`вечная новелла` (новелла матвеева). Новелла Матвеева: биография Критики о творчестве н матвеевой

Поэт, прозаик, переводчик, бард, драматург, литературовед.

Александр Балтин

На смерть Новеллы Матвеевой

На этом свете света не найдёшь:

Он пеплом наших действий припорошен.

Услышит песню из окна прохожий:

Волна тепла, которую не ждёшь,

Омоет душу…

Славная волна.

Бездомный домовой найдёт жилище

В укромной песне - оной глубина

Согреет нежных слушателей тыщи.

Нам остаётся к песням и стихам

Сознаньями и душами прижаться.

Кораблик устремится к берегам,

И сказки ожидающим приснятся.

Вселенная Шекспира восстаёт

Из крепко сделанных сонетов мощно.

А творчества так долго зревший плод

Остался всем - красивый, дивный, сочный.

Мечтанья о кораллах и морях,

Когда сильны, уводят в запредельность.

Для всех потусторонний дан очаг:

Подчёркивает мирозданья цельность.

«45»: Публикация в нашем альманахе от 1 августа 2016-го - пожалуй, последняя прижизненная публикация Новеллы Николаевны…

Только реалистом чувств и можно быть в этом мире,

где, по-видимому, никак невозможно быть

реалистом всего остального.

К акому ребёнку не нравится лепить? Какому взрослому? Комкаешь в пальцах податливую мягкую субстанцию, думаешь о разных мелочах, очень серьёзных на тот момент, и пластилин начинает принимать форму… «Я леплю из пластилина, пластилин нежней, чем глина. Я леплю из пластилина кукол, клоунов, собак…» (Н. Матвеева).

А стихи? Слова тоже бывают родом из детства - корабли и капитаны из далёкой «Дельфинии», неосязаемые солнечные зайчики, крылья с колокольчиками, болтливые водосточные трубы, ироничные водопады. В одно мгновение меняется восприятие окружающего мира: краски становятся ярче, мысли - светлее, а неудачи и переживания больших детей блекнут. Слово пластично тогда, когда говорит душа.

И счастье, и печаль звучали в песне той;

Был тих её напев старинный и простой...

Чтение стихов Новеллы Матвеевой можно сравнить с увлекательным путешествием. Корабль покачивается на волнах, поскрипывает мачта, у кораблика своя мелодия:

Набегают волны синие.

Зелёные? Нет, синие.

Как хамелеонов миллионы,

Цвет меняя на ветру.

Ласково цветёт глициния -

Она нежнее инея...

А где-то есть земля Дельфиния

И город Кенгуру.

Путешественник рано или поздно находит жемчуг - строки, которые близки его чувствам. Такова потребность читателя.

Какова же роль кораблей? В интервью «Литературной газете» Новелла Матвеева заметила, что поэты, если они настоящие поэты, они где-то близки к священникам. Они торопят нас к добру.

Когда потеряют значение слова и предметы,

На землю, для их обновленья, приходят поэты.

Капитаны, как и путешественники боятся не найти дорогу, не вернуться в страну детства, но и не могут остаться там навсегда, поэтому выходят в открытое море снова и снова.

Витает, как дух, сухой тополиный пух,

Боится упасть: земля сыра, холодна...

Боится душа с собой побеседовать вслух,

Боится признать, что потеряна та страна.

Р одилась Новелла Николаевна Матвеева 7 октября 1934 года в Царском Селе (г. Пушкин) в творческой семье. Отец - географ, историк-краевед Дальнего Востока, мама - преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева.

В книге воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе», опубликованной в 1996 году Новелла Матвеева с теплом говорит о своём детстве, несмотря на лишения военных и послевоенных годов.

Стихи мамы, поразившие Новеллу, она впервые услышала в голосе мамы:

Трудной дорога была… Как почернели орбиты!

Но не ржавеет перо на беспокойном столе.

Я неподкупным стихом коню подковала копыто.

Выпусти повод, поэт! Вымой лицо в хрустале!

Усталость, передышка, очищение и вечный поиск знания, силы и точности слова.

«Как Саксон бредила стихами своей матери, я бредила стихами - своей» - писала Новелла.

Сорок первый год. Отец, Николай Николаевич по состоянию здоровья был определён в Народное ополчение, работал в Монинском военном госпитале. Как вспоминала Новелла Матвеева о военном периоде жизни их семьи: «…Нашей семье между тем делалось всё труднее, всё хуже. На нас начинала наваливаться постоянная слабость от недоедания, вечные простуды зимой из-за плохой одежды и обуви. От острого авитаминоза я начала слепнуть. И тогда Николай Николаевич пошёл на первое и последнее в его жизни, великое, как он сам считал, «злоупотребление». На целый месяц устроил меня для излечения в тот свой Монинский военный госпиталь. В монинский свой период я могла, конечно, только читать, но никак не писать прозу. Что же до поэзии, то каких мне ещё стихов, если стихи моей матери были всегда в памяти!».

C 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детдоме Щёлковского района разнорабочей. «Да, нелегко бывало» - признается в своём очерке Новелла Матвеева. «Но ведь было не только плохое…

…Была молодость! Были наброски стихов и прозы, рассованные по карманам. Была пленительная цветущая местность Молодой Колонии! И, наконец, великие планы! Я собиралась, например, поступить в мастерскую вывески или сделаться надомницей - разрисовывать рожицы куклам для игрушечной фабрики. Мечты, мечты! Этим непомерным притязаниям не суждено было сбыться».

Мелодии своих первых песен Матвеева сочинила ещё в конце войны. Новый виток в жизни Новеллы начался с 1959 г. во время активного сотрудничества с «Комсомолкой», а с 1961 года Матвеева становится Членом Союза писателей СССР.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького, где и познакомилась с выпускником того же института Иваном Киуру. Поженились они в 1963 году.

В 1966 году появилась первая пластинка Новеллы Матвеевой с записью авторских песен.

О песнях Новеллы Матвеевой сказано немало. Прежде всего, это феноменальное действие на человека - очищающее, умиротворяющее, иногда в них слышится лёгкая печаль, как понимание сиюминутности, скоротечности счастливого мгновения.

Песня! Все на свете дышит песней;

Ветер, гомон гонга, говор Ганга, мерный шаг слона...

Да не спеть нам ни единой, ни единой - лебединой,

Ибо в песню вся планета впряжена.

К ак заметил Дмитрий Быков в своём эссе «Чистейший образец»: «Самое чистое вещество искусства, которое мне в жизни случалось видеть, - это песни Новеллы Матвеевой в авторском исполнении, просто так, на концерте или у неё дома, в Москве или на Сходне, за чайным столом или на крыльце». По его же мнению Матвеева - природный и потомственный демократ, защитница угнетённых и нищих, само понятие элитарности ей всегда было враждебно.

Новелла Матвеева всегда была верна себе в стремлении повлиять словом на несправедливость, неправильность, существовавшие в диссонансе с её восприятием мира.

Но мне, в утешенье, сказали вчера,

Что нет на земле совершенства. И что же?

Мне надо бы радостно крикнуть: «Ура!»,

А я сокрушённо подумала: «Боже!»

60-70-е годы. Переживания Новеллы Николаевны Матвеевой и Ивана Семёновича Киуру в описании Геннадия Красникова: «…какая разительная непохожесть в общении с миром, которое из-за вынужденного или добровольного одиночества чаще всего сводилось к общению с природой, органической частью которой всегда чувствовали себя Новелла Матвеева и Иван Киуру. Не раз приходилось мне наблюдать, как они во время прогулки приостанавливались внезапно на дороге, уступая путь бегущему муравью или неторопливому жуку. «Пусть парень пройдёт», - говорили они едва ли не в один голос...».

Безусловно, поэту тяжело ужиться с правилами и штампами эпохи.

Их любит мир. Весна без них не может.

Их не берут ни войны, ни века.

И все ж они зачахли. От чего же?

От шума штамповального станка.

Новелла Матвеева много своих стихов посвятила мужу, записала песни на его стихи, они выпустили совместную пластинку.«Мне ещё многое нужно сделать: подготовить к изданию книгу Ивана Семёновича - его прозу, стихи. Пишу воспоминания о нём.

В этом нахожу силы, в этом вижу свой долг перед его памятью» (Ф. А. Нодель. «Кому сам Хронос не указ»).

Н еоценимы радость, отвага и житейская мудрость, подаренные стихами и песнями Новеллы Матвеевой. И пусть все сказано на свете, важно - как сказано. Искренне, просто и одновременно глубоко.

Можно подняться - в конце концов - на Парнас,

Якорь на Кипре кинуть, заплыть за Крит,

Но как вернуться туда, где стоишь сейчас?

Где одуванчик долгим дождём закрыт?

Библиография Новеллы Матвеевой:

Новелле Матвеевой принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов: «Лирика» (1961), «Кораблик» (1963), «Душа вещей» (1966), «Солнечный зайчик» (1966), «Ласточкина школа» (1973), «Река» (1978), «Закон песен» (1983), «Страна прибоя» (1983), «Кроличья деревня» (1984), «Избранное» (1986), «Хвала работе» (1987), «Нерасторжимый круг» (1991), «Мелодия для гитары» (1998), «Кассета снов» (1998), «Сонеты» (1998), «Караван» (2000), «Жасмин» (2001).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина, содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: «Песни» (Мелодия, 1967), «Стихи и песни» (Мелодия, 1966), «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982), «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски «Какой большой ветер» (ASP, 1997), «Девушка из харчевни» (ASP, 1997), «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999), «Лучшие песни» (Московские окна, 2000), «Отчаянная Мэри», «Трактир "Четвереньки"».

Альбом из 14 песен Новеллы Матвеевой в исполнении группы «Сегодня в мире» вышел в 2009 году и получил высокую оценку поэта.

Награды Н. Матвеевой: Пушкинская премия - в 1998-м, Государственная премия - в 2003 году.

Литература:

    Матвеева Н. Мяч, оставшийся в небе. - М: Молодая гвардия, 2006. - 132 с.

    Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой // Юность. — 1966. — № 7.

    Красников Г. И. Одна в поле воин...

Родилась 7 октября 1934 года в Царском Селе (ныне - город Пушкин) Ленинградской области. Отец - Матвеев-Бодрый Николай Николаевич, был историком-краеведом Дальнего Востока, действительным членом Всесоюзного географического общества. Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, поэтесса. Супруг - Киуру Иван Семенович (1934-1992), поэт.

С 1950 по 1957 год Новелла Матвеева работала в детском доме в Щелковском районе Московской области.

Писать она стала под влиянием матери. Надежда Тимофеевна была личностью незаурядной во многих отношениях, человеком большой культуры и большого артистизма. Она очень любила поэзию, прекрасно читала стихи. Именно из ее уст, в ее удивительной декламации впервые Новелла услышала стихи Пушкина. В доме Матвеевых не всегда было радио, тем не менее благодаря матери музыка звучала постоянно. У нее был романсовый звонкий голос. Она пела цыганские, русские и итальянские песни.

Вообще Новелла Матвеева происходит из знаменитой литературной семьи русского Дальнего Востока: ее дед Николай Петрович Матвеев-Амурский, был поэтом и автором первой "Истории города Владивостока". Ее мать, младший брат Роальд Николаевич, ее дядя Венедикт Николаевич, супруг - тоже поэты...

Свои первые стихотворения Новелла Матвеева сочинила еще ребенком, во время войны. Это было в Монинском госпитале, где она лечилась от острого авитаминоза, подействовавшего ей на глаза. Она показала стихи отцу, который работал там же, в госпитале, политруком. В детстве же пыталась сочинять музыку на свои стихи, а также на стихи А. Гладкова, В. Агнивцева, У. Шекспира, М. Лермонтова, А. Фета...

Первой ее публикацией в 1957 году стала пародия на песенку "Пять минут" из кинофильма "Карнавальная ночь". Вскоре последовали публикации стихов в газете "Советская Чукотка" (1958) и журнале "Енисей". С 1959 года ее стихи стали регулярно печататься в центральных газетах и журналах. В продвижении первых больших подборок стихов Новелле Матвеевой помогли поэты Игорь Грудев и Давид Кугультинов, а также работники ЦК комсомола Виктор Бушин и Лен Карпинский. Далее в судьбе поэтессы принимали участие С. Маршак, К. Чуковский, М. Атабекян, В. Чивилихин, Н. Старшинов, Б. Слуцкий, Ю. Воронов. Корней Иванович, когда ему прочитали "Солнечного зайчика", даже прыгал от радости через стул.

У Новеллы Матвеевой - счастливая творческая судьба. Ее вовремя заметили и сразу полюбили. Девушка из провинции с необычным завораживающим голосом и гитарой в руках завоевала в начале 1960-х годов столицу, а затем и всю страну. Ее песни, зазвучавшие на любительских магнитофонах, довольно быстро воплотились в пластинку "Песни" (М.: Мелодия, 1966). То была первая бардовская пластинка в Советском Союзе, впоследствии неоднократно выпускавшаяся, но так и оставшаяся раритетом.

С 1972 года Новелла Матвеева стала сочинять песни также и на стихи поэта Ивана Киуру. Наиболее известными и популярными песнями Новеллы Матвеевой стали: "Песня погонщика мула" ("Ах, как долго, долго едем..."), "Ветер" ("Какой большой ветер..."), "Водосточные трубы" ("Дождь, дождь вечерний..."), "Девушка из харчевни" ("Любви моей ты боялся зря..."), "Окраина" ("Летняя ночь была..."), "Капитаны без усов" ("Вот передо мною море голубое..."), "Страна Дельфиния" ("Набегают волны синие..."), "Фокусник" ("Ах ты, фокусник..."), "Цыганка" ("Развеселые цыгане по Молдавии гуляли..."), "Шарманщик" ("На землю падал снег...") и др.

Лучшие дня

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором. В 1961 году ее приняли в Союз писателей СССР.

В поэзии Новеллы Матвеевой преобладает лирико-романтическое начало. Она отражает высокие гуманистические чувства человека, его мечты и фантазии, окружающий его красочный мир природы. Много пишет она и для детей. Кроме того, Новелла Матвеева занимается переводами, пишет пародии и эпиграммы, выступает со статьями по вопросам литературы и искусства.

Всего ее перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога - мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой большой ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н. Матвеевой "Предсказание Эгля" - свободная фантазия по мотивам А. Грина, содержащая 33 ее авторские песни.

Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено более сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е. Евтушенко, Л. Аннинский, Е. Винокуров, В. Огнев, З. Паперный, В. Лакшин, С. Маршак, С. Чупринин, Г. Красников, Б. Окуджава, Е. Камбурова, Д. Гранин, Я. Смеляков, В. Цыбин, Б. Слуцкий, В. Берестов, А. Урбан, Ю. Смелков и др.

Личные невзгоды, встречавшееся подчас непонимание некоторых критиков, искусствоведов, редакторов и издателей не сломили волю Новеллы Николаевны. Она продолжает активно работать на радость многочисленных поклонников ее творчества.

В 1998 году Н.Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии.

Живет и работает в Москве.

Мнение о Новелле Матвеевой
Екатерина 05.07.2007 10:53:26

Я с детства полюбила песни Новеллы Матвеевой. Пою их всю жизнь, и даже уже своему внуку, он с удовольствием мне подпевает. Матвеева человек уникального таланта! Буквально боготворю ее!!!


Приходит время и все уходят...
Александр Владимирский 06.09.2016 11:13:42

Приходит время и все уходят, так было,есть и будет вечно, кого-то просто вспомнить могут, а кто-то в мир иной уйдёт беспечно.

(Ленинград). Её отец, Николай Николаевич Матвеев-Бодрый - по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, действительный член Всесоюзного географического общества, по мировоззрению - романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - Матвеева-Орленева Надежда Тимофеевна, преподаватель литературы, поэтесса. Дед, Николай Петрович Матвеев-Амурский, также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат, Иван Венедиктович Елагин (настоящая фамилия - Матвеев) - поэт русского зарубежья.

C 1950 по 1957 годы Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 г. окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А. М. Горького (заочно).

С детских лет пишет стихи, печатается с 1958 г. Первый сборник издан в 1961 году; второй («Кораблик») - в 1963 г. В 1961 г. Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1970-х у нее выходят книги «Ласточкина школа», «Река» и др. В 1980-х - «Закон песен», «Страна прибоя» и др.

Творчество

С конца 1950-х Новелла Николаевна стала сочинять песни на собственные стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. С 1972 года Новелла Матвеева сочиняет песни также и на стихи своего мужа, поэта Ивана Киуру (1934-1992).

В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Матвеевой «Предсказание Эгля» - фантазия по мотивам произведений Александра Грина , содержащая 33 песни Новеллы Николаевны.

В 1996 года вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии.

В 2002 г. Новелла Матвеева стала лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства.

Новелла Николаевна живёт и работает в Москве.

Основные книги

  • «Лирика» (1961)
  • «Кораблик» (1963)
  • «Душа вещей» (1966)
  • «Солнечный зайчик» (1966)
  • «Ласточкина школа» (1973)
  • «Река» (1978)
  • «Закон песен» (1983)
  • «Страна прибоя» (1983)
  • «Кроличья деревня» (1984)
  • «Избранное» (1986)
  • «Хвала работе» (1987)
  • «Нерасторжимый круг» (1991)
  • «Мелодия для гитары» (1998)
  • «Кассета снов» (1998)
  • «Сонеты» (1999)
  • «Караван» (2000)
  • «Жасмин» (2011).

Дискография

  • «Песни» (Мелодия, 1967)
  • «Стихи и песни» (Мелодия, 1966)
  • «Дорога - мой дом» (Мелодия, 1982)
  • «Музыка света» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984)
  • «Баллады» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985)
  • «Мой воронёнок» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Рыжая девочка» (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986)
  • «Какой большой ветер» (ASP, 1997) CD
  • «Девушка из харчевни» (ASP, 1997) CD
  • «Новелла Матвеева» (Moroz Records, 1999) CD
  • «Лучшие песни» (Московские окна, 2000) CD

Биографические материалы

  • Медынский Г. Песенная поэзия Новеллы Матвеевой, «Юность», 1966, № 7
  • Приходько В. Душа и плоть поэзии, «Дружба народов», 1967, № 2.
  • Рунин Б. Далёкое и близкое. «Новый мир», 1964, № 5

Мотив детства в поэзии Новеллы Матвеевой (Стихотворения «Ветер», «Страна Дельфиния», «Кораблик», «Страна детства») Вначале был сад. Детство было садом. Без конца и края, без границ… Т. Толстая «На золотом крыльце сидели…»

Цель исследования : рассмотреть, почему в поэзии Н.Матвеевой звучит мотив детства, выявить способы создания этой темы в структуре нескольких стихотворений. Методы исследования : изучение биографии Н.Матвеевой, информации об особенностях творчества, анализ произведений, в которых озвучена данная тема, выявление способов создания мотива детства. 1. Вступление. Биографическая справка. Нове́лла Никола́евна Матве́ева – родилась в 1934 году в Ленинградской области. русский поэт, прозаик, бард, драматург, литературовед. Отец Новеллы Матвеевой по профессии географ, историк-краевед Дальнего Востока, по мировоззрению - романтик (отсюда имена детей - Новелла и Роальд). Мать - преподаватель литературы, поэтесса, печатавшаяся под псевдонимом Матвеева-Орленева. Дед также был писателем и автором первой «Истории города Владивостока», долгие годы жил в Японии. Двоюродный брат - поэт русского зарубежья. C 1950 по 1957 год Матвеева работала в детдоме Щёлковского района Московской области. В 1962 году окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. Горького(заочно). С детских лет пишет стихи, печатается с 1958 года. Первый сборник издан в 1961 году; второй («Кораблик») - в 1963 году. В 1961 году Матвееву приняли в Союз писателей СССР. В 1970-е годы у неё вышли книги «Ласточкина школа», «Река» и др., в 1980-е - «Закон песен», «Страна прибоя» и др.С конца 1950-х годов Новелла Николаевна стала сочинять песни на свои стихи и исполнять их под собственный аккомпанемент. Известны 33 песни Новеллы Матвеевой. В 1996 году вышла книга воспоминаний «Мяч, оставшийся в небе». В 1998 году Новелла Матвеева стала лауреатом Пушкинской премии в области поэзии. Новелла Николаевна живёт в Москве. В последнее время она работает над переводами. 2. Особенности лирики Н.Матвеевой. Лири­ка Матвеевой построена на метафорах, наполнена контрастами, неожиданными образами, чередованием статичного и динамичного в её поэтическом мире.. Парадоксальность точек зрения, тонкий в юмор и ирония, многозначные звуковые образы ее стихов неуловимо напоминают поэзию М. Цветаевой: «Но не самой ли судьбой мне дан там-там? Ибо глаза мои тут, а взгляд мой – там…» Новелла Матвеева говорила, что в детстве хотела посвятить себя музыке. Неслучайно она стала исполнять свои стихи под гитару. Музыкальность и фантазийность – основные черты стиля Н. Матвеевой. Стихи и песни Новеллы Матвеевой - это всегда какое-то путешествие. И часто – путешествие в страну детства. Мотивы морских путешествий и дальних стран соотносят ее поэтические произведения с творчеством романтика А.Грина. Никто еще не писал и не пел так о кораблях: «Как по натянутому канату, снова по горизонту они прошли… по краю моря на край земли». В этой устремленности в сказку, в «республику грез» заключается удивительная самобытность Новеллы Матвеевой. В стихах поэтессы - мечты человека, его видения, богатейший мир его ассоциаций. Из этих грез рождается надежда на самое лучшее, самое высокое, самое благородное, что есть в мире людей Одним из ключевых жанрово-тематических образований становятся у Матвеевой пейзажные – чаще всего морские – лирические зарисовки, заключающие в себе притчевые и сказочные мотивы. Во многих стихах:. "Какой большой ветер…", "Кораблик", "Синее море", "Капитаны без усов"и др. сквозь штрихи пейзажного эскиза проступают чудесные метаморфозы, которые могут возникнуть только в детском полусказочном воображении. 3. Анализ отдельных стихотворений, объединенных сквозным мотивом детства. Какой большой ветер Напал на наш остров! С домишек сдул крыши, Как с молока - пену.
И если гвоздь к дому Пригнать концом острым, Без молотка, сразу, Он сам войдет в стену.
Сломал ветлу ветер, В саду сровнял гряды - Аж корешок редьки Из почвы сам вылез. И, подкатясь боком К соседнему саду, В чужую врос грядку И снова там вырос.
А шквал унес в море Десятка два шлюпок, А рыбакам - горе, не раскурить трубок.
А раскурить надо, Да вот зажечь спичку, Как на лету взглядом Остановить птичку.
Какой большой ветер! Ах, какой вихрь! А ты сидишь тихо, А ты глядишь нежно.

И никакой силой Тебя нельзя стронуть, Скорей Нептун слезет Со своего трона.
Какой большой ветер Напал на наш остров! С домишек сдул крыши, Как с молока - пену.
В стихотворении «Какой большой ветер…» первая картинка нарисована как будто детской рукой: домишки на острове, ветер как великан, сдувающий крыши с домишек, сад и огород, где на грядках растет редька… Ветер настолько силен, что возникает необычное сравнение – гипербола: « И если гвоздь к дому пригнать концом острым, без молотка, сразу, он сам войдет в стену». Происходит фантастическое событие: «Сломал ветлу ветер, в саду сровнял гряды –аж корешок редьки из почвы сам вылез. И, подкатясь боком к соседнему саду, в чужую врос грядку и снова там вырос». Эпизод как будто увиден глазами ребенка, который всегда в увиденное привносит свою фантастическую выдумку. Вторая часть стихотворения имеет иное звучание. В центе – реалистический набросок: пустой берег моря, унесенные ветром в море шлюпки, рыбак, который не знает, как спасти шлюпки. Он не может на ветру даже зажечь спичку, чтобы раскурить трубку. И первая, и вторая картинка подчеркивают силу ветра, они динамичны, а финал стихотворения – статичен: « А ты сидишь тихо, а ты глядишь нежно. И никакой силой тебя нельзя стронуть, скорей Нептун слезет со своего трона…» Возникает образ лирического героя (героини), сохраняющих в противовес разрушительной стихии стойкость и постоянство. Возможно, это постоянство и стойкость чувства любви, существующего в этом мире(«А ты глядишь нежно…»). Сила любви способна противостоять самой страшной стихии. Рефрен стихотворения, лексические повторы, анафоры усиливают музыкальность текста. Необычные сравнения и метафоры придают тексту внешнюю простоту, приближая его по стилистике к стихам для детей, хотя в подтексте стихотворения заключается глубокий философский смысл.

«Страна Дельфиния» – одно из самых знаковых в творчестве Н.Матвеевой.Набегают волны синие. Зелёные? Нет, синие. Как хамелеонов миллионы, Цвет меняя на ветру. Ласково цветёт глициния - Она нежнее инея... А где-то есть земля Дельфиния И город Кенгуру.
Это далеко! Ну что же?- Я туда уеду тоже. Ах ты, боже, ты мой боже, Что там будет без меня? Пальмы без меня засохнут, Розы без меня заглохнут, Птицы без меня замолкнут - Вот что будет без меня.
Да, но без меня в который раз Отплыло судно «Дикобраз». Как же я подобную беду Из памяти сотру? А вчера пришло, пришло, пришло Ко мне письмо, письмо, письмо Со штемпелем моей Дельфинии, Со штампом Кенгуру.

Белые конверты с почты Рвутся, как магнолий почки, Пахнут, как жасмин, но вот что Пишет мне родня: Пальмы без меня не сохнут, Розы без меня не глохнут, Птицы без меня не молкнут... Как же это без меня?
Набегают волны синие. Зелёные? Нет, синие. Набегают слезы горькие... Смахну, стряхну, сотру. Ласково цветёт глициния - Она нежнее инея... А где-то есть страна Дельфиния И город Кенгуру. Первое впечатление, которое возникает при чтении стихотворения, – это явное сходство со стихами Корнея Чуковского, написанными для маленьких детей. Элементы сказочного повествования: выдуманная страна Дельфиния, город Кенгуру, судно «Дикобраз», письмо, пришедшее из несуществующей страны - создают мотив детства. Многочисленные повторы, как в детских считалках, яркие цветовые пятна (синие волны, белая глициния, зеленые пальмы и красные розы) – все придает стихотворению эффект внешней простоты, подчеркивает сходство текста с детским рисунком. Лирическая героиня стихотворения, сколько бы ей не было лет, - в душе ребенок. Она, как ребенок, мечтает уехать в Дельфинию, верит, что без неё там никак нельзя, уверяет на полном серьезе, что получила письмо из города Кенгуру, плачет, что не сможет отплыть на судне «Дикобраз». В этом стихотворении Н.Матвеевой особенно громко звучит ностальгия по детству и призыв: «Будем как дети!», будем верить в мечту и всеобщую любовь! Стихотворение было положено на музыку и стало песней. В "Стране Дельфинии" импрессионистическая морская образность "Набегают волны синие. // Зеленые? Нет, синие…"становится экспозицией к последующей лирической исповеди, наполненной чувством душевной близости миру далекой мечты – и одновременно грустным переживанием разлученности с этим миром, тоской души по утраченному райскому состоянию. Вещные детали текста: "Cо штемпелем моей Дельфинии, // Cо штампом Кенгуру"и обилие разговорных оборотов придают песне психологическую достоверность.

Стихотворение «Кораблик» , также ставшее песней, обычно печатают в сборниках стихотворений для детей.Жил кораблик веселый и стройный:
Над волнами, как сокол, парил.
Сам себя, говорят, он построил,
Сам себя, говорят, смастерил.Сам смолою себя пропитал,
Сам оделся и в дуб и в металл,
Сам повел себя в рейс – сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан.Шел кораблик, шумел парусами,Не боялся нигде ничего.И вулканы седыми бровями Поводили при виде его.Шел кораблик по летним морям,
Корчил рожи последним царям,
Все ли страны в цвету, все ль на месте, -
Всё записывал, всё проверял!Раз пятнадцать, раз двадцать за суткиС ним встречались другие суда:Постоят, посудачат минутку И опять побегут кто куда…Шел кораблик, о чем-то мечтал,
Все, что видел, на мачты мотал,
Делал выводы сам, - сам свой лоцман,
Сам свой боцман, матрос, капитан! Прочитав это стихотворение, невольно задаешься вопросом: может быть, творчество Новеллы Матвеевой вообще не имеет точек соприкосновения с реальностью? Неслучайно дети очень любят иллюстрировать это стихотворение, героем которого является сказочный кораблик. Всем понятно, что кораблик изображен как человек: он независим, наблюдателен, смел. Все делает САМ! Кораблик, кроме того, общительный и веселый мечтатель. Кораблик все примечает, делает выводы, сам плывет по жизни. Разве может он кому-то не понравится? . Стихотворение построено на олицетворении: и кораблик, и вулканы, и другие суда – действуют как живые существа. Кораблик,как и любой человек, взрослеет, учится, путешествуя по жизни. Мотив детской веры в чудесное пронизывает весь текст, так и хочется послушать эту жизнеутверждающую песенку, вспомнить свое детство, весну, кораблик, плывущий в большой луже.

Стихотворение «Страна детства» звучит совсем иначе: оно наполнено грустью, ощущением невозможности вернуться в страну детства, которая теперь кажется такой прекрасной…

Я бы сменяла тебя, там-там, на тут-тут,

Ибо и тут цветы у дорог растут.

Но не самой ли судьбою мне дан там-там?

Ибо глаза мои тут, а взгляд мой - там.

"Там" - это пальма, тайна, буддийский храм.

Остро-нездешних синих морей благодать...

То, до чего, казалось, рукой подать.

Пронизан солнцем высокий пустой сарай...

"О, как я счастлив!" - кричит во дворе петух.

Свежие срезы бревен подобны сырам,

Пляшет, как дух, сухой тополиный пух.

Помню: кистями помахивала трава,

В щели заборов подглядывая, росла,

И ветерок, не помнящий родства,

Тихо шептал незапамятные слова.

Там одуванчиков желтых канавы полны,

Словно каналы - сухой золотой водой...

Жаль: никогда не увидеть мне той стороны,

Желтой воды никогда не набрать в ладонь.

Я и сейчас как будто блуждаю там,

И одуванчики служат мне канвой,

Но по пятам, по пятам, по моим следам

Тяжко ступает память - мой конвой.

Можно подняться - в конце концов - на Парнас,

Якорь на Кипре кинуть, заплыть за Крит,

Но как вернуться туда, где стоишь сейчас?

Где одуванчик долгим дождем закрыт?

Витает, как дух, сухой тополиный пух,

Боится упасть: земля сыра, холодна...

Боится душа с собой побеседовать вслух,

Боится признать, что потеряна та страна.

Стихотворение построено на оппозиции ТУТ/ТАМ.

Тут – это сегодня, во взрослой жизни. Там – это в детстве. Детство – это деревня с цветами у дороги, с одуванчиками в канаве, с высоким сараем и петухом, который радостно приветствует новый день. Картинка детства пронизана солнцем, наполнена запахом деревьев и трав, сухим тополиным пухом... Детство – это и книги о дальних странах. Эти страны далеко, за синими морями… Как хотелось в детстве побывать в неведомых таинственных странах, где растут пальмы и возвышаются буддийские храмы. В страну детства невозможно ни приехать, ни прилететь. Только память может ненадолго вернуть нас туда. Взрослому человеку возможно многое: «Можно подняться – в конце концов – на Парнас, // Якорь на Кипре кинуть, заплыть на Крит…» Но невозможно увидеть мир таким, каким его видел в детстве. Может быть, только особенно чутким, светлым духовно людям иногда доступно детское восприятие мира. Именно таким качеством обладает и автор стихов Новелла Матвеева. Мир страны детства создается автором при помощи самобытных эпитетов: остро-нездешние моря, не помнящий родства ветерок, незапамятные слова; необычных сравнений: «свежие срезы бревен подобны сырам», «Там одуванчиков желтых канавы полны, словно каналы – сухой золотой водой», «витает, как дух, сухой тополиный пух»… Утраченное ощущение мира как счастливой сказки подчеркнуть анафорой в конечной строфе: боится..,боится.., боится... Мотив утраченного сада-рая (детства) является основным и в рассказе Т.Толстой «На золотом крыльце сидели…», поэтому эпиграф к работе мы взяли из этого рассказа.
В 1993 году Новелла Матвеева написала для своего мужа, поэта-барда Ивана Киуру такие строки:
Нам завещал Спаситель «быть, как дети». Одно с тех пор нам удалось на свете: От образца отделаться; добиться, Чтоб... сами дети - не были «как дети»! Сколько грустной иронии в этом четверостишии и как точно оно отражает нашу сегодняшнюю реальность.

4. Выводы и обобщения.

Самым большим достоинством представленных стихотворений Н.Матвеевой является разлитая в них поэзия детства. Детство представлено в этих стихах-песнях как пора невинности и чистоты, когда человек не научился еще лгать и верит в сказку. В подтексте всех этих стихотворений Новелла Матвеева рассказывает читателю о том, что было пережито ею в детстве. Вот маленький человек учится противостоять стихиям, преодолевает страх («Какой большой ветер…»). Вот лирический герой мечтает о сказочной стране и верит, что его там ждут(«Страна Дельфиния»). Вот маленький человек сам воспитывает себя, сам себя «делает», чтобы не спасовать перед трудностями во взрослой жизни. И, наконец, став взрослым, герой Новеллы Матвеевой мысленно возвращается в страну детства, чтобы не очерстветь душой, не разучиться видеть чудесное в жизни, не разучиться верить в чудеса. Новелла Матвеева еще и великолепный детский поэт. В шестидесятые годы у нее вышла книжка «Солнечный зайчик», а 1984 году – стихотворения «Кроличья деревня» и «Я леплю из пластилина…». Светлый и волшебный мир ее стихов-песен захватывает и детей, и взрослых; он зовет в дальнюю дорогу и помогает весело переносить трудности в пути по жизни.

Список литературы

1. Лавлинский С.П. Технология литературного образования, 2003г.

2. Матвеева Н.Н. Сборник стихов и песен «Страна прибоя», 1982г.

3. Медынский Г. Песенная поэзия Н.Матвеевой, Юность, 1966, №7.

4. Ничипоров И.Б. Романтический мир поэзии Н. Матвеевой, 1963г.

5. Приходько А. Душа и плоть поэзии, Новый мир, 1967, №2


Русский поэт, прозаик, бард, драматург, литературовед.
Родилась 7 октября 1934 г. в Царском Селе (ныне город Пушкин) Ленинградской области. Окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М. Горького (1962).

Член Союза писателей СССР с 1961 г. Песни пишет на свои стихи, а также на стихи поэта Ивана Киуру, за которого вышла замуж в 1963 г.

В 1962 году Новелла Матвеева окончила Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького. Она стала профессиональным литератором. В 1961 году ее приняли в Союз писателей СССР.

В поэзии Новеллы Матвеевой преобладает лирико-романтическое начало. Она отражает высокие гуманистические чувства человека, его мечты и фантазии, окружающий его красочный мир природы. Много пишет она и для детей. Кроме того, Новелла Матвеева занимается переводами, пишет пародии и эпиграммы, выступает со статьями по вопросам литературы и искусства.

Всего ее перу принадлежит более 30 книг стихов, прозы и переводов. Среди них: "Лирика" (1961), "Кораблик" (1963), "Душа вещей" (1966), "Солнечный зайчик" (1966), "Ласточкина школа" (1973), "Река" (1978), "Закон песен" (1983), "Страна прибоя" (1983), "Кроличья деревня" (1984), "Избранное" (1986), "Хвала работе" (1987), "Нерасторжимый круг" (1991), "Мелодия для гитары" (1998), "Кассета снов" (1998), "Сонеты" (1998), "Караван" (2000), "Жасмин" (2001).

Как автор-исполнитель Н. Матвеева записала пластинки: "Песни" (Мелодия, 1967), "Стихи и песни" (Мелодия, 1966), "Дорога - мой дом" (Мелодия, 1982), "Музыка света" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1984), "Баллады" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1985), "Мой вороненок" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986), "Рыжая девочка" (в соавторстве с И. Киуру, Мелодия, 1986) и компакт-диски "Какой большой ветер" (ASP, 1997), "Девушка из харчевни" (ASP, 1997), "Новелла Матвеева" (Moroz Records, 1999), "Лучшие песни" (Московские окна, 2000), "Отчаянная Мэри", "Трактир "Четвереньки".
В 1984 году в Центральном детском театре в Москве была поставлена пьеса Н. Матвеевой "Предсказание Эгля" - свободная фантазия по мотивам А. Грина, содержащая 33 ее авторские песни.

Перу Новеллы Матвеевой принадлежат сотни публикаций в периодической печати. Ее творчеству посвящено более сотни статей известных поэтов, литераторов, критиков и литературоведов. Среди их авторов Е. Евтушенко, Л. Аннинский, Е. Винокуров, В. Огнев, З. Паперный, В. Лакшин, С. Маршак, С. Чупринин, Г. Красников, Б. Окуджава, Е. Камбурова, Д. Гранин, Я. Смеляков, В. Цыбин, Б. Слуцкий, В. Берестов, А. Урбан, Ю. Смелков и др.
Личные невзгоды, встречавшееся подчас непонимание некоторых критиков, искусствоведов, редакторов и издателей не сломили волю Новеллы Николаевны. Она продолжает активно работать на радость многочисленных поклонников ее творчества. В 1998 году Н.Н. Матвеева удостоена звания лауреата Пушкинской премии в области поэзии.
Умерла: 4 сентября 2016 г.

Вы объяснили музыку словами.
Но, видно, ей не надобны слова -
Не то она, соперничая с вами,
Словами изъяснялась бы сама.
И никогда (для точности в науке)
Не тратила бы времени на звуки.

Набегают волны синие.
Зелёные? Нет, синие.
Как хамелеонов миллионы,
Цвет меняя на ветру.
Ласково цветёт глициния -
Она нежнее инея...
И город Кенгуру.

Это далеко! Ну что же? -
Я туда уеду тоже.
Ах ты, Боже, ты, мой Боже,
Что там будет без меня?
Пальмы без меня засохнут,
Розы без меня заглохнут,
Птицы без меня замолкнут -
Вот что будет без меня.

Да, но без меня в который раз
Отплыло судно "Дикобраз".
Как же я подобную беду
Из памяти сотру?
А вчера пришло, пришло, пришло
Ко мне письмо, письмо, письмо
Со штемпелем моей Дельфинии,
Со штампом Кенгуру.

Белые конверты с почты
Рвутся, как магнолий почки,
Пахнут, как жасмин, но вот что
Пишет мне моя родня:
Пальмы без меня не сохнут,
Розы без меня не глохнут,
Птицы без меня не молкнут...
Как же это без меня?

Набегают волны синие.
Зелёные? Нет, синие.
Набегают слезы горькие...
Смахну, стряхну, сотру.
Ласково цветёт глициния -
Она нежнее инея...
А где-то есть земля Дельфиния
И город Кенгуру.


На землю, для их обновленья приходят поэты.
Под звёздами с ними не страшно: их ждёшь, как покоя.
Дверь откроют и спросят так важно: «Ну, что здесь такое?
Опять непорядок на свете без нас!»

(Кругом суета:
Мышь ловит кота,
К мосту рукава пришиты...
У всякой букашки просит защиты
Бедный великан!
Зелёный да алый
На листьях дымок;
Их бархат усталый
В жаре изнемог...)

Вступая с такими словами на землю планеты,
За дело, тряхнув головами, берутся поэты:
Волшебной росой вдохновенья кропят мир несчастный
И сердцам возвращают волненье, а лбам - разум ясный.
А сколько работы еще впереди!

Живыми сгорать,
От ран умирать,
Эпохи таскать на спинах,
Дрожа, заклинать моря в котловинах,
Небо подпирать!
(Лучами блистает
Роса на листе,
Спеша, прорастает
Зерно в борозде.)

Привет сочинителям славным, чьи судьбы предивны!
Но колбасникам, тайным и явным, поэты противны -
Что в чужие встревают печали, вопросы решают...
«Ах, вопросы нам жить не мешали: ответы - мешают!»
И скажут ребятам такие слова:

«Вы славу стяжали,
Вы небосвод
На слабых плечах держали,
Вы горы свернули,
В русло вернули
Волны грозных вод...»
Потом засмеются
И скажут потом:
«Так вымойте блюдце
За нашим котом!»

Когда потеряют значенье слова и предметы,
На землю, для их обновленья, приходят поэты,
Их тоска над разгадкою скверных, проклятых вопросов -
Это каторжный труд суеверных старинных матросов,
Спасающих старую шхуну Земли.

* Песня была написана в 1963 году

Предсказание Эгля

Подойди ко мне, я в твоих глазах вижу капли слез.
В мире много зла, но не надо все принимать всерьез.
Ты не верь земле, черствой и сухой, -верь волне морей.
Пусть она скользит, дразнит и грозит -больше правды в ней.

Пробегут года быстрой чередой, как в ручье вода.
Видишь тот обрыв и простор морской -посмотри туда.
Там, в дали морской, ты увидишь блеск алых парусов.
С берегов крутых ровно в пять часов ты завидишь их.

Это будет бриг из далеких стран, из других широт.
Ровно в пять часов от его бортов шлюпка отойдет,
И прекрасный принц, сказочный герой, нареченный твой,
Весел и умен, строен и высок, ступит на песок.

Слушай, он затем только приплывет, чтоб тебя спасти.
Если он тебя сразу не найдет, ты его прости!
Ступит на песок -радость на лице сильная, как боль, -
Скажет: "Добрый день!" Спросит он: "А где тут живет Ассоль?"

Не грусти, не плачь. Ясных глаз не прячь, слезы с них сотри.
Верь моим словам, чаще по утрам на море смотри.
Верь волне морей. Верь судьбе своей. Час наступит твой.
Ты увидишь блеск алых парусов -это за тобой.

Цвел ли, не цвел ли в низине жасмин...

Цвел ли, не цвел ли в низине жасмин,
В легком тумане - сквозил, не сквозил?
Бедный сказитель минувших годин,
Все-то ты выдумал, все исказил!

Знаешь другое, а помнишь - одно.
Твердую быль отгоняешь, как дым.
Мутное, сорное, черное дно
Все тебе кажется дном золотым!

Царственным шагом проходят года,
Краденым блеском украсив чело...
Черпать из детства мы будем всегда,
Хоть бы и не было в нем ничего!

Ал ли, не ал ли был ранний закат?
Звал ли, не звал ли огонь вдалеке?
Темной дорогой ушел Фортунат, -
Звон самозваный в пустом кошельке.


Девушка из харчевни

Любви моей ты боялся зря -
Не так я страшно люблю.

Встречать улыбку твою.

И если ты уходил к другой
Иль просто был неизвестно где,
Мне было довольно того, что твой
Плащ висел на гвозде.

Когда же, наш мимолетный гость,
Ты умчался, новой судьбы ища,
Мне было довольно того, что гвоздь
Остался после плаща.


Туман, ветер и дождь.
А в доме событье - страшнее нет:
Из стенки вынули гвоздь.

Туман, и ветер, и шум дождя,
Теченье дней, шелестенье лет,
Мне было довольно, что от гвоздя
Остался маленький след.

Когда же и след от гвоздя исчез
Под кистью старого маляра,
Мне было довольно того, что след
Гвоздя был виден вчера.

Любви моей ты боялся зря.
Не так я страшно люблю.
Мне было довольно видеть тебя,
Встречать улыбку твою.

И в теплом ветре ловить опять
То скрипок плач, то литавров медь…
А что я с этого буду иметь,
Того тебе не понять.

Новелла Матвеева

Девочка и пластилин

Стихи H.Матвеевой
Музыка С.Никитина

Я леплю из пластилина,
Пластилин нежней, чем глина.
Я леплю из пластилина
Кукол, клоунов, собак.
Если кукла выйдет плохо -
Назову её дурёха,
Если клоун выйдет плохо -
Назову его дурак.

Подошли ко мне два брата.
Подошли и говорят:
"Разве кукла виновата?
Разве клоун виноват?
Ты их лепишь грубовато,
Ты их любишь маловато,
Ты сама и виновата,
А никто не виноват".
Ля-ля-ля, ля-ля, ля-ля.

Я леплю из пластилина,
А сама вздыхаю тяжко,
Я леплю из пластилина,
Приговариваю так:
Если кукла выйдет плохо -
Назову её... бедняжка,
Если клоун выйдет плохо -
Назову его... бедняк.

Я мечтала о морях и кораллах...

Стихи H.Матвеевой
Музыка Флярковский А.

Я мечтала о морях и кораллах.
Я поесть хотела суп черепаший.
Я шагнула на корабль, а кораблик
оказался из газеты вчерашней.

То одна зима идет, то другая.
За окошком все метель завывает.
Только в клетках говорят попугаи,
а в лесу они язык забывают.

А весною я в разлуки не верю,
И капели не боюсь моросящей.
А весной линяют разные звери.
Не линяет только солнечный зайчик.

У подножья стали горы-громады.
Я к подножию щекой припадаю.
Но не выросла еще та ромашка,
на которой я себе погадаю.