Картины рембранта. Рембрандт – все, что надо знать о знаменитом голландском художнике. Смерть Рембрандта, значение его творчества

Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг.) величайший голландский художник живописец, офортист и рисовальщик. Родился в семье мельника в Лейдене, где работал примерно до 1632 г., после чего переехал в Амстердам. В 1634 г. Рембрандт женился на девушке из состоятельной семьи Саскии ван Эйленбюрх, чей образ был увековечен им на многих портретах с необыкновенной нежностью и любовью.

С 1640-х гг., в творчестве Рембрандта, особенно в картинах на религиозные темы, значение приобретает светотень, создающая напряжённую эмоциональную атмосферу. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей.

В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту - умирает Саския. В этом же году он пишет свою самую выдающееся и известную картину Ночной дозор , композиционное решение которого не имеет ничего общего с традиционным групповым портретом.

Его последние работы поражают отточенностью мастерства. На последних автопортретах Рембрандта, ставших вершиной его не имеющей аналогов портретной галереи, перед зрителем предстаёт человек, стоически переносящий тяжёлые испытания и горечь утрат (в 1668 г. он потерял свою возлюбленную Хендрикье Стоффелс, а в 1668 г. - сына Титуса).

Рембрандт создал замечательные произведения почти во всех жанрах, пользовался разнообразной техникой письма (живопись , рисунок, офорт). Величайший мастер, он оказал влияние на многих известных художников. Ореол славы вокруг имени Рембрандта не померк и после его смерти, он получил истинное признание как один из выдающихся живописцев всех времён.

Картины Рембранта:


Даная
1636-1647 гг.

Творчество гениального Рембрандта Харменса ван Рейна – одна из вершин мировой живописи. Необычайная широта тематического диапазона, глубочайший гуманизм, одухотворяющий произведения, подлинный демократизм искусства, постоянные поиски наиболее выразительных художественных средств, непревзойденное мастерство давали художнику возможность воплощать самые глубокие и передовые идеи времени. Колорит картин Рембрандта зрелого и позднего периода, построенный на сочетании теплых сближенных тонов, переливающихся тончайшими оттенками, свет, трепещущий и концентрированный, как будто излучаемый самими предметами, способствуют необычайной эмоциональности его произведений. Но особую ценность сообщают им высокие, благородные чувства, которые придают будничным вещам поэтичность и возвышенную красоту.

Ученик и его наставник, 1629-1630, Музей Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния


Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима, 1630, Рейксмузеум


Минерва, около 1631, Государственный музей, Берлин

Рембрандт писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи; он был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Но в какой бы технике Рембрандт ни работал, в центре его внимания всегда стоял человек, с его внутренним миром, его переживаниями. Своих героев Рембрандт часто находил среди представителей голландской бедноты, в них раскрывал лучшие черты характеров, неисчерпаемое духовное богатство. Веру в человека художник пронес через всю жизнь, невзгоды и испытания. Она помогла ему до последних дней создавать произведения, выражающие лучшие устремления голландского народа.


Похищение Прозерпины, около 1631, Картинная галерея, Дрезден


Урок анатомии доктора Николаса Тульпа, 1632, Маурицхейс, Гаага


Похищение Европы, 1632, Музей Гетти, Лос-Анджелес

Рембрандт Харменс ван Рейн родился в 1606 году в Лейдене, в семье владельца мельницы. Его учителями были Сванненбурх, а затем Ластман. С 1625 года Рембрандт начал работать самостоятельно. Ранние его работы носят следы воздействия Ластмана, иногда – утрехтских живописцев, последователей Караваджо. Вскоре молодой Рембрандт нашел свой путь, ярко обозначившийся в портретах, сделанных главным образом с самого себя и своих близких. Уже в этих произведениях светотень стала для него одним из основных средств художественной выразительности. Он изучал различные проявления характеров, выражения лиц, мимику, индивидуальные черты.


Даниил и персидский царь Кир пред идолом Баала, 1633, Музей Гетти


Богиня войны Беллона, 1633, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк


Судостроитель и его жена, 1633, Картинная галерея, Букингемский дворец

В 1632 году Рембрандт переехал в Амстердам и сразу же завоевал известность картиной «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632, Гаага, Маурицхейс). По существу, это большой групповой портрет врачей, окруживших доктора Тульпа и внимательно слушавших его объяснения на анатомированном трупе. Такое построение композиции позволило художнику передать индивидуальные черты каждого портретируемого и связать их в свободную группу общим состоянием глубокой заинтересованности, подчеркнуть жизненность ситуации. В отличие от групповых портретов Хальса, где каждый из портретируемых занимает равнозначное положение, в картине Рембрандта все персонажи психологически подчинены Тульпу, фигура которого выделена широким силуэтом и свободным жестом рук. Яркий свет выявляет центр композиции, способствует впечатлению собранности группы, повышает экспрессию.

Успех первой картины принес художнику множество заказов, а с ними и благосостояние, которое увеличилось с его женитьбой на патрицианке Саскии ван Эйленбурх. Одну за другой пишет Рембрандт большие религиозные композиции, подобные полному динамики и патетики «Жертвоприношение Авраама» (1635, Санкт-Петербург, Эрмитаж), парадные портреты. Его увлекают героико-драматические образы, внешне эффектные построения, пышные причудливые одеяния, контрасты света и тени, резкие ракурсы. Рембрандт часто изображает Саскию и самого себя, молодого, счастливого, полного сил. Таковы «Портрет Саскии» (около 1634, Кассель, Картинная галерея), «Автопортрет» (1634, Париж, Лувр), «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636, Дрезден, Картинная галерея). Рембрандт много работал в области офорта, увлекаясь жанровыми мотивами, портретами, пейзажами, создал целую серию изображений представителей социальных низов.


Юдифь на приеме у Олоферна (картина ранее известная как Артемизия), 1634, Музей Прадо, Мадрид


Диана и нимфы купаются, рассказывая истории об Актеоне и Каллисто, 1635, Музей Вассербург Анхольт


Саския ван Эйленбурх в аркадийском костюме, 1635, Национальная галерея, Лондон

Уже к концу 1630-х годов обнаружилось тяготение художника к реалистическим образам в картинах большого масштаба. Необычайно жизненное и убедительное решение приобрела мифологическая тема в картине «Даная» (1636, большая часть картины переписана в середине 1640-х годов, Санкт-Петербург, Эрмитаж). Отказавшись от бурной патетики и внешних эффектов, Рембрандт стремился к психологической выразительности. Богаче стала теплая цветовая гамма, еще большую роль приобрел свет, сообщающий особую трепетность и взволнованность произведению.


Человек в восточном костюме, 1633, Национальная галерея, Вашингтон


Неверие апостола Фомы, 1634, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва


Самсон угрожает своему тестю, 1635, Государственный музей, Берлин

С углублением реалистического мастерства художника нарастали его разногласия с окружающей буржуазно-патрицианской средой. В 1642 году по заказу роты стрелков он написал большую картину (3,87 Х 5,02 м), в связи с потемнением от времени красок получившую позже название «Ночной дозор» (Амстердам, Рейксмузеум). Вместо традиционной пирушки с портретами ее участников, где каждый запечатлен со всею тщательностью индивидуальной характеристики, как это делалось ранее, художник изобразил выступление стрелков в поход. Подняв знамя, во главе с капитаном идут они под звуки барабана по широкому мосту у здания гильдии. Необычайно яркий луч света, освещая отдельные фигуры, лица участников шествия и маленькую девочку с петухом у пояса, как будто пробирающуюся сквозь ряды стрелков, подчеркивает неожиданность, динамику и взволнованность изображения. Образы мужественных людей, охваченных героическим порывом, сочетаются здесь с обобщенным образом голландского народа, воодушевленного сознанием единства и верой в свои силы. Так, групповой портрет приобретает характер своеобразной исторической картины, в которой художник стремится дать оценку современности. Рембрандт воплощает свое представление о высоких гражданских идеалах, о народе, поднявшемся на борьбу за свободу и национальную независимость. В годы, когда все сильнее обнаруживались внутренние противоречия, разъединявшие страну, художник выступил с призывом к гражданскому подвигу. Рембрандт стремился создать образ героической Голландии, воспеть патриотический подъем ее граждан. Однако такой замысел был уже в значительной степени чужд его заказчикам.

На протяжении 1640-х годов расхождения художника с буржуазным обществом нарастают. Этому способствуют тяжелые события в его личной жизни, смерть Саскии. Но именно в это время в творчестве Рембрандта наступает пора зрелости. На смену эффектным драматическим сценам ранних его картин приходит поэтизация повседневного бытия: преобладающими становятся сюжеты лирического плана, такие, как «Прощание Давида с Ионафаном» (1642), «Святое семейство» (1645, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж), в которых глубина человеческих чувств покоряет удивительно тонким и сильным воплощением. Казалось бы, в простых обыденных сценах, в скупых и точно найденных жестах и движениях художник раскрывает всю сложность душевной жизни, течение мыслей героев. Место действия картины «Святое семейство» он переносит в бедный крестьянский дом, где плотничает отец, а молодая мать заботливо охраняет сон младенца. Каждая вещь здесь овеяна дыханием поэзии, подчеркивает настроение тишины, покоя, умиротворенности. Этому способствуют мягкий свет, озаряющий лица матери и младенца, тончайшие оттенки теплого золотистого колорита.


Христос и Мария Магдалина у гробницы, 1638, Королевская коллекция, Виндзор


Агата Бас на фоне окна, 1641, Картинная галерея, Букингемский дворец


Проповедник Корнелис Клас Ансло и его жена Элтье Герритсдр Шоутен, 1641, Музей Берлин-Далем

Глубокой внутренней значительности полны образы графических работ Рембрандта – рисунков и офортов. С особой силой демократизм его искусства выражен в офорте «Христос, исцеляющий больных» (около 1649, «Лист в сто гульденов», назван так вследствие высокой цены, которую приобрел на аукционах). Поразительна проникновенность трактовки образов больных и страждущих, нищих и бедняков, которым противопоставлены самодовольные, богато одетые фарисеи. Подлинный монументальный размах, живописность, тончайшие и резкие контрасты светотени, тональное богатство отличают его офорты и рисунки пером, как тематические, так и пейзажные.

Огромное место в поздний период занимают простые но композиции, чаще всего поколенные портреты родных и близких, в которых художник сосредоточивает внимание на раскрытии душевного мира портретируемых. Много раз он пишет Хендрикье Стоффельс, выявляя ее душевную доброту и приветливость, благородство и достоинство – такова, например, «Хендрикье у окна» (Берлин, Музей). Часто моделью служит его сын Титус, болезненный, хрупкий юноша с нежным одухотворенным лицом. В портрете с книгой (около 1656, Вена, Художественно-исторический музей) образ будто пронизан солнечными лучами. К числу самых проникновенных относятся портрет Брейнинга (1652, Кассель, Галерея), молодого златокудрого человека с подвижным лицом, озаренным внутренним светом, и портрет замкнуто-печального Яна Сикса (1654, Амстердам, собрание Сикса), словно остановившегося в раздумье, натягивая перчатку.


Автопортрет в фетровой шапке, 1642, Королевская коллекция, Виндзорский замок, Лондон


Туалет Вирсавии, 1643, Музей искусств Метрополитен, Нью-Йорк


Портрет дамы со сложенными руками (Хендрикье Стоффельс?), около 1650, Королевская коллекция, Лондон

К этому типу портретов относятся и поздние автопортреты художника, поражающие многоплановостью психологических характеристик, выражением самых неуловимых движений души. Благородной простоты и величественности исполнен «Автопортрет» Венского музея (около 1652); в «Автопортрете» из Лувра (1660), художник изобразил себя размышляющим, сосредоточенно печальным. В это же время был написан портрет старушки, жены брата (1654, Санкт-Петербург, Эрмитаж), портрет-биография, который говорит о трудно прожитой жизни, о суровых днях, оставивших свои красноречивые следы на морщинистом лице и натруженных руках этой много видевшей и пережившей женщины. Концентрируя свет на лице и руках, художник привлекает к ним внимание зрителя, раскрывая духовное богатство и человеческое достоинство портретируемых. Почти все эти портреты не заказные: с каждым годом заказов становилось все меньше.

Последнее десятилетие – самая трагическая пора жизни Рембрандта; объявленный несостоятельным должником, он поселяется в беднейшем квартале Амстердама, теряет своих лучших друзей и близких. Умирают Хендрикье и сын Титус. Но обрушившиеся на него несчастья не могли остановить развития творческого гения художника. Самые глубокие и прекрасные произведения им были написаны именно в это время. Групповой портрет «Синдики» (старейшины цеха суконщиков, 1662, Амстердам, Рейксмузеум) завершает достижения художника в этом жанре. Его жизненная сила – в глубине и характерности каждого из портретируемых, в естественности композиции, ясной и уравновешенной, в скупости и точности отбора деталей, в гармонии сдержанного цветового решения и вместе с тем в создании цельного образа группы людей, объединенных общностью интересов, которые они защищают. Необычный ракурс подчеркивает монументальный характер изображения, значительность и торжественность происходящего.


Молодая женщина, примеряющая серьги, 1657, Эрмитаж, Санкт-Петербург


Артаксеркс, Аман и Эсфирь, 1660, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Москва


Семейный портрет, 1668, Музей Герцога Антона Ульриха, Брауншвейг

К позднему периоду относится и ряд больших по размеру тематических полотен мастера: «Заговор Юлия Цивилиса» (1661, Стокгольм, Национальный музей), историческая композиция, изображающая вождя племени батавов, которые считались предками нидерландцев, поднявшего в 1 веке народ на восстание против Рима, а также картины па библейские сюжеты: «Артаксеркс, Аман и Эсфирь» (1660, Москва, ГМИИ). Сюжет библейской притчи о блудном сыне привлекал художника и раньше, он встречается в одном из его офортов. Но только к концу жизни пришел Рембрандт к глубочайшему его раскрытию. В образе упавшего на колени перед отцом усталого, раскаявшегося человека выражен трагический путь познания жизни, а в образе отца, простившего блудного сына, воплощено высшее доступное человеку счастье, предел чувств, наполняющих сердце. Потрясающе просто решение этой большой по размеру композиции, где главные герои словно озарены внутренним светом, где жест рук отца, вновь обретшего сына, выражает его бесконечную доброту, а сникшая фигура странника в грязном рубище, прильнувшего к отцу,– всю силу раскаяния, трагедию исканий и потерь. Другие персонажи отодвинуты на второй план, в полутень, и их сострадание и задумчивость лишь еще сильнее выделяют словно светящиеся теплым сиянием отцовскую любовь и всепрощение, которые оставил людям, как завет, великий голландский художник.

Влияние искусства Рембрандта было громадным. Оно сказалось на творчестве не только его непосредственных учеников, из которых ближе всех подошел к пониманию учителя Карель Фабрициус, но и на искусстве каждого более или менее значительного голландского художника. Глубочайшее воздействие оказало искусство Рембрандта на развитие всего мирового реалистического искусства впоследствии. В то время как величайший голландский художник, вступив в конфликт с буржуазным обществом, умер в нужде, другие живописцы, овладев мастерством правдивой передачи изображаемого, сумели добиться прижизненного признания н благополучия. Сосредоточив свои усилия в области того или иного жанра живописи, многие из них создали в своей области значительные произведения.


Рембрандт Харменс ван Рейн (барокко)

Ресмбрандт родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницы. Сначала учился в Латинской школе, а затем недолго в лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана.

После недолгого обучения Рембрандт уезжает в родной город, чтобы самостоятельно заниматься живописью в собственной мастерской. Это время становления художника, когда он увлекался творчеством Караваджо. В этот период он много пишет портретов членов своей семьи - матери, отца, сестры и автопортреты. Уже в это время он уделяет особое внимание освещению и передаче духовных переживаний своих моделей. Молодой художник любит наряжать их в различные одежды, драпироавть в красивые ткани, великолепно передавая их фактуру и цввет.

В 1632 году Рембрандт уезжает в Амстердам, центр художественной культуры Голландии, который, естественно, привлекал молодого художника. Здесь он быстро достигает известности, у него много заказов. В то же время он с воодушевлением продолжает совершенствовать свое мастерство. 30-е годы - время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописсца его большая заказная картина "Урок анатомии". Все позы и действия в картине естественны, но лишены излишнего натурализма.

В 1634 году Рембрандт женится на девушке из богатой семьи - Саскии ван Эйленборх - и с этих пор попадает в патрицианские круги. Начинается самая счастливая пора жизни художника: обоюдная страстная любовь, материальное благополучие, масса заказов. Живописец часто пишет молодую жену: "Флора", "Автопортрет с Саскией на коленях". Но счастье длилось недолго. В 1642 году Саския скончалась, оставив маленького сына Титуса.

Моральная подавленность и овладевшая Рембрантом страсть к коллекционированию постепенно привели его к разорению. Этому способствовало и изменение вкусов публики, увлекшейся тщательно прописанной светлой живописью. Рембрандт же, никогда не уступавший вкусам заказчиков, интересовался контрастами света и тени, оставляя свет в одной точке, остальная часть картины была в тени и в полутени. Заказов становилось все меньше. Новая подруга его жизни Хендрикье Стоффельс и его сын Титус основали в помощь художнику компанию по торговле картинами и антиквариатом. Но их усилия оказались тщетными. Дела шли все хуже. В начале 1660-х годов умерла Хендрикье, а черех несколько лет и Титус.

Однако, несмотря ни на что, художник продолжает работать. В эти особенно тяжелые годы он создает ряд замечательных работ: "Синдики", "Возвращение блудного сына", поражающим внутренним драматизмом.

Величайший художник умер в крайней бедности 4 октября 1669 года. Современники холодно отнеслись к этой потере. Понадобилось почти двести лет, чтобы сила рембрандтовского реализма, глубокой психологии его полотен, удивительное живописное мастерство подняли его имя из забвения и поставили в ряд величайших мировых имен.


Возвращение блудного сына (1668-69)


Одна из последних картин Рембрандта. Это глубокая психологическая драма. В полотне с потрясающей силой звучит призыв к глубокой человечности, утверждение духовной общности людей, красота родительской любви.

Здесь изображен библейский сюжет о беспутном сыне, после долгих скитаний возвратившемся в отчий дом. Вся комната погружена во мрак, ярко освещены лишь отец и сын. Сын с обритой головой каторжника, в лохмотьях, с голой пяткой, с которой свалился дырявый башмак, упал на колени и прижался к отцу, спрятав свое лицо у него на груди. Старый отец, ослепший от горя в ожидании сына, ощупывает его, узнает и прощает его, благословив.

Художник естественно и правдиво передает всю силу отцовской любви. Рядом присутствуют оцепеневшие фигуры зрителей, выражающие удивление и равнодушие - это члены того общества, которое сначало развратило, а затем осудило блудного сына. Но отцовская любовь торжествует над их равнодушием и враждебностью.

Полотно стало бессмертным благодаря общечеловеческим чувствам, выраженным в нем - бездонной рдительской любви, горечи разочарований, потерь, унижений, стыда и паскаяния.

Возвращение блудного сына (1668-1669)-фрагмент


Даная (1636)



Это лучшее произведение Рембрандта 30-х годов.

Картина посвящена вечной теме любви. Сюжетом послужил миф о дочери царя Акрисия Данае. Оракул предсказал Акрисию, что он погибнет от рук своего внука.Тогда царь навечно заточил свою дочь в башню.Но всемогущий Зевс превратился в золотой дождь и в таком виде проник к Данае и стал ее возлюбленным. У них родился сын Персей, а затем опять по приказу Ариксия Даная вместе со своим сыном в ящике были брошены в море. Но Даная и ее сын не погибли.

Художник изображает момент, когда Даная радостно ожидает Зевса. Старуха-служанка отодвигает занавес ее ложа, и золотистое сияние вливается в комнату. Даная, в предчувствии счастья, приподнимается навстречу золотому дождю. Покрывало спало и обнажило уже не юное, отяжелевшее тело, далекое от законов классической красоты. Тем не менее, оно подкупает жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. И хотя художник обращается к теме из античной мифологии, картина явно написана в духе реализма.

Даная - фрагмент

Артемида (1634)



Артемида (Артемис) - дочь Зевса и Лето, сестра Аполлона. Первоначально почиталась как богиня животного и растительного мира. Она - "владычица зверей", Тавропола (защитница быков), Лимнатис (болотная), медведица (в этом облике ей поклонялись в Бавроне). Позднее - богиня охоты, гор и лесов, покровительница рожениц. Артемида выпросила для себя у Зевса вечную девственность. Шестьдесят Океанид и двадцать нимф были ее постоянными спутницами на охоте, участницами в ее играх и танцах. Ее главная функция - охранение установленных обычаев, жертвоприношений богам, за нарушение которых она жестоко карает: на Калидонское царство она насылает страшного вепря, на брачное ложе царя Адмета - смертоносных змей. Она охраняет и животный мир, призывая к ответу Геракла, убившего керинейскую лань с золотыми рогами, и требует взамен убитой Агамемноном священной лани кровавую жертву - его дочь Ифигению (на жертвенном алтаре Артемида тайком от людей заменила царевну ланью, а Ифигению перенесла в Тавриду, сделав ее своей жрицей). Артемида - защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь, превращает Актеона, случайно увидевшего богиню обнаженной, в оленя, которого разорвали его собственные псы, а нимфу Калипсо, нарушившую обет, - в медведицу. Она обладает решительностью, не терпит соперничества, использует свои меткие стрелы как орудие наказания. Артемида вместе с Аполлоном истребила детей Ниобы, возгордившейся перед матерью богов Лето своими семью сыновьями и семью дочерьми; ее стрела поразила Ориона, осмелившегося состязаться с богиней. Как богиня растительности, Артемида связана с плодородием.Этот культ особенно распространился в Эфесе (Малая Азия), где в ее честь был сооружен храм Артемиды Эфесской (одно из "семи чудес света"), сожженный Геростратом. Артемида почиталась здесь как богиня-кормилица, "многотрудная"; она же покровительница амазонок. Артемида почиталась и как богиня войны. В Спарте перед боем в жертву богине приносили козу, а в Афинах ежегодно в юбилей Марафонской битвы (сентябрь-октябрь) на алтари возлагалось пятьсот коз. Артемида нередко сближалась с богиней месяца (Гекатой) или богиней полной луны (Селеной). Известен миф об Артемиде-Селене, влюбленной в красавца Эндимиона, пожелавшего вечной юности и бессмертия и получившего их в непробудном сне. Каждую ночь богиня приближалась к гроту Карийской горы Латм, где спал юноша и любовалась его красотой. Атрибут богини - колчан за спиной, в руках лук или факел; ей сопутствуют лань или свора охотничьих псов. В Риме Артемида отождествляется с местным божеством Дианой.

Авраам и три ангела



К Аврааму и его жене Сарре явился Бог в образе трех путников, трех прекрасных юношей (Бог-отец, Бог-сын и Бог-Святой Дух). Пожилые супруги оказали им щедрое гостеприимство. Приняв угощение, Бог возвестил супругам чудо: несмотря на глубокую старость, у них родится сын, и от него произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы мира.

Автопортрет с Саскией (1636)


Все полотно пронизано откровенным ликованием! Автопортрет изображает супругов за веселой пирушкой. Рембрандт, огромный по сравнению со своей тоненькой женой, держит ее на коленях и поднимает хрустальный кубок пенящегося вина. Они как будто захвачены врасплох, в интимной обстановке бьющей через край жизни.

Рембрандт, в богатом военном костюме с золоченой перевязью и рапирой на боку, похож на какого-нибудь щеголя-рейтера, веселящегося с девушкой. Его не смущает, что подобное времяпровождение могут считать признаком дурного тона. Он знает лишь, что его жена любима, а потому прекрасна в своем роскошном корсаже, шелковой юбке, великолепной наколке и драгоценном ожерелье и что все должны восхищаться ею. Он не боится показаться ни вульгарным, ни тщеславным. Он живет в царстве мечты и радости, вдали от людей, и ему не приходит в голову, что его могут порицать. И все эти чувства переданы простодушным выражением сияющего лица самого художника, достигшего как будто всех земных благ.

Картина выражает радость жизни, сознание молодости, здоровья и благополучия.

Еврейская невеста (1665)



Рембрандт много писал на темы библейских историй, и все они были у него на свой лад, обновленными по содержанию. Часто он писал картины вопреки логике - освещение, краски, все только по своему представлению. Ту же независимость художник проявляет и в манере одевать своих персонажей. Он наряжал их в странные одеяния - и Саскию, и Юнону, и других... То же и с четой в картине "Еврейская невеста". Название странное, ведь на полотне изображена супружеская пара, причем жена беременна. На фоне неясной зелени угадывается часть большой стены и городского пейзажа. Чета в красно-золотой одежде стоит перед пилястром. Два лица и четыре руки мужчина наклоняется к женщине, взор которой обращен к самой себе, к своим мыслям. Ее правая рука, держащая цветы, покоится на животе. В лице - доверчивая серьезность супруги, занятой лишь присутствием в себе еще одной жизни. Мужчина обнимает ее левой рукой за плечи. Правая рука лежит на платье на уровне груди, где с ней соприкасается левая рука женщины. Пальцы касаются друг друга. Легкое прикосновение. Мужчина смотрит на руку женщины, дотронувшуюся до его собственной.

Флора


Флора - италийская богиня цветов, юности. Культ Флоры - один из древнейших сельскохозяйственных культов Италии, особенно племени сабинян. Римляне отождествляли Флору с греческой Хлоридой и праздновали в ее честь весной так называемые флоралии, во время которых происходили веселые игры, принимавшие иногда разнузданный характер. Люди украшали себя и животных цветами, женщины надевали на себя яркие платья. В античном искусстве Флору изображали молодой женщиной с цветами в руках или рассыпающей цветы.

Фредерик Ригел на коне (1663)



Перед нами типичный парадный портрет. Ригел был преуспевающим купцом, производил бумагу и печатал книги. Богатый типограф сопровождал принца Оранского в 1660 году в Амстердам, и, возможно, портрет был заказан в память об этом событии. С темного холста на нас смотрит человек, восседающий на лошади. Он в дорогой, но не вычурно роскошной одежде. Его лицо излучает ум, властность и чувство собственного достоинства.

Христос и грешница


На полотне изображена встреча Христа и грешницы на заполненном людьми обширном пространстве, безбрежность которого усиливают арочные участки стен, возносящих потолок ввысь. Все погружено в темноту, освещены только фигура Христа и молодой женщины. В этом полотне Рембрандт впервые подошел к нетрадиционному решению библейской сцены, чему с удивительной последовательностью будут подражать другие художники.

Иаков борется с ангелом (1659)


Один из самых загадочных эпизодов в Ветхом завете. Когда Иаков остается один, появляется Некто (принято считать его ангелом) и борется с ним всю ночь. Ангелу не удается одолеть Иакова, тогда он касается жилы на бедре и повреждает ее. Тем не менее, Иаков выдерживает испытание и получает новое имя - Израиль, означающее "тот, кто борется с Богом и будет одолевать человеков". Вот почему в какой-то степени естественны и оправданы позы Иакова и ангела, скорее обнимающихся, нежели борющихся.

Ночной дозор (1642)



Это групповой портрет Рембрандта "Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга". Картина была написана по заказу Стрелкового общества - отряда гражданского ополчения Нидерландов. В 18 веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале музея. Больше всех пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. (Даже после обрезания картина - одна из самых больших в музее). Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Художник изобразил мушкетеров, которые выходят из темного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Мастерски передана игра света и тени, характерная для стиля великого Рембрандта. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рейтенбюргу, и все пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, убегает мальчик. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Кроме 18 заказчиков картины, художник художник заполнил полотно еще шестнадцатью персонажами. Значение этих персонажей, а также множество символов в картине известны только самому Рембрандту.

Ослепление Самсона



Самсон - герой ветхозаветных преданий, наделенный невероятной физической силой. Всю жизнь он мстил филистимлянам за предательство его невесты в свадебный день. Она была филистимлянкой, однако и теперь любовница его - филистимлянка Далила. Филистимлянские властители подкупили ее, чтобы она выведала источник силы Самсона и узнала, где его слабое место. Далила трижды пыталась это выведать у Самсона, и трижды он обманывал ее, понимая, чего она добивается. Но все-таки в конце концов с помощью женских уловок Далила убедила его в своей любви и преданности, и он открыл ей, что сила его покинет, если остричь его волосы. Она рассказала об этом своим соотечественникам и ночью, когда Самсон спал, они остригли ему волосы. Проснувшись на крик Далилы "Филистимляне на тебя, Самсон!", - он почувствовал, что силы оставляют его. Тогда враги ослепили Самсона, заковали в цепи и заставили вращать мельничные жернова в темнице Газы. Но волосы Самсона постепенно отрастали, возвращалась и сила его...Чтобы насладиться унижением Самсона, филистимляне приводят его на праздник в храм Дагона и заставляют забавлять собравшихся. Самсон просит отрока-поводыря подвести его к столбам храма, чтобы опереться на них. Вознеся Богу молитву, Самсон, вновь почувствовавший свою силу, сдвигает с места два средних столба храма, и с возгласом "Да умрет душа моя вместе с филистимлянами!", обрушивает все здание храма на собравшихся. Так, в миг своей смерти Самсон погубил больше врагов, чем за всю свою жизнь...

Пир Валтасара (1635)



В библейской мифологии Валтасар был последним вавилонским царем, с его именем связано падение Вавилона. Несмотря на осаду столицы, предпринятую Киром, царь и все жители, имея у себя богатый запас продуктов, могли беспечно предаваться удовольствиям жизни. По случаю одного незначительного праздника Валтасар устроил великолепный пир, на который было приглашено до тысячи вельмож и придворных. Настольными чашами служили драгоценные сосуды, отобранные вавилонскими завоевателями у разных покоренных народов, между прочим, и дорогие сосуды из Иерусалимского храма. При этом, по обычаю древних язычников, прославлялись вавилонские боги, которые оказывались победоносными раньше и будут победоносными всегда, несмотря на все усилия Кира и его тайных союзников, иудеев, с их Иеговой. Но вот, в самый разгар пира на стене проявилась человеческая рука и медленно стала писать какие-то слова. Увидев ее, "царь изменился в лице своем, мысли его спутались, связи чресл его ослабли, и колена его от ужаса стали биться одно о другое". Призванные мудрецы не сумели прочитать и разъяснить надпись. Тогда, по совету царицы пригласили престарелого пророка Даниила, который всегда проявлял необыкновенную мудрость. И он действительно прочитал надпись, которая на арамейском языке кратко гласила: "Мене, текел, упарсин" Это означало:"Мене - исчислил Бог царство твое и положил конец ему; текел - ты взвешен и найден очень легким; упарсин - разделено царство твое и отдано мидянам и персам". В ту самую ночь - продолжает библейское повествование, - Валтасар, царь халдейский, был убит.

Портрет Хендрикье Стоффельс (ок.1659)


После смерти Саскии в жизнь Рембрандта вошла другая женщина, скромная служанка Хендрикье Стофффельс, скрасившая одиночество мастера. Он часто писал ее, но в названиях работ, где она служила моделью, никогда не упоминал ее имени.

Портрет Саскии в костюме пастушки (1638)


В этой работе художник выражает свое отношение к жене. Она изображена на темном холста окруженной золотым сиянием. Мягкое прелестное лицо застыло в выражении ожидания: во время написания картины Саския была беременна их первым ребенком, который вскоре после рождения умер. Золотые волосы пышным покрывлом окутывают обнаженные плечи. В обруч, поддерживающий волосы, подобно перу воткнута ветка какого-то растения. Свободные рукава домашнего платья образуют причудливые складки. Одной рукой она опирается на посох из виноградной лозы, второй держит ворох рассыпающихся цветов. В этой работе художник перенес на холст все то ощущение счастья, которое его переполняло тогда.

Синдики (старейшины цеха суконщиков) - (1661-1662)



Завершающим в истории группового портрета было изображение Рембрандтом старейшин цеха суконщиков - так называемые "Синдики", где скупыми средствами, избежав монотонности, художник создал живые и вместе с тем разные человеческие типы, но главное, сумел передать ощущение духовного союза, взаимопонимания и взаимосвязи людей, объединенных одним делом и задачами.

Прощание Давида с Ионафаном (1642)


Иудейский царь Сеул стремился погубить молодого Давида, опасаясь, что он займет его трон. Предупрежденный своим другом, царевичем Ионафаном, победитель Голиафа Давид прощается с Ионафаном у камня Азайль (древнееврейское значение - расставание, разлука.) Ионафан суров и сдержан, лицо его скорбно. Давид в отчаяньи припадает к груди своего друга, он безутешен.

Жертвоприношение Авраама (1635)


Персонажи картины предстают перед нами в сложных ракурсах. От тела Исаака, распростертого на первом плане и выражающего полную беспомощность жертвы, взгляд зрителя обращается в глубину - к фигуре старца Авраама и вырывающемуся из облаков посланцу бога - ангелу. Художник проникновенно передал душевное состояние Авраама, не успевшего при внезапном появлении ангела почувствовать ни радости избавления от страшной жертвы, ни благодарности, а испытывающего пока лишь усталость и недоумение.

Самсон загадывает загадку за свадебным столом (1637)



Самсон любил бродить по стране и однажды попал в город Фимнаф. Там он без памяти влюбился в статную филистимлянку и пожелал на ней жениться. Он бегом примчался домой и попросил родителей посвататься к его любимой. Старики от ужаса схватились за голову: сын и так причинил им немало горя, а теперь вдобавок ко всему вздумал жениться на иностранке, дочери филистимлянина. Самсон, однако, стоял на своем. Родителям ничего не оставалось делать - тяжело вздохнув, они подчинились прихоти взбалмошного сына. Самсон стал женихом и с тех пор часто хаживал в гости к родителям невесты. Однажды, когда Самсон бодро шагал по тропинке меж виноградников, ему загородил дорогу молодой рыкающий лев. Силач разорвал льва в клочья и как ни в чем не бывало пошел в Фимнаф, никому не рассказав о своем приключении. Возвращаясь домой, он с удивлением увидел, что в пасти убитого льва гнездится рой пчел и уже скопилось много меду. Самсон принес соты родителям, не сказав ни слова, где он их взял. В Фимнафе сватовство прошло благополучно, был большой пир, все поздравляли жениха и невесту, назначили день свадьбы. По филистимлянскому обычаю свадебное торжество продолжается семь дней. На пиру родители невесты, опасаясь необыкновенной силы Самсона, приставили к нему в роли брачных дружков тридцать молодых сильных филистимлян. Самсон, с усмешкой глядя на "стражников", предложил им разгадать загадку. Разгадать ее надо было к концу свадьбы, на седьмой день. Загадка звучала так: "Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое". Конечно, никто не мог разгадать этой загадки, поскольку никто не знал, что речь идет о пчелах, вкушающих нектар (пчелы и есть "ядущие"), о меде ("ядомое") и о сильном льве. При этом Самсон выставил условия: если она будет разгадана, они получат 30 рубашек столько же верхнего платья, а если нет - они расплатятся с ним так же. Огорошенные филистимляне думали три дня над этой странной загадкой. Отчаявшись, они пошли к его молодой жене и пригрозили, что если она не выведает у мужа ответ загадки, они сожгут и их самих, и дом ее отца. Уж очень не хотелось филистимлянам выплачивать Самсону богатый куш. Хитростью и лаской жена выведала у мужа ответ на загадку, и на следующий день филистимляне дали верный ответ. Разгневанному Самсону нечего было делать, как отдать условленный долг, а родители его были очень бедны. Тогда он убил 30 филистимлян и их одежду отдал в качестве долга. Сам же Самсон, понимая, что выдала его жена, хлопнул дверью и ушел снова к своим родителям.

Слепой Товит и Анна(1626)


Товит - израильтянин, отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, в том числе слепоту, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божиим. Его сын - Товия, исцелил с помощью ангела.

Святое семейство (1635)


Сюжет из Евангелия, но художник изображает как быт простых людей. Лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминает нам о том, что это не обыкновенная семья. Жест руки матери, откидывающий полог, чтобы посмотреть на спящего ребенка, сосредоточенность в фигуре Иосифа - все глубоко продумано. Простота быта и облика людей не делают картину приземленным. Рембрандт умеет в повседневности жизни увидеть не мелкое и обыденное, а глубокое и непреходящее. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна.

Вирсавия (1654)



Согласно Библии, Вирсавия была женщиной редкой красоты. Царь Давид, прогуливаясь по крыше своего дворца, увидел внизу купающуюся Вирсавию. Ее муж, Урия, находится в то время вдали от дома, на службе в армии Давида. Вирсавия не пыталась соблазнить царя. Но Давид соблазнился красотой Вирсавии и приказал, чтобы ее доставили во дворец. В результате их отношений она забеременела и родила сына Соломона. Позже Давид написал командиру армии, где воевал Урия, письмо, в котором приказал поставить Урию там, где будет "самое сильное сражение, и отступите от него, чтобы он был поражен и умер". Действительно, так и случилось, и Давид впоследствии женился на Вирсавии. Их первый ребенок прожил всего несколько дней. Давид позже раскаивался в содеянном. При всем своем высоком положении самой возлюбленной из жен Давида Вирсавия заняла место в тени и вела себя достойным образом. Давид короновал Соломона, сына Вирсавии, на царство. Вирсавия была мудрой женщиной и всегда надеялась на бога. По отношению к Давиду она стала верной и любящей женой и хорошей матерью своим детям - Соломону и Нафану.

Юнона


Художник изобразил в образе Юноны Саскию, свою жену. Юнона - древнеримская богиня брака и рождения, материнства женщин и женской производительной силы. Покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Главный атрибут этой богини - покрывало, диадема, павлин и кукушка. У Рембрандта павлин в левом нижнем углу картины.

Жена Потифара обвиняет Иосифа (1655)


История о библейском патриархе Иосифе рассказывается в книге Бытие. Еще в родительском доме Иакова и Рахили их любимый сын Иосиф выступает как сновидец. Отец выделяет Иосифа среди братьев, и они, завидуя его особому положению и красивой одежде, продают Иосифа в рабство караванщикам, направляющимся в Египет. В Египте Иосиф служит рабом у богатого вельможи Потифара, начальника телохранителей фараона. Потифар доверяет Иосифу весь свой дом, но жена Потифара покушается на его целомудрие, и Иосиф убегает, оставив в руках женщины свою одежду. Жена Потифара, влюбившись в Иосифа, и не добившись взаимности, обвиняет его в изнасиловании. В тюрьме, куда отправили Иосифа, вместе с ним находятся хлебодар и виночерпий царя. Иосиф толкует их сны, согласно которым хлебодар будет казнен, а виночерпий прощен через три дня. Пророчество Иосифа исполняется, и виночерпий вспоминает о нем, когда египетские жрецы затрудняются истолковать сон фараона о семи тучных коровах, пожранных семью тощими и о семи хороших колосках, пожранных тощими. Вызванный из тюрьмы Иосиф толкует сон как предвестие того, что после ближайших семи лет хорошего урожая придет семь лет жестокого недорода. Он советует фараону назначить доверенное лицо для создания запасов на время голода. Фараон назначает доверенным лицом Иосифа, жалует его своим перстнем, дает ему египетское имя, а в жены - египтянку Асенеф, дочь жреца из Гелиополя.

Женщина, купающаяся в ручье


На картине Рембрандт полностью отказался от классического идеала обнаженной женской фигуры. Здесь он изобразил Хендрикье, свою вторую жену, раздевающейся перед купанием, вопреки всем канонам красоты. Золотое одеяние лежит у кромки воды, а милая молодая женщина, стыдливо поднимая рубашку, входит в холодную воду. Она будто возникает из коричневой темноты, ее застенчивость и скромность читаются и в легко написанном лице, и в руках, поддерживающих рубашку.

Аллегория музыки (1626)

Женщина. примеряющая серьги (1654)

Побиение камнями святого Стефана


Поклонение волхвов

Портрет Дирка Яна Пессера (ок.1634)

Портрет Мартье Мартенс Домер

Портрет мужчины (1639)

Семейный портрет (1666-1668)


Портрет старика в красном (ок.1654)

Портрет Титуса (сына художника)

Урок анатомии (1632)


Венера и Амур (1642)

Юная Саския (1633)

Рембрант Харменс ван Рейн (1606- 1669), нидерландский живописец.

Поступив в Лейденский университет в 1620 г., Рембрандт вскоре оставил его и стал учиться живописи. В 1625-1631 гг. он работал в родном городе. Основными в его творчестве раннего периода были картины на религиозные сюжеты, а также .

1632 год оказался для Рембрандта счастливым. Он переехал в Амстердам и женился на богатой горожанке Саскии ван Эйленбург, а полотно «Урок анатомии доктора Тюлпа» принесло молодому живописцу всеобщее признание.

Для мастера началось самое благополучное в его жизни десятилетие. У него появилось множество учеников (школа Рембрандта). В этот период им написаны такие шедевры, как «Автопортрет с Саскией» (1635 г.) и «Даная» (1636 г.).

Чрезвычайно жизнерадостное искусство Рембрандта 30-х гг. сочетает в себе опыт мастеров Возрождения и барокко и новаторский подход к классическим сюжетам.

Период успехов внезапно завершился в 1642 г.: великолепная работа «Ночной дозор» - групповой портрет членов Стрелковой гильдии Амстердама - была отвергнута заказчиками, не оценившими новаций художника и подвергшими его резкой критике.

Рембрандт практически перестал получать заказы, его покинули почти все ученики. В том же году скончалась Саския.

С 40-х гг. Рембрандт отказался в творчестве от театральных эффектов, в его живописи усилилось мистическое, созерцательное начало. Нередко художник обращался к образу своей второй жены - Хендрикье Стоффельс.

Глубиной, спокойствием и эмоциональной насыщенностью отмечены картина «Святое семейство» (1645 г.), серия автопортретов, лучшие пейзажи. Но неудачи продолжали преследовать Рембрандта: в 1656 г. он был объявлен несостоятельным должником, имущество распродано с аукциона, а семья перебралась в скромный дом в еврейском квартале Амстердама.

Заказанное ратушей полотно «Заговор Юлия Цивилиса» (1661 г.) разделило судьбу «Ночного дозора». В 1663 г. художник похоронил жену и сына.

Несмотря на ухудшение зрения, Рембрандт продолжал писать картины. Своеобразным итогом его творчества стал холст «Возвращение блудного сына» (1668-1669 гг.).

Искусство делает нашу жизнь интересней и прекрасней. Есть люди, которые останутся в памяти на долгие века, работа которых будет наследоваться все новыми поколениями.

Прочитав эту статью, вы станете ближе к пониманию наследия мирового искусства, которое оставил после себя великий мастер - художник Рембрандт ван Рейн.

Биография

Сегодня его называют мастером теней, а также человеком, который мог положить абсолютно любую эмоцию на полотно. Далее ознакомимся с тем жизненным путём, который ему пришлось пройти.

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606-1669) родился в Нидерландах, в городе Лейдене. С юных лет его интересовала живопись, и с 13 лет он учился изобразительному искусству у Якоба ван Сваненбюрха, который являлся историческим живописцем.

После этого, известно, что Рембрандт в 17 лет учился у Питера Ластмана, приехав в Амстердам. Его учитель специализировался на библейских мотивах и мифологии.

Занялся своим делом

Уже к 21 году Рембрандт ван Рейн вместе со своим другом открыл мастерскую по рисованию и проводил регулярные наборы учеников и занятия по изобразительному искусству. Прошло буквально несколько лет, и он стал популярен среди окружающих как мастер своего дела.

Вместе со своим другом Ливенсом они уже в то время творили шедевры, и их заметил Константин Гюйгенс, который был секретарём у принца Оранского. Картину с Иудой тот назвал одним из лучших произведений искусства античности. Он сыграл большую роль в становлении художника, помогая наладить контакты с богатыми клиентами.

Новая жизнь в Амстердаме

К 1631 году Рембрандт ван Рейн уже полностью переехал жить в Амстердам. Жизнь в этом городе была полна заказов весомых клиентов, которые увидели в нём великого молодого художника. В это время его друг уехал учиться в Англию, где также старался добиться успеха под покровительством нового педагога.

Тем временем художник начинает увлекаться изображением лиц. Его интересует мимика каждого человека, он пытается экспериментировать с нарисованными головами людей. Рембрандт ван Рейн умел точно передать всё то, о чём говорили глаза человека, с которого он писал шедевр.

Именно портреты в то время принесли художнику коммерческий успех. Кроме этого, увлекался он и автопортретами. Можно найти множество его работ, где он изображал себя в воображаемых костюмах и одеяниях, интересных позах.

Время славы

Всеобщее признание в Амстердаме Рембрандт Харменс ван Рейн обрел после написания картины “Урок анатомии доктора Тульпа” в 1632 году, где он изобразил хирургов, которых доктор учил препарировать на примере трупа.

Если посмотреть на эту картину, то можно заметить ту тонкую грань, с помощью которой мастер изобразил выражение лица каждого из них. Это не просто лица людей, он сумел передать общую настороженную эмоцию целой группы учеников.

А то, как он изобразил тень в картине, поразило многих экспертов того времени. Они в один голос начинали говорить о том, что Рембрантд Харменс ван Рейн повзрослел вместе со своими картинами.

Можно сказать, что это время считается одним из самых благоприятных в жизни молодого художника. После брака с Саскией ван Эйленбюрх в 1634 году заказы посыпались на голову с такой скоростью, с которой он не успевал рисовать.

В первые годы жизни в новом городе более 50 картин успел написать молодой Рембрандт ван Рейн. Картины были особенные и яркие, про его творения не раз вспоминали писатели. К примеру, Йост ван ден Вондел, тогдашний известнейший поэт и драматург, отдал дань уважения автору в своих стихах о написанном им портрете Корнелиса Ансло.

На тот момент денег ему хватило, чтобы купить собственный особняк. Увлекаясь искусством и изучением работ классиков и других мастеров, он заполнял свой дом известными как произведениями современников, так и творениями античных времён.

Семейная жизнь

Сегодняшние художественные критики отмечают хорошие работы того времени, которые писал Рембрандт ван Рейн. Картины его жены Саскии в различной одежде и на разном фоне говорят о том, что мастер полностью созрел и начал создавать своё искусство на полотнах.

Было и горе - трое детей, которые появились у него во время брака, умерли в маленьком возрасте. Но в 1641 году у пары родился сын Титус, который был отдушиной молодых родителей. То бурное время отлично отпечаталось на картине художника “Блудный сын в таверне”.

Неприятное событие

Как и в ранние годы, воображение великого художника всегда подталкивало его на создание картин с определёнными библейскими сюжетами. Чего только стоит его картина “Жертвоприношение Авраама”, которую он написал в 1635 году! Так чётко переданы эмоции и настроение, начинаешь переживать, что стоит моргнуть, как сразу нож вонзится в плоть.

В современном искусстве такое чувство удаётся передать только фотографам, которые делают чёткий снимок в движении. Действительно, поражает его умение отобразить атмосферу ситуаций, обработанных воображением великого мастера.

Начало проблем

На смерти жены не закончились неудачи художника. Взгляды художника постепенно менялись. Постепенно пропадал тот молодой Рембрандт ван Рейн, творчество которого восхищало современников.

В 1642 году получил великолепное предложение написать портрет мушкетёров, который должен был быть размещён в новопостроенном здании Стрелкового общества. Это была одна из самых больших картин, которую когда-либо писал мастер - она достигала четырёх метров.

По видению заказчиков художник должен был создать обычный портрет солдат, который бы излучал силу и уверенность. К сожалению, художник Рембрандт ван Рейн выполнил задание по-своему.

Как видно на картине “Ночной дозор”, которая приведена ниже, его произведение трудно назвать портретом. На полотне изображена целая сцена подготовки стрелковой роты к внезапному походу.

Причём можно заметить, как застыло движение в картине. Это отдельный кадр из жизни солдат. Было много негодования от заказчиков по этому поводу. Некоторые мушкетёры были отодвинуты на задний план, а кто-то и вовсе был запечатлён в неловкой позе.

Кроме того, резкая игра света и тени, которую, пожалуй, никто бы не смог так ярко и смело изобразить на полотне, также не вызвала восхищения.

После этого Рембрандт ван Рейн, произведения которого ещё вчера считались одними из наилучших, стал становиться не интересным высокопоставленной публике. А это значило в то время, что и дорогие заказы делать у него никто не будет.

Теперь представьте себе человека, который жил всю жизнь на широкую ногу, а потом резко потерял источник доходов. Разве он сможет уже отказаться от привычной жизни?

Современность требовала детализации картин

От него постепенно уходят ученики. Видение Рембрандта постепенно становится не соответствующим моде того времени - новые веяния шли в сторону максимальной детализации. То есть если бы художник начал рисовать так, как он это делал в молодости, то на него был бы немалый спрос.

Но жизнь непредсказуема, так же, как и настоящая творческая личность. Его рука обретала твёрдость, ему нравилось играть с тенью, размывая чёткие грани объектов.

Невозможность хорошо зарабатывать сказалась на его финансовом положении. Учитывая то, что его покойная жена была дамой из богатой семьи, её приданое перешло полностью в его владения. И, не имея заработка, он просто его тратил, или “прожигал”, на свои нужды.

В завершение сороковых годов 17 века он сошёлся со своей служанкой Хендрикье. Её можно заметить на некоторых его картинах. В то время законы были строги по отношению к семейным узам, и его муза была осуждена судом, когда у них появилась на свет малышка Корнелия.

Трудно найти известные полотна этого периода жизни художника. Он постепенно отходил от много содержащих мотивов и сцен, которые писал в недалёком прошлом.

Но он, как творческий человек, проявлял себя и в других сферах. На тот момент он уже мастерски выполнял офорты. Ему понадобилось целых 7 лет, чтобы завершить шедевр под названием “Христос, исцеляющий больных”.

Он смог продать его за достаточно большие для того времени 100 гульденов. считается самым лучшим из тех, которые смог сотворить Рембрандт.

Закат Рембрандта

Пожилой художник всё чаще сталкивался с материальными проблемами. В 1656 он стал полным банкротом, передав всё своё наследство сыну. Жить стало не на что. Год спустя ему пришлось продать своё поместье. Вырученные деньги помогли ему перебраться на тихую окраину Амстердама. Он устроился в еврейском квартале.

Самым близким для него человеком во время его старости был сын. Но Рембрандту не повезло, ведь он дожил до его смерти. Больше выносить удары судьбы он не смог и через год также скончался.

Сегодняшний Рембрандт

Искусство никогда не умирает. Творцы живут в своих работах, в частности, художники всегда являются частью их полотен. Сущность человека передаётся в его стиле и мастерстве написания картин.

На сегодняшний день Рембрандт ван Рейн считается художником с большой буквы и признан всеми критиками. Его работы достаточно высоко ценятся. К примеру, в 2009 году на аукционе его картина “Поясной портрет неизвестного мужчины, стоящего подбоченясь”, написанная в 1658 году, была продана за рекордную цену - 41 миллион долларов США (в пересчёте по курсу того времени).

Также по достоинству оценена его картина “Портрет пожилой женщины”, которую в 2000 году удалось продать примерно за 32 млн дол. Это полотно язык даже не поворачивается назвать “картиной”. Оно похоже просто на большую фотографию - так сильно детализировать лицо мог только великий мастер.

Такие люди, как Рембрандт Харменс ван Рейн, действительно вдохновляют. И необязательно становиться именно художником, нужно просто делать то, что тебе нравится, и главное - от души.