Причины и последствия религиозных войн. Эпоха религиозных войн XVII века

Религиозные войны Религиозные войны (гугенотские войны) - войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й половине 16 в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи. И те, и другие стремились к ограничению королевской власти. Начало Религиозных войн датируется в исторической литературе по-разному: 1 марта 1562 г., 1559 г., либо 1560 г. В 1559 г. начались во многих провинциях Франции народные волнения, на Юге кальвинистское дворянство стало захватывать церковные владения. В 1560 г. гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 г. отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты. Это послужило сигналом к открытым военным действиям. Вожди обоих лагерей искали помощи у других государств: гугеноты - у немецких князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1560-1563 гг., 1567-68 гг., 1568-1570 гг.) последовал Сен-Жерменский мир (1570 г.), по которому гугеноты получили четыре важных города-крепости, право занимать государственные должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 г. массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), которая привела к возобновлению войн (1572-73 гг., 1574-76 гг.). По миру в Болье (1576 г.) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 г. так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-западных провинциях, что означало отпадение Юга от остальной Франции. На севере Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576 г. В 1580 г. борьба гугенотов с правительством прекратилась. Юг остался гугенотским. Во второй период Религиозных войн (1585-1596 гг., часто датируется 1585-94 гг., иногда концом войн считают Нантский эдикт 1598 г.) против абсолютизма выступила Католическая лига во главе с Парижем. Глава католической знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католическими городами, вынудили короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником французской короны. В так называемой войне трёх Генрихов (1585-89 гг.) по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат - кардинал Лотарингский. В 1589 г. Генрих III был низложен. После этого Генрих III пошёл на соглашение с Генрихом Наваррским, и они осадили Париж. При осаде Генрих III был убит монахом, подосланным Парижской лигой (1589 г.). Королём стал Генрих Наваррский, но Северная Франция и некоторые южные города и провинции его не признали. Введение в 1591 г. в Париж испанского гарнизона только усугубило политическую анархию. Начались крестьянские восстания. Католическое духовенство и буржуазия, напуганные размахом народного движения, признали королём перешедшего в 1593 г. в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 г. он вступил в Париж, к 1596 г. подчинил почти все отпавшие от центральной власти провинции; Религиозные войны кончились. Нантский эдикт 1598 г. урегулировал положение гугенотов.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Религиозные войны" в других словарях:

    Религиозные войны ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками. Содержание 1 Причины 2 История 2.1 XVI век 2.2 … Википедия

    Войны между католиками и протестантами в конце XVI века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Во Франции (гугенотские войны) войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2 й пол. 16 в., за религ. оболочкой к рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто… … Советская историческая энциклопедия

    религиозные войны - Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II религиозные войны () войны во Франции между католиками и кальвинистами () во второй половине XVI в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Во Франции, в 1562 1594 (или 1562 1598), между католиками и гугенотами. Возглавляла и тот, и другой лагерь феодальная знать (стремившаяся ограничить королевскую власть): католиков герцоги Гизы, гугенотов Антуан Бурбон (вскоре, однако,… … Энциклопедический словарь

    Религиозные войны - войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Гугенотские войны, войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами (См. Гугеноты)) во 2 й половине 16 в.; за религиозной оболочкой этих войн скрывалась сложная борьба различных социальных сил. В исторической литературе… … Большая советская энциклопедия

    См. Реформация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Религиозные войны - Религи озные в ойны (во Франции, ист.) … Русский орфографический словарь

    Религиозные войны: Религиозные войны (политика) вооружённые конфликты на почве религиозных разногласий. Религиозные войны (сленг), также холивар обмен сообщениями в интернет форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в… … Википедия

Книги

  • , Досси Юг, Шишкин Владимир Владимирович. Коллективный труд ведущих отечественных и французских историков, посвященный 450-летней годовщине начала вооруженного противостояния католиков и протестантов воФранции XVI столетия, отражает…
  • , Досси Юг, Шишкин Владимир. Коллективный труд ведущих отечественных и французских историков, посвященный 450-летней годовщине начала вооруженного противостояния католиков и протестантов воФранции XVI столетия, отражает…

Религиозные войны (гугенотские войны) - войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й половине 16 в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи. И те, и другие стремились к ограничению королевской власти. Начало Религиозных войн датируется в исторической литературе по-разному: 1 марта 1562 г., 1559 г., либо 1560 г. В 1559 г. начались во многих провинциях Франции народные волнения, на Юге кальвинистское дворянство стало захватывать церковные владения. В 1560 г. гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 г. отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты. Это послужило сигналом к открытым военным действиям. Вожди обоих лагерей искали помощи у других государств: гугеноты - у немецких князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1560-1563 гг., 1567-68 гг., 1568-1570 гг.) последовал Сен-Жерменский мир (1570 г.), по которому гугеноты получили четыре важных города-крепости, право занимать государственные должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 г. массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), которая привела к возобновлению войн (1572-73 гг., 1574-76 гг.). По миру в Болье (1576 г.) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 г. так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-западных провинциях, что означало отпадение Юга от остальной Франции. На севере Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576 г. В 1580 г. борьба гугенотов с правительством прекратилась. Юг остался гугенотским. Во второй период Религиозных войн (1585-1596 гг., часто датируется 1585-94 гг., иногда концом войн считают Нантский эдикт 1598 г.) против абсолютизма выступила Католическая лига во главе с Парижем. Глава католической знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католическими городами, вынудили короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником французской короны. В так называемой войне трёх Генрихов (1585-89 гг.) по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат - кардинал Лотарингский. В 1589 г. Генрих III был низложен. После этого Генрих III пошёл на соглашение с Генрихом Наваррским, и они осадили Париж. При осаде Генрих III был убит монахом, подосланным Парижской лигой (1589 г.). Королём стал Генрих Наваррский, но Северная Франция и некоторые южные города и провинции его не признали. Введение в 1591 г. в Париж испанского гарнизона только усугубило политическую анархию. Начались крестьянские восстания. Католическое духовенство и буржуазия, напуганные размахом народного движения, признали королём перешедшего в 1593 г. в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 г. он вступил в Париж, к 1596 г. подчинил почти все отпавшие от центральной власти провинции; Религиозные войны кончились. Нантский эдикт 1598 г. урегулировал положение гугенотов.

"Религиозные войны" в книгах

Параграф IX Гражданские и религиозные войны

Из книги Стратегия и тактика в военном искусстве автора Жомини Генрих Вениаминович

Параграф IX Гражданские и религиозные войны Внутренние войны, когда они не связаны с зарубежным конфликтом, в основном являются результатом столкновения мнений, политического или религиозного сектантства. В Средние века они чаще всего представляли собой столкновения

Религиозные войны

Из книги Мир в 2050 году автора Эндрюс Джон

Религиозные войны Возможно, самая удивительная черта нынешнего столетия в сравнении со столетием прошлым состоит в том, что место идеологии как источника конфронтации заняла религия. Государственный капитализм в Китае не похож на западный либерализм, но он совсем

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Вырождение религий, религиозные войны и преследования]

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Вырождение религий, религиозные войны и преследования] 7) «А ныне последователи Христа и Магомета перерезают друг другу горло во имя и для славы своих верований и т.д. ...» Так Вы не согласны, что вырождающиеся религии являются большим злом? Вы не согласны, что религии

Миссии, религиозные войны, пробуждения

Из книги Духовные упражнения и античная философия автора Адо Пьер

Миссии, религиозные войны, пробуждения Всякая доктрина (религиозная или политическая), которая требует от своих приверженцев полного и абсолютного обращения, провозглашает себя универсальной и, соответственно, миссионерской; она использует проповедование, апологетику,

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ДО И ПОСЛЕ ВАРФОЛОМЕЕВСКОЙ НОЧИ

Из книги Франция. Большой исторический путеводитель автора Дельнов Алексей Александрович

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ДО И ПОСЛЕ ВАРФОЛОМЕЕВСКОЙ НОЧИ Французский престол перешел к другому сыну Екатерины - десятилетнему Карлу IX (1550-1574 гг.), а сама она за его малолетством стала регентшей. На многие годы забрала она бразды правления в свои руки - хотя Гизы остались весьма

Религиозные войны XVI в.

Из книги Новая история стран Европы и Америки XVI-XIX вв. Часть 3: учебник для вузов автора Коллектив авторов

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ Было бы неправильно описывать французскую историю второй половины XVI в. лишь в мрачных тонах. Экономический упадок затронул не все области в равной степени. Королевская власть издавала ордонансы, регламентировавшие судопроизводство,

Религиозные войны во Франции, 1562-1598

Из книги Эпоха религиозных войн. 1559-1689 автора Данн Ричард

Религиозные войны во Франции, 1562-1598 В противоположность Испании, которая стремилась к объединению и миру на протяжении всей второй половины XVI в., Франция находилась на грани истощения в результате 40 лет непрерывных гражданских войн. Граней у этой войны было много.

Из книги История Франции в трех томах. Т. 1 автора Сказкин Сергей Данилович

5. Реформация и религиозные войны

Религиозные войны

Из книги автора

Религиозные войны Разделение христианского мира на католиков, протестантов и православных произошло много веков назад. Но до сих пор разногласия между ними преодолены. Люди, не посвященные в теологические тонкости, не понимают, почему продолжается давний спор христиан

Религиозные войны

Из книги История фараонов. Правящие династии Раннего, Древнего и Среднего царств Египта. 3000–1800 гг. до нашей эры автора Вейгалл Артур

Религиозные войны Изучая период Второй династии, мы сталкиваемся с одной из самых сложных проблем египетской истории. Удивительно, что ей уделяли так мало внимания. Работая над данной короткой главой, я убедился, что эта эпоха требует более пристального изучения,

Реформация и религиозные войны во Франции

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ (1562–1598 годы)

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ ВО ФРАНЦИИ (1562–1598 годы) Гражданские войны во Франции между католиками, составлявшими большинство населения, и протестантским меньшинством, исповедавшим кальвинизм и называвшим себя гугенотами.Синод пресвитерианской церкви (гугенотов) был установлен

Религиозные войны

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РЕ) автора БСЭ

История западной цивилизации полна свидетельств массового кровопролития и зверств, ставших обыденностью не только в жизни средневековой Европы, но и в недавнем ХХ веке. По размаху кровопусканий и зверств ХХ век превосходит средневековье, и нет гарантий, что европейская цивилизация не вернётся к привычной для себя практике. Самолюбование западной цивилизации выглядит достаточно странной, когда она имеет наглость учить морали и нравственности Россию.

Один из виднейших историков современности, оксфордский профессор Норман Дэвис сказал «Всякий согласится, что преступления Запада в ХХ веке подорвали моральное основание его претензий, включая и прошлые его претензии».

Екатерина Медичи (1519 - 1589) - королева Франции с 1547 по 1559 год, организовавшая в Париже массовую резню гугенотов (протестантов) в день святого Варфоломея в ночь с 24 на 25 августа 1572 года католиками. В Варфоломеевскую ночь погибло около 30 тысяч человек. Выражение «Варфоломеевская ночь» уже давно вошло в языки многих народов мира, и означает жестокое вероломное убийство беззащитных людей, не имеющих возможности сопротивляться. В других городах Франции Тулуза, Бордо, Лион, Бурж, Руан и Орлеан от рук убийц погибло около 6 тысяч гугенотов (протестантов).

Первая коронованная в 1553 королева Англии Мария I Тюдор (1516-1558) получила прозвище Мария Кровавая (англ. Bloody Mary). Вступив на английский престол Мария I дочь Генриха VIII от брака с Екатериной Арагонской, начала реконструкцию католических монастырей восстановление в государстве католической веры, начались массовые казни протестантов, в 1555 году запылали костры по всей Англии, сожжено около 300 ярых протестантов и иерархов церкви. Было приказано не щадить даже тех протестантов, кто соглашался принять католичество.

16 февраля 1568 года святая инквизиция осудила на смерть всех жителей Нидерландов как еретиков, а испанский король Филипп II приказал привести этот приговор в исполнение. Убить всех не удалось, но королевская армия сделала, что смогла – уничтожила в Нидерландах – 100 тысяч человек, только в Харлеме было убито 20 тысяч жителей.

Ещё один классик английской «истории для читателей» Джон Ричард Грин в 1874 году цитировал отчёт Оливера Кромвеля о проделанной работе в Ирландии: «Я приказал своим солдатам убивать их всех… В самой церкви было перебито около тысячи человек. Я полагаю, что всем монахам, кроме двух, были разбиты головы…» (Джон-Ричард Грин “История английского народа”, т.3, М., изд. Солдатенкова, 1892, с.218)

Целью «усмирения Ирландии» в 1649-53 годах войсками Оливера Кромвеля (1599 – 1658 г.г.) была подчинение католической Ирландии властям протестантской Англии. Карательная экспедиция Кромвеля была направлена на физическое уничтожение резню ирландцев -католиков в Дрохеде и Уэксфорде, 32 тысячи ирландцев бежали из страны. 1\6 ирландского населения Ирландии покорилась Англии, от этого смертельного удара Ирландия уже никогда не смогла оправиться.


Исторические предпосылки раскола (схизмы) Христианской церкви начались в поздней античности - 410 году н. э., когда Рим был разгромлен войсками вестготов под предводительством короля Алариха I. В Христианской церкви появились новые элементы в церковных обрядах, возникли этические и эстетические различия в между западной и восточной традициями христианства.

Разрыв между западным и восточным христианством продолжался и во времена раннего Средневековья. По настоянию короля франков и лангобардов Карла Великого (768-774 г.г.) на соборе епископов в Ахене в 809 году , в «Символ Веры» , вопреки протесту Папы римского Льва III, было внесено слово «filioque» - «…и от Сына», то есть Дух Свят исходит равно «от Отца и от Сына…»

Карл Великий отличался особой жестокостью не только в религиозных вопросах. Во время войны с саксами он приказал казнить 4 500 пленных саксонских воинов Германии.

Когда Христианская церковь была единой . До 1054 года Христова церковь была единой. Константинопольские патриархи не признали притязаний Папы Римского Льва IX, на полноту власти Рима над всех Христианской Церковью. Церковный раскол 1054 года разделил Христианскую церковь на западную и восточную.

Западные христиане обращаются к Святому Петру , как к основному камню своей Церкви, поставившему для них верховную кафедру в Риме. Западную христианскую церковь стали называть латино-католической, с центром в Риме.

В осточные христиане, с любовью притекают к Святому Андрею , обошедшему их земли с Евангельской вестью. ‘Путь Андрея Первозванного по Скифии, вокруг Понта. Святой Андрей Первозванный поставил первого епископа в Константинополе, в Византии, который стал главою всего греко-православного Восточного христианства.

После взятия Казани войсками Ивана Грозного 2 октября 1552 года, царь приказал архиепископу Гурию обращать жителей Казани в православие исключительно по собственному желанию каждого человека (свобода вероисповедания ), и пригласил к себе на службу всю казанскую знать. В 1555 году послы сибирского хана просили Ивана Грозного, чтобы он «всю землю Сибирскую взял под свое имя… и дань свою на них положил и человека своего прислал, кому дань собирать ». Астраханское ханство присоединилось к русскому царству, при свободном вероисповедании для всех новых граждан Руси.

Династические и торговые противоречия европейских государств в XVI–XVII вв. причудливым образом переплетались с конфессиональными. Именно на почве религиозных противоречий в начале XVI в. возник еще один острейший международный конфликт, определивший ход европейской политики на многие десятилетия вперед.

Реформация, начало которой положило в 1517 г. знаменитое выступление Мартина Лютера (Лютер Мартин (1483-1546), деятель Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Перевел на немецкий язык Библию, выступил с 95 тезисами против индульгенций, содержавших основные положения нового религиозного учения, отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви, провозгласил идею независимости светского государства от католической церкви. Тезисы Лютера были восприняты оппозиционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя) с критикой римско-католической церкви, разделила христиан Западной Европы на два лагеря: протестантский, как со временем стали называть сторонников церковной Реформы, и католический. К середине XVI в. Реформация распространилась в Северной Германии, Северных Нидерландах, на Британских островах, на Скандинавском полуострове, частично во Франции и Швейцарии. Зато Южная Европа – Италия, Испания, Португалия, южные земли Германии, Южные Нидерланды, монархия Габсбургов, частично Франция, Польша – остались верны католицизму.

Церковная Реформа снова выдвинула на первый план в отношениях между государствами конфессиональный принцип. Казалось бы, торговый и государственный интерес заставили европейцев забыть о религиозных разногласиях. Расцвет светской культуры в эпоху Возрождения, достижения живописи, скульптуры, архитектуры, развитие гуманистического мировоззрения не оставляли места для религиозного фанатизма. Тем не менее, в связи с попытками реформы католической церкви религиозные страсти вспыхнули с новой силой. Европа в XVI – первой половине XVII в. переживает такой приступ религиозного фанатизма и религиозной нетерпимости, какие редко встречаются в истории. И все это прямо влияло на отношения между государствами.

Середина и вторая половина XVI в., а также первая половина XVII в. – это эпоха религиозных войн в истории Европы. Но хотя эти войны велись под религиозными лозунгами, они носили двойственный характер. Зачастую под покровом отвлеченных религиозных лозунгов и противоречий скрывались конкретные династические цели и торговые интересы. Европейские войны той эпохи были двойственными и в том отношении, что в них наблюдалось тесное переплетение внутренних, по сути гражданских, конфликтов с внешними, межгосударственными и международными противоречиями. Во многих странах, таких как Франция, Германия, Нидерланды, одна часть населения с оружием в руках поднялась против другой его части, подданные одного и того же государя, католики и протестанты, пытались силой разрешить религиозный спор между собой. Но в этой гражданской войне они охотно прибегали к помощи извне, со стороны своих единомышленников из других государств, будь то отдельные религиозные общины или независимые государи. Таким образом, и католики, и протестанты, говорившие на разных языках и являвшиеся подданными разных монархов, стремились действовать сообща. По существу сложилось два общеевропейских лагеря – католический и протестантский. Во главе католического лагеря стояли папа римский, а также светские государи Европы, сохранившие верность католицизму, прежде всего, Габсбурги, правившие в германских землях и в Испании. Перед лицом объединенных государей католической Европы протестанты тоже стали создавать собственные международные союзы, оказывали друг другу помощь в защите своих прав, несмотря на известную разницу в вероучениях, например, между лютеранами и кальвинистами. Большую помощь протестантам на континенте оказывала Англия, защищенная от происков католических государей Европы морями и океанами. Практически все международные коалиции, создававшиеся в Европе во второй половине XVI – первой половине XVII вв., строи-лись по конфессиональному признаку.

В германских землях в 1546 г. вспыхнула Шмалькальденская война. Свое название она получила от Шмалькальденского союза протестантских государств Германии, который возник в начале 30-х годов (Шмалькальден – город в Западной Германии). Против этого союза и выступила коалиция католических государств во главе с императором Священной Римской империи Карлом V. Сначала протестанты в этой войне терпели поражения во многом потому, что их отказался поддержать крупный военачальник Мориц Саксонский, протестант, которому император пообещал титул курфюрста. Но потом удача вернулась к ним. Разгромив Шмалькальденский союз, Карл V стал явно проявлять склонность к установлению сильной императорской власти в Германии. Вместе с тем он стал добиваться, чтобы императорская корона перешла к его сыну Филиппу. Против этого возражали не только все немецкие государи без различия вероисповеданий, но и другие европейские монархи, в том числе и сам папа римский. Это побудило Морица Саксонского перейти на сторону врагов императора. Осенью 1551 г. немецкие протестанты заключили договор с Францией, пообещав ей за поддержку крепости Туль, Мец, Верден и Камбрэ. Карла V эти события застигли врасплох. Он был вынужден признать свое поражение, и в 1555 г. на рейхстаге в Аугсбурге подписал с протестантами мирный договор, который вошел в историю как Аугсбургский религиозный мир. Он закрепил известное равновесие в силах, которое сложилось к середине XVI в. между протестантами и католиками Германии. Князья получили право самостоятельно определять веру своих подданных. Впоследствии это положение договора было сформулировано в виде принципа: «Чья власть, того и вера».

Заключение религиозного мира Карл V воспринял как крушение своих замыслов. Он отрекся от испанской короны (передал испанский престол и Нидерланды своему сыну Филиппу II) и от императорского престола (в пользу своего брата Фердинанда I), после чего поселился в монастыре св. Юста в Западной Испании. Здесь он провел остаток жизни в молитвах и благочестивых занятиях. В результате Аугсбургского мира Германия разделилась в религиозном отношении на две части. Юг, включая Баварию, Австрию, остался верным католицизму. А Север – Бранденбург, Саксония, Ганновер – поддержал протестантизм. Реформу поддержало и герцогство Пруссия. Оно было образовано вместо духовно-рыцарского Тевтонского ордена, существовавшего со времен Крестовых походов. Великий магистр Тевтонского ордена из династии Гогенцоллернов (Гогенцоллерны (Hohenzollern), немецкая монархическая династия; бранденбургские курфюрсты в 1415-1701 годах, прусских короли в 1701-1918 годах, германских императоры в 1871-1918 годах. Происхождение ведут от франконской ветви швабского графского рода. В 1415 году нюрнбергский бургграф Фридрих VI Гогенцоллерн получил в лен Бранденбург и под именем Фридриха I стал родоначальником династии Гогенцоллернов в Бранденбургско-Прусском государстве) в 1525 г. сам отрекся от духовного сана и преобразовал орденское теократическое государство в светское герцогство Пруссию, находившееся в вассальной зависимости от польских королей.

Со времени Аугсбургского мира неформальным главой лагеря католической церкви становится король Испании Филипп II. Он решительно вмешался в религиозную борьбу, которая происходила в Англии. В правление короля Генриха VIII эта страна тоже примкнула к Реформации, причем по инициативе самого английского монарха. Генрих VIII был женат на Екатерине Арагонской, дочери «католических королей» Фердинанда и Изабеллы. Но влюбившись в придворную даму Анну Болейн, он захотел расторгнуть брак с Екатериной и жениться на Анне. С этой просьбой он обратился к папе римскому, но получил твердый и непреклонный отказ: папа не желал лишний раз обострять отношения с могущественным племянником Екатерины – императором Карлом V. Тогда Генрих VIII вывел английскую церковь из подчинения римскому престолу. Так началась Реформация в Англии. Однако вскоре после смерти Генриха VIII английской королевой стала Мария, его дочь от брака с Екатериной Арагонской, которая восстановила католицизм и подвергла преследованиям протестантов. Мария была замужем за испанским королем Филиппом II. Следовательно, возник династический союз двух крупнейших государств Запада – Испании и Англии, который мог коренным образом изменить расстановку сил в Европе. Объединенная англо-испанская монархия могла обеспечить решающий перевес сил католического лагеря над протестантами.

Но Мария процарствовала недолго – с 1553 по 1558 год. Ей на смену пришла Елизавета, дочь Генриха VIII от брака с Анной Болейн, незаконного, с точки зрения католической церкви. Ни римский престол, ни католические монархи Европы не признали прав Елизаветы на английский королевский трон. Впрочем, они выражали готовность признать ее законной монархиней в случае, если она восстановит в Англии католицизм. Филипп II даже предложил ей руку и сердце. Однако английский парламент, избравший Елизавету королевой, отнюдь не сочувствовал этой идее. Большинство английской знати не желало реставрации католицизма и рассматривало Испанию, стоявшую на пути торговой и колониальной экспансии Англии, как заклятого врага своей страны. Поэтому Елизавета отклонила предложение Филиппа II и чтобы удержать трон, встала на путь углубления Реформации, начатой ее отцом.

Во второй половине XVI в. между протестантской Англией и католической Испанией вспыхнул острейший конфликт. У него было, по крайней мере, три важных аспекта – династический, конфессиональный и торговый. Спор английских тюдоров и испанских Габсбургов осложняли, а в значительной мере – и обусловливали религиозные и торгово-колониальные противоречия между обоими государствами. Кульминацией англо-испанского конфликта явилась попытка Филиппа II поставить Англию на колени при помощи военной силы. В 1588 г. была снаряжена «Непобедимая Армада» – флот из полутора сотен военных кораблей, который был направлен c 20 тыс. солдат к берегам Англии. Однако эту военную кампанию испанцы проиграли. Их поражение было симптомом начала упадка колониального морского могущества Испании и, соответственно, зарождения могущества Англии на морях.

Одновременно с попытками подчинить Англию католицизму Филипп II вмешивался и во внутренние дела Франции, где в середине XVI в. широкое распространение получил кальвинизм. Основоположником этого протестантского вероучения был Жан Кальвин, женевский проповедник, француз по происхождению. В 1560 г. во Франции разгорелись религиозные войны, продолжавшиеся вплоть до конца XVI столетия. Одним из самых трагических событий этих войн была Варфоломеевская ночь 24 августа 1572 года, когда католики устроили массовые убийства гугенотов, как называли во Франции протeстaнтов-кальвинистов. После того как в 1589 г. королевскую корону Франции унаследовал глава дома Бурбонов Генрих Наваррский, протестант по вероисповеданию, Испания направила свои войска, чтобы помешать ему занять трон. Испанский гарнизон разместился даже в Париже, поскольку французская столица поддерживала католический лагерь и отказывалась принимать протестантов. Но если французские католики опирались на помощь Испании, то французские протестанты получали поддержку своих единоверцев из других стран, в частности, из Германии. Религиозная война во Франции приобрела, таким образом, международный характер.

Войну не смогло остановить даже то, что в 1593 г. в знак примирения с католиками Генрих VIII принял католическую веру, якобы заявив при этом: «Париж стоит мессы!». Лишь когда он в 1598 г. издал эдикт о веротерпимости (так называемый Нантский эдикт), война прекратилась. Этот эдикт предоставлял гугенотам не только свободу вероисповедания, но и широкую административную и политическую автономию. Внутри французского королевства создавалась своеобразная протестантская автономия, которая имела собственное административное управление, провинциальные сословные собрания, вооруженные силы (армию и флот), контролировала двести военных крепостей.

Потерпев поражение от английских и французских протестантов, католическая Испания всей своей еще значительной мощью обрушилась на Нидерланды. Эта обширная страна, лежащая в низовьях (отсюда ее название – низменные земли) рек Рейна, Шельды и Мааса, в XIV–XV вв. входили в состав могущественной державы – герцогства Бургундского. Однако в конце XV в. Бургундское герцогство было разделено между германским императором и французским королем. К французскому королевству была присоединена западная часть Бургундии, Габсбурги присоединили к своим наследственным владениям ее восточную часть, а также Нидерланды. После отречения Карла V от императорской короны в 1556 г. и раздела его державы Филипп II получил Нидерланды вместе с Испанией и ее заокеанскими колониями.

В результате преследований, которым испанские власти подвергали нидерландских протестантов, в 1566 г. в Нидерландах вспыхнуло иконоборческое восстание. Его так называли, потому что в ходе этого восстания протестанты разоряли католические храмы и сжигали иконы. Протестанты верили, что поклонение иконам, святым мощам и другим предметам культа является признаком язычества. Религиозная война в Нидерландах постепенно переросла в освободительную революцию. Северные провинции Нидерландов в 1579 г. образовали Утрехтскую унию (союз 7 протестантских провинций). А южные Нидерланды сохранили верность католицизму и испанскому королю. В том же году они образовали Аррасскую унию.

В 1581 г. северные провинции объявили о низложении Филиппа и образовали независимое государство - Республику Соединенных провинций, или Голландию – по названию одной из 7 провинций, которые вошли в состав независимого государства. Несмотря на это война продолжалась, потому что Филипп наотрез отказался признать независимость Голландии. Еще несколько десятилетий Испания вела войну против мятежных провинций, пока в 1609 г. между ними и метрополией не было заключено перемирие сроком на 12 лет. По истечении этого срока война возобновилась, и лишь спустя еще почти тридцать лет, в 1648 г., Испания согласилась с уходом из-под ее власти мятежных провинций.

«Большая советская энциклопедия» и «Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия» дают только религиозной войны во Франции между католиками и гугенотами. Там ничего не сказано о Крестовых походах и о религиозных ХХ века. Получается четкого определения, «война религий» не существует.

Однако конфликты на религиозной почве происходят в мире постоянно. Во многих странах мусульманского мира и сегодня существует «священный джихад», который подразумевает под собой повсеместное распространение и утверждение ислама, вплоть до «священной войны» против иноверцев.

Существуют признаки, по которым можно определить «войну религий».К ним относятся: религиозных ритуалов военнослужащими, участие в боевых действиях священнослужителей и непосредственное привлечение духовных образов . Но главным признаком является принадлежность противодействующих сил к разным религиям.

К сожалению, часто используется в качестве инструмента для сведения счетов и развязывания кровавой бойни. Для того чтобы поднять волну негодования в обществе, и заполучить на свою сторону много сторонников, достаточно прилюдно сжечь Библию или Коран.

Зачастую за «войной религий» стоят миллиардные прибыли. Так было еще со времен Крестовых походов, когда к крестоносцам примыкали те, кто даже не имел морального права носить христианский крест.

Какие факторы могут послужить толчком к началу «войны религий»

Желание народа получить автономию, основываясь на различии религий. В этом случае, является своеобразным генератором, который подогревает желание образовать новое национальное государство.

Объединяющая религиозная война, которая основывается на желании народа, разбросанного по территории разных стран воссоединиться. При этом разделенный народ исповедует религию, которая отличается от общепринятого в государстве, где он проживает.

Общинные или внутренние религиозные конфликты, которые происходят внутри одного государства между различными сектами в рамках одной религии. В наши дни противостояние между суннитами и шиитами происходит по всему Ближнему Востоку.

Религиозно - абсолютистские конфликты возникают в странах, где на почве пропаганды одной религии проявляется нетерпимость к представителям другого вероисповедания.

Показательный того, как одно необдуманное провокационное действие на религиозной почве, может повлечь за собой гибель людей. Американский пастор Терри Джонс устроил акцию с сожжением Корана, что вызвало в Афганистане массовые нападения на сотрудников международных организаций. Сам пастор отделался небольшим штрафом, а результатом его поступка стала гибель ни в чем не повинных людей.