"Имя числительное. Порядковые и количественные числительные". Порядковые числительные в названии каждого дня недели Порядковые числительные в названии каждого дня недели

Числительные обозначают количество предметов, а с количествами мы сталкиваемся каждый день. Нужно купить 3 килограмма сахара, два килограмма картошки, а третий баклажан лучше второго, дайте пятый кусок пирога и одну сладкую воду… Видите? Без числительных сказать эти предложения просто невозможно. Сегодня выучим порядковые числительные в английском языке (Ordinal Numerals), приведем примеры и тонкости их использования.

Порядковые числительные - класс имён числительных, обозначающий порядок предметов при счёте. Порядковые числительные в английском языке отвечают на вопрос Which? «который?», «которая?». Чтобы начинающим ученикам было легче различить виды числительных на английском языке, к ним нужно задать вопрос.

Например:

  • The eleventh frog — Одиннадцатая жаба;
  • The fourteenth pen — Четырнадцатая ручка;
  • The second ball — Второй мяч;
  • The fifth pupil — Пятый ученик.

Образуются порядковые числительные в английском языке путем добавление суффикса «th » к соответствующему порядковому числительному. Исключение составляют такие порядковые числительные как: the first, the second, the third, они образуются не по правилам и их нужно запомнить. Перед всеми порядковыми числительными обязательно ставится определенный , так как английские порядковые числительные являются определением к конкретному существительному.

Образование порядковых числительных от 1 до 100 в таблицах.

Порядковые числительные от 1 до 10

Число

Cardinal Numerals

Ordinal Numerals

1 One The First
2 Two The Second
3 Three The Third
4 Four The Fourth
5 Five The Fifth
6 Six The Sixth
7 Seven The Seventh
8 Eight The Eighth
9 Nine The Ninth
10 Ten The Tenth

Количественные числительные в английском языке служат основой для образования порядковых.

Примеры :

  • The first pupil was good but the second wished to be better — Первый ученик был хорошим, но второй оставлял желать лучшего.
  • The seventh girl had brown eyes while the others had blue ones — Седьмая девушка имела коричневые глаза, в то время как все остальные имели голубые глаза.
  • The ninth boy was high and handsome, the second had beautiful eyes, the third was a small one. — Девятый мальчик был высоким и красивым, второй имел красивые глаза, а третий был маленьким.
  • Seven persons agreed to help us but the seventh was a strange one — Семь человек согласились помочь нам, но седьмой был странным.
  • Ten flowers were chosen for this composition but the client were not satisfied of its quality. — Десять цветов были выбраны для этой композиции, но клиент был недоволен их качеством.

В МБОУ «Дмитровская средняя школа» прошли мероприятия 1 этапа Межрегионального творческого конкурса для старшеклассников РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФАРМАЦЕВТОВ. 18 декабря учащиеся 10 класса написали тесты по химии, а 20 декабря состоялась викторина «Кто хочет стать фармацевтом?» В первом этапе приняли участие семь человек. Финалистами стали четверо. Победитель – Вейсова Эдие, призёры: Бутенко Эльвира, Коновалова Яна и Печенкина Мария! Главный приз этого конкурса – возможность бесплатного обучения в Санкт-Петербургском государственном химико-фармацевтическом университете по специальности «Фармация», «Химическая технология» или «Биотехнология» (на выбор) для трех победителей конкурса.

Ребята! Желаем удачи во 2 отборочном этапе!

В 2019 году для участия в пятой юбилейной РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ ФАРМАЦЕВТОВ зарегистрировалось 715 образовательных учреждений из городов и сел России.

РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФАРМАЦЕВТОВ на сегодняшний день остается единственной отраслевой профильной фармацевтической олимпиадой в стране. Она позволяет не только выявить талантливых и мотивированных ребят, но и помогает старшеклассникам определиться с профессией. В рамках конкурса школьники узнают об особенностях фармацевтики, её отличиях от других медицинских специальностей.

Благодаря простым правилам конкурса и использованию дистанционных форматов школьники из всех регионов, в том числе отдаленных, имеют равные возможности для участия. В первом туре конкурса участники на площадке своей школы решают задачи по химии и играют в профориентационную игру «Кто хочет стать фармацевтом?». Второй тур предполагает онлайн-тестирование по химии, математике и биологии (лишь участники из Санкт-Петербурга этот тур проходят очно в стенах СПХФУ). Финал РОССИЙСКОЙ ШКОЛЫ ФАРМАЦЕВТОВ проводится на площадке вуза в Санкт-Петербурге и включает обширную профориентационную программу.

Организатором конкурса в этом учебном году традиционно выступает Санкт-Петербургский Химико-фармацевтический университет Минздрава России (СПХФУ) при поддержке постоянного партнера Медико-биологического научно-производственного комплекса «Цитомед» (МБНПК «Цитомед»). В 2019 году не только РОССИЙСКАЯ ШКОЛА ФАРМАЦЕВТОВ, но и ведущий профильный фармацевтический вуз России празднует свой юбилей –100 лет со дня основания.


13 ноября 2019 года
в Нижнегорском районном Доме культуры состоялся зональный этап республиканского открытого конкурса-фестиваля детского творчества «Крым в сердце моём»,который проходит с целью воспитания у детей и учащейся молодежи чувства патриотизма и любви к малой родине – полуострову Крым, воспитания национальной гордости.

Обучающиеся МБОУ «Дмитровская СШ» показали высокий уровень подготовки и в номинации «Живые родники» танцевальный коллектив «Гузель Къырым» занял почетное 2 место (руководитель: Вейсова Лиля Суильевна, педагог-психолог).

Праздник Осени

8 ноября в МБОУ «Дмитровская средняя школа» прошло театрализованное представление «Волшебная история». Окунуться в мир сказки зрителям предложили участники театрального коллектива «Юный актер». Это осеннее приключение для детей младшего школьного возраста. Маленьких ребят ожидал настоящий спектакль, где они стали участниками захватывающих и интересных событий в волшебном осеннем лесу. Познакомившись со сказочными героями, обучающиеся выполнили веселые и увлекательные задания.

Среди старшеклассников состоялся отчетный фестиваль театральных постановок. Мероприятие проходило под названием «Театральная мастерская». Ученики 6-го класса выступили с юмористической миниатюрой «Осенняя лихорадка», обучающиеся 7-го класса с театральным этюдом на спортивную тему «Нарушение на поле», а 11,9 классы продемонстрировали отрывок из романа «Война и мир». Обучающиеся 10 класса показали «Как снимается кино». Победили ребята из 8 класса, показав отрывок из сказки «Про Федота-стрельца, удалого молодца» (

День народного единства


22 октября в МБОУ «Дмитровская средняя школа» проведены мероприятия:

1. «История возникновения праздника – День народного единства» - тематический классный час с присутствием главы администрации Дмитровского сельского поселения Ефременко Дмитрия Александровича и заместителя главы администрации Дмитровского сельского поселения Цыбенко Елены Владимировны.

В ходе мероприятия обучающиеся познакомились с историей возникновения праздника. Ребята вспомнили о том, как велика и красива наша Родина,как богата событиями её история, закрепили свои знания о государственных символах.
2. «В единстве наша сила!» - конкурс информационных газет.

Проведение таких мероприятий помогает воспитывать чувство любви к Родине, гордости за народ, населяющий Россию!

Цель:

  • учить назвать порядковые числительные в названии каждого дня недели,
  • закреплять знания порядковых числительных в названии каждого дня недели;
  • закрепить умение в счёте в пределах 10 и обратном порядке;
  • воспитывать чувство отзывчивости на просьбу о помощи.

1. Самомассаж

Здесь живет Хмурилка, Потереть брови

Здесь живет Дразнилка, Потереть нос

Здесь живет Смешилка, Потереть уголки губ

Здесь живет Страшилка. Потереть щеки

Это носик Бибка! Потереть крылья носа

А где твоя улыбка? Приподнять пальцами уголки губ

2. Упражнение на развитие памяти: «Угадай лепесточка с каким цветом не хватает на цветике-семицветике».

3. Организационный момент.

Воспитатель зачитывает письмо:

«Уважаемые ребята группы «Смешарики» детского сада «Малышок»!

Пишет вам Петя Апельсинов ученик 1 класса. Дело все в том, что на уроке математики я все время крутился, отвлекался, лез под парту, в общем, не слушал учительницу, когда она объясняла новую тему и за это Фея из Страны Математики заколдовала меня и что бы снять проклятие нужно выполнить следующие задание, но так как я не слушал учительницу то мне одному не справиться, помогите мне, пожалуйста, и когда все задания будут выполнены, то Фея Страны Математики меня отпустит, а я буду всегда слушать учительницу и буду сам выполнять все задания. Ваш друг Петя Апельсинов»

4. Разминка

Ребята! Давайте поможем Пете? (Ответы детей)

Тогда начнем с первого задания.

Нужно ответить на следующие вопросы:

  • Если стол выше стула, то стол? (Ниже стола)
  • Если дорога шире тропинки, то тропинка? (Уже дороги)
  • Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? (Короче линейки)
  • Если веревка толще нитки, то нитка? (Тоньше веревки)
  • Если сестра старше брата, то брат? (Младше сестры)

Ну, молодцы вы ребята! Вот и с первым заданием мы справились!

5. Порядковый до 10 в прямом и обратном порядке.

Следующее задание нам пишет Петя: «Что бы помочь мне в снятии проклятия, нужно в правильном порядке показать цифры от 1 до 10 и в обратном порядке, я никак не могу выполнить это задание»

6. Закрепление знаний о последовательности дней недели.

Предложить детям заслушать стихотворение:

Наш корабль сел на мель,

И матросы всю неделю

Карамель на мели ели.

Сколько дней матросы сидели на мели? (7)

Почему вы так думаете? (в недели 7 дней)

Какой день недели сегодня?

Какой день недели был вчера?

Какой день недели будет завтра?

Какой день недели между понедельником и средой?

Какой день недели идет до четверга?

Какой день недели после пятницы?

6. Игра «Неделька стройся»

Молодцы! И с этим заданием вы справились! А вы знаете, что каждому дню недели соответствует свой порядковый номер.

Вызывается 7 детей и раздаются карточки с цифрами от 1 до 7. И дети вместе с воспитателем сопоставляют день недели с порядковыми числительными и выстраивают их в ряд.

7. Работа в тетрадях.

Понедельник – Monday (англ.) прямо перекликается с Луной – Moon, ещё нагляднее Dies Lunae (лат.), Lundi (фр.), еl Lunes (исп.), Lunedi (итал.). Названия понедельника из северных языков, например, Måndag (шв.), Maanantai (фин.), Mandag (дат.) связаны с древнегерманским Mánadagr - день Луны. В славянских языках понедельник имеет значение первого дня или, согласно одной версии, днём "после недели", поскольку "Неделя " является старым русским словом обозначающим современное воскресенье. На хинди понедельник - День Луны.

Вторник - в названии вторника Dies Martis (лат.), Mardi (фр.), el Martes (исп.), Martedi (итал.) мы без труда узнаём планету Марс. В Tiistai (фин.), Tuesday (англ.), Dienstag (нем.) и в других языках этой группы скрыто имя воинственного древнегерманского бога Тиу (Tiu, Ziu) аналога Марса. В славянских языках этот день однозначно читается как порядковое числительное, т.е. это "второй" день недели. На хинди вторник - День Марса.

Среда - легко угадывается Меркурий в Dies Mercuri(лат.), le Mercredi (фр.), Mеrcoledi (итал.), el Mercoles (исп.).

Wednesday (англ.) происходит от Wodensday, означающего день Водена (Вотана). Этот жеперсонаж скрыт в Onstag(шв.), Woenstag (гол.), Onsdag (дат.). Воден - необычный бог, он изображается высоким, худым стариком в чёрном плаще. Этот персонаж прославился изобретением рунического алфавита, что проводит прямую параллель с богом-покровителем письменной и устной речи - Меркурием. По легенде Воден ради знаний пожертвовал одним глазом. В славянских "среда", "середа" и т.д, а также в Mittwoch (нем.), Keskeviikko (фин.) заложена идея середины недели. Редко встречается древнерусское название среды "третийник". Заметим, что астрологически Меркурий считается средней, бесполой планетой – ни мужской, ни женской. На хинди среда - День Меркурия.

Четверг - латинское Dies Jovis, День Юпитера, дало начало Jeudi (фр.), Jueves (исп.), Giovedi (итал.), а вот Thursday (англ.), Torstai (фин.), Torsdag (шв.), Donnerstag (нем.), Torsdag (дат.)и прочие похожие имеют прямую связь с древним богом-громовержцем Тором, аналогом Юпитера. В славянских языках четверг как и вторник носит сугубо числовое значение четвёртого дня. На хинди четверг - День Юпитера.

Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. В славянских языках этот день по смыслу "пятый". На хинди пятница - День Венеры.

Суббота - лицо Сатурна однозначно проглядывается в Saturday (англ.) и Saturni (лат.). Русское название «суббота», el Sabado (исп.), Sabato (итал.) и Samedi (фр.) восходят к ивритскому «Шаббат», означающему "покой, отдых". В этом смысле с Шаббатом удачно перекликается одно из астрологических значений Сатурна – неподвижность, концентрация. Интересно, что славянские языки, ни с того ни с сего, единодушны с латинскими, их суббота тоже родом от "Шаббата". Lauantai (фин.), Lördag(шв.), Loverdag (дат.) сходны с древненемецким Laugardagr и означают "день омовения", откуда мы узнаём, что раз в неделю древние мылись обязательно. На хинди суббота - День Сатурна.

Воскресенье - День Солнца по-латински, английски и немецки, во многих языках этот день обозначается различными вариациями слова "Sun/Son" (Солнце). Domingo (исп.), Dimanche(фр.), Domenica (итал.) в переводе означают "День Господень" и наверняка являются наслоением принесённым в Европу вместе с христианством. Русское "воскресенье" появилось таким же способом, заменив старое название этого дня "Неделя ", успешно сохранившиеся в других славянских языках - Неделя (бол.), Нед iля (укр.), Nedele (чех.) и прочих. На хинди воскресенье - День Солнца.

* Примечание: слово viikko (неделя) в финском языке произошло от готского vikó.

Астрология на службе календаря. Звезда Магов.

Для удобства расчётов и планирования времени древние астрономы и астрологи, а раньше это были одни и те же люди, изобрели Звезду Магов, своеобразный семиконечный «калькулятор». В этой звезде-считалке планеты расположены по кругу начиная от самой медленной, Сатурна, до самой быстрой – Луны. Последовательность дней недели рассчитывается по лучам звезды по часовой стрелке. Кроме дней недели, эта схема позволяет высчитывать соответствие планетам 36-летних периодов, годов, часов и некоторых других отрезков времени. Часы, например, считают так: 1-й час воскресенья принадлежит Солнцу, 2-ой Венере и так далее по периметру звезды. Замечу, что 1-ым часом любого дня в этой системе считается час после восхода Солнца, продолжительность же часа равна 1/12 от длительности светового дня, т.е. времени от восхода до захода Солнца. Ночные часы по аналогии равны 1/12 от продолжительности тёмного времени суток. Продолжая далее вычисления часов согласно схемы звезды, вы заметите, что 1-й час понедельника окажется под Луной, 1-й час вторника под Марсом, 1-й час среды под Меркурием, 1-й час четверга под Юпитером, 1-й час пятницы под Венерой, 1-й час субботы под Сатурном. Система оказывается замкнутой и логичной.

О субботе

Этот день, всё же, самый неординарный. Большинство языков сохранили приёмственность от ивритского "Шаббат" (отдых, покой). В арабском ас-Сабат, персидском Шабат, грузинском Шабати, не говоря уже о славянских разновидностях "суббот" слышны аналогичные мотивы.. Любопытно, а откуда произошло само ивритское "Шаббат"? Есть следующее предположение, которое вы вольны принимать или нет. Возможно, в этом слышится только игра слов, но на мой взгляд необходимо приглядется к санскритскому "шабда ". Это слово очень популярно в санскрите и во ведийской культуре в целом, его корневое значение переводится как "священный звук", "изначальный звук". Другой перевод слова "шабда " - "Абсолют, воплотившийся в звуке, слове". Впечатляет и наталкивает на аналогии, не правда ли?

Какой день недели первый?

С позиции материалистического реализма постановка вопроса о первом дне недели не имеет смысла. Действительно, совершенно неважно какой день недели считать первым, какой вторым. Главное, в этом случае, чтобы сохранялась чёткая периодичность между рабочими и выходными днями, чтобы неделя шла за неделей не внося путаницу в календари, компьютерные программы и т.д. Вопрос о признании того или иного дня первым носит прежде всего культурно-исторический и эзотерический смысл. Вопрос о существовании биологического смысла пока остаётся без ответа.

Уже было упомянуто, что для принимающих Ветхий Завет, ответ должен быть однозначен - воскресенье . Этот день был днём начала Творенья и, с этой точки зрения, абсолютно правы иудеи отмечая воскресенье первым днём, а субботу - последним. В Европе, а точнее в Риме до II в. н. э тоже придерживались этого обычая, пока император Адриан не запретил христианам праздновать субботу. Именно тогда день отдыха перенесли на воскресенье, а в 321 г. римский император Константин узаконил этот день как еженедельный государственный праздник. Постепенно сознание христиан смирилось с явным отходом от подобия библейскому порядку дней в неделе. Сейчас первенство воскресенья осталось лишь во внутренней церковной христианской литургической жизни, реальный же недельный ритм в большинстве стран мира начинается с понедельника.

С астрологической точки зрения естественно и логично начинать отсчёт рабочих дней с воскресенья , ибо день Солнца выглядит более креативным, в нём видится больше бодрости, чем в понедельнике, дне непостоянной Луны. Это как раз тот случай, когда между астрологией и религией наблюдается абсолютное согласие.

Возможно, нарушение космического ритма привело к появлению русской пословицы: «Понедельник - день тяжёлый»?

Гипотеза о древней неделе.

Все, кто берётся за тему анализа недели в русском языке, неизбежно упираются в неразрешимое противоречие. Прежде, чем и мы отправимся в этот путь и подойдём к тем же запертым воротам, предлагаю немного подкрепиться историческими фактами.

Итак, понятие "воскресенье" появилось на Руси после принятия христианства и, поначалу, воскресеньем называли только один день - день начала празднования Пасхи. Только в XVI в. появилось воскресенье как отдельный день "седмицы "- так называли неделю в то время. О происхождении слова "седмица " судить чуть труднее. Было ли оно исконно русским или пришло вместе с азбукой Кирилла и Мефодия? Если это слово, скажем так, было частью языческого древнеславянского календаря, то почему оно столь прочно вошло в христианский церковный язык? Нынешний православный календарь сплошь состоит из седмиц. Если же принять во внимание, что до сих пор седмицей называется неделя в Болгарии и что древнейшие славянские письмена на кириллице (IX-Х в.) были обнаружены тоже на болгарской территории, то начинает ощущаться тёплый южный ветерок, дующий со стороны Болгарии. А когда становится известным то, что братья-греки Кирилл и Мефодий с детства владели, помимо греческого, древнеболгарским языком, то ветерок превращается в ветер. Итак, седмица, скорее всего, из Болгарии.

Пойдём дальше. По одной из популярных версий старое русское "неделя " (как день) называлось так потому, что в этот день ничего "не делали", отдыхали. А по недельник означает, что он следует после "недели" (т.е. воскресенья), вторник - второй день после "недели"... Среда, будучи по неоспоримому смыслу серединой недели, указывает на то, что начало недели попадает на воскресенье. Не правда ли, это объяснение логично? Любопытно, что само слово "неделя" калька с греческого apracos , т.е. не-делающий, не-дельный, праздный.

Другими словами, скорее всего, само слово "неделя" привнесено в русскую культуру оттуда же, откуда и воскресенье.

Можно ли предположить существование другой, более древней недели у славян? Давайте применим следующий логический ход. Ясно, что вторник, четверг и пятница явно содержат порядковый смысл числительного во всех славянских языках. Даже среда, как известно из старых источников, имела порядковое название - третийник . Только извращённая логика второй день недели, вторник, может считать третьим, а четвёртый день, четверг - пятым днём. Если же, согласиться с тем что понедельник день первый, вторник второй и так далее, то возникает проблема со средой, которая не оказывается в середине недели! Серединой недели становится четверг, что нелогично по всем пунктам.

Есть ли из этого противоречия выход?

Есть. Перед нами задача. Как сделать так, чтобы среда была посередине, а вторник вторым, четверг четвёртым, пятница пятым днём недели? Сделать это можно только одним единственным способом. Надо принять к сведению, что древняя неделя у славян, и на Руси в частности, была 5-дневной! В этом случае и среда будет посередине и порядковые названия дней недели будут соответствовать их очерёдности. Гипотеза (если это, вдруг, не окажется вновь изобретённым велосипедом) заключается в том, что древняя неделя быля 5-дневной, а два других дня, week-end так сказать, субботу (Шаббат) и неделю-воскресенье пристегнули к русскому языку позже .

Эпилог

Была ли древняя неделя 5-дневной? Если да, то нечто родственное пятидневному ритму видится в восточных стихиях - металле, воде, дереве, огне и земле. Есть у 5-дневки и астрономическое объяснение, пожалуй даже более логичное, чем у 7-дневной недели. Посмотрим на небо. Мы видим, что Луна и Солнце по своей величине не могут идти ни в какое сравнение с оставшимися 5 планетами. С точки зрения земного наблюдателя Луна и Солнце вне конкуренции, не зря их называют светилами . Значение светил на порядок больше, чем у любой из остальных видимых планет. У светил более важная роль не только в небе, но и в символизме календарных периодов.

Давно известно, что календарь, кроме прямого назначения, играет роль идеологического инструмента. Укрепляя собственную власть вводили свои календари китайские, японские, римские императоры, вожди французской революции. Я убеждён, что структура недели должна подчиняться исключительно природным космическим ритмам, календарь не должен быть инструментом укрепления какой-либо идеологии. Человек должен понимать какой космический ритм он еженедельно отбивает. Перед наукой будущего будет стоять задача определения наиболее оптимального для здоровья человека космического ритма жизни. Может статься, что лучшей останется 7-дневка, может придёт время 3-дневки, а может в интересах человека будет перейти (вернуться?) на 5-дневку?

Внешне развитая технологически современная цивилизация, на деле насквозь пропитана древними суевериями и предрассудками. Наша цивилизация до сих пор живёт по вавилонской неделе, отдельные народы и государства видоизменяют неделю в зависимости от своих религиозных предпочтений. Иудеи объявили нерабочим днём субботу, в большинстве других стран выходной воскресенье, у мусульман выходной - пятница (день рождения пророка Мохаммеда). Эти детали подчёркивают разницу между людьми, разобщают их. Пока идеология формирует календарь в большей степени, чем здравый смысл. Разная идеология порождает непонимание между людьми, непонимание рождает настороженность и даже агрессию. Отсутствием понимания можно объяснить все войны..

Руслан Суси, апрель 2005

* Тема происхождения календаря бескрайняя, поэтому дополнения и сообщения о возможных ошибках будут всегда полезны.


Игра «Отгадай число».

Все дети сидят на стульях, стоящих полукругом. По считалке выбирается ведущий. На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной. Кто ты будешь такой?

Ведущий задумывает любое число в пределах десяти и на ухо говорит его воспитателю. Играющие при помощи вопросов, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет», должны отгадать это число. Например, задумано число пять. «Оно больше четырех?» – «Да». – «Оно меньше шести?» – «Да». – «Это число пять?» – «Да».

После того как число отгадано, ведущим становится игрок, который его отгадал.

– Назовите все дни недели. Давайте поиграем в игру «Неделька, стройся». У меня на столе в беспорядке лежат перевернутые карточки, на которых нарисованы кружки. Вы по сигналу берете карточки со стола, ищете своих партнеров, подбираете карточку с кружками к цифре и выстраиваетесь по порядку. Дети, которые остались без карточек, проверяют, правильно ли подобраны пары, и дают вам задания:

– Выходят дни недели, которые стоят после четверга. (Выходят дети с карточками, на которых цифры пять, шесть, семь.)

– Выходит день, который обозначает понедельник.

– Выходит день, который стоит после вторника.

– Какой месяц сейчас? (Май.) Правильно. Мы прожили еще один месяц в новом году. Посмотрите на листочки календаря. Покажите, сколько дней в неделе.

– А сколько дней в месяце? (Дети разводят руки в стороны.)

– Давайте посчитаем, сколько недель в этом месяце. (Четыре недели.)

– А в каком месяце больше дней: в мае или феврале? Как узнать? Что для этого нужно сделать? (Это делается без счета. Выкладываются листочки календаря: один месяц под другим, и таким образом определяется, в каком месяце больше дней.)

– Кто знает, как называется следующий месяц?

– Давайте поиграем в игру «Чей волчок дольше крутится».

Двое играющих запускают волчка, а остальные смотрят и определяют, чей волчок крутится дольше.

– Рассмотрите четыре картинки. Что на них изображено? (Ночь, утро, день и вечер.)

– Возьмите картинку с изображением ночи и положите ее перед собой. Остальные картинки переверните изображением вниз.

– Послушайте рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро.)

– Выберите картинку с изображением утра и положите ее на картинку с иллюстрацией ночи. Слушаем рассказ дальше: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» (День.)

– Выберите картинку с изображением дня и положите ее сверху. Рассказ продолжается: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» (Вечер.)

– Возьмите картинку с изображением вечера и положите ее на другие картинки. Слушаем дальше: «Вечер прошел, что наступает за ним?» (Ночь.)

– Рассмотрите картинки и догадайтесь, что наступает следом за вечером.

3. Подвижная игра «Медный пень».

Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях, дети-хозяева становятся за стульями.

Под башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:

Я хочу у вас спросить,

Можно ль мне ваш пень купить.

Хозяин отвечает:

Коль джигит ты удалой,

Медный пень тот будет твой.

После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три – беги» – разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.

Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.