональнопедагогический проходят стадии формирования и аккумулирования в процессе профессиональной вузовской подготовки, развивается как устойчивая си-

стема связей, создающая условия для передачи опыта в процессе профессиональной деятельности и дополнительного профессионального образования. Критериями развития профессионально-педагогического потенциала выступают: степень профессиональной субъектности, уровень профессионального самосознания, соотношение профессиональных возможностей и притязаний, степень актуализации педагогического потенциала личности .

Основными условиями развития профессионально-педагогического потенциала выступают: обеспечение в процессе образования движения в развитии от аккумулирования возможностей к их реализации; осуществление гармонизации процессов образования и личностного развития человека; обеспечение преемственности и интеграции учебной и профессиональной деятельности, множественности и вариативности условий образования в зоне реализации профессионального педагогического потенциала .

Н. Г. Закревская, исследую проблему развития педагогического потенциала в условиях вуза, вычленила аспект научно-педагогического потенциала как единства научных школ, научно-педагогических кадров на всех уровнях воспроизводства социально-культурных образцов, способствующих сохранению научных традиций и развитию научных исследований; научнопедагогического потенциала личности, который рассматривается как взаимосвязь интеллектуального, нравственного, физического совершенствования и является основой социального здоровья.

Данным автором подчеркнуто, что научно-педагогический потенциал научного сообщества развивается, в том случае, если созданы необходимые условия для его формирования и развития: усвоение субкультуры эталонной группы; развитие познавательных способностей; факторы социальной среды; трансляция и производство знаний как функции научного сообщества предполагают научно-педагогическую деятельность и создание научных школ в области образования . В условиях муниципальной системы образования прообразом научного сообщества являются ассоциации педагогов и руководителей, созданные в целях активизации научно-методической работы школьных методических объединений, кафедр и отдельных педагогов.

Таким образом, педагогический потенциал муниципальной системы образования представляет собой интеграцию педагогического потенциала субъектов образовательной деятельности, педагогического потенциала профессиональных и научных сообществ, потенциала региональной культуры в ее муниципальном контексте, организационно-управленческих условий их взаимовлияния.

Анализ вышеприведенных и не упомянутых в данной статье научных подходов позволяет определить основные показатели, которые можно принять в качестве критериев развития педагогического потенциала муниципальной образовательной системы:

Педагогический потенциал представляет собой совокупность ценностных, содержательных и научно-методических средств, позволяющих оказывать педагогические (образовательно-воспитательные) воздействия на людей;

Интегральное образование с выраженной прогностической направленностью, использующее необходимые ресурсы региональной (территориальной, в том числе муниципальной) культуры и обеспечивающее эффективность профессиональной педагогической деятельности;

Развитие педагогического потенциала рассматривается по отношению к личности субъектов педагогической действительности (педагогов, студентов, научных работников, заинтересованного населения), а также по отношению к феноменам культуры и социальной действительности, образовательновоспитательным системам и учреждениям, научным сообществам;

Обеспечение эффективности становления и развития педагогического потенциала требует выявления теоретико-методологических оснований, разработки практико-ориентированной концепции (модели), технологии внедрения и сопровождения (организационно-управленческой модели), описания необходимых условий (ресурсов).

Все вышеизложенное позволяет сделать выводы о возможностях и условиях развития педагогического потенциала муниципальной системы образования. Моделью, содержащей нормативные основания, может служить модель национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Необходимым условием эффективного функционирования муниципальной системы образования по развитию педагогического потенциала является учет особенностей образовательного пространства, традиции и перспективы развития образовательной среды, педагога в контексте его профессионально-личностного становления и развития. Реальным проявлением уровня развития педагогического потенциала в практике образовательной деятельности является профессиональная мобильность педагогов, для формирования которой необходимо, как указывает в своем исследовании Б. М. Игошев, создание интеграционной образовательной среды на управленческом, организационном и ресурсном уровнях .

На наш взгляд, базисом проектирования развития педагогического потенциала муниципальной системы образования в соответствии с современными тенденциями развития образования может служить реализуемый с 2003 г. Стратегический проект «Городская школа стандарт «Пять звезд»», разработанный по решению Коллегии главы города Екатеринбурга на период до 2015 г. .

Основными критериями оценки проекта как основы развития педагогического потенциала могут быть: соотношение цель - результаты (качество формулировок, реальность, соответствие друг другу, опора на специфику Екатеринбурга сегодняшнего и учет положений стратегического плана развития, учет внешних для Екатеринбурга образовательных тенденций); способы движения от цели к результату; охват субъектов образовательной системы; возможности ресурсного обеспечения (кадровые, организационные, материальные, финансовые и др.); преемственность данного проекта с предыдущими программными документами Екатеринбурга.

Основная задача городского образовательного комплекса состоит в качественной реализации конституционных прав граждан на образование, что

предполагает повышение профессиональной направленности получаемого образования, обеспечение готовности молодого поколения к реализации своего личностного потенциала, интересов и потребностей. Постановка задач и результатов программы через развитие потенциала субъектов образовательной системы выдвигает требования к развитию педагогического потенциала профессионального педагогического сообщества, ресурсного обеспечения образовательной деятельности.

Проект в своих подходах, направлениях соответствует федеральным тенденциям, учитывает федеральные программы развития образования.

Анализ потребностей и интересов городского сообщества, изучение мнений жителей Екатеринбурга, проведенные в период работы Управления образования над Стратегическим планом развития Екатеринбурга на период до 2015 г., позволил выделить основные «слагаемые» городского социального заказа системе общего образования по сегодня являются:

Потребность горожан в устойчивом развитии и надежном функционировании общеобразовательных учреждений всех типов и видов;

Потребность в надежном обеспечении правовых гарантий в области образования для всех социальных слоев населения города, всех субъектов образовательной деятельности;

Общественный запрос на предоставление услуг высокого качества для детей и подростков Екатеринбурга по всем общеобразовательным дисциплинам в любом общеобразовательном учреждении города;

Особое внимание, по мнению горожан, следует обратить на достижение современного уровня общего образования, достаточного для реального самоопределения всех выпускников системы общего образования в жизни;

Запрос на оптимальное обновление содержания и методов современного общего образования в соответствии с прогрессом общества, науки, культуры в условиях полного соблюдении требований соответствия возрастным возможностям обучающихся и отсутствия физической, нервно-психической перегрузки учеников и педагогов, подрыва их здоровья;

Заказ на ведение в ОУ эффективной профилактической работы, направленной на воспитание устойчивого социального и духовного сопротивления детей воздействию на них наркомании, алкоголизма, криминогенной среды, реакционных учений;

Потребность в развитии системы общего образования, способной не только более полно востребовать совокупный культурный потенциал города Екатеринбурга, но и обеспечить его дальнейшее обогащение и приращение.

В процессе подготовки проекта было выявлено несоответствие тенденций стратегического развития города как современного многофункционального центра с элементами мирового города и уровня развития детского образования, которое сегодня не соответствует международным стандартам качества, что приводит к низкому стартовому уровню развития трудового потенциала горожан. Полученные в результате анализа данные свидетельствуют, что в городе существует реальная проблема сохранения несоответствия между ка-

чеством образования, получаемого в школе и потребностями реальной жизни современного мегаполиса, каким является Екатеринбург. Последствиями проблемы являются увеличение количества горожан, не имеющих возможности успешной адаптации к условиям жизни современного крупнейшего города, снижение общего интеллектуального потенциала горожан и, как следствие, снижение трудового потенциала, мобильности кадровых резервов.

Проект ориентирован на все категории граждан. Результатом реализации проекта планируется повышение уровня развития трудового потенциала города в будущем, обеспечение качества общего образования детей в соответствии с международными стандартами, направленное на обеспечение перспектив развития трудового потенциала города средствами повышения профессионального и личностного потенциала горожан.

В Проекте заявлены показатели, обеспечение территориальной доступности полного спектра качественных образовательных услуг для всех категорий жителей Екатеринбурга; обеспечение международных стандартов качества образования в соответствии с современной концепцией качества; обеспечение профессиональной ориентированности молодых горожан, воспитание готовности к активной адаптации на рынке труда крупнейшего города.

Четко прописаны, прозрачны, измеряемы результаты решения задач, что не часто встречается в таких крупных, достаточно долгосрочных проектах, например, развитие динамичной вариативной общеобразовательной системы, удовлетворяющей образовательные потребности жителей Екатеринбурга и обеспечивающей равный доступ горожан к качественному образованию вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи и др.

В структурном плане охвачены все составляющие образовательной системы: дети, педагоги, управленцы, семья, общественность, обеспечивающие условия, процессы обучения, воспитания, охраны и коррекции здоровья детей (физического, психического, социального).

Технология проекта предполагает его реализацию через систему среднесрочных программ развития сферы «Образование» на 3-4 года и стратегических подпроектов на длительную перспективу, по приоритетным направлениями развития системы образования города. Такой модульный принцип построения программ уже оправдал себя в практике образования.

К разработке и реализации проекта привлечены вузы города, общеобразовательные учреждения, органы управления образованием, а также ученые города, что повышает гарантию рассмотрения и учета всех проблем.

Подробно разработан организационный план, включающий мероприятия, этапы проекта, стоимость каждого мероприятия. Представлен финансовый план проекта, причем определены поэтапно стоимости отдельных направлений деятельности и крупных мероприятий. Это свидетельствует о реальности представлений разработчиков о возможностях развития системы образования города, в том числе развития педагогического потенциала.

Следующим, более конкретным уровнем являются городские целевые программы на 2-3 года. Например, городская целевая программа развития

системы образования МО «город Екатеринбург» на 2011-2013 годы. Анализ результатов выполнения предыдущей программы развития, сопоставление требований модели «Наша новая школа» с реальными показателями образовательных учреждений позволил сформулировать основные задачи деятельности образовательной системы:

1. Создание доступной, здоровьесберегающей, технологически оснащенной образовательной среды для всех категорий детского населения города Екатеринбурга, в том числе посредством оптимизации инфраструктуры образовательных учреждений.

2. Предоставление доступа к получению общего образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, посредством создания безбарьерной среды.

3. Совершенствование системы работы с талантливыми детьми и обеспечение условий для развития индивидуальных способностей, личностных качеств, творческого потенциала одаренных детей.

4. Переход на новые образовательные стандарты в системе общего образования г. Екатеринбурга.

5. Обеспечение системы общего образования высококвалифицированными кадрами, их поддержка органами местного самоуправления и общественностью.

6. Создание условий для освоения обучающимися и педагогами современных информационных технологий обучения и организации жизнедеятельности образовательных учреждений.

7. Развитие экспериментальной и инновационной деятельности, в том числе через взаимодействие с вузами и другими учреждениями профессионального образования.

8. Создание условий для управления и организации мониторинга качества образования (качества условий, качества образовательного процесса и качества результата образования) в каждом ОУ.

Позитивная динамика педагогического потенциала образовательной системы обеспечивается прежде всего развитием потенциала педагогических кадров образовательных учреждений. Поэтому в программе развития системы образования Екатеринбурга особое внимание уделено разделу «Обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами».

На сегодняшний день в Екатеринбурге достаточно условий для развития образовательной системы: имеется разветвленную инфраструктуру образовательных учреждений, обеспечены кадрами, накоплен опыт мобильного изменения содержания, сформирована прослойка профессиональных разработчиков содержания, технологий, программ, развивается сеть производителей средств обучения, на уровне образовательного учреждения и на муниципальном уровне есть опыт обновления содержания и технологий, применения нетрадиционных методик; во внешней среде повысился интерес к образованию и спрос на образовательные услуги. В качестве следующего организационного уровня приведем пример проекта Городские педагогиче-

ские чтения, которые проводятся в Екатеринбурге на протяжении последних шестнадцати лет.

Анализ опыта научного руководства педагогическими чтениями позволяет сделать некоторые выводы и обобщения по организации таких долгоживущих мероприятий. Изучение состава участников показало, что большинство из них регулярно участвуют в педагогических чтениях. Таким образом, сформировалось педагогическое сообщество (своего рода общественная организация), которое функционирует и развивается по законам и правилам теории и практики организационного развития. В настоящее время Педагогические чтения являются практически круглогодичным проектом. В марте проходит Инновационный форум, в котором принимают участие руководители и педагоги - победители ПНП «Образование», других инновационных конкурсов, участники сетевых инновационных площадок. На этом Форуме проходит анализ и обсуждение инновационных идей, начинаний и проектов в образовательных учреждениях Екатеринбурга, организуется выставка инновационных проектов. Результатом работы круглых столов являются предложения по разработке и внедрению инновационных идей, и определяется тема педагогических чтений года. А далее реализуется описанная выше технология. Также расширен временной интервал проведения педагогических мастерских, мастер-классов на период с октября по февраль следующего года.

Учет широкого круга научных, интеллектуальных, образовательных, профессиональных и иных факторов, оказывающих воздействие на изменение образовательной системы города, позволяет в определенной мере предвидеть основные черты, свойства, направления этих изменений, оказывать влияние на развитие педагогического потенциала.

В связи с необходимостью обеспечения непрерывности профессионального педагогического образования в целях развития педагогического потенциала возрастает актуальность взаимодействия учреждений (факультетов) дополнительного профессионального образования, реализующих программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки с муниципальными информационно-педагогическими центрами. Важное место в организации повышения квалификации руководителей, педагогов занимают ресурсные центры: внедрение информационных технологий в образовательный процесс, организация дистанционного обучения, работа виртуальных методических объединений учителей, проведение видеоконференций по инновационной деятельности педагогов. Оправдали себя такие формы, как представление педагогического опыта на региональном и всероссийском уровне, мониторинг эффективности повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров, использование потенциала учителей и школ-лидеров в формирующейся мобильной системе повышения квалификации педагогических и управленческих кадров, в организации сетевого, проектного взаимодействия с учреждениями высшего и профессионального образования.

Библиографический список

1. Божинская, Т. Л. Перспективы совершенствования педагогического потенциала региональной культуры в современном российском образовании [Текст] / Т. Л. Божинская // Педагог, воспитай личность: науч.-метод. пособие. - Ростов н/Д, 2010. - 0,4 п. л.

2. Вяткин, Б. А. О вкладе В. С. Мерлина в развитие отечественной психологической науки [Текст] / Б. А. Вяткин, Е. А. Силина// Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия: Психология. - 1998. - № 1. - С. 60-68.

3. Гусинский, Э. Н., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. - [Текст] / Э. Н. / Гусинский - М., 2000.

4. Закревская, Н. Г. Социология образования и научных сообществ: Хрестоматия. [Текст] / Н. Г. Закревская, - СПб.: [б. и.], 2009. - 176 с.

5. Игошев, Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: Монография. [Текст] / Б. М. Игошев - М.: ВЛАДОС, 2008. - 201 с.

6. Кудряшова, Л. Д. Психология и оценка личности. [Текст] / Л. Д. Кудряшова, - М., 2007.

7. Рыбаковский, Л. Л. Миграционный потенциал: понятие и критерии оценки [Текст] / Л. Л. Рыбаковский// Социологические исследования. - 2009. - № 2.

8. Стратегический проект «Городская школа - стандарт „Пять звезд“». [Текст] - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004.

Лопапова Елена Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики и психологии Омской государственной медицинской академии, [email protected], Омск

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ

Lopanova Elena Valentinovna

Professor Associalte, Head of Department for pedagogy and psychology, lopanova_omgpu@ mail.ru, Omsk

LOPANOVA E.V. MODEL OF SYSTEM OF IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL OF THE TEACHERS, BASED ON COMPETENCE

Среди проблем перехода на новый образовательный стандарт выделяются: перевод набора ключевых компетентностей в перечень образовательных

ВВЕДЕНИЕ

В условиях глобализации и становления новой экономики, в основе которой - знания и прогрессивные информационные технологии, главным ресурсом экономического роста и повышения благосостояния страны выступает ее интеллектуально-образовательный потенциал. Таким образом, система подготовки кадров приобретает стратегическое значение, становясь главным инструментом обеспечения высокой конкурентоспособности.

Актуальность темы реферата заключается в том, что проблемы образования сегодня становятся ведущими экономическими проблемами не только современности, но и ближайшего будущего.

Объектом исследования является образование как элемент трудового потенциала.

Цель работы - определить роль образования в развитии трудового потенциала.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

.Изучить социально-экономическую сущность образования;

.Определить функции образования в производственно-экономической сфере;

.Определить, как решаются проблемы, имеющие место на современном рынке труда с помощью повышения уровня образования населения.

.Указать значение образования в развитии трудового потенциала.

.Социально - экономическая сущность образования

В современных экономических условиях очень большое значение приобретает гармоничное развитие личности, которое вытекает из логики социального и технического прогресса. Мировое сообщество сегодня стремится к реализации гуманистических идеалов в образовании посредством повышения его социальной, педагогической и экономической. Социальная эффективность образования выражается в различных формах утверждения гуманизма как в обществе, так и в самом содержании и технологиях образования как педагогического процесса.

Итак, образование как социальное явление - это, прежде всего, объективная общественная ценность. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы.

Однако образование, имея общественную природу и исторический характер, в свою очередь, обусловлено историческим типом общества, которое реализует эту социальную функцию. Оно отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и воспитанники являются субъектами общественных отношений.

Образование как социальное явление представляет собой самостоятельную систему, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества. Образование направлено на овладение членами общества определенными знаниями (прежде всего научными), ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития.

Анализируя новейшую историю реформирования образования, можно сделать вывод о том, что за пределами развития образования, как правило, оказывались социальные эффекты, которых образование принимает непосредственное участие, среди них:

)формирование идентичности человека в условиях многонационального государства;

)социальное и духовное объединение общества;

)обеспечение социальной мобильности личности, качества и доступности образования для снижения вероятности социального расслоения общества;

)создание социальных норм толерантности и доверия друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;

)социализация подрастающего поколения;

)повышение конкурентоспособности личности, общества и государства.

Образование - это основная сфера воспроизводства человеческого потенциала, где человек формируется как личность. Знания, полученные в процессе образования, способствуют раскрытию сущности человеческой жизни в обществе, т.к. миропонимание, мировоззрение, определение места и роли личности в обществе, усвоение гуманитарных основ общения, норм морали и нравственности, социальное и культурное развитие делают человека частью общества. Профессиональная подготовка человека в образовательной системе закладывает прочную базу профессиональной деятельности, в наибольшей степени реализующую личностные способности, его трудовой потенциал. Именно поэтому в теории человеческого капитала уровень образования населения рассматривается как главная составляющая его ценности, а образование признается постоянной составляющей трудовой деятельности.

Экономика современности требует инновационного подхода в системе подготовки будущих специалистов. Образование по своей сути является инновационной сферой, поскольку основывается на постоянном использовании новых знаний, продуцируемых научными учреждениями и вузами. Кадры образовательной системы - важнейшая часть интеллектуального потенциала страны, которая, в отличие от научных работников, выполняет такую социальную функцию, как воспитание обучающихся, а также тиражирование уже известных теоретических положений, концепций, выводов и получение определенных практических навыков и умений. Указанные стороны учебного процесса также носят в определенной мере инновационный характер.

2.Повышение уровня образования для решения проблем на рынке труда

образование рынок труд производственный

Повышение образовательного уровня более высокой ступени осуществляется вузами, институтами повышения квалификации и переподготовки кадров. В последние годы наблюдается стремление молодежи к получению более высокой квалификации.

Причины такой ситуации, скорее всего, в следующем:

)

)

)

)сложившееся мнение о том, что высокий уровень образования ведет к росту доходов и, в частности, заработной платы.

Безусловно, человек, обладающий определенным запасом знаний, является более конкурентоспособным и креативным. Обучение же по второй специальности дает возможность снизить дисбаланс на рынке труда между спросом и предложением, ведь менее востребованная специальность диктует обстоятельства, требующие переподготовки работника, то есть получения новой специальности, наиболее востребованной в регионе. Достоинства системы переподготовки состоят также и в следующем:

·обучение второй специальности происходит в более короткие сроки;

·получение образования по такой системе позволяет избежать дублирования дисциплин и исключить довольно большой блок общетеоретической подготовки;

·растет человеческий потенциал страны;

·расширяются сферы приложения труда;

·преподавание теоретического блока дисциплин, осуществляемое наиболее компетентным профессорско-преподавательским составом, способным донести знания определенного предмета в рамках основных идей развития белорусского государства, наиболее тесно увязывается с практическими навыками слушателей.

Анализируя динамику статистических данных, характеризующих занятость и безработицу, следует отметить, что уровень экономической активности населения, то есть склонность к предложению труда, повышается пропорционально уровня образования, достигая максимума среди лиц с высшим профессиональным образованием.

Среди трудоустроенных - все больше лиц, имеющих высшее образование: 22,8% в 2010 г. по сравнению с 16% в 2000 г. В то же время рынок труда реагирует на увеличение лиц с высшим образованием. Это отражается в росте доли безработных с высшим образованием, которая увеличилась за 10 лет на 0,6 процентных пункта (с 9,6% в 2000 г. до 10,2% в 2010 г.). Следует отметить, что увеличение числа выпускников средне-специальных учебных заведений и вузов не является прямым индикатором роста предложения труда со стороны специалистов в масштабах всего экономически активного населения. В частности, поскольку в старших возрастных группах трудоспособного населения, постепенно выбывающих с рынка рабочей силы, доля лиц со средним специальным образованием является весьма высокой, общее предложение труда лиц со средним профессиональным образованием сокращается. Растет и средний возраст безработных, в большей степени у женщин.

Рост уровня образования ведет к повышению человеческого потенциала страны. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей. Поэтому переобучение лиц пожилого возраста позволит избежать сокращения данной категории работников.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что система высшего и послевузовского образования позволяет решать насущные проблемы на рынке труда. Дело в том, что образование имеет смысл только в рамках рынка труда, так как люди, получающие образования учатся для того, чтобы в будущем работать. Профессиональная подготовка, в свою очередь, является важнейшей формой самореализации личности на рынке труда, в сфере трудовых отношений.

3.Функции образования в производственно-экономической сфере

Перечислим основные функции образования в производственно экономической сфере, а затем подробно поясним каждую из них:

.формирование профессиональных компетенций населения;

2.

.формирование потребительских стандартов населения;

.привлечение экономических ресурсов.

Основной функцией образования в сфере экономики и производства является формирование профессиональных компетенций населения. С количественной точки зрения можно сказать, что система образования отвечает за воспроизводство профессионально-образовательного состава населения. На практике прослеживается колебание системы образования между перепроизводством и недопроизводством. Это две крайности, которые оказывают негативное влияние на профессиональную структуру, приводят к тому, что в профессию приходят люди, которые не имеют соответствующей подготовки, что происходит из-за обучения профессии без научных основ и творческих навыков. Кроме того, две эти крайности значительно снижают профессиональную культуру, делают неясными отношения внутри групп и между этими группами, вносят непрофессиональные критерии в оценивание людей, усиливают роль приписываемых статусов в социальном продвижении индивидов.

Качественная сторона данной функции показывает формирование производственных свойств работников и связана во многом с профессиональной школой. Эти же свойства складываются и в трудовой деятельности, в общеобразовательной подготовке, где формируется творческий и нравственный потенциал работника. Производительность работника и его инновационная активность несколько повышается с ростом общего образования.

Превышение образовательного уровня над требованиями рабочего места способствует производству, так как позволяет создать резерв творческого потенциала личности, квалификационного и социального продвижения человека.

Исторически сложилась такая функция образования в рамках экономики и производственной деятельности - формирование потребительских стандартов населения. Значение образования в экономике шире производственных аспектов. Эта функция проявляется, в первую очередь, в потреблении благ, информации, культурных ценностей, природных ресурсов. Она же определяет основу неформального образования, которое происходит в семье или создается средствами массовой информации. Образование может вводить в материальные потребности людей рациональные стандарты, содействовать становлению ресурсосберегающей экономики, а также стабильной и благоприятной среды человека. В условиях рынка такая функция противостоит интересам бизнеса, хотя она и в большей степени соответствует национальным интересам.

Еще одна функция образования в рамках экономики - это привлечение экономических ресурсов. Источники экономических ресурсов могут быть разными - от госбюджета до частных инвестиций. Они представляют заказчика и неизбежно отражаются не только на формах образования, но и на его содержании. Благодаря тому, что образование опирается на государственный бюджет, происходит стандартизация образования. Однако, ориентация образования на деловые круги или спонсоров усиливает автономию образовательных структур. Частичный перевод школы на местный бюджет привел к тому, что в содержании образования появился региональный и местный компоненты.

Функция внутреннего распределения экономических и иных ресурсов заключается в том, что образовательные структуры распределяют средства между регионами, отдельными подсистемами и учреждениями, видами деятельности, должностями. Таким образом происходит обеспечение ресурсами таких направлений деятельности, которые ориентированы и на внеобразовательное пространство, то есть коммерческих, исследовательских, конструкторских структур. Такое распределение повышает социальное неравенство, закрепляет отставание групп из-за того, что некоторые подсистемы образования недополучают ресурсы.

Система образования может менять экономические стимулы и вносить поправки в практику финансовой поддержки, влекущие изменение социально-экономического статуса ее участников. В любом случае, распределение ресурсов в образовании всегда обусловлено его социальной организацией. Социальная обусловленность имеет большее значение, чем экономическая, так как экономические критерии здесь практически не находят прямого применения. На первом плане критерии, являющиеся нормативным продуктом соглашения профессиональных групп (или чиновников) данной отрасли. Система образования нередко действует вопреки здравому смыслу. К примеру, система педагогического образования в СССР осуществляла выпуск учителей в заведомо завышенных объемах (2,8 раза), что сдерживало рост доходов учителей, решение жилищных проблем, техническое перевооружение школы. Оправданием служило следствие этой же практики - высокая профессиональная текучесть учителей.

4. Роль образования для развития трудового потенциала в условиях современности

В связи с переходом к новому экономическому укладу, в основе которого - развитие сетевого производства и управления, а также использование информационно-коммуникационных технологий, очень большое значение приобретает квалификация, профессионализм и творческие способности работников. Ключевым элементом современной высокотехнологичной, информационно-сетевой экономики становятся не материальные ресурсы, а знания, информация, интеллект, которые становятся сегодня самостоятельными продуктами производства.

На современном этапе развития общества знания приобретают новое качество и становятся товаром, приносящим наибольшую прибыль. В конце прошлого века это глобальное явление было признано официально, в связи с чем в лексиконе современного человека появились такие понятия, как «новая экономика», «экономика знания», «экономика, базирующаяся на знаниях». Сегодня эти понятия очень широко используются для обоснования типа экономики, в которой знания играют решающую роль, а их производство является источником роста. Современные специалисты отмечают появление явных признаков перехода от экономики, опирающейся на использование природных ресурсов к экономике, базирующейся на знаниях. Среди этих признаков можно выделить, во -первых, более быстрый рост инвестиций в знания, чем инвестиций в основные фонды (в странах - членах ОЭСР в 90-е годы прошлого столетия - в среднем на 3,4% в год (было 2,2%), во-вторых то, что из всего объема знаний 90% их получено за последние 30 лет.

По сути, любой человек имеет потенциал профессионального роста, а его использование становится все более важным по мере повышения ценности человеческих ресурсов. На Западе все более признается, что в современных условиях успешную карьеру может обеспечить только такая система образования, которая учитывает процессы глобализации. Сегодня очень часто используется понятие - «глобализация образования», это связано с формированием мирового рынка образования и международной конкуренции на нем. Формирование мирового рынка образования проявляется в таких прогрессивных технологиях, как международный обмен студентами, применение дистанционной формы обучения в режиме онлайн. Применение в образовании новых информационных технологий напрямую связано с повышением требований к уровню образования и квалификации работников. Доля лиц трудоспособного возраста, имеющих высшее образование, неизменно увеличивается во всех странах. Так, например, в США она достигла уже более 25%. В России этот показатель пока несколько ниже, чем в США, но в два раза выше, чем во Франции и составляет 17,5%. В связи с этим, с уверенность. Можно говорить о достаточно благополучных исходных данных для вхождения в «новую экономику».

В условиях, когда требуются специалисты нового типа, обладающие, помимо высоких профессиональных качеств, способностями к управленческой и предпринимательской деятельности и высоким уровнем интеллекта и культуры, а также склонностью к творчеству и, что особенно важно, умением жить и работать в новом информационном мире, появляется такая проблема, как отставание образования от запросов «новой экономики». Значительная нехватка квалифицированных кадров отмечается на Западе, об этом свидетельствует возрастающий их импорт из стран Восточной Европы: в США он составил в 2000г. 500 тыс. человек, в ФРГ - 200 тыс., в Великобритании - 50 тыс. и т.д. В США, например, в отдельных наукоемких отраслях иммигранты составляют до половины всех специалистов высшей квалификации.

Такие же тенденции прослеживаются практически во всех развитых странах, где срочно разрабатываются государственные стратегии модернизации образования, а само государство выступает гарантом инвестиций в данную сферу. Эти процессы во многом обусловлены результатами новейших исследований эффективности вложений в человеческий капитал. Новые оценки ОЭСР подтверждают, что это - высокодоходные инвестиции.

Очевидно, что образование сегодня значительно расширяет границы способностей человека к трудовой деятельности. Оно дает ему возможность не только правильно оценить ситуацию, но и принять оперативное решение и реализовать его. Кроме того, для современного производства характерна быстрая смена технологий и, следовательно, оборудования. В этих условиях возрастает потребность в работниках с более интеллектуальными трудовыми навыками и способностями. Практикой хозяйствования доказано, что адаптироваться к постоянно меняющимся условиям производства, быстро овладевать новой техникой и технологией могут помочь прежде всего знания. Все это требует нового отношения к образованию населения.

Исторически сложилось несколько подходов к определению эффективности инвестиций в развитие персонала предприятия и повышение его уровня квалификации. Сфера профессионального образования, преследуя основную цель - удовлетворение потребностей людей в образовании, в то же время формирует квалифицированную рабочую силу. Образование само по себе является духовной, социальной ценностью как отдельного индивида, так и общества в целом. Квалифицированная рабочая сила находит применение своих способностей к труду в различных отраслях экономики и непосредственно участвует в создании национального дохода. Поэтому достижение главной цели профессионального образования обеспечивает социальный и экономический эффект.

Эффективность образования традиционно рассматривают как эффективность подготовки и эффективность использования специалистов, соответственно внутренняя и внешняя эффективность. Такой подход обусловлен тем, что стоимость образовательных услуг воплощается в квалифицированной рабочей силе, которая служит соединительным звеном между сферой профессионального образования и сферой общественного производства.

«Внутренняя» эффективность является ключевой оценкой эффективности образования. Большинство ученых определяют «внутреннюю» эффективность как экономическую. Однако при этом среди них нет единого мнения по поводу методологии ее определения.

Помимо экономической эффективности, большое значение имеют и другие положительные эффекты образования:

сохранение и преумножение культурного наследия страны, повышение уровня культуры в обществе;

обеспечение национальной безопасности, снижение уровня преступности;

уменьшение зависимости населения от систем социального обеспечения;

улучшение функционирования государственных учреждений.

показатели, характеризующие конкурентоспособность предприятия (оценка степени развития деловых компетенций руководителей) - группа «экономических» критериев эффективности;

показатели, характеризующие работу коллектива (степень развития личностных компетенций руководителей) - группа критериев «социальной» эффективности;

показатели, характеризующие выполнение потребительским кооперативом социальной миссии, отражающие специфику деятельности сферы потребительской кооперации (развитие функциональных компетенций руководителей), - группа критериев «общественной» эффективности.

Система показателей эффективности деятельности организации по развитию потенциала управленческих кадров, приведенная выше, отражает их классификацию по характеру развиваемых компетенций руководителей.

Анализ статей расходов на развитие потенциала управленческих кадров и расчет показателей эффективности стратегии позволяет выявить резервы повышения эффективности процесса подготовки, переподготовки, повышения квалификации руководителей. В частности, к таким резервам можно отнести применение современных информационных технологий обработки данных с целью систематизации информационного обеспечения для решения всего комплекса задач по управлению развитием персонала в организациях потребительской кооперации.

Без применения современных информационных технологий выполнение всего комплекса задач по развитию трудового потенциала руководителей (построение компетентностно-ориентированных моделей для каждой категории руководителей, обработка результатов аттестации персонала и т.д.), является чрезвычайно трудоемким и требует больших временных затрат. Использование технических средств на каждом этапе составления и реализации стратегического плана позволяет производить своевременную и достоверную оценку результатов работ по обеспечению потребительского общества управленческим персоналом высокой квалификации, осуществлять контроль эффективности на каждом этапе проводимых преобразований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование двадцать первого века меняет содержание и форму развития, необходимые для выживания цивилизации. Основной целью современного образования как социального механизма самоорганизации является преодоление опережающего развития социального бытия над общественным сознанием, переход к определяющей роли не материальных, а духовно-познавательных ценностей по мере движения к обществу, основанному на знаниях. Необходимо организовать разумное управление этим процессом, чтобы способствовать изменению структуры образовательного процесса с учетом необходимости целенаправленного конструирования будущего для реализации его наиболее благоприятных сценариев.

Научно-техническая революция привела к качественному изменению роли человека в производстве. Сегодня человек, его знания, умения, профессиональная компетенция лежат в основе экономики. В современных условиях шанс стать конкурентоспособными имеют только те организации, которые развиваются по законам социотехнических систем, объединяющих воедино технический и человеческий факторы. Тогда как, дефицит современных кадров является фактором, ограничивающим экономический рост. Он связан с несоответствием содержания профессиональной подготовки рабочей силы современным запросам экономики; а также с качеством общеобразовательной подготовки, уровень которой сегодня уже недостаточен для освоения новых профессиональных знаний, умений и навыков, которые в полной мере соответствовали бы требованиям «новой экономики».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология М., 2011.-321с.

.Веряскина В. Динамика развития человеческого потенциала и приоритеты высшего образования, Высшее образование в России. 2015. №2

.Демченко Т.А. Проблемы оценки человеческого капитала на рынке труда. М.: МАКС - пресс, 2013. - С. 6-9.

.Евсеенко Т.П. Доступность высшего образования в условиях формирования рынка образовательных услуг // Экономика образования. - 2009. № 3. - С. 114-132

.#"justify">.https://ru.wikipedia.org/ [Электронный ресурс] - Википедия, свободная энциклопедия

Вопросы на тему: «Роль образования в развитии трудового потенциала»

1.На чем основана современная экономика? В чем это проявляется?

На сегодняшний день социологи отмечают появление явных признаков перехода от экономики, которая основана на использовании природных ресурсов к экономике, базой которой являются знания. Это проявляется в быстром росте финансовых вложений в знания, а не в основные фонды, как было ранее. А так же в том, что из всего объема знаний большая их часть была получена в последние годы и в значительном увеличении спроса на высшее образование.

2.В чем заключается социальный и экономический эффект образования?

Сфера профессионального образования, преследуя основную цель - удовлетворение потребностей людей в образовании, в то же время формирует квалифицированную рабочую силу. Образование само по себе является духовной, социальной ценностью как отдельного индивида, так и общества в целом. Квалифицированная рабочая сила находит применение своих способностей к труду в различных отраслях экономики и непосредственно участвует в создании национального дохода. Поэтому достижение главной цели профессионального образования обеспечивает социальный и экономический эффект.

3.Как уровень образования работника влияет на его трудовой потенциал?

Образование делает труд более эффективным, развивает в человеке творческий подход к работе. Все это в совокупности повышает ценность более образованного работника в глазах работодателя.

4.Как повышение уровня образования поможет решить проблемы на рынке труда?

Человек, обладающий определенным запасом знаний, является более конкурентоспособным и креативным. Рост уровня образования ведет к повышению человеческого потенциала страны. На предприятиях нужны знающие, умелые кадры, поскольку новые технологии требуют больших способностей.

5.Какие основные причины заставляют молодежь стремиться к получению высшего образования?

·приоритет высшего образования перед средним специальным;

·доступность высшего образования, связанная с наличием платной формы обучения;

·желание иметь хорошую работу и располагать альтернативным выбором рабочего места;

·сложившееся мнение о том, что высокий уровень образования ведет к росту доходов и, в частности, заработной платы

Похожие работы на - Роль образования в развитии трудового потенциала

Пантелеева Ирина Валентиновна,

заместитель директора по учебно-воспитательной работе ,

МБОУ гимназия №3, г. Грязи

Все, что происходит сегодня в сфере образования, направлено на выполнение одной из главных задач – повышение качества и эффективности образования.

Особое внимание хотелось бы уделить одному из направлений программы «Наша новая школа», а именно: «Развитие учительского потенциала» .

Управление современной школой – это один из сложных процессов. Руководителю образовательного учреждения необходимы не только знание тонкостей и специфики профессиональной педагогической деятельности, но практические и теоретические знания из области менеджмента.

Все преобразования, происходящие сегодня в сфере образования, направлены на выполнение одной из главных задач – повышение качества и эффективности образования. А решить эту задачу под силу только профессионалам.

В чем же состоит профессионализм? Может быть, это доскональное знание предмета? Или способность чувствовать состояние ребенка? Или что-то еще? Профессионализм – характеристика личности, представляющая взаимосвязь педагогической компетентности, педагогического мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа учителя. Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач.

Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности высокого качества образования не достичь.

И первое из них – это комфортная образовательная среда учреждения, которая является стартовой площадкой для развития кадрового потенциала и включает в себя материальную базу учреждения, его техническое оснащение и финансовое обеспечение.

Мы делаем ставку на эффективную кадровую политику, способствующую созданию коллектива педагогов, готовых к творчеству и инновации. Именно поэтому создана целая система стимулов для сохранения лучших учителей и пополнения новым поколением педагогов, способных работать в современных условиях. Это - модель системы оценки качества образования, эффективно работает механизм по начислению стимулирующей части оплаты труда по результатам работы, что является основой повышения средней заработной платы. Таким образом, может быть решена задача доведения средней заработной платы педагогических работников до уровня средней по региону.

Стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, позволяет получить большее удовлетворение от работы его научно-методическая деятельность. Для этого школа может принимать участие в опытно-экспериментальной работе «Апробация организационных механизмов введения Федерального государственного образовательного Стандарта основного общего образования», реализовывать, например, и программы «Одарённые дети, дети с повышенной мотивацией к учёбе», «Школьный проект как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности» и другие. Работа с такими программами позволяет каждому учителю почувствовать, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников.

От образования человека зависят его личная и профессиональная судьба, и прогресс общества в целом. Наши выпускники поступают для продолжения обучения в различные образовательные организации, занимая в них бюджетные места, выбирают для себя востребованные на сегодняшний день специальности, чтобы впоследствии принести несомненную пользу стране и обществу, родной стране.

Безусловно, этому способствуют высокие показатели выпускников на государственной итоговой аттестации.

Особое внимание необходимо сосредоточить на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, таким образом реализовывать программу «Доступная среда»

Радует возросшая в последние годы активность участия педагогов в конкурсном движении. Это важно не только для престижа образовательного учреждения, повышения самооценки педагога, но и является мощным стимулом для профессионального роста учителя.

Подтверждением высокого профессионализма педагогов являются достижения их учеников.

Одно из важнейших направлений кадровой политики гимназии – распространение результативного педагогического опыта. Оно осуществляется на семинарах, конференциях, путём публикаций и издательской деятельности педагогов и их учеников.

Инновационной модели школы нужен и новый учитель. Значит ли это, что прежнего учителя надо сбросить с «корабля современности»? Ни в коем случае. Просто нужно перейти к формуле, по которой живут в цивилизованном мире, - «образование через всю жизнь».

Наши педагоги сегодня уже поняли: чтобы достичь профессионального успеха, недостаточно однажды окончить вуз и почивать на лаврах до пенсии, будучи убежденным в своих раз и навсегда полученных знаниях. Именно поэтому необходимо системно проводить работу по повышению квалификации и по аттестации кадров.

Все вышеперечисленное позволяет успешно решать вопросы повышения эффективности образования в условиях модернизации образовательной среды школы.

Список литературы

1.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2.Десять признаков профессионала. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elenalazarenko.ru/page26.html

Являются характеристики его потенциальных возможностей для осуществления различных видов внебюджетной деятельности - учебной, научной, обеспечивающей и иной. Задумывая ту или иную деятельность, следует по возможности оценить потенциал учебного заведения для ее осуществления. В качестве достаточно простого метода оценки (самооценки) потенциала учебного заведения для развития внебюджетной деятельности можно предложить следующий. На первом этапе составляется перечень факторов, определяющих потенциал учебного заведения, его возможности по осуществлению приносящей доходы деятельности. На втором этапе эти факторы оцениваются для условий конкретного образовательного учреждения. Важно, чтобы перечень был достаточно, но не чрезмерно большим, а оценку факторов проводили люди, действительно глубоко понимающие потенциальные возможности конкретного учебного заведения.

К таким факторам можно отнести следующие:

1. Научный потенциал влияет на привлечение договоров на выполнение грантов, заказов на экспортные поставки научной продукции, привлечение аспирантов и докторантов на платной основе, участие в программах развития регионов.

2. Внутренняя нормативная база. Наличие полной и отработанной нормативной базы обеспечивает стимулирование развития разнообразных видов внебюджетной деятельности, минимизацию финансовых и материальных потерь, сокращение организационного периода внебюджетной деятельности в связи с ясным пониманием последовательности и порядка действий, «прозрачность» отношений по поводу внебюджетной деятельности и места каждого работника в ней.

3. Общая политика по отношению к внебюджетной деятельности. Для успешного осуществления внебюджетной деятельности в учебном заведении должна быть создана максимально благоприятная обстановка.

4. Наличие лицензии и ее параметры, аккредитации, сертификаты и т. д. является необходимым условием для осуществения большинства видов внебюджетной деятельности.

5. Регион расположения учебного заведения определяет внешние условия его функционирования –демографическую ситуацию, емкость рынка труда для выпускников, уровень благосостояния населения, состояние экономики региона и ее специализацию и т. д.

6. Оборудование. Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечение заказов на исследования и разработки, предостановления широкого спектра различных услуг, товаров, работ и пр., сдачи оборудования в аренду.

7. Производственные мощности. Обладание производственными мощностями обеспечивает выполнение работ, связанных с производством товаров, выполнением заказов, поддержкой наукоемкого бизнеса, инноваций на собственных мощностях, обеспечением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

8. Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий , реализации дополнительных образовательных услуг, оказания услуг по использованию Интернета.

9.Библиотечный фонд. Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ.

10.Помещения. Наличие площадей определяет возможность сдачи их в аренду, организации это приносит доход.

11.Кадры. Наличие достаточного количества профессорского-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала соответствующей квалификации дает возможность увеличения приема учащихся на платное обучение, переподготовки и повышения квалификации, расширения спектора специальностей и направлений подготовки.

12.Методическая база является источником получения прямых доходов от реализации методических материалов.

13.Имидж и сотрудничество с выпускниками учебного заведения.

В народном образовании рыночные отношения возможны и необходимы, но их сфера неизбежно будет ограничена целым рядом объективно действующих факторов. Такой ограниченный рынок не сможет выявить истинную цену большинства образовательных услуг. В этих условиях возникает необходимость в разумном, регулирующем воздействии государства на рынок образовательных услуг через механизмы ценообразования. Научно-методической основой такого регулирования должна стать организация расчета и утверждение нормативных цен на образовательные услуги, определяемые суммой двух составляющих: нормативной себестоимостью и нормативной прибылью. Эти составляющие рассчитываются по нормам и нормативам, соответствующим общественно необходимым затратам ресурсов, которые требуются для производства образовательных услуг. В связи с этим нормативные цены теоретически должны совпадать с истинными ценами, определямыми свободным рынком. На практике же возможно их несовпадение, обусловленное несовершенством методик расчета цен и нормирования.

Определение нормативных цен на образовательные услуги необходимо для решения задач установления:

1) предельно допустимых цен с целью защиты потребителей;

2) норм отраслевого и бюджетного финансирования учебных заведений (прямое финансирование);

3) размеров пособий обучающимся, предназначенных для оплаты образовательных услуг (непрямое финансирование учебных заведений);

4) исходной базы при формировании договорных и свободных рыночных цен.

Основной структурной составляющей цены любого товара является себестоимость, для расчета которой в настоящее время применяются принципиально различные методы. Большинство из них основано на учете фактических или плановых затрат. Использование фактической или плановой себестоимости при расчете нормативной цены недопустимо, так как при этом реализуется затратный подход, который, как известно, побуждает производителя к обоснованному увеличению затрат ресурсов.

Среди опубликованных известен пока лишь один метод расчета нормативной себестоимости образовательных услуг. Он разработан НИИ высшего образования в 1989 г. применительно к высшим и средним специальным учебным заведениям. Разработаны также методики расчета нормативной себестоимости и цены подготовки специалистов, которые прошли апробацию в Гособразовании СССР, Минфине СССР и ряде вузов.

23. Налогообложение в сфере образования. Субъекты, объекты, льготы.

В первоначальных редакциях закона «Об образовании» образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности. Однако теперь образовательные учреждения стали одним из участников, правда, наиболее незащищенным, рыночных отношений , и все вопросы, связанные с налоговыми отношениями, решаются только в рамках Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не снимает с образовательных учреждений обязанности по уплате налогов, оно только дает некоторые послабления.

Налог - общеобязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законом.

Условно налоги, связанные с деятельностью образовательного учреждения, можно разделить на 4 группы.

1) налоги с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц (НДФЛ, единый социальный налог (с 2010 г. отменен и заменен страховыми взносами)

2) налоги, связанные с имуществом (на имущество, земельный налог, с владельцев автотранспорта)

3) налоги, связанные с предпринимательской деятельностью (НДС, налог с продаж, на рекламу, на пользование автодорогами, на прибыль предприятий и организаций)

4) местные налоги, зависящие от численности работников организаций (на содержание детских учреждений, милиции).

Объектами налогообложения в сфере образования , как, впрочем, и в других сферах, являются:

* обороты (то есть перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

* выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;

* прибыль, то есть разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);

* объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;

Налоговые льготы:


  1. Скидки – налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы.

  2. Изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения или определенных элементов, например, доход, полученный от благотворителя.

  3. Налоговое освобождение – полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков.

  4. Налоговые кредиты – льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Например, кредиты малым предприятиям.
Субъектами налогообложения (налогоплательщиками и плательщиками сборов) признаются организации и физические лица

24

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИИ ПЕДАГОГА

Принадлежность человека к различным профессиям проявляется в образе его мышления и особенностях деятельности. Е.А. Климовым была предложена классификация, согласно которой, профессия педагога относится к тем профессиям, основным предметом которых есть другой человек. Кроме того, педагогическая профессия выделяется среди других повышенным чувством ответственности и долга, особым образом мыслей ее представителей.

Основная особенность, отличающая профессию педагога от всех остальных специальностей класса «человек-человек» - это то, что профессия является как управляющей, так и преобразующей. Обладая в качестве цели собственной деятельности желанием преобразования и становления личности, педагог управляет процессом эмоционального, интеллектуального, физического развития личности, формирования ее внутреннего духовного мира.

Ведущей задачей в профессии педагога является правильное понимание общественных целей и направление усилий других людей на достижение данных целей. Именно поэтому педагог должен всегда идти в ногу со временем, проявлять интерес к окружающим его событиям, чувствовать потребности и дух времени. В противном случае педагог не сможет подготовить своих учеников к окружающей их действительности , будет воспитывать их на устаревших идеалах, что никак не поможет личности в будущем достойно отвечать на вызовы и требования своего времени.

Профессия педагога является одной из самых сложных не только потому, что предполагает высокий уровень ответственности, но и в связи с тем, что требует двойной подготовки. С одной стороны, педагог должен уметь общаться, взаимодействовать с людьми, управлять ими и направлять их мысли, деятельность в нужное русло.

С другой же стороны, профессия педагога в обязательном порядке предполагает специализацию – наличие специальных знаний по тому или иному предмету, постоянное развитие и совершенствование полученных знаний и навыков, изучение новых сведений в выбранной области и т.д. Причем, оба направления имеют одинаково большое значение для успешной деятельности педагога и результативности обучения. Если, изучая предмет онлайн, ученик осознает необходимость самостоятельной подготовки, то при наличии педагога ответственность за получение учеником знаний полностью перекладывается на него.

Также яркими особенностями педагогической работы являются такие, как коллективный характер работы, наличие творческих аспектов и гуманизм как основополагающее требование к методам и способам преподавания. Педагог должен уметь взаимодействовать с каждой личностью по отдельности и со всем коллективом одновременно, постоянно искать новые формы подачи материала, созвучные времени и более эффективные.

Кроме того, педагог должен любить людей, как ни парадоксально это звучит. Даже высококвалифицированный профессионал, владеющий большим объемом специальных знаний, никогда не сможет добиться успеха в качестве преподавателя, если не сможет завоевать авторитет у своих учеников.

А это невозможно без уважения, восхищения и любви к каждому человеку. Публика чувствует настроение педагога и если он будет заходить в класс или аудиторию, ненавидя всех, кто там сидит, ему стоит выбрать другую профессию. Ввиду таких особенностей профессии, вполне справедливым считается требование психологов вводить обязательное тестирование и психологическую проверку и подготовку каждого, кто собирается связать свою жизнь с преподаванием

Отметим, что к особенностям педагогического труда относятся: большая социальная значимость, перспективная направленность, высокая общественная ответственность, творческий характер, высокий уровень занятости, связанный с постоянной необходимостью работать над собой, определяющая роль личности учителя в результатах педагогического труда, постоянное общение с молодежью.

25.Оплата труда вузовских работников.

В рыночной экономике расчет численности персонала и, соответственно, средств на оплату труда на предприятиях частной собственности отличается от планирования этих показателей в бюджетных организациях. Основными показателями по труду являются, как правило: численность персонала, темпы роста производительности труда, фонд заработной платы, величина средней заработной платы, система окладов и тарифных ставок. В частных предприятиях меняется роль и место этих показателей, поскольку для рынка не имеет значения, какой фонд заработной платы сложился на том или ином предприятии и каков показатель средней заработной платы; важен показатель расходов на персонал, отнесенный к единице изделия, с одной стороны, а с другой - установление допустимой величины расходов на персонал, являющийся базой для планирования других показателей по труду. Отправной точкой для планирования заработной платы на государственных предприятиях является фонд заработной платы, утверждаемый министерствами или ведомствами, при этом подобный подход приводит к следующим негативным последствиям: - обесценению рабочей силы в государственных предприятиях и учреждениях; - снижению мотивационных возможностей заработной платы; - сохранению уровня бедности в регионах. Характерной чертой российского общества стала возросшая дифференциация среднемесячной заработной платы не только между отраслями, регионами и предприятиями , но и между частными и государственными организациями. Значительно выше средней по стране ее уровень в топливно-энергетическом комплексе, цветной металлургии, на транспорте, в финансовых и кредитных учреждениях, ниже - в сельском хозяйстве, перерабатывающей и легкой промышленности. В бюджетной сфере, в частности в системе образования, столь же низкий уровень заработной платы, как и на предприятиях агропромышленного комплекса. Кроме того, структура заработной платы разбалансирована: надтарифная часть во многих организациях превышает базовую (тарифную), в результате нарушаются пропорции в оплате труда между работниками. При оценке качества и сложности труда работников частной сферы и государственных предприятий внесен элемент субъективизма, который создал перекосы в оплате труда работников различных категорий и профессиональных групп работников предприятий (рис. 1): Учитывая негативные явления в планировании заработной платы, рассмотрим на примере высших учебных заведений недостатки и преимущества планирования оплаты труда работников. Уровень оплаты труда работников государственных учреждений высшего профессионального образования сегодня необоснованно ниже заработной платы работников внебюджетного сектора экономики. Действующая на основе Единой тарифной сетки система оплаты труда работников бюджетной сферы при всем многообразии форм выплат имеет существенные недостатки: - она жестко зависит от минимального размера оплаты труда, который значительно ниже прожиточного минимума; - отсутствует четкая привязка уровня оплаты труда к результатам профессиональной деятельности. Известно, что от уровня квалификации работников вузов, качества их работы в значительной степени зависит динамика развития всей системы образования страны и в дальнейшем развитие производств ее регионов. Сложность задач, которые стоят перед работниками высшего образования, предопределяет повышенные требования к кадровому обеспечению и, соответственно, к системе оплаты труда. В России высшее образование представлено 655 государственными учреждениями, в которых занято свыше 800 тыс. работников, из них 155,3 тыс. кандидатов и 37,3 тыс. докторов наук. Среднемесячная заработная плата работников высшей школы ниже средней заработной платы работающих в экономике (табл. 1). Динамика среднемесячной заработной платы Таб. 1 В последние годы в результате недостаточного бюджетного финансирования материальная база высших учебных заведений существенно устарела, что сказывается на предоставлении гражданам качественных и доступных услуг. Для достижения этой цели в рамках приоритетных национальных проектов, в том числе в образовании, осуществляется реформирование сети государственных учреждений, модернизация их технического оснащения и кадрового обеспечения. Особенно остро стоит проблема совершенствования системы оплаты труда. В связи с этим Правительство Российской Федерации разработало ряд нормативных документов о совершенствовании заработной платы работников федеральных государственных учреждений и утвердило Положение об установлении систем оплаты труда федеральных бюджетных учреждений…

26.Роль преподавательского потенциала в развитии образования.

Организация ООН по образованию, науке и культуре (ЮНЕСКО) провела в Дакаре (Сенегал) Всемирный образовательный форум (WEF), который подчеркнул ключевую роль преподавателей в достижении целей программы «Образование для всех». В мире наблюдаются две тенденции, которые существенно повлияют на мировые образовательные системы. Первая – это ускоренный рост знаний и технологий, трансформирующий все аспекты деятельности глобального сообщества и экономики. Вторая тенденция – растущая нехватка преподавателей как в развивающихся, так и в развитых странах. По оценкам ЮНЕСКО, необходимо около 15–35 миллионов новых преподавателей для достижения целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» . Это приводит к необходимости разработки стратегий и политики и выделения ресурсов в странах для подготовки и удержания преподавателей, что продиктовано образовательными требованиями общества XXI века.

Во многих странах стоит не только проблема нехватки преподавателей, но и задача обновления знаний и умений имеющегося преподавательского состава. Требования к тому, что должны знать и уметь преподаватели , постоянно растут. От них требуется изучать новый образовательный контент, педагогику и технологический инструментарий. Однако зачастую ресурсов для реализации долгосрочных профессиональных нужд преподавателей недостаточно, и даже если такие ресурсы есть, у преподавателей, как правило, недостаточно свободного времени для посещения семинаров по причине загруженности их рабочего графика.

Дополнительная проблема заключается в новых требованиях жизни, работы и образования в XXI веке. Гражданам, студентам и трудящимся XXI века необходимо:


  • уметь приспосабливаться к жизни в постоянно меняющемся мире в условиях глобализации;

  • обладать способностью к независимости и самостоятельности;

  • уметь самостоятельно приобретать знания и знать, как необходимо применять полученные знания для блага общества, организаций и предприятий.

Необходимо исследовать новые стратегии и методы для решения проблем развития образования и повышения квалификации преподавателей. Всемирный образовательный форум отметил особо важную роль, которую могут играть дистанционное обучение и информационно-коммуникационные технологии в развитии образования и повышении квалификации преподавателей. E-обучение, не будучи панацеей, представляет собой важный ресурс для повышения квалификации преподавателей. E-обучение может обеспечить нынешний и будущий преподавательские составы доступом к богатым информационным ресурсам, курсам, инструментарию, программам обучения, онлайновым сообществам, а также обеспечить возможности сотрудничества с другими работниками образования по всему миру . В очень краткие сроки e-обучение стало одним из наиболее динамично развивающихся компонентов сектора высоких технологий . Оно оказало существенное влияние на высшее образование. В настоящее время большинство школ в развитых странах обеспечивают доступ к интернету в классах. На основании этих тенденций для разработчиков политики и стратегии очень важно оценивать потенциальную ценность e-образования для подготовки и обновления навыков преподавателей с тем, чтобы они, в свою очередь, помогали в подготовке обучающихся к успешной работе в экономике XXI века.

E-образование имеет целый ряд преимуществ для повышения квалификации преподавателей, включая:

Основной рекомендацией Европейского саммита по е-обучению для стран-участниц было увеличить инвестиции в непрерывную профессиональную подготовку работников образования с тем, чтобы помочь им в освоении приложений и педагогики e-обучения. Использование e-обучения в качестве инструмента развития образования, однако, ставит важные вопросы перед правительством и научными учреждениями, относящиеся к политике, финансированию, практике преподавания, исследованиям, технической инфраструктуре и поддержке. В ответ на многочисленные требования организации сбалансированного обсуждения возможностей и проблем, связанных с e-обучением и развитием образования, ЮНЕСКО подготовила книгу, предназначенную для помощи представителям образовательных министерств и ведомств, факультетам образования и школам в плане осмысления ключевых проблем, стратегий и новых подходов к использованию e-образования в качестве инструмента развития образования.

Предлагаю вниманию педагогической общественности выступление на педагогической конференции. В данном материале представлен опыт работы по формированию творческой позиции учителя в системе методической работы школы. Думаю, редставленный материал будет интересен администрации школ. Буду благодарна за отклики. Автор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие педагогического потенциала школы как фактор обновления качества образования

Г.А.Шейда

Заместитель директора школы по методической работе

(выступление на традиционной августовской конференции педагогических работников)

Вопрос совершенствования качества образования является актуальным как для российского образования в целом, так и для каждой конкретной школы в частности.

Система оценки качества образования в школе ставит определённые целевые ориентиры, которые являются планируемым результатом:

  • если речь идёт о материально- технической базе, то она должна быть достаточной и совершенной,
  • если кадры, то отличающиеся высокой квалификацией и мобильностью, умением находить такие способы воздействия на своих учеников, которые непростого современного школьника могут привести к пониманию важности процесса обучения.

Насколько же МКОУ СОШ № 20 г.Пласта соответствует выбранным критериям качества условий образования?

Эффективная организация учебного процесса опирается на прочную материально - техническую базу. Условия, которые созданы в нашей школе для осуществления образовательного процесса, позволяют организовать образовательный процесс на современном уровне.

Мы любим свою школу и стараемся не только приобрести новое, но и сохранить имеющиеся мебель и оборудование,

Великий А. Дистервег сказал: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».

Каков собирательный портрет педагога в нашем учреждении?

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. В коллективе 51 педагог. Средний возраст – 40,5 лет, это возраст ответственных, зрелых, серьезных решений.

Образовательный ценз высок: 48 педагогов имеют высшее педагогическое образование (94%)

Уровень квалификации достаточно высок: 76% педагогов аттестованы на квалификационные категории.

Необходимо отметить, что количество педагогов, желающих повысить свою квалификационную категорию, возрастает.

Педагогических работников, прошедших повышение квалификации в течение последних 5 лет – 98%

Педагоги имеют награды и звания:

  • Почётные работники народного образования - 1
  • Отличники народного просвещения –1
  • Награждены Почётной грамотой Министерства образования РФ- 5
  • Почётная грамота Министерства образования Челябинской области – 13
  • Благодарность ЗСО Челябинской области – 2
  • Премия ЗСО Челябинской области – 1
  • Благодарность Политсовета ЧРО ВПП «Единая Россия» - 5
  • Грамоту управления образования -32

Профессиональный уровень коллектива позволяет осуществлять активную инновационную работу в содержании образования, в организации учебного процесса, в педагогических технологиях

Однако как в любом большом коллективе возникают проблемы

14 % педагогов - молодые специалисты со стажем работы до 5 лет, следовательно, априори они не могут быть аттестованы, что влияет на данный показатель.

32 % педагогов в возрасте до 35 лет, то есть в репродуктивном возрасте, это правильно, это счастье, но педагог на определенный период времени просто отстраняется от работы, потом опять проходит адаптацию на рабочем месте.

Важнейшим средством развития педагогического потенциала , соединяющим в единое целое всю систему работы школы, является методическая работа, которая решает задачи всего педагогического коллектива и каждого конкретного учителя.

Задачи методической работы:

  • формирование ценностных установок и созидательной творческой педагогической среды;
  • создание инновационного поля и мотивационной среды учителя;
  • углубление и расширение знаний учителя, его профессиональных компетенций;
  • развитие креативного мышления педагога, его профессиональных ценностей

В школе через систему методических мероприятий проходит каждый педагог. Используются традиционные формы: самообразование, курсы повышения квалификации, заочное обучение, методические семинары, педсоветы, работа в методических объединениях.

Каждый педагог в течение 5 лет самостоятельно работает над своей проблемной темой, которая созвучна теме ШМО и школы. Итог этой работы - творческие отчеты, обобщение опыта перед аттестацией. Все материалы оформляются в портфолио и представляются на школьном и муниципальном конкурсе «Лучшее портфолио учителя».

Сегодня учителю необходимо наполнить урок новыми подходами к организации деятельности учащихся на каждом его этапе. И без педагогических технологий не обойтись. Учителями широко используются проектные, исследовательские, развивающие технологии обучения, проблемные творческие задания, учебно-исследовательская деятельность по всем предметам. Результатом такой работы становится представление открытых уроков во время ежегодного методического марафона «Приглашаю на урок», в котором принимают участие все учителя - предметники. В течение учебного года проводится еще и конкурс конспектов уроков, так как практика показывает, что сегодня учитель должен не только провести урок, но и уметь описать, как он владеет элементами той или иной педагогической технологии.

Перестройка содержания образования вносит достаточно серьезные изменения в обучение и воспитание школьников, что в свою очередь требует изменений деятельности учителя.

Этому способствует наполняемость учебного плана школы факультативными и элективными курсами. В течение последних лет в учебный план вводились курсы «Русская словесность», это обусловлено наличием квалифицированных кадров, рекомендациями инструктивно – методических писем министерства образования. На основе результатов системного мониторинга потребности в образовательных услугах мы обеспечили изучение русского языка, литературы, обществознания на профильном уровне при получении среднего общего образования. Для этого есть все предпосылки: кадры, информационная среда, материальные ресурсы. Учебный план среднего общего образования позволит углубить изучение вышеназванных предметов и завершить базовую подготовку учащихся по непрофилирующим направлениям образования. Оцениваются результаты учебных достижений старшеклассников на основе положений Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области. Мы считаем необходимым ввести процедуру промежуточной итоговой аттестации обучающихся, иначе говоря, независимую экспертизу 8-ых и 10 -го классов в рамках внутришкольной системы оценки качества образования.

Мы уверены, что данная процедура позволит повысить результаты ЕГЭ. В нашей школе они стабильные, мы ежегодно вручаем аттестаты всем учащимся, но результаты ЕГЭ могут быть более высокими.

В методической работе активно участвуют молодые учителя, которые находят поддержку администрации, коллег.

Опытные педагоги оказывают помощь молодым, система наставничества, которая действует школе, дает свои результаты. Мы убеждаемся, что конкурентоспособным может быть учитель любого возраста.

Возможность предъявить результаты своего труда дают конкурсы «Учитель года», «Педагогический дебют», «Самый классный классный». Учителя нашей школы обязательно участвуют в муниципальных конкурсах и становятся призерами.

Важным условием повышения эффективности работы педагогов является сотрудничество с педколлективами других школ.

Мы проводим некоторые методические мероприятия с приглашением педагогов других школ района. Это большие межшкольные семинары для руководителей школ и учителей по темам: «Организация проектно – исследовательской работы с учащимися как один из методов формирования познавательного творческого потенциала учащихся» и «Современный урок».

Теперь каждый педагог сетевого сообщества, с одной стороны, является уникальным ресурсом сети, с другой - имеет возможность развивать свою профессиональную компетенцию за счет общих ресурсов.

Реализация модели взаимодействия школ открывает новые возможности для повышения качества образования. Такая образовательная среда позволит существенно расширить контакты педагогов, иначе выстроить свои индивидуальные маршруты самообразования. Тем более, что опыт сетевого общения есть: 70 % педагогов зарегистрированы в различных педагогических интернет - сообществах.

Большое количество изменений, происходящих в образовании, настоятельно требует от педагога готовности к эффективному использованию своих возможностей в новых условиях. Ученые считают, чтобы адекватно реагировать на изменения, нужно свой творческий потенциал, развивать в себе такие качества, как творческость .

Одна ведущая международная консалтинговя компания провела исследование, суть которого состояла в том, чтобы выявить, какие факторы напрямую влияют на успешность системы образования. Оказывается, в успешных системах образования работают учителя, которые могут что-то ещё, кроме того, что учить детей. Именно дополнительное увлечение или хобби (туризм, дайвинг, цветоводство, рыбки и т.д.) делает учителя специалистом в ещё одной области, а это в свою очередь вызывает дополнительный интерес к личности педагога. Во время подготовки к районному семинару для руководителей школ, администрация предложила педагогам подготовить выставку изделий, выполненных ими на досуге. Экспонатов оказалось столько, что под выставку пришлось освободить целый класс. Учитель может все!

А участие педагогов в смотре художественной самодеятельности помогает выявить талантливых в исполнительском мастерстве. Таким образом, подтвердились слова, что талантов нам учительских не счесть. Поэтому я советую нам всем найти время для своих увлечений, чтобы легче перенести все сложные моменты повседневности.

Один философ сказал: «Чтобы найти себя - надо себя переделать». В стремительно меняющимся мире учитель обязан изменяться, только тогда он сформирует активного, деятельного, творческого человека. Творчество, креативность - это самый главный фактор обновления качества образования. Педагогов, решивших развивать свой творческий потенциал, не сломают никакие стандарты, ЕГЭ, эксперименты.