Восточный берлин карта. Позорная стена, или кто и как разделил берлин на две части. Развитие и процветание

Обновлено: 2019-8-5

Олег Лажечников

25

Город Берлин был последней точкой на нашем пути домой. И появился он в нашем маршруте чисто случайно. При покупке билетов из Парижа в Москву, система бронирования предложила составной рейс через Берлин со временем пересадки в 3 часа. И мы не долго думая, решили там задержаться не на 3 часа, а сразу на сутки, и улететь уже на следующий день. Цена билета при этом сохранялась.

Естественно, все впечатления от Германии были связаны с , так как он был единственным местом, что мы видели в этой стране. А тут ведь еще и столица Германии, тут должно быть все как минимум также. И как-то от сознания ускользнул тот факт, что Берлин был полвека назад полностью разрушен, а после этого еще и находился в составе ГДР около 30 лет… Нет, ну мы конечно знали и про Берлинскую стену, и помнили про войну, но как-то в голове факты вместе не сопоставились.

Лайфхак 1 - как купить хорошую страховку

Столица Германии Берлин возник в первой половине ХIII века. С 1486 года город был столицей Бранденбурга (затем Пруссии), с 1871 года — Германии. С мая 1943 года по май 1945 года Берлин подвергся одним из самых разрушительных в мировой истории бомбежкам. На заключительном этапе Великой Отечественной войны (1941-1945) в Европе советские войска 2 мая 1945 года полностью овладели городом. После разгрома фашистской Германии территория Берлина была разделена на зоны оккупации : восточную — СССР и три западных — США, Великобритании и Франции. 24 июня 1948 года советские свойска начали блокаду Западного Берлина.

В 1948 году западные державы уполномочили глав земельных правительств в своих зонах оккупации созвать парламентский совет для разработки конституции и подготовки создания западногерманского государства. Его первое заседание прошло в Бонне 1 сентября 1948 года. Конституция была принята советом 8 мая 1949 года, а 23 мая была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). В ответ в восточной части, контролируемой СССР, 7 октября 1949 года была провозглашена Германская Демократическая Республика (ГДР) и Берлин объявлен ее столицей .

Восточный Берлин занимал площадь 403 квадратных километра и был самым большим по численности населения городом Восточной Германии.
Западный Берлин занимал площадь 480 квадратных километров.

Поначалу граница между западной и восточной частью Берлина была открыта. Разделительная линия протяженностью 44,8 километров (общая протяженность границы Западного Берлина с ГДР составляла 164 километра) проходила прямо по улицам и домам, реке Шпрее, каналам. Официально действовали 81 уличный пропускной пункт, 13 переходов в метро и на городской железной дороге.

В 1957 году правительство Западной Германии во главе с Конрадом Аденауэром ввело в действие доктрину Хальштейна, которая предусматривала автоматический разрыв дипломатических отношений с любой страной, признавшей ГДР.

В ноябре 1958 года глава советского правительства Никита Хрущев обвинил западные державы в нарушении Потсдамских соглашений 1945 года и объявил об отмене Советским Союзом международного статуса Берлина. Советское правительство предложило превратить Западный Берлин в "демилитаризованный вольный город" и потребовало от США, Великобритании и Франции провести переговоры на эту тему в течении шести месяцев ("Ультиматум Хрущева"). Западные державы ультиматум отклонили.

В августе 1960 года правительство ГДР ввело в действие ограничения на посещения гражданами ФРГ Восточного Берлина. В ответ Западная Германия отказалась от торгового соглашения между обеими частями страны, что ГДР расценила как "экономическую войну".
После длительных и трудных переговоров с 1 января 1961 года было введено в действие соглашение.

Ситуация усугубилась летом 1961 года. Экономическая политика ГДР, направленная на то, чтобы "догнать и перегнать ФРГ", и соответствующее увеличение производственных норм, хозяйственные трудности, насильственная коллективизация 1957-1960 годов, более высокий уровень оплаты труда в Западном Берлине побуждали тысячи граждан ГДР уезжать на Запад .

В 1949-1961 годы ГДР и Восточный Берлин покинуло почти 2,7 миллиона человек. Поток беженцев почти наполовину состоял из молодежи в возрасте до 25 лет. Ежедневно границы берлинских секторов пересекало в обоих направлениях около полумиллиона человек, которые могли сравнивать условия жизни тут и там. Только за один 1960 год на Запад переселилось около 200 тысяч человек .

На встрече генеральных секретарей компартий соцстран 5 августа 1961 года ГДР получила необходимое согласие восточноевропейских стран, а 7 августа на заседании политбюро Социалистической единой партии Германии (СЕПГ — восточногерманская компартия) было принято решение о закрытии границы ГДР с Западным Берлином и ФРГ. 12 августа соответствующее постановление было принято Советом министров ГДР.

Ранним утром 13 августа 1961 года на границе с Западным Берлином были установлены временные заграждения, а на улицах, соединяющих Восточный Берлин с Западным, разрыта булыжная мостовая. Силами подразделений народной и транспортной полиции, а также боевых рабочих дружин было прервано все транспортное сообщение на границах между секторами. Под строгой охраной пограничников ГДР восточноберлинские строители приступили к замене пограничных ограждений из колючей проволоки бетонными плитами и пустотелыми кирпичами. В комплекс пограничных укреплений были также включены и жилые здания на улице Бернауэр-штрассе (Bernauer Strasse), где тротуары стали теперь относиться к западноберлинскому району Веддинг (Wedding), а дома на южной стороне улицы — к восточноберлинскому району Миттэ (Mitte). Тогда правительство ГДР велело замуровать двери домов и окна нижних этажей — попадать в свои квартиры жильцы могли только через вход со двора, который относился к Восточному Берлину. Началась волна принудительного выселения людей из квартир не только на улице Бернауэр-штрассе, но и в других пограничных зонах.

С 1961 по 1989 год на многих отрезках границы Берлинская стена несколько раз перестраивалась. Сначала она была построена каменной, а потом была заменена железобетонной. В 1975 году началась последняя реконструкция стены. Стену построили из 45 тысяч бетонных блоков размером 3,6 на 1,5 метра, которые были закруглены сверху, чтобы затруднить побеги. За пределами города это переднее заграждение включало также металлические решетки.
К 1989 году общая протяженность Берлинской стены составляла 155 километров, внутригородская граница между Восточным и Западным Берлином — 43 километра, граница между Западным Берлином и ГДР (внешнее кольцо) — 112 километров. Ближняя к Западному Берлину, передняя бетонная заградительная стена достигала в высоту 3,6 метра. Она опоясывала весь западный сектор Берлина.

Бетонное ограждение тянулось на 106 километров, металлическое — на 66,5 километров, земляные рвы имели протяженность 105,5 километров, под напряжением находилось 127,5 километров. Около стены, как на границе, была сделана контрольно-следовая полоса .

Несмотря на жесткие меры против попыток "незаконного пересечения границы", люди продолжали бежать "через стену", используя канализационные трубы, технические средства, сооружая подкопы. За годы существования стены погибло около 100 человек, пытавшихся ее преодолеть.

Начавшиеся в конце 1980-х годов демократические перемены в жизни ГДР и других стран социалистического содружества предрешили судьбу стены. 9 ноября 1989 новое правительство ГДР объявило о беспрепятственном переходе из Восточного Берлина в Западный и свободном возвращении обратно. Около 2 миллионов жителей ГДР побывало в течение 10-12 ноября в Западном Берлине. Тут же началась стихийная разборка стены. Официальный демонтаж был произведен в январе 1990 года, часть стены была оставлена как памятник истории.

3 октября 1990 года после присоединения ГДР к ФРГ статус федеральной столицы в объединенной Германии перешел от Бонна к Берлину. В 2000 году из Бонна в Берлин переехало правительство.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

После Второй Мировой войны Берлин был поделена на два части: Восточный и Западный. Восточный Берлин представлял собой часть страны, попавшую в советский сектор оккупации. В тысяча девятьсот сорок девятом году Восточный Берлина превратился в столицу Германской Демократической Республики и получил официальное название- Берлин. На картах СССР Восточный Берлин обозначался просто Берлин. В состав Восточного Берлина входило одиннадцать федеральных округов: Митте, Пренцлауэр-Берг, Фридрихсхайн,Панков, Вайсензе, Хоэншёнхаузен, Лихтенберг, Марцан, Хеллерсдорф, Трептов, Кёпеник Главной площадью Восточного Берлина стала Александраплатц, с распложенной на ней смотровой башней и знаменитыми часами.

Главной улицей Восточного Берлина стала знаменитая липовая аллея – Унтер – ден –Линден, которая с западной стороны заканчивалась Бранденбургским воротами и Берлинской стеной. Бранденбургские ворота Восточного Берлина не имели свободного доступа, так как перед ними находились защитные мини- ворота. За Берлинской стеной находился Западный Берлин, имевший три зоны оккупации- британскую, французскую и американскую. Находясь в бывшем Восточном Берлине, явно чувствует русская душа.

Многие названия улиц и кафе имеют русские названия.

Если пройти чуть в сторону от Александрплатц, то можно увидеть большое количество бетонных панельных девятиэтажных домов серого цвета, напоминающих спальные кварталы СССР, только «хрущевок» не хватает. Восточный Берлин сегодня более грязный, чем Западный. Асфальт старый, мусорные контейнеры убираются не часто. Везде граффити. Магазины Восточного Берлина рано закрываются, попав в Берлин в девять часов вечера, мы не смогли найти работающий продуктовый магазин. Общественный транспорт Восточного Берлина переполнен, трамваи и троллейбусы на маршрутах далеко не новые,да и вагоны метро явно советских времен. Но стоит оказаться в центре Восточного Берлина картина диаметрально меняется.

Необыкновенно величественный Берлинский собор завораживает.

Коллекции музеев Музейного острова впечатляют. Здесь знаменитые музеи Боде и Пергамон с воротами богини Иштар и сохранившимися дощечками с клинописью, Старый и Новый художественные музеи. На территории Восточного Берлина располагается Берлинский зоопарк, он самый большой в Германии и второй по размеру в Европе (после Британского зоопарка). Интересный музей Берлинской стены, он очень популярный среди туристов и также находится на территории Восточного Берлина.

Объединение Восточного и Западного Берлина произошло в 1990 году, тогда берлинская стена была разрушена. Город и страна стали едиными.

Как известно, по соглашению Союзников на оккупационные зоны была разделена не только вся территория Германии, но и город Берлин. В результате после провозглашения двух новых германских государств — ФРГ и ГДР — в 1949 году на территории последней оказался анклав с особым статусом. Западный Берлин официально не являлся частью ФРГ, и вплоть до 1990 г. верховной властью в городе являлась трёхсторонняя военная комендатура США, Англии и Франции. При этом экономически Западный Берлин был всё же связан с ФРГ, там действовала западногерманская марка.

Вплоть до возведения Берлинской стены между восточной и западной частями города сохранялось относительно свободное сообщение.

Полиция досматривает горожан, входящих в американский сектор Берлина, 1949 год:

При разделе Берлина вся историческая часть города оказалась в восточном секторе, а Западный Берлин, при всей огромности его территории, получился каким-то безликий. Кажется, что на всех открытках послевоенного времени он представлен только одним видом улицы Курфюрстендамм , сокращённо Кудамм . Как сообщает Википедия, это улица протяжённостью 3,5 км начинается у площади Брайтшайдплац и ведёт к площади Ратенауплац (нем. Rathenauplatz). Кудамм известна как популярное место для прогулок, покупок и развлечений. Прообразом Кудамм послужили Елисейские поля.
Короче Курфюрстендамм - это была парадная витрина Западного Берлина, антипод Сталин-аллеи в восточном секторе.

Курфюрстендамм в 1954 году:

В перспективе виден главный архитектурный символа Зап. Берлина (не считая Рейхстага) - Мемориальная церковь кайзера Вильгельма . В отличие от других примечательных руин Берлина, до которых просто не доходили руки десятилетиями, эту разрушенную церковь решили оставить как есть в память о войне. В назидание потомкам.

Курфюрстендамм в 1956 году:

Снова обратимся к Вики: "Воздушные налёты союзников во Вторую мировую войну на Курфюрстендамм пережили лишь 43 дома. Восстановление улицы пришлось на период холодной войны, и Курфюрстендамм стал витриной Запада и символом экономического чуда. После разделения Берлина и денежной реформы 1948 года Курфюрстендамм, а точнее его восточная часть вблизи вокзала «Зоологический сад», стала торговым центром Западного Берлина."

Курфюрстендамм в конце 1950-х, уже без трамвайных путей:

По берлинским меркам эта улица довольно молодая. 5 мая 1886 года по Курфюрстендамм проехал первый трамвай - этот день считается официальной датой рождения берлинского бульвара.

Вечерний Курфюрстендамм в 1960-м:

Вечерний Курфюрстендамм в 1960-х, уже видна новая колокольня церкви, построенная между 1959 и 1963 гг.:

Если в кадр не попадала мемориальная кирха, на всегда оживлённом Кудамме уже к концу 1950-х ничто не напоминало о страшных последствиях войны:

После падения Берлинской стены Курфюрстендамм несколько потерял в значимости, центр города сместился в его историческую часть в район Берлин-Митте. Дополнительную конкуренцию Курфюрстендамм также составляет новый квартал на Потсдамской площади. Курфюрстендамм постепенно превращается в улицу эксклюзивных магазинов (опять из Вики).


«Путешествия во времени», основанные на старых фото- и видеоматериалах, с развитием современных средств телекоммуникаций стали почти обычным делом.


Давайте и мы с вами попробуем совершить такое путешествие с помощью фотографий из нашего семейного архива.


Фотографии сделал в уже далекие 60-е прошлого века дедушка автора сайта. Благодаря этим снимкам удалось не только сохранить семейную историю, но и дать нам уникальные возможности увидеть те годы и события глазами фотографа-любителя. И в очередной раз - спасибо ему огромное! И пускай автор этих фотографий будет как бы гидом в нашем путешествии!


Добавим, что через 20 лет после его командировки нам пришлось практически повторить этот путь всей семьей, так что вести повествование мы будем и от своего лица.


В качестве транспортного средства мы воспользуемся поездом, «поездом времени», если сказать точнее. Поедем в начало 60-х прошлого века. В путешествие не только во времени, но и в пространстве - за пределы СССР, за рубеж, а что нам стόит!


И еще несколько слов. Для путешествия во времени нам нужен компьютер, интернет и немножко свободного времени. Для реального путешествия - время, деньги и паспорт с визой. Это сегодня.


Наш «гид» проходил другой путь. Беседы по линии парткома, райкома, горкома и ЦК и получение «решения ЦК» на выезд. Разработка и утверждение задания на командировку. Оформление командировки, справка-разрешение на обмен определенной суммы рублей на марки ГДР (по курсу, который публиковался в «Известиях» - чуть больше 40 копеек за марку) в специальном отделении Банка внешней торговли (точное его название, увы, не помним) или в кассе МИДа. Сборы в командировку. Попытки найти в шкафах и взять новое, модное, чтоб «не ударить в грязь лицом»! Это если командировка была так называемая «короткая»…


Но вернемся к путешествию. Наш поезд будет выглядеть довольно прозаично – вот так:



П-О-Е-Х-А-Л-И!


Ночь в поезде пролетела быстро, и мы уже в Бресте.



Стоянка занимает несколько часов, и мы успеем посмотреть Брестскую крепость.














После смены колесных тележек поезд трогается в путь. По «Мосту Дружбы» выезжаем за границу Союза и попадаем в первое на нашем пути государство Совета экономической взаимопомощи, в Польскую Народную Республику.


Вот и первая встреча с настоящим иностранцем - поляком.




Проезд по территории ПНР особой радости не доставляет. Хочется впечатлений, а видишь не очень интересный сельхозпейзаж. И только иногда мимо проносятся польские города и полустанки …








От монотонности пейзажа потянуло на рассуждения. Итак, выше мы сказали, что короткая командировка требовала небольших сборов.


А долгосрочная или, как это называлось – ДЗК? Тут дело было сложнее.


К постановке в «План выездов на год» и всяким описанным выше согласованиям и беседам прибавим медицинские осмотры с прививками и «курсы поведения для жен». О последнем лучше спрашивать у самих женщин, посещавших данные мероприятия. Там было много политически-нравоучительного, в том числе, как помогать мужьям, забывая о себе как личности … Но было много и полезного, например, как и чем мыть всё и всяк в диких странах, чтобы не заразиться, куда и как ходить, где опасно, какие особенности есть у тех или иных «аборигенов»… Кстати, многие сведения ох как были бы полезны современным туристам, отправляющихся, например, в Азию!


Опускаем попытки выяснить, что ждет «там» в бытовом плане и ужас от того, сколько надо «туда» купить. И дефицит денег, времени и товаров… И наводящие ужас мысли: «А там 220, а у нас дома всё на 127, даже утюг, да и тот общий с родителями …»


А сейчас внимание: на нашем пути нам встретилось нечто необычное для советских людей - странные вагоны.







Продолжим движение по польской земле и повествование о подготовке в ДЗК.


Наверное, многие из вас подумали: «Зачем так усложнять, ерунда какая-то!». Эх, друзья …


Чтобы пресечь в корне подобные мысли, поставим вам задачку (в упрощенном варианте).


Представьте себя в следующей ситуации. Через неделю ваша семья в полном составе (включая малолетних отпрысков) должна поехать на несколько лет работать, ну, скажем, в страну «Н».


На месте вам будет предоставлена отдельная квартира с обстановкой в виде 2 кроватей, 3 стульев, кухонного стола, журнального столика и минихолодильника. Как вы догадываетесь, вопросы о наличии в квартире лампочек, штор, посуды и постельного белья задавать не стоит, их там вам никто не предоставит.


Цены там вас ожидают «московские», из денег у вас будет только примерно ползарплаты в виде «подъемных» (которые будут вычтены из вашей зарплаты, которую заплатят только через месяц). Других денег у вас до зарплаты не будет.


Впрочем, как и денег на покупку телевизора в ближайший месяц…


Для тех, кому интересна эта процедура подготовки выезда, можно будет попозже вернуться к этой теме.


Вновь граница, небольшие формальности, и мы движемся по территории Германской Демократической Республики.


Тут уже другой порядок. Даже в сборе смолы.




Наш поезд прибывает в Берлин.




Вокзал Остбанхоф / Ostbahnhof:





Первым делом пройдем в Трептов-парк к мемориалу советским войнам-освободителям.









Продолжая прогулку по Берлину, напомним, что мы находимся в начале 1960-х.


Две Германии и Западный Берлин идут разными путями, периодически возникают конфликты. Но «Стены» еще нет, и нам без особого труда удастся подойти к Бранденбургским воротам и бросить взгляд на Рейхстаг.








Пройдемся по центральным улицам восточной части Берлина.


















Карл-Маркс-Аллее / Karl-Marx-Allee, которая еще несколько лет назад называлась Stalin-Allee.















Обязательно обратим внимание на непривычные «необычности» на улицах города – стеклянную витрину посреди улицы (!). Позже такие витрины появились у нового магазина немецких товаров «Лейпциг» в Москве.



И автомат по продаже сигарет (!).




Одним словом - «Европа!».


Вы наверняка обратили внимание на городской транспорт на улицах города. Продолжая прогулку по Берлину и рассматривая городские улицы и дома, хотим специально акцентировать ваше внимание на некоторых типичных представителях берлинского городского транспорта.









Особенного внимания заслуживает двухэтажный троллейбус, представляющий собой седельный тягач с полуприцепом.




И еще автофургон непонятного назначения.




«Социалистический Берлин строится!» - этот журналистский штамп мы проверим на практике и посмотрим эти новостройки.






Остается очень сожалеть, что фотографий этой командировки осталось немного, да и качество оставляет желать лучшего. Тому были невеселые причины – для автора этих снимков командировка была связана с серьезной работой, и в один из дней его сердце не выдержало и дало сбой. Как вы понимаете, о съемках речь уже не шла … Много времени он провел в немецком госпитале, затем, вернувшись в Москву, продолжил лечение.


И только через несколько лет у него дошли руки до непроявленных негативов из ГДР, провалявшихся все это время в чемодане … Спасибо, что дошли, иначе бы мы их не увидели!


Наше путешествие в Берлин 1960-х подходит к концу. Тогда, в далеких 1960-х, впрочем, как и сегодня, всем интересно было бы узнать, каким будет их город в будущем, пусть и недалеком.


Берлинцы 60-х тоже, наверняка, задавали себе этот вопрос, ходили на градостроительные выставки и пытались представить себе город через пять или даже десять лет.


Мы можем совершить путешествие «назад в будущее». Жаль только, что во время нашего путешествия мы не можем «вступить в контакт» и показать берлинцам будущее их города через десять лет, т.е. в середине 70-х! И не только новостройки, но и состояние архитектурных памятников (часть фотографий - из диасерии DEFA "Берлин - столица ГДР" 1973 г.).


Дом Альфреда Брема в Зоопарке.




Перекресток Шёнхойзераллее и Димитров-Штрассе.



Юнгфернбрюкке (1880 г.).




Унтер-ден-Линден.




«Линденкорсо» на Унтер-ден-Линден.




Мюггельтурм.




Красная Ратуша и Телебашня (1969 г.).



Ханс-Лох-Фиртель в районе Фридрихсфельде.




Дом учителя на Карл-Маркс-Аллее.




Туннель на Александр-Платц.



Панорама на восточную часть Александр-Платц.




Карл-Маркс-Аллее.



Штраусбергер-Платц.




Здание Государственного Совета ГДР на Маркс-Энгельс-Платц (1962-64 г.г.).




Прежде, чем сесть на «поезд времени» и отправиться в обратный путь, хотим задержать вас в истории еще на несколько мгновений и пригласить в еще одно «перемещение во времени» - посмотреть на социалистический Берлин «последних часов ГДР».


На Берлин, каким его увидел объектив нашей «мыльницы» в сентябре 1990 года.


Берлинская «Стена» уже рухнула.




Бранденбургские ворота на ремонте.




Солдат еще существующей Национальной Народной Армии ГДР в почетном карауле.




Асбестосодержащий Дворец Республики / «Palast der Republik».




Рейхстаг без купола с флагом победителя в «противостоянии двух Германий».




«Сувенирные жучки» у Рейхстага (справа на первом фото – сувенирные упаковки кусков берлинской «стены»).






Унтер-ден-Линден.




Вот и всё! Прощай ГДР! А нам пора возвращаться в наше время.


P.S. Чуть не забыли! В начале нашего путешествия во времени мы рассказали о том обилии вещей, которые было необходимо взять с собой из Москвы для старта жизни в ДЗК. Возникает вопрос - как и во что упаковать и перевезти в купе «Шлафвагена» поезда Москва-Остенде все необходимое для старта жизни семьи в загранкомандировке?


Купе в тогдашних «шлафвагенах» были двухместными, на семью из трех человек полагалось 1 1/2 купе. Наиболее оптимальными по габаритам, т.е. максимально «обволакивающими» все щели и выступы купе, были винные коробки из-под венгерских вин и нашей экспортной «Столичной».


Коробки оборачивались бумагой, заклеивались коричневым скотчем (который поставляли коллеги, находящиеся «там»), перевязывались, нумеровались и подписывались инициалами владельца. Составлялся перечень коробок и их содержания.


Рекордное количество – 42-44 коробки (!) + комфортный проезд пассажиров!


Коробки таких габаритов имели еще одно преимущество. В ряде городов «капстран», куда направлялись наши люди на долгокомандирование, поезд стоял всего 5-7 минут. Выгрузить коробки через коридор и тамбур за это время было практически нереально. Оставались окна, которые открывались с трудом и не полностью, но такие коробки боком в них проходили спокойно!