Что такое внутренняя свобода человека. Обретение внутренней свободы ~ Саморазвитие без фокусов

Как обрести внутреннюю свободу и гармонию в душе?

Если вы начали задавать себе вопрос «Как обрести внутреннюю свободу?», это первый сигнал того, что вам что-то мешает, что-то вас останавливает при реализации ваших помыслов, что-то тормозит вас внутри, и это сказывается плохо не только на эмоциях, но и на здоровье.

Каждый человек обладает какими-то установками, заложенными в нас с детства. Вырастая, мы не замечаем, что часто думаем не нашими мыслями, говорим не нашими словами, делаем то, что привыкли. Мы теряем внутреннюю свободу, а, значит, теряем и себя.

Внутренней свободой обладает небольшое количество людей. И это, конечно, не значит, что у них нет никаких рамок и ограничений, просто их намного меньше, чем у всех.

Ставя себе барьеры, мы сами себе усложняем жизнь и создаем ненужные проблемы, а потом хватаемся за голову и пытаемся их решить. Даже окружающий мир мы начинаем видеть сквозь призму своих же рамок.

Без внутренней свободы мы становимся недовольными окружающим миром. Нас не устраивает находящийся рядом мужчина, но привычка побеждает, да и одной оставаться не хочется. А можно любить своего партнера, дарить ему свое тепло, делиться радостью, встречать рассветы и болтать ни о чем.

Если нам надоела работа, но она приносит деньги, то мы работаем. Правда, денег хватает только на то, чтобы выжить. А можно заниматься любимым делом, приносить помощь людям и получать в ответ благодарность. А .

Вам не нравится район, в котором вы живете, или город? Обладающий внутренней свободой человек обязательно переедет, а не будет ругать свою страну и дом.

Но никогда не поздно все изменить. Только мы в ответе за свою жизнь. И мы в рамках своих установок делаем правильный или неправильный выбор. Потом все осознаем, только поздновато, жизнь проходит. И становится жаль упущенных возможностей. Да и мы из-за своих рамок забываем, какие мы на самом деле, настоящие. Но у нас есть шанс все изменить, поскольку нет правильных или неправильных поступков, а есть действия, благодаря которым мы становимся лучше.

Что делать, чтобы обрести внутреннюю свободу?

Доверьтесь Вселенной. Она знает, что для нас лучше, и подарит нам счастливые возможности.

Вы сами ответственны за свою жизнь. От вас зависит, какое принять решение.

Будьте самой собой, не идите на поводу у окружающих.

Понятие правильно или неправильно условно. В мире существуют только уроки жизни и неоценимый опыт.

Вы можете изменить свою жизнь к лучшему в любой момент, потому что вы – хозяйка своей судьбы.

Любите себя и примите в себе все свои стороны.

Снизьте контроль над окружающей действительностью.

Чтобы обрести внутреннюю свободу, нужно работать над собой: разобраться со своими страхами и установками. Это будет нелегко сделать, поскольку трудно думать по-другому, а не так, как мы привыкли.

Отзывов (3) на Как обрести внутреннюю свободу и гармонию в душе?

Работа над собой должна обязательно вестись, но кто каким хочет стать, вот в чем вопрос. Я все чаще и чаще встречаю утверждение о том, что любую деятельность (будь то работа, хобби, учеба) осуществлять нужно с любовью и для людей, тогда обеспечен, но он не придет в одночасье. На все нужно время. Для меня главное в жизни: не воспитай в себе эгоизм и самость, жадность, цинизм.Не навреди другим пока движешься к своей цели

Spasibo za interesnuju statju- est nad them podumat.. Menja na protazenii wsei zizni inogda muthal etot wopros:”Pothemu mi segda prisluschiwaemsa k thuzomu mneniju po rescheniju woprosa?” I ne sekret, wed inogda , thtobi ne obidet theloweka. ostawlaem prawo reschenija za nim.. i otxodim w storonu.. a potom nosim w sebe tazest neudowletworennosti konethnim rezultatom i obidu na sebja, thto wse realizowalos ne tak , kak ti etogo xotela. Prithini zdes opat taki iz dalekogo proschlogo; Nas s detstwa uthili ogladiwatsa po storonam. “Athto skazut drugie? Torgowat ne poidem- spekulantom nazowut.. broskuju odezdu ne odewai- skazut wiradilas.. rabotu na bolee oplathewaemuju ne pomenaju- ludi skazut- pognalas za bolschim karmanom.. Mnogoe w zizni zawisit ot zuzogo mnenija, wed ranse mi daze odetsa ne mogli, kak xotim.. ludi obsmotrat i kritiki ne obereschsa. A NA TANZ PLOSCHADKAX 70 godow- kakaja wnutrennaja swoboda? Tanzewat tolko tak, kak dozwoleno.. i w protiwnom sluthae srazu tebja DND pod ruthki.. i k wixodu.. Seithas w eto wremja ludi stali namnogo swobodnee- sami mogut reschat wse woprosi., thto i raduet. Wproschlom ludi inogda ne mogli pomenat nelubimuju rabotu tolko po tomu.., thto stojali w otheredi na poluthenie kwartiri ili mesta w sadike. DA- ETO BESKONETHNAJA TEMA RAZGOWORA: No esli budesch obretat wnutrennuju swobodu tolko tak, thtobi tebe bilo xoroscho, toze smotra thto.. wsegda radom est ludi, kotorie dorogi nam i ix mnenie toze wazno- mi s nimi ziwem. SPASIBO !!

Куда он вкладывает силу своего внимания, то и реализуется.

Если человек хочет обрести духовную свободу, он её обретёт.

А если он хочет оставаться рабом, он и останется рабом.

Жить или умереть - выбирает человек сам.

И.М. Данилов

Человеку дана жизнь. И каждый волен выбирать, как её прожить, независимо от того, осознаёт он за собой это право выбора или плывёт по течению, возлагая ответственность за жизненный путь на других людей. В этом и заключена красота жизни, справедливость и путь познания человека.

Люди хотят, чтобы жизнь приносила радость и счастье. Для многих это является основным приоритетом, несмотря на то, что он может быть не проявлен и скрыт в подсознании. Важно понять, что для человека является радостью и счастьем, что он вкладывает в эти определения. Счастье временным не бывает, ибо это - не счастье, если с изменением внешних условий оно перестаёт быть таковым. Это может быть эмоциональным всплеском, выбросом гормонов, эндорфинов, приносящим состояние эйфории. После эйфории наступает состояние пустоты, разочарования. А счастье - оно постоянно. Тихое, спокойное, размеренное, исходящее изнутри, из внутреннего неиссякаемого источника. Настоящее счастье человек может обрести только внутри себя, пребывая в гармонии со своей душой.

Для людей свобода является фундаментальной основой жизни. Она воспевается, прославляется, о ней много говорится, и люди готовы жертвовать многим ради прикосновения к этому состоянию. У кого-то это действительно получается, и человек преображается, сияет любовью, радостью, светом и добром, а для кого-то она становится горизонтом. Человек непрерывно стремится к ней, ставит новые цели, достигает их, а радости нет, счастье не приходит.

Нам, как исследователям, познающим этот мир, стоит разобраться, что это за свобода, которая дарит жизнь, наполняет человека изнутри любовью и спокойствием, а что собой представляет другая, эфемерная, призрачная, переходящая в разряд недосягаемой цели, к которой постоянно в течение жизни стремится человек, так же, как ослик за подвешенной перед ним морковью.

Что такое настоящая внутренняя свобода? Что она дает? Своим удивительным опытом осознания этого чувства поделился наш читатель.

«Двенадцать лет назад, читая книгу К. Кастанеды¹, я заинтересовался понятием «свобода». Ниже я расскажу вам о моём первом внетелесном опыте осознания того, что же такое истинная внутренняя свобода».

Неожиданный выход в астрал!

«Прочитанное в книгах хотелось проверить на себе. Ежедневные попытки дали свои плоды — я нашел свои руки во сне и перевернул их, разглядывая каждую деталь, тем самым вошел в осознанное сновидение².

После появления вибрации в области пупка меня просто выкинуло из этого состояния в другое, более реальное, чем было до этого. Я с удивлением стоял в прихожей.»Как я сюда попал, и что я здесь делаю?» — возникла мысль».

Какой он — астральный мир?

«Я решил вернуться в спальню и снова лечь в кровать. Проходя мимо спящей супруги к своей половине кровати, я увидел спящего рядом с ней себя. В тот самый момент я осознал себя стоящим в противоположном месте, смотрящим на самого себя. Я не мог понять кто я, но знал, что сейчас я не сплю и наблюдаю со стороны.

Я осматривал своё спящее тело, не понимая до конца, что произошло. Мне захотелось включить свет, но после того, как я увидел себя, передвигать ногами я уже не мог — настолько был шокирован происходящим.

Я парил в воздухе, качаясь из стороны в сторону. Неуклюже долетев до выключателя, я протянул свою руку к нему. Как оказалось, включить свет было невозможно — мои пальцы проходили сквозь стену.

Когда я подумал о собственном теле, меня начало куда-то засасывать. Картина происходящего стала мутнеть, и я открыл глаза в привычном нам пространстве. Все воспоминания были очень яркие, и это не был сон. Это была реальность, но другая».

«Смерти — нет!»

«После первого внетелесного опыта были и другие выходы из тела. Должен сказать, что в ходе астральных путешествий сознание меняется и иногда бывает очень сложно отличить иную реальность от привычной⁵.

После опыта осознания я понял, что «смерти нет». Мы не умираем, а просто переходим из одного состояния в другое».

Опыт внутреннего безмолвия

«И все же мне хотелось осознать нечто большее — что же такое внутренняя свобода, и возможна ли она в физическом теле. Опыты осознанных сновидений — лишь одна из возможностей, но это далеко не все.

Как-то в книге Экхарта Толле «Сила настоящего» я нашел технику, которая позволяет остановить внутренний диалог и достичь внутренней свободы. Не зависеть от мыслей, управлять ими в нашей физической реальности — вот истинная свобода человека.

Опыт внутреннего безмолвия случившегося со мной на работе, которая связана с передвижениями по городу.

Суть техники заключалась в том, чтобы почувствовать себя изнутри. Выполняя этот процесс ежедневно во время различных дел, я как-то ощутил, что поток мыслей прекратился».

Что такое внутренняя свобода?

«Я осознал, что слышу пение сразу всех птиц одновременно, а также чувствую движения каждой руки и ноги по отдельности. Я видел всё, что было вокруг меня, знал, что происходит за спиной.

На пути я встретился взглядом с собакой, лежавшей на участке возле дома. Мы поняли друг друга, без каких-либо слов или движений. Диалог был коротким. Собака сказала мне:

— «Ну, ты как?»

Я ответил:

— «Нормально!»

Я встречал этого пса и раньше, но телепатическая связь между нами установилась впервые.

В этот момент я вошел в измененное состояние сознания и понял, что все живое, даже деревья и трава. Я ощутил чувство единения со всем миром.

Всё пространство было пропитано спокойствием и тишиной. Внутри тела была неописуемая радость.

От избытка волнения я не смог удержать это прекрасное переживание дольше, чем хотелось.

После этого удивительного опыта осознания я понял, что истинная свобода отличается от привычного нам понимания. Свобода не зависит от ситуаций, вещей, людей или других внешних проявлений, она зависит от нашего мышления.

Постоянный внутренний диалог мешает нам увидеть истинную реальность. Работая в этом направлении, мы можем достичь удивительного состояния, которое даст нам намного больше, чем все материальные блага».

Ричард Раузер

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Карлос Сесар Сальвадор Аранья Кастанеда - американский писатель и антрополог, этнограф, мыслитель эзотерической ориентации и мистик, автор 12 томов книг-бестселлеров, посвящённых изложению шаманского учения индейца из племени яки дона Хуана Матуса (

Несмотря на то, что тема свободы кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (это известный феномен, описанный Эрихом Фроммом в его книге "Бегство от свободы"). При этом некоторые искренне врут себе, что на самом деле свободны, что могут делать всё, что хотят, не замечая или не желая замечать, что рамки их свободы надёжно и жёстко ограничены нормами воспитания, мещанской или интеллигентской морали, родительских установок, стереотипов поведения.

Как говорил по этому поводу Гёте, " самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным" ("Избирательное сродство"). В этом они напоминают алкоголиков, которые, выпивая каждый вечер по "чекушке", искренне считают, что они не рабы алкоголя, а всего лишь "культурно выпивают".

Первый шаг к свободе

Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле — раб. В первую очередь, раб "инсталлированных" в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д., и т.п.

Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие, он не делает, потому что "это неприлично", "позорно", "так нормальные люди не делают" и прочие "стопперы". В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живёт он, в принципе, не хуже других.

"Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мёртвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней".

Эрих Фромм.

Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет, и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия "ремонта" будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.

Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

"Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…".

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надёжной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, что именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, как именно "выдавливать из себя раба", как повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И, возможно, я его разочарую, сказав, что как — это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники, но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?

На пути к свободе

Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролёром или надсмотрщиком. Можно считать его "программой", аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я — название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста — не выпускать вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).

Надсмотрщик указывает на то, о чём думать и что делать нельзя, потому что это "неприлично", "постыдно", "позорно", "неудобно", "нехорошо", "неправильно", "плохо" и так далее, и тому подобное. Поскольку вы не осознаёте факт того, что вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете вы, что это ваш выбор. Но это не так.

Путь к свободе — это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и не нужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит, и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе, по сути, есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.

А для того, чтобы ослабить надсмотрщика, нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьёзного, взрослого личностного роста.

В окружении рабов

Многие исследователи замечали, что, несмотря на весь прогресс общественных отношений, человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона — за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьёзный шаг, надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще — решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других — мол, "это они виноваты". От этого и на душе комфортнее становится.

Поэтому большинство людей — внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и приручённые человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на "хлебном месте", рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.

Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего "надсмотрщика") ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других — это всегда мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека — это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.

Внутренняя свобода — основа успешной самореализации

Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.

Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень — это "кака", копаться в ней "неприлично", как-то неудобно на вопрос окружающих — "чем ты занимаешься?" — отвечать "в плесени копаюсь". Не солидно как-то.

Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! И сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.

Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем, чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение , выстроив свои отношения с миром так, как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы — это вопрос глотка кислорода. Без всяких "или-или".