Презентация "Русско-турецкая война" по истории – проект, доклад. Презентация "Русско-турецкая война" по истории – проект, доклад Сан-Стефанский мирный договор

Цель урока: познакомить учащихся с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами российской армии, положившим начало освобождению славянских народов на Балканах.

Образовательные: причины войны; цели и планы сторон: роль России в борьбе славянских народов за освобождение от ига Османской империи и роль Запада в продлении турецкого владычества на Балканском полуострове.

Развивающие: навыки работы с картой и документами, умение выделять главное в тексте учебника, рассказывать прочитанный материал, делать сообщения, отвечать на проблемные вопросы.

Воспитательные: на примерах доблести и мужества воинов российской армии прививать чувство любви и гордости за свою Родину.

Дидактические средства: учебник, п.28.,карта "Русско-турецкая война 1877-1878 гг.", атласы по истории России XIX в., раздаточный материал, ТСО (компьютер, проектор).

I. Организационный момент.

Мотивационная беседа. Формулировка интегрирующей цели.

Учитель. В русско-турецкой войне, о которой мы сегодня будем говорить, погибло около 200 тысяч русских воинов. Символом её стали Шипка и Плевна. Приложение 1. Рисунок 1.

Достигнутый успех - освобождение Болгарии и возвращение к государственной жизни болгарского народа, пять веков не существовавшего на политической карте мира.

Но европейские державы не желали усиления России и сделали всё для того, чтобы свести на нет её победу в этой войне, не допустить её доминирования на Балканах.

Победа России в войне 1877-1878 гг. явилась наиболее крупным военным успехом российского государства во второй половине XIX века.

Итак, цель нашего урока: ознакомиться с ходом русско-турецкой войны; доблестью и мужеством, проявленной воинами русской армии, положивших начало освобождению балканских народов от османского ига.

Записываем тему и план урока.

1. Предпосылки русско-турецкой войны.

2. Силы и планы сторон.

3. Ход военных действий.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель. Ребята, давайте назовём основные направления внешней политики Александра II. Что такое внешняя политика?

Ученик. Это взаимоотношения с другими государствами.

Учитель. Правильно. Давайте вернёмся к направлениям. Какие направления?

Ученик. Это ближневосточное, европейское, дальневосточное и среднеазиатское направления, а также продажа Аляски.

Учитель. Давайте теперь по-порядку. Ответы учеников.

1.Ближневосточное направление. Россия вернула себе право строить крепости и держать флот на Чёрном море. Таким образом, были укреплены южные границы страны. Эта дипломатическая победа России свидетельствовала о росте её международного авторитета. Большая заслуга в этом принадлежала министру иностранных дел А.М. Горчакову, "железному канцлеру" российской империи. Приложение 1. Рисунок2.

2. Европейское направление. В 1870-е гг. после Лондонской конференции 1871 г. происходит сближение России и Германии. В подобном сближении Россия могла видеть определённую гарантию от нападения на неё Германии, чрезвычайно усилившейся после победы над Францией. Для России это был также способ выйти из международной изоляции, в которой она оказалась после Крымской войны. В результате в 1873 году между Россией, Германией и Австрией было заключено соглашение, согласно которому в случае нападения на одну из этих стран между союзниками начинались переговоры о совместных действиях. В истории это соглашение получило название "Союза трёх императоров".

3. Среднеазиатское направление. В 60-70-е гг.XIX века русские войска под командованием генералов Черняева и Скобелева завоевали территорию Хивинского и Кокандского ханства, а также Бухарского эмирата. На этих территориях было образовано Туркестанское генерал-губернаторство. Одним из результатов завоевания Средней Азии стала ликвидация рабства и работорговли в Хивинском ханстве. Российское правительство освободило до 40 тысяч невольников. Были прекращены набеги на русские земли, началось более активное экономическое освоение края. Туда потянулись железные дороги из центра. Установилось влияние России в Средней Азии, на которое претендовала Англия.

4. Дальневосточное направление. Дальнейшее освобождение Россией Дальнего Востока и Сибири, активные действия Англии и Франции в Китае заставили российское правительство обратиться к уточнению границ с Китаем. В результате переговоров в Китае граница между двумя государствами устанавливалась по реке Амур (Айгуньский договор 1858 г), а Уссурийский край был объявлен владением России (Пекинский договор 1860 г).

5. Продажа Аляски. К середине XIX в. защищать и содержать эту отдалённую территорию становилось всё сложнее, расходы на неё превосходили приносимые Аляской доходы. Эта территория превратилась в обузу для государства. Было принято решение продать Аляску за 7,2 млн.долларов. К тому же Россия стремилась укрепить дружественные отношения с США.

Учитель. Какое событие во внешней политике России в то время можно было назвать "триумфом российской дипломатии"?

Ученик. Россия не имела права держать в Чёрном море после Крымской войны военный флот. Россия, в лице канцлера Горчакова добивалась нейтрализации Чёрного моря дипломатическими средствами, проводила переговоры и использовала противоречия между европейскими державами. Успех Пруссии в борьбе против Дании и Австрии, а затем разгром Франции привёл к тому, что ни Франция, ни Австрия не могли противостоять России. Англия не решилась единолично выступить против России. Турция без европейской поддержки этого не могла тоже. Пруссия же поддержала Россию в её намерениях. В этой обстановке Россия предложила правительствам всех стран, подписавших договор 1856 г., собраться для обсуждения вопроса отмены нейтрализации Чёрного моря. На Лондонской конференции (март 1871 г.) этот вопрос был решён положительно. Это и был "триумф российской дипломатии" и лично А.М. Горчакова.

III. Изучение нового материала.

1. Предпосылки войны. Учитель. Какие славянские народы и государства находились под властью Османской империи?

Ученик. Сербия, Болгария, Босния, Герцеговина.

Рассказ учителя с элементами беседы.

Ребята, всё внимание к карте и своим атласам. Весной 1875 года в Боснии и Герцеговине вспыхнули восстания, которые охватили все провинции Османской империи. Россия, Австро-Венгрия, Германия стремились дипломатическими средствами добиться от Турции выполнения требований восставших.

Османы жестоко расправлялись с восставшими: устраивались погромы, уничтожались целые селения, убивали детей, женщин, стариков. Такая жестокость вызвала возмущение у всей европейской общественности. Большое количество добровольцев из России отправились на Балканы, вливаясь с оружием в руках в ряды восставших. На Балканы добровольцами поехали врачи Склифосовский и Боткин, писатель Успенский, художники Полёнов и Маковский и многие другие. Поток заявлений был столь велик, что, прежде всего, отправляли лиц, имеющих военную подготовку. В сборе средств участвовали видные общественные деятели - критик Стасов, скульптор Антакольский, с публичными лекциями, деньги от которых шли на нужды восставших, выступали учёные И.Мечников, Д.И.Менделеев и другие. Александр II из личных средств внёс пожертвование в сумме 10 тысяч рублей.

Летом 1876 года войну Турции объявили Сербия и Черногория, а во главе сербской армии встал русский генерал Черняев, добровольно отправившийся на Балканы.Приложение 1. Рисунок 3.

Учитель. Вспомните, в каких военных действиях принимал участие генерал Черняев?

Ученик. Черняев в 1860-е гг. командовал русскими войсками во время завоевания Средней Азии. Ему удалось захватить крупнейший город этого региона - Ташкент.

Учитель. Россия не была готова к войне. Почему?

Ученик. Потому что военные реформы были ещё не завершены.

Учитель. Именно так. Однако дипломатическими способами урегулировать конфликт не удалось. Турция не соглашалась выполнить требования восставших.

Как вы думаете, что должно было предусмотреть царское правительство на случай войны с Турцией? Смотрим на карты.

Ученик. Царское правительство должно было договориться с Австро-Венгрией о её нейтралитете в случае русско-турецкой войны и обезопасить себя, таким образом, от антирусской коалиции европейских государств.

Учитель. Совершенно верно. Что и было сделано. Путём негласных переговоров Россия обеспечила нейтралитет Австро-Венгрии. По Будапештской конвенции, подписанной в январе 1877 года, Россия соглашалась на оккупацию австро-венгерскими войсками Боснии и Герцеговины.

2. Силы и планы сторон.

Учитель. Итак, делаем записи в тетрадях:

Учитель. Обратимся снова к карте. Стратегически важные пункты театра военных действий.

Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шёл кратчайший путь к городу Андрианополю, т.е. в тыл турецкой армии.

Перейдя Балканы, для русской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

3. Ход военных действий.

Учитель.Сейчас ребята, давайте прочтём о ходе боевых действий и падении Плевны, с.199-201 учебника. Работа с учебником.

Учитель. Приведите примеры героизма русских и болгарских воинов, имена героев.

Ученик. Отряд генерала Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново, захватил Шипкинский перевал. Его оборона началась в августе 1877 года. Турки имели пятикратное превосходство. Защитникам Шипки пришлось отбивать до 14 атак в день. Началась зима. Число обмороженных доходило до 400 человек в день. С сентября по декабрь 1877 года русские и болгары потеряли на Шипке 9500 человек обмороженными, больными и замерзшими. Они проявляли чудеса мужества и героизма; выстояли, и дождавшись подхода войск генерала Скобелева, сбросили турок с Шипкинского перевала. Приложение 1. Рисунок 5.

Учитель. Продолжим.

Ученик. Осада Плевны. Сходу взять эту крепость русским войскам не удалось. Потери составили 32 тыс. человек. Из Петербурга приехал герой Севастополя генерал Тотлебен. Осмотрев позиции, он посоветовал полностью блокировать крепость. В конце ноября в Плевне закончилось продовольствие. Осман-паша сделал попытку прорыва, но был отброшен назад. 28 ноября Плевна сдалась. В русском плену оказались 43 тыс. человек. В ходе войны произошёл перелом.

Учитель. Назовите основные сражения русско-турецкой войны на завершающем этапе.

Ученик. На кавказском фронте российская армия захватила крепости Баязет и Ардаган. В конце октября 1877 года русские войска начали блокаду

Карс - ключевой позиции турок на Кавказе, в ноябре крепость пала. Отряд генерала Гурко в середине декабря занял Софию и, продолжая, наступление в сторону Андриаполя, в январе 1878 года овладел им. Отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января занял пригород Стамбула - местечко Сан-Стефано.

Учитель. А теперь послушаем сообщение о генерале Скобелеве.

Ученик. Делает сообщение.

4. Сан-Стефанский мирный договор.

Учитель. Успехи русских войск, разногласия среди турецкого правительства, усилия национально-освободительного движения на Балканах заставили султана предложить Александру II прекратить военные действия и начать мирные переговоры. Записи на доске и в тетрадях: 19 февраля 1878 г. -подписание договора между Россией и Турцией.

Условия.

1. Сербия, Черногория и Румыния получали независимость.

2. Болгария становилась автономией в составе в составе Османской империи.

Смотрим атласы и карту.

Согласно договору; Сербия, Черногория и Румыния получали независимость.

Болгария становилась автономным княжеством в составе Османской империи, т.е. получала право на своё правительство, армию, связь с Турцией ограничивалась уплатой дани.

Западноевропейские государства выразили своё несогласие с условиями Сан-Стефанского договора. Австро-Венгрия и Англия заявили, что он нарушает условия Парижского мира. Перед Россией возникла угроза новой войны, к которой она не была готова. Поэтому российское правительство вынуждено было согласиться на обсуждение мирного договора с Турцией на международном конгрессе в Берлине.

5. Берлинский конгресс и итоги войны.

Записи в тетради и на доске. Июнь 1878 г. - Берлинский конгресс.

Условия.

1. Автономия Болгарии уменьшалась на 2\3, остальная часть объявлялась турецкой провинцией.

2. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину.

3. Россия возвращала Баязет Турции.

4. Англия оккупировала остров Кипр.

Смотрим атласы и карту.

Учитель. Западные державы стремились на конгрессе к ослаблению влияния России. (Что они и сейчас делают, к слову сказать).

Англия, Австро-Венгрия и Германия поддерживали в этом друг друга. В итоге был подписан Берлинский трактат, по которому территория Болгарии, получавшая автономию, уменьшалась на 2/3, а остальная часть объявлялась турецкой провинцией. Австро-Венгрия получала право оккупировать Боснию и Герцеговину. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Англия оккупировала остров Кипр.

Почему же Россия оказалась в одиночестве на Берлинском конгрессе?

Ученик. Условия Сан - Стефанского мирного договора означали существенное укрепление позиций России на Ближнем Востоке, с чем, конечно же, не могли согласиться европейские державы, постоянно конкурирующие с Россией за влияние в этом регионе.

Ученик. Берлинский конгресс ухудшил положение балканских народов, освобождённых Россией от турецкого ига. Его решения показали непрочность союза трёх императоров, выявили борьбу держав за раздел территории распадающейся Османской империи. Однако в результате русско-турецкой войны часть балканских народов получили независимость, а для оставшихся под властью турок были открыты пути для борьбы за свободу.

Учитель. В одной из заметок к Александру II канцлер Горчаков написал: "Берлинский конгресс есть самая чёрная страница в моей служебной биографии". На что император в ответ заметил: "И в моей тоже".

IV. Закрепление материала.

Ребята, сейчас вы поработаете с текстом. Найдите в нём ошибки и напишите правильный ответ.Работа над текстом и ошибками, затем текст читается учащимися вслух с исправлением ошибок. Приложение 2.

V. Подведение итогов.

Учитель. Каждое крупное событие оставляет след в истории, живёт в памяти человечества. Героизм и мужество русских и болгар были увековечены в памятниках. Величественный памятник во славу русских и болгарских воинов в память о героических событиях тех лет сооружён на Шипке в Болгарии.

Несмотря на вынужденные уступки России, война на Балканах стала самым важным шагом в национально-освободительной борьбе южнославянских народов против османского ига. Авторитет русской воинской славы был полностью восстановлен. И произошло это во многом благодаря простому русскому солдату, который проявил стойкость и храбрость в боях, удивительную выносливость в тяжелейших условиях боевой обстановки.

Мы должны всегда помнить о том, что герои Победы незримыми нитями были связаны с героями - гренадерами русско-турецкой войны 1877-1878гг., также как и с суворовскими чудо-богатырями, воинами Дмитрия Донского и Александра Невского и всеми нашими великими предками. И эта преемственность, несмотря ни на что, должна сохраниться в нашем народе навсегда. И каждый из вас, памятуя об этих событиях, должен ощущать себя гражданином великого государства, имя которому - Россия!

Выставление оценок.

Домашнее задание, п.28. Составить хронологическую таблицу войны 1877-1878 гг. Прочитать документы на с.203-204, ответить на вопросы.

Cлайд 1

Русско - турецкая война 1877-1878 г.г. Балканский кризис Начало войны Ход военных действий Сан – Стефанский мир Берлинский конгресс Значение победы России в войне

Cлайд 2

Цель внешней политики Александра II Основные направления внешней политики? Главные достижения европейской политики? При определении российской политики в Средней Азии столкнулись интересы двух министерств: военного и иностранных дел, мнения которых были диаметрально противоположны. Как вы думаете, какую политику отстаивало военное министерство? Какую политику занимало министерство иностранных дел? Почему Александр принял позицию военных? 5. Как развивались отношения с Китаем? (№7 в РТ) 6. А с Японией? ,

Cлайд 3

Балканский кризис Каково было политическое положение народов Балканского полуострова? 2. В чем заключалось национальное угнетение христиан? 3. В чем заключалась традиционная роль России на Балканском полуострове? События на Балканах в 1875-76 г.г. Реакция России (с 197, 3 абз) 1875 г – восстание в Боснии и Герцеговине 1876 г – восстание в Болгарии 1876 г – Сербия и Черногория объявляют войну Турции

Cлайд 4

Позиция Александра II накануне войны ВОЕВАТЬ Не воевать Рт №1 С. 198, п. 2 12 апреля 1877 г.

Cлайд 5

Манифест об объявлении войны Османской империи БОЖИЕЮ МИЛОСТИЮ МЫ, Александр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Царь Польский, Великий Князь Финляндский и проч., и проч., и проч. Всем известно то живое участие, которое Мы всегда принимали в судьбах угнетенного христианского населения Турции. Желание улучшить и обеспечить положение его разделяет с Нами и весь Русский народ, выражающий готовность свою на новые жертвы для облегчения участи христиан Балканского полуострова. Мы первоначально поставили Себе целью достигнуть улучшений в положении восточных христиан путем мирных переговоров и соглашения с союзными дружественными Нам великими европейскими державами.. Исчерпав до конца миролюбие Наше, Мы вынуждены высокомерным упорством Турции приступить к действиям более решительным. Того требуют и чувство справедливости, и чувство собственного Нашего достоинства. Турция отказом своим поставляет Нас в необходимость обратиться к силе оружия. Глубоко проникнутые убеждением в правоте Нашего дела, Мы в смиренном уповании на помощь и милосердие Всевышнего объявляем всем Нашим верноподданным, что наступило время, предусмотренное в тех словах Наших, на которые единодушно отозвалась вся Россия Дан в Кишиневе, апреля 12 дня, лета от Рождества Христова в 1877 году, На подлинном Собственною Его Императорского Величества рукою подписано: АЛЕКСАНДР. 12 апреля 1877 г.

Cлайд 6

ХАРАКТЕР ВОЙНЫ Какие цели преследовала Россия? Как бы вы определили характер войны со стороны всех втянутых в нее сторон? 3. Со стороны каких государств она носила справедливый характер? 4. Кто вел несправедливую войну? 5. Со стороны каких стран она носила национально – освободительный характер? справедливая несправедливая

Cлайд 7

Ход военных действий Карта « Русско – турецкая война 1877-78 г.г.» 1.Через территорию какой страны прошли русские войска летом 1877г? 2.У какого города Румынии переправились через Дунай в Болгарию? 3. Предположите, как встретили болгары «русских братушек»? Народное ополчение в Болгарии во главе с русским генералом Н.Столетовым Генерал Гурко освобождает древнюю столицу – Тырново и Шипкинский перевал Турки взяли в нашем тылу - Плевну Ноябрь – наши взяли Плевну Декабрь - Софию Скобелев- Шипкинский перевал! Сан – Стефано, пригород Стамбула Почему не взяли Стамбул?

Cлайд 8

Cлайд 9

Сан-Стефанский мирный договор РТ №6 Заключен 19 февраля (3 марта) 1878 г. Болгария, Босния и Герцеговина получали автономию, Сербия, Черногория и Румыния – независимость. К России отходили Южная Бессарабия и крепости Ардаган, Карс, Батум и Баязет. Cозван по инициативе Великобритании и Австро-Венгрии для пересмотра условий Сан-Стефанского мирного договора 1878 г. между Россией и Турцией. Причиной созыва конгресса явилось стремление стран-инициаторов не допустить усиления позиций России на Балканах после победы в Русско-турецкой войне. Оказавшееся в дипломатической изоляции российское правительство вынуждено было пойти на уступки, зафиксированные в Берлинском трактате. Берлинский мирный договор 1878 г С. 202, 2 абз- условия мира в таблицу в РТ

Cлайд 10

Причины победы России в войне: Значение победы России Используйте документы в конце параграфа 28

РУССКО-ТУРЕЦКАЯ ВОЙНА 1877-1878 годов

ЖДУТ ПОБЕДЫ РОССИИ СВЯТЫЕ, ОТЗОВИСЬ, ПРАВОСЛАВНАЯ РАТЬ! ГДЕ ИЛЬЯ ТВОЙ И ГДЕ ТВОЙ ДОБРЫНЯ? СЫНОВЕЙ КЛИЧЕТ РОДИНА – МАТЬ. ПОД ХОРУГВИИ ВСТАНЕМ МЫ СМЕЛО КРЕСТНЫМ ХОДОМ С МОЛИТВОЙ ПОЙДЁМ, ЗА РОССИЙСКОЕ ПРАВОЕ ДЕЛО КРОВЬ МЫ РУССКУЮ ЧЕСТНО ПРОЛЬЁМ. И СНОВА В ПОХОД ТРУБА НАС ЗОВЁТ. МЫ ВСЕ ВСТАНЕМ В СТРОЙ И ВСЕ ПОЙДЁМ В СВЯЩЕННЫЙ БОЙ. ВСТАНЬ ЗА ВЕРУ, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ! 1853 – 1856 гг. 1877 – 1878 гг. 1912 – 1913 гг. – Балканская война

ВСТАНЬ ЗА ВЕРУ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ

Цель: разобраться, как в очередной раз Россия пыталась помочь братьям славянам в их освободительной борьбе с турецким игом. План урока: Причины войны. Силы сторон. Ход военных действий. Сан-Стефанский мирный договор. Берлинский конгресс.

Из письма болгарского журналиста Т. Бурмоза о зверском подавлении турками восстания в Болгарии (15 мая 1876 г.) Турки, вызвав как бы нарочно восстание в Болгарии, сожгли в одном Филиппольском санджаке 118 сел и деревень. Пострадавшее от того население, которое, по всей вероятности, большею частью истреблено, простирается до ста тысяч. Башибузуки, то есть вооруженное правительством турецкое население, режут под прикрытием регулярного войска всех попадающихся им навстречу болгар, не различая женщин и детей. Филиппольский санджак ныне везде усыпан трупами. Рассказы о зверстве и об опустошениях башибузуков превосходят всякое вероятие. В одном лишь селе Клисуре башибузуки умертвили 180 детей, обучавшихся в школе.

1. Освободительная борьба балканских народов. 2.Обострение противоречий между западноевропейскими государствами на Балканах. Главная причина – обострение восточного вопроса, проявившееся в балканском кризисе Причины войны

Силы сторон Балканский фронт Кавказский фронт 338 000 солдат Ружье Мартини (1800 шагов) Конница 6 000 Чугунные гладкоствольные пушки Турки Русские Турки Русские 70 000 солдат Ружье Генри (1500 шагов) Конница 2 000 Чугунные гладкоствольные пушки 55 000 солдат Ружье Снайдера (1300 шагов) Конница 4 000 Стальные нарезные пушки 250 000 солдат Ружье Бердана (1300 шагов) Конница 8 000 Стальные нарезные пушки

« Как сквозь сон помню этот переход; пыль, поднимаемую обгонявшими нас на рысях казачьими полками, широкую степь, спускавшуюся к Дунаю, другой синевший берег которого мы увидели верст за пятнадцать; усталость, жару, свалку и драку у встретившегося нам уже под Зимницею колодца; грязный маленький городок, наполненный войсками, каких-то генералов, махавших нам с балкона фуражками и кричавших «ура», на что мы отвечали тем же. Пришли! Пришли! – гудели вокруг нас голоса» Всеволод Гаршин «Из воспоминаний рядового Иванова» Как болгарское население встречало русские войска?

Гурко И.В. Скобелев М.Д. Тотлебен Э.И. 8 июля – 28 ноября 1877 года 8 августа – 28 декабря 1877 года

В.Верещагин. «На Шипке все спокойно»

Сан-Стефанский мирный договор. Вопросы Сан-Стефанский договор 1. Какие страны получили автономию и независимость? 2. Что получила Россия?

Сан-Стефанский мирный договор. Вопросы Сан-Стефанский договор 1. Какие страны получили автономию и независимость? Черногория, Сербия, Румыния, автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины 2. Что получила Россия? Россия получила ч асть Бессарабии, Ардаган, Карс, Батум, Баязид и территория до Саганлуга

«Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский трактат». Вопросы Сан-Стефанский договор Берлинский трактат 1. Какие страны получили автономию и независимость? Черногория, Сербия, Румыния, автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины 2. Что получила Россия? Часть Бессарабии, Ардаган, Карс, Батум, Баязид и территория до Саганлуга 3. Что получили европейские страны и Турция?

«Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский трактат». Вопросы Сан-Стефанский договор Берлинский трактат 1.Какие страны получили автономию и независимость? Черногория, Сербия, Румыния, автономия Болгарии, Боснии и Герцеговины. Сербия, Румыния. 2.Что получила Россия? Часть Бессарабии, Ардаган, Карс, Батум, Баязид и территория до Саганлуга Россия присоединила часть Бессарабии, Ардаган, Карс, Батум. 3. Что получили европейские страны и Турция? Босния и Герцеговина будут заняты и управляемы Австро-Венгрией. Турция вернула себе Баязет.

ВСТАНЬ ЗА ВЕРУ РУССКАЯ ЗЕМЛЯ! 1853 – 1856 гг. – Крымская война 1877 – 1878 гг. – Русско–турецкая война 1912 – 1913 гг. – Балканская война 1914 – 1918 гг. – I мировая война

ЖДУТ ПОБЕДЫ РОССИИ СВЯТЫЕ, ОТЗОВИСЬ, ПРАВОСЛАВНАЯ РАТЬ! ГДЕ ИЛЬЯ ТВОЙ И ГДЕ ТВОЙ ДОБРЫНЯ? СЫНОВЕЙ КЛИЧЕТ РОДИНА – МАТЬ. ПОД ХОРУГВИ МЫ ВСТАНЕМ ВСЕ СМЕЛО КРЕСТНЫМ ХОДОМ С МОЛИТВОЙ ПОЙДЁМ, ЗА РОССИЙСКОЕ ПРАВОЕ ДЕЛО КРОВЬ МЫ РУССКУЮ ЧЕСТНО ПРОЛЬЁМ. И СНОВА В ПОХОД ТРУБА НАС ЗОВЁТ. МЫ ВСЕ ВСТАНЕМ В СТРОЙ И ВСЕ ПОЙДЁМ В СВЯЩЕННЫЙ БОЙ. ВСТАНЬ ЗА ВЕРУ, РУССКАЯ ЗЕМЛЯ! 1853 – 1856 гг. 1877 – 1878 гг. 1912 – 1913 гг. 1914 – 1918 г.г.

Русско-турецкая война Ход войны Сан-Стефанский мирный договор Причины Повод Герои








Силы сторон Балканский фронт Кавказский фронт солдат ружье Мартини (1800 шагов) Конница Чугунные гладкоствольные пушки туркирусскиетуркирусские солдат ружье Генри (1500 шагов) Конница Чугунные гладкоствольные пушки солдат ружье Снайдера (1300 шагов) Конница Стальные нарезные пушки солдат ружье Бердана (1300 шагов) Конница Стальные нарезные пушки




Ход русско-турецкой войны Балканский фронт 1.Русская армия прошла через Румынию 2.Переправа через Дунай 3.Освобождение Тырново генералом Гурко 4.Захват Шипкинского перевала 5.Взятие Никополя вместо Плевны 6.Захват Плевны турками 7.Три неудачных штурма Плевны 8.Турки выбиты из Плевны Тотлебеным 9.Гурко – захват Софии - декабрь Гурко – захват Адрианополя - янв Скобелев – захват Сан-Стефано - 18 янв 1878г








Берлинский конгресс (июль 1878 г.) Болгария разделена на 2 части: Северная – зависимое от Турции княжество, Южная- автономная турецкая провинция Восточная Румелия. Урезаны территории Сербии и Черногории. Россия возвращала крепость Баязет Турции. Австрия – Босния и Герцеговина. Англия – остров Кипр.








28 ноября 1887 года в Москве, в сквере на площади у Ильинских ворот, в день 10-летия освобождения Плевны был открыт памятник-часовня. Скромная надпись на нем гласит: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной. В память войны с Турцией г.г.»


Русско-турецкая война Ход Ход войны Лето 1877 взятие Никополя, Ноябрь 1877 взятие Плевны - перелом в войне Сан-Стефанский мирный договор Юг Болгарии – автономен, Ардаган, Батум, Карс - России Причины Турецкое иго над славянскими народами Повод Отказ об уравнении в правах мусульман и христиан Герои Столетов Гурко Криденер Скобелев Лорис-Меликов

Cлайд 1

Русско-турецкая война 1877-1878гг. 8 класс МБОУ СОШ № 23 Учитель истории Можная Т.А.

Cлайд 2

Цели урока: Познакомиться с ходом русско-турецкой войны; обобщить и углубить представление о войне; продолжить формирование умения работать с историческими источниками; обосновывать свою точку зрения; показать бесчеловечность и бессмысленность войн; воспитание патриотизма.

Cлайд 3

Предпосылки русско-турецкой войны. Проблема свободного использования Россией проливов Босфор и Дарданеллы. Поддержка турецким султаном сепаратистских движений на Кавказе. Национально-религиозная проблема.

Cлайд 4

Силы и планы сторон. 12(24 апреля)1877г.-АлександрII подписал манифест о начале войны с Турцией. Военные действия развернулись на двух направлениях- на Балканах и в Закавказье. Балканский фронт: русские-250 тыс.; турки-338 тыс. Кавказский фронт: русские-55 тыс.; турки-70 тыс.

Cлайд 5

Силы и планы сторон. Война была популярна среди Российского общества. Стратегически важные пункты театра военных действий: Балканы делили территорию Болгарии на Северную и Южную. Шипкинский перевал связывал северную часть Болгарии с южной. Это был удобный путь для прохода войск с артиллерией через горы. Через Шипку шёл кратчайший путь к городу Андрианополю, то есть в тыл турецкой армии. Перейдя Балканы, для российской армии было важно контролировать все крепости северной Болгарии, чтобы не допустить нападения турок с тыла.

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Полководец, Суворову равный. Полководец, Суворову равный, - так оценивали многие современники заслуги русского военачальника Михаила Дмитриевича Скобелева (1843-1882), прозванного за пристрастие к белым лошадям и кителям "белым генералом". За всю свою недолгую военную карьеру он не проиграл ни одного сражения. Написано о нем немало. Но и нераскрытого в его судьбе ещё предостаточно. Слава Скобелева связана как с русско-турецкой войной 1877-1878 г.г., освободившей балканских славян от почти пятивекового османского ига, так и с присоединением Туркестана (Средней Азии) к России. В Средней Азии Скобелев проявил себя не только как выдающийся полководец, но и как дальновидный политик и государственный деятель. За короткий период он сумел с минимальными потерями присоединить к России обширные территории и погасить пламя кровавых междоусобиц.

Cлайд 9

М.Д.Скобелев Его знала и любила вся Россия. И не только за ратные подвиги, но и за высокие человеческие качества: ум, порядочность, неустанную заботу о солдатах и офицерах, о тех, за кого он отвечал перед Богом, Царём и Отечеством. В конце своей яркой, но недолгой жизни МД Скобелев стал видным общественным деятелем, чьи политические воззрения весьма актуальны и сегодня. Его высказывания и выступления накануне гибели поучительны как для его врагов, так и для его последователей в России, Болгарии, Югославии... Память о Михаиле Дмитриевиче была увековечена в литературных произведениях. На собранные по подписке деньги в 1912 году, в 30-ую годовщину со дня его кончины, в Москве на Тверской площади, переименованной в Скобелевскую (затем - Советскую) по проекту военного художника, подполковника П.А.Соманова была воздвигнута великолепная конная статуя генерала.

Cлайд 10